Рефераты. Методы оценки инвестиционного проекта






Окончательные оценки производственных и инвестиционных затрат и последующие расчеты рентабельности имеют значение лишь в том случае, если размеры проекта определены однозначно с тем, чтобы не упустить какой-либо существенной части  и связанных с ней затрат.

При примерно одинаковой структуре и форме построения не существует какого-либо обязательного требования описания всех бизнес-планов для предприятий различных типов, размеров и категорий. Более того, акценты и способы рассмотрения различных компонентов варьируются от проекта к проекту по объему и глубине разработки.  При этом следует помнить, что чем крупнее проект, тем боле сложной будет требуемая информация.

Бизнес-план должен разрабатывать с максимальной точностью как оптимизационный процесс, включающий обратную связь, взаимосвязь отдельных частей, а также оценки коммерческого, технического и предпринимательского рисков, объединяемых в деловом планировании понятием “Инвестиционные риски”.

При возникновении слабых ест или установлении неадекватной рентабельности бизнес-плана следует внимательно проанализировать такие чувствительные параметры, как размер рынка, производственная программа, оборудование, и попытаться найти лучшие альтернативы с тем, чтобы повысить реальную осуществимость проекта и его эффективность. Все допущения, использованные данные и выбранные в бизнес-плане решения должны быть описаны и обоснованы для того, чтобы сделать более понятным инвестору, проводящему обязательно собственный анализ с позиций реальности и получения выгоды.

Иногда оценки производства или продаж основываются на условиях, наблюдаемых в развитом государстве, имеющих при этом мало общего с аналогичными показателями для развивающей страны. Поскольку эти исследования не связаны или же не до конца адаптированы к местным условиям, они могут привести к неправильному распределению ресурсов. Разработка плана должна быть привязана к существующим производственным факторам и местным рыночным и производственным условиям, что требует анализа затрат, доходов и чистой выгоды.

Составление бизнес-плана следует начинать только в том случае, если необходимые финансовые ресурсы, как было определено ранее, могут быть идентифицированы с достаточной степенью точности. В этой работе не было бы никакого смысла без уверенности в том, что при положительном результате исследований можно будет мобилизовать необходимые фонды, т.к. финансовые условия непосредственно влияют на общие затраты, и, таким образом, на финансовую осуществимость проекта.

1.7.Оценка результатов.

При разработке бизнес-плана различные стороны, участвующие в нем, проводят собственные оценки делового проекта в соответствии с их индивидуальными целями и оценку ожидаемых рисков, затрат и рентабельности. Крупные  инвестиционные и финансовые институты  обычно готовят свой оценочный отчет. По этой причине оценка проекта должна проводиться на раннем этапе предынвестиционной фазы с указанием окончательных инвестиционных и финансовых решений, принятых продвигающими проект сторонами.

Чем выше качество предварительных ТЭО, тем проще работа по оценке проекта. До того. как дело дойдет до оценки результатов первоначальной идеи, могут быть потрачены большие денежные и временные ресурсы. Оценочный отчет покажет, разумно ли были осуществлены предпроизводственные затраты. Оценка же бизнес-плана, выполняемая финансовыми органами, концентрируется на анализе экономического здоровья компании, которую предстоит финансировать, на размерах прибылей, получаемых акционерами, и на уровне защиты кредитов. Методология, используемая для оценки проекта по этим критериям, сконцентрирована на технических, коммерческих, рыночных, управленческих, организационных, финансовых и экономических аспектах. Изыскания подобного типа включаются в оценочный отчет.

2.      Оценка эффективности инвестиционных проектов

Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. Различаются следующие показатели эффективности инвестиционного проекта:

- показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

- показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;

-                     показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного процесса и допускающие стоимостное измерение. Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов рекомендуется обязательно оценивать экономическую эффективность.

В процессе разработки проекта производится оценка его социальных и экологических последствий, а также затрат, связанных с социальными мероприятиями и охраной окружающей среды.

Оценка предстоящих затрат и результатов при определении эффективности инвестиционного проекта осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого (горизонт расчета) принимается с учетом:

- продолжительности создания, эксплуатации и (при необходимости) ликвидации объекта;

- средневзвешенного нормативного срока службы основного технологического оборудования;

-   достижения заданных характеристик прибыли (массы и/или нормы прибыли и т.д.);

-          требований инвестора.

