Рефераты. Участники уголовного процесса со стороны обвинения






Участники уголовного процесса со стороны обвинения













УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СО СТОРОНЫ ОБВИНЕНИЯ


СОДЕРЖАНИЕ


 1. Прокурор

2. Следователь

 3. Начальник следственного отдела

 4. Орган дознания

 5. Дознаватель

 6. Потерпевший

 7. Частный обвинитель

 8. Гражданский истец

 9. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя

 1. Прокурор


В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор осуществляет функции уголовного преследования и решение определенного круга задач надзорного содержания. Основными направлениями деятельности прокуратуры, относящимися к сфере уголовного судопроизводства, являются: надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 1 Закона о прокуратуре РФ).

Прокурор - это должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции, определяемой местом соответствующей прокуратуры в системе прокуратуры РФ, предметной и территориальной подследственностью и подсудностью уголовных дел, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК).

Закон определяет категории прокурорских работников, которые осуществляют уголовно-процессуальную деятельность (п. 31 ст. 5, ч. 6 ст. 37 УПК). К ним относятся: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре РФ.

Система и структура органов прокуратуры установлены ст. ст. 11, 14 - 16, 19 и др. Закона о прокуратуре РФ, а разграничение компетенции прокуроров осуществляется Генеральным прокурором РФ.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований соответствующих нормативных правил, содержащихся в УПК и иных федеральных законах, при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) возбуждать уголовное дело при наличии поводов и оснований, содержащихся в ст. 140 УПК, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

3) участвовать в производстве предварительного расследования путем дачи письменных указаний о направлении расследования, производства следственных и иных процессуальных действий; присутствия при проведении следователем или дознавателем наиболее сложных следственных действий; личного производства некоторых следственных и иных процессуальных действий и др.;

4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК;

5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения (содержание под стражей, арест) и о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения в соответствии со ст. 29 УПК;

6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы в целях обеспечения своевременного выявления обстоятельств, исключающих участие указанных лиц в уголовном судопроизводстве, и принятия мер к их устранению;

7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования в случаях нарушения ими процессуального законодательства в целях своевременного, оперативного и реального обеспечения условий для эффективного получения доказательств в ходе дознания и предварительного следствия;

8) изымать любое дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры к другому с обязательным указанием оснований такой передачи. Необходимость передачи дела органом дознания следователю в основном возникает при допущенных нарушениях закона в ходе дознания, непредвиденном осложнении следственной ситуации, при особой общественной значимости раскрытия конкретного преступления. Передача прокурором дела от одного следователя прокуратуры другому, как правило, происходит вследствие необеспеченности следователем, в производстве которого оно находится, оптимального режима расследования;

9) передавать дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, установленных ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры, с обязательным указанием оснований такой передачи. Законодательное закрепление за прокурором ведущего места в регулировании коллизионных ситуаций в определении подследственности уголовных дел позволяет оперативно решать возникающие в данной сфере споры;

10) отменять своим постановлением незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя. Незаконными считаются постановления, вынесенные с нарушением материального или (и) процессуального закона. Необоснованными следует считать постановления прокурора, следователя, дознавателя, если их выводы не находят должного подтверждения полученными в ходе расследования доказательствами и не соответствуют обстоятельствам дела;

11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя (см. приложение 46 к ст. 476 УПК);

12) продлевать срок предварительного расследования в порядке и по правилам, установленным ст. 162 УПК;

13) утверждать постановления дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу. При этом прокурором проверяется доказанность наличия оснований для прекращения производства по делу, отсутствие обстоятельств, исключающих возможность прекращения уголовного дела, правильность оформления постановления, соблюдение требования о разъяснении оснований прекращения дела лицу, в отношении которого осуществлялось уголовное преследование;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по правилам, установленным ст. 220 и ст. 225 УПК;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями для производства дополнительного расследования при обнаружении неполноты и односторонности расследования, существенных пробелов в доказательственной базе, препятствующих реализации функции уголовного преследования;

16) приостанавливать или прекращать производство по делу при наличии предусмотренных уголовно-процессуальным законом оснований;

17) осуществлять иные полномочия, которые находят свое выражение в конкретизации вышеперечисленных прав прокурора в различных стадиях процессуальной деятельности.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Основания участия прокурора и его полномочия в рассмотрении уголовных дел судами определяются ст. 246 УПК.

В случаях, когда предварительное расследование произведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.

Письменные указания прокурора имеют обязательную силу не только для следователя, дознавателя, но и для других должностных лиц, в частности начальников следственных подразделений, органов дознания. Закон допускает возможность обжалования указаний прокурора, что не приостанавливает их исполнение. Исключение составляют указания по ключевым вопросам расследования преступлений, связанным с принятием наиболее важных, имеющих принципиальное значение для уголовного дела решений, по которым позиция следователя считается основополагающей (ч. 3 ст. 38 УПК).

Прокурор вправе отказаться от осуществления уголовного преследования по основаниям и в порядке, установленным ст. 246 УПК. По общему правилу отказ прокурора от обвинения в суде обязателен, если представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение. Прокурор может отказаться от обвинения полностью или в его определенной части.


 2. Следователь


Следователь - особо уполномоченное государством должностное лицо прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которое призвано в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством (п. 41 ст. 5 УПК).

Компетенция следователей вышеуказанных ведомств определена уголовно-процессуальным законом по предметному признаку в соответствии со ст. 151 УПК. Все следователи, независимо от их ведомственной принадлежности, обладают одинаковыми властными процессуальными полномочиями и процессуальной самостоятельностью. В своей деятельности по расследованию преступлений они руководствуются одними и теми же нормами УПК.

