Рефераты. Нефтяной рынок Эстонии






Согласно информации коммерческого отдела Lukoil Eesti, зимний дизель по эстонским стандартам мало кто производит,  потому он и стоит дороже. Его изготовление требует специальной технологии, которую присадками не заменить. Если же дизтопливо покупается, например, у литовского производителя, или к российскому дизелю добавляют присадки, значит, продукт был куплен дешевле, стандартам не соответствует, хотя и продается по дорогой цене.



 

3.2.    Эстония в сфере международных отношений


Длительный отрыв экономики Эстонии от системы рыночных отношений, в рамках которой лишь внешнеэкономические связи напрямую соприкасались с рынком, в значительной степени предопределил изначально опережающий характер преобразований во внешней сфере. Реформа началась именно с «открывания» экономики, а не с действительного движения к рынку. Реальные экономические отношения стали складываться у предприятий не между собой, а с зарубежными партнерами. Мировой рынок восполнял отсутствие национального. Тем самым был обозначен курс не столько на интегрирование в мировую  экономику, сколько на «растворение» в ней.

Сегодня Эстония на полноправной основе входит в состав самых авторитетных и влиятель­ных международных организаций, наращивает дружеские связи с десятками стран на всех континен­тах, тесно сотрудничает с крупнейшими банковс­кими и финансовыми органами, негосударст­венными и неправительственными организация­ми. Эстония стоит на первом месте среди всех восточно-европейских стран по использованию сети Интернет и впереди в этом более половины западно-европейских стран. На таком же уровне, как Германия. Такая же картина и с использованием мобильных телефонов. Эстония тотально трансформировалась по сравнению с тем, что было восемь лет назад. Главное движение - это движение в направлении Евросоюза, законодательство которого страна перенимает. В конце прошлого года Эстония заняла первое место на душу населения по иностранным инвестициям, обогнав Венгрию, с которой по этому показателю постоянно соревновались. Если сравнивать страну с другими государствами посткоммунистического блока, то Эстония в этом смысле имеет большой успех.

В основе формирования внешнеполитических и внешнеэкономических связей Эстония при­держивается выработанных еще в первые годы своей независимости следующих основополага­ющих принципов:

Во-первых, верховенство национально-госу­дарственных интересов при всемерном учете вза­имных интересов;

Во-вторых, равноправие и взаимная выгода, невмешательство во внутренние дела других го­сударств;

В-третьих, открытость для сотрудничества вне зависимости от идеологических воззрений, при­верженность общечеловеческим ценностям, со­хранению мира и безопасности;

В-четвертых, приоритет норм международного права перед внутригосударственным;

В-пятых, развитие внешних связей как на основе двухсторонних, так и многосторонних соглашений.

Составной частью интеграции в мировое со­общество является развитие связей с различны­ми региональными объединениями государств. Эстония плодотворно сотрудничает с такими региональными международными организациями, как ОБСЕ, ЭКО, ОИК  и другие. Во внешней политике Эстония преследует две основные цели: скорейшее вступление в  Евросоюз и НАТО. Первая и главная из этих целей - Евросоюз. В рамках подготовки к вступлению Эстонии в НАТО планируется повышение расходов на оборону до 2%. Эстония стремится создать небольшую, но эффективную армию, которая подходила бы к НАТО.

Европейское направление внешней политики  значительно расширилось — оно включает как сотрудничество с отдельными ев­ропейскими странами, так и в целом Европей­ский континент, на котором успешно осуществляется своя  региональная, европейская интеграция.

Европейская составляющая интеграции Эстонии в мировое сообщество жизненно важна с точки зрения национальных интересов страны. Европа и в целом весь Запад — это источник высоких технологий и инвестиций, это символ современной демократии и прав человека. Все это жизненно необходимо молодому государству Эстония, которое поставило своей стратеги­ческой задачей обновление и прогресс, чтобы войти в XXI век высокоразвитым и современ­ным демократическим государством с устойчивым развитием.

За последние годы значительно расширились и упрочились  прямые двусторонние отношения со многими европейскими странами –  Германией, Великобританией, Францией, Бельгией, Португалией, Австрией, Грецией, Чехией, Словакией, Румынией и рядом других стран.

