В 2002г. Темпы роста внешнеторгового оборота РФ повысились по сравнению с 2001г. На 7,8 %. В географическом направлении российской внешней торговли в 2003 году произошел сдвиг в пользу дальнего зарубежья.
Доля стран СНГ во внешнеторговом товарообороте РФ в 2003г. Понизилась до 17,1 % с 18,2 % в 2002г., в том числе в экспорте повысилась до 15,2 % с 15,0 %, а в импорте – упала до 20,4 % с 24,3%. Надежды на экономическую интеграцию в рамках СНГ, таким образом, пока не оправдываются, несмотря на привилегированный торговый режим[10, с.101].
В 2003г. Наиболее высокие темпы роста товарооборота и экспорта наблюдался со Швейцарией – соответственно в 2,1 и 2,3 раза.
По темпам российского экспорта в 2002г. выделились также торговля с Нидерландами (54 %), Китай (21 %), Франция (18 %). В тоже время сократился экспорт (из числа крупнейших партнеров) в Германию, Польшу, Великобританию, США.
Наибольший рост импорта России в 2003г. наблюдался с Китаем – на 45% , Турцией - 39 % , Польшей – на 34 %, Италией – на 29 %, Нидерландами– на 24 %
3. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В СИСТЕМУ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Проблемы торговли зарубежного партнера с Россией
Провозглашение в последнее десятилетие в России примата рыночной экономики разнообразило формы сотрудничества с зарубежными партнерами.
Наряду с осуществляющейся в прошлом традиционной торговлей, потенциально стал возможен более широкий выбор форм и методов экономических отношений. В то же время рыночная экономика пока еще не может функционировать нормально. Причины этому следующие: значительное снижение объемов производства, рост цен, ослабление связей между предприятиями, увеличивающаяся по мере роста дефицита государственного бюджета и суммы внешних долгов нехватка средств в иностранной валюте, что ослабляет развитие внешнеэкономической деятельности [4, с.49].
Зарубежные партнеры считают, что торговля с Россией и странами СНГ связана с высокой долей риска с позиции стабильности и надежности осуществления принятых обязательств.
В настоящее время следует выделить три главных направления осуществления сделок зарубежных партнеров с Россией и другими странами СНГ.
1. Экспортно-импортные отношения (операции с товарами, в том числе поставки и в третьи страны).
2. Совместное предпринимательство, охватывающее области производства, финансов, экономических услуг, снабжения, внешней торговли, внутренней розничной торговли и др.
3. Разработка природных ресурсов — нефти, газа, леса, угля, цветных металлов и др.
В процессе разработки проектов сделок каждое из этих направлений рассматривается с учетом поставленной цели и краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов.
Краткосрочные интересы связаны, прежде всего с наименее рискованными и вполне реальными экспортно-импортными операциями. При этом зарубежный партнер, экспортируя товары в Россию, учитывает, конечно, надежность платежных средств российского партнера, а импортируя товары из нашей страны, строгое осуществление поставок в соответствии с контрактными обязательствами.
Среднесрочные интересы касаются проектов, реализацию которых можно осуществить в срок от 3 до 5 лет. В процессе их разработки может возникнуть ряд серьезных и спорных проблем, которые необходимо осмыслить и уже окончательно определить, заниматься ли тем или иным проектом.
Долгосрочные интересы связаны с проектами, осуществляемыми за пределами 5 лет. В основном это проекты по разработке природных ресурсов. Здесь требуются капиталовложения. Применительно к нашей стране необходимо выделение государственных кредитных средств.
Продвижение средне- и долгосрочных проектов в странах СНГ зарубежные партнеры неотъемлемо связывают с нашей экономической и политической стабильностью. И формы, и степень их отношения к нам во многом будут зависеть от того, сумеют ли основные страны СНГ — Россия, Украина, Казахстан развивать рыночную экономику и адаптироваться в мировом экономическом сообществе.
Зарубежные партнеры рассматривают Россию как страну, имеющую наибольшие перспективы в экономическом плане из всех стран СНГ. Но и здесь они находят проблемы, тормозящие осуществление сделок.
1. Снижение роли специализированных органов внешней торговли и нехватка квалифицированных экспертов. С этим в известной мере можно согласиться, так как после распада СССР шла частичная модернизация внешнеторговых объединений, изменение структуры и отчасти направлений работы Торгово-промышленной палаты (ТПП) России, выступившей правопреемницей ТПП СССР. Изменения в жизни страны (и экономические, и политические) привели к тому, что во внешнеторговых объединениях, подвергшихся в свою очередь и организационным, и структурным изменениям, многие эксперты ушли на пенсию главным образом в связи с сокращением кадров, другие сменили место работы (народившиеся коммерческие структуры, приглашая на работу высококвалифицированных специалистов, не жалеют средств на оплату труда). В целом во внешнеторговых объединениях количество экспертов уменьшилось, следовательно, роль объединений ослабла.
2. Недостаточная стабилизация банковско-финансовой системы. Среди мер, предпринятых в последние полтора-два года, следует отметить учреждение в ведущих экономических районах России (на Урале, в Западной Сибири, на Дальнем Востоке).
3. Задержка выплаты платежей, инвестирование иностранного капитала. Зарубежных партнеров на уровне, как правительственных организаций, так и банков и отдельных компаний беспокоит проблема долговых обязательств стран СНГ. Невыплаченные долговые обязательства составляют значительную сумму.
