Рефераты. Методы оценки инвестиционного проекта






Методы оценки инвестиционного проекта

Содержание

                                                                                                                                     Стр.

Введение ………………………………………………………………………………   2-3

1. Оценка осуществимости как прединвестиционная фаза делового проекта……      3

1.1. Особенности прединвестиционной фазы ………………………………………  3-5

1.2. Основной этап выявления возможностей ………………………………………... 5

1.3. Исследование возможностей делового проекта ………………………………….5-6

1.4. Предварительные ТЭО ……………………………………………………………. 6-7

1.5. Сопутствующие ТЭО исследования поддержки или функциональные

           исследования ……………………………………………………………………..7-9

1.6. Разработка бизнес-плана (предложения) инвестиционного проекта …………..9-10

1.7. Оценка результатов …………………………………………………………….   10-11

2. Оценка эффективности инвестиционных проектов ……………………………   11-14

3. Неформальные процедуры отбора и оценки инвестиционных проектов ………. 14

3.1. Общая характеристика неформальных процедур ………………………………. 14

3.2. Принятие решения на инвестирование …………………………………………14-15

3.3. Процедура отбора инвестиционных проектов ………………………………… 15-17

3.4. Экспертная оценка проектов в рамках проведения конкурса …………………17-20

3.5. Порядок отбора проектов ………………………………………………………..20-21

Список литературы ……………………………………………………………………. 22

Введение.

Прежде чем перейти к основной части работы, определим ключевые понятия и их взаимосвязи. Как известно, инвестиции – это долгосрочное вложение капитала.  “Инвестиции могут быть выполнены как в рамках полного научно-технического и производственного цикла создания продукции (ресурса, услуги), так и в объеме отдельных его элементов, таких, например, как научные исследования, проектно-конструкторские работы, расширение или реконструкция действующего производства, организация нового производства или выпуск новой продукции, рециклинг, утилизация и т.д.”[1] Существуют следующие формы инвестиций:

v     Денежные средства и их эквиваленты;

v     Земля;

v     Здания. Сооружения, машины и оборудование, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью;

v     Имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом.

Субъектом инвестиций (реципиентом, инициатором проекта) является предприятие (организация), использующее инвестиции для осуществления предпринимательского проекта. Отметим, что предпринимательский проект – это дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, направленных на достижение определенных целей (получение определенных результатов). Близкими по смыслу являются термины “хозяйственное мероприятие”, “работа (комплекс работ).

 В свою очередь, инвестиционный проект – это система документов и организационных мероприятий, необходимых для осуществления предпринимательского проекта. Масштаб инвестиционного проекта определяется влиянием результатов его реализации на хотя бы один из внутренних (или внешних) рынков: финансовых, материальных продуктов и услуг, труда, а также на экологическую и социальную обстановку.

Различают следующие виды инвестиционных проектов:

v     Крупномасштабные проекты – проекты, реализация которых существенно                влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране;             

v     Проекты регионального, городского (отраслевого) масштаба –проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую социальную или экологическую ситуацию в определенном регионе, городе (отрасли);

v      Локальные проекты – проекты, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в регионах и (или) городах, на уровень и структуру цен на товарных рынках.

Разработка инвестиционного проекта от первоначальной идеи до эксплуатации предприятия может быть представлена в виде цикла, состоящего из трех основных фаз  - предынвестиционной, инвестиционной и оперативной. 

1.        Оценка осуществимости как предынвестиционная фаза делового проекта.

1.1. Особенности предынвестиционной фазы.

Различные виды деятельности осуществляются в предынвестиционной фазе параллельно, продолжаясь и в последующей, инвестиционной. Таким образом, если исследование возможностей  инвестирования показало жизнеспособность проекта, то продвижение инвестиций и планирование внедрения начинаются одновременно. Однако основные усилия концентрируются на окончательной инвестиционной оценке и инвестиционной фазе. Для уменьшения излишних затрат при ограниченных ресурсах требуется четкое понимание последовательности событий при разработке делового проекта, начиная с этапа разработки концепции, путем активных усилий по переводу проекта на оперативный этап. Важно также учитывать роль, которую предстоит сыграть различным действующим лицам: инвесторам, коммерческим банкам, поставщикам оборудования, компаниям по страхованию экспортных кредитов и консультационным фирмам.

