П Л А Н
|I |Введение……………………………………………………………………………. |3 | |II |Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних……………. |4 | | |1. |Общая характеристика…………………………………………………….. |4 | | | |Понятие несовершеннолетнего………………………………………………… |4 | | | |Подследственность по делам несовершеннолетних………………………….. |4 | | | |Профессиональная компетентность лиц, осуществляющих производство| | | | |по делам несовершеннолетних…………………………………………………….. |6 | | |2. |Предмет доказывания по делам о преступлениях | | | | |несовершеннолетних……………………………………………………….. |8 | | | |Возраст несовершеннолетнего…………………………………………………. |8 | | | |Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего………………… |10 | | | |Причины и условия способствовавшие совершению преступления………… |12 | | | |Данные о взрослых подстрекателях и иных соучастников |13 | | | |преступления….. |15 | | | |Выявление умственной отсталости несовершеннолетнего…………………... | | | |3. |Предварительное (досудебное) производство по делам о | | | | |преступлениях несовершеннолетних…………………………………….. |18 | | | |Арест несовершеннолетнего…………………………………………………… |18 | | | |Отдача несовершеннолетнего под присмотр………………………………….. |20 | | | |Особый порядок вызова несовершеннолетнего………………………………. |22 | | | |Участие адвоката (защитника) при производстве по делам | | | | |несовершеннолетнего…………………………………………………………… |23 | | | |Участие законных представителей в производстве по делам | | | | |несовершеннолетних……………………………………………………………. |24 | | | |Участие педагога в допросе несовершеннолетнего…………………………... |25 | | | |Выделение дела о несовершеннолетнем в отдельное производство…………|26 | | | | | | | | |Ознакомление законного представителя несовершеннолетнего |27 | | | |обвиняемого с материалами дела производство………………………………. | | | |4. |Судебное разбирательство по делам о преступлениях | | | | |несовершеннолетних……………………………………………………….. |28 | | | |Особенности судебного следствия по делам несовершеннолетних………….|28 | | | | |30 | | | |Удаление несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного | | | | |заседания.. |31 | | | |Участие в судебном заседании законных представителей | | | | |несовершеннолетнего подсудимого…………………………………………… |33 | | | |Участие в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних | | | | |представителей предприятий, учреждений и организаций…………………... |34 | | | |Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора | | | | |несовершеннолетнему…………………………………………………………... |37 | | | |Освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с | | | | |применением принудительных мер воспитательного |40 | | | |воздействия………………………….. | | | | |Освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с | | | | |направлением в специальное воспитательное или | | | | |лечебно-воспитательное учреждение……. | | | |5. |Семейные суды по делам несовершеннолетних………………………… |42 | |III|Заключение………………………………………………………………………... |45 | | |Список использованной литературы…………………………………………... |46 |
В В Е Д Е Н И Е
Особые процессуальные правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных, психофизических, социально-психологических и иных свойств и состояний лиц не достигших совершеннолетнего возраста.
Включение в УПК главы об особенностях производства по делам несовершеннолетних соответствует международно-правовым обязательствам России. Это Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», 1985 г.).
«Пекинские правила» призваны содействовать повышению воспитательного и предупредительного значения предварительного следствия и судебного разбирательства по делам о преступлениях несовершеннолетних. В данных правилах заключены следующие принципы они: > направлены на то, чтобы любое дело в отношении несовершеннолетнего велось быстро, без каких-либо задержек; > предусматривают возможность прекращения дела по не реабилитирующим основаниям на досудебных этапах с тем, чтобы ограничить негативные последствия судебного разбирательства и приговора (предание огласки содеянного, судимость и др.); > обязывают проводить судебное разбирательство таким образом, чтобы оно отвечало интересам несовершеннолетнего и обеспечивало ему возможность участвовать в нем и свободно излагать свои показания; > требуют, чтобы должностные лица, ведущие производство по этим делам, обладали соответствующей квалификацией; > предписывают уважать право несовершеннолетнего на конфиденциальность, ограждать их от причинении вреда из-за ненужной гласности; > рекомендуют последовательно проводить принцип соразмерности при выборе мер воздействия в отношении несовершеннолетнего, учитывая тяжесть, мотивы и причины совершения деяния, особенности личности и другие обстоятельства дела.