Горизонт расчета измеряется количеством шагов расчета. Шагом расчета при определении показателей эффективности в пределах расчетного периода могут быть: месяц, квартал или год.

Затраты, осуществляемые участниками, подразделяются на первоначальные (капиталообразующие инвестиции), текущие и ликвидационные, которые осуществляются соответственно на стадиях строительной, функционирования и ликвидационной.

Для стоимостной оценки результатов и затрат могут использоваться базисные, мировые, прогнозные и расчетные цены.

Под базисными понимаются цены, сложившиеся в народном хозяйстве на определенный момент времени tб. Базисная цена на любую продукцию или ресурсы считается неизменной в течение всего расчетного периода. Изменение экономической эффективности проекта в базисных ценах производится, как правило, на стадии технико-экономических исследований инвестиционных возможностей.

На стадии технико-экономического обоснования (ТЭО) инвестиционного проекта обязательным является расчет экономической эффективности в прогнозных и расчетных ценах. Одновременно рекомендуется осуществлять расчеты в других перечисленных выше видах цен. Прогнозная цена Ц(t) продукции или ресурса в конце t-ого шага расчета  (например, t-ого года) определяется по формуле:

Ц(t) = Ц(б) х J(t,tн)[3],

где Ц(б) – базисная цена продукции или ресурса;

J(t,tн) – коэффициент (индекс) изменения цен продукции или ресурсов соответствующей группы в конце t-ого шага по отношению к начальному моменту расчета (в котором известны цены).

Расчетные цены используются для вычисления интегральных показателей эффективности, если текущие значения затрат и результатов выражаются в прогнозных ценах. Это необходимо, чтобы обеспечить сравнимость результатов, полученных при различных уровнях инфляции.

Базисные, прогнозные и расчетные цены могут выражаться в рублях или устойчивой валюте (доллары США, ЭКЮ и т.п.).

При разработке и сравнительной оценке нескольких вариантов инвестиционного проекта необходимо учитывать влияние изменения объемов продаж на рыночную цену продукции и цены потребляемых ресурсов.

Сравнение различных инвестиционных проектов (или вариантов проекта) и выбор лучшего из них рекомендуется производить с использованием различных показателей, к которым относятся:

-          чистый дисконтированный доход (ЧДД) или интегральный эффект;

-          индекс доходности (ИД)

-          внутренняя норма доходности (ВНД);

-          срок окупаемости;

-          другие показатели, отражающие интересы участников или специфику проекта.

При использовании показателей для сравнения различных инвестиционных проектов (вариантов проекта) они должны быть приведены к сопоставимому виду.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенный к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами.

Если в течение расчетного периода не происходит инфляционного изменения цен или расчет производится в базовых ценах, то величина ЧДД для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле:

     Т                       1

Эинт = ЧДД = SUM(Rt – Зt) х --------[4],

   t=0                    (1+Е)ххt

где Rt – результаты, достигаемые на t-ом шаге расчета,

Зt – затраты, осуществляемые на том же шаге,

T – горизонт расчета (равный номеру шага расчета, на котором производится ликвидация объекта.

Расчет эффективности проекта в целом определяется по показателям срока окупаемости и внутренней нормы рентабельности. Срок окупаемости представляет собой период времени с момента выдачи средств источника финансирования до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и суммарным объемом инвестиций приобретет положительное значение.

При определении эффективности проекта показатели чистой прибыли и амортизационных отчислений относятся только к реализации инвестиционного проекта и не должны отражать результаты хозяйственной деятельности существующего предприятия, принадлежащего инвестору.

Внутренняя норма рентабельности определяется как дисконтирующий множитель, приводящий разновременные значения баланса к началу реализации проекта. Она является минимальной величиной  процентной ставки, при которой занятые средства окупятся за жизненный цикл проекта. Исходя из условия, что сумма дисконтированных разностей платежей равна нулю:


     Е              1

Сумма Pt --------- = 0[5],

    t=1        (1+n)

где Pt – ежегодная разность платежей;

Т – суммарная продолжительность жизненного цикла проекта, включая строительство объекта и эксплуатацию основного технологического оборудования;

n внутренняя норма рентабельности.


