Рефераты. Оценка эффективности хозяйственной деятельности






2

3

4

Оборачиваемость

Выручка/ср.размер

2,5

2,6

оборотных фондов

оборотных фондов



Период оборота

365/оборачиваемость

148,8

138,1

текущих активов

текущих активов



Оборачиваемость

Выручка/

6,1

6,6

Запасов и затрат

Средний размер запасов



Период оборота

365/оборачиваемость

59,5

55,3

Запасов и затрат

запасов и затрат



Оборачиваемость

Выручка / ср.размер

6,1

6,6

дебиторской задолженности

дебиторской задолженности



Оборачиваемость

Выручка / ср.размер

1,8

1,9

кредитоской задолженности

кредиторской задолженности




За рассматриваемый период 2006-2007 гг. группа показателей деловой активности в основном не плохую тенденцию:

·                   длительность оборота текущих активов сократилась до 138,1 дня, то есть оборот по сравнению с предыдущим периодом снизился на 107 дней или на 3,5 месяца;

·                   оборачиваемость запасов и затрат снизилась 0,5 (6,6-6,1);

·                   период оборота запасов и затрат снизился на 4,2 дня (59,5-55,3);

·                   оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась на 0,5 (6,6-6,1);

·                   оборачиваемость кредиторской задолженности увеличилась на 0,1 (1,9-1,8)

Комплексная аналитическая оценка хозяйственной деятельности предприятия, заключающаяся в комплексной оценке влияния использования ресурсов (материальных и трудовых) на выпуск товарной продукции путем расчета обобщенного показателя факторов производства проводится следующим образом: на основе производственно-технологических показателей деятельности предприятия проводится расчет обобщенного показателя факторов производства предприятия по следующей методике.

1) Исходные данные ai1 сравниваются с эталонными (плановыми, нормативными) ai2.

2) Исходные данные стандартизуются по отношению к эталонным по формуле:

                    (1)

3) Обобщенный показатель находится по формуле:

.           (2)

Этот показатель отражает совокупное отклонение факторов производства от их эталонных (плановых, нормативных) показателей.

III. Анализ взаимосвязи «затраты – объем продаж – прибыль» дается на основе категории маржинального дохода.

Маржинальный доход представляет из себя сумму прибыли и постоянных расходов. Суть этой категории в том, что полное погашение всех постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты деятельности предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. В формализованном виде маржинальный доход (Dm) можно представить двумя основными формулами:

Dm = P + Zc;                 (3)

Dm = Q – Zv,                (4)

где    Р – прибыль;

Zc – постоянные расходы (не зависят от изменения объема производства);

Zv – переменные расходы (изменяются пропорционально изменению объема производства);

Q – выручка от продаж.

Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу следующим образом:

P = Dm – Zc.                          (5)

В аналитических расчетах прибыли от продаж часто используются показатели выручки от продаж и удельного веса маржинального дохода в выручке от продаж вместо показателя общей суммы маржинального дохода. Эти три показателя взаимосвязаны:

,                               (6)

где Dy – удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж.

Если исходя из этой формулы выразить сумму маржинального дохода как

Dm = Q × Dy                           (7)

и преобразовать формулу (4), то получим следующую формулу определения прибыли от продаж:

P = Q×Dy – Zc.              (8)

Формулу (7) используют тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж при выпуске одного вида продукции и от продаж предприятием нескольких видов продукции. Если известны удельные веса маржинального дохода в выручке от продаж по каждому виду продукции в общей сумме выручки от продаж, то тогда Dy для общей суммы выручки от продаж подсчитывается как средневзвешенная величина.

В аналитических расчетах используют еще одну модификацию формулы определения прибыли от продаж, когда известными величинами являются количество проданного в натуральных единицах и ставки маржинального дохода в цене за единицу продукции. Маржинальный доход можно представить как

Dm = g×Dc,          (9)

где    g – количество проданного в натуральных единицах;

Dc – ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции.

