Рефераты. Преступность среди несовершеннолетних






Преступность среди несовершеннолетних

Уральский государственный университет им. А. М. Горького

Факультет политологии и социологии

III курс, 304 группа




КУРСОВАЯ РАБОТА


ДИСЦИПЛИНА:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Старшинова А. В.

ТЕМА: Социальная адаптация бывших заключенных

ИСПОЛНИТЕЛЬ: Востриков Я. В.

 




Екатеринбург

2001г.


С О Д Е Р Ж А Н И Е


Введение.................................................................................................................................................................................................. 3

Глава 1. Понятие социальной адаптации......................................................................................................................................... 4

1.1. Общее понятие социальной адаптации................................................................................................................................ 4

1.2. Виды и уровни адаптации личности..................................................................................................................................... 6

1.3. Этапы социальной адаптации................................................................................................................................................. 7

Глава 2. Адаптационные проблемы бывших заключенных........................................................................................................ 9

2.1. Социальные проблемы адаптации бывших заключенных............................................................................................... 9

2.2. Правовые последствия судимости...................................................................................................................................... 15

Глава 3. Условия, способствующие адаптации лиц, освобожденных от наказания........................................................... 17

3.1. Права лиц, освобожденных от наказания в России и за рубежом............................................................................... 17

3.2. Контроль над лицами, освобожденными от наказания.................................................................................................. 23

Заключение.......................................................................................................................................................................................... 25

Список использованных источников:................................................................................................................................... 26

Электронные издания:.............................................................................................................................................................. 26



Введение


В наше время, когда кривая преступности, в том числе и рецидивной, неуклонно движется вверх, а пенитенциарные учреждения не исправляют, только готовят к совершению новых преступлений вопрос о социальной адаптации освобожденных от наказания встает очень остро. Если человек не адаптируется к нормальной жизни, это приведет к новым девиантным последствиям и, чаще всего, к повторному совершению преступлений.

Объектом данной работы являются лица отбывшие наказание в виде изоляции от общества и освобожденные от него. В простонародье – бывшие заключенные. В специальной литературе – лица, освобожденные от наказания.

Предметом данной работы являются адаптационные проблемы лиц, освобожденных от наказания.

Цель: изучение проблем освобожденных от наказания и условий способствующих их социальной адаптации.

В первой главе данной работы рассмотрено понятие социальной адаптации, выделенное из множества других, сходных по значению понятий. А также основные характеристики социальной адаптации.

Вторая глава посвящена изучению социально-правовых проблем, бывших заключенных. Приведены статистические данные проводившегося в Хабаровском крае исследования проблем бывших заключенных. Исследование проводилось 10 лет назад в 1991 году, но проблемы лиц, освобожденных от наказания, остаются теми же и по сей день, значить эти данные можно экстраполировать и на нынешних освобожденных.

Третья глава оглашает условия, которые способствуют скорейшей социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания и перспективы развития этих условий, а также рекомендации по их улучшению.



Глава 1. Понятие социальной адаптации.

1.1. Общее понятие социальной адаптации.


Многие ученые, занимавшиеся исследованием проблем освобожденных от наказания, использовали разную терминологию, обозначая по сути одни и те же проблемы. Такие понятия как: реабилитация, социальная реабилитация, ресоциализация, социализация, социальная адаптация, реадаптация – все они, исходя из этиологии, имеют разное значение, но все ученые вкладывают в них один смысл – помощь лицам освобожденным от наказания в установлении социально полезных связей.

Чтобы определить какое же понятие более подходит для определения процесса решения проблем освобожденных от наказания нужно определить сами эти проблемы. Это юридическая проблема, связанная с восстановлением своих прав, в которых человек был ограничен в связи  с осуждением, и социально-психологическая проблема связанная с установлением нормальных, связей с социальным окружением со стороны освобожденного и со стороны социального окружения. Кто же является лицом освобожденным от наказания?

В соответствии со ст. 172 УИК РФ основаниями освобождения от отбывания наказания являются:

а) отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда;

б) отмена приговора суда с прекращением дела производством;

в) условно - досрочное освобождение от отбывания наказания;

г) замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

д) помилование или амнистия;

е) тяжелая болезнь или инвалидность;

ж) иные основания, предусмотренные законом.

Нас же интересуют лица, привлеченные к уголовной ответственности и отбывшие наказание в изоляции от общества.

Понятие реабилитация определяется как – восстановление в правах. По российскому праву реабилитацией лица, которое привлекалось в качестве обвиняемого, или было признано виновным по приговору суда или подвергалось административно-правовому взысканию, считается вынесение оправдательного приговора при пересмотре уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием состава преступления или за недоказанностью участия в совершении преступления, а также постановление о прекращении дела об административном правонарушении[1]. То есть реабилитация означает отрицание факта нарушения права, следовательно применяется к лицам, в отношении которых делопроизводство велось по ошибке. А значит реабилитация влечет за собой полное восстановление доброго имени, репутации, а также восстановление реабилитированного во всех его прежних правах.