На всех этапах цикла проекта приходится прибегать к услугам консультационных и инжиниринговых фирм и других институтов. Следует придавать большое значение предынвестиционной фазе, потому что успех или неудача делового проекта в конце концов зависят от маркетинговых, технических, финансовых и экономических изысканий и их интерпретации, особенно при исследовании осуществимости проекта. Необходимые для этого расходы не должны становиться препятствием для проверки и оценки проекта в предынвестиционной фазе, т.к. это поможет сэкономить значительные суммы, включая затраты после запуска предприятия.

Предынвестиционная фаза включает несколько этапов: установление факторов, благоприятствующих инвестированию (выявление возможностей инвестирования), анализ альтернатив проекта и предварительный выбор проекта, а также его подготовку (предварительное технико-экономическое обоснование – ТЭО и составление бизнес-плана), оценку плана и решения об инвестировании (отчет об оценке).

Функциональные исследования  и рассмотрение возможностей поддержки также являются частью этапа подготовки проекта и обычно проводятся раздельно для дальнейшего включения в предварительные ТЭО и бизнес-план. Поэтапная разработка проекта облегчает продвижение инвестиций и создает лучшую основу для принятия решений по проекту их реализации, делая этот процесс более осязаемым.

При делении предынвестиционной фазы на этапы следует избегать прямого перехода от идеи проекта к бизнес-плану без пошаговой проверки идеи проекта или рассмотрения альтернативных решений. Это также отсекает большую долю ненужных ТЭО тех проектов, которые будут иметь малые шансы на перевод в инвестиционную фазу. Более того, проведение оценок национальными или международными финансовыми организациями упрощается при обосновании проектов с хорошо подготовленными бизнес-планами. Выяснение возможностей инвестирования является отправной точкой в последовательности инвестиционных действий. В  конечном счете это может быть началом мобилизации инвестиционных фондов. Потенциальные инвесторы, акционерные общества или частные фирмы заинтересованы в получении информации по вновь открываемым жизнеспособным инвестиционным возможностям.

Основным инструментом, используемым для количественного измерения параметров информации – необходимых для превращения идеи проекта в бизнес-план, является исследование следующих благоприятствующих факторов[2]:

v      Состояния природных ресурсов, возможностей их обработки, например, леса для деревообрабатывающей промышленности;

v      Существующих сельскохозяйственных угодий, которые могут быть основой агропромышленного комплекса;

v      Будущего спроса на потребительские товары, который имеет перспективу роста как результат роста численности населения или покупательной способности, а также на новые товары, такие, как синтетические волокна, бытовая электротехническая продукция;

v      Номенклатуры импорта с тем, чтобы определить области его замещения;

v      Влияния на окружающую среду;

v       Состояния производящих отраслей, успешно развивающихся в других странах с подобным  экономическим уровнем (уровень капитала, трудовых и естественных ресурсов);

v      Взаимосвязей с другими отраслями внутри страны и за рубежом;

v      Возможностей расширения существующих производственных линий путем их интеграции, например, нефтехимической и нефтеперегонной промышленности или электросталеплавильных заводов и сталепрокатных предприятий;

v      Возможностей диверсификации производства, например, создания на нефтехимической комплексе фармацевтического предприятия;

v      Расширения существующих производственных мощностей для экономии масштабов производства;

v      Состояния общего инвестиционного климата;

v      Промышленной политики;

v      Наличия и стоимости производственных факторов;

v      Возможностей для экспорта.

Исследование благоприятствующих факторов достаточно поверхностно по природе и в большей степени основывается на общих оценках, чем на детальном анализе. Данные по затратам обычно берутся из существующих похожих проектов, а не из расчетов цен, назначенных поставщиками оборудования. В зависимости от доминирующих в исследовании условий должны быть выбраны или общее исследование благоприятствующих факторов (отраслевой доход), или исследование благоприятствующих факторов для конкретного делового проекта (оценка предприятия), или оба эти исследования.

1.2.    Основной этап выявления возможностей.

