Рефераты. Участники уголовного процесса со стороны обвинения






Милиция возглавляла список органов дознания по УПК РСФСР 1922, 1923 и 1960 гг., т.е. почти 80 лет. Она по праву занимала (и занимает) первое место в нем, ибо является наиболее массовой, самой разветвленной системой государственных органов исполнительной власти. В силу этого именно ею в подавляющем большинстве случаев обнаруживаются преступления и принимаются меры к их раскрытию, осуществляются иные виды уголовно-процессуальной деятельности.

Но что такое милиция, Уголовно-процессуальные кодексы не определяли. УПК РФ вообще исключил ее из состава органов дознания.

Не дает определения понятию "милиция" и Закон о милиции, принятый в 1991 г. . Дефиниция милиции, данная в ст. 1 этого Закона, носит общий характер и, естественно, необходимой ясности в рассматриваемый вопрос не привносит.

--------------------------------

 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.


Существенно новым в Законе о милиции является подразделение ее на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ч. 1 ст. 7). Таким образом, законодатель разделил, вопреки Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР, единый орган дознания на два. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции"  закрепляет это положение, установив, что и та и другая милиции являются органами дознания (соответственно ч. 2 ст. 8 и ч. 2 ст. 9).

Законодатель в п. 24 ст. 5 УПК РФ устанавливает, что органами дознания являются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

По сути, здесь нет определения органа дознания. Определять "органы" через органы - тавтология, неверно гносеологически.

С этимологической точки зрения орган дознания означает "учреждение расследования", поскольку "орган" есть государственное или общественное учреждение, организация, "дознание" - форма предварительного расследования преступления.

Должностное лицо - не учреждение, а потому оно не может рассматриваться как орган дознания.

Часть 1 статьи 40 УПК дает совершенно иное представление об органах дознания. Она относит к ним не "государственные органы", а органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с Федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Налицо явное и неоправданное противоречие между нормами, определяющими одного и того же участника уголовного судопроизводства. Они не корреспондируют между собой, ибо "государственные органы" (ст. 5) и "органы исполнительной власти" (ст. 40) - понятия, не совпадающие друг с другом. Кроме того, "осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия" и "полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности" - тоже разные "вещи".

В связи с явно неудачным выражением законодателем органов дознания в юридической литературе высказаны самые различные соображения по данному вопросу.

Во многих источниках, говоря об органах дознания, ограничиваются их перечислением . Утверждается, например, что "Органами дознания... являются органы милиции и другие уполномоченные на то законом учреждения и организации, командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений" . Но здесь нет определения органов дознания. Есть лишь примерный и не совсем точный их перечень.

И.Б. Колчевский полагает, что гл. 6 УПК РФ "содержит в себе перечень органов дознания - государственных органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, возбуждать уголовные дела и выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно" . Предпринятая попытка дать общее определение органов дознания по сути игнорирует дефиниции, содержащиеся в п. 24 ст. 5 и ч. 1 ст. 40 УПК РФ, вольно их трактует. Несколько позднее И.Б. Колчевский изменил свое представление об органах дознания и классифицировал четыре их группы. Первую группу составляют, по его мнению, "органы внутренних дел, а также другие органы исполнительной власти, которые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" обладают полномочиями по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий (органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность)" .

Представляется, что подобный взгляд на органы дознания отстаивает и С.Ю. Рябов, разъясняя: "...ст. 40 отнесла к органам дознания не милицию, как было ранее, а органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Это оперативные подразделения ОВД, ФСБ..." . В.И. Качалов к органам дознания относит "органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, которые в соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" обладают полномочиями по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий", в том числе "органы внутренних дел", которые "свою деятельность... осуществляют в соответствии с Законом РСФСР "О милиции" .

Из этих определений можно понять только одно - их авторы в качестве органов дознания рассматривают органы исполнительной власти, полномочные осуществлять оперативно-розыскную деятельность. При этом они необоснованно, вопреки Закону, приравнивают их к оперативным подразделениям. Но тогда надо признать, что из числа органов дознания выпадает милиция общественной безопасности, которая, как известно, не уполномочена осуществлять указанную деятельность.

