|
Источник: World Development Report. 1984, 1990, 1997.
Если неравенство доходов в промышленно развитых странах Запада имеет в основном двухполюсный характер, то в развивающихся странах существует многочисленная социальная стратификация. Она проявляется по многим линиям, включая социальные слои, город и сельскую местность, современные и традиционные секторы производства, этнические группы, отсталые и развитые районы. Внутренний состав различных по уровню дохода групп, особенно с низкими доходами, в развивающихся странах в отличие от промышленно развитых государств практически не меняется. Бедность там оказывается застойной.
В развитых странах Запада в течение длительного исторического периода произошло снижение уровней неравенства. В развивающихся странах по мере увеличения дохода на душу населения происходило усиление неравенства в распределении богатства. В странах Латинской Америки неравенство в распределении доходов на нижних и верхних этажах пирамиды в 60— 70-х годах было более глубоким, чем во всех развивающихся странах. На долю самых бедных 20% населения приходилось 3—2, 5% доходов, а самых богатых 5% населения — 30—33% доходов, т. е. разрыв составлял 11—12 раз. В 90-е годы во многих странах Латинской Америки доходы 20% богатого населения в 15 раз превышали доходы низшего квинтеля, а в Бразилии — в 31 раз (1992 г.). Такие же тенденции отмечались в странах с относительно низким уровнем дохода. В целом, общие направления изменений в распределении доходов в странах Третьего мира не подтверждают тезис С. Кузнеца о том, что неравенство в распределении доходов на ранних стадиях развития увеличивается, а затем начинает сглаживаться.
Сохранение, а в целом ряде стран углубление неравенства не меняет имущественного положения значительной части населения. Неизменная или понижающая доля низших групп в доходах иногда сопровождается сокращением их доходов в абсолютном выражении. Проблема распределения доходов как между странами, так и внутри стран, особенно развивающихся, составляет одно из острых противоречий в мире.
Необходимо также отметить, что заработная плата является самой важной ценой в экономике; это единственный (или главный) источник дохода. В самом деле, около 75% национального дохода составляет заработная плата и жалованье. Так же как и политика доходов регулирование оплаты труда имеет свои противоречия. Так, например, заработная плата имеет тенденцию к дифференциации по странам, регионам, различным видам деятельности, условиям труда и самим индивидуумам. Ставки заработной платы значительно выше в США, чем в Китае или России; они в целом выше на севере и на западе России, чем на юге страны; шахтеры в целом получают больше, чем трактористы; учителя государственных школ имеют заработную плату ниже, чем учителя частных заведений; бухгалтер одного предприятия может зарабатывать больше, чем бухгалтер другого предприятия. Ставки заработной платы дифференцируются также по полу и расовым признакам.
Таким образом, вопрос регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой имеет важное социально-экономическое значение как на макроуровне, так и на хозяйственном уровне.
На макроуровне - это борьба с бедностью, стимулирование роста жизненного уровня населения, увеличение его покупательной способности, в конечном счете - содействие повышению качества рабочей силы и качества жизни в целом.
На хозяйственном уровне - это выравнивание условий конкуренции хозяйственных субъектов, создание основной структуры и дифференциации заработной платы.
Все вышеуказанные проблемы и противоречия приводят к необходимости проведения исследований в области политики доходов и изучения вопросов регулирования заработной платы.
В нашей стране эти вопросы особенно актуальны в связи с переходом к рыночной экономике. Экономический кризис, начавшийся в России в августе нынешнего года, резко обострил вышеуказанные противоречия в области регулирования заработной платы и политики доходов
Так, по статистическим данным (Экономической экспертной группы при Департаменте макроэкономической политики МФ РФ), приведенным в Диаграмме 1, в сентябре реальная заработная плата уменьшилась (по сравнению с июлем) более чем в три раза. Правда, в октябре наблюдалось частичное восстановление реальных доходов населения после их обвала на 23% в сентябре. Среднедушевой денежный доход повысился с 973 руб. в сентябре до 1093 руб. в октябре (т.е. на 12,4%). Таким образом, рост доходов опережал темпы инфляции, что обеспечило рост реальных располагаемых доходов на 7,4% по сравнению с уровнем сентября. Тем не менее, сохраняется значительное отставание реальных располагаемых доходов от соответствующего периода прошлого года. Такое отставание составило 26,9% для октября и 14,0% в целом за десять месяцев.