Общее исследование благоприятствующих факторов может быть подразделено на следующие категории:

v      Исследования в данном районе, например, в административной регионе, слаборазвитом регионе, в районах, прилегающих к порту, железнодорожной станции и т.д.;

v      Исследования в определенной промышленной отрасли, например, в производстве стройматериалов или пищевой промышленности;

v      Исследования ресурсов в отраслях, использующих естественные сельскохозяйственные и промышленные продукты, например, в деревообрабатывающей промышленности, нефтехимической и металлообрабатывающей промышленности и др.

1.3. Исследование возможностей конкретного делового проекта.

Исследование благоприятствующих конкретному проекту факторов должно следовать за первоначальным выяснением общих инвестиционных возможностей в производство продуктов, обладающих потенциальным спросом. Оно может быть определено как трансформация идеи делового проекта в развернутое инвестиционное предложение. Т.к. целью проекта является стимулирование инвесторов, то исследование благоприятствующих конкретному бизнес-проекту факторов должно включать некоторую базовую информацию. Простого же перечисления продуктов, которые могут быть привлекательны для местного производства, недостаточно. Список продуктов перспективного спроса, полученный из анализа общих экономических показателей (номенклатура импорта, рост потребительского спроса и т.д.), может служить отправной точкой для дальнейших исследований. Поэтому необходимо, во-первых, тщательно отбирать рекомендованные таким образом продукты и, во-вторых, приводить данные по каждому продукту так, чтобы потенциальный инвестор, внутренний или внешний, мог решить, достаточно ли привлекательны открывающиеся возможности, чтобы перейти к следующему этапу подготовки проекта.

1.4. Предварительные ТЭО.

Идея делового проекта должна быть разработана более детально. Однако подготовка исследования осуществимости проекта, которое позволило бы принять определенное решение по проекту, является дорогостоящей и длительной задачей. Поэтому прежде чем выделять большие средства на подобные исследования, следует выполнить дальнейшую оценку идеи в форме общего изучения осуществимости проекта. Основной целью такого исследования является выяснение следующих вопросов:

v     Проверены ли все возможные проекту альтернативы?

v     Оправдывает ли концепция проекта необходимость проведения детального анализа в форме исследования его осуществимости?

v     Насколько различные аспекты проекта благоприятствуют его осуществимости и есть ли необходимость в проведении углубленных функциональных исследований, например, таких, как обзоры рынка, лабораторные тесты и создание экспериментальных пилотных заводов?

v     Рассматривается ли на основе имеющейся информации идея проекта с точки зрения ее жизнеспособности и достаточной привлекательности для конкретного инвестора или группы инвесторов?

v     Соответствуют ли условия окружающей среды и характер потенциального влияния производственного процесса национальным стандартам?

Предварительное ТЭО следует рассматривать как промежуточный этап между исследованием благоприятствующих проекту факторов и детальным бизнес-планом. Причем разница заключается в уровне детализированности получаемой информации и интенсивности, с которой обсуждаются альтернативы первоначальному проекту.  Структура предварительного ТЭО должна быть по возможности такой же, как и структура бизнес-плана.

Детальный обзор имеющихся альтернатив следует осуществлять на этапе предварительного ТЭО, поскольку было бы слишком дорого производить такую работу на этапе составления бизнес-плана. В частности, обзор должен охватывать различные альтернативы, содержащиеся в следующих основных разделах предварительного ТЭО:

v     Проектная или корпоративная стратегия и масштаб проекта;

v     Рынок и маркетинговая концепция;

v     Сырье, материалы и полуфабрикаты;

v     Месторасположение, строительная площадка и окружающая среда;

v     Инжиниринг и технология;

v     Организационные и накладные расходы;

v     Трудовые ресурсы, в особенности команда менеджеров;

v     Финансовая стратегия и план-график разработки бизнес-плана.

Следует оценивать финансовое и экономическое влияние каждого из перечисленных факторов. Иногда хорошо подготовленное и обширное исследование благоприятствующих факторов может сделать ненужным этап предварительного ТЭО. Подобные случаи должны быть предложены лишь тем инвесторам, которые обладают исчерпывающим представлением условий проекта. Однако предварительное ТЭО все-таки проводится, если экономическая сторона проекта сомнительна. Можно использовать кратчайшие пути для определения незначительных компонентов инвестиций и производственных затрат, но не для определения статей доминирующих расходов. Последние должны рассчитываться на основе надежных первоисточников.

