2. стремление субъекта экономики сохранить и укрепить партнерские отношения в сфере бизнеса;
3. стремление субъекта экономики к созданию и воспроизведению привлекательного общественного имиджа своей деятельности.
Каждый субъект, вступая в сделку, объективно стремится реализовать в ней свои эгоистические притязания и общественные интересы.
Они выражают противоположные тенденции развития деловых отношений:
1. тенденция конкуренции или соперничества;
Рис. 3.4. Две тенденции развития бизнеса
2. тенденция интеграции деятельности различных субъектов экономики в единый поток общественно полезной деятельности.
Эгоистические и общественные интересы соотносятся между собой как первичные и вторичные, они абсолютно равнозначны и проявляются в деятельности людей одновременно.
С юридической точки зрения субъект — это носитель прав и ответственности.
В условиях современной рыночной экономики основу отношений между ее субъектами составляет поиск каждым из таких субъектов способов реализации своего дела. Поэтому субъектами бизнеса выступают:
· предприниматели, т. е. лица, осуществляющие инициативную инновационную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность;
· коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации;
· индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, а также союзы и ассоциации потребителей;
· работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;
· государственные структуры в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление правительственных заказов предпринимателям, определение цен, состава и объемов льгот при выполнении специальных работ и др.), а также государственные служащие.
Важно отметить, что термины бизнес и предпринимательство близки по смыслу. Понятие бизнес шире, чем понятие предпринимательство, так как оно охватывает отношения между всеми объектами экономики и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, государственных структур.
Предпринимательский бизнес — это один из элементов системы бизнеса.
В рамках настоящего курса предметом изучения является предпринимательский бизнес, или предпринимательство. Под бизнесом будет пониматься, если иное не будет оговорено специально, именно предпринимательская деятельность.
Виды предпринимательского бизнеса. Предпринимательский бизнес характеризуется тем, что предприниматель берется за все, за что потребитель готов сегодня заплатить деньги.
Товары и услуги понимаются здесь в широком смысле слова. В качестве товаров могут быть здания и сооружения, жилье, имущество, потребительские и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт (идеи, открытия, патенты и т.п.), деньги, валюта, ценные бумаги и любые другие товары, работы и услуги. Но чтобы реализовать любой из указанных товаров, надо его иметь. Этот товар предприниматель делает сам или получает, а затем реализует. Исходя из этого, предпринимательство можно разделить на производственное, коммерческое и финансовое.
Каждая форма имеет свою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, они пронизывают и дополняют друг друга, т.е. один вид деятельности может содержаться в другом.
Остановимся подробнее на основных видах предпринимательского бизнеса:
· производство товаров и услуг. Инновационная деятельность. Научно-техническая деятельность;
· посредническая деятельность;
· консультационная деятельность. Аудит. Оценочная деятельность.
Производство товаров и услуг. Бизнес организовывает деятельность, результаты которой в виде материальных предметов или услуг нужны каким-либо субъектам рынка. Потребности в обществе постоянно возрастают. Возрастает численность населения планеты. Процесс воспроизводства на всех стадиях и уровнях требует все большего объема материальных благ, изменяется его качественное содержание. Достижения науки усложняют и не устраняют, а наоборот увеличивают потребности людей. Организация деятельности по удовлетворению возникающих в обществе потребностей путем разделения, специализации, кооперации труда и обмена результатами деятельности к взаимной выгоде заинтересованных лиц является содержанием бизнеса.
Разделение труда — это обособление видов деятельности.
Например, компьютер состоит из нескольких десятков изделий. Все детали могут быть произведены в одном месте, и там же может быть собран сам компьютер. Вместе с тем, есть возможность производить отдельные детали этого компьютера в районах, где более дешевая рабочая сила и, следовательно, затраты на производство меньше. А собирать компьютер в других местах, сократив при этом общие затраты на производство.
Таким образом происходит разделение труда: в одном месте производят комплектующие детали, в других — собирают готовое изделие.
Чтобы стало возможным разделение труда, необходима специализация работников на производстве отдельных операций, которые связаны с производством компьютеров. Кто-то специализируется на производстве деталей, кто-то — на сборке готового изделия.
Специализация труда — это форма разделения труда, при которой человек или фирма концентрирует усилия на выполнении одного или ограниченного числа видов деятельности.
Если имеется разделение труда, специализация, то неизбежно возникает потребность в его кооперации.
Кооперация труда — это форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном и том же или разных, но связанных между собой процессах труда.
В нашем примере, как только появилась возможность разделить труд на отдельное производство комплектующих изделий и на сборку готового продукта, сразу же потребовалась и кооперация производителей деталей и сборщиков.
В предпринимательской деятельности поиск возможностей разделения уже существующих видов труда, специализации на отдельных операциях и кооперации с действующими производителями становится источником для создания новых видов бизнеса.
Все общественное производство разделяется на две сферы: производственный сектор и сферу услуг. Результатом деятельности производственного сектора являются материально-вещественные блага, которые произведены для обмена. В экономической литературе они получили наименование товары.