Своеобразно представление об органах дознания Ю.С. Жарикова . Воспроизведя определение органов дознания, данное в п. 24 ст. 5 УПК РФ, и учитывая положения ст. 40 Кодекса, он подразделяет их на две группы. Первая - органы дознания "широкой компетенции (иначе - "собственно органы дознания"): органы и должностные лица, для которых процессуальная деятельность является одним из основных видов деятельности", в частности: 1) органы внутренних дел РФ, 2) иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Вторая - органы дознания "узкой компетенции": должностные лица, обязанные только в предусмотренных законом случаях осуществлять процессуальную деятельность - фиксацию доказательств при угрозе их утраты и невозможности возбуждения уголовного дела и выполнения следственных действий органами предварительного расследования.

Любопытны суждения о статусе органов дознания А.А. Чувилева, который полагал, что органы дознания - это органы предварительного расследования . Подобный разброс мнений об органах дознания и их статусе в уголовном судопроизводстве свидетельствует, в частности, о неопределенности термина "орган дознания".

По В.И. Далю, дознание производно от слова "дознавать, дознать что-то, допытываться, узнавать, разузнать, разведывать,.. удостовериться в чем-нибудь" . Поэтому УПК РСФСР 1922 г. в ст. 103 определял: "Органы дознания принимают меры к тому, чтобы до начала предварительного следствия или до разбора дела по существу, если предварительное следствие не производится, были сохранены следы преступления и была устранена для подозреваемого возможность скрыться".

УПК РСФСР 1960 г. устанавливал, что дознание заключается, во-первых, в производстве неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, по которому обязательно предварительное следствие (ч. 1 и ч. 2 ст. 119, п. 2 ст. 115). Другое дознание выражалось в принятии всех предусмотренных законом мер для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (ч. 1 и ч. 2 ст. 120, п. 2 ст. 115 УПК РСФСР). Дознание было одной из форм раскрытия преступления (ст. 3 УПК РСФСР), исследования обстоятельств дела (ст. 20 УПК РСФСР), расследования преступления (п. 3 ч. 1 ст. 211 УПК РСФСР). Таким образом, утверждение, что дознание не есть расследование, противоречит не только элементарной логике, но и закону.

Слово "орган" в русском языке означает государственное или общественное учреждение .

В УПК РФ, однако, слово "орган" необоснованно употребляется также в значении "должностное лицо" (п. 24 ст. 5, ч. 1 ст. 40).

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что разработчики УПК РФ исходили из представления об органе дознания исключительно как учреждении расследования, совокупности лиц, включающих начальника органа дознания, дознавателя и других должностных лиц.

В отличие от УПК РСФСР, по УПК РФ неотложные следственные действия не являются дознанием. Получается, что дознание - это одно, а "осуществлять неотложные следственные действия" - нечто другое, во всяком случае, не дознание. В результате статус производства в виде неотложных следственных действий оказывается неопределенным, неясным.


 5. Дознаватель


Определение дознавателя приводится в п. 7 ст. 5 УПК РФ - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные Кодексом.

В сравнении с УПК РСФСР, в УПК РФ дознаватель наделен собственной процессуальной компетенцией, которая в общем виде закреплена в ст. 41 УПК РФ, а также специальных нормах Кодекса, регламентирующих порядок производства отдельных следственных действий. В частности, дознаватель имеет право самостоятельно, т.е. от своего имени производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения. Исключение составляют случаи, когда законом определен особый порядок принятия решения, например требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение.

УПК РФ впервые урегулировал взаимоотношения дознавателя, начальника органа дознания и прокурора. Кодекс закрепил режим процессуальной самостоятельности дознавателя, определив, что он имеет право обжаловать указания начальника органа дознания и прокурора (ч. 4 ст. 41).

По смыслу Кодекса, с учетом внесенных в него изменений, следует понимать, что дознание осуществляет, как правило, штатный дознаватель, который выполняет эти обязанности в качестве основных. Производство дознания начальник органа дознания может поручить и иному лицу. Для органов внутренних дел - это случаи, когда происшествие, по которому производится дознание, совершается в отдаленной местности, когда отсутствует штатный сотрудник подразделения дознания.

