Рефераты. Cовершенствование правоприменительной деятельности, упрочение правопорядка и законности






исполнительное производство; производство по применению принудительных мер медицинского характера; производство по делам о хулиганстве; по делам о преступлениях несовершеннолетних. Детальное законодательное закрепление получили гражданско – процессуальные производства. Здесь выделяются следующие самостоятельные производства: исковое производство; производство по делам, возникающим из административно – правовых отношений; особое производство; производство дел в кассационной инстанции; исполнительное производство.

     Все многообразие правоприменительных производств можно подразделить не только по характеру разбирательства индивидуально – конкретных дел (как это было сделано выше), но и по функциональному признаку. Используя данный признак, представляется целесообразным выделить правонаделительные и правоисполнительные производства и правоохранительные и юрисдикционные производства.

    Обобщённый анализ положений соответствующего массива процессуального законодательства, закрепляющего правоприменительные процессуальные производства как составную часть процесса, учёт высказываний ряда учёных – процессуалистов позволяют предположить, что правоприменительные производства объединяют в себе три органически взаимосвязанных компонента: правоприменительное доказывание и правоприменительные акты – документы.

    2. Стадийность правоприменительной деятельности необходимо рассматривать с двух методологических позиций: во – первых, с позиции общелогической  характеристики совершения всех правоприменительных действий и, во – вторых, с позиции рассмотрения функционального проявления всей правоприменительной деятельности. Отсюда правомерно выделение двух больших уровней стадий правоприменительной деятельности и стадий функционального назначения.

    Выделение стадий логического характера в юридическом процессе основано главным образом на логической последовательности совершения определённых операций при реализации норм права в форме их применения. В правоприменительной деятельности следует выделить три стадии логической последовательности: это стадия установления фактических обстоятельств дела, куда относятся операции, связанные с анализом фактических данных, доказательством их полноты и достоверности; стадия выбора и анализа нормы права, где операции связанны с её анализом, установлением юридической силы и так далее; стадия решения юридического дела, выражающаяся в постановлении акта применения права.

    Стадии функционального назначения правоприменительной деятельности предполагают выяснения их сущности путём исследования тех вопросов, которые возникают в отдельной, самостоятельной части производства при разрешении юридического дела. А сущность стадии функционального назначения определяется природой и содержанием функциональной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными на то субъектами, которые занимают в процессе лидирующее положение, и специфическим характером принимаемых ими решений. Каждая стадия

функционального назначения имеет свои пространственно – временные границы, пределы и состоит из специфической деятельности, осуществляемой специально уполномоченными на то субъектами – организаторами, и тех процессуальных правоотношений, которые возникают, развиваются, завершаются или переходят в следующие стадии правоприменительной деятельности, где в специфических условиях проверяют законность и обоснованность их возникновения, наличие достаточных оснований для их продолжения и развития.На примере уголовного процесса представляется целесообразным выделить следующие стадии функционального назначения правоприменения: стадия возбуждения уголовного дела; стадия предварительного расследования; стадия утверждения обвинительного заключения прокурором; стадия предания суду; стадия судебного разрешения юридического дела; стадия исполнения решения по юридическому делу.

      3. Композиционно – завершающим элементом структуры правоприменительной деятельности является правоприменительный режим. Он отражает атмосферу, которая «царит» во время рассмотрения и разрешения юридического дела. Иначе говоря, правоприменительный режим оттеняет степень напряжённости осуществления правоприменительной деятельности. Являясь структурным элементом правоприменительной деятельности, правоприменительный режим, в свою очередь, имеет сложную структуру, которая состоит из принципов правоприменения, средств, форм, методов осуществления данных принципов и реально осуществляющихся гарантий правоприменительной деятельности. Систему данных гарантий можно подразделить на экономические, политические, идеологические и специально юридические. Все эти гарантии получили своё прямое закрепление в действующем законодательстве, регламентирущем различные стороны правоприменительной деятельности.   










                           2.3 Виды применения права                                         


      Характеристика функций правоприменительной деятельности и её структуры даёт лишь общее представление о её содержании.

      Более полное уяснение сущности этой правовой формы деятельности возможно при исследовании её разновидностей. Выше указывалось, что правоприменительная деятельность выполняет две основные функции: правонаделительную и правоохранительную. Именно в соответствии с этим целесообразна попытка разделить правоприменение на правонаделительную и правоохранительную деятельность.

