Рефераты. Cовершенствование правоприменительной деятельности, упрочение правопорядка и законности






Cовершенствование правоприменительной деятельности, упрочение правопорядка и законности

                              





























Оглавление

Введение                                                                                                        3

   1. Применение права                                                                                  

  1.1 История развития права                                                                       5  

  1.2 Понятие «применение права»                                                              7

  1.3 Общие черты и особенности правоприменительного процесса      11

  1.4 Субьекты применения права                                                               17

 2. Содержание правоприменения                                                            

  2.1 Функции применения права                                                               22

  2.2 Структура правоприменения                                                             26

  2.3 Виды применения права                                                                     30

  2.4 Акты применения права                                                                     33                                                          3. Проблемы применения права

  3.1 Проблемы в праве                                                                               36

  3.2 Юридические коллизии и способы их разрешения                         39

 Заключение                                                                                                 42 Библиографический список.     

     Нормативные акты                                                                                 45

     Научная литература                                                                               46                                     

 Приложение 1                                                                                             47

 Приложение 2                                                                                             48          

 Приложение 3                                                                                             49                                                                                                                                                                                                                                                                                                        






                                                  Введение                                                    

     Право выступает в качестве высшей социальной ценности, но лишь тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях субъектов социального общения. В правовом обществе народ с одной стороны, и государство – с другой, принимают на себя обязательство следовать праву.

     Однако следование праву органично свойственно устоявшемуся, стабильно развивающемуся демократическому обществу. В переходные же эпохи, во времена социальных кризисов и напряжений правопорядок рушиться именно по причине отказа от реализации действовавших до тех пор правовых принципов и норм. Органы государственной власти и местного самоуправления, сам народ (под влиянием партий и движений), отказываясь от прежних порядков, пытаются установить и формулировать нормы права своими собственными силами. Причём правовые предписания всегда адресуются другой стороне. О самоограничении правом никто не думает. О реализации права больше говорят. Механизмы обеспечения правопорядка в действие не приводятся, а если приводятся, то без должного эффекта.

        В Российской Федерации в настоящее время наблюдается активная деятельность законодательных органов, Президента и Правительства. Однако совершенствование нормативно – правовой базы и её реализация названными органами не приносит должного эффекта. Невыполнение законов и других нормативных актов гражданами и должностными лицами государства давно уже стало, к сожалению, обычным делом.

         В данных условиях особую значимость приобретает проблема обеспечения действенности закона, акцентирование внимания на реализацию правовых предписаний. В аспекте функционирования государственного механизма особую актуальность приобретает совершенствование правоприменительной деятельности, упрочение правопорядка и законности.

            Указанные факторы обуславливают актуальность темы данной работы, её теоретическую и практическую значимость.      
























                                        






1. Применение права

                                           

1.1 История развития права.

       Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно – организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений[1].

       Право объективно возникло на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящего хозяйства, свободного труда общинников – земледельцев и ремёсленников. Становление права шло путём образования специальных правил, регламентирующих организацию и процесс сельскохозяйственного труда и распределение его результатов. Эти правила получили специфическое закрепление в форме агрокалендарей, и одновременно развилась самостоятельная система, информирующая об этих нормах, контролирующая их исполнение.[2]

       В длительном процессе становления городов – государств, классов право становиться способом осуществления функций города – государства. С расслоением раннеземельного общества, развитием классового общества, возникновением частной собственности, товарно – денежных отношений право получило чёткий классовый характер, то есть начинает служить экономическим и другим интересам определённых социальных групп.[3]                                                                                          


                                                                                                      

    Можно выделить три основные фазы в развитии права. Первая – фаза зарождения, относится по преимуществу к тем обществам, где происходит лишь становление производящих форм экономики. Вторая фаза знаменует оформление данного пласта регулятивной системы в некую систему правил (норм). Эта фаза увязывается с такими обществами, где налицо полная победа различных форм производящей экономики. И, наконец, третья фаза связана с письменной кодификацией права в ряде раннегосударственных образований: на основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее определение:

     Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определённость в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.[4]

     Право служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.







1.2 Понятие « применение права ».