В органах милиции функция производства дознания реализуется штатными дознавателями, объединенными в специализированные подразделения дознания милиции общественной безопасности. В криминальной милиции аналогичные подразделения отсутствуют. По этой причине оперативные работники по поручению начальника органа дознания выполняют процессуальные и следственные действия наряду со своими непосредственными обязанностями по раскрытию преступлений.


 6. Потерпевший


Потерпевшим признается физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ч. 1 ст. 42 УПК). Характер вреда определяется объектом преступного посягательства. Конституция РФ гарантирует потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью охрану прав, доступ к правосудию и компенсацию ущерба (ст. 52).

Основанием для признания физического лица потерпевшим является факт причинения ему преступлением физического, имущественного, морального вреда. Физический вред состоит в расстройстве здоровья, причинении телесных повреждений, физических и психических страданий. Имущественным вредом является хищение имущества, повреждение и уничтожение материальных ценностей. Моральный вред состоит в нравственных или физических страданиях (например, оскорблении, унижении, возникновении чувства ущербности, дискомфортном состоянии, физической боли), испытываемых (переживаемых, претерпеваемых) потерпевшим в результате совершенного против него противоправного деяния.

В отличие от УПК РСФСР 1960 г., новый УПК признает потерпевшим не только физическое, но и юридическое лицо.

Основанием для признания юридического лица потерпевшим является факт причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. В общем смысле репутация - это создавшееся общественное мнение о достоинствах и недостатках кого-либо. Деловая репутация организации имеет материальное (денежное) выражение, признается в качестве актива, отражается в финансовой отчетности и может определяться как разница между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Несмотря на то что деловая репутация организации может быть как положительной (надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод), так и отрицательной (скидка с цены, предоставляемая покупателю в связи с отсутствием стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п.), в связи с уголовным судопроизводством есть смысл рассматривать только положительную деловую репутацию организации.

Для признания физического или юридического лица потерпевшим достаточно наличия хотя бы одного из соответствующих признаков и необязательно наступление каких-либо вредных последствий. Признание потерпевшим может иметь место как по заявлению физического или юридического лица, так и по инициативе должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело. При этом не имеет значения, было ли установлено, задержано или арестовано лицо, совершившее преступление, а также наличие родственных отношений между потерпевшим и преступником.

Потерпевший вступает в уголовный процесс с момента вынесения постановления дознавателя, следователя, прокурора, суда о признании его потерпевшим по уголовному делу и разъяснения его уголовно-процессуальных прав. Процессуально-правовое решение о признании физического или юридического лица потерпевшим должно быть принято сразу же, как только будут обнаружены фактические данные, указывающие на то, что лицо стало жертвой преступного деяния (действия или бездействия), предусмотренного уголовным законом, но не ранее момента возбуждения уголовного дела. Необоснованное промедление с признанием физического или юридического лица потерпевшим лишает его возможности быть активным участником уголовного судопроизводства. Закон позволяет суду при выявлении факта непризнания лица в качестве потерпевшего при наличии к тому оснований вынести частное определение (а судье - постановление) об устранении причин и условий, способствовавших нарушению прав и свобод граждан при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом (п. 4 ст. 29 УПК). Постановление о признании потерпевшим выносится в отношении каждого потерпевшего. Бланк постановления о признании потерпевшим приведен в приложении 53 к ст. 476 УПК.

С момента признания физического или юридического лица потерпевшим должностное лицо, принявшее это решение, обязано:

вручить потерпевшему копии отдельных процессуальных документов (постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела; постановления о признании данного лица в качестве потерпевшего; постановления о приостановлении или прекращении уголовного дела и др.);

уведомить (письменно) о предъявленных (всем обвиняемым по данному уголовному делу) обвинениях;

ознакомить с поступившими по делу жалобами и представлениями (п. 20 ч. 2 ст. 42 УПК); с порядком рассмотрения и разрешения жалоб (ст. ст. 123 - 127 УПК);

ознакомить с вынесенными постановлениями о назначении судебных экспертиз независимо от их вида и поступившими с связи с этим заключениями экспертов .

