Рефераты. Должностные преступления






p> Документальное оформление списания материальных ценностей на потери от производственного брака (с выходом из сферы деятельности предприятия, например, определенного количества сырья) может сопровождаться изъятием денежных средств под созданные излишки. В таких случаях имеет место покушение на хищение всей стоимости списанного сырья. Если признать, что сам по себе выход материальных ценностей из сферы деятельности предприятия за счет документального списания потерь от брака является оконченным хищением, то возникают проблемы отграничения последнего от покушения на него.

Высказанные общие соображения о должностных преступлениях, имеющие связь с хищениями, полностью применимы и к взяточничеству. Нет необходимости подробно анализировать состав взяточничества применительно к рассматриваемому вопросу. Отметим только, что в отличии от злоупотребления служебным положением и подлога это преступление не может быть совершено по мотивам иной личной заинтересованности, его корысть очевидна.

Факт получения взятки в любой форме, независимо от совершения должностным лицом того или иного действия, обусловленного взяткой, образует оконченное преступление. Причем в какой бы форме не выражалось взяточничество, оно всегда нарушает нормальную работу государственного аппарата, внося в нее элементы дезорганизации и разложения. Вместе с тем взяточничество может иметь непосредственное отношение к хищениям государственного, коллективного имущества, если взятка дается за счет таких средств и взяткодатель об этом осведомлен. Такие действия должны квалифицироваться по совокупности совершенных преступлений, т.е. по статьям 168 и 84 УК Украины. При этом необходимо отметить следующее. С целью избежать ответственности за совершенные преступления расхитители иногда вступают в сговор с ревизующими и проверяющими лицами и путем вручения им взятки добиваются выгодных для себя выводов в актах ревизий и инвентаризации, по существу направленных на сокрытие хищений.
Получая взятки от расхитителей за счет похищенного, такие лица иногда становятся соучастниками хищения. Будучи осведомленными о преступных действиях расхитителей, они умышленно скрывают в актах ревизий фактов хищений, фальсифицируют документы, оказывают расхитителям содействие в необоснованном списании недостач материальных ценностей, образовавшихся в следствии хищений и т.п., вступая в сговор с расхитителями и получая за такого рода действия часть похищенного при продолжении преступной деятельности.

« Работники контрольно-ревизионного аппарата, а также иные должностные лица, которые из корыстной или иной личной заинтересованностью умышленно скрывают хищения и недостачи, подлежат ответственности за злоупотребление служебным положением, а если такие действия были соединены с соучастием в хищении или со взяточничеством - по совокупности ст.165 УК и хищения либо взяточничества (см. п. 6 постановления Пленума Верховного
Суда Украины № 3 от 24 июня 1983 г. « О практике применения судами Украины законодательства по делам о хищении продовольственных товаров их утрате и порче в системе государственной торговли и потребительской кооперации
(Бюллетень ... с 68)
Однако встречаются факты, когда взяточничество не является ни соучастием, ни средством совершения хищения, хотя расхитители и получают объективную возможность продолжать преступную деятельность. Дело в том, что взяткополучатели могут быть и не осведомлены о характере преступной деятельности взяткодателей (расхитителей), их преступные действия могут не находиться в причинной связи с хищениями. Поэтому при отсутствии осведомленности, что взятка дается за счет государственных или коллективных средств, они несут уголовную ответственность только по ст.168 УК.
Преступные действия взяткодателей должны быть, естественно, квалифицированы по совокупности статей 84 , 170 , УК.

Изучение уголовных дел о замаскированных хищениях показывает, они зачастую сопровождаются спекулятивной деятельностью как самих расхитителей, так и других лиц, занимающихся скупкой и перепродажей похищенного.

В юридической литературе высказаны различные суждения по вопросу квалификации таких преступлений. Представляется, что этот вопрос должен решаться прежде всего в зависимости от отношения виновного к самому имуществу, которое расхищается, а затем перепродается.
Если такое имущество было вверено ему или находилось в его ведении, то извлечение материальной выгоды фактически происходит как бы за счет самого хищения имущества и реализации (продажи) его по завышенной цене. Но в данном случае отсутствует такой необходимый признак объективной стороны спекуляции, как скупка товаров. Поэтому, такие действия квалифицировать только по ст.84 УК.

