Рефераты. Анализ прибыли и ее формирование






Эластичный спрос


 


Производственные мощности ограничены, спрос, заказы превышают возможности предприятия

Первоначально цена товара была завышена, спрос был ограничен, после снижения цены он резко расширился

 


Более высокие цены делают товар привлекательнее для покупателя

Издержки производства единицы товара уменьшаются быстрее, чем реализационная цена

 


Повышение цен конкурентами в отрасли

Более низкие цены открывают выход на новые рынки

 

Уход с рынка ряда конкурентов

 

 

Прибыль

уменьшается


Увеличение цен на реализацию продукции не компенсирует повышение издержек (инфляция издержек)

Рынок нечувствителен к более низким ценам, объем продаж остается относительно постоянным (неэластичный спрос)

 


Первоначальные цены были «правильными», продажи уменьшаются быстрее, чем увеличивается выручка от реализации (эластичный рынок)

Первоначальные цены были «правильными», после снижения цен продажи не выросли (неэластичный рынок)


 



Ответное понижение цен конкурентами (установление более низких цен в отрасли) и отсутствие новых покупателей

 

Уход с рынка

 



Цены были уменьшены исключительно для увеличения доли продаж предприятия на рынке

 



Предотвращение внедрения на рынок новых конкурентов*

* Ценообразование и рынок: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1992. — С.  204—217.

2.2. Определение величины прибыли и резервов ее роста на основе

использования маржинального дохода и производных от него величин

В практике зарубежных стран с рыночной экономикой широко применяется расчет прибыли и определения влияния различных фак­торов на ее величину на основе использования маржинального дохода.

В формализованном виде он может быть представлен в виде:

                                 (5)

или

                                 (6)

где Вм — маржинальный доход, руб.;

Ип — постоянные расходы, руб.;

Hv — переменные издержки, руб.;

Вр — выручка от продаж, руб.

М — прибыль, руб.

Сама же величина прибыли исходя из сущности маржинального дохода определяется, как:

М=Вм-Ип.                                  (7)

В таком виде формула (8) не позволяет сделать какие-либо выводы относительно выявления резервов роста прибыли. Поэтому нa практике делают ряд преобразований с данной формулой. Вo-первых, используют такие показатели, как выручка от продаж удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж (а):

а = Вм/М,                                  (8)

Вм=Вра                                      (9)

Во-вторых, путем подстановки значений этих показателей в фор­мулу (7), получается другая формула прибыли:

M=Bpa-Ип.                                                              (10)

Формула (10) используется тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж нескольких видов продукции. В этом случае удельный вес маржинального дохода (а) в выручке от про­даж (Вpa ) подсчитывается как средневзвешенная величина.

В тех случаях, когда известно количество проданного товара и ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции, при­меняют модификацию определения прибыли от продаж. В этом случае маржинальный доход Вм определяется как:

Вм = qaс ,                                  (11)

где    ас — ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции;

q   — количество проданных изделий в натуральных единицах. Подставляя данное значение Вм в формулу (7), получаем ее новое выражение:

М = qас-Ип.                                  (12)

На величину прибыли, как это следует из формулы (12), оказывают влияние три группы факторов:

• количество и ассортимент проданной продукции;

• уровень цен на продукцию;

• уровень постоянных расходов.

Приведем расчет по определению влияния вышеназванных фак­торов на величину прибыли с помощью вышеназванных формул. Для этого воспользуемся условным примером. Допустим, что выручка от продаж по плану на нашем предприятия составляет 250 условных денежных единиц (у.д.е), а по факту она равняется 289 у.д.е. Постоянные расходы по плану и фактически не изменились и составили 60 у.д.е. Необходимо определить величину прибыли и резервы ее роста. Структура производства изделий, их продажные цены и другие показатели представлены в табл. 4.

Таблица 4 Исходные данные о продаже товаров

Вид изделия


Цена единицы изделия, Це


Переменные расходы на единицу изделия, Ип


Удельный вес изделий к общему объему продаж, %

по плану

фактически

А

12


7

55

В

7


5


40


20


С


19


11



30


D


18


9


5


50


Исходя из приведенных данных в табл. 4 определяется при­быль от продаж (Мр) по плану согласно формуле (12).

Предварительно рассчитываются удельные веса маржинального дохода в отпускной цене за изделие для каждого вида продукции (табл. 5).

