Рефераты. Нефтяной рынок Эстонии
Согласно информации коммерческого отдела
Lukoil Eesti, зимний дизель по эстонским стандартам мало кто производит,
потому он и стоит дороже. Его изготовление требует специальной технологии,
которую присадками не заменить. Если же дизтопливо покупается, например, у
литовского производителя, или к российскому дизелю добавляют присадки, значит,
продукт был куплен дешевле, стандартам не соответствует, хотя и продается по дорогой
цене.
Длительный отрыв экономики Эстонии от
системы рыночных отношений, в рамках которой лишь внешнеэкономические связи
напрямую соприкасались с рынком, в значительной степени предопределил
изначально опережающий характер преобразований во внешней сфере. Реформа
началась именно с «открывания» экономики, а не с действительного движения к
рынку. Реальные экономические отношения стали складываться у предприятий не
между собой, а с зарубежными партнерами. Мировой рынок восполнял отсутствие
национального. Тем самым был обозначен курс не столько на интегрирование в
мировую экономику, сколько на «растворение» в ней.
Сегодня Эстония на полноправной основе
входит в состав самых авторитетных и влиятельных международных организаций,
наращивает дружеские связи с десятками стран на всех континентах, тесно
сотрудничает с крупнейшими банковскими и финансовыми органами, негосударственными
и неправительственными организациями. Эстония стоит на первом месте среди всех
восточно-европейских стран по использованию сети Интернет и впереди в этом
более половины западно-европейских стран. На таком же уровне, как Германия.
Такая же картина и с использованием мобильных телефонов. Эстония тотально трансформировалась
по сравнению с тем, что было восемь лет назад. Главное движение - это движение
в направлении Евросоюза, законодательство которого страна перенимает. В конце
прошлого года Эстония заняла первое место на душу населения по иностранным
инвестициям, обогнав Венгрию, с которой по этому показателю постоянно
соревновались. Если сравнивать страну с другими государствами
посткоммунистического блока, то Эстония в этом смысле имеет большой успех.
В основе формирования внешнеполитических и внешнеэкономических связей
Эстония придерживается выработанных еще в первые годы своей независимости
следующих основополагающих принципов:
Во-первых,
верховенство национально-государственных интересов при всемерном учете взаимных
интересов;
Во-вторых,
равноправие и взаимная выгода, невмешательство во внутренние дела других государств;
В-третьих, открытость для сотрудничества вне
зависимости от идеологических воззрений, приверженность общечеловеческим
ценностям, сохранению мира и безопасности;
В-четвертых, приоритет норм международного
права перед внутригосударственным;
В-пятых, развитие внешних связей как на
основе двухсторонних, так и многосторонних соглашений.
Составной частью интеграции в мировое сообщество
является развитие связей с различными региональными объединениями государств.
Эстония плодотворно сотрудничает с такими региональными международными
организациями, как ОБСЕ, ЭКО, ОИК и другие. Во внешней политике Эстония
преследует две основные цели: скорейшее вступление в Евросоюз и НАТО. Первая и
главная из этих целей - Евросоюз. В рамках подготовки к вступлению Эстонии в
НАТО планируется повышение расходов на оборону до 2%. Эстония стремится создать
небольшую, но эффективную армию, которая подходила бы к НАТО.
Европейское направление внешней политики значительно
расширилось — оно включает как сотрудничество с отдельными европейскими
странами, так и в целом Европейский континент, на котором успешно
осуществляется своя региональная, европейская интеграция.
Европейская составляющая интеграции Эстонии
в мировое сообщество жизненно важна с точки зрения национальных интересов
страны. Европа и в целом весь Запад — это источник высоких технологий и
инвестиций, это символ современной демократии и прав человека. Все это жизненно
необходимо молодому государству Эстония, которое поставило своей стратегической
задачей обновление и прогресс, чтобы войти в XXI век высокоразвитым и современным
демократическим государством с устойчивым развитием.