1.5. Сопутствующие ТЭО исследования поддержки или функциональные исследования.

Вышеназванные исследования охватывают специфические аспекты делового проекта и необходимы как предпосылки или как поддержка предварительных и основных исследований осуществимости инвестиционных предложений, особенно крупномасштабных. Примерами таких исследований могут быть:

v     Исследования рынка предлагаемых к производству товаров, включая прогноз спроса на планируемом рынке с учетом ожидаемого проникновения на него;

v     Исследования сырьевых материалов и полуфабрикатов, охватывающие текущее и прогнозируемое наличие сырьевых материалов и полуфабрикатов, основных для данного проекта, а также текущие и прогнозируемые ценовые условия на подобные материалы и полуфабрикаты;

v     Лабораторные тесты и тесты на пилотных заводах, проводимые в масштабах, необходимых для определения пригодности конкретных сырьевых материалов и продуктов;

v     Исследования места расположения объекта, в особенности для тех потенциальных проектов, в которых транспортные затраты составят основную детерминанту;

v     Оценка влияния на окружающую среду, которая охватывает состояние окружающей среды в прилегающих к планируемой строительной площадке пространствах (текущие выбросы и потенциальные объемы загрязнений), возможные низкозагрязняющие технологии или технологии по охране окружающей среды, альтернативные площадки, использование альтернативных основных сырьевых и вспомогательных материалов. Анализ влияния на окружающую среду должен непременно выполняться для проектов, предусматривающих создание таких производственных объектов, как химические заводы, бумажно-целлюлозные комбинаты, предприятия нефтепеработки, металлургические и сталелитейные  предприятия, ядерные и тепловые электростанции;

v     Исследования возможности экономии на масштабах производства, что обычно выполняется как часть работы по выбору технологии. Этот пункт рассматривается отдельно, когда в проект включается несколько технологий, и ориентация выбрана на рынки различных размеров. Однако проблемы сводятся к экономии на масштабах производства и не относятся к тонкостям технологии. Принципиальной задачей таких исследований является выбор оптимальных размеров фирмы, чтобы проект стал наиболее экономичным после рассмотрения альтернативных технологий, инвестиционных затрат и цен;

v     Работа по подбору оборудования, что необходимо, когда предполагается создание больших предприятий с многочисленными подразделениями, а источники поставок и затраты заметно различаются. Заказ оборудования, включая подготовку и переговоры по ценам, контрактам и поставкам, обычно выполнятся на этапе реализации.

В случае, когда привлекаются крупные инвестиции, структура и экономичность проекта сильно зависят от типа оборудования, его цены и производственных затрат. Содержание исследования поддержки варьируется в зависимости от типа и природы делового проекта. Однако, поскольку  оно является жизненно важным аспектом проекта, его выводы должны быть достаточно ясны, для того, чтобы определить направление последующего этапа подготовки проекта. В большинстве случаев результаты исследования поддержки, выполняемые до или параллельно  с разработкой проекта, составляют его неотъемлемую часть и уменьшают трудоемкость и стоимость проекта в целом.

1.6. Разработка бизнес-плана (предложения) инвестиционного проекта.

Выполнение этого этапа должно обеспечивать все данные, необходимые для инвестиционного решения. Коммерческие, технические, финансовые, экономические предпосылки и условия окружающей среды по отношению к деловому проекту должны быть определены и тщательно проверены на основе альтернативных решений, уже рассмотренных в предварительном ТЭО. Результатом этих решений является бизнес-план, фоновые условия и цели которого были четко определены по отношению к главной цели и возможным маркетинговым стратегиям, достижимой доли рынка, соответствующим производственным мощностям, расположению предприятия, существующим сырьевым материалам, подходящей технологии и оборудованию и при необходимости к оценке влияния на окружающую среду. Финансовая сторона ТЭО охватывает масштаб инвестирования, включая чистый оборотный капитал, производственные и маркетинговые затраты, доходы от продаж и прибыль на вложенный капитал.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.