     Основное назначение правоприменительной деятельности – создать благоприятные условия и обеспечить правовыми гарантиями осуществление определённых субъективных прав одними участниками отношений и исполнение обязанностей – другими. Поэтому содержание правонаделительной деятельности сводиться к тому, чтобы в возникших жизненных обстоятельствах установить конкретных участников и в соответствии с диспозицией применяемой нормы права наделить одних участников данными отношений субъективными правами, а на других возложить юридические обязанности.

     Если правонаделительная деятельность имеет дело с обстоятельствами естественного положительного характера, то потребность в другой разновидности правоприменения – в правоохранительной деятельности – возникает только тогда, когда налицо отступления от нормы. Таким образом, правоохранительная деятельность связана с такой сферой общественных отношений, где обнаружено правонарушение или оно подозревается, где возник конфликт между субъектами. Важность правоохраны заключается в  том, что она требует высокой квалификации, максимальной осторожности, твёрдой принципиальности и большого напряжения воли от каждого правоприменяющего субъекта, так как малейшие ошибки в правоохранительной деятельности, способны принести большой моральный и материальный вред обществу и личности.

   Общее назначение правоохранительной деятельности многогранно и разнообразно по характеру своих направлений. В основном оно сводиться к тому, чтобы всеми средствами, имеющимися в распоряжении органов государства, обеспечить строжайшее соблюдение режима законности. Это достигается решением следующих задач: предупреждением правонарушений, внесением ясности и определённости в различные правовые споры между субъектами; оценкой неправомерного поведения и установления неблагоприятных последствий в виде лишения виновного определённых благ; приведением в исполнение назначенных мер государственного принуждения.

    В связи с таким широким многообразным назначением правоохраны её следует подразделить на относительно самостоятельные разновидности: а) контролно – надзорную деятельность; б) деятельность по разбирательству правовых  споров  и дел  о правонарушениях; г) деятельность по исполнению (реализации) государственного принуждения.

    Правообеспечительная деятельность нацелена на создание надёжных гарантий реализации определённых субъективных прав, обеспечения

доказывания фактов, имеющих значение для рассматриваемого дела. Это особенно характерно для имущественных отношений. Здесь гражданское и гражданско – процессуальное законодательство в качестве правообеспечительных мер предусматривает залог, поручительство (ст 334 – 367.. ГК РФ). Мерой обеспечения иска является право наложения ареста на имущество ответчика (ст.140 ГПК РФ) либо судом, либо единолично судьй. Особое место среди мер правообеспечения занимают меры уголовно - процессуального и административного пресечения, предусмотренные ст 97 – 110 УПК РФ:

подписка о невыезде, личное поручительство, заключение под стражу и так далее.

    Одной из наиболее существенных разновидностей правоохраны является деятельность по разбирательству правовых споров и дел о правонарушениях. Она заключается в следующем: а) собирание фактов, имеющих значение по правовому спору или делу о правонарушении, тщательном исследовании собранных фактов с точки зрения их причастности к рассматриваемому спору или делу о правонарушении, тщательном исследовании собранных фактов с точки зрения их причастности к рассматриваемому спору или делу и установлении достоверной истины; б) формирование соответствующей юридической (правовой) оценки спора дела; в) установление конкретных юридических последствий в соответствующем акте.

      После того как орган, осуществляющий разбирательство дела, принял акт о назначении меры принуждения, возникает необходимость в следующей разновидности правоприменительной деятельности – в деятельности по исполнению государственного принуждения. Исполнение государственного принуждения представляет собой реализацию неблагоприятных последствий для виновного, выражающихся в лишении его определённых благ, в ограничении тех или иных прав.

     Приведённая классификация видов правоприменительной деятельности является наиболее общей, она охватывает основные аспекты поднормативного регулирования.







                                     2.4 Акты применения права


   Акт применения нормы права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно – властное предписание

компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

    Основные признаки, характеризующие акты применения норм права(см приложение 2).

     Во - первых, акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нём конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путём. Например, решение суда о возвращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. За нарушение требований этого акта гражданин несёт ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он судим.

     Во – вторых, акт применения – это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определённым лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно – правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер.