Отсюда формулу можно записать как

P = g×Dc – Zc.               (10)

На прибыль от продаж оказывают влияние изменение количества  и структуры продукции, уровня цен, а также уровня постоянных расходов. Приведем алгоритм расчета данного влияния.

Пусть исходные данные для расчета выглядят следующим образом:


Вид изделия

Отпускная цена

Переменные расходы на единицу продукции

Удельный вес изделия, % к общему итогу по продажам

По плану

По факту

А

В

С

D

a

b

с

d

a1

b1

c1

d1

a2

b2

d2

b3

c3

d3


Пусть выручка от продаж планировалась в объеме Qпл, а фактически она составила Qф, постоянные расходы по плану и по факту не изменились и составили Zc.

Определим прибыль от продаж по плану, используя вышеприведенную формулу.

Предварительно рассчитаем удельные веса  маржинального дохода в отпускной цене за изделие для каждого вида продукции:

Вид изделия

Алгоритм расчета

Результат

А

(a – a1) : a

ga

В

(b – b1) : b

gb

D

(d – d1) : d

gd


Средний удельный вес маржинального дохода в выручке (Dy1) для всего объема по плану:

.

Подставив полученное значение в формулу (9), получим

Р1 = Qпл × Dy1 – Zc.

Аналогично определяем фактическую прибыль от продаж:


Вид изделия

Алгоритм расчета

Результат

В

(b – b1) : b

gb

С

(c – c1) : c

gc

D

(d – d1) : d

gd


Средний удельный вес маржинального дохода (Dy2) для всего объема фактических продаж:

.

Фактическая прибыль от продаж при неизменных ценах и постоянных расходах:

Р2 = Qф × Dy2 – Zc.

Проводим сравнение полученных значений плановой и фактической прибыли, вычисляя разность (Р2 – Р1).

За счет увеличения количества проданных изделий, безусловно, вырастет абсолютная сумма прибыли. И это позволяет считать, что при постоянной структуре данного объема не будет меняться средний удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж. Сумма прироста маржинального дохода при увеличении выручки от продаж составит:

(Qф – Qпл) × Dy2.

Структурные сдвиги в объеме продаж приводят к изменению среднего удельного веса маржинального дохода, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, и находится по алгоритму:

(Dy2 – Dy1) × Qф.

Для контроля за правильностью вычислений необходимо проверить выполнимость равенства (Р1 – Р2) = (Qф – Qпл) × Dy2 – (Dy2 – Dy1) × Qф.

В зависимости от целого ряда причин цены на фактически проданную продукцию могут отклоняться от плановых. Для иллюстрации алгоритма учета этого факта предположим, что gb1 процент от общего объема проданных изделий В был продан по измененной цене b4. Тогда вес маржинального дохода в этом случае составит

.

Прибыль от продаж при фактическом объеме выручки, измененных ценах неизменном уровне постоянных расходов равна:

Р3 = Qф3 × Dy3 – Zc,

где Qф3 – измененная выручка от фактических продаж при измененной цене на один вид продукции.

Пусть постоянные расходы изменились по каким-либо причинам, так что их значение стало равно Zc3. Тогда, окончательная сумма прибыли от продаж при изменении всех трех факторов (количества и структуры проданного, уровня цен и уровня постоянных расходов) равна

Р4 = Qф3 × Dy3 – Zc3.

Окончательно результаты анализа сводятся в следующую таблицу:


Показатели

Сумма

Отклонение прибыли от плана – всего

В том числе за счет:

– изменения количества проданного

– изменения структуры проданного

– изменения цены

– изменения постоянных расходов

Р4 – Р1


(Qф – Qпл) × Dy2

(Dy2 – Dy1) × Qф

Р4 – Р3

Zc3


Комплексная аналитическая оценка хозяйственной деятельности предприятия проведем по формулам (1) и (2).