Таблица 5 Удельные веса маржинального дохода в цене за изделие

Вид изделия


Расчет


Результат


А


(12-7)    12


0,42


В


(7-5)    7


0,30


D


(18-9)    18


0,50


Средневзвешенный удельный вес маржинального дохода в вы­ручке для всего объема продаж по плану равен:

ав= (0,42 • 55+0,3 • 40+0,75 • 15)/100 = 0,376.

Подставив полученные результаты в формулу (12), опреде­лим прибыль от продаж по плану:

Мп= 250 • 0,376 - 60 = 34 у.д.е.

Аналогично определяем фактическую прибыль от продаж. Удель­ные веса маржинального дохода в цене за изделие для каждого вида фактически проданной продукции составят:

Вид изделия


Расчет


Результат


В


(7-5) : 7


0,30


С


(19-11) : 19


0,42


D


(18-9) : 18


0,50 


Средневзвешенный аВ для всего объема фактических продаж:

ав= (0,3 • 20+0,42 • 30+0,5 • 50)/100 = 0,436.

Фактическая прибыль от продаж при неизменных ценах и посто­янных расходах:

Мр = 289 • 0,436 - 60 = 66,004 = 66,0 у.д.е.

Сравнение фактической прибыли с плановой показывает ее пре­вышение на 32 условные денежные единицы (66 — 34). Влияние на увеличение прибыли количества проданного и его структуры рас­считывается по формуле (18.12). Сумма прироста маржинального дохода при увеличении выручки от продаж составила:

(289 - 250) • 0,376 = 14,664 = 14,7 у.д.е.

Поскольку маржинальный доход и прибыль от продаж при уве­личении объема продаж увеличиваются на одну и ту же сумму, можно считать, что за счет увеличения количества проданного при­быль увеличилась также на 14,7 условных денежных единиц.

Структурные сдвиги в объеме продаж привели к изменению среднего удельного веса: маржинального дохода, что привело к приросту абсолютной суммы маржинального дохода:

(0,436 - 0,376) • 289 = 17,34 = 17,3 у.д.е.

На эту же сумму возросла и прибыль от продаж за счет измене­ния структуры проданного. В зависимости от целого ряда причин цены на фактически проданную продукцию, как известно, могут отклоняться от плановых как в сторону увеличения, так и в сторо­ну уменьшения, что в свою очередь оказывает влияние на сумму прибыли от продаж.

Предположим, что 8% общего объема продаж изделий «В» было продано по завышенной цене — по 10 условных денежных единиц за каждое изделие. Соответственно увеличилась общая сумма факти­ческой выручки от продажи и составила 341,8 у.д.е.

Для расчета влияния этого увеличения цены дополнительно оп­ределяется удельный вес маржинального дохода в цене за изделие для вида «В», проданного по завышенной цене: (10 — 5) : 10 = 0,5 и, используя предыдущие расчеты, определяется средний аВ для нового объема фактических продаж (при завышенной цене):

ав= (0,3 • 12+0,5 • 8+0,42 • 30+0,5 • 50 ) / 100 = 0,452 у.д.е.

Прибыль от продаж при фактическом объеме выручки, факти­ческих завышенных ценах и сокращении уровня постоянных расхо­дов равна:

М = 341,8 • 0,452-60 = 94,4936 = 94,5 у.д.е.

Для расчета влияния увеличения цены изделия «В» на при­быль от продаж сопоставляют два уровня фактической прибыли: один — с учетом увеличения цены, а другой — при условии того, что цены находились на уровне, предусмотренном в плане: 94,5 — 66 = 28,5 условных денежных единиц.

Постоянные расходы также влияют на сумму прибыли от про­даж. Они неизменны лишь условно и в отдельных случаях их фак­тический уровень может отклоняться от планового. Увеличение по­стоянных расходов снижает сумму прибыли от продаж, и наобо­рот, уменьшение постоянных расходов увеличивает прибыль от продаж.

В нашем примере сумма постоянных расходов увеличилась на 7 условных единиц, что на столько же уменьшило сумму прибы­ли. Фактические постоянные расходы с учетом увеличения соста­вили 67 условных денежных единиц (60+7). Окончательная сумма прибыли от продаж с учетом изменений всех факторов (количе­ства и структуры проданного, уровня цен и уровня постоянных расходов) составила:

М = 341,8 • 0,452-67 = 87,4936 = 87,5 у.д.е.