Указанные преступления следует отграничивать от злоупотребления служебным положением должностных лиц , а также иных работников торговли либо другого предприятия ,осуществляющих реализацию товаров или иных предметов населению и занимающихся при этом спекуляцией ( например , за счет изъятия товаров , находящихся в их непосредственном ведении , с оплатой через кассу их стоимости и последующей перепродажей по завышенной цене ). Такого рода действия квалифицируются в зависимости от того , осуществляется ли оплата действительной стоимости в кассу торгового предприятия до спекулятивной операции или после нее ; осуществляет ли продажу само должностное лицо или другой работник торговли (предприятия ), т.е. указанные действия квалифицируются с учетом их содержания , направленности умысла признаков специального субъекта .

Таковы основные вопросы квалификации составов должностных преступлений и их отграничения друг от друга и от смежных преступлений .

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

ст.164 .Определение понятий употребляемых в статьях главы.

«Должностные преступления»

Под должностными лицами подразумеваются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности должности, связанные с исполнением организационно - распорядительных или административно- хозяйственных обязанностей или исполняющие также обязанности по специальным полномочиям.

Под должностными лицами, занимающими ответственное положение, подразумеваются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, должности которых в соответствии со статьей 25 Закона Украины «О государственной службе» отнесены к третьей, четвертой, пятой, шестой категориям, а также судьи, прокуроры и следователи. Под должностными лицами, занимающими особо ответственное положение подразумеваются лица, указанные в части 1 ст.9 Закона Украины « О государственной службе», и лица, должности которых, согласно статьи 25 настоящего Закона отнесены к первой, второй категории.

Существенным ущербом, если он заключается в причинении материальных убытков, считается ущерб, превышающей в пять и более раз необлагаемый налогом минимум доходов граждан, с тяжелыми последствиями при том же условии считается ущерб, превышающий в двадцать пять и более раз необлагаемый налогом минимум доходов граждан.

Крупным размером взятки считается такой, который в 2,5 и более раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан, особо крупный - такой, который в 7,5 и более раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан

Повторным в статьях 168-170 признается преступление, совершенное лицом, ранее совершившим какое-либо из преступлений, предусмотренных настоящими статьями .

Вымогательством взятки признается требование должностным лицом взятки под угрозой совершения или не совершения , с использованием власти или служебного положения , действий , которые могут причинить вред правам или законным интересам дающего взятку , или умышленное создание должностным лицом условий , при которых лицо вынуждено дать взятку с целью предупреждения вредных последствий в отношении своих прав и законных интересов .

1.К указанным преступлениям отнесены только такие виды общественно опасных деяний, которые нарушают функции государственных либо самоуправляющих органов, предприятий или организаций, независимо от форм собственности в любых отраслях их деятельности.

2. С объективной стороны для наличия должностного преступления необходимо, чтобы : а) имело место нарушения должностным лицом обусловленных его должностным положением обязанностей; б) в результате таких действий должностного лица был причинен существенный ущерб государственным или общественным интересам охраняемым законам правам и интересам граждан либо интересам субъектов предпринимательской деятельности; в) имела место причинная связь между преступным деянием должностного лица и наступившими последствиями. Обязанности должностного лица, обусловленные должностным положением, могут быть довольно разнообразными .
Для того чтобы, установить, какие конкретно обязанности по службе были нарушены должностным лицом , необходимо обратить внимание на нормативные акты , регулирующие служебную деятельность тех или иных должностных лиц и определяющих их права и обязанности . Так, основные обязанности государственных служащих и их основные права определены в ст.10 и 11
Закона от 16 декабря 1993 г. «О государственной службе»
3. Понятие « Существенный ущерб» в данном случае предусматривает а) причинение прямых материальных убытков государству, общественной организации, отдельно гражданам, либо субъектам предпринимательской деятельности. Материальный ущерб, в соответствии с ч.3 ст.164 признается существенным, если он в пять и более раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан; б) нарушение охраняемых законом политических, трудовых, жилищных, а также личных прав и интересам граждан либо причинение вреда личным благам потерпевшего; в) подрыв авторитета и престижа государственного или общественного аппарата; г) создание обстановки, осложняющей осуществление основных функций деятельности государственного или общественного аппарата. Для признания должностного преступления достаточно установить наличие хотя бы одного из указанных признаков.
Если должностное преступление, например, злоупотребление властью или служебным положением, проявилось в умышленном уничтожении либо повреждении коллективного, государственного или частного имущества при наличии признаков указанных в ч.2 и 3 ст.89 содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.