Правила производства по указанным делам нацелены: > на создание дополнительных гарантий полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, > выявления причин и условий совершения преступления несовершеннолетним, > реализации ими своих процессуальных прав, > применения обоснованных и справедливых уголовно-правовых и воспитательных мер воздействия на несовершеннолетнего с учетом данных о его личности и содеянного.
Исходя из этих требований, установленный в Уголовно-Процессуальном кодексе РСФСР порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей и заменяющих их лиц по защите прав и интересов детей и т.д.). Также предусмотрен ряд дополнительных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, предупредительного воздействия судопроизводства.
Порядок производства по делам несовершеннолетних определяется общими правилами УПК, и положениями главы 32 (ст. 392 – 402 УПК РСФСР). К их числу относятся также следующие статьи: п.5 ч.1 ст.5; ст.8; ч.2 ст.18; п.8 ст.34; ч.5 ст.47; п.2 ч.1 ст.49; ч.2 ст.50; ч.3 ст.72; п.4 ст.79; чч.2-4 ст.126; ст.138; ст.234; ч.1 ст.325; ч.2 ст.363 и некоторые другие.
Далее я рассмотрел, в своей работе, сам процесс производства по делам несовершеннолетних, как на предварительном следствии, так и в судебной стадии, а так же особенности производства по делам несовершеннолетних.
ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ
О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПОНЯТИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Несовершеннолетним является лицо, которое к моменту совершения преступления не достигло восемнадцатилетнего возраста. Производство по делам несовершеннолетних применяется также и в следующих случаях, когда лицо, совершившее преступление до достижения 18 лет, а к моменту процессуального действия достигло этого возраста. А также когда часть преступлений совершена им в возрасте до 18 лет, а часть - после достижения совершеннолетия.
Но с момента совершеннолетия правила ст.394, 395, 399, 401, 401.2, 402 не применяются, поскольку на лиц, достигших 18 лет и обладающих полной гражданской дееспособностью, предусмотренные в этих случаях меры и гарантии не распространяются.
ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
По всем делам несовершеннолетних обязательно производство предварительного следствия. Статья 126 УПК РСФСР ранее предусматривала подследственность этих дел следователям органов внутренних дел. В соответствии с Законом РФ от 15 декабря 1996 г. существующая редакция этой статьи предусматривает следующие изменения: > на следователей органов внутренних дел возложено производство по делам несовершеннолетних, перечисленных в ч.1 ст.126 УПК РСФСР (то есть по делам о преступлениях, которые в случаях совершения их совершеннолетними не требовали бы предварительного следствия); > предварительное следствие по делам о преступлениях совершеннолетних, по которым оно обязательно, независимо от возраста обвиняемых, возлагается на следователей того органа, к общей подследственности которого соответствующие дела относятся; > в случаях, предусмотренных последней частью ст.126 УПК РСФСР, подследственность дел, обвиняемыми по которым являются как несовершеннолетние, так и совершеннолетние лица, определяется прокурором.
Выше перечисленное распространяется и на случаи, когда преступление было совершено в несовершеннолетнем возрасте, но к моменту производства лицо достигло совершеннолетия.
«Если в поступившей жалобе по делу частного обвинения содержится просьба о привлечении к уголовной ответственности несовершеннолетнего... судья, возбудив уголовное дело, обязан направить его прокурору для производства предварительного следствия»[1].
Орган дознания также вправе возбудить дело о преступлении несовершеннолетнего и производить по нему неотложные следственные действия в рамках ст.118, 119 и ч.1 ст.124 УПК РСФСР. Но дознание не вправе прекратить такое дело, а обязан передать его следователю.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО ПО
ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В данной части курсовой работы хотелось бы отметить вопрос о профессиональной компетентности лиц, осуществляющих производство по делам несовершеннолетних. Международно-правовые документы предусматривают необходимость обеспечить профессиональную компетентность лиц, осуществляющих производство по делам несовершеннолетних.
Лица, в компетенцию которых входит принятие решений в отношении несовершеннолетних, могут иметь самую различную квалификацию. Все эти лица должны иметь минимальную подготовку в области права, социологии, психологии, криминологии и наук о поведении. Это требование имеет столь же важное значение, как и организационная специализация и независимость компетентного органа власти.