Эстония привержена строить свои внешние связи как на многосторонней, так и на двусторонней основе. Расширение двусторонних контактов позволяет более конкретно учесть взаимные интересы, ближе познать друг друга, заложить прочные основы для длительного взаимовыгодного сотрудничества, тем самым создать прочную базу для стабильности и безопасности. Эстония имеет в разных концах планеты надежных и заинтересованных партнеров и круг их постоянно расширяется.

3.3.  Возможное сотрудничество между Эстонией и Россией в сфере нефтепродуктов.

Россия и Эстония имеют непростую историю взаимоотношений. К друг другу в разное время и по-разному относились не только правительства, но и люди. Но в настоящее время отношения между двумя странами характеризуются активным сотрудничеством, особенно в области нефти и нефтепродуктов. Так, 17 июля председатель правительства РФ подписал постановление об организации финансирования и строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС). Проект предполагается завершить до конца 2001 года /35/.

Новая система позволит экспортировать 12 млн тонн нефти в год через терминал в Приморске. До сих пор российская нефть шла через страны Прибалтики, в частности, через Литву. Отношения с этой бывшей советской республикой у России складываются напряженные. Помимо традиционных политических конфликтов есть и чисто экономические недоразумения. Так, литовцы устанавливали слишком высокие тарифные ставки на прокачку нефти через свою территорию.

Теперь у России появляется веский аргумент в борьбе с такой политикой. Тарифы уже снижаются и будут снижаться, как уверяют эксперты: строительство БТС привело к желаемым результатам. Но это не единственная цель очередного грандиозного проекта.

В строительстве БТС активно заинтересованы и компания ЛУКОЙЛ, и транспортный монополист Транснефть. ЛУКОЙЛУ принадлежит Тимано - Печорский нефтяной бассейн, именно оттуда нефть пойдет через новый терминал. Менеджеры компании неоднократно говорили о желании ЛУКОЙЛА приобрести 20 - 25 % акций БТС. Но у государства свои представления о том, кто должен владеть трубопроводной системой. Финансировать строительство в полном объеме предписано Транснефти.

Стоимость проекта оценивается в $ 460 млн. Транснефть должна будет помимо всего прочего привлечь $ 100 млн заемных средств для обеспечения балтийской стройки. $ 20 - 30 млн будет заложено под БТС в федеральном бюджете на 2001 год. А кроме этого, проект предполагается финансировать за счет тарифов на транспортировку нефти. Так что грядет очередное их повышение.

Не так давно тарифы уже повышали на 12, 2 % для компенсации расходов Транснефти на строительство обводного трубопровода вокруг Чечни.

Российские нефтяные компании вынуждены были платить за магистраль, по которой их нефть не течет. Трубопровод Баку – Новороссийск предназначается для прокачки черного золота из Азербайджана.

Транснефть предлагала увеличить тарифные ставки на 25 %, но российским нефтяникам удалось не допустить этого - платить за чужое благополучие мало кому хочется. Теперь тарифы будут увеличены еще на 12%.

4. Политика российских нефтекомпаний в продаже на экспорт нефти и нефтепродуктов.

4.1             Анализ продаж

Проанализируем продажу нефти Россией за последние три года. Как сообщалось в макроэкономическом обзоре Банка России, по официальным данным ГТК РФ и Госкомстата России, в январе - феврале 2000 г. относительно января - февраля 1999 г. внешнеторговый оборот увеличился на 30, 4 проц. - до 20, 2 млрд долл. Экспорт превысил уровень соответствующего периода 1999 г. на 47, 1 проц. и составил 14, 2 млрд долл. Импорт возрос на 2, 9 проц. - до 6, 0 млрд долл. Повышению внешнеторговой активности в первые два месяца 2000 г. способствовала чрезвычайно благоприятная конъюнктура на мировых товарных рынках. Прирост экспорта был обеспечен главным образом за счет увеличения стоимости экспорта нефти и нефтепродуктов. В первые два месяца 2000 г. в структуре экспорта доля энергоресурсов составила 58, 3 проц. против 44, 3 проц. в январе - феврале 1999 года. В первые два месяца 2000 года ориентация экспортных производств на внешний рынок в основном сохранялась на уровне соответствующего периода 1999 г. В январе - феврале 2000 г. на внешние рынки поставлялось 45 проц. добытой нефти. Принятые правительством РФ меры тарифного и нетарифного регулирования экспорта нефтепродуктов, продиктованные необходимостью обеспечить внутренний рынок, привели к уменьшению в объемах производства доли экспорта нефтепродуктов до 30 проц. против 40 проц. годом ранее. Низкий рост импорта в январе - феврале 2000 г. был связан с сокращением импорта из стран дальнего зарубежья. Относительно января - февраля 1999 г. импорт из этих стран уменьшился на 5, 4 проц. Импорт из стран СНГ возрос на 35, 4 проц. Сальдо торгового баланса по итогам первых двух месяцев 2000 г. составило 8, 2 млрд долл. и более чем в 2 раза превысило объем сальдо в январе - феврале 1999 г. (годом ранее 3, 8 млрд долл.). Большой интерес представляет статистика по итогам последних  9 месяцев работы российских портов. При вполне равномерном развитии портового хозяйства страны, показавшего рост в 13%, объемы перевалки целого ряда портов взлетели за этот период на сотни процентов. Аналитики объясняют это явление тем, что крупные портовые узлы, приблизившись к пределам своих мощностей, ныне предпочитают наращивать перевалку более дорогих контейнерных и наливных грузов. А дешевые грузы «подхватывают» конкуренты меньшего масштаба.

