Рефераты. Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь






p> Образование средней прибыли означает перераспределение совокупной прибыли между предпринимателями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль — на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли. .[13, с.246]

Превращение прибыли в среднюю прибыль приводит к тому , что товары продаются не по стоимости , а по цене производства , которая состоит из издержек производства и средней прибыли на овансированный капитал[12, с.
179]

Однако не надо полагать, что, осуществив инвестиции в любую сферу хозяйственной деятельности, предприниматель обеспечивает себе получение прибыли в соответствии со сложившейся средней нормой прибыли. Это достижимо лишь в том случае, если дело организовано как минимум на среднем уровне технологических, технико-экономических, организационно-экономических и социально-управленческих требований, предъявляемых к производству. [13,с.
246 ]

Кроме этого, в экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.
Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

1. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;

2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;

3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.

Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг
(врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям:

1) совершенствование технических характеристик товаров;

2) улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей.

Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более
4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы. [12, c. 182]
Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствованье торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации. [14, c. 18]

Особыми методами неценовой конкуренции является товаров в рассрочку и лизинг. Последнее означает пользование средствами производства вместо их приобретения в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования
, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличии от классической аренды взаимоотношение сторон при лизинге строится на условиях договора купли-продажи .
[12, с. 182]

Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:

- промышленный шпионаж,

- переманивание специалистов, владеющих производственными секретами,

- запрет доступа к определенным источникам,

- распределение сложной информации,

- выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий- подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на

50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. [14, c.

18]

В современных условиях на рынках труда преобладает неценовая конкуренция, т.к. фирмы при найме на работу обращают внимание не только на заработную плату, но и на квалификацию. А учитывая то, что происходит процесс усложнения технологий , квалификация приобретает серьезное значение. Кроме этого, фирмы, действующие на рынке, обладают достаточными финансовыми возможностями, чтобы на достаточно длительный период времени снижать цену, и соответственно, более привлекательно для потребителей на фоне своих конкурентов. А также учитывая, что потребности потребителей постоянно растут, фирмам необходимо постоянно обновлять и расширять ассортимент выпускаемой продукции.

Современные подходы к конкуренции. Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства. В западной литературе большое внимание уделяется формам конкуренции. В частности, различают следующие основные формы конкуренции:

- совершенная,

- несовершенная.

Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции.
[13, c. 247]

Для нее характерны следующие черты:

- наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара.

Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производства в производимой продукции должен быть незначителен;

- возможность производственного доступа к различным производственным секретам;

- однородность продукции , производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм;

- хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли- продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

[12, c. 180]

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран типична была до середины XIX в. Во второй половине XIX— начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения. Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду с совершенной конкуренцией появились ее новые виды, и прежде всего, несовершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной конкуренции ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции. Эти модели хорошо раскрывают К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю в книге "Экономикс".

Первая модель несовершенной конкуренции — монополия.

Ей присущи следующие черты:

- единственный продавец: одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;

- нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив;

- диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой;

- заблокированное вступление: вступление в отрасль кон курентов в условиях чистой монополии заблокировано.

Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве и на рынке. В соответствии с законодательством ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке. В США в течение нескольких десятилетий этот показатель устанавливался исходя из доли четырех крупнейших фирм. Монополизм в производстве и на рынке также проявляется в установлении монопольных цен — завышенных при продаже и заниженных при покупке товаров.

По происхождению выделяют два основных вида монополий:

1) естественную, которая существует по объективным причинам

(энергетика, железные дороги, газоснабжение, связь и т.д.);

2) искусственную — специально созданная путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности (картели, синдикаты, тресты, концерн и т.д.). Можно также сказать: монопольное положение фирмы может быть ”естественным", когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, но может быть создано и искусственно, когда фирма сама путем организационных приемов образует монополию.

Монополия снижает уровень риска в процессе конкуренции. Это обусловлено тем, что:

1. она обладает довольно точной информацией о потребителях и конкурентах;

2. более доступна реклама;

3. монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает влияние на заказчика в лице государственных учреждений. [13, c.

248]

Следующий моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

1) существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;

2) продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;

3) экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию;

4) вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде;

5) тип продукта дифференцированный. [12, c. 180]

На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль.
Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

Третья модель несовершенной конкуренции — олигополия. Ее признаки, характерные черты:

1) наличие нескольких фирм;

2) тип продукта, стандартизированный или дифференцированный;

3) контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;

4) наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;

5) очень типична неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.

Олигополия более распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого товара.

В зависимости от типа продукции различают олигополию:

1) чистую,

2) дифференцированную.

Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.

Дифференцированные олигополии обычно специализируются на выпуске товаров потребительского назначения (автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты).[13, c. 249]

1.3 Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру).