Вопрос о том, необходимо ли признавать причиненный должностным правонарушителем ущерб существенным, решается в каждом отдельном случае в зависимости от конкретных обстоятельств дела, вины лица, важности и объема нарушенных интересов, размеров имущественного ущерба.

В случае когда должностное лицо отдает подчиненным по службе работникам приказ либо распоряжение ,выполнение которых приводит к причинению существенного ущерба , оно подлежит ответственности ,при наличии необходимых для этого признаков , по ст.165 либо 166 . При этом не должностное лицо ,которое выполнило такой приказ либо распоряжение , подлежит ответственности за фактическое совершенное им деяние , а при наличии сговора с должностным лицом несет ответственность как соучастник указанного преступления .

Не является преступлением причинение ущерба лицам ,выполняющим для него приказ или распоряжение , за исключением исполнения явно незаконного либо преступного приказа или распоряжения .

При исследовании причинной связи между деянием должностного лица и вызванными ним последствиями необходимо установить , что нарушению служебных обязанностей предшествовало наступлению существенного ущерба и что оно было необходимым его условием .При этом следует иметь в виду , что указанные последствия могут наступить исключительно при условии действия либо бездействия должностного лица , деяний должностного лица и не должностных лиц, а также в результате деяния должностного лица и стихийных сил природы. В таких случаях из многих причин и явлений необходимо выделить деяние должностного лица, а потом установить, исходя из конкретных обстоятельств, что существенный ущерб находится в причинной связи ( вместе с другими причинами ) с действиями этого лица . Данное положение касается всех случаев совершения преступлений , предусмотренных статьями 165,166,167 и ч.2 ст.172 . В то же время при совершении преступлений, предусмотренных статьями 168,169,170,171 и ч.1 ст. . 172 , существенный ущерб имманентно присущ самому действию .

Субъектом рассматриваемых преступлений (кроме тех , которые предусмотрены статьями 169 и 170 ) , может быть только должностное лицо .

Должностными лицами , в соответствии с ч1 ст164 признаются : а) лица , осуществляющие функции представителя власти . Представитель власти -это лицо , постоянно или временно находящееся на службе в органах государственной власти и осуществляющее функции указанных органов . Такое лицо наделено правом в пределах своей компетенции давать как для граждан , так и для учреждений указания правового характера , подлежащие исполнению
,принимать принудительные меры и относительно граждан , непосредственно не подчиненных ему по службе и представителям власти , в частности относятся депутаты Советов народных депутатов , судьи , народные заседатели
,прокуроры, следователи , оперативный состав службы безопасности ,все рабочие милиции , инспекторы государственных инспекций . а также военные коменданты , начальники гарнизонов , военный патруль , караульные на посту и иные военнослужащие при исполнении обязанностей по поддержанию общественного порядка , в том числе и военнослужащие конвойной службы и охрана мест лишения свободы ; б) лица , занимающие на предприятии , в учреждении или организации
,независимо от форм собственности ,должности , связанные с выполнением организационно- распорядительных либо административно-хозяйственных обязанностей .
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Украины в постановлении от 7 октября
1994 г.ч.12 «О судебной практике по делам о взяточничестве» ( п.2 ) организационно-распорядительные обязанности - это функции по осуществлению руководства отраслью промышленности , трудовым коллективом , участком работы , производственной деятельностью работников на предприятиях , в учреждениях или организациях независимо от форм собственности . Такие функции ,в частности , осуществляют руководители министерств ,ведомств государственных , коллективных или частных предприятий и организаций . их заместители , руководители структурных подразделений ( начальники цехов , заведующие отделами , лабораториями , кафедрами ,их заместители и т.п.) , руководители участками работ ( мастера ,бригадиры и т.п. ) ( Бюллетень - с.150) .Административно-хозяйственные обязанности - это полномочия по управлению или распоряжению государственным , коллективным или частным имуществом ( установление порядка его хранения , переработки . реализации , обеспечения контроля за этими операциями и т.п. ) .Такие полномочия , в том или ином объеме , имеются у начальников планово-хозяйственных , снабженческих финансовых отделов и служб , их заместителей , заведующих складами , магазинов , мастерскими , ателье , их заместителей , начальников отделов этих предприятий , ведомственных ревизоров и контролеров и др. (
Бюллетень - с151 ). в) лица , осуществляющие организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные обязанности в силу специального полномочия либо поручения ( например , водитель , одновременно исполняющий обязанности экспедитора).
Занятие определенной должности либо поручение временно выполнять должностные обязанности должно быть оформлено приказом . Организация ( учреждение , предприятие ) , которая оформила лицо на должность , должна иметь юридический статус . Поэтому понятие «должностного лица» не охватывает выполнение каких-либо функций гражданином , находящимся в официально неоформленном объединении трудящихся , например , самодеятельная охотничья , рыболовная либо туристическая группа .
Не считаются должностными лицами рядовые работники ( первичная структурная единица ) , выполняющие по своей должности сугубо производственные и материально- технические операции ( например ,шофер, охранник , уборщица , посыльный, машинистка , технический секретарь , повар
, проводник вагона на железной дороге ) .

