смотреть на рефераты похожие на "Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь" Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
План.
Введение.
1 глава. Понятие конкуренции. 1. Определение конкуренции. 4 2. Виды конкуренции. 7 3. Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12 1. глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ. 1. Формирование конкурентной среды РБ. 15 2. Регулирование конкуренции в РБ. 18 3. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.
Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров.
При этом, конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции - естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна для переходной к рынку экономики Беларуси. При ее решении следует различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды.
Недостаточное понимание сущности и механизма проявления конкуренции отрицательно сказалось на первых шагах белорусских предпринимателей, получивших право самостоятельно вести внешнеторговые операции.Если предприятие не ориентировано на деятельность в условиях конкуренции, рассчитывать на завоевание и удержание рынка не приходится.
Большинство крупных белорусских предприятий не перестроили свою работу, а усилия производственного менеджмента зачастую концентрируются не на финансовых результатах, а на решении непроизводственных задач (содержание социальной сферы, культурно-массовые мероприятия и т.д.).
Таким образом, Беларусь за десять лет существенно растратила стартовый потенциал для самостоятельного развития. Экономическая политика привела к серьезному разрушению основных фондов, снижению уровня жизни населения, к потере экспортных рынков.
1 глава. Понятие конкуренции.
3 Сущность конкуренции и ее значение.
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом.
«Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».[14, c. 16]
Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.
Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с по Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной».[7, c. 38]
Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.
Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий «конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин «конкуренция» в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.
Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».
Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.
Другой австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции «открывает», какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать. [7, с. 39-40] Неизбежные для такого “прорыва ” потери Хайек связывает не с разрушительным характером конкуренции как таковой, а с принципиальной непредсказуемостью поступков людей. Более того, он пологает, что конкуренция ценна лишь постольку , поскольку ее результаты непредсказуемы и в целом отличны от тех , которые кто-либо мог запланировать.[9,c. 42]
Нетрудно заметить , что большие ученые, исповедуя функциональный понимание конкуренции, на самом деле были мало озабочены тем, чтобы дать ей “правильное ”. Скорее, формулируя свои хлесткие , запоминающиеся дефиниции, они просто хотели заострить внимание на принципиальной важности определенных последствий конкурентной борьбы. [7, c. 40]
Cуществуют и другие определения конкуренции. Конкуренция – это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованной формой борьбы за существование, стремление обойти конкурента , не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из игры за экономическое существование и процветание действует надежнее всех иных стимулов.[6, с. 238]
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.[13, с. 242]
Конкуренция – это экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг, за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям.[12, с. 177]
Конкуренция — это экономический закон рыночного хозяйства. Она происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей.
Конкуренция между производителями, продавцами осуществляется из-за удовлетворения своих интересов, связанных с продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Производители (продавцы) стремятся как можно дешевле производить товары и дороже их продать. Состязание происходит между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья, [13, с. 144] и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.[12, с. 178]
Конкуренция среди покупателей проявляется в стремлении приобрести качественные товары, и как можно дешевле.
В ходе борьбы между продавцами и покупателями первые стремятся продать подороже, вторые — купить подешевле.
В условиях конкуренции каждый предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, о повышении качества товаров и снижении затрат на единицу продукции. В этой связи можно согласиться с высказыванием Ф. фон Хайека о том, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей, и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.
Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели:
- количество производителей и потребителей на рынке,
- тип производимой продукции,
- способность отдельного производителя и потребителя влиять на рыночные цены,
- барьеры на пути вступления в отрасль,
- отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борьбы.
Конкуренция существует там, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно- следственную зависимость между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Как живительная сила рыночной экономики, она способствует развитию производства и повышению его эффективности. Благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие товаров и услуг и богатые возможности выбора для потребителей.
Конкуренция создает условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей. Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений.
Через конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса.
Конкуренция имеет и негативные стороны:
1) обостряет противоречия экономических интересов,
2) чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе,
3) обусловливает рост непроизводительных издержек,
4) побуждает создание монополий,
5) отрицательно сказывается на защите окружающей среды,
6) не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт),
7) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые).
С конкуренцией связываются также такие явления, как :
- ухудшение материального положения определенной части населения,
- безработица,
- социальная несправедливость.
- противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение.
Без вмешательства государственных структур конкуренция может превращаться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет ”правила игры” соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции. [13, c. 244]
Кроме этого, конкуренция выполняет следующие функции: Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель ( суверенитет потребителя ) . Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли , где в них существует наибольшая потребность. Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
- предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами , получают вознаграждение в виде прибыли ( позитивные санкции ). Это стимулирует технический прогресс;
- предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке , получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка ( негативные санкции ) . Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности , но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам. Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция , тем справедливее цена.[10, c. 123]
1.2 Виды конкуренции.
Исторически конкуренция возникала в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена . По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары конкурентная борьба усиливалась . появилась возможность усиления хозяйства, применение наемных работников, эксплуатации их труда. Так возникает капиталистическое товарное производство. Здесь конкуренция получила наибольшее развитие. В современных условиях она выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.[12, c. 178]
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям : а) по масштабам развития, б) по своему характеру, в) по методам соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять “свое место под солнцем”- выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
2) местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территории);
3) отраслевой ( в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
4) межотраслевой ( соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
5) национальной ( состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
6) глобальной ( борьба предприятий ,хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
По характеру развития конкуренция подразделяется на:
1) свободную
2) регулируемую.
По методам ведения конкуренция делится на :
- ценовая,
- неценовая.[11, c.112]
В вопросах содержания и форм конкуренции существуют разные подходы.
Марксизм о конкуренции. Имея в виду капиталистическую конкуренцию, Ф. Энгельс определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех.
Закон капиталистической конкуренции, по Марксу, основывается на разнице между стоимостью товара и издержками производства. Он различал две формы капиталистической конкуренции:
- внутриотраслевую,
- межотраслевую.
Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную, рыночную стоимость.[13, c. 246] Общественная стоимость товаров, устанавливающуюся в результате внутриотраслевой конкуренции на рынке, К. Маркс называл рыночной стоимостью. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину последней влияет спрос и предложение товаров. Если спрос выше предложения рыночная цена устанавливается выше стоимости , а если предложение больше спроса ,то рыночная цена ниже стоимости.[12, c. 179] Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства.[13, с. 246] Стимулируя технический процесс и повышение производительности труда на предприятиях, она в то же время выступает как тормоз их развития , т. к. порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию , рекламу и другие непроизводительные цели.[12, c. 179]
Различают следующие формы внутренней конкуренции :
- Предметная – это конкуренция между фирмами , производящую одинаковую продукцию, но эта продукция отличается ценой и качеством;
- Видовая – это конкуренция между фирмами, которые приозводят разные типы продукции, удовлетворяющие одну и ту же потребность человека.Она осуществляется через обновление продукции, разнообразие ассортимента продукции.
Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли, т.е. ведется еще и борьба за потребителя, чтобы он тратил свои доходы на покупку продукции данной фирмы. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо оттого, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой. В ходе такого движения капиталов нормы прибыли сфер производства выравниваются путем конкуренции в единую общую норму прибыли, представляющую собой среднее из этих различных норм прибыли. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью.
Страницы: 1, 2, 3, 4