В формуле (1) в качестве эталонных показателей возьмем показатели за 2006 год.

Для расчета обобщающего аналитического показателя использования производственных ресурсов составим следующую вспомогательную таблицу:



2006

2007

ФО

1,197

1,174

0,980785

0,000369

Уа

0,89

0,85

0,955056

0,00202

ФОа

2,78

3,21

1,154676

0,023925

МЕ

0,53

0,52

0,981132

0,000356

ФРВ

592816

630334

1,063288

0,004005

Сумма


0,030675

R


0,175143


Итак, итоговое значение обобщающего показателя использования производственных ресурсов организации равен  R = 0,175.

Найденные значения говорят о том, что показатели использования производственных ресурсов в 2007 году по сравнению с 2006 годом изменились довольно значительно, причем в лучшую сторону изменились показатели ФОа, МЕ и ФРВ, тогда как ухудшились показатели ФО и Уа. Эти факты будут учитываться при разработке рекомендаций по улучшению основных экономических показателей организации.

Анализ взаимосвязи «затраты – объем продаж – прибыль» дается на основе категории маржинального дохода.

Исходные данные для расчета предприятия ООО «Дальмебель» выглядят следующим образом:


Вид изделия

Средняя отпускная цена единицы изделия

Переменные расходы на единицу продукции

Удельный вес изделия, % к общему итогу по продажам

По плану

По факту

Детская мебель

Корпусная мебель

Кухни

Мягкая мебель

3000

10000

15000

12000

1200

5500

7000

6500

10

40

50

40

20

40


В 2007 году выручка от продаж планировалась в объеме 127247,5 тыс. руб., а фактически она составила 132110,5 тыс. руб. Для простоты пока полагаем, что постоянные расходы по плану и по факту не изменились и составили 47245 тыс. руб.

Определим прибыль от продаж по плану, используя формулу (10). Предварительно рассчитаем удельные веса  маржинального дохода в отпускной цене за изделие для каждого вида продукции:


Вид изделия

Алгоритм расчета

Результат

Детская мебель

(3000 – 1200): 3000

0,6

Корпусная мебель

(10000 – 5500): 10000

0,45

Мягкая мебель

(12000 – 6500): 12000

0,46


Средний удельный вес маржинального дохода в выручке (Dy1) для всего объема по плану:

.

Подставив полученное значение в формулу (15), получим

Р1 = 127247,5 × 0,47 – 47245 = 12561,325 тыс. руб.

Аналогично определяем фактическую прибыль от продаж:


Вид изделия

Алгоритм расчета

Результат

Корпусная мебель

(10000 – 5500): 10000

0,45

Кухни

(15000 – 6500): 15000

0,57

Мягкая мебель

(12000 – 6500): 12000

0,46

 

Средний удельный вес маржинального дохода (Dy2) для всего объема фактических продаж:

.

Фактическая прибыль от продаж при неизменных ценах и постоянных расходах:

Р2 = 132110,5 × 0,5697 – 47245 = 28018,35185 тыс. руб.

Проводим сравнение полученных значений плановой и фактической прибыли, вычисляя разность

Р2 – Р1 = 28018,35185 – 12561,325 = 15457,02685 тыс. руб.

Таким образом, фактическая прибыль за счет изменения структуры продаж увеличилась на 15457,02685 тыс. руб. по сравнению с плановой.

За счет увеличения количества проданных изделий, безусловно, вырастет абсолютная сумма прибыли. И это позволяет считать, что при постоянной структуре данного объема не будет меняться средний удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж. Сумма прироста маржинального дохода при увеличении выручки от продаж составила:

(132110,5 – 127247,5) × 0,5697 = 2770,4511 тыс. руб.

Структурные сдвиги в объеме продаж приводят к изменению среднего удельного веса маржинального дохода, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В нашем случае эти сдвиги составили

(0,5697 – 0,47) × 132110,5 = 13171,41685 тыс. руб.,

т.е. на такую сумму произошло увеличение среднего удельного веса маржинального дохода.