За последние годы значительно расширились и
упрочились прямые двусторонние
отношения со многими европейскими странами – Германией, Великобританией,
Францией, Бельгией, Португалией, Австрией, Грецией, Чехией, Словакией, Румынией
и рядом других стран.
Эстония привержена строить свои внешние
связи как на многосторонней, так и на двусторонней основе. Расширение
двусторонних контактов позволяет более конкретно учесть взаимные интересы,
ближе познать друг друга, заложить прочные основы для длительного
взаимовыгодного сотрудничества, тем самым создать прочную базу для стабильности
и безопасности. Эстония имеет в разных концах планеты надежных и
заинтересованных партнеров и круг их постоянно расширяется.
Россия и Эстония имеют непростую историю
взаимоотношений. К друг другу в разное время и по-разному относились не только
правительства, но и люди. Но в настоящее время отношения между двумя странами
характеризуются активным сотрудничеством, особенно в области нефти и
нефтепродуктов. Так, 17 июля председатель правительства РФ подписал
постановление об организации финансирования и строительства Балтийской
трубопроводной системы (БТС). Проект предполагается завершить до конца 2001
года /35/.
Новая система позволит экспортировать 12 млн
тонн нефти в год через терминал в Приморске. До сих пор российская нефть шла
через страны Прибалтики, в частности, через Литву. Отношения с этой бывшей
советской республикой у России складываются напряженные. Помимо традиционных
политических конфликтов есть и чисто экономические недоразумения. Так, литовцы
устанавливали слишком высокие тарифные ставки на прокачку нефти через свою
территорию.
Теперь у России появляется веский аргумент в
борьбе с такой политикой. Тарифы уже снижаются и будут снижаться, как уверяют
эксперты: строительство БТС привело к желаемым результатам. Но это не
единственная цель очередного грандиозного проекта.
В строительстве БТС активно заинтересованы и
компания ЛУКОЙЛ, и транспортный монополист Транснефть. ЛУКОЙЛУ принадлежит
Тимано - Печорский нефтяной бассейн, именно оттуда нефть пойдет через новый
терминал. Менеджеры компании неоднократно говорили о желании ЛУКОЙЛА приобрести
20 - 25 % акций БТС. Но у государства свои представления о том, кто должен
владеть трубопроводной системой. Финансировать строительство в полном объеме
предписано Транснефти.
Стоимость проекта оценивается в $ 460 млн.
Транснефть должна будет помимо всего прочего привлечь $ 100 млн заемных средств
для обеспечения балтийской стройки. $ 20 - 30 млн будет заложено под БТС в
федеральном бюджете на 2001 год. А кроме этого, проект предполагается
финансировать за счет тарифов на транспортировку нефти. Так что грядет
очередное их повышение.
Не так давно тарифы уже повышали на 12, 2 %
для компенсации расходов Транснефти на строительство обводного трубопровода
вокруг Чечни.
Российские нефтяные компании вынуждены были
платить за магистраль, по которой их нефть не течет. Трубопровод Баку –
Новороссийск предназначается для прокачки черного золота из Азербайджана.
Транснефть предлагала увеличить тарифные
ставки на 25 %, но российским нефтяникам удалось не допустить этого - платить
за чужое благополучие мало кому хочется. Теперь тарифы будут увеличены еще на
12%.
Проанализируем продажу нефти Россией за
последние три года. Как сообщалось в макроэкономическом обзоре Банка России, по
официальным данным ГТК РФ и Госкомстата России, в январе - феврале 2000 г.
относительно января - февраля 1999 г. внешнеторговый оборот увеличился на 30, 4
проц. - до 20, 2 млрд долл. Экспорт превысил уровень соответствующего периода
1999 г. на 47, 1 проц. и составил 14, 2 млрд долл. Импорт возрос на 2, 9 проц.
