Рефераты. Рынок труда в Ханты-Мансийском автономном округе Российской Федерации






Рынок труда в Ханты-Мансийском автономном округе Российской Федерации

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………….с.3-5

      1. Особенности рынка труда в России……………………………..с.5-7

      2. Рынок труда в Ханты-Мансийском автономном округе……..с.7-10

      3. Мероприятия по стабилизации рынка труда в Ханты-Мансийском                автономном округе.

           3.1 Служба занятости населения……………………………..с.11-13

           3.2 Поддержка малого предпринимательства…………...…с.13-20

           3.3 Обеспечение трудовой занятости молодежи…………. с.20-25

Заключение……………………………………………………………… с.26

Список использованной литературы…………………………………с.27

Приложение………………………………………………………………с.28-39



























Введение.

 

 

      Производство материальных благ и услуг предполагает наличие двух факторов, а именно материальных и человеческих ресурсов. Если ранее основное внимание уделялось первому фактору, то в настоящее время все больше говорят о гуманизации экономики, что означает перемещение акцента на человека. Таким образом, признается, что необходимым условием успешного функционирования экономики является соблюдение интересов человека.

       В экономической теории и статистике России принято использовать термин «трудовые ресурсы». Сущность этого понятия можно определить следующим образом: трудовые ресурсы – часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные ценности и услуги. Трудовые ресурсы включают занятых и незанятых, но могущих трудиться граждан. Таким образом, это реальные и потенциальные работники.

       Для работы человеку необходим некоторый уровень физического развития, определенные духовные качества. Особую важность развитие личности приобретает в условиях экономической реконструкции. Во многом уровень развития вышеуказанных качеств личности зависит от возраста. Таким образом, именно возраст является критерием отнесения к трудовым ресурсам. Согласно статистической практике, трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте и работающих в экономике страны граждан моложе и старше этого возраста, который для женщин от 16 до 54 лет, для мужчин о  16 до 59 лет.

      Понятие «трудовые ресурсы» шире понятия «экономически активное население», так как трудовые ресурсы включают учащихся трудоспособного возраста, домохозяек и всех остальных граждан, которые, не являясь безработными, не заняты в хозяйстве страны.

      Формирование трудовых ресурсов – это процесс их непрерывного  воспроизводства, возобновления их численности. В 1994 году структура трудовых ресурсов была следующей: трудоспособное население в трудоспособном возрасте – 95,17%, работающие пенсионеры – 4,47%, работающие подростки - 0,06% общей численности трудовых ресурсов. По результатам наблюдений за ряд лет были отмечены следующие тенденции: в первой группе – относительная устойчивость, в группе работающих пенсионеров – повышение численности, в группе работающих подростков – понижение. Исходя из этого, можно сделать вывод, что развитие рынка труда связано с населением трудоспособного возраста, и динамика численности  трудовых ресурсов определяется динамикой численности этой категории населения, которая зависит от ряда демографических факторов, а именно от уровня смертности и соотношения между численностью молодежи, достигшей трудоспособного возраста и численностью граждан, достигающих пенсионного возраста. Для России в целом характерны крутые подъемы и спады численности населения трудоспособного возраста, что обусловлено общим развитием страны. Данное обстоятельство ставит перед экономикой задачу постоянного приспособления к этой динамике. С середины 80-х гг. в России начался очередной затяжной спад, который не вызвал всплеска безработицы в результате спада производства. Но ожидается, что к началу 21 в. ситуация вновь изменится, что может вызвать обострение проблемы безработицы.

Численность работающих подростков также находится под влиянием демографических факторов, а также уровня благосостояния семьи: чем он выше, тем меньше подростков работает.

       Относительно численности работающих пенсионеров отметим, что чем больше людей пенсионного возраста, тем больше среди них работающих. Эта категория наиболее быстро увеличивается, так как возрастно-половая структура населения сильно деформирована.

     В целом, численность работающих подростков и пенсионеров зависит   также от спроса на рабочую силу и от наличия рабочих мест, соответствующих особенностям применения их труда. 

      Использование трудовых ресурсов предполагает их распределения и эффективность применения их труда. Распределение происходит по видам занятости на занятых и незанятых, в свою очередь занятые распределяются по отраслям, по режимам труда, по территории страны, по полу, возрасту, уровню образования и здоровья, а также по  видам экономической деятельности:

-наемные работники;

-работодатели;

-лица, работающие за свой счет;

-члены производственных кооперативов;

-работники, не классифицируемые по статусу.