Интенсивность конкуренции резко отличается на разных рынках. В одних отраслях почти все компоненты получают высокую прибыль, для других же – типичны убытки, и лишь отдельные фирмы оказываются способными избежать их.
Соответственно, в благополучных отраслях конкуренция носит мягкий характер.
Фирмы могут позволять себе поступать по принципу : “Живи и дай жить другим”. Напротив, в неблагополучных отраслях идет ожесточенная борьба, нацеленная на полное вытеснение конкурентов с рынка, ибо для каждой из фирм победа над соперником – это вопрос жизни и смерти. [ 7, c.43]

Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. В отличие от тактических действий на рынке стратегия конкуренции должна быть направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в долгосрочной перспективе, оцениваемой в 3-5 лет.

Конкурентный анализ включает два основных этапа:

• определение главных конкурентных сил в отрасли;

• формулирование основных вариантов конкурентных стратегий.

Признанным лидером разработки конкурентного анализа является профессор
Гарвардской школы бизнеса М. Портер, автор основных моделей по определению главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий.

Доля рынка, уровень прибыли фирмы определяются тем, насколько эффективно компания противодействует следующим конкурентным силам (схема
1.):

1) проникающим в отрасль новым конкурентам, выпускающим подобные товары;

2) угрозе со стороны товаров-заменителей (субститутов);

3) компаниям-конкурентам, уже закрепившимся на отраслевом рынке;

4) воздействию продавцов (поставщиков);

5) воздействию покупателей (клиентов).

1. Новые конкуренты. Их появление в отрасли могут предупредить следующие входные барьеры:

- экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в отрасли фирм помогает удерживать издержки на таком низком уровне, который недоступен потенциальным конкурентам;

- дифференциация продуктов и услуг, то есть опора на торговые марки, подчеркивающие уникальность товара и признание его покупателями

(например, трудно конкурировать с уникальными свойствами изделий народных промыслов - Палеха, Гжели. Само появление многочисленных товаров-подделок подчеркивает практическую непревзойденность этих торговых марок);

- потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций;

- издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков, переобучением персонала, научными и проектными разработками нового продукта и т.д.;

- необходимость создания новой системы каналов распределения. Так, из- за отсутствия хорошо налаженных каналов распределения фирма "Эпл" не смогла широко внедриться со своими персональными компьютерами на российский рынок;

- политика государства (правительства), не способствующая проникновению на рынок, например установление высоких таможенных пошлин для иностранных конкурентов или отсутствие льготных государственных субсидий для новичков.[14, c. 114]

2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров, эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом.
Так, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить предприятия, выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это диетический продукт с низким уровнем холестерина.

Препятствиями на пути товаров-субститутов могут стать:

- проведение ценовой конкуренции, которая переключает внимание покупателя с проблемы качества на снижение цены;

- рекламные атаки на потребителей;

- производство новых, привлекательных продуктов. Например, ощущая конкуренцию со стороны изготовителей колбасных изделий, производители сыра начинают выпуск новых, оригинальных сортов с разнообразными добавками;

- улучшение качества обслуживания при продаже и распространении товара.

3. Внутриотраслевая конкуренция и ее интенсивность.

Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования до жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:

- большое число конкурентов;

- однородность выпускаемых товаров;

- наличие барьеров снижения издержек, например стабильно высокие постоянные затраты;

- высокие выходные барьеры (когда фирма не может выйти из отрасли, не понеся при этом значительных убытков);

- зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация сегодня характерна для мирового компьютерного рынка, столкнувшегося с насыщением потребностей покупателей).

Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции является использование сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма.

4. Сила воздействия поставщиков. Фирма конкурирует, то есть ведет экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но и со своими контрагентами-поставщиками, конкурентами.

Сильные поставщики могут:

- повышать цену на свои товары;

- снижать качество поставляемых продуктов и услуг.

Сила поставщиков определяется:

- наличием крупных компаний-поставщиков;

- отсутствием заменителей поставляемых товаров;

- ситуацией, когда отрасль, куда осуществляются поставки, - один из неглавных заказчиков;

- решающим значением поставляемых товаров в ряду необходимых экономических ресурсов;

- способностью присоединить фирму-покупателя путем вертикальной интеграции.

5. Сила воздействия покупателя. Конкуренция со стороны покупателей выражается:

- в давлении на цены в целях их снижения;

- в требованиях более высокого качества;

- в требованиях лучшего обслуживания;

- в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.

Сила покупателя зависит от:

- сплоченности и концентрированности группы потребителей;

- степени важности продукции для покупателей;

- диапазона ее применения;

- степени однородности продукции;

- уровня информированности потребителей;

- других факторов.

Разрабатывая конкретную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная фирма, может принести успех.[7, c. 43-46]

Таким образом, концепция пяти сил конкуренции – это инструмент, позволяющий практически анализировать степень интенсивности конкуренции на конкретных рынках. Собственно говоря, так и поступают фирмы перед принятием стратегических решений о вторжении в новую для себя отрасль или об уходе из ставшей бесперспективной. Для этого они последовательно оценивают ситуацию в отрасли с точки зрения действия каждой из пяти сил. Взвешивают свои возможности противостоять выявленным угрозам. И принимают обоснованное решение.
2 глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.

2.1 Формирование конкурентной среды РБ.

Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво.
Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.