Рефераты. Права подозреваемого и гарантии их реализации в уголовном процессе






3.                принятие необходимых дополнительных мер, вытекающих из сущности избранной меры пресечения.

Органы расследования и прокурор об избрании меры пресечения выносят мотивированное постановление, а суд – определение (См. Приложение Ж).

Если суд принимает решение об избрании меры пресечения при вынесении приговора, то оно излагается в резолютивной части приговора.

При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого, а несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого – во всех случаях.

Максимальное обеспечение прав личности при заключении под стражу возможно двумя основными способами:

1)     изменение условий содержания в следственных изоляторах;

2)     совершенствование процессуального законодательства по данному вопросу.

         Условия содержания и права подозреваемого во время нахождения под стражей устанавливает закон Украины «О предварительном заключении» от 30 июня 1993 года [51]. Статья 9 этого закона устанавливает какими правами могут пользоваться лица, взятые под стражу. Они имеют право на  защиту, право знакомиться с правилами содержания под стражей, на  ежедневную  прогулку  продолжительностью  один  час. Беременным женщинам и женщинам, которые имеют при себе детей, несовершеннолетним, а  также больным с разрешения  врача  и  по их  согласию  продолжительность  ежедневной прогулки увеличивается до двух часов. Имеют право получать передачи или посылки без ограничений, денежные переводы, пользоваться телевизорами, полученными от родственников или  других лиц, настольными играми, газетами и книгами  из  библиотеки  места предварительного заключения и приобретенными через торговую сеть и другие права, пользоваться  собственной  одеждой  и  обувью,  иметь  при   себе документы и записи, которые касаются уголовного дела.

Сегодня условия содержания задержанного (подозреваемого в совершении преступления), намного хуже условий содержания уже осужденного преступника. Содержание лиц, которым избрано в качестве меры пресечения заключение под стражу, также нищенское. Мирится с таким положением нельзя.

Наряду с резким улучшением условий в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах целесообразно, по мнению многих ученых, разнообразить характер мест для содержания подозреваемых и обвиняемых.

Рассуждая об эффективности мер пресечения в уголовном процессе и минимальном ограничении прав личности, можно обратится к опыту других стран и к нашей истории. Речь идет о том, чтобы в законодательном порядке расширить меры пресечения, включив в него, например, домашний арест, который позволяет успешно сочетать необходимую превенцию с минимумом принуждения. По мнению Глебова В.Г., домашний арест может быть осуществлён по разному: путём выставления поста по месту жительства подозреваемого или обвиняемого, с одновременным (если требуется) отключением телефона и наложением ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию; путём эпизодической проверки выполнения установленных ограничений (своего рода «нахождение под надзором»). И пусть не пугают стоимость и кажущаяся сложность применения  домашнего ареста или нахождения под надзором в качестве меры пресечения – ведь расходы на содержание персонала и зданий СИЗО гораздо существеннее [52, c.68-73].

Баишев Ж.Н. предлагает не только «домашний арест», но арест в больнице, гостинице и других местах под эффективным надзором. А также предлагает такие виды надзора над подозреваемым, как автоматическая запись всяких разговоров по телефону и использование такой записи в качестве источника доказательств [53, c. 65-68].

В настоящее время на рассмотрение Верховной Раде Украины внесён проект закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины относительно урегулирования оснований, порядка и сроков содержания под домашним арестом и под стражей лиц, которые подозреваются или обвиняются в совершении преступлений». Данный проект предлагает дополнить ст. 1542, 1651, 1652, 1653 УПК и ввести понятие «домашний арест».

Домашний арест, согласно этому законопроекту, заключается в запрещении оставлять жилище в течение суток или в определенный период суток. В случае, когда домашний арест применяется на срок больше, чем на семь дней, лицу позволяется оставлять жилище на определенный период (для выполнения постоянной или временной работы, обучения). В необходимых случаях позволяется оставлять жилище для получения медицинских услуг.

Срок содержания лица под домашним арестом не может продолжаться больше двух месяцев. В необходимых случаях этот срок по предоставлению прокурора может быть продлен судьей до трёх месяцев. По окончании установленного срока эта мера пресечения  отменяется или заменяется другой в порядке, предусмотренном законом [54, c.3].

