Рефераты. Анализ финансовой деятельности ОАО "Машук"






Анализ финансовой деятельности ОАО "Машук"

Содержание


Стр.

Введение…………………………………………………………………………      5

1.     Методика анализа финансовой деятельности предприятия………………      7

1.1.          Сущность финансового анализа и его задачи………………………       7

1.2.          Классификация методов и приемов финансового анализа………..        8

1.3.          Информационная база финансового анализа………………………        8

1.4.          Основные подходы к финансовому анализу………………………       11

1.5.          Система показателей и методика анализа финансовых результатов   

           и рентабельности предприятия……………………………………….   17

1.6.          Методика анализа себестоимости продукции…….………………….   21

1.7.          Система показателей и методика анализа финансового состояния предприятия……………………………………………………………..  23

1.8.          Обоснование планово управленческих решений на основе анализа взаимодействия прибылеобразующих факторов…………………….   29

2.     Анализ    финансовой   деятельности   предприятия   ОАО   “Машук”,

     г. Ессентуки…………………………………………………………………….  33

2.1.          Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия

ОАО “Машук”…………………………………………………………..  34

2.2.          Анализ себестоимости производимой продукции на предприятии

ОАО “Машук”…………………………………………………………..  44

2.3.          Анализ финансового состояния предприятия ОАО “Машук”………  51

2.4.          Оптимизация планово управленческих решений…………………….. 56

Заключение………………………………………………………………………… 61

Литература…………………………………………………………………………. 64

Приложение 1.



Введение

       

          Деятельность любого предприятия, в конечном счете, направлена на достижение двух основных целей:

 -получение максимально высоких доходов, соизмеримых с вложенными средствами (максимально высокий финансовый результат и рентабельность);

-  максимальная устойчивость предприятия по отношению к внешней среде, что необходимо для сохранения его как экономической единицы на протяжении длительного периода времени (стабильное финансовое состояние).

Анализ финансовой деятельности позволяет проследить эффективность достижения этих целей и выявить факторы, влияющие на их достижение.

        Следовательно, анализ финансовой деятельности включает:

         -анализ финансовых результатов;

 -анализ финансового состояния.

Достижение двух основных целей деятельности предприятия находится в тесной взаимосвязи, так как поддерживать устойчивое финансовое состояние на протяжении длительного периода времени невозможно без определенного уровня прибылей. И наоборот: потеряв устойчивость, предприятие может не только лишиться прибылей, но и может прекратить существовать как экономическая единица. Пути достижения этих целей не только тесно взаимосвязаны, но и часто входят в противоречие друг с другом. Это объясняется тем, что для получения высоких финансовых результатов необходимо привлекать  финансовые ресурсы из внешних источников, что делает положение предприятия менее устойчивым к влиянию внешней среды.

         Поэтому руководителю приходится, в зависимости от ситуации, расставлять приоритеты. Например, при очень нестабильной внешней среде - делать приоритет в сторону финансовой устойчивости. Но при этом надо помнить, что приоритетной целью, в конечном счете, являются высокие финансовые  результаты, так как без определенного уровня прибылей предприятие, в конечном счете, потеряет и устойчивое финансовое положение. В результате этого предприятие рискует прекратить свое существование как экономическая единица.

Особенностью данной работы является то, что анализ будет проводиться не столько для оценки динамики деятельности предприятия за анализируемый период, сколько для подготовки реальной базы принятия управленческих решений, в частности в области цен и объемов производства. Для подготовки базы принятия управленческих решений необходимо, помимо названных разделов анализа, провести анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов. Анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов будет проведен, в частности, на основе существующей методики оптимизации управленческих решений [1, C.87]. Данный раздел анализа позволит принять правильные решения в области цен и объемов производства. Таким образом, анализ будет проводиться по следующей схеме:

-предварительно определяются изменения финансовых результатов за прошедший период, определяются факторы, повлиявшие на данные изменения, и определяется степень их влияния;

        -проводится анализ показателей, влияющих на прибылеобразующие факторы (показатели себестоимости);

        -проводится анализ финансового состояния;

        -на основе предыдущих разделов проводится анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов и проводится оптимизация плановых решений.