         Таким образом, трудовые или человеческие ресурсы являются основой развития экономики. Их роль в современных условиях возрастает, так как в условиях рынка нужно делать ставку именно на человека и его потенциал. Несомненно, экономическая реконструкция повлияла на эту категорию населения и на рынок труда в целом.

1. Особенности рынка труда в России.



      Главным работодателем в России остается государство, а значит, классического рынка здесь нет, производительность труда низкая. Это основной вывод доклада Мирового банка “Рынок труда в России: движение от кризиса к выживанию”, который представила руководитель программ банка в социальном секторе Мансура Рашид.

     Причина низкой производительности труда (с начала 90-х годов она уменьшилась на 30%) - “раздутые штаты сотрудников” и “использование     работников с    квалификацией и опытом  работы, который нигде не требуется”.                                              
      В докладе говорится о том, что российские институты, регулирующие отношения на рынке труда, не получили серьезного развития, поскольку эти институты - Минфин и Минтруд - “были созданы еще при социализме и являются крайне неэффективными”. Ситуация на рынке труда такова: “низкая заработная плата, получение которой не гарантировано, усиливающееся неравенство в оплате, плохие санитарно-гигиенические условия и низкая охрана труда”. Правда, в последние два года вместе с экономическим ростом был зафиксирован и рост занятости - он сравнялся с передовыми странами Центральной и Восточной Европы.      
      Однако эксперты Мирового банка считают, что Россия - все-таки страна с переходной, а не с рыночной экономикой. Именно в таких странах зарплата в частном секторе выше, чем в государственном; кроме того, в ряде случаев зарплата может выплачиваться в “виде экономически неоправданных социальных услуг” и “черным налом”.

      В настоящее время, по подсчетам специалистов, в России проживают от 5 до 10 млн. мигрантов более чем из 100 стран ближнего и дальнего зарубежья. Подавляющее большинство этих людей приехали из бывших советских республик, при этом они успешно вытесняют россиян с рынка труда и из стратегически важных отраслей российской экономики. Поэтому миграционные проблемы сегодня приобретают иное звучание, чем пять-шесть лет назад. Хотя и поздно, но это сейчас стала понимать и верховная российская власть. Остается надеяться и на ее оперативность, которой не наблюдалось при решении данных проблем на протяжении всего последнего десятилетия.

       Сегодняшняя экономическая ситуация в странах СНГ (обозначенная статистикой как стабильно улучшающаяся) почему-то до сих пор провоцирует все новые миграционные волны на территорию России, причем уже не только русского, но и коренного населения, которое довольно быстро адаптируется на чужбине и всяческими способами старается уклониться от возвращения на историческую родину. Вполне возможно, что в какой-то степени здесь срабатывает и некий стереотип: в России всегда было лучше, пусть и ненамного. Хотя, что и говорить, до сих пор Москва притоку гастарбайтеров особо не препятствовала: старение нации, снижение рождаемости и нехватка рабочей силы - все это побуждало местные власти регионов создавать для мигрантов довольно привлекательные условия. Сейчас, когда иностранцы стали представлять опасность не только для российского рынка труда, но и для социума, взять под контроль миграционный процесс будет весьма сложно, не говоря уже о том, что приостановить его в ближайшие годы вообще нереально.






2. Рынок труда в Ханты-Мансийском автономном округе.

 

 

     Уровень безработицы в округе, рассчитанный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, за 1999 год сократился в 1,8 раза и составил на 1 января 2000 года 2,6% (за 1998 год уровень безработицы возрос в 1,5 раза).
По состоянию на начало 2000 года численность официально зарегистрированных в службе занятости безработных составила 23660 человек.
Уровень безработицы по территориям округа отличается неравномерностью. В группу с уровнем безработицы свыше 10% входит одна  территория - Октябрьский район. В 16 из 22 территорий уровень безработицы превышает среднероссийский показатель. Прирост уровня безработицы по сравнению с 1998 годом отмечен в 2 территориях: в г.Нефтеюганске - на 1,3 и в Нефтеюганском районе - на 0,6. (Таблица 6).    
      Средняя продолжительность безработицы возросла с 7,5 в 1998г., до 9 месяцев - в 1999 году.      
      Среди безработных, стоящих на учете в службе занятости на 1.01.2000 г.,  женщины составляют 72,6%, молодежь - 27,4%, выпускники различных учебных заведений - 5,6%.