        В юридической литературе имеется множество в той или иной степени различающихся между собой определений понятия «применение права».

        Нередко применение права понимается как «особая форма» реализации права, осуществляемая государственными или общественными организациями в пределах их компетенции в форме властной организующей деятельности при конкретизации правовых норм на основе строгого соблюдения законности.

         Иногда применение права трактуется как «властная деятельность» органов государства или иных органов государства или иных органов по уполномочию государства, которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу конкретные вопросы жизни общества.

       Довольно часто применение права рассматривается как такая форма его реализации, которая состоит в проведении государством сложной, ответственной юридической и организованной деятельности «по обоснованному осуществлению правовых норм относительно конкретных субъектов», фактов, отношений реальной общественной жизни в рамках закона.

       Предпринимаются и попытки определить правоприменение и с социологической, и с формально – юридической, и с социальной точек зрения. Отмечая плодотворность вышеизложенных и ряда иных выдвинутых положений относительно понятия правоприменение, следует одновременно отметить недопустимость отождествления рассматриваемой категории со сходными, можно указать, родственными, но не тождественными категориями, с одной стороны, и расширительное либо ограничительное рассмотрение правоприменения – с другой. Так, вряд ли можно согласиться с «социологическими» концепциями, которые сводят применение права к судебному решению или к деятельности, направленной на подготовку такого решения. Несостоятельны и мнения тех авторов, которые отождествляют правоприменение наряду с органами государства также и граждан. Согласиться с данными рассуждениями нельзя по следующим соображениям.

     Во – первых, при такой постановке вопроса остаётся без внимания важная сторона правоприменительного процесса – деятельность по наделению отдельных участников конкретными субъективными правами, без чего невозможна реализация значительной части основных прав и свобод граждан. Не выделять эту сторону правоприменительной деятельности вообще – значит не замечать сложной работы специально уполномоченных субъектов по предоставлению – при наличии определённых условий – одним путём из субъектов субъективных прав и возложению на других – соответствующих юридических обязанностей.

      Во – вторых, нельзя сводить правоприменительную деятельность к вынесению того или иного окончательного решения по каждому юридическому делу. Действительно, любой (первоначальный, промежуточный, окончательный) материально обусловленный результат правоприменительной деятельности очень важен. Однако вынесение окончательного решения – это лишь одна из стадий правоприменительной деятельности, и ей предшествуют другие стадии                                                                                                                        

как логической последовательности (например, стадия анализа фактических обстоятельств дела, стадия юридической квалификации), так и стадии функционального назначения (например, стадия возбуждения уголовного дела, стадия предварительного расследования и другие). Поэтому, как уже подчёркивалось, такой подход к уяснению правоприменения является несколько усечённым, так как не отражает всего многообразия и богатства правоприменительной деятельности.

       В – третьих, все вышеперечисленные рассуждения относительно содержания и сущности правоприменительной деятельности не учитывают прикладного характера юридической науки, которая прежде всего служит задачам улучшения и совершенствования практики работы государственных органов, общественных организаций. Поэтому при разработке тех или иных научных категорий надо учитывать опыт и потребности юридической практики. Если речь идёт об отдельном положении теории права с позиции того, как право регулирует общественные отношения, то само собой разумеется, что наше внимание при исследовании правоприменительной деятельности должно быть обращено на выделение государственно – правового аспекта изучаемого явления, его практической значимости.

      В связи с этим представляется возможным для боле правильного понимания категории «применение права» уточнить её содержание введения в обиход таких терминологических обозначений, как «правоприменительный процесс» или «правоприменительная деятельность». Причём если правоприменением обозначают форму перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений, то правоприменительный процесс – это организационное выражение правоприменения, представляющее собой совокупность различного рода правоприменительных действий основного и                                                                                                                         вспомогательного характера. Такое смысловое объяснение позволяет утверждать, что данные категории сами по себе исключают многозначимость применения права и связывают его с деятельностью органов государства или общественных организации, выполняющих определённые государственные функции.