С другой стороны, размер средней зарплаты уменьшилась в октябре даже в номинальном выражении. Начисленная месячная зарплата составила 1065 руб., снизившись на 3,0% по отношению к сентябрю. С учетом инфляции это соответствует падению зарплаты в реальном выражении еще на 7,2% от уровня сентября; ее реальное снижение по сравнению с октябрем 1997г. составило 34,1%.
В использовании доходов населения произошло частичное восстановление прежней (докризисной) структуры. Доля расходов на покупку товаров и оплату услуг, достигавшая в сентябре 95%, снизилась до 82,4% (в первом полугодии эта доля составляла 76%). После наблюдавшегося в августе-сентябре крупномасштабного “проедания” сбережений доля доходов, направляемых на организованные сбережения, вновь стала положительной, хотя и оставалась очень низкой (1,0%). Практически не изменилась по сравнению с сентябрем доля средств, использованных на покупку валюты (6,1%). Несколько возросла доля доходов, использованных на прирост денег на руках у населения (4,8%). Это говорит о некотором восстановлении доверия к рублю в условиях снизившейся инфляции.
Диаграмма 1.
Источник: Обзор экономических показателей от 15 декабря 1998 года. Экономическая экспертная группа департамента макроэкономической политики МФ РФ.
В октябре остановился процесс резкого падения остатков вкладов населения в банках. Сумма рублевых вкладов, по предварительным данным, выросла на 0,5% (после падения на 15,5% за два предыдущих месяца). При этом продолжился интенсивный отток вкладов из коммерческих банков (остатки сократились на 13,0%), тогда как в Сбербанке сумма на счетах увеличилась на 4,2 млрд. руб. (3,8%).
В реальном выражении (с учетом инфляции) остатки рублевых сбережений населения продолжали сокращаться: их реальный уровень в целом по всем банкам уменьшился за октябрь на 3,8%.
На нынешней стадии кризиса оказались затронуты все слои населения. Причем Индекс Потребительских Настроений (данные подготовлены группой “ИПН-Россия” при Министерстве Финансов РФ и Казначействе США по мониторингу, заказанному ВЦИОМу) снизился во всех доходных группах примерно в равной степени. Это явилось, прежде всего, результатом роста цен на потребительском рынке. Но в высокодоходных и среднедоходных группах по сравнению с низкодоходной группой усиливается пессимизм в оценках общеэкономических перспектив (Индекс Экономических Ожиданий в высокодоходной и среднедоходной группах снизились на 18% и на 23% соответственно, по сравнению с июльским замером). Возможно, из предположения, что развитие кризисных процессов, прежде всего, затронет сферу экономической деятельности в этих группах здесь также в большей степени снизились оценки материального положения в ближайшие 12 месяцев.
Рисунок.1. Индекс потребительских настроений по доходным группам респондентов в 1996- 1998 гг.
Аналогичные тенденции наблюдаются в группе респондентов моложе 30 лет и средневозрастной группе. Менее остро воспринимают перспективы развития ситуации в старшей возрастной группе, хотя именно в этой группе отмечается наибольшее снижение Индекса Текущего Материального Положения (эта группа населения более всего пострадала от роста цен на потребительском рынке).
Таким образом, цель данной работы состоит в том, чтобы выявить сложившиеся к настоящему времени основные проблемы в области регулирования заработной платы и политики доходов и рассмотреть пути их возможного решения.
Политика доходов
Как направление государственного регулирования в экономике – политика доходов – одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости.
Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который способствовал бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой.
Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и формах проявления этой политики в каждом конкретном государстве различаются особенности, определяемые:
социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;
степенью и характером вмешательства государства в вопросы регулирования заработной платы;
традициями заключения коллективных договоров;
социальной напряженностью в обществе.
Главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и другое. В западно-европейских странах, как правило, политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.