     В 1965 г. наибольшее количество работающего в различных отраслях экономики населения было занято в промышленности – 31,5 %, в строительстве – 18,1 %, в торговле и общепите – 11,8 %. Наименьшее – в финансировании, кредитовании и государственном страховании – 0,3 %; культуре и искусстве – 0,7 %; в жилищно-коммунальном и бытовом обслуживании населения 1,0 %. Удельный вес занятых на транспорте составлял всего 3,6 %, а в лесном хозяйстве - 1,1%.

       В 1980 г. в связи с развернувшимся строительством поменялись приоритеты занятости населения. Наибольший удельный вес занимают работающие в строительстве – 33,7 %; в промышленности – 18,2 %; на транспорте – 17,9 % . В жилищно-коммунальном и бытовом обслуживании населения было занято уже 3,3 %. Остается небольшим удельный вес занятых в финансировании, кредитовании и государственном страховании – 0,5 %; в культуре и искусстве – 0,6 %. Доля занятых в информационно-вычислительном обслуживании увеличивается в 1,5 раза и достигает 4,5 % от всего занятого населения. Количество работников лесного хозяйства сокращается до 0,2%.

       В 1960 – 1980 гг. безработица существует в скрытой форме, особенно среди женщин в городах с узкой градообразующей базой, что понижает жизненный уровень многих семей.

       В 1990 г. удельный вес занятых в промышленности и на транспорте остается на уровне 1980 года (18,8 и 18,5 % соответственно). Количество населения, работающего в строительстве, сокращается до 27,5 %. Неуклонно растет удельный вес занятых в жилищно-коммунальном и бытовом обслуживании населения и достигает уже 4,6 %. Показатель удельного веса занятых в культуре, финансово-кредитных учреждениях, торговле и общепите остается стабильным. Неуклонно падает доля работающих в лесном хозяйстве - до 0,1 %.

       В 1994 г. удельный вес работающего населения, занятого в промышленности – 23,3 %; в информационно-вычислительном обслуживании – 3,8 %. Неуклонно увеличивается количество работающих в финансово-кредитных учреждениях – 1,1 %; в жилищно-коммунальном и бытовом обслуживании населения – 5,7 %.

       Доля занятых в некоторых отраслях экономики имеет стабильную, равномерную по годам, тенденцию к снижению. Это:

в сельском хозяйстве: в 1965 году было 5,5 %, в 1994 году – 1,2 %;

в лесном хозяйстве: в 1965 году было 1,1 %, в 1994 году – 0,2 %;

в геологии и разведке недр: в 1965 году было 6,8 %, в 1994 году –

1,7 %; в торговле и общепите: в 1965 году было 11,8 %, в 1994 году – 5,7 %.

       В течение 1965 – 1994 гг. почти не меняется ситуация по удельному весу занятых в народном образовании, здравоохранении, материально-техническом снабжении и сбыте.

       В середине 90-х гг. уровень безработицы превысил общероссийский показатель, равный 3,5 %. Особенно сложным оказалось положение на западе округа - в районах, где 30 лет назад начиналась нефтегазовая "эпопея", была развитая лесная промышленность.

На конец 1996 года в округе было официально зарегистрировано 28 975 безработных. На одно свободное рабочее место (вакансию) претендовали в среднем 10 человек.

       В 1997 г. в условиях затяжного кризиса и попыток рационализации производства безработица стала реальностью. На 1 января уровень безработицы в округе (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) составил 3 %, и вырос за год на 15 % (среднероссийский показатель на то же время составил 6 %).

       Численность безработных на начало1999 года составляла 35,7 тыс. человек.

       Численность безработных на начало 2000 года составляла 23,7 тыс. человек. Уровень безработицы на конец июня по округу составил 2,1 % от экономически активного населения.

        Численность экономически активного населения округа (по оценке) на 1 июля составила 802,8 тыс. человек, или 58,1 % от общей численности постоянного населения округа; 677,6 тыс. человек (84,4 % от экономически активного населения) имели работу и были заняты в различных отраслях экономики.

         Официальный статус безработного имели 16917 человек, что составляет 81,9 % от числа незанятого трудоспособного населения.

Потребность в работниках, заявленная предприятиями и организациями в службу занятости, на 1 июля составила 13734 человека, а нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию – 1,5 человека.

3. Мероприятия по стабилизации рынка труда в Ханты-Мансийском автономном округе.

3.1 Служба занятости населения.