Достаточно большой объем прав потерпевшего предполагает его активное участие в уголовном процессе. В частности, потерпевший имеет право:

1) получать копии наиболее важных решений по уголовному делу (постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций);

2) знать о предъявленном обвиняемому обвинении, что позволяет владеть информацией об изобличении виновных, их отношении к предъявленному обвинению, а также заявленному потерпевшим гражданскому иску;

3) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с участием потерпевшего, и подавать на них замечания;

4) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта;

5) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме, снимать копии, в том числе с помощью технических средств. В случае если в деле участвуют несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему (ст. ст. 216 - 218 УПК). Заявление потерпевшего о нежелании знакомиться с делом, поданное им до окончания предварительного следствия, не освобождает следователя от обязанности известить данного участника процесса об окончании предварительного расследования и разъяснить право на ознакомление с делом;

6) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет, а также пользоваться бесплатно услугами переводчика.

В соответствии со ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга (супруги) и других близких родственников, круг которых определяется п. 4 ст. 5 УПК. Перед допросом потерпевшему следует разъяснить данное положение Конституции, и он должен категорически заявить, желает ли он воспользоваться своим правом на свидетельский иммунитет или нет (см. приложение 56 к ст. 476 УПК). При согласии потерпевшего дать показания его необходимо предупредить о том, что показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;

7) представлять должностому лицу, осуществляющему расследование, предметы и документы, имеющие отношение к расследуемому уголовному делу, например орудие совершения преступления; вещи и предметы, обнаруженные им на месте происшествия; документы, подтверждающие стоимость похищенного; записки угрожающего характера и др.;

8) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

9) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в уголовном процессе. Возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, реализуется путем заявления гражданского иска (ст. 44 УПК), возвращения потерпевшему предметов и имущества, признанных вещественными доказательствами по делу (п. 6 ч. 3 ст. 81 УПК), а также добровольного возмещения виновным имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления (п. "к" ст. 61 УК). В целях реализации ч. 1 ст. 48 Конституции РФ впервые в уголовно-процессуальном законодательстве сформулирована норма, позволяющая потерпевшему возместить свои расходы на представителя (ч. 3 ст. 42 УПК), что реально уравнивает его в праве на юридическую помощь (в том числе - бесплатную) с обвиняемым. Расходы, понесенные потерпевшим в связи с участием в производстве по уголовному делу, возмещаются в соответствии с Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденной в 1990 г. Виды расходов, подлежащих возмещению, перечислены в ст. 131 УПК.

Лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, вправе также предъявить гражданский иск о компенсации в денежной форме морального вреда, независимо от возмещения имущественного вреда. При определении размера компенсации морального вреда (в соответствии со ст. ст. 151, 1099, 1100, 1101 ГК РФ) необходимо учитывать: характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, связанных с его индивидуальными особенностями; степень вины подсудимого; материальное положение подсудимого; другие конкретные обстоятельства дела, влияющие на решение по иску.

Наряду с правами законодатель возлагает на потерпевшего ряд обязанностей (ч. 5 ст. 42 УПК), формулируя их как уголовно-процессуальные запреты, и предусматривает уголовную (ч. 7 ст. 42 УПК) и уголовно-процессуальную (ч. 6 ст. 42 УПК) ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. В частности, потерпевший обязан:

1) являться по вызову дознавателя, следователя, прокурора и в суд. В соответствии со ст. 188 УПК вызов производится повесткой, в которой помимо других данных указываются последствия неявки без уважительных причин;

2) давать полные и правдивые показания;

3) не разглашать ставшие ему известными данные предварительного расследования.

К последствиям неявки потерпевшего относятся: привод (первоочередная и чаще других применяемая мера); обязательство о явке; денежное взыскание (ч. 2 ст. 111 УПК). Для применения указанных мер должны быть установлены факты вручения вызываемому лицу повестки и отсутствия уважительных причин, которыми признаются: болезнь, лишающая возможности явиться, несвоевременное получение повестки, иные обстоятельства, имеющие характер объективного препятствия (например, стихийное бедствие, болезнь члена семьи, требующая постоянного ухода, отсутствие необходимого транспорта и др.).