По данным Минтранса, общий объем переработки грузов в российских морских портах увеличился за 9 месяцев на 13%. Доля российских портов в обработке экспортно-импортных товаров увеличилась почти на 10% и сегодня составляет 75%. Наибольший рост объемов погрузочно-разгрузочных работ за 9 месяцев текущего года достигнут в расположенном на Каспии порте Махачкала (522,8%).

Происходящее в портовом хозяйстве вполне укладывается в задачи федеральной программы модернизации транспортной системы России в 2002—2010 годах: переориентация грузов из сопредельных иностранных портов в российские, разгрузка наиболее крупных российских портов от невыгодной для них «мелочовки» и дешевых по сравнению с контейнерами сухих грузов.

Впрочем, по словам аналитиков Sea News, малые порты способны быстро нарастить объемы и так же легко их потерять. Здесь, как правило, небольшое число стивидоров (компаний, оказывающих услуги по перевалке грузов), и стоит одному из них (а нередко и единственному в порту) лишиться статуса таможенного брокера, объемы перевалки резко падают.

При сохранении низких железнодорожных тарифов на перевозку грузов в российские порты объемы перевалки в них могут достигнуть рекордных величин уже в 2003 году /56/




4.2.     Перспективы продажи через Эстонию и Прибалтийские страны.

Стабильное обеспечение России продуктами переработки нефти потребует увеличения объемов ее переработки до 200-210 млн.т в 2010 году и до 210-235 млн. тонн в 2020 году. Необходимо обеспечить производство до 130 млн. тонн светлых нефтепродуктов (автомобильный бензин, дизельное топливо, авиакеросин) в объеме около 110 млн. т в 2010 году и до 130 млн. т в 2020 году./53/.

Поэтому в интересах России участие отечественных компаний в проектах по расширению энерготранспортной инфраструктуры по территории стран–участниц СНГ. Приоритетными направлениями сотрудничества будут восстановление и дальнейшее развитие единой электроэнергетической системы стран Содружества, укрепление минерально-сырьевой базы стран СНГ, участие России в разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа, строительстве электроэнергетических объектов в странах Содружества. К числу стратегических приоритетов относится и решение комплекса проблем по Каспию, включая подготовку конвенции по правовому статусу Каспийского моря /53/.

Для России с ее уникальным географическим и геополитическим положением особое значение имеет транзит энергоресурсов через ее территорию. Россия должна стать важным транзитным коридором для энергоресурсов центральноазиатских и прикаспийских государств. Поддержка должна оказываться российским компаниям в их участии в перспективных трубопроводных проектах за пределами территории России.

Принимая во внимание уровень и значимость усилий по модернизации и развитию потенциала российских магистральных нефтегазопроводов, необходимо создать, исходя из Энергетической стратегии России, Концепцию развития трубопроводного транспорта Российской Федерации. Эта Концепция должна включать в себя программу развития системы магистральных трубопроводов нефти, газа и нефтепродуктов, которые будут способствовать процессу интеграции российской экономики с мировым рынком.

Развитие транспортных систем должно осуществляться под государственным контролем и быть направлено на своевременное определение и ликвидацию узких мест. Строительство новых магистралей предполагается осуществлять за счет кредитов и средств инвесторов.