Итак, под правоприменительной деятельностью следует понимать одну из важнейших форм реализации норм права, представляющую собой специфическую государственно– властную, особую деятельность специально уполномоченных на то субъектов, состоящую из форм, средств, методов, с помощью которых обеспечивается непрерывность процесса реализации нормативно – правовых предписаний путём наделения одних участников правовых отношений субъективными правами и возложения на других соответствующих юридических обязанностей или путём разбирательства (решения) вопросов о последствиях правовых споров и правонарушений и  привлечения виновных к юридической ответственности.

 


















          


1.3 Общие черты и особенности правоприменительного процесса.

       Общие черты и особенности правоприменительного процесса, которые в той или иной степени отражаются в различных его определениях и сложившихся о нём представлениях, заключаются в следующем.

   1. Правоприменительная деятельность (в отличие от других форм реализации права, в которых учавствуют самые различные субъекты права – физические и юридические лица) может осуществляться уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.

      В соответствии с Конституцией и текущим законодательством России это могут быть органы законодательной власти, судебные, прокурорские органы и органы исполнительной власти, администрация предприятий и учреждений, должностные лица различных рангов, общественные органы и организации с санкции государства.

    Примерами законов, регламентирующими деятельность органов власти являются такие, как: Федеральный Закон « О мировых судьях в РФ» от 17.12.98, Федеральный Закон « О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ» от 24.06.99, Федеральный Закон «О Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений» от 01.05.99, Федеральный конституционный Закон « О военных судах РФ» от 23.06.99, Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31.12.96, Федеральный конституционный закон «О конституционном Суде РФ» от 24.06.94, Федеральный конституционный закон «Об Арбитражных судах в РФ» от 01.07.95.

     Такая общепризнанная на современном этапе развития общества позиция в известной мере расходится с той, которая ранее была свойственна отечественным и зарубежным учёным. Применение права, писал, например Г. Ф. Шершеневич, есть не что иное, как «подведение конкретных бытовых отношений под абстрактные нормы права»[5].     Исходя из этого делается вывод о том, что применяются нормы права всеми, кто стремиться сообразовать свои действия с указаниями права, так как для достижения юридического результата или для уклонения от юридических последствий необходимо «произвести примерку фактического состава в данном или предлагаемом случае к норме права».   

       Однако даже при таком, весьма широком подходе к определению субъектов правоприменительного процесса в первую очередь выделялись все же агенты государственной власти, которые «выполняют задачу управления на основании действующего права», а среди них суды, в деятельности которых «с наибольшей яркостью» раскрывается процесс применения права.

      2. Правоприменение – один из важнейших видов государственной деятельности. Оно осуществляется наряду с законодательной, правоохранительной и другими видами государственной деятельности и имеет государственно– властный характер. Это означает, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, являются юридическими, их неисполнение влечёт за собой государственное принуждение.

      Применение права как государственно – властное деяние всегда осуществляется от имени государства. В юридической литературе различают две формы его осуществления: оперативно – исполнительную и правоохранительную. Под оперативно – исполнительной формой деятельности подразумевают организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов.

      Под правоохранительной формой деятельности имеют в виду деятельность, направленную на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятия мер по предупреждению правонарушений в будущем.

     Необходимость в правоприменительной деятельности возникает, таким образом, всегда, когда осуществление субъективных прав и исполнение предусмотренных законом обязанностей невозможно без использования государственно – властных полномочий.    

     3. Применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в строго установленном законом порядке. Существует определённая процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации порядка правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц не всегда одинакова. У судебных органов, рассматривающих гражданские и уголовные дела, она всегда высока.

     Порядок деятельности этих органов регламентируется нормами соответствующих гражданско – процессуальной и уголовно – процессуальной отраслей права ( ГПК РФ и УПК РФ ).

     Степень регламентации правоприменительной деятельности других государственных органов, например, административных органов, и должностных лиц, всегда намного меньше, чем у судебных и следственных органов. Это можно наблюдать в повседневной деятельности многочисленных исполнительных органов государственной власти, администрации предприятий и учреждений в Российской Федерации, занимающихся вопросами приёма и  

увольнения, оформления отпусков, пенсий, пособий по безработице, и другим вопросам правоприменительной деятельности.

   4. Правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определёнными, общепризнанными во всех странах принципами. Среди них важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых в порядке правоприменения тех или иных решений.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.