Что касается совершенствования процессуального законодательства по данному вопросу, важно сначала определить соотношение целей и оснований применения мер пресечения, в частности заключения под стражу.

Меры пресечения могут быть применены, как уже упоминалось, для того чтобы воспрепятствовать подозреваемому скрыться от органов дознания, следователя или суда или воспрепятствует восстановлению истины по уголовному делу, уклониться от наказания, продолжить преступную деятельность (ст.148 УПК Украины).

Однако, внимательно изучив названные нормы права, нельзя не заметить подмены оснований мер пресечения их целями.

Несмотря на существующее в законе указание о необходимости достаточных оснований полагать, что подозреваемый совершит противоправные действия, решение о применении меры пресечения принимаются в ряде случаев именно только лишь в интересах следователя, по принципу: «цель оправдывает средства».

У подозреваемого существует право на обжалование процессуального решения следователя в части лишения свободы. При реализации данного права задержанный как лично, так и с помощью защитника, при подготовке жалобы учитывают достоверность факта виновности или невиновности лица, подвергшегося мерам процессуального принуждения, связанных с лишением свободы.

Между тем этот момент не может рассматриваться в отрыве от состояния здоровья, семейного положения, данных, характеризующих личность задержанного, содержащегося под стражей. Поэтому в перечень обстоятельств, подлежащих обоснованию при обжаловании процессуальных решений следователя о применении мер процессуального принуждения следует включить не только доказательства невиновности или недоказанности вины, но и все другие основания, имеющие значение для целесообразности задержания, ареста и содержания под стражей [44, c.30-31].

В силу ст. 156 УПК Украины содержание под стражей при расследовании дела не может превышать более 2 месяцев. Этот срок может быть продлён районным, городским прокурором, военным прокурором армии, флотилии, соединения, гарнизона и приравненным к ним прокурором в случае невозможности закончить расследование и при отсутствии оснований для изменения меры пресечения – до 3 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено лишь ввиду особой сложности дела прокурором Республики Крым, области, города Киева, военным прокурором округа, флота и приравненным к ним прокурором – до 6 месяцев со дня заключения под стражу. Срок содержания свыше 6 месяцев может быть продлён заместителем Генерального прокурора Украины – до одного года и Генеральным прокурором – до полутора лет.

Дальнейшее продление срока не допускается, содержащейся под стражей обвиняемый подлежит немедленному освобождению [3, ст.156].

Нуждается в совершенствовании и не обеспечивает полностью соблюдение прав человека и существующий порядок продления сроков содержания под стражей. Ч.1 ст. 156 УПК Украины в качестве основания для продления сроков содержания под стражей до 3 месяцев районным (городским) прокурором и приравненными к нему прокурорами предусматривает невозможность окончания расследования и отсутствие оснований для изменения меры пресечения. Вне поля зрения при этом остаются такие принципиальные моменты, как многоэпизодность и особая сложность дела.

Понятие «невозможность окончания» достаточно аморфно и может включать самые различные причины, в том числе загруженность следователя по другим уголовным делам, находящимся в его производстве, неопытность следователя, факторы сугубо технического порядка. В результате жизнь человека, здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность, признаваемые ст.3 Конституции Украины наивысшей социальной ценностью, в контексте ч.1 ст.156 УПК Украины трансформируются в нечто второстепенное.

Необходимо выделить в качестве приоритетного основания для продления срока содержания под стражей особую сложность дела, увязывая её с отсутствием оснований для изменения меры пресечения. В настоящее время сложность дела учитывается лишь в случае продления срока содержания под стражей прокурором области и приравненных к нему прокурорами.

Для обеспечения реальности обеспечения уголовно-процессуальных средств защиты прав и законных интересов содержащегося под стражей лица немаловажно определиться в конкретизации понятий «особая сложность дела» и основания полагать, что лицо, находясь на свободе, «может скрыться от следствия и суда», «воспрепятствовать установлению истины по делу».