В случае установления факта отказа от дачи показаний или дачи ложных показаний потерпевший может быть привлечен к уголовной ответственности соответственно по ст. 307 и ст. 308 УК. Для привлечения к уголовной ответственности потерпевшему необходимо во вводной части допроса (до фактического получения показаний) разъяснить его обязанности и ответственность, о чем делается отметка в протоколе его допроса.

В случае нарушения обязанности не разглашать данные предварительного расследования потерпевший может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 310 УК. Ответственность возможна только в случае, если потерпевший был предварительно предупрежден об этом и у него была отобрана соответствующая подписка (ст. 161 УПК).

По делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права и процедуры, указанные в ст. 42 УПК, осуществляют его близкие родственники, один из них с учетом достигнутой между ними договоренности признается потерпевшим. Данное положение не может рассматриваться как исключающее возможность наделения процессуальными правами потерпевшего более одного близкого родственника лица, чья смерть наступила в результате преступления .

Перечень близких родственников содержится в п. 4 ст. 5 УПК и является исчерпывающим.

Если потерпевшим является юридическое лицо, то его интересы должен представлять представитель на основе выданной ему доверенности.

Физическое лицо, признанное потерпевшим (при наличии к тому оснований), имеет право на участие как представителя, так и законного представителя (п. 12 ст. 5 УПК). В случаях, когда потерпевшим является несовершеннолетний или лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не может осуществлять предоставленные ему законом права, необходимо обеспечить участие его представителя в уголовном деле. Участие в уголовном деле законного представителя и представителя потерпевшего не лишает его прав, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.


 7. Частный обвинитель


Частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК, и поддерживающее обвинение в суде (ч. 1 ст. 43 УПК). Частным обвинителем может быть потерпевший или его законный представитель, а также представитель по уголовным делам частного обвинения (п. 59 ст. 5 УПК).

Заявление частного обвинителя должно содержать: наименование суда, в который оно подается; описание события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения; просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству; данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности; список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд; подпись частного обвинителя. Заявление подается в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело частного обвинения.

Лицо становится частным обвинителем с момента принятия судом заявления к своему производству. Уголовно-процессуальный порядок рассмотрения дел частного обвинения в судебном заседании закреплен ст. 321 УПК.

Частный обвинитель в судебном разбирательстве дела вправе:

1) представлять доказательства, участвовать в их исследовании, излагать свое мнение суду по существу обвинения, о применении уголовного закона к подсудимому и назначении ему наказания;

2) изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту;

3) отказаться от обвинения. В этом случае уголовное дело прекращается производством;

4) предъявлять и поддерживать предъявленный по уголовному делу гражданский иск.


8. Гражданский истец


Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного или морального вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением (ч. 1 ст. 44 УПК).

Гражданский иск - это заявленное в ходе досудебного производства по уголовному делу требование физического или юридического лица о возмещении ему имущественного вреда, причиненного преступлением, или об имущественной компенсации морального вреда к обвиняемому или лицам, несущим материальную ответственность за его действия. Значение гражданского иска заключается в том, что данный институт позволяет незамедлительно, без направления материалов в суд, осуществляющий гражданское или арбитражное производство, в ходе уголовного процесса принять судебное решение о возмещении причиненного преступлением вреда, изложить его в приговоре и требовать от органов расследования и суда обеспечения заявленного иска, а при возможности - немедленного возмещения причиненного вреда. Основанием для гражданского иска является факт причинения преступлением имущественного вреда. Имущественная компенсация морального вреда исчисляется и осуществляется в денежном выражении. Иск считается заявленным правомерно лишь при наличии прямой причинной связи между вредом и событием преступления.

Гражданский иск выражается в исковом заявлении лица, которому причинен имущественный или моральный вред. При этом исковые требования о возмещении различных видов вреда могут быть представлены как совместно, так и раздельно. Физические и юридические лица в равной степени имеют право заявить иск и быть признанными гражданскими истцами. Потерпевший, признанный гражданским истцом, совмещает два процессуальных положения и использует процессуальные права как первого, так и второго. Форма и содержание искового заявления регламентируются гражданско-процессуальным законодательством.