Таким образом, влияние отдельных факторов на изменение при­были в этом случае показано в табл. 6.

 

 

 

Таблица 7 Влияние факторов на прибыль от продаж, у.д.е.

Показатели

Сумма

Отклонение прибыли от продаж — всего (87,5 - 34)

+53,5

В том числе за счет факторов:


увеличение количества проданных товаров

+14,7

изменение структуры продаж

+ 17,3

увеличение цены изделия «В»

+28,5

увеличение постоянных расходов

-7

2.3. Формирование прибыли предприятия на основе установления условий безубыточности

Суть такого подхода состоит в том, что исходной посылкой в формировании прибыли является достижение условий безубыточ­ной работы предприятия, т. е. оно не получает прибыль и не несет убытки, а все затраты, связанные с производством и сбытом про­дукции, покрываются получением результатов от текущей деятельности. В реальной жизни это есть не что иное, как определение пороговых значений выручки от реализации (Вр) или количества проданных товаров (q), при которых предприятие окупает свои зат­раты без получения прибыли (рис. 2).

Рис. 2. Условия безубыточной деятельности предприятия

Из рис. 2 следует, что определение величины прибыли осно­вывается на механизме взаимосвязи: «издержки — объем реализации — прибыль» (Cost — Volume — Profit Relationships). Исходя из этой взаимосвязи решаются следующие задачи:

1. Определение объема реализации продукции, который обеспе­чивает покрытие издержек производства, т.е. обеспечиваются усло­вия безубыточности.

2. Достижение плановой суммы прибыли через определение не­обходимого объема реализации.

3. Установление «предела безопасности» предприятия, т.е. разме­ра возможного снижения объема реализации продукции при небла­гоприятной конъюнктуре товарного рынка.

Метод формирования величины прибыли на основе установления условий безубыточности исходит из допущения, что, во-первых, цена изделия в течение рассматриваемого периода не меняется и, во-вто­рых, количество произведенных товаров равно числу проданных. В этом случае выручка от реализации (Вр) математически выражается как:

                                 (13)

где Иv — переменные затраты, руб.;

Ип — постоянные затраты, руб.;

М — прибыль согласно условию равна нулю.

Поскольку согласно условиям безубыточности прибыль (М) равна нулю, то формула (13) принимает следующий вид:

Вр = Иv + Ип.                                  (14)

Из формулы (14) следует, что выручка от продаж покрывает затраты. Но эта формула еще ничего не говорит, каков должен быть объем реализации (Вр) или какое количество должно быть продано товаров, чтобы наступили условия безубыточности. Для этого пре­образуем формулу (14), введя в нее количество продаваемых то­варов и цену одного изделия:

                                 (15)

где q — количество проданных товаров;

Це — цена единицы товара;

Иv — переменные затраты на единицу продукции;

Ип — совокупные постоянные затраты.

Из формулы (15) следует, что постоянные затраты Ип опре­деляются как:

Ип=q(Це-Иv).                                  (16)

Это означает, что пороговое значение количества продукции, ко­торое должно быть продано, чтобы наступили условия безубыточ­ности, определяется как:

qп=Ип/(Це-Иv).                                  (17)

Выражение (Це-Иv) является распределенной маржей (прибы­лью) в расчете на единицу продукции. Как только она (маржа) покрывает постоянные затраты, то создаются условия для получе­ния и роста прибыли в дальнейшем. Для удобства на практике при­меняют коэффициент покрытия:

Кп= Ме/Вр.                                  (18)

Экономический смысл коэффициента покрытия Кп состоит в том, что каждая проданная единица,   которая идет на покрытие постоянных издержек, вносит определенный вклад в формирование прибыли.

Коэффициент покрытия прибыли позволяет менеджеру при прочих равных условиях выбирать виды продукции с самым высоким его значением, поскольку они в этом случае будут давать макси­мальный вклад в формирование прибыли для покрытия постоянных издержек.

В определении своей политики, в части формирования результатов и затрат, исходным принципом должно стать определение точки безубыточности, в которой общий доход от продаж равен постоянным и переменным издержкам или в которой вклад в формирование прибыли равен совокупным постоянным издержкам. В соответствии с этим существует и два способа расчета. Первый исходит из расчета уравнения, выражающего, что:

Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль.

В каждом гипотетическом предприятии это выглядит так:

250х =150х+35000+0,

где х    — точка безубыточности;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.