Нормы права регулируют множество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере действия (конкретно не определённых). Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение. В силу этого акты применения норм права к источникам права не относятся. В сборники законодательства они не включаются.

    В – третьих, правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на отдельные

нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменён.

       В – четвертых, акты применения норм права издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определённый порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры и т. п.), должны иметь следующие обязательные элементы:

   1) вводную часть, в которой указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат;

   2) описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела;

   3) мотивировочную часть, в которой излагается содержание решения;

   4) резолютивную часть, в которой излагается содержание решения.

                                                                                  

    Каждый правоприменительный акт имеет строго определённое наименование: приговор, приказ, постановление, распоряжение и прочие.

    Классификация актов применения норм права производиться по различным основаниям. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды:

 - акты представительных органов государственной власти;

 -  акты исполнительных органов государственной власти;

 - акты правоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры, арбитража);

 - акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.).

    В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются:

 - на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);

 - на охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений[12] (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора…)

       Таким образом, акты применения норм права являются важнейшими средством реализации предписаний правовых норм.













3. Проблемы применения права

3.1. Пробелы в праве


    Пробелом в праве принято считать отсутствие в действующем законодательстве нормативных предписаний в отношении обстоятельств, которые находятся в сфере правового регулирования и требуют юридического воздействия. Различия во взглядах учёных существуют лишь относительно определения сферы правового регулирования.

   При наличии пробела в праве (законодательстве) возникают нетипичные формы правоприменения, которые вызывают необходимость подключения особого вида деятельности при правоприменении, специфических правовосполнительных операции.

    Важнейшей формой устранения пробелов в законодательстве является правотворческая деятельность компетентных органов путём издания соответствующего нормативно – правового акта. В определённой степени пробелы в законодательстве могут быть восполнены в ходе правоприменительной деятельности с помощью дополнительных действий.

   Известны три способа восполнения пробелов в законодательстве в процессе применения права: аналогия закона, субсидиарное применение и аналогия права. (см приложение 3).

    Аналогия закона есть распространение на данное отношение действия нормы, регулирующей сходное отношение в рамках одной отрасли права. Основанием правомерности применения аналогии                                                                                           

закона есть однотипность правового режима регулирования сходных отношений в рамках определённой отрасли права.

    Субсидиарное применение (межотраслевая аналогия) имеет место, когда правоприменитель исходит из предписаний смежной отрасли права; так же, как и аналогия закона, оно основано на сходстве отношений, которые прямо не урегулированы нормами данной отрасли. Субсидиарное правоприменение широко используется в процессуальных отраслях при аналогии норм традиционных  процессов к нетрадиционным, когда имеется соответствующая материальная норма, но нет достаточных указаний о процедурно – процессуальной стороне решения дела. Здесь основанием является единство метода правового регулирования [13].

    Аналогия права имеет место, когда правоохранительный орган решает юридическое дело исходя из общих начал и принципов права. При этом реализуются отраслевые, общеправовые и конституционные принципы, такие как справедливость, гуманизм, равенство перед законом и другие, закреплённые в Конституции и других законах.                                Аналогия закона, субсидиарное применение и аналогия права – исключительные средства в праве и требуют соблюдения ряда определённых условий, обеспечивающих правильное их применение. Поэтому для того, чтобы использовать аналогию права, необходимо: во -  первых, установить, что данная жизненная ситуация имеет юридический характер и требует правового решения; во -  вторых, убедиться, что в законодательстве отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать подобные случаи; в – третьих, отыскать в   законодательстве норму, регулирующую сходный случай, и на её основе решить дело (аналогия права); в – четвёртых, в решении по делу дать мотивированное объяснение причин применения к данному случаю аналогии закона, субсидиарного применения или аналогии права. Тем самым обеспечивается возможность проверить правильность решения дела.

    Таким образом, применения права по аналогии – это не произвольное разрешение дела. Принятие решения осушествляется в соответствии с государственной волей, выраженной в правовой системе в целом или в отдельных нормах права, регулирующих сходные отношения. Путём аналогии правоприменительный орган пробел в праве не устраняет, а лишь преодолевает. Пробел может быть устранён только компетентным нормотворческим органом.

     Институт аналогии имеет ограниченное применение в праве. В области уголовного права аналогия не допускается, поскольку действует непреложный принцип «нет преступления без указания на то в законе», что служит гарантией защиты личности. В других отраслях права аналогия допускается, а в таких, как гражданское и гражданско – процессуальное, она прямо закреплена[14].
