Таким образом, имея полную картину финансовой деятельности предприятия, составленную на основе анализа,  руководитель получает возможность принятия правильных управленческих решений.

Целью данной работы является проведение анализа финансовой деятельности птицеводческого предприятия ОАО “Машук”. На основе анализа будут сделаны выводы и даны рекомендации по оптимизации финансовой деятельности данного предприятия.



1.    Методика анализа финансовой деятельности предприятия


        Методика анализа финансовой деятельности предприятия базируется на системе определенных показателей. Их перечень довольно велик. Поэтому в каждом конкретном случае в соответствии со спецификой деятельности предприятия и в соответствии с пользователем данной информации (администрация, потенциальные инвесторы, налоговые органы и так далее) выбирается соответствующий ряд показателей. Перечень выбранных показателей должен быть необходимым и достаточным для качественного анализа.

Показатели финансовой деятельности предприятия формируются на основе данных бухгалтерской и статистической отчетности, оперативных данных. Одним из инструментов анализа является “горизонтальный” анализ показателей. Он заключается в исследовании изменений по ряду показателей за анализируемый период. Данные изменения рассчитываются как в абсолютных величинах, так и в процентах к базисному периоду. Кроме того, проводится анализ структуры показателей и изменений этой структуры за анализируемый период (“вертикальный анализ”).

Следующим инструментом анализа является факторный анализ. В рамках этого анализа выявляются факторы и причины динамики показателей и их количественная оценка. Данный инструмент анализа является особенно важным, так как выявление факторов, влияющих на изменение показателей, демонстрирует руководителю направления принятия наиболее эффективных управленческих решений.

Также проводится анализ относительных показателей (коэффициентов).

Целью данной работы является анализ финансовой деятельности предприятия за анализируемый период и подготовка базы для принятия управленческих решений. Соответственно данной цели определяется методика и система показателей анализа.

На начальном этапе проводится анализ финансовых результатов и рентабельности. В рамках данного анализа определяется динамика показателей прибыли, рентабельности и определяется степень влияния различных факторов на произошедшие изменения. 

На следующем этапе проводится анализ себестоимости, позволяющий определить изменение затрат на рубль товарной продукции и причины этих изменений. Кроме того, определяется  характер и структура затрат, выявляются наиболее эффективные пути снижения себестоимости.

Далее проводится анализ финансового состояния, позволяющий определить изменения в структуре баланса за анализируемый период, определить степень финансовой устойчивости предприятия. На основе полученных данных вырабатывается стратегия фирмы.

Заключительным этапом анализа является анализ взаимодействия прибылеобразующих факторов, позволяющий в дальнейшем принять правильные решения в области цен и объемов производства.

Таким образом, в целом анализ финансовой деятельности сводится к оценке изменений показателей прибыли, себестоимости, рентабельности и финансового состояния предприятия за анализируемый период и завершается подготовкой  плановых решений на основе сложившейся ситуации.


1.1. Система показателей и методика анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия

 

Поскольку целью анализа в данной работе, в частности,  является подготовка информации для последующего принятия решений по прибылеобразующим факторам, то в рамках анализа финансовых результатов необходимо проведение анализа показателей, позволяющих определить пути влияния на прибылеобразующие факторы. Например, анализ себестоимости позволит определить пути снижения себестоимости.

Для определения путей повышения рентабельности проводится факторный анализ рентабельности.

Как уже было сказано, прежде чем проводить анализ по данным направлениям, проводится анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли. Для этого составляется таблица (см. прил.1), в которой общий финансовый результат анализируемого периода отражается в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от следующих видов деятельности:

-         реализация продукции (работ, услуг);

-         реализация основных средств, нематериальных активов и иного имущества предприятия (прочая реализация);

-         внереализационная деятельность.