В 2007 году производственная ситуация на ООО «Дальмебель» сложилась  таким образом, что постоянные расходы увеличились в среднем на 12000 руб., так что составили по каким-либо причинам, так что их значение стало равно 47257 тыс. руб. Тогда, окончательная сумма прибыли от продаж при изменении обоих исследуемых факторов (количества и структуры проданного и уровня постоянных расходов) равна

Р4 = 132110,5 × 0,5697 – 47257 = 28006,35185 тыс. руб.

В сравнении с плановой прибылью эта прибыль увеличилась  на

28006,35185 – 12561,325 = 15445,02685 тыс. руб.

Окончательно результаты анализа сводятся в следующую таблицу:


Показатели

Сумма, тыс. руб

Отклонение прибыли от плана – всего

В том числе за счет:

– изменения количества проданного

– изменения структуры проданного

– изменения цены

– изменения постоянных расходов

+ 15445,02685


+ 2770,4511

+ 13171,41685

0

+ 12


Таким образом, предприятие ООО «Дальмебель» в 2007 году в ходе оперативного планирования – изменения количества и структуры продаж – увеличила свою фактическую прибыль по сравнению с плановой на 15445,02685 тыс. руб.

Заключение

 

Понятие «резервы» применяется в науке и практике анализа деятельности хозяйствующих субъектов в двояком смысле. Во-первых, резервами считаются материально-вещественные ресурсы, которые временно не используются по назначению.

Во-вторых, в переносном, широко используемом в анализе смысле этого слова, резервы - это неиспользованные возможности повышения эффективности производства, усиления действия факторов, способствующих росту эффективности хозяйствования, и устранения отрицательного влияния других факторов.

Проводимая часто в теории и на практике группировка резервов вытекает не из экономической сущности этих резервов и путей их мобилизации, а только из способов их обнаружения.

Поиск резервов надо вести целенаправленно и систематически по главным направлениям, не распыляя силы на выявление резервов второстепенных и незначительных.

Поиск резервов облегчает их классификация по разным признакам. Однако вопросам классификации резервов, определения их комплектности, устранения повторного счета в аналитической литературе не уделяется достаточного внимания.

По источникам образования резервы подразделяются на внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и народно-хозяйственные.

Существенное значение для рациональной организации поиска резервов имеет их группировка по стадиям «жизненного» цикла, т.е. по стадиям проектирования, производства, обращения, эксплуатации и гарантийного обслуживания продукции и услуг.

Список литературы


1.      Абрютин М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебник. – М.: Дело и сервис, 2006. – 237 с.

2.      Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. Стражнева В.И. – Минск, 2005. – 287 с.

3.      Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: ДИС, 2004. – 308 с.

4.      Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006.

5.      Беллендир М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2005. – 166 с.

6.      Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 321 с.

7.      Гинзбург А.И. Экономический анализ. Учебное пособие. – Спб: Питер, 2004. – 183 с.

8.      Ковалев В.В.. Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. М.: 2007. – 469 с.

9.      Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2005. – 438 с.

10. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия: Учеб. пособие. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2003. – 419 с.

11. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Под ред. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 316 с.

12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 366 с.

13. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: КраОООий курс. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 431 с.

14. Суша Г.З. Экономика предприятия. Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2006. – 317 с.

15. Теория экономического анализа. Под редакцией Баканова М.И. М.: Финансы и статистика, 2006. – 513 с.

16. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 328 с.

17. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2007. – 427 с.

18. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля и В.А. Швандера. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 276 с.


[1] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2005. – 438 с.


[2] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006.


[3] Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Под ред. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 316 с.


[4] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 366 с.


[5] Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Под ред. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 316 с.


[6] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006.


[7] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2005. – 438 с.


[8] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006.


[9] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 366 с.


[10] Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Под ред. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 316 с.


[11] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2005. – 438 с.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.