Товаром называется любой результат производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме, являющийся объектом купли-продажи.
Производственный сектор включает в себя добывающую и обрабатывающую промышленность, строительство, сельское хозяйство.
Добывающая промышленность, или добыча сырья — это отрасль, которая характеризуется значительными колебаниями уровня рентабельности. Цены на сырье (нефть, газ, медь, алюминий) подвержены резким колебаниям из-за общей политической ситуации в развивающихся странах, которые традиционно поставляют этот вид товаров на мировой рынок.
Обрабатывающая промышленность — самая крупная отрасль производственного сектора, которая перерабатывает сырье, в ней создаются предметы потребления. В этой отрасли преобладают крупные фирмы. Вместе с тем малые предприятия играют немаловажную роль, являясь поставщиками, изготовителями комплектующих изделий для крупных фирм, а также лидерами в освоении новых технологий. Новые высокие технологии робототехники, биотехнологии, компьютерного производства берут начало в малых фирмах.
Строительство — отрасль, подверженная циклическим колебаниям рынка. На ее деятельность оказывает влияние колебание процентной ставки. Повышение процентной ставки влечет за собой увеличение стоимости кредита, что в свою очередь отражается на стоимости возводимых зданий и сооружений, и объем строительства сокращается.
Сельское хозяйство — это сырьевое производство. Его продукты являются сырьем для перерабатывающих отраслей. Сейчас наблюдается тенденция увеличения капиталоемкости этого производства. Появляются новые производительные машины, новые технологии сельскохозяйственного производства, что влечет за собой сокращение числа мелких хозяйств, увеличение количества крупных.
К видам деятельности в сфере общественного производства относят:
· производство товаров;
· инновационную деятельность;
· научно-техническую деятельность;
· производственное потребление услуг.
Вместе с тем, субъекты рынка нуждаются не только в конкретных товарах, но и в услугах в форме действий, необходимых для достижения желаемого результата в целом. Товар необходимо не только произвести, но и упаковать, отвезти, привезти, продать. Поэтому производство, по мере развития человеческого общества, все более нуждается в сфере услуг.
Услуги — это действия, которые не создают новые товары, но изменяют некоторые качества уже существующих.
Услуги неосязаемы и неотделимы, они производятся и потребляются в одно и то же время, поэтому их нельзя хранить. Химчистка не изменяет фасон или материал, из которого сшито пальто, но изменяет качество уже изготовленного блага, грязное превращает в чистое, удовлетворяет потребности граждан.
К основным видам деятельности в сфере услуг относят:
· коммерческую деятельность;
· транспорт и коммунальные услуги;
· финансовую деятельность;
· консультационную деятельность и прочие услуги.
Сфера услуг стремительно развивается. Во многих странах основная часть трудоспособного населения занята этой деятельностью. В валовом внутреннем продукте (ВВП) США доля сферы услуг занимает более 60%. Такое положение обусловлено рядом обстоятельств.
Автоматизация производства, использование все более производительных машин и технологий в производственном секторе сократили в них потребность в работниках. Кроме этого, технический прогресс, вторгнувшийся в материальное производство, использование компьютеров вызвали необходимость в новых видах услуг, которые раньше просто не существовали. Эти обстоятельства привели к значительному увеличению числа занятых в сфере услуг. Самыми быстрыми темпами растет отрасль «прочих услуг», в которую входят различные обслуживающие фирмы: рестораны, гостиницы, салоны красоты, ремонтные мастерские, частные школы, учреждения здравоохранения, фирмы, связанные с шоу бизнесом, и другие.
Совокупность товаров и услуг получила в экономической литературе название продукты.
Производственный сектор и сфера услуг дополняют друг друга, образуя единство в создании совокупности продуктов, необходимых для воспроизводства человеческого общества. Однако производственная деятельность занимает доминирующее положение, так как, по существу, определяет все остальные виды деятельности.
Потребность в услугах связана с тем, что конкретные материально-вещественные ценности: пищу, одежду, автомобили и т.д. — надо не только произвести, но и довести до тех, для кого они предназначены.
У каждого предпринимателя возникает необходимость:
· сформировать условия производства,
· организовать сам процесс производства товаров и услуг,
· организовать продажу произведенного продукта.
Производство — это процесс преобразования сырья, труда и капитала в товары и услуги. Постоянное возобновление процесса производства называется воспроизводством.
Индивидуальное воспроизводство — это повторяющийся процесс производительного соединения факторов производства с целью создания товаров, получения доходов в рамках отдельного предприятия.
Круг интересов производственного предпринимательства довольно разнообразен, и для его реализации требуются финансовые и материальные ресурсы, порой довольно значительные. Стремление получить, как можно большую прибыль при меньшем риске предполагает осуществление соответствующей технологии ведения дела. Исходным элементом этой технологии является выбор основной области деятельности. Ее содержательная сторона определяется финансовыми ресурсами и личными склонностями предпринимателя. Выбор вида деятельности предполагает проведение предварительного маркетинга, т.е. изучения, насколько предлагаемый товар или услуга необходимы потребителю, стабилен ли спрос на них, его величина и тенденции развития в будущем, каковы возможная продажная цена единицы товара, издержки его производства и реализации, предполагаемые объемы продаж.