3. Неформальные процедуры отбора и оценки инвестиционных проектов

3.1. Общая характеристика неформальных процедур

Всякий проект характеризуется несколькими видами показателей (интегральные показатели, показатели, связанные с потоком и балансом наличности и т.д.).

В каждый из  видов показателей входят несколько конкретных показателей. Некоторые из них дополняют друг друга, другие (например, различные интегральные показатели) в известной степени независимы. Показатели, относящиеся к разным видам, также могут образовывать различные сочетания.

Нередко для отбора вариантов проекта и принятия решения о его осуществлении приходится использовать экспертные (неформальные) процедуры для учета значений всех факторов и их взаимосвязей.

3.2. Принятие решения на инвестирование

Фирма-инвестор до принятия решения на инвестирование должна определиться в своей системе приоритетов. Возможные варианты приоритетов:

-          общественная значимость проекта;

-          влияние на имидж инвестора;

-          соответствие целям и задачам инвестора;

-          соответствие финансовым возможностям инвестора;

-          соответствие организационным возможностям инвестора;

-          рыночный потенциал создаваемого продукта;

-          период окупаемости проекта;

-          прибыль;

-          уровень риска;

-          экологичность и безопасность проекта;

-          соответствие законодательству.

Можно использовать в качестве критерия некоторую свертку показателей по этим приоритетам.

3.3. Процедура отбора инвестиционных проектов

Процедуры отбора, приводимые ниже, основываются на следующих предпосылках:

- государство может осуществлять функции посредника и организатора инвестиционной деятельности, создавать соответствующую инфраструктуру;

- государство может оказывать инвесторам и реципиентам прямую и косвенную поддержку, если это соответствует его коренным интересам, или участвовать с ними в совместной предпринимательской деятельности;

- государство может выступать в качестве инициатора новых организационных форм инвестиционной и инновационной деятельности, в том числе и инициатором создания специальных инвестиционных фондов для концентрации средств различных источников (в том числе государственных предприятий и частных предпринимателей) в целях реализации приоритетных для государства проектов.

Одной из важнейших характеристик проекта, определяющих условия его отбора, является связанный с ним инвестиционный риск, отражающий вероятность потери вложенных средств вследствие различных социальных, политических и экономических причин.

Варианты ситуаций при отборе проектов

При формировании списка проектов, подлежащих поддержке, участию или прямому финансированию со стороны государства, необходимо учитывать существенные различия в возможных ситуациях.

Предметом рассмотрения могут быть:

- проекты, предназначенные для реализации предварительно разработанных и утвержденных федеральных программ, т.е. формируемые под заранее заданный срок и результат;

- проекты, ориентированные на реализацию приоритетного для государства производственного или научно-технического направления;

- инициативные проекты вне рамок приоритетных направлений.

Решения о структуре распределения средств принимаются на основании приоритетов, указанных в инвестиционной программе на текущий год.

Предварительные стадии выбора

При выборе проектов должна учитываться их полезность для государства. На данном этапе в инвестиционных программах еще не конкретизируются субъекты реализации ни в производственной, ни в научно-технической сфере или содержат только предварительную информацию о них. Этап содержит две стадии:

- структуризация приоритетных направлений, которая понимается как системный анализ проблемы их реализации, выявление ее составляющих и оценка возможности решения возникающих задач в рамках имеющихся доступных средств. Методы реализации этой стадии являются экспертно-аналитическими и включают построение дерева целей (которое является развитием соответствующих целей целевого критериального комплекса), дерева проблем, анализ достаточности существующих организационных структур и т.п.

- формирование принципиальных (предварительных) программ реализации проблемы в целом или ее укрупненных составляющих с опорой на программно-целевые методы.

На этой стадии может также оцениваться верхняя граница возможных затрат, которая впоследствии будет служить ориентиром для соответствующих критериев оценки проектов и разработок.