Пункт 13 Переходных положений Раздела XV Конституции Украины зарезервировал на 5 лет после вступления в силу Основного закона существующий порядок содержания под стражей. Учитывая, что этот срок очень скоро истечет, весьма актуальным является разработка такого процессуального механизма продления срока содержания под стражей, который бы полностью соответствовал принципу разделения власти в Украине. То есть решение о продлении срока заключения под стражей должен принимать только суд.

Одновременно должна быть задействована система сдерживаний и противовесов,  предполагающая наделение лица, содержащегося под стражей, правом обжаловать в вышестоящий суд решение судебной инстанции, продлившей срок содержания под стражей.

Достаточно сложным представляется законодательное закрепление обязанности лица, ходатайствующего о продлении срока содержания под стражей, в каждом конкретном случае детально мотивировать его. Тем не менее, этот вопрос разрешим путем соответствующих руководящих разъяснений Пленумом Верховного Суда Украины. Постановление Пленума могло бы предусматривать в качестве безусловного основания для изменении меры пресечения на более мягкую отсутствие конкретики в ходатайстве о продлении срока содержания под стражей при раскрытии таких понятий, как возможность скрыться от следствия и суда, воспрепятствование установлению истины по делу, в то же время, аргументированное опровержение доводов в этой части со стороны содержащегося под стражей лица – веское основание для освобождения его из-под стражи.

Таким образом, гарантией соблюдения прав подозреваемого при применении к нему в качестве меры пресечения заключение под стражу является наличие действенного процессуального механизма, который мог бы включать в себя:

1.     предоставление реальных возможностей задержанному, содержащемуся под стражей своевременно обжаловать в суд свое задержание, возможность обжалования в вышестоящем суде ареста и содержания под стражей;

2.     строгое соблюдение следователем требований уголовно-процессуального закона в части его обязанности дать развернутую мотивировку по существу принимаемого решения;

3.     вменение в обязанность лица, производящего дознание, следователя, удовлетворять ходатайства задержанного лица о приобщении к делу материалов, свидетельствующих о его невиновности или смягчающих ответственность.






3.4     Иные меры пресечения в отношении подозреваемого



Проанализировав украинское законодательство можно критически оценить ряд положений существующего закона, прежде всего касающихся применения органами предварительного следствия таких мер процессуального принуждения, как меры пресечения.

Меры пресечения – меры процессуального принуждения, ограничивающие свободу передвижения обвиняемого (подозреваемого), применяемые с целью пресечь возможность скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать установлению объективной истины и осуществлению правосудия, а также продолжить преступную деятельность.

Мерами пресечения являются:

1.     заключение под стражу;

2.     подписка о невыезде;

3.     личное поручительство;

4.     поручительство общественной организации;

5.     залог;

6.     наблюдение командования воинской части;

7.     передача несовершеннолетнего под надзор родителей, опекунов, попечителей, администрации детского учреждения.

Меры пресечения применяются следователем, органом дознания, прокурором и судом при наличии к тому необходимых фактических и юридических оснований.

Вопрос о наличии достаточных оснований для применения меры пресечения решает в каждом конкретном случае лицо, производящее дознание и расследование дела, прокурор и суд. Лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд вправе, но не обязаны применить меру пресечения. О применении меры пресечения лицо, производящее дознание, следователь и прокурор выносят мотивирование постановление, а суд – определение, или же этот вопрос решается в приговоре. Вышеуказанные документы являются юридическим основанием избрания меры пресечения.

Следует сказать, что при применении мер пресечения, даже не связанных с лишением свободы, необходимо четко соблюдать требования закона для того, чтобы обеспечить права подозреваемого. Тем не менее, на практике часто возникают проблемы реализации личных прав подозреваемого при применении мер пресечения. Поскольку заключение под стражу как мера пресечения в этой работе уже раскрыта, рассмотрим остальные. 

Подписка о невыезде

Эта мера пресечения состоит в принятии от обвиняемого или подозреваемого письменного обязательства о том, что он не будет отлучаться с места постоянного жительства или с места временного нахождения без разрешения следователя. Пример подписки о невыезде можно увидеть в Приложении З.

Подписка о невыезде применяется к лицам, вероятность уклонения которых от суда и следствия незначительна, но не исключена полностью. Эта самая распространённая мера пресечения в отношении подозреваемого. Решение об избрании этой меры пресечения оформляется в форме постановления.