- до 6, 0 млрд долл. Повышению внешнеторговой активности в первые два месяца
2000 г. способствовала чрезвычайно благоприятная конъюнктура на мировых
товарных рынках. Прирост экспорта был обеспечен главным образом за счет
увеличения стоимости экспорта нефти и нефтепродуктов. В первые два месяца 2000
г. в структуре экспорта доля энергоресурсов составила 58, 3 проц. против 44, 3
проц. в январе - феврале 1999 года. В первые два месяца 2000 года ориентация
экспортных производств на внешний рынок в основном сохранялась на уровне
соответствующего периода 1999 г. В январе - феврале 2000 г. на внешние рынки
поставлялось 45 проц. добытой нефти. Принятые правительством РФ меры тарифного
и нетарифного регулирования экспорта нефтепродуктов, продиктованные необходимостью
обеспечить внутренний рынок, привели к уменьшению в объемах производства доли
экспорта нефтепродуктов до 30 проц. против 40 проц. годом ранее. Низкий рост
импорта в январе - феврале 2000 г. был связан с сокращением импорта из стран
дальнего зарубежья. Относительно января - февраля 1999 г. импорт из этих стран
уменьшился на 5, 4 проц. Импорт из стран СНГ возрос на 35, 4 проц. Сальдо
торгового баланса по итогам первых двух месяцев 2000 г. составило 8, 2 млрд
долл. и более чем в 2 раза превысило объем сальдо в январе - феврале 1999 г.
(годом ранее 3, 8 млрд долл.). Большой интерес представляет статистика по
итогам последних 9 месяцев работы российских портов. При вполне равномерном
развитии портового хозяйства страны, показавшего рост в 13%, объемы перевалки
целого ряда портов взлетели за этот период на сотни процентов. Аналитики
объясняют это явление тем, что крупные портовые узлы, приблизившись к пределам
своих мощностей, ныне предпочитают наращивать перевалку более дорогих
контейнерных и наливных грузов. А дешевые грузы «подхватывают» конкуренты
меньшего масштаба.
По данным Минтранса, общий объем переработки
грузов в российских морских портах увеличился за 9 месяцев на 13%. Доля
российских портов в обработке экспортно-импортных товаров увеличилась почти на
10% и сегодня составляет 75%. Наибольший рост объемов погрузочно-разгрузочных
работ за 9 месяцев текущего года достигнут в расположенном на Каспии порте
Махачкала (522,8%).
Происходящее в портовом хозяйстве вполне
укладывается в задачи федеральной программы модернизации транспортной системы
России в 2002—2010 годах: переориентация грузов из сопредельных иностранных
портов в российские, разгрузка наиболее крупных российских портов от невыгодной
для них «мелочовки» и дешевых по сравнению с контейнерами сухих грузов.
Впрочем, по словам аналитиков Sea News,
малые порты способны быстро нарастить объемы и так же легко их потерять. Здесь,
как правило, небольшое число стивидоров (компаний, оказывающих услуги по
перевалке грузов), и стоит одному из них (а нередко и единственному в порту)
лишиться статуса таможенного брокера, объемы перевалки резко падают.
При сохранении низких железнодорожных
тарифов на перевозку грузов в российские порты объемы перевалки в них могут
достигнуть рекордных величин уже в 2003 году /56/
Стабильное обеспечение России продуктами
переработки нефти потребует увеличения объемов ее переработки до 200-210 млн.т
в 2010 году и до 210-235 млн. тонн в 2020 году. Необходимо обеспечить
производство до 130 млн. тонн светлых нефтепродуктов (автомобильный бензин,
дизельное топливо, авиакеросин) в объеме около 110 млн. т в 2010 году и до 130
млн. т в 2020 году./53/.
Поэтому в
интересах России участие отечественных компаний в проектах по расширению
энерготранспортной инфраструктуры по территории стран–участниц СНГ.