Профессиональная квалификация является необходимым элементом для обеспечения беспристрастного и эффективного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Поэтому необходимо улучшить набор, продвижение и профессиональную подготовку персонала и обеспечить его необходимыми средствами, которые позволяли бы ему соответствующим образом выполнять свои функции.
В целях достижения беспристрастности при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних следует избегать любой дискриминации на политической, социальной, половой, расовой, религиозной, культурной или любой другой основе в отношении отбора, назначения и продвижения персонала в системе правосудия по делам несовершеннолетних.[2]
«На практике применяется специализация следователей, прокуроров и судей по делам несовершеннолетних. В частности, по этим делам рекомендуется вызывать народных заседателей из числа педагогов и иных лиц, имеющих опыт в воспитании молодежи; дела данной категории целесообразно рассматривать под председательством одних и тех же наиболее квалифицированных судей»[3]. «Специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии»[4].
ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ
В соответствии с международными принципами в области прав и свобод человека особые правила производства по делам о преступлениях несовершеннолетних направлены в первую очередь на защиту этих лиц от необоснованного подозрения или обвинения, на справедливое разрешение дела, на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя были всегда соизмеримы как с особенностями его личности, так и с обстоятельствами преступления. С этой целью законом определены обстоятельства, подлежащие установлению по делам о преступлениях совершенными несовершеннолетними (ст. 392 УПК РСФСР).
Статья ст. 392 УПК РСФСР детализирует некоторые положения ст.68 УПК РСФСР. Пленум Верховного Суда РФ, обратил внимание судов[5]: > на обязательность полного, всестороннего и объективного выяснения данных о личности обвиняемого; > выяснение условий его жизни и воспитания; > изучение мотивов преступления; > о причинах и условиях, способствовавших его совершению, в том числе о действиях взрослых, вовлекавших подростков в совершение преступлений либо создававших для этого благоприятные условия.
ВОЗРАСТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Уголовно-процессуальный закон (ст. 392 УПК РСФСР) придает важное значение доказыванию точного возраста несовершеннолетнего.
Правила установленные в главе 32 УПК применяются по делам лиц, которые к моменту совершения преступления не достигли восемнадцатилетнего возраста. Аналогичный порядок производства по делам несовершеннолетних применяется также следующих случаях, когда лицо, совершившее преступление до достижения 18 лет, а к моменту процессуального действия достигло этого возраста. А также когда часть преступлений совершена им в возрасте до 18 лет, а часть - после достижения совершеннолетия. «При рассмотрении дел этой категории следует учитывать, что участие защитника... обязательно с момента задержания, ареста, предъявления обвинения и в судебном разбирательстве, независимо от того, достиг ли обвиняемый, совершивший преступление в возрасте до 18 лет, к этому времени совершеннолетия. Это правило относится и к случаям, когда лицо обвиняется в преступлениях, одно из которых совершено им в возрасте до 18 лет, а другое - после достижения совершеннолетия»[6].
Возраст несовершеннолетнего исчисляется с точностью до года, месяца и дня. Лицо считается достигшим возраста 14, 16, 18 лет по истечении суток, на которые приходится дата рождения, т. е. со следующих суток. Эти данные устанавливаются копией свидетельства о рождении (метрика), паспортом либо протоколом осмотра свидетельства о рождении (паспорта). При противоречии между данными о возрасте необходим запрос по месту регистрации рождения.
При отсутствии официальных документов либо невозможности по различным получить их копии (дубликат), а также в случае сомнений относительно подлинности документов, удостоверяющего возраст несовершеннолетнего, назначается судебно-медецинская экспертиза (ст.79 УПК РСФСР).
На разрешение судебно-медицинских экспертов должны быть поставлены следующие вопросы: > каков в настоящее время возраст представленного для обследования подозреваемого (обвиняемого); > достиг ли обследуемый подозреваемый (обвиняемый) к моменту совершения преступления (должно быть указано число, месяц, год и время суток) 14- летнего, 16-летнего, 18-летнего возраста. На разрешение экспертизы нельзя ставить вопрос о соответствии уровня развития подростка его паспортному возрасту или возрасту уголовной ответственности, так как компетенция судебных не позволяет им диагностировать реальный уровень психического развития несовершеннолетнего (психологический возраст подростка)[7].