                 3.2 Юридические коллизии и способы их разрешения.

 

   Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

       Российское законодательство – сложное, многоотраслевое образование, в котором масса всевозможных разночтений, нестыковок, параллелизмов, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и институтов. Будучи по своему характеру территориально обширным и федеральным, оно уже в силу этого содержит в себе возможность различных подходов к решению одних и тех же вопросов, учёта национальных и региональных особенностей, интересов центра и мира.

   В нём одновременно действуют акты разного уровня и значения, разной юридической силы, направленности, в частности, старые, союзные, и новые, российские; протекают процессы унификации дифференциации, объединения и обособления, переплетаются вертикальные и горизонтальные связи и тенденции. Это динамически напряжённая и во многом изначально противоречивая система.

   С другой стороны, в практической жизни постоянно складываются такие ситуации, которые сразу подпадают под действие ряда норм. Возникают нежелательные юридические дилеммы и альтернативы. Различные нормы как бы вступают друг с другом в противоборство, пересекаясь в одной точке правового пространства и «претендуя» на регулирование одного и того же отношения.

     Чтобы устранить коллизию, требуется высокий профессионализм правотолкующего и правоприменяющего лица, точный анализ обстоятельств «дела», выбор единственно возможного или по крайней мере наиболее целесообразного варианта решения. Это, как правило, сложная аналитическая задача.

      Разумеется противоречия можно снять (и они снимаются) путём издания новых, так называемых коллизионных норм.


      Причины юридических коллизий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным, к частности, относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость самих общественных отношений, их скачкообразное развитие.

      К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые зависят от воли и сознания людей  - политиков, законодателей, представителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряжённость, политическая борьба и другие.

       На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующим правилами:

    а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний по принципу, предложенному ещё римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всём том, в чём он с ним расходится.

    б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий долее высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление, постановление Правительства и акт отраслевого министерства), т. е. за основу берётся принцип иерархии нормативных актов;

 в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали) то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то общий. Подобные акты или нормы иногда называют конкурирующими. Например, в Конституции РФ есть

     норма о несменяемости судей Конституционного Суда, а в специальном законе об этом Суде установлен двенадцатилетний срок. Действует последний.

     В целом, способами разрешения коллизий являются: 1) толкование; 2) принятие нового акта; 3) отмена старого; 4) внесение изменений и уточнений в действующее; 5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение; 6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм; 7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий; 8) конституционное правосудие. Некоторые из этих способов используются одновременно.

     Юридические коллизии, политические неурядицы подрывают основы порядка и стабильности в обществе, деформируют правосознание людей, создают критические ситуации, социальную напряжённость. Подобные катаклизмы – признак невысокой правовой культуры, процветающего на всех уровнях правового нигилизма. Поэтому их необходимо по возможности не допускать, профилактировать, а если они всё же  возникают – своевременно снимать  с помощью выработанных для этого механизмов1.








1 Теория государства и права. Курс лекций. Под редакцией Н.И. Матузова, Я.В. Малько – М., Юристъ, 2000 г – с 477.

                                      

Заключение



    Таким образом, применение права – это одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизни.

     Путём применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции: а) организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов; б) охрану и защиту права от нарушения. На этом основании в литературе выделяют две формы применения права:

     - оперативно – исполнительную;

     - правоохранительную.

      Правоприменитель вмешивается в естественный ход реализации права и закона только в следующих случаях:

     - когда есть спор о наличии или мере субъективных прав и юридических обязанностей (в том числе при определении наказания за противоправное деяние);

      - при необходимости определить момент действия и факт прекращения чьих – либо прав или обязанностей;

       - если надо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложению обязанностью.

    Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт:

    1. По своей сущности применения права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путём установления чётких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения отдельных вопросов в руках компетентных органов.

   2. Эта деятельность связана с особыми приёмами решения жизненных ситуаций, требует профессиональных навыков и знаний. Учитывая это обстоятельство, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. Граждане не являются субъектами правоприменения.

   3. Цель применения права – удовлетворение не личных интересов правоприменения, а потребностей и интересов всего общества.