Закон наделяет следователя процессуальными полномочиями по производству следственных действий, по применению мер уголовно-процессуального принуждения и по принятию различных процессуальных решений. Так, следователь уполномочен возбуждать уголовное дело, принимать его к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности; самостоятельно направлять ход расследования; вызывать любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта; производить осмотры, освидетельствования, обыски, выемки и другие предусмотренные УПК следственные и процессуальные действия.

По расследуемым им делам следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Следователь дает письменные поручения органу дознания:

в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте (ч. 1 ст. 152 УПК);

в случае необходимости производства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании преступлений, по которым производство предварительного следствия обязательно (ч. 4 ст. 157 УПК).

Поручения о производстве следственных действий должны даваться только в случае отсутствия у следователя возможности провести их лично. Письменные поручения следователя органу дознания направляются следователем руководителю соответствующего правоохранительного органа, указанного в ст. 40 УПК, который впоследствии поручает их исполнение подчиненным ему сотрудникам. Форма и реквизиты поручения следователя содержатся в приложении 45 к ст. 476 УПК. В соответствии с ч. 1 ст. 152 УПК срок, в течение которого орган дознания обязан выполнить поручение следователя, не должен превышать 10 суток.

В ходе предварительного следствия все решения о направлении следствия, производстве следственных и иных процессуальных действий следователь принимает самостоятельно (п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК). Исключением из этого общего правила являются случаи, когда Конституцией РФ и уголовно-процессуальным законом предусмотрено получение судебного решения и (или) санкции прокурора. Конституция устанавливает, что отдельные процессуальные действия, затрагивающие права и свободы граждан, производятся на основании судебного решения. Судебное решение (с предварительным согласием прокурора) необходимо следователю для применения следующих мер процессуального принуждения: избрание (отмена или изменение) меры пресечения в виде домашнего ареста (ч. 2 ст. 107, ч. 4 ст. 110 УПК); избрание (отмена или изменение) меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 1 ст. 108 УПК); продление срока содержания под стражей (ст. 109 УПК); временное отстранение обвиняемого от должности (ч. 1 ст. 114 УПК); наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (ч. 1 ст. 115, ст. 116 УПК). Судебный порядок получения разрешения на проведение вышеуказанных процессуальных действий регламентирован ст. ст. 107 - 110, 114, 115 УПК.

Также судебное решение (с предварительным согласием прокурора) необходимо следователю для проведения следующих процессуальных и следственных действий: помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы (ч. 2 ст. 203 УПК); осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц (ч. 5 ст. 177 УПК); обыск в жилище (ч. 3 ст. 182 УПК); личный обыск, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 (ч. 1 ст. 184 УПК); выемка в жилище (ч. 2 ст. 183 УПК); выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях (ч. 4 ст. 183 УПК); наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в учреждениях связи (ч. 2 ст. 185 УПК); контроль и запись телефонных и иных переговоров (ч. 1 ст. 186 УПК). Судебный порядок получения разрешения на производство вышеуказанных действий закреплен в ст. 165 УПК.

Санкция (согласие) прокурора (без судебного решения) требуется в следующих случаях: при возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 146 УПК); при прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК); при применении залога в качестве меры пресечения (ч. 2 ст. 106 УПК); при продлении срока предварительного следствия (ст. 162 УПК); при исключении из протокола следственного действия данных о личности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц (ч. 9 ст. 166 УПК); при выемке предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну (ч. 3 ст. 183 УПК). Прокурор также утверждает обвинительное заключение, составленное следователем в порядке ст. 220 УПК.

По общему правилу в силу ч. 3 ст. 37 УПК письменные указания прокурора следователю являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев несогласия следователя со следующими решениями и указаниями прокурора: о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; об объеме обвинения; об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого (подозреваемого); об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных п. п. 2 - 11 ч. 2 ст. 29 УПК; о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия; о передаче уголовного дела другому следователю.

В случае несогласия с вышеуказанными решениями или указаниями прокурора следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Вышестоящий прокурор либо соглашается с доводами следователя и отменяет указание нижестоящего прокурора, либо поручает производство предварительного следствия по данному уголовному делу другому следователю.


 3. Начальник следственного отдела


В соответствии с п. 18 ст. 5 УПК начальником следственного отдела является особо уполномоченное государством должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также его заместитель. Данный участник уголовного судопроизводства осуществляет процессуальные, организационно-распорядительные и иные управленческие, а также методические функции.

Начальник следственного отдела наделен следующими полномочиями:

поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям;

изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

создавать следственную группу, изменять ее состав в порядке, установленном ст. 163 УПК (в случае сложности уголовного дела или его большого объема);

отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия;

вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя.

В случае необходимости начальник следственного отдела может возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести предварительное следствие по нему в полном объеме. При этом он наделяется полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы, предусмотренными соответственно ст. 38 и ст. 163 УПК.

Начальник следственного отдела осуществляет процессуальный контроль за своевременностью действий следователя по расследованию преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовному делу. Он вправе проверять находящиеся у следователей материалы уголовного дела. При обнаружении допущенных ошибок и нарушений закона начальник следственного отдела принимает меры к их устранению. Он вправе давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Обжалование этих указаний прокурору не приостанавливает их исполнение, за исключением случаев, когда они касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению. При этом следователь вправе представить прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника следственного отдела. Прокурор, в зависимости от обстоятельств, либо отменяет указание начальника следственного отдела, либо дает указание о необходимости передачи дела для его дальнейшего производства другому следователю.


 4. Орган дознания


Понятие органа дознания законодатель сформулировал в п. 24 ст. 5 УПК РФ, где определено, что под ним понимаются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Исчерпывающий перечень органов дознания и их компетенция определены в ст. 40 УПК РФ. В самом общем виде полномочия органов дознания различаются в зависимости от того, проводят ли они дознание в полном объеме по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ), либо выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ).

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.