В связи с представлением искового заявления дознаватель, следователь, исходя из наличия или отсутствия оснований, обязаны принять процессуальное решение - признать заявителя иска гражданским истцом или отказать в признании его гражданским истцом, составив соответствующее мотивированное постановление. Возможность принятия аналогичных решений прокурором, судьей и судом (в связи с содержанием ч. 1 ст. 44 УПК) следует признать исключительной, связанной с обнаружением фактов непринятия (или несвоевременного принятия) должных мер по исковому заявлению следователем или дознавателем, невыявления ими всех лиц, имеющих право на заявление иска. Бланк постановления о признании гражданским истцом содержится в приложении 115 к ст. 476 УПК.

Закон устанавливает временные пределы для заявления иска - он может быть подан с момента возбуждения уголовного дела до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции (ч. 2 ст. 44 УПК). Это обусловлено необходимостью установления оснований и размеров вреда и суммы возмещения, в том числе путем проведения следственных, судебных и процессуальных действий. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

Гражданский иск, если этого требует охрана интересов несовершеннолетних, недееспособных (вследствие душевной болезни или слабоумия) и ограниченно дееспособных лиц (вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами), а также лиц, которые по иным причинам не могут защитить свои права и законные интересы, могут заявить их законные представители или прокурор, а в защиту общественных или государственных интересов - прокурор (ч. 3 ст. 44, ч. 6 ст. 246 УПК).

Одновременно с объявлением постановления о признании лица гражданским истцом должностное лицо, принявшее это решение, обязано уведомить обо всех принятых решениях, относящихся к заявленному им гражданскому иску, и вручить гражданскому истцу копии оформляющих их документов (п. 13 ч. 4 ст. 44 УПК); ознакомить с поступившими по делу жалобами и представлениями (п. 19 ч. 4 ст. 44 УПК).

Гражданский истец наделен практически теми же правами, что и потерпевший (ч. 4 ст. 44 УПК). Закон ограничивает гражданскому истцу возможность ознакомления с материалами дела при окончании расследования только тем объемом документов, которые имеют отношение к предъявленному иску (п. 12 ч. 4 ст. 44 УПК). Отказ от гражданского иска может быть заявлен гражданским истцом в любой момент производства по уголовному делу, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора (ч. 5 ст. 44 УПК).

В удовлетворении гражданского иска отказывается при постановлении оправдательного приговора (при этом все меры обеспечения иска отменяются); при прекращении уголовного дела и уголовного преследования по основаниям, предусмотренным ст. 24 и ст. 27 УПК. Оставление судом гражданского иска без рассмотрения не препятствует последующему его предъявлению и рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства (ст. 306 УПК).


 9. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя


Представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть адвокаты, а представителями гражданского истца, являющегося юридическим лицом, также иные лица, правомочные в соответствии с Гражданским кодексом РФ представлять его интересы (ч. 1 ст. 45 УПК). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатом является лицо, получившее в установленном федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Исходя из содержания ст. 182 ГК РФ не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени (например, коммерческие посредники, конкурсные управляющие при банкротстве). В уголовном процессе интересы истцов - юридических лиц могут поддерживать представители на основе доверенности, в которой в обязательном порядке указывается срок ее совершения (выдачи). Если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (ст. 186 ГК РФ). Бланк постановления о допуске законного представителя приводится в приложении 57 к ст. 476 УПК.

Мировой судья, допуская в качестве представителя близкого родственника или иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший или истец, обязан убедиться в его дееспособности (совершеннолетии, вменяемости), а также осведомиться о его способностях представлять чьи-либо интересы в юридическом процессе (образовании, уровне общего и интеллектуального развития, общей и юридической грамотности).

Одной из важнейших гарантий обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего потерпевшего, а также лица, процессуальная дееспособность которого нарушена, является обязательное участие в уголовном деле его представителя или законного представителя.

