Осужденным, являющимся безработными в местах лишения свободы, пособие по безработице не выплачивается, а действие добровольного медицинского страхования приостанавливается до окончания срока пребывания в исправительных учреждениях.
Правовой статус осужденных видоизменен не только под воздействием ограничений, определяющих содержание лишения свободы, но и ограничений, составляющих своеобразный принудительный правопорядок исполнения наказания. К их числу следует отнести ограничения прав осужденных, установленные законом в целях предупреждения преступлений и иных правонарушений в местах лишения свободы. Это прежде всего запрет хранения осужденными при себе денег и ценных вещей, а также предметов, запрещенных к использованию в исправительных учреждениях. Осужденные в этих же целях подвергаются личному обыску, их корреспонденция подлежит цензуре, а посылки, передачи и бандероли - досмотру. Осужденные носят одежду установленного образца. Имеются и другие нормы, устанавливающие ограничения общегражданских прав осужденных в целях предупреждения преступлений.
Анализируя правовое положение осужденных к лишению свободы, следует отметить, что некоторые правоограничения устанавливаются в нормах государственного, гражданского, трудового, жилищного и иных отраслей законодательства.
Так, политическая свобода осужденных реализуется ими не в полном объеме вследствие действия ст.32 ч.З Конституции Российской Федерации, устанавливающей ограничения избирательных прав лишенных свободы. В указанной части статьи устанавливается, что не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
В ст. 14 УИК РФ установлены особенности реализации осужденными свободы совести. Осужденным гарантируется свобода совести и вероисповеданий. Они вправе исповедовать любую религию, но при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка, а также ущемляться права других лиц.
К лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, по их просьбе приглашаются служители культа при отсутствии угрозы безопасности последних. В исправительных учреждениях осужденным разрешается отправление религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация учреждений выделяет соответствующие помещения.
Иные политические права и свободы осужденного к лишению свободы реализуются ими в обычном порядке, поскольку в законодательстве не установлены для осужденных какие-либо ограничения. Не является основанием ограничения правового статуса осужденных к лишению свободы действия изоляции от общества, ибо изоляция не может существовать в иной форме, чем совокупность установленных в законе ограничений общегражданских прав и свобод осужденного. Вместе с тем в федеральных законах Российской Федерации следует предусмотреть ограничения или особенности реализации осужденными к лишению свободы права на проведение митингов, демонстраций и уличных шествий, права на объединение в общественные организации, включая создание профессиональных союзов для защиты своих интересов.
В нормах гражданского права установлен упрощенный порядок расторжения брака осужденными. Это правоограничение установлено в целях защиты интересов той стороны в брачном контракте, которая не осуждена к уголовному наказанию. Имеется ограничение в основаниях сохранения за осужденными к лишению свободы права на жилую площадь. В ст.60 Жилищного кодекса РСФСР установлено, что договор найма жилого помещения осужденного к лишению свободы на срок свыше шести месяцев расторгается с момента вступления приговора в законную силу. Для других граждан, не проживающих на жилой площади по неуважительной причине, такой срок установлен в шесть месяцев.
Однако большая часть общегражданских прав и свобод осужденного реализуется в установленном для граждан России порядке. Так, осужденные к лишению свободы могут приобретать через книготорговую сеть литературу, письменные принадлежности, имеют право подписки на газеты и журналы. Закон не ограничивает получение осужденными свиданий с адвокатами и получение ими иной юридической помощи. Осужденные к лишению свободы вправе обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, общественные организации и к должностным лицам. Обращения осужденных, адресованные в прокуратуру, суд и государственные органы, обладающие правом контроля за деятельностью исправительных учреждений, просмотру не подлежат и не позднее чем в суточный срок (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности (ст. 15 УИК РФ).
Имеется много общего и в условиях труда осужденных и граждан Российской Федерации. Несмотря на то, что осужденные к лишению свободы ограничены в свободе выбора труда и ряде трудовых прав, администрация исправительных учреждений привлекает их к труду с безусловным соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, установленных законодательством о труде. Это свидетельствует о проявлении заботы государства о сохранении здоровья осужденных к лишению свободы, что облегчит их социальную приспособляемость к условиям жизни общества.
Следует учитывать и то, что осужденным начисляется заработная плата в соответствии с количеством и качеством труда по нормам и расценкам, действующим на аналогичных производствах. К заработной плате начисляются районный и иные виды коэффициентов, выплачиваются премии из фонда заработной платы и фонда премиального вознаграждения. Кроме того. осужденным может быть оказана материальная помощь, в том числе из внебюджетных фондов.
Осужденным к лишению свободы может быть разрешено занятие индивидуальной трудовой деятельностью (ст. 103 УИК РФ).
Следует учитывать также и то, что осужденные к лишению свободы пользуются гражданскими правами и свободами. Например, право наследования и распоряжения имуществом, находящимся за пределами исправительного учреждения, осуществляется в рамках его гражданской правоспособности. Через своих законных представителей осужденный может участвовать в имущественных правоотношениях (в договорах купли-продажи, дарения, мены, залога и т.д.), иметь на правах частной собственности вещи, ценности, недвижимое имущество, если оно не конфисковано по приговору суда.