При формировании инвестиционных программ критериями качества служат:

-         полнота реализации направления мероприятиями, включенными в программу;

-         оперативность;

-         уровень наукоемкости;

-         степень управляемости или надежности;

-         опора на доступные ресурсы;

-         связь со смежными отраслями экономики;

-         совершенствование инфраструктуры;

-         поддержание занятости и создание новых рабочих мест;

-         надежность потенциальных инвесторов;

-         возможность последующей диверсификации;

-                     другие критерии, отражающие стратегические задачи и экономическую конъюнктуру.

Для реализации программ осуществляется создание (по мере необходимости) специализированных организационно-институциональных структур. Их задачей является аккумуляция финансовых ресурсов, создание мотивационной среды для потенциальных участников работ, объединение усилий производственных и научно-технических звеньев, организации управления работами.

В отдельных случаях отбор проектов может осуществляться на конкурсной основе.

Конкурс проектов содержит стадии:

-         разработка условий конкурса;

-         создание конкурсных советов и экспертных групп;

-         уточнение системы критериев;

-         систематизация, пополнение и уточнение базы данных по перспективным проектам и разработкам;

-         проведение конкурсов;

-         анализ полноты охвата проблем победителями конкурса и разработка требований к дополнительным разработкам.

3.4. Экспертная оценка проектов в рамках проведения конкурса

Выбор проекта не может быть осуществлен на основе одного – сколь угодно сложного – формального критерия. Это относится не только к приоритетным для государства, но и ко всем прочим проектам; однако, проекты, претендующие на приоритетность, должны анализироваться на базе многосторонней экспертизы. Решение должно приниматься с учетом множества различных, зачастую противоречивых характеристик проекта и его участников, носящих количественный или качественный характер. Часть этих характеристик относится к экономическим, экологическим и социальным последствиям реализации проекта в народном хозяйстве, регионе, отрасли. Другая часть описывает разнообразные риски, связанные с процессом реализации проекта.

Критерии отбора инвестиционных проектов подразделяются (условно) на следующие группы:

-         целевые критерии;

-         внешние и экологические критерии;

-         критерии реципиента, осуществляющего проект;

-         критерии научно-технической перспективности;

-         коммерческие критерии;

-         производственные критерии;

-         рыночные критерии;

-         критерии региональных особенностей реализации проекта.

Критерии каждой группы оцениваются как для всего проекта, так и для отдельных участников.

Целевые критерии.

Состав целевых критериев определяется социально-экономической ситуацией в стране. Некоторые целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования.

Внешние и экологические критерии.

Эти критерии включают:

-         правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость действующему законодательству;

-         возможное влияние перспективного законодательства на проект;

-         возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта;

-         воздействие на наличие вредных продуктов и производственных процессов (положительное, отрицательное, нейтральное);

-         воздействие проекта на уровень занятости.

Критерии реципиента, осуществляющего проект.

Эти критерии включают:

-         навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи, характеристику управляющих третьей стороной;

-         стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке;

-         данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории;

-         достигнутые результаты деятельности и их тенденцию;

-         данные о потенциале роста;

-         показатели диверсификации (высокая, низкая, средняя).

Научно-технические критерии.

Эти критерии включают данные о:

-         перспективности используемых научно-технических решений;

-         патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений;

-         перспективности применения полученных результатов в будущих разработках;

-         положительном воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес.

Коммерческие критерии.

Эти критерии включают данные о:

-         размере инвестиций, стартовых затратах на осуществление проекта;

-         потенциальном годовом размере прибыли;

-         ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли;

-         значении внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора;

-         соответствии проекта критериям экономической эффективности капитальных вложений;

-         сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков;

-         стабильности поступления доходов от проекта;

-         возможности использования налоговых льгот;

-         оценке периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам;

-         необходимости привлечения заемного капитала (третьих лиц или банковского) и его доли в инвестициях;

-         финансовом риске, связанном с осуществлением проекта.

Производственные критерии.

Эти критерии включают данные о:

-         доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования;

-         необходимости технологических нововведений для осуществления проекта;

-         наличии производственного персонала (по численности и квалификации);

-         возможности использования отходов производства;

-         потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании).

Рыночные критерии.

