8. Эластичность технического замещения
9. Эластичность прямой линии
I. Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.
Коэффициент эластичность спроса по цене – показатель чувствительности объема спроса к изменению его цены.
EpD = % изменения объема спроса (Q) / % изменения в цене (Р)
Или
EpD = (ΔQ/Q)/(ΔP/P)
где
EpD – коэффициент эластичности спроса по цене
Q – количество товара, на которое предъявлен спрос (объем спроса)
Р – рыночная цена товара
ΔQ/Q – относительное изменение спроса
ΔР/Р – относительное изменение цены
Различают следующие формы эластичности спроса по цене:
1) Эластичный спрос, если абсолютное значение эластичности колеблется в пределах от 1 до бесконечности: EpD>1 (спрос растет или падает быстрее цены). Пример, предметы роскоши
Р D
Q
2) Неэластичный спрос, если абсолютное значение эластичности изменяется от 0 до 1: EpD<1 (спрос растет или падает медленнее цены). Пример, товары первой необходимости (продукты питания, одежда)
P
3) Единичная эластичность, если эластичность равна –1, а ее абсолютное значение равно 1
4) Совершенно неэластичный спрос, если эластичность спроса по цене = 0 EpD=0
Совершенно эластичный спрос, если абсолютная эластичность спроса по цене = бесконечности: EpD=∞
Р D EpD=0
D D’ EpD=∞
D’ Q
II. Перекрестная эластичность спроса по цене выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях. Например, повышение цены на чай ведет к росту спроса на кофе.
Коэффициент перекрестной эластичность спроса по цене – показатель, выражающий отношение процентного изменения в объеме спрашиваемого блага к процентному отношению цены другого блага.
ExD = (ΔQa/Qa) / (ΔPb/Pb) = (ΔQa/ΔPb) * (Pb/Qa)
1) Отрицательная ExD <0 относится к взаимодополняемым благам, т.е. к благам, которые используются совместно. Чем больше взаимодополняемость благ, тем больше будет абсолютное значение ExD.
2) Положительная ExD >0 относится к взаимозаменяемым благам (товарам-субститутам). Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина ExD.
3) Нулевая ExD =0 относится к благам, которые не являются ни товарами-субститутами, ни комплементарными благами. Потребление одного блага не зависит от цены на другое.
III. Эластичность спроса по доходу – мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя.
Коэффициент эластичности спроса по доходу – отношение относительного изменения объема спроса на благо к относительному изменению дохода потребителя:
EID = (ΔQ/Q) / (ΔI/I), где
I – доходы потребителей
Q – объем купленного блага
Различают:
1) Положительную эластичность спроса по доходу – увеличение доходов сопровождается ростом объемов спроса. Относится к нормальным товарам, в частности, к товарам роскоши.
QD
I
Спрос на эластичные блага до некоторого уровня отсутствуют, поскольук домохозяйства не имеют возможности приобтетать их, затем увеличивается с увеличением дохода.
2) Отрицательную - сокращение объемов спроса с увеличением доходов. Распространяется на некачественные блага.
I2
Спрос на некачественные блага вначале увеличивается, а затем начиная со значения I 2 сокращается. Если доход растет, то спроса на эти товары может и не быть вовсе.
3) Нулевая – объем спроса нечувствителен к изменению дохода – товары первой необходимости. Спрос на неэластичные блага увеличивается с ростом дохода лишь при низких доходах домохозяйств. Затем начиная с некоторого уровня, спрос на эти блага начинает сокращаться.
2. Эластичность предложения по цене
Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1%.
Коэффициент эластичности предложения по цене - отношение объема предложения к росту цен:
Eps = (ΔQ/Q) / (ΔP/P) = % изменение объема предложения / % изменение цены
Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с изменением рыночной цены.
Различают следующие формы эластичности предложения;
1) Эластичное предложение (относительно) – величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, года эластичность > 1.
Р S’
S
2) Неэластичное предложение (относительно) – величина предложения изменяется на меньший %, чем цена, когда эластичность <1.