Большой блок правового статуса осужденных к лишению свободы занимают их специальные права, законные интересы и обязанности. Причем объем специфических прав, законных интересов и обязанностей осужденных зависит от вида исправительного учреждения, поведения осужденных и ряда других факторов. Так, законодательством устанавливаются специфические права, законные интересы и обязанности осужденных в области материально-бытового обеспечения, проведения с ними воспитательной работы. К указанным элементам следует отнести и правовые статусы осужденных, отбывающих меру дисциплинарного наказания в штрафном изоляторе и помещении камерного типа, переведенных в локально-профилактический участок и т.д. К числу специфических элементов правового статуса осужденных следует отнести их обязанности, обусловленные необходимостью соблюдения правил внутреннего распорядка: например, бережное отношение к государственному имуществу, содержание в чистоте жилых помещений, запрещение курения в неотведенных для этого местах. Осужденные также обязаны иметь опрятный внешний вид, быть вежливыми в обращении с администрацией и другими осужденными.
Подводя итог рассмотрению правового положения осужденных к лишению свободы, можно констатировать, что осужденные как граждане Российской Федерации обладают общегражданскими правами и свободами, установленными Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами»[8].
4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С
ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА
Правовой статус отдельных категорий осужденных имеет существенные отличия, обусловленные особенностями отбываемого ими наказания. Уголовный кодекс Российской Федерации, помимо ареста, лишения свободы и смертной казни как исключительной меры, предусматривает еще 9 видов наказаний, которые можно отнести к числу не связанных с изоляцией осужденного от общества. В зависимости от основной направленности правоограничений, входящих в содержание каждого их этих наказаний, последние можно разделить на три группы.
«Первую из них составляют наказания, направленные на ограничение предусмотренных Конституцией РФ (ст.ст.34-37) прав по свободному распоряжению личным имуществом, землей, заработной платой, а также социальными льготами и преимуществами, предусмотренными законом для определенных категорий граждан: штраф; лишение специального, воинского или почетного звания; конфискация имущества.
Объем ограничений прав и интересов осужденных при исполнении указанных наказаний сравнительно невелик и в основном сводится к неблагоприятным последствиям материального характера, с вытекающими из них юридическими обязанностями. Законные правами интересы осужденных обеспечиваются правом требовать исполнения приговора в точном соответствии с нормами права. Например, при исполнении наказания в виде штрафа осужденный обязан выплатить соответствующую сумму и имеет право требовать, чтобы взыскание штрафа производилось в установленном порядке. Вторую группу составляют наказания, направленные на ограничение вытекающих из ст. 37 Конституции РФ правомочий граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. К числу таких наказаний относятся: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе.
Объем ограничения материальных и духовных благ, выраженных через совокупность прав, законных интересов и обязанностей осужденных, здесь является более существенным, чем при исполнении ранее названных наказаний, входящих в первую группу. Это обусловлено, во-первых, тем, что возможность свободно трудиться относится к числу наиболее значимых для человека гражданских прав и свобод. Во-вторых, ограничение права на труд обычно связано с ущемлением и других конституционных' прав (право на получение соответствующего вознаграждения за свой труд, право на отдых и т.д.). В- третьих, исполнение рассматриваемых наказаний, а значит и ограничение прав и свобод осужденных, осуществляется в течение довольно продолжительного времени, указанного в приговоре суда (иногда на протяжении нескольких лет). В связи с этим специальный правовой статус осужденных приобретает существенные отличия от гражданского.
Например, в соответствии со ст.50 ч.1 УК РФ исправительные работы отбываются по месту работы осужденного. При этом согласно ст.39 ч.1 УИК РФ исправработы отбываются по основному месту работы осужденного. Как указано в ст.40 УИК РФ, он не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы и переквалификации, не имеет права уволиться с работы по собственному желанию, без разрешения органов, ведающих исполнением этого вида наказания.
Продолжительность ежегодного отпуска у осужденных к исправительным работам ограничена восемнадцатью рабочими днями.
Из заработка осужденных к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но в пределах от 5 до 20%, независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. Кроме того, из текста ст.40 УИК РФ вытекают обязанности осужденных, обеспечивающие возможность осуществления в отношении их контроля и воспитательной работы со стороны уголовно-исполнительных инспекций органов внутренних дел, администрации по месту работы. Осужденные обязаны соблюдать установленный порядок отбывания наказания, являться по вызову в органы, исполняющие наказание в виде исправительных работ. Помимо вышеназванных правоограничений, уголовно-исполнительное законодательство содержит ряд норм, направленных на обеспечение законных прав и интересов осужденных, отбывающих исправительные работы. Эти лица при наличии предусмотренных законом условий имеют право на условно-досрочное освобождение от наказания или замену неотбытой части наказания более мягким, право на обжалование наложенного на них взыскания и др.
Третью группу составляют уголовные наказания, направленные на ограничение предусмотренного ст. 27 Конституции РФ права граждан на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. К их числу относятся ограничение свободы, а также содержание в дисциплинарной воинской части.
