|
Отклонения заявляемых целевых ориентиров (индекса потребительских цен и денежной массы М2) от фактических результатов велики -до 50% по инфляции и до 200% по показателю денежной массы. В связи с этим, можно говорить о невыполнении «метода целевой инфляции», что не способствует формированию рациональных инфляционных ожиданий и доверия к политике Банка России и Правительства Российской Федерации.
Таргетирование не выполняется. Из года в год Центральный банк провозглашает цели, которые тут же ставит в зависимость от множества других факторов и участников рынка. Применение ограниченного числа инструментов денежно-кредитного регулирования и нежелание их увеличивать и диверсифицировать позволяет сделать выводы о пассивном характере проведения денежно-кредитной политики. (19, с. 6)
Существует мнение: инфляция всегда и везде является денежным явлением. Сторонники этой точки зрения утверждают, что уровень цен в экономике зависит от количества обращающихся в ней денег. Это выражается в уравнении обмена:
MV=PQ P=MV/Q , где
Р — уровень цен,
М — денежная масса, находящаяся в обращении,
V — скорость обращения денег,
Q — количество реальных товаров и услуг. Получается, что важнейшая причина усиления инфляции состоит в более быстром росте номинальной денежной массы по сравнению с ростом объема реального продукта:
сP=cM cV/cQ, где
cP — прирост цен, темпы инфляции,
cM — темпы прироста денежной массы,
cV — темпы прироста скорости обращения денег, находящихся в обороте,
cQ — темпы прироста реального продукта.
Из уравнения видно, что при стабильных значениях скорости обращения и объема реального продукта инфляция определяется темпом роста денежной массы. Стабильный уровень денежной массы и снижение объема реального продукта ведут к росту инфляции, так как меньшему объему продукта противостоит прежнее количество денег. Возрастание же реального продукта при прежнем объеме денежной массы ведет к дефляции — понижению уровня цен. Чем же определяется движение денежной массы? (2, с. 78)
Денежная масса создается ЦБ. Процесс создания денег состоит из двух стадий. На первой — ЦБ страны увеличивает свои активы путем предоставления кредитов правительству, коммерческим банкам, зарубежным странам, а также путем увеличения своих золотовалютных резервов. Увеличение активов ЦБ приводит одновременно и к росту его пассивов, то есть к созданию денежной базы (наличность в обращении+резервы комбанков в ЦБ). Вторая стадия наступает тогда, когда коммерческие банки, опираясь на свои резервы увеличивают кредитование своих клиентов. Остатки денег на счетах клиентов + наличность в обращении составляют денежную массу. Соотношение между денежной массой и денежной базой показывающее, какое количество денег создается в результате “разрастания“ денежной базы, называется денежным мультипликатором.
Таким образом, количество денег в обращении определяется кредитной эмиссией ЦБ. Рост его активов неизбежно приводит к увеличению денежной базы, что через эффект мультипликатор передается на повышение денежной массы, которая и воздействует уже на ускорение темпов инфляции.
Рассмотрев деятельность ЦБ в 1992 - 1994 годах мы увидим, что темпы роста его активов наиболее высокими были в 1992 году. Невероятно высокое отношение приростов активов ЦБ к ВВП в 1992 году — свыше 43 % определило исключительно высокий уровень инфляции в России в том же году и в начале 1993 года. Затем в результате перехода к ограничительной кредитно-денежной политике они несколько снизились. (20, с. 33)
На начало 1992 г. налично-денежная масса (M0) составляла в России 165,9 млрд. руб. К концу 1992 г. она достигла 1678,4 млрд. руб., на конец 1993 г. - 13304,3 млрд. руб. и в 1994 г. - 36504,3 млрд. руб. Соответственно росла и безналичная денежная масса, о чем свидетельствует показатель M2, который на конец 1992 г. составлял 7140,3 млрд. руб., на конец 1993 г. - 36718,2 и в 1994 г. увеличился до 106403,1 млрд. руб. (3, с. 30)
Объем денежной массы в обращении (агрегата М2) на 1 октября 2001 года составил 1414.4 млр,: рублей против 1144,2 млрд рублей па начало текущего года. Замедление темпов роста денежной массы в 2001 году по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года происходило как в номинальном, так и в реальном выражении. За первые девять месяцев 2001 года денежная масса в реальном выражении увеличилась на 8,5% против 23,4% за аналогичный период 2000 года.