Конечно же лицо, незаконно осужденное, отбывшее частично или полностью наказание, столкнется с проблемами общими для всех освобожденных, и тоже будет нуждаться в их решении. Человек будет нуждаться в восстановлении ранее существовавших нормальных социально-полезных связей, которые были утрачены в связи с изоляцией от общества. Здесь скорее всего речь будет идти о социальной реабилитации.

Социальная реабилитация комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие…изменения социального статуса, девиантного поведения личности (освободившихся из мест заключения и т. п.)[2]. Эти меры осуществляются со стороны различных социальных служб. Для лиц неправомерно подвергнутых наказанию термин социальная реабилитация достаточно применим, но как же быть с лицами законно подвергнутыми наказанию?

Дело в том, что у большинства преступников до осуждения не существовало нормальных социально-полезных связей. Они ограничивались только связями внутри девиантных групп и общностей, начиная с семьи преступников или алкоголиков и заканчивая криминогенным районом. Для детей выросших в таких условиях процесс социализации проходил в рамках девиантной субкультуры, а значит он не имеет понятия об общечеловеческих ценностях и нормах. Значит о процессе восстановления прежних социальных связей не может быть и речи. Здесь речь идет о ресоциализации, т. е. о «процессе повторного вживания (бывшего преступника) в систему представлений о ценностях, существующих в обществе»[3].

Так или иначе становление социально-полезных связей, восстановление в правах проходит через процесс социальной адаптации. Т. е. человек должен приспособиться к условиям общества.

Термин «адаптация» пришел в гуманитарные науки из естествознания, где понимался как «процесс приспособ­ления строения и функций организмов (особей, популя­ций, видов), их органов к условиям среды». В общественных науках он означает следующее:

Социальная адаптацияпроцесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой5. Этот же источник дает понятие реадаптации как «восстановление адаптационных способностей». Но причем тут способности? Чтобы восстанавливать способности, их нужно сначала утратить, а утратить их можно вследствие сильного психического или физического нарушения функций центральной нервной системы, а это нарушение встречается редко. То есть человек в любом случае адаптируется к условиям существования, но в силу физиологических особенностей у разных людей этот процесс идет по разному. Поэтому следует рассматривать реадаптацию, как адаптацию к новым условиям.

Психоло­гическое понимание адаптации сводится к установлению состояния равновесия субъекта и среды, их взаимного воздействия. Адаптация обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и ее обратным воздействием или, что одно и то же, равновесие во взаимодей­ствиях субъекта и объекта[4].

В социологии употребляется понятие социальной адаптации, содержание которого не сводится к первона­чальному биологическому смыслу приспособления. Со­циальная адаптация предполагает взаимодействие лич­ности и социальной среды в процессе их общественного функционирования. Процесс социальной адаптации не тождествен биологическому приспособлению живого ор­ганизма к среде обитания. Человеческое приспособление к условиям существования значительно сложнее биоло­гического. Человек — носитель сознания — обладает способностью не только воспринимать новые для него требования своего социального окружения, но и про­гнозировать их эволюцию. Простое приспособление за­меняется активным регулированием процесса взаимодей­ствия со средой. Адаптация человека на социальном уровне приобретает двусторонний характер: с одной стороны, она включает изменение социальных функций, необходимых для удовлетворения требований окружаю­щей среды, с другой — под его воздействием происходит изменение самой среды4.



1.2. Виды и уровни адаптации личности.


Адаптация личности как способ включения ее в си­стему норм, социальных и моральных ценностей неразрывно связана с правовой культурой, с пониманием существующих в обществе политических, нравственных, правовых явлений, с усвоением предписаний политичес­ких, нравственных и правовых норм в качестве собствен­ных жизненных установок.                     

Правовая культура достигается путем организации и осуществления правового воспитания, в котором со­циально-психологическим процессам формирования пра­вовых взглядов, идей, убеждений, чувств, настроений принадлежит важная роль. Правовое воспитание охва­тывает одновременно правовое образование и обучение, формирование убеждений, привычек правового поведе­ния и социально-правовой активности.

Достижение соответствия потребностей и устремле­ний личности целям и задачам общества обусловливает прогрессивный характер социальной адаптации. Главная ее особенность заключается в том, что взаимоотношения индивида и общества должны носить характер осознан­ного и свободного подчинения личности социальным (правовым) нормам и ценностям.

Итак, существует два вида адаптации: социальная и пси­хологическая. Социальная адаптация по сути означает установление нормальных, социально полезных отноше­ний, социальную реабилитацию гражданина. Психоло­гическая — это усвоение субъектом стандартов поведе­ния и ценностных ориентации. Психологическая адапта­ция неразрывно связана с социальной адаптацией, которая одновременно является и условием, и показателем ее успешности. Поэтому социальную и психологическую адаптацию следует рассматривать в их неразрывном единстве. Однако возможны и такие ситуации, когда указанные два вида адаптации не совмещаются: чело­века хорошо приняли в бытовом окружении (семья, родственники, знакомые), но не принимают на работу.