Согласно ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего совершеннолетия, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Из расположения ограничения свободы в перечне наказаний, содержащемся в ст.44 УК РФ, видно, что оно является более строгим и, следовательно, влечет за собой более существенное ограничение прав и свобод осужденного, чем это имеет место, например, при отбывании исправительных работ. Фактически это обусловлено тем, что ограничение свободы отбывается в специальных учреждениях, то есть в режиме "полусвободы", составной частью которого является надзор.[9]
Как следует из текста ст. 55 УК РФ, наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или контракту на должностях рядового или сержантского состава, и применяется главным образом взамен лишения свободы. При этом из содержания главы 20 проекта Уголовно-исполнительного кодекса РФ видно, что режим содержания осужденных, отбывающих это наказание, во многом сходен с режимом отбывания лишения свободы, например, в том, что касается регламентации труда, свиданий, переписки, краткосрочных выездов за пределы дисциплинарной воинской части и др. В то же время предусмотрены и некоторые отличия в режиме указанных наказаний, которые преимущественно связаны с особенностями и условиями прохождения воинской службы. Подводя итог рассмотрению правового положения осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, можно сделать вывод, что специальный правовой статус этих лиц в большинстве случаев не имеет существенных отличий от общегражданского. Ограничению здесь подлежат лишь отдельные конституционные права и свободы и лишь некоторые категории осужденных существенно поражаются в правах, приближаясь в этом смысле к лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы.
5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ДОГОВОРОВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
В соответствии со ст. 15 ч.4 Конституции РФ "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". В связи с этим ст.З УИК РФ содержит в себе положение о том, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные акты, относящиеся к исполнению наказания и обращению с осужденными.
Вышеупомянутые международные акты можно подразделить на два вида - международные договоры и международные стандарты.
Международные договоры - это соглашения (пакты, конвенции и т.п.) между государствами, обязательные для исполнения всеми участниками. Применительно к рассматриваемому вопросу наиболее известным примером таких договоров является "Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания", принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 года. Она состоит из 33 статей, вступила в силу в 1987 году, ратифицирована и имеет обязательную силу на территории России.[10]
Конвенция категорически запрещает применение пыток, которые не могут быть оправданы ни исключительными обстоятельствами, какими бы они ни были, ни приказом начальника или государственной власти. Каждое государство- участник обеспечивает, чтобы пытки или попытки их применения рассматривались в соответствии с его уголовным законодательством как преступления. Ни одно государство не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.
Конвенция предусматривает создание Комитета против пыток, который вправе осуществлять контроль и проводить международные расследования, когда имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо государства-участника систематически применяются пытки.
Другим примером международных договоров являются соглашения о правовой помощи по уголовным делам и взаимодействии в борьбе с правонарушителями, заключенные Россией с зарубежными государствами. В ряде случаев такие соглашения содержат в себе нормы об обращении с иностранцами, привлеченными к уголовной ответственности и отбывающими наказание на территории нашей страны.
Международные стандарты представляют собой документы, содержащие нормы, принципы и предложения, касающиеся назначения уголовно-правовых мер, обращения с осужденными и деятельности органов, исполняющих наказания. Главная цель этих документов - защита человеческих и гражданских прав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Наряду с этим международные стандарты имеют своими задачами распространение прогрессивного мирового опыта, гуманизацию уголовной политики государств в области обращения с правонарушителями, максимально возможное сужение сферы применения наиболее репрессивных мер - смертной казни, лишения свободы, предварительного заключения П9Д стражу и т.д.
В отличие от международных договоров международные стандарты носят рекомендательный характер. Как указано в ст.З УИК РФ, их положения "реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве при наличии необходимых экономических и социальных условий". Следует подчеркнуть, что Россия стремится к максимальному соблюдению международных стандартов в плане создания соответствующих материальных и иных условий для осужденных в той мере, в какой это способствует достижению целей наказания. Более того, многие международные рекомендации уже реализованы в законодательстве и правоприменительной практике.
«Учитывая многообразие существующих международных стандартов, их можно рассмотреть в рамках определенных классификаций. -
Так, по источникам происхождения международные стандарты можно подразделить на следующие: а) принятые ООН и ее рабочими органами, например Конгрессом по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; б) принятые региональными международными правительственными организациями, например, Европейским Советом, Организацией Африканского Единства; в) принятые международными неправительственными организациями, например, такими, как "Международная амнистия", "Международная тюремная реформа".
В зависимости от характера и масштаба объекта правового регулирования международные стандарты можно подразделить на следующие группы.
1. Стандарты, регулирующие общественные отношения, связанные с обеспечением соблюдения прав и свобод человека, в том числе и осужденных.
Например, такими документами являются: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года (ратифицирован СССР в 1973 году, вступил в силу в 1976 году); Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей в 1989 году; Европейская конвенция по правам человека 1950 года (вступила в силу в 1953 году); Конвенция № 29 "О принудительном или обязательном труде", принятая Международной организацией труда (МОТ) в 1930 году; Конвенция № 105 МОТ 1957 года "Об упразднении принудительного труда".
Страницы: 1, 2, 3, 4