Эти критерии предусматривают:

-         соответствие проекта потребностям рынка;

-         оценку общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции (услугам, технологии) к моменту выхода предполагаемой продукции на рынок (низкая, средняя, высокая);

-         оценку вероятности коммерческого успеха;

-         эластичность цены на продукцию;

-         необходимость маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого продукта на рынок (обратная шкала);

-         соответствие проекта уже существующим каналам сбыта;

-         оценку препятствий для проникновения на рынок;

-         защищенность от устаревания продукции;

-         оценку ожидаемого характера конкуренции (ценовая, в области качества и т.д.) и ее влияния на цену продукта.

Критерии региональных особенностей реализации проекта.

Вопросы риска при инвестиционных действиях (как в виде инноваций, так и в виде капитальных вложений в недвижимость или покупка действующих производств) сильно дифференцируются по различным районам Российской Федерации. Несмотря на единство экономической и правовой федеральной основы, автономные образования применяют ряд местных региональных актов, которые существенно влияют на степень инвестиционного риска по регионам России.

Необходимо также учитывать ресурсные возможности регионов, степень социальной нестабильности, состояние инфраструктуры (коммуникации, банковское обслуживание) и другие факторы.

3.5. Порядок отбора проектов

Отбору проектов предшествуют две предварительные процедуры:

-         формирование перечня приоритетных направлений;

-         формирование программ реализации приоритетов.

При отборе проектов в первую очередь проверяются обязательные критерии. Если все они выполняются, возможен дальнейший анализ проекта.

Каждому из используемых критериев эксперт дает оценку по трехбалльной шкале – “низкая”, или “1”, “средняя”, или “2”, “высокая”, или “3”. В случае существования обобщающих критериев часть критериев группы может быть заменена обобщающим (интегральным) критерием.

Для всех групп критериев, кроме коммерческой, определяется средний балл и критерий проходного балла.

Для проектов, прошедших по некоммерческим критериям, рассчитываются показатели экономического эффекта или эффективности (для каждого из участников проекта и по их выбору). Кроме того, рассмотрению подлежит необходимость привлечения капитала третьих лиц и степень финансового риска в рамках проекта.

Проекты с высоким финансовым риском рассматриваются только для приоритетных направлений инвестирования, при условии высокого (более 2,5) среднего балла по некоммерческим критериям.

Оценка необходимости привлечения капитала третьих лиц используется для принятия решения о привлечении заемных средств, расширении числа участников или об акционировании проекта.

Степень снижения допустимого уровня эффективности при повышении ранга приоритетности направления определяется конкурсной комиссией по рекомендациям экспертов. Проекты, реализующие приоритеты высшего ранга, могут, как уже отмечалось, приниматься и при отрицательной норме дохода. Однако и в этом случае предпочтение в конкурсе отдается проекту с максимальной эффективностью.

Список литературы

 

1.        Бизнес-план инвестиционного проекта. Практическое пособие/ Под ред. Иванниковой И.А. – М., 1997.

2.        Деловое планирование (Методы, организация, современная практика): Учеб. Пособие/ Под ред. В.М.Попова. – М., 1997.

3.        Зуб А.Т., Стати М.П. Деловое планирование и администрирование (Методическое пособие по анализу и составлению бизнес-планов). – М., 1998.

4.        Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов (утв. МЭ РФ, Минфином РФ, Минстроем РФ 20 марта, 12 марта, 26 февраля 1996 г. №№ ЕЯ-77, 7-02-19, ВБ-11-37/7).

5.        Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утв. Госстроем РФ, МЭ РФ, Минфином РФ, Госкомпромом РФ 31 марта 1994 г. №7-12/47).


[1] Бизнес-план инвестиционного проекта. Под ред. Иванниковой И.А. М.,  1997.

[2] Деловое планирование: методы, организация, современная практика. Под ред. В.М. Попова. М., 1997.

[3] Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утв. Госстроем России, МЭ РФ, Минфином РФ, Госкомпромом РФ 31.03.94 №7-12/47).

[4] Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утв. Госстроем России, МЭ РФ, Минфином РФ, Госкомпромом РФ 31.03.94 №7-12/47)

[5] Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов (утв. МЭ РФ, Минфином РФ, Минстроем РФ 20.03, 12.03, 26.02.96 №№ ЕЯ-77, 7-02-19, ВБ-11-37/7)


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.