«В случае установления возраста экспертизой за дату рождения принимаются последние сутки года рождения, установленного экспертизой. Если экспертиза определяет возраст максимальным и минимальным количеством лет, то за дату рождения принимаются последние сутки года рождения, соответствующего минимальному возрасту»[8].
Данные о возрасте несовершеннолетнего способствуют: > установлению личности обвиняемого и решению вопроса о возможности привлечения его к уголовной ответственности (ст.20 УК РФ); > определению возможности совершения конкретного деяния с учетом физических данных несовершеннолетнего (например: оказать реальное сопротивление взрослому, совершить насильственный половой акт и т.д.); > скорейшему практическому осуществлению вопроса об особом порядке судопроизводства по уголовному делу; > учету возрастных и социально-психологических качеств личности в ходе выполнения следственных действий; > обеспечение применения уголовно-правовых норм о сроках, видах и пределах наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, о применении принудительных мер воспитательного воздействия и др.
ВЫЯСНЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего требуется для всестороннего изучения физического и психологического состояния подростка, уровня интеллектуального и нравственного развития, особенностей его характера.
Данные об обстановке, в которой происходило формирование личности несовершеннолетнего, необходимы: > для установления мотивов преступления; > для изучением обстоятельств, связанных с отношением несовершеннолетнего к содеянному; > для принятие мер по предупреждению совершения других преступлений; > для изучения ответственности родителей или воспитателей.
При изучении условий жизни несовершеннолетнего в семье, следователю и суду, необходимо обращать внимание следующее: > кто фактически занимается воспитанием несовершеннолетнего; > где и в качестве кого работают родители > имеет ли обвиняемый имущество или самостоятельный заработок и в каком размере; > каковы взаимоотношения между родителями и членами семьи. «Установление этих обстоятельств необходимо, так как именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его характер, жизненные принципы, отношение к труду»[9].
При выяснении условий учебы или работы следователь и суд устанавливают: > в какой школе (обычной или вспомогательной) учится несовершеннолетний; > в каком классе и какова успеваемость, поведение; > принимал ли участие в общественной жизни школы; > с кем дружит; > применялись ли к обвиняемому меры воспитательного характера и за какие проступки. Если подросток в момент совершения преступления не учился и не работал, выясняется, когда и по каким причинам он оставил учебу или работу, было ли это известно семье, а также было ли его увольнение согласовано с комиссией по делам несовершеннолетних.
В целях установления интересов обвиняемого необходимо выяснить его связи, времяпрепровождение, круг знакомых отрицательно влияющих на подростка. Для полного представления о личности несовершеннолетнего важно знать употребляет ли он спиртные напитки и психотропные вещества, с какого времени и в каком количестве, кто приучил его к ним, а так же где он добывал деньги и совершал ли он в таком состоянии правонарушения.
Также исследованию подлежит поведение подростка в прошлом. Существенное значение имеют следующие обстоятельства: > совершал ли он раннее преступления, когда и какие; > за какие преступления, в каком возрасте, сколько раз и на какой срок был осужден; > где отбывал наказание и как долго, как вел себя в местах лишения свободы; > находился ли в специальных воспитательных учреждениях, за что и сколько времени; > состоит ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних; > привлекался ли к административной ответственности.
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ СПОСОБСТВОВАВШИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Для выяснения причин и условий, способствовавших совершению преступления, собираются данные относительно: > источников возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек
(отрицательный пример, неправильное воспитание в семье, злостное нарушение родительских обязанностей, влияние антиобщественных элементов и т.д.); > обстоятельств, которые привели к формированию преступного умысла и непосредственно толкнули на преступление; > обстоятельств, создавших благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления, а также способствовавшие к формированию преступных групп и их антиобщественной деятельности. > устанавливаются источники приобретения спиртных напитков, наркотиков, других одурманивающих веществ, обстоятельства, связанные с их употреблением; > источники приобретения и изготовления оружия и орудий преступления; > выясняются мотивы преступления, в том числе специфические возрастные мотивы (кража, угон машины для того, чтобы "показать себя", и т.д.) или мотивы, связанные с тяжкими жизненными обстоятельствами.
Страницы: 1, 2, 3, 4