Социальная и психологическая адаптация в социоло­гической и философской литературе рассматривается на различных уровнях:

I — общества в целом (в масштабе макросреды);

II — социальной группы (в масштабе микросреды);

III — индивида (внутриличностная адаптация).

Вывод о существовании адаптации личности на уров­не общества не получил общего признания среди спе­циалистов. Скорее всего, имеет смысл говорить об адаптации личности в масштабе общества (макросреды), человек может усвоить и использовать образ­цы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для конкретной общности (группы, ближайшего социального окружения), и в то же время не достичь орга­нического единства с макросредой (обществом), не ин­тегрироваться с ней.

 В качестве примера неадаптированности личности на уровне общества, отрешенности и безразличия к со­циальной стороне своего существования можно рас­сматривать героя повести А. Камю «Посторонний». Примером же социальной и психологической адаптации личности на уровне общества могут служить жизнь и творчество Николая Островского.

Выделение социальной и психологической адаптации личности на уровне социальной группы (коллектива — микросреды) является общепризнанным. Адаптация личности в социальной группе представляет собой ее самоопределение, обеспечение прочности «врастания» человека в данную группу (коллектив). В процессе коллективной деятельности и общения человек утвер­ждает свою индивидуальность и вместе с тем, в извест­ной мере, интегрируется с группой. Однако при этом конфликт с обществом не допускается, лицо воздержи­вается от нарушения правовых норм хотя бы под стра­хом наказания.

Неадаптированность личности может привести к воз­никновению конфликтных ситуаций. В социальной пси­хологии рассматриваются следующие виды конфликтных ситуаций:

1) противоречия между представлениями индивида о жизни и реальной действительностью;

2) переоценка своих возможностей и недооценка их

другими людьми;

3) острая необходимость выбора между двумя или несколькими жизненно важными действиями;

4) конфликт, возникший на почве несоответствия социальных стремлений личности и социальных убежде­ний людей, мнением которых человек дорожит.

Социальная неадекватность может быть результатом определенного несоответствия уровня притязаний как уровню объективных возможностей группы (ближайше­го окружения), так и субъективным данным, индиви­дуальным способностям личности.

Социально-психологическим содержанием социальной адаптации являются сближение целей и ценностных ориентации среды и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, осознание социального статуса и связанного с ним ролевого поведения.           

В зависимости от того, как взаимодействует личность со средой, различают три типа адаптационного про­цесса:

I — преобладает активное воздействие индивида на социальную среду;

II — пассивное, конформное вхождение в группу;

III— активное воздействие среды на индивида.

1.3. Этапы социальной адаптации.


В связи с тем, что социальная адаптация представ­ляет собой протекающий во времени процесс, возникает вопрос о его этапах или стадиях. По-видимому, правиль­нее говорить об этапах социальной адаптации.

Польский социолог Я. Щепаньский выделяет четыре этапа:

первый (начальный) этап, когда адаптирующийся индивид усваивает лишь правила поведения, но система ценностей новой среды внутренне им не признается;

второй этап (терпимости), когда как среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения друг друга;

третий этап (приспособления, «аккомодации») связан со взаимными уступками: не только индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представите­ли последней признают некоторые его ценности;

четвертый этап (самой полной адаптации, этап «ас­симиляции»), когда индивид полностью отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.

Приведенная периодизация в полном объеме может быть использована лишь в случаях кардинального рас­хождения ориентации личности и новой для нее среды. Однако, поскольку такая ситуация возникает далеко не всегда, а точнее, сравнительно редко, целесообразно внести в нее некоторые коррективы.

Прежде всего следует указать на необходимость вы­работки у осужденных в процессе исполнения и отбы­вания наказания адаптационных знаний и личностных качеств, облегчающих впоследствии их социальную адаптацию. Социальная адаптация освобожденных от отбы­вания наказания в виде лишения или ограничения свободы в значительной мере зависит от пластичности лич­ности, ее желания приобщиться к честной трудовой жизни. При подготовке осужденного к освобождению важно также создать для этого объективные предпосыл­ки: поиск подходящего места жительства и работы, завязывание полезных знакомств.

Итак, социальная адаптация ос­вобожденных от отбывания наказания проходит следую­щие три этапа.

1. Приспособительный этап, когда освобожденный от отбывания наказания разрешает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройст­вом. Этот начальный этап освоения после освобождения от наказания — самый сложный и порой решающий. Важность его для социальной адаптации сложно пере­оценить. Нередко, сталкиваясь с трудностями в быту и при устройстве на работу, освобожденные от отбывания наказания обращаются за помощью к прежним друзьям, вовлекающим их в новые преступления. Отрицательному влиянию групп с антиобщественной направленностью в таких случаях не просто, а зачастую невозможно противостоять.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.