P S’
3) Полностью эластичное предложение имеет место, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены. Eps = - ∞
S S’
4) Полностью неэластичное предложение (жесткое предложение) имеет место, когда величина предложения равна нулю, т.е. величина предложения абсолютное не меняется при изменении цены.
5) Единичная эластичность предложения
S’
3. Точечная и дуговая эластичность
Точечная эластичность – эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения. Точечная эластичность – точный показатель чувствительности спроса или предложения к изменению цен, доходов и т.д.
Точечная эластичность спроса может быть получена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке определяется значением тангенса угла касательной с горизонтальной осью.
EpD = |ΔQ/Q| / (ΔP/P) = (ΔQ/ΔP) *(P/Q)
Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.
M
P0
Eсли абсолютное значение ЕрD >1, спрос будет эластичным, если 0< ЕрD<1 то спрос будет неэластичным.
Дуговая эластичность – примерная степень реакции спроса или предложения на изменение цены, дохода и других факторов.
Дуговая эластичность спроса – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.
P0 A
P1 B
Дуговая эластичность математически может быть выражена таким образом:
EpD = (-Q1-Q0)/(P1-P0) * (P1+P0)/(Q1+Q0)
Дуговая эластичность спроса используется в случаях с относительно большими изменениями цен, доходов и других факторов
Билет 10. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Теоретические основы ценообразования. Определение цены в краткосрочном и долгосрочном периодах. Модель паутины. Государственное регулирование цен в рыночной экономике.
Равновесие – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.
Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и предложения.
Р D *2 S
P1
PE E
P2
*1 Q
Q1 Q3 QE Q2 Q4
Когда реальная цена устанавливается ниже равновесной, то образуется товарный дефицит (избыток спроса) - *1 и объем спроса превышает объем предложения. Избыток спроса будет оказывать давление на цену.
Когда реальная цена устанавливается выше равновесной, объем предложения превышает объем спроса и образуется товарный излишек (избыток предложения) - *2. Здесь производители предпочтут снизить цену, чем продолжать выпуск в объеме, существенно превышающем объем спроса. Избыток предложения будет оказывать понижающее давление на цену.
Это процесс будет продолжаться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне РЕ, при котором объем спроса и предложения равны.
Т.о. взаимодействие спроса и предложения – процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца и покупателя. Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы продавцов и покупателей на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерен купить покупатель, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т.е. цена такого уровня, когда объем спроса равен объему предложения.
Определение цены в краткосрочном и долгосрочном периодах.
1. В условиях мгновенного равновесия предложение товаров фиксировано. При фиксированном предложении товаров цена полностью зависит от спроса. Увеличение спроса приводит к росту цен, и наоборот, его снижение ведет к падению цены:
P1 D2
P3 D1
D3
2. В условиях краткосрочного равновесия может измениться спрос, кривая спроса возрастет до D2. Объем выпуска может увеличиться за счет более интенсивного использования оборудования. В течение короткого периода другие фирмы не могут войти в эту отрасль. Спрос может снизиться, что приведет к сокращению объема выпуска товаров и предложения. В коротком периоде фирма может понести убытки, но она продолжает работать:
P S
E2
P2 E1 D2
P1 E3 D1
P3 D3
3. В долгосрочном периоде каждая фирма может расширить свое производство, и новые фирмы могут войти в отрасль. В долгосрочном периоде цена постоянна.
D2
Существенное воздействие на предложение товаров оказывает изменяющийся во времени уровень цены и прибыли. Паутинообразная модель – модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция спроса или предложения запаздывает.
Существует 3 возможных варианта изменения рыночной цены.
1. В первом случае рыночная цена в успешных периодах отклоняется все дальше от цены равновесия (если наклон линии предложения более пологий, чем наклон линии спроса)
P P
Q t
2. Во втором случае – рыночная цена неопределенно варьируется вокруг цены равновесия в известных пределах (при одинаковом наклоне линий предложения и спроса).
D S
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9