   4. Применение права осуществляется всегда в рамках определённых правоотношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Активная и определяющая роль в этих отношениях принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями; он обязан использовать их для разрешения конкретной жизненной ситуации.

    5. Правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах, что способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.

   6. Применение права – это не одноактное действие, а определённый процесс, состоящий из трёх основных стадий: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) выбор и анализ правовой нормы; 3) принятие решения и его документальное оформление.

    7. Акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно – властное веление, выраженное в определённой форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

          Всё изложенное позволяет сделать вывод, что применение права -важная форма    реализации     юридических норм, отличающаяся от иных рядом характерных черт.

              Под применением права следует понимать осуществляемую в          специально                   установленных законом формах государственно властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесений индивидуально - правовых актов (актов применении права).





















         Библиографический список

Нормативные акты


1. Конституция Российской Федерации ( принята всенародным голосованием на референдуме) от 25 декабря 1993 г.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года. Одобрен Советом Федерации.

3. Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон. Принят Государственной Думой 23 октября 2002г. Одобрен Советом       Федерации 30 октября 2002г. Вступил в законную силу с 1 февраля  2003г.

4. Федеральный конституционный закон «О конституционном Суде Российской Федерации» от 24.06.94// Вестник Конституционного Суда

РФ 1995г.

5. Федеральный конституционный закон «Об Арбитражных Судах в РФ»// Собрание законодательства РФ 1995г.

6.Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ»//Федеральное законодательство РФ.М., 1997г.

7. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999. - № 1 - ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 1999.

8. Федеральный Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998.-№ 188ФЗ/7Собрание Законодательства РФ-1998.

9. Федеральный Закон «О Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений» от 1.05.1999. - № 92 -ФЗ//СЗ РФ.-1999.

10 Федеральный Закон «Опринципах и порядке разграничения предметов

ведения и полномочии между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24.06.1999. - № 119 - ФЗ //' Собрание Законодательства РФ. - 1999.






Научная литература


1. Алексеев С.С. Теория права. - М.,1995.

2. Труды СГУ. Выпуск 40. Гуманитарные науки. Под редакцией Артемьева Т. И. - М., 2002.

3. Бабаев В. К., Бафанов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. Учебное пособие. - М., Юристъ., 2000.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. - М., Юриспруденция., 2000.

5. Теория государства и права. Курс лекций. Под редакцией Матузова Н.Н., Малько А..В. - М., Юристъ., 2000.

6. Недбайло П.Е. Теория права. - М.,1990.

7. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М., 1998.

8. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - М., 1911.











                                                                                                              Приложение 1


Функции применения права

право наделительная


правообеспечительная







Приложение 2

Признаки актов применения норм права

Носят государственно – властный(обязательный) характер

Индивидуализируют нормы права применительно к конкретным ситуациям и лицам

Должны быть законными

Издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование























Приложение 3

Способы преодоления пробелов

Аналогия закона - способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношениями

Субсидиарное применение права - способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе нормы из другой отрасли права

Аналогия права - способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе принципов права, духа законодательств а

Способ восполнения (устранения) пробела - только правотворчество, издание недостающей нормы права или части её.









[1] Хропанюк В.Н. ТГП Учебник для вузов. – М., 1998.

[2] Венгеров А.Б.  Теория государства и права.Учебник для юридических вузов.-М. Юриспруденция. 2000г.  -  с.64

[3] Теория государства и права. Курс лекций. Под редакцией Матузова Н.И. , Малько А.В. – М. , Юриспруденция. 2000г. – с.138

[4] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.1998г. – с.171.

[5] Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов – М., Юриспруденция, 2000.

[6] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. –  М.1985г.

[7] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. – М., 1985.

[8] Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – М., Юриспруденция, 2000

[9] Недбайло П.Е.Теория права. – М.,1990г.  -  с. 215.

[10] Алексеев С.С. Теория права, М., 1995 – с 258.   

[11] Алексеев С.С. Теория права. – М., 1995

[12] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.,1998г.  -  с. 265.

[13] Труды СГУ. Выпуск 40.Гуманитарные науки. Под редакцией Артемьева Т.И. – М.,2000г.  -  с.22

[14] Теория государства и права. Курс лекций. Под редакцией Матузова Н.И.,  Малько А.В. – М.,ЮРИСТЪ,2001г. –с.465.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.