       В настоящее время на территории округа действуют 22 органа службы занятости (территориальные отделы), из них: городских - 12 единиц, районных – 9 единиц, межрайонных (городских с обслуживанием сельской местности) – 1 единица.

      Численность персонала службы занятости по округу составляет 338 человек. Из числа работающих в службах: руководителей (разных уровней, включая начальников территориальных ценров занятости населения, начальников и заместителей отделов) – 86 чел., специалистов – 215 человек, работников МОП – 41 человек.

       В первые годы существования Службы занятости основное внимание уделялось наиболее результативному варианту политики занятости - активному.

       Основными направлениями активной политики занятости являются:

  -содействие в трудоустройстве с целью минимизации времени поиска гражданином работы;

  -профессиональное обучение с целью предоставления возможности безработным приобрести новую профессию, повысить квалификацию;

  -временная занятость подростков;

  -общественные работы;

  -поддержка предпринимательства и самозанятости;

  -создание и сохранение рабочих мест.

      Затем, в период роста безработицы, с нехваткой денежных средств фонда занятости приоритеты несколько изменились, и активная политика уступила место пассивной, ориентированной на материальную поддержку безработных и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места.

      Однако, в последнее время в связи со стабилизацией экономики в нашем регионе, со снижением численности безработных в нашем округе, ростом числа вакансий, задачи специалистов Службы занятости несколько усложнились. Предлагаемая рабочая сила стала менее конкурентоспособной – это, как правило, граждане, не имеющие достаточного образования и необходимого для самостоятельного трудоустройства опыта либо безработные, относящиеся к социально незащищенным категориям, нуждающимся в особых условиях труда.

Поэтому на сегодняшний день деятельность СЗН округа представляет некоторый симбиоз – сочетание активной политики и материальной поддержки безработных и членов их семей.

     Основным источником поступления средств в Фонд Занятости населения являются обязательные страховые отчисления работодателей (предприятий, организаций, учреждений и др.), которые составляют 1,5% от фонда оплаты труда.

      Из средств Окружного Фонда Занятости предусмотрены отчисления в Федеральную Службу Занятости в размере 20%. Большая часть оставшихся средств Окружного Фонда Занятости уходит на дотации нуждающимся территориям.

      Постоянно пополняется банк вакансий в нашем округе. Предприятиями округа на 01.10.2000 г. было заявлено о наличии 13949 вакантных рабочих мест. И хотя уровень напряженности (число незанятых граждан, состоящих на учете в СЗ, приходящихся на одну заявленную предприятиями вакансию) находится на довольно невысоком уровне - 1,3 человека на одну вакансию, подбор подходящего специалиста на заявленное рабочее место усложнился.

       Поэтому такое направление как профессиональное обучение и переобучение (повышение квалификации, получение второй (смежной специальности) – одно из приоритетных направлений активной политики СЗ. За январь-сентябрь текущего года финансировалось переобучение для 3029 человек.

       В общественных работах за текущий период участвовало 2339 человек.

      Следует также отметить, что 01.05.2000 года была полностью погашена задолженность по выплате пособий по безработице.

       В связи с эффективной политикой, проводимой Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Ханты-Мансийскому автономному округу, и расширением банка вакансий почти в 2 раза, на рынке труда округа в 1999 году наблюдалась стабилизация: число безработных снизилось на 12 тыс. человек.
       По прогнозным оценкам, численность официально зарегистрированных безработных уже в первом квартале 2000 года сократится на 900 человек и достигнет 22,8 тыс. человек, при уровне регистрируемой безработицы 3%. К концу 2000 года численность официально зарегистрированных безработных уменьшится до 20,8 тыс.человек.


3.2 Поддержка малого предпринимательства.

 


       Администрацией Ханты-Мансийского автономного округа в 1995-1999 годах заложены основы системы государственной поддержки малого предпринимательства в округе. Созданы Окружной фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и его филиалы в городах Сургут, Советский, Лангепас, а также ряд специализированных организаций окружной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; в бюджете округа ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства на развитие этого сектора экономики, осуществлен переход от отдельных мероприятий к программно-целевому методу поддержки предпринимателей.
 Постановлениями Думы Ханты-Мансийского автономного округа утверждены 4 Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе. На реализацию Программ было направлено 69,34 млн. рублей, в том числе: средств окружного бюджета –53%, средств местных бюджетов – 7%, средств Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства – 10%, привлеченных средств – 10%.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.