Оплата труда работников не бюджетной сферы (муниципальных,
частных организаций, акционерных обществ, обществ с ограниченной
ответственностью и т. д.) определяется собственником предприятия, исходя из
законодательно установленного минимального размера оплаты отраслевых и
специальных соглашений, закрепленных в договорах и контрактах, и регулируется
действующей системой налогообложения на прибыло (доход) предприятия.
В условиях перехода к рыночной экономике и
расширения прав организации в области оплаты труда размеры ставок ( окладов)
системы премирования и условия выплаты вознаграждений (бонусов) за выслугу лет
определяются в коллективном договоре.
В трудовых договорах могут предусматриваться
более высокие размеры оплаты, чем предусмотренные в коллективных договорах.
Конкретные размеры поощрительных выплат определяются работодателем по
результатам труда работника.
Оплата труда работников производится в
первоочередном порядке по отношению к другим платежам предприятия после уплаты
налогов. Выплата заработной платы работникам производится, как правило, в месте
выполнения ими работы.
Переход к рыночной экономике избавляет от
коренного порока административно-командной системы распределения, состоящего в
разрыве функций производства и распределения (предприятия создают национальное
богатство, государство его распределяет).
Функции распределения передаются
непосредственным производителям или частному владельцу предприятия. Только
собственник отныне вправе самостоятельно распоряжаться средствами производства
и результатами труда. Принятие законов о собственности, о предпринимательстве и
других окончательно определило судьбу централизованно устанавливавшихся ранее
механизмов формирования заработной платы.
В новых условиях децентрализованная форма
распределительных отношений ориентируется на стоимостные показатели,
конкуренцию на рынке и отражает финансово-рыночное положение предприятия.
В отношениях непосредственно оплаты труда
стало играть главную роль возникновение организованных форм рынка труда.
Величина заработной платы определяется на основе затрат на воспроизводство
рабочей силы с учетом спроса на нее, стоимости и цены на рынке труда.
Все вопросы оплаты труда теперь решаются на
уровне предприятий. Государство устанавливает лишь минимальный уровень почасовой
оплаты. С переходом к товарной форме рабочей силы восстанавливаются и
значительно расширяются все функции оплаты труда.
С переходом к рынку заработная плата
становится главным элементом воспроизводства рабочей силы и для
предпринимателя, нанимателя рабочей силы социальная функция рабочей силы
начинает играть вполне равноправную роль наряду со стимулирующей.
Бюджет работника должен обеспечивать ему
расходы не только на одежду и пищу, но и покупку дома, квартиры, оплаты бытовых
услуг и т.д., т.е. определенное в зависимости от сложности труда, квалификации
работника качество жизни. Существует при этом два уровня обеспечения социальной
ориентации заработной платы.
Первый регулируется государством. Прямое его
влияние на уровень заработной платы выражается в виде установления минимального
гарантированного уровня оплаты труда. Косвенное влияние связано с индексацией
стоимостных характеристик уровня жизни в зависимости от инфляции, роста цен.
Тем самым государство защищает трудовой доход работника от свойственной в
отдельных случаях рыночной экономике тенденции экономии на затратах на рабочую
силу.
Второй основной уровень реализации социальной
функции заработной платы осуществляется непосредственно на предприятиях. Если
заработную плату рассматривать с точки зрения дохода, требующегося для
обеспечения нормального воспроизводства только самого рабочего, то наиболее
распространенным будет деление всего персонала на группы по типу и величине
общественных затрат на воспроизводство их рабочей силы.
В общем случае оплата труда должна
дифференцироваться по сложности труда и квалификации рабочих. Если же
заработную плату рассматривать как доход, необходимый для обеспечения
нормального воспроизводства не только трудящегося, но и его семьи, то механизм
заработной платы будет строиться уже с учетом уровня потребления в семье
работника.
Из системы государственного регулирования в
переходный период осталась лишь одна составляющая - регулирование минимальной
заработной платы. Но она определилась ниже прожиточного минимума, из-за
инфляции и падения объемов производства. Таким образом получается, что рабочая
сила как специфический товар все более отдаляется от своей естественной оценки
- стоимости.