Личное поручительство

Эта мера пресечения состоит в отобрании от лиц, заслуживающих доверие, письменного обязательства о том, что они ручаются за надлежащее поведение и явку обвиняемого по вызову и обязуются при необходимости доставить его в органы дознания, предварительного следствия или в суд по первому об этом требованию. Число поручителей определяет следователь, но их не может быть меньше двух. Поручитель ставится  в известность о сущности уголовного дела и о том, что в случае отклонения обвиняемого от следствия на поручителя может быть наложено денежное взыскание.

Личное поручительство применяется только лишь при наличии заявления лиц, пожелавших взять на себя такие обязательства.

Поручительство общественной организации или трудового коллектива

Сущность этой меры пресечения заключается в том, что общее собрание коллектива или общественной организации выносит постановление о том, что данная организация или коллектив ручается за надлежащее поведение и своевременную явку обвиняемого в орган дознания, к следователю и в суд ( ст. 154 УПК Украины). Организация или коллектив должны быть ознакомлены с характером обвинения, предъявляемого лицу, которое передаётся им на поруки.

       Если обвиняемый выбывает из общественной организации или коллектива либо они не в состоянии обеспечить выполнение взятых на себя обязательств, то они вправе отказаться от взятых на себя обязательств и мера пресечения замениться другой мерой пресечения.

Залог

Достаточно новой мерой пресечения в украинском уголовно-процессуальном законодательстве является залог. Он состоит во внесении на депозит органа предварительного расследования либо суда подозреваемым или обвиняемым денег или других материальных ценностей в целях обеспечения подобающего поведения, выполнения обязательства не отлучаться с постоянного места жительства или с места временного нахождения без разрешения следователя или суда. Также подозреваемый, в отношении которого избрана такая мера пресечения как залог обязан являться по вызову в орган расследования и суд.

Размер залога устанавливается органом, применяющим данную меру пресечения. При определении размера залога учитывается обстоятельства уголовного дела. Так, например, в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении тяжкого преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет залог устанавливается в размере одной тысячи не облагаемых налогом минимумов граждан; в отношении других лиц – пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Однако во всех случаях размер залога не должен быть ниже размера гражданского иска, обоснованного достаточными доказательствами (если он имеется по делу).

Если подозреваемый, обвиняемый или подсудимый нарушили принятые на себя обязательства, залог обращается в доход государства. Вопрос об обращении залога в доход государства решается судом в судебном заседании при рассмотрении дела или в отдельном судебном заседании. Позже судом решается вопрос о возвращении залога залогодателю. Если залог был внесен лично подозреваемым, обвиняемым или подсудимым, то он  может быть обращен судом во исполнение приговора в части имущественных взысканий.

Нужно отметить, что указанная мера очень уже давно активно используется во многих демократических государствах. В уголовном процессе Украины же она появилась сравнительно недавно. В ноябре 1996 года в УПК Украины была внесена соответствующая норма (ст. 1541). Однако сегодня эта мера пресечения применяется очень редко. Объяснить можно данное положение двумя причинами. Первая (субъективная) заключается в том, что следователи, прокуроры, которые расследуют уголовные дела предпочитают действовать старыми, «проверенными временем» способами. В основном применяются заключение под стражу или подписка о невыезде. Вторая причина (объективная) состоит в том, что украинское государство сейчас находиться на стадии становления, в результате в обществе идут большие преобразования во всех сферах жизнедеятельности и как следствие, наблюдается низкое социальное и материальное положение людей. Другими словами, лица, которые попадают под следствие, очень часто не могут внести в качестве залога довольно большую сумму.

Наблюдение командования воинской части

Данная мера пресечения применяется с целью обеспечить надлежащее поведение военнослужащего, а также явку обвиняемого по вызову следователя в суд.

Командование воинской части письменно уведомляет орган, избравший меру пресечения об установлении наблюдения за обвиняемым.

Военнослужащие, в отношении которых избрана данная мера пресечения, лишаются на это время права ношения оружия, постоянно пребывают под наблюдением своих начальников и суточного наряда, не направляются на работу вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.