К должностным лицам не относятся также адвокаты . врачи , педагоги . воспитатели детских учреждений , поскольку их должности связаны с сугубо профессиональной деятельностью ( оказание юридической помощи гражданам , лечение больных , обучение учеников или студентов , воспитание и уход за детьми ) . Однако , если объем прав и обязанностей таких лиц свидетельствует о том , что их полномочия имеют организационно- распорядительный характер ( например , врач выдает бюллетень по временной нетрудоспособности либо дает заключение по поводу установления инвалидности
, преподаватель принимает экзамены ), то они выступают как должностные лица
.

Не могут признаваться должностными лицами осужденные к лишению свободы независимо от характера выполняемой им работы .

ст. 165 ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ ИЛИ СЛУЖЕБНЫМ

ПОЛОЖЕНИЕМ

Злоупотребление властью или служебным положением , то есть умышленное , по корыстным мотивам , другой личной заинтересованности или в интересах третьих лиц , использование должностным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы , если оно причинило существенный ущерб государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных физических или юридических лиц ,- карается лишением свободы на срок от двух до пяти лет или исправительными работами на срок до двух лет , с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .

То же деяние , если оно привело к тяжелым последствиям ,- карается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет .

Злоупотребление власть или служебным положением признается преступление при наличии трех признаков в их совокупности : а) использование должностным лицом путем действия или бездействия своего служебного положения вопреки интересам службы ; б) совершение такого деяния по корыстному мотиву либо иной личной заинтересованности или в интересах третьих лиц ; в) причинение указанными деяниями ущерба государственным или общественным интересам, охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан либо интересам субъектов предпринимательской деятельности .

Злоупотреблением властью считается умышленное использование должностным лицом . осуществляющим функции представителя власти, своего служебного положения вопреки интересам службы . Аналогичные действия , совершенные должностным лицом , которое не является представителем власти , охватываются понятием «злоупотребления служебным положением» .

Служебное злоупотребление предусматривает наличие взаимосвязи между служебным положением виновного и его поведением , которое выражается в незаконных действиях либо бездействиях . При этом деяние должностного лица ,как правило ,связано непосредственно с должностным положением и полномочиями лица . В этом случае они совершаются в пределах тех прав и фактических возможностей . которыми наделено должностное лицо именно в связи с занимаемой должностью , но по своему содержанию противоречит интересам службы .

Служебное злоупотребление будет в случае , когда деяние должностного лица непосредственно не было связано с использованием его прямых служебных обязанностей по месту работы , то ли использовалось влияние своего служебного положения либо возможность давать указания подчиненным организациям и контролировать их .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.