Для составления таблицы используются данные бухгалтерской отчетности из формы № 2. В таблицу заносятся показатели за отчетный  и  базисный периоды и  их процентные отклонения. Кроме того, проводится анализ структуры прибыли и изменения структуры (“вертикальный анализ”).

Финансовые результаты от прочей реализации возникают по операциям с имуществом предприятия. Доходы, причитающиеся по этим операциям, и затраты, связанные с получением этих доходов, показываются в отчете (форма №2)  по статьям “Прочие операционные доходы” и “Прочие операционные расходы”. Данные по операционным доходам показываются за минусом сумм НДС.

Внереализационные финансовые результаты образуются на предприятии, если оно имеет финансовые вложения в ценные бумаги других организаций либо принимает участие в совместной деятельности. Суммы, причитающиеся (подлежащие) в соответствии с договорами к получению (к уплате) дивидентов (процентов) по облигациям, депозитам, отражаются в бухгалтерском отчете (форма №2) по статьям “Проценты к получению” и “Проценты к уплате”. Доходы, подлежащие получению по акциям по сроку, в соответствии с учредительными документами, отражаются в форме №2 по статье “Доходы от участия в других организациях”.

Далее проводится  расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции. Влияние факторов рассчитывается в последовательности, приведенной ниже:

1.     Расчет общего изменения прибыли от реализации продукции (DР):

DР=Р1 – Р0,                (1.1.1.)

где   Р1 – прибыль отчетного года;

Р0 – прибыль базисного года;

2.     Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (DР1):

DР1=N1.0=Sp1*q1 - Sp0*q1,               (1.1.2.)

где: Np1=Sp1*q1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р-

       цена  изделия; q – количество изделий);

       Np0= Sp0*q1 - реализация в отчетном году в ценах базисного года.

3.     Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции  (DР2):

DР2= Ро*К1- Ро,   (1.1.3.)

где  Ро – прибыль базисного года;

        К1 – коэффициент роста объема реализации продукции.

К1=S1.0/S0,          (1.1.4.)

где  S1.0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный    

        период в ценах и тарифах базисного периода;

        S0 –себестоимость базисного периода.

4.     Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (DР3):

DР3= Ро*(К2-К1)   (1.1.5.)

где   К2- коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным

        ценам

К2=N1.0/N0,  (1.1.6.)

где  N1.0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

       N0 – реализация в базисном периоде.

5.     Расчет влияния на прибыль увеличения себестоимости продукции (DР4):

DР4=S1.0- S1,       (1.1.7.)

где   S1.0 – себестоимость реализованной продукции отчетного периода в   

         ценах и условиях базисного периода;

         S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.

6.     Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (DР5):

 DР5= S0*К2- S1.0.  (1.1.8.)

7.     Влияние на прибыль нарушений хозяйственной дисциплины (DP6).

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

DР= Р1+Р2+Р3+Р4+Р5+Р6.   (1.1.9.)

На следующем этапе проводится факторный анализ рентабельности производства. Это необходимо, так как анализируемое предприятие действует в условиях инфляции и данный показатель является объектом постоянного контроля. Факторный анализ производится способом цепной подстановки [2, С.243]. Для этого проводится последовательная подстановка значений исследуемых факторов за анализируемый период в формулу рентабельности с данными  базисного периода.  В результате анализа будут выявлены факторы  и степень их влияния на изменение рентабельности производства в анализируемом периоде.

В основе используемой для анализа модели лежит следующее соотношение:

N/S=1/(U/N+M/N+A/N), (1.1.10.)

где   U/N- зарплатоемкость продукции;

         M/N – материалоемкость продукции;

         A/N – амортизационная емкость  продукции.