Поскольку на рынке появляются все новые и новые товары и услуги, то в предпринимательской деятельности в условиях недостатка финансовых средств чрезвычайно важно, чтобы товары не залеживались, чтобы высвобождающиеся финансовые средства вкладывались снова в дело, т.е. предприниматель должен стремиться к ускорению оборачиваемости денег. Считается, что сделка должна давать годовую прибыль не менее 20–22% затрат.
Ситуация заставляет предпринимателя держать в центре своего внимания каналы распределения товаров и услуг (оптовая и розничная сеть, дилеры, агенты). Дело в том, что в зависимости от выбранных каналов (форм) доведения товаров до потребителей в значительной степени определяется скорость оборота вложенных средств.
Предпринимательская деятельность, связанная с производством товаров, может носить:
1. традиционалистский характер (традиционалистское предпринимательство),
2. инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).
Инновационная деятельность заслуживает отдельного рассмотрения.
Инновационная деятельность связана с доведением изобретений, новых методов и техники производства до рынка.
Этот вид деятельности требует, как правило, больших затрат. Вместе с тем риски, связанные с возможностями продвижения продуктов на рынок, велики. До 80-90% нововведений отвергаются рынком, не доходят до стадии массового производства. В последние годы деятельность, ориентированная на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений, еще не отработанных на практике, получила название венчурного бизнеса.
Сущность венчурного бизнеса состоит в разделении и распределении риска. Это достигается в результате создания венчурных фирм, берущих на себя ответственность за доведение результатов научного открытия до товарного вида за счет средств, предоставляемых инвесторами в обмен на приобретение акций этой фирмы по льготной цене. Получение дивидендов по этим акциям не является основной целью инвесторов. Приобретя акции такой фирмы, они приобретают право на использование инноваций в своих фирмах.
Венчурный бизнес начал свое развитие с конца 70-х годов, он имеет множество форм, а его специфика определяется специализацией в той или иной сфере деятельности.
В основе венчурного бизнеса лежит способность предпринимателя аккумулировать ноу-хау из научно-технических проектов, потенциально оцениваемых как высоко прибыльные.
Венчурным бизнесменом может быть и финансист, инженер или студент, имеющий коммерчески выгодную разработку, и предприниматель, вложивший капитал в интересующую его лично или контролируемую им фирму техническую новинку.
Венчурный бизнес базируется на энтузиастах-изобретателях. Эти люди, одержимые принципиально новыми техническими решениями, при появлении опытного образца обращаются за капиталом к бизнесу. Если сами они не могут собрать необходимый для завершения работы капитал, в дело вступают третьи лица, готовые при серьезной научной и коммерческой экспертизе предлагаемого разработчиками изделия рискнуть несколькими миллионами для получения высокой прибыли.
Под эти деньги от разработчиков требуют ускорения доведения изделия до промышленного образца, на что уходит обычно от 6 до 9 месяцев. Это обстоятельство проявляет важнейшее преимущество использования венчурного бизнеса для национальной экономики, а значит и для всего общества: ускорение внедрения достижений технического прогресса.
В США ежегодно образуется около 50 тыс. венчурных фирм, половина из которых готова представить потребителям в течение года новые товары и услуги. Это примерно 25 тыс. нововведений в год для массового промышленного выпуска новинок крупными производственными корпорациями.
Другим важным преимуществом венчурного бизнеса является его полная самостоятельность, дающая возможность фирме свободно менять порядок работы в зависимости от обстоятельств.
Для фирм, специализирующихся на научно-технических разработках, это означает свободный выбор научно-исследовательских программ, которые дадут быстрый практический результат, т.е. позволяет не тратить время на решение проблемы, к которой ты не готов, а решать задачи, которые по силам.
Еще одно преимущество венчурного предпринимательства — раскрытие возможностей предпринимательства, т.е. рода занятий, обеспечивающего получение прибыли от деятельности созданной фирмы за счет умелого руководства ею на всех участках функционирования: от исследований до производства и сбыта продукции.
Классическим примером антрепренерства в США является начало дела основателей электронной фирмы «Хьюлетт-Паккард». Перед второй мировой войной один из вице-президентов Станфордского университета США заметил двух талантливых студентов-изобретателей, одержимых антрепренерством. Он посоветовал студентам заняться производством осциллографов, изобретенных ими. Вице-президент университета не погнушался даже войти в общее дело, дав студентам в качестве первоначального капитала 538 долларов.
Из этой скромной суммы Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард взрастили корпорацию, занимающую 49-е место в списке крупнейших корпораций США. Почти 70 тыс. человек сегодня выпускают широко известные в мире компьютеры «Хьюлетт-Паккард», а основатели фирмы стали одними из богатейших людей планеты.
Особенностью венчурного, как и малого бизнеса вообще, является стремление к конкурентной борьбе.
Этому способствует относительно молодой состав начинающих антрепренеров, стремящихся к реальной жизни, практическим делам, немедленной реализации задуманного.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9