Законом выделяется два вида уголовно-процессуального представительства: договорное - адвокаты; представительство по закону - законные представители. Участие адвоката позволит в сложных, запутанных ситуациях профессионально, грамотно защищать и отстаивать интересы потерпевшего. Помощь адвоката-представителя особенно нужна в случаях, когда состояние потерпевшего может позволить стороне защиты выдвинуть в адрес потерпевшего необоснованные обвинения, уличающие его в провоцирующем поведении. Законный представитель допускается к участию в деле на основании документа, удостоверяющего факт родства, усыновления, опеки, попечительства над потерпевшим либо подтверждающего полномочия представителя учреждений и организаций, на попечении которых находится данный участник уголовного судопроизводства.

Интересы потерпевшего требуют участия в деле представителя и законного представителя не только в случаях, когда он не способен к защите своих прав, но и когда он ограничен в своих способностях самостоятельно защищать свои права (например когда потерпевший является умственно отсталым, престарелым, неграмотным, слепым, слабовидящим, глухим, тугоухим, немым, страдающим соматическими заболеваниями или анатомическими дефектами, лишающими возможности самостоятельно ознакомиться с содержанием протокола следственного действия и расписаться в нем).

Представители и законные представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя являются самостоятельными участниками уголовного судопроизводства и обладают достаточным процессуальным статусом. Они имеют те же процессуальные права, что и представляемые ими лица. Равенство в правах представляемых и их законных представителей в некоторых случаях носит абсолютный характер. В частности, ст. 25 УПК позволяет прекращать уголовное дело в связи с примирением сторон как на основании заявления потерпевшего, так и на основании заявления его законного представителя.

Личное участие в уголовном деле потерпевшего, гражданского истца или частного обвинителя не лишает его права иметь по этому уголовному делу представителя (ч. 4 ст. 45 УПК).

Литература



"ПРАКТИКА РАЗРЕШЕНИЯ СУДАМИ ХОДАТАЙСТВ О ЗАКЛЮЧЕНИИ ОБВИНЯЕМЫХ (ПОДОЗРЕВАЕМЫХ) ПОД СТРАЖУ И ПРОДЛЕНИЯ СРОКА СОДЕРЖАНИЯ ОБВИНЯЕМЫХ ПОД СТРАЖЕЙ В ЦИФРАХ" (Редакционный материал) ("Уголовное судопроизводство", 2006, N 3)
 

"О ПРАВАХ ПОДОЗРЕВАЕМОГО И ОБВИНЯЕМОГО В ХОДЕ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ УПК РФ" (Л.П. Хозова, А.А. Рябцев) ("Уголовное судопроизводство", 2006, N 2)
 

"ВОЗВРАЩЕНИЕ СУДОМ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПРОКУРОРУ: ВОЗМОЖНО ЛИ РАСШИРИТЬ ОБЪЕМ ОБВИНЕНИЯ, ИЗМЕНИТЬ ЕГО НА БОЛЕЕ ТЯЖКОЕ?" (Е.А. Маркина, Т.Н. Баева) ("Уголовное судопроизводство", 2006, N 1)
 

"ОБВИНЕНИЕ И ЗАЩИТА В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ: БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ - ИЛЛЮЗИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ"
(Н.А. Колоколов) ("Уголовное судопроизводство", 2006, NN 1, 2)
 

"БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СО СТОРОНЫ ОБВИНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ"
(Л. Гребенщикова) ("Адвокатская практика", 2005, N 6)
 

"ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБВИНЯЕМОГО В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ И СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА" (О.В. Кузьмина, А.Б. Сосновиков)
("Адвокатская практика", N 3, 2003)
 

"КОМПРОМИСС КАК ОБЩАЯ ЗАДАЧА СТОРОН ЗАЩИТЫ И ОБВИНЕНИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ"
(Ю.П. Гармаев) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2003)
 

"ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ЧАСТНОГО ОБВИНЕНИЯ"
(В.В. Воронин) (Российская академия юридических наук. Научные труды. N 1 (том 2), 2001. Издательская группа "Юрист", 2001)
 

"НОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ЧАСТНОГО ОБВИНЕНИЯ" (А.П. Рыжаков) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2001)
 



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.