 

1.2.      Методика анализа  себестоимости  продукции


В рамках анализа себестоимости продукции прежде всего определяется фактическое изменение затрат на рубль товарной продукции. Далее проводится факторный анализ динамики затрат на один рубль продукции. 

Факторный анализ изменения затрат на рубль товарной продукции проводится способом цепной подстановки [2, С.243]. Для этого проводится  последовательная подстановка данных анализируемого периода в формулу базисного периода.

Расчет затрат на рубль товарной продукции проводится по формуле (Зр):

Зр=S/N=q*Cед/[q*p], (1.2.1.)

где Сед-себестоимость единицы продукции.

Следующим этапом анализа себестоимости является выявление уровня постоянных затрат. Сделать это можно по методу высшей и низшей точки на основе приведенного ниже алгоритма:

1.     Из данных об объеме производства и затратах за период выбираются максимальные и минимальные значения соответственно объема и затрат;

2.     Находятся разности в уровнях объема производства и затрат;

3.     Определяется ставка переменных расходов на единицу продукции путем отнесения разницы в уровнях затрат за период (разность между максимальным и минимальным значениями затрат) к разнице в уровнях объема производства за тот же период;

4.     Определяется общая величина переменных расходов на максимальный (минимальный) объем производства путем умножения ставки переменных расходов на соответствующий объем производства;

5.     Определяется общая величина постоянных расходов как разница между всеми затратами и величиной переменных расходов;

6.     Составляется уравнение совокупных затрат, отражающее зависимость изменений общих затрат от изменения объема производства.

        Далее определяется коэффициент реагирования затрат на изменение объема производства (Крз):

Крз=DZ/DNед,  (1.2.2.)

где  DZ- изменение затрат за период в процентах;

        DNед - изменение объема производства за период в процентах.

В соответствии со значением коэффициента определяется характер затрат:

- для Крз=0 – постоянные;      

- для 0<Kрз<1 – дегрессивные;

-   для Крз=1- чисто пропорциональные;

-   для Крз>1- прогрессивные.

В соответствии с характером затрат формируются предварительные выводы об эффективности дальнейшего наращивания объемов производства.

Для поиска наиболее эффективных путей снижения себестоимости необходима информация об удельном весе тех или иных затрат в структуре себестоимости. С этой целью проводится анализ себестоимости по элементам затрат. В рамках данного анализа определяются затраты на производство по элементам затрат в абсолютном выражении и в структурном разрезе. На основе полученных данных производится оценка характера производства (материалоемкое, трудоемкое, фондоемкое). В соответствии с характером производства определяются главные направления поиска резервов снижения себестоимости.

Проведенный анализ позволяет оценить эффективность деятельности предприятия по снижению себестоимости за анализируемый период, а также выявить пути воздействия на себестоимость.


1.3. Система показателей и методика анализа финансового состояния предприятия

 

Анализ финансового состояния предприятия включает в себя три этапа:

          1. Анализ и оценка состава и  динамики имущества и источников его формирования;              

2.Анализ финансовой устойчивости предприятия;

  3.Анализ ликвидности баланса предприятия.

  На первом этапе проводится горизонтальный и вертикальный анализ баланса предприятия. Для этого производится аналитическая группировка статей актива и пассива баланса.  На основе полученных данных делаются общие выводы об изменениях в  балансе предприятия.

На втором этапе проводится характеристика предприятия по финансовой устойчивости. Сущностью финансовой устойчивости является обеспеченность запасов и затрат источниками формирования. Финансовая устойчивость характеризуется следующим состоянием:

Ез £ (Ис+Сдк)-F,   (1.3.1.)

где:    Ез – сумма запасов и затрат;

Ис - собственные средства предприятия;

Сдк – сумма долгосрочных кредитов;

F – основные фонды предприятия.

При соблюдении этого условия будет соблюдаться и условие платежеспособности, то есть денежные средства, ценные бумаги и активные расчеты покроют краткосрочную задолженность предприятия:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.