Приоритетными направлениями сотрудничества будут восстановление и дальнейшее
развитие единой электроэнергетической системы стран Содружества, укрепление
минерально-сырьевой базы стран СНГ, участие России в разработке и эксплуатации
месторождений нефти и газа, строительстве электроэнергетических объектов в
странах Содружества. К числу стратегических приоритетов относится и решение
комплекса проблем по Каспию, включая подготовку конвенции по правовому статусу
Каспийского моря /53/.
Для России с ее
уникальным географическим и геополитическим положением особое значение имеет
транзит энергоресурсов через ее территорию. Россия должна стать важным
транзитным коридором для энергоресурсов центральноазиатских и прикаспийских
государств. Поддержка должна оказываться российским компаниям в их участии в
перспективных трубопроводных проектах за пределами территории России.
Принимая во
внимание уровень и значимость усилий по модернизации и развитию потенциала
российских магистральных нефтегазопроводов, необходимо создать, исходя из
Энергетической стратегии России, Концепцию развития трубопроводного транспорта
Российской Федерации. Эта Концепция должна включать в себя программу развития
системы магистральных трубопроводов нефти, газа и нефтепродуктов, которые будут
способствовать процессу интеграции российской экономики с мировым рынком.
Развитие
транспортных систем должно осуществляться под государственным контролем и быть
направлено на своевременное определение и ликвидацию узких мест. Строительство
новых магистралей предполагается осуществлять за счет кредитов и средств
инвесторов.
Система
магистральных нефтепроводов получит дальнейшее развитие, в частности, за счет реализации
следующих мероприятий:
·
дальнейшее развитие Балтийской трубопроводной
системы до пропускной способности 50 млн.т нефти в год;
·
создание новых российских нефтеэкспортных портов на
Балтике /53/.
Таким образом,
одним из перспективных направлений нефтяной политики РФ является продажа нефти
и нефтепродуктов через Прибалтику и Прибалтийские страны.
Рассмотрим инвестиционный прокт по открытию
компании “Oil Trade”. Компания будет открыта в Таллинне.
Деятельность фирмы будет осуществляться в
следующих направлениях:
·
покупка и перепродажа нефти и нефтепродуктов
·
посредничество
·
экспедирование
Фирма арендует 10 танкеров емкостью около
200 000 мт.
Покупка нефти компанией “Oil Trade” будет происходить в порту Таллинн на условиях FOB. Продажа – в
соответствии с термином CIF (порт – в зависимости места назначения). Компанией
будут оказываться услуги по перевозке нефтепродуктов и нефти. В порту Таллинна
будут оказываться агентские и брокерские услуги.
Рассматриваемый инвестиционный проект принят
к реализации со следующей миссией: обеспечение ряда крупных городов Эстонии и
других западных стран нефтью и нефтепродуктами Цели проекта: создание
конкурентноспособной посреднической и экспедиционной фирмы, управление ей и
обеспечение коммерческого успеха.. Главной целью инвестиционного проекта
является получение прибыли компанией.
Реализация инвестиционного проекта
предполагает крупные инвестиции, в частности для аренды танкеров и помещения
компании, а также оплаты труда персонала.
В рамках реализации проекта будет арендовано
10 танкеров объемом в 200 000 метрических тонн, каждый за $300 000. Итоговый
объем - 2 000 000 тонн.
На каждом танкере будет работать по 4
человека. Администрация будет состоять из директора, заместителя директора,
начальника отдела закупки и продаж. Будут набраны сотрудники в рекламный отдел
(2 человека), бухгалтеры (3 человека) и специалисты по нефтяной
промышленности(3 человека). Итого будет привлечено 52 человека. Средняя з/п
400.
Подсчитаем объем денежных средств,
необходимых для реализации проекта:
Стоимость аренды
10 танкеров
$3 000 000
Аренду помещения
под офис
$10 000
Аренда
нефтехранилища
$15 000
Первые 10 партий
товара
$360 000 000
Зарплата рабочим
$250 000
Дополнительные
расходы
$20 000
Итого
$363 295 000