Сегодня 87% объема ВВП обеспечены расчетами в наличной форме. За последние 2 года наличная масса в России почти удвоилась (с 340,8 млрд. руб. в начале 2000 г. до 624,4 млрд. руб. в начале 2002 г.), что увеличило инфляцию почти на 50 %.
Рис 3 Инфляция и денежная масса (в процентном изменении относительно предыдущего года) (15, с. 7)
Итак, развитие инфляционных процессов в стране проходит несколько этапов, которые отличаются друг от друга степенью проявления инфляции. На первом этапе инфляции темпы обесценения денег отстают от темпов роста денежной массы в обращении, поскольку увеличивается покупательский спрос на товары и услуги, растут производство, товарооборот, снижается спрос на кредит и замедляется скорость обращения денег. В результате происходит экономически обоснованное увеличение денежной массы в обращении, что и сдерживает снижение покупательной способности денег. Дополнительный выпуск денег (или часть его) как бы поглощается сферой обращения, удовлетворяя потребности рынка в деньгах.
На втором этапе инфляции темпы роста денежной массы начинают отставать от темпов обесценения денег. На этом этапе излишне выпущенные деньги уже не стимулируют расширения производства и увеличения товарооборота. Снижение покупательной способности денег порождает недоверие к ним. Происходит «бегство от денег»: боясь дальнейшего обесценения, все, кто имеет денежные накопления, стремятся превратить их в различные материальные ценности. В связи с ускорением обращения денег и сокращения производства потребность в покупательных и платежных средствах снижается, что и ведет к более быстрому обесценению денег по сравнению с темпами их эмиссии. Примером может служить 1998 г., когда, несмотря на существенное сокращение денежной массы в экономике, наблюдалось возрастание инфляции. (1, с. 23)
Факторы, лежащие в основе формирования процессов ценообразования, оказывали в 2001 году неодинаковое влияние на динамику цен.
Сохраняющаяся производственная и инвестиционная активность, рост потребительского спроса, более высокий, чем в промышленности в целом, рост цен на отдельные товары промежуточного потребления приводили к усилению ценового давления на экономику. Повышение регулируемых цен на услуги населению способствовало прямому увеличению уровня потребительских цен.
С другой стороны, взвешенная денежно-кредитная политика, плавная динамика обменного курса рубля к доллару США, благоприятное состояние государственных финансов, сохранение положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса, рост производительности труда способствовали снижению инфляционного потенциала.
При установлении ориентиров по снижению инфляции по итогам 2001 года до 12 - 14% Банк России исходил из выполнения следующих условий:
- Правительство Российской Федерации принимает на себя обязательство не допустить повышения регулируемых на государственном уровне цен и тарифов на платные услуги населению по итогам года более чем на 21%;
- прирост цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий будет удержан Правительством Российской Федерации на уровне 22 - 25%.
Итоги января - октября текущего года свидетельствуют о том, что не все эти условия выполняются.
На протяжении января - октября 2001 года среди основных компонентов индекса потребительских цен сохранялись опережающие темпы роста цен на платные услуги населению. (21, с. 83)
За январь - октябрь платные услуги населению, цены и тарифы на которые являются в основном регулируемыми, подорожали на 33,1% против 29,5% в 2000 году. При этом цены на услуги жилищно-коммунального хозяйства возросли на 51,4%, что почти в 3 раза превышает соответствующие годовые проектировки. Услуги пассажирского транспорта стали дороже на 23,7%, а услуги связи - на 20,5%.
На повышение цеп на услуги связи оказало решение Правления МАП России, принятое в марте текущего года, и соответствии с которым с 1 апреля 2001 года в среднем на 10,4% были повышены тарифы на регулируемые услуги почтовой связи.
За январь - октябрь 2001 года стоимость продуктов питания повысилась на 13,1% (год назад аналогичный показатель составлял 14%).
За десять месяцев 2001 г. непродовольственные товары стали дороже на 10,5% (в сопоставимый период 2000 года - на 15,4%). Таким образом, в 2001 году в отличие от цен и тарифов на платные услуги населению темпы роста цен как на продовольственные, так и на непродовольственные товары замедлились (по сравнению с 2000 годом).
По оценкам, за десять месяцев 2001 г. подорожание продовольственных товаров способствовало росту инфляции на 7,2 процентного пункта, увеличение стоимости непродовольственных товаров на 3,2 процентного пункта, а повышение иен и тарифов в сфере платных услуг населению - на 4,8 процентного пункта. В 2000 году эти показатели составляли 8,1; 4,4; 4,0 процентного пункта соответственно.
Таким образом, с января по октябрь 2001 гола по сравнению с соответствующим периодом 2000 года в формировании общего уровня инфляции на потребительском рынке произошло снижение роли факторов, связанных с повышением цен как на продовольственные, так и на непродовольственные товары, при усилении роли факторов, связанных с ростом цен и тарифов на штатные услуги населению прежде всего вследствие реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства. (14 с. 22)
В 2001 году структурные факторы и наличие крайне волатильных цен в значительной мере определяли общую динамику развития инфляционных процессов.
Структурные факторы способствовали росту инфляции на 4,8 процентного пункта, а крайняя волатильность цен на отдельные виды товаров еще на 0,7 процентного пункта. В 2000 году эти показатели составляли 4,0 и -0,7 процентного пункта соответственно.
Долгосрочные факторы, к числу которых относятся потребительский спрос, состояние производственных мощностей, денежно-кредитная политика н политика валютного курса, динамика цен производителей промышленной продукции и инфляционные ожидания, предопределили в целом достаточно устойчивое снижение в 2001 году но сравнению с 2000 годом базовой инфляции.
По итогам января - октября 2001 года базовая инфляция, то есть инфляция с исключением влияния структурных факторов (изменение регулируемых цен и тарифов на платные услуги населению) и цен па плодоовощную продукцию, составила, по оценкам, 9,8% против 13,2% в соответствующий период 2000 года. По итогам 2001 года базовая инфляция составляет 12% против 15,9% в 2000 году.
Цены производителей промышленной продукции увеличились за три квартала 2001 года на 9,6% против 25,3% в соответствующий период 2000 года.
Среди отраслей - естественных монополий в 2001 году более всего возросли тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом и стоимость перекачки нефти. Темпы прироста цен на эти услуги в январе - сентябре 2001 года были выше по сравнению с январем - сентябрем 2000 года примерно в 2 раза. (15, с. 9)
В структуре инфляции 2001 г. общий рост потребительских цен за счет повышения цен и тарифов на платные услуги населению увеличился до 5,2 процентного пункта (против 4,5 процентного пункта за соответствующий период 2000 г.). Вклад роста цен на товары в общий темп инфляции снизился: продовольственных — до 9,5 процентного пункта (за 2000 г. — 10,5), непродовольственных — до 3,9 процентного пункта (5,2).
В январе 2002 г. основной вклад в темп инфляции внес рост иен н тарифов на платные услуги населению (7,5%), что дало 1,2% прироста потребительских цен (против 0.65% в январе 2001 г.). в связи с запланированным заранее централизованным повышением отдельных видов: регулируемых тарифов на эти услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Рис 4 Влияние на рост инфляции, роста цен на отдельные группы потребительских товаров и платные услуги (в процентных пунктах)
Динамика потребительских цен в 2002 году определяться совокупностью факторов, имеющих долгосрочный характер и определяющих базовый уровень инфляции, и краткосрочных факторов, связанных как со структурными реформами в экономике, так и с прочими факторами. (14, с. 10)
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.