Система магистральных нефтепроводов получит дальнейшее развитие, в частности,  за счет реализации следующих мероприятий:

·        дальнейшее развитие Балтийской трубопроводной системы до пропускной способности 50 млн.т нефти в год;

·        создание новых российских нефтеэкспортных портов на Балтике /53/.

Таким образом, одним из перспективных направлений нефтяной политики РФ является продажа нефти и нефтепродуктов через Прибалтику и Прибалтийские страны.






5.        Инвестиционный проект по открытию посреднической и экспедиционной  фирмы.

5.1.            Описание проекта

Рассмотрим инвестиционный прокт по открытию компании “Oil Trade”. Компания будет открыта в Таллинне.

Деятельность фирмы будет осуществляться в следующих направлениях:

·        покупка и перепродажа нефти и нефтепродуктов

·        посредничество

·        экспедирование

Фирма арендует 10 танкеров емкостью около 200 000 мт.

Покупка нефти компанией “Oil Trade” будет происходить в порту Таллинн на условиях FOB. Продажа – в соответствии с термином CIF (порт – в зависимости места назначения). Компанией будут оказываться услуги по перевозке нефтепродуктов и нефти. В порту Таллинна будут оказываться агентские и брокерские услуги.

Рассматриваемый инвестиционный проект принят к реализации со следующей миссией: обеспечение ряда крупных городов Эстонии и других западных стран нефтью и нефтепродуктами Цели проекта: создание конкурентноспособной посреднической и экспедиционной фирмы, управление ей и обеспечение коммерческого успеха.. Главной целью инвестиционного проекта является получение прибыли компанией.

Реализация инвестиционного проекта предполагает крупные инвестиции, в частности для аренды танкеров и помещения компании, а также оплаты труда персонала.


5.2.            Финансирование проекта

В рамках реализации проекта будет арендовано 10 танкеров объемом в 200 000 метрических тонн, каждый за $300 000. Итоговый объем  - 2 000 000 тонн.

На каждом танкере будет работать по 4 человека. Администрация будет состоять из директора, заместителя директора, начальника отдела закупки и продаж. Будут набраны сотрудники в рекламный отдел (2 человека), бухгалтеры (3 человека) и специалисты по нефтяной промышленности(3 человека). Итого будет привлечено 52 человека. Средняя з/п 400.  

Подсчитаем объем денежных средств, необходимых для реализации проекта:

Стоимость аренды 10 танкеров

$3 000 000

Аренду помещения под офис

$10 000

Аренда нефтехранилища

$15 000

Первые 10 партий товара

$360 000 000

Зарплата рабочим

$250 000

Дополнительные расходы

$20 000

Итого

$363 295 000

 

Таким образом, можно взять долгосрочный кредит в размере $200 000 000. Самофинансирование составит оставшиеся $163 295 000, которые окупятся с первых же сделок.

4.            2. 1 Прогнозирование объема необходимых инвестиций

5.                

Ежегодно планируется проводить по 500 перевозок. Мощность каждой перевозки составит 200 000 метрических тонн. Исходя из того факта, что перевозка из Таллиннского порта в порты Скандинавии составит 5-20 USD/метрическая тонна, Латвии и Литвы 5-8 USD/метрическая тонна, Германии 11-12, можно сделать вывод, что средняя прибыль составит $10 за тонну. При таком объеме перевозок годовая прибыль составит $1 млрд. или 17 млрд. эстонских крон.

5. 2. 2 Проектный отчет о прибылях и убытках


Вычислим  чистую прибыль:

1 000 000 000 - 363 295 000=636 705 000

Маржа прибыли=чистая прибыль/объем продаж

Мп=636 705 000 /500=727 410

Таким образом, за каждый оборот компания получит около $727 410, или 12 365 970 крон.

Рентабельность активов (ROA)=чистая прибыль/активы

ROA= 636 705 000/ 200 000 000≈1,8 (USD) или 30,9 крон.

Иными словами,  мера прибыли в каждой кроне активов составит 30,9.

Доходность собственного капитала (ROE)=чистая прибыль/ собственный капитал

ROE=636 705 000/163 295 000≈3,9 (USD) или 66,3 крон. Данный показатель говорит о том, что на каждую вложенную крону акционеры будут получать ежегодно 66,3 крон.

Подведем итоги.

Сумма ежегодных затрат

$363 295 000

Ежегодная чистая прибыль

$636 705 000

Маржа прибыли

$727 410

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.