Между тем прямое инвестирование иностранного капитала приобретает все большую важность для развития российской экономики. С помощью иностранных инвестиций можно частично компенсировать нехватку собственных средств, поднять уровень техники и технологии, повысить квалификацию управленческих кадров, тем самым, способствуя адаптации экономики России в мировое сообществе. Российская экономика, имеющая емкий внутренний рынок, богатейшие природные ресурсы, по-прежнему привлекает иностранных инвесторов.
В соответствии с Указом Президента РФ был создан Комитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансов РФ. Этот орган призван взять на себя координацию решения проблем иностранных инвестиций в российскую экономику.
4. Сложность функционирования совместных предприятий (СП), предприятий с иностранными инвестициями (ПИИ). С самых первых моментов создания и функционирования ПИИ в нашей стране зарубежных партнеров беспокоил вопрос предоставления более льготного режима участия. Прогрессивные изменения здесь, конечно, есть. Так, например, Россия признала за зарубежным партнером право на 100% инвестиций[4,с.50].
ПИИ становятся заметным элементом рыночного сектора российской экономики. Материально-техническое снабжение производства и сбыт продукции, финансирование текущих и инвестиционных операций, подбор персонала и определенное социальное обеспечение своих работников эти предприятия осуществляют исключительно на основе горизонтальных связей с внутренними и зарубежными партнерами, без какого-либо участия государственных органов экономического управления. Основные экономические показатели, такие, как производительность труда и фондоотдача, в целом по совокупности совместных предприятий выше, чем по государственным предприятиям.
В структуре продаж ПИИ на внутреннем рынке растет доля импортируемых потребительских товаров, компьютеров и оргтехники, а также машин, оборудования, автомобилей, закупаемых у российских производителей и реализуемых по свободным ценам в России, за рубежом. Таким образом, однозначно можно сказать, что в сфере промышленного производства мало совместных предприятий, а между тем это направление деятельности открывает богатейшие возможности для внедрения совершенных технологий и обучения кадров, способных управлять современным производством.
Увеличивалось число предприятий с иностранными инвестициями в автономиях, краях, областях РФ, в том числе отдаленных, наращивался объем выпуска такими предприятиями товаров на внутренний рынок, росли объемы реинвестиций их прибыли в хозяйство страны.
Чрезвычайно емкий российский рынок, богатые природные ресурсы, относительно дешевая рабочая сила, энергообеспеченность, существенный научно-технический и производственный потенциал сохраняют свое значение как привлекательные для зарубежных инвесторов параметры принимающей страны.
К сожалению, многие предприятия отходят от уставной деятельности и работают как посредники, без привлечения новейших технологий или крупных инвестиций.
Отсутствие четкого правового законодательства препятствует вовлечению иностранных предприятий в сферу недвижимости, так как не приняты еще правовые акты, на основании которых разрешается передача собственности. По существу оказался свернутым процесс формирования свободных экономических зон (Выборг, Сахалин, Находка).
Становление новой системы внешнеэкономических связей рыночного типа, которая придет на смену авторитарному централизованному контролю над внешнеэкономической деятельностью, доминировавшему в недалеком прошлом, приведет к успеху внешнеэкономоческой политике государства.
3.2. Проблемы торговли России с зарубежными партнерами
Главная отличительная особенность происшедших за последние годы перемен во внешней торговле России — демонополизация внешнеэкономической деятельности, которой теперь занимаются тысячи и тысячи организаций, фирм, предприятий. Однако перемены сопровождаются и негативными процессами. Так, резко сократился объем торговли с государствами бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Если к концу 1980-х годов на страны — члены СЭВ приходилось более 50 % внешнеторгового оборота России, то сейчас эта цифра значительно уменьшилась в связи с переориентацией бывших социалистических стран на торговлю с Западом.
Российские товаропроизводители до сих пор не могут занять твердых позиций на рынках стран с развитой рыночной экономикой.
Попытки закрепиться на рынках этих стран, продавая товары по более низким ценам, приводят к тому, что против российских экспортеров начинает действовать антидемпинговое законодательство. И это плохо, потому что обвинение в демпинге, т.е. в продаже товара по бросовым ценам с целью закрепиться на рынке, приводит и к обвинению в недобросовестной конкуренции и соответственно к потере имиджа, не говоря уже об упущенной выгоде [3, с.46].
Российский экспорт еще до распада СССР нередко называли колониальным: более 90% составляли сырье и материалы. В структуре российского экспорта по-прежнему доминирует сырье. Доля машин, оборудования продолжает оставаться низким.
Но в целом роль внешнеэкономического комплекса в экономике страны постоянно возрастала. Увеличение объемов внешней торговли, прежде всего экспорта, является одним из главных факторов замедления падения и начавшейся стабилизации.
В 2000г. сложилась благоприятная для России конъюнктура мирового рынка: наблюдались высокие темпы экономического роста в США, оживление в экономике стран Западной Европы, в основном были преодолены последствия финансового кризиса в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Росли мировые цены на нефть; по оценке ОЭСР, в 2000г. они поднялись на 45,6% по сравнению с предыдущим годом.
В российском экспорте 2000г. по существу как в зеркале отразилась конъюнктура мирового рынка: цены на сырьевые товары, нефть и другие энергоносители имели тенденцию к повышению. В частности, в 2000 г. экспортная цена на российскую нефть увеличилась на 67% против уровня 1999г., на природный газ — более чем в полтора раза, каменный уголь — на 60%, медь и алюминий — на 11—12%.
В результате увеличилась валютная выручка, золотовалютные резервы страны повысились до 28 млрд. долл. (увеличение за год более чем в 2 раза), существенно увеличились доходы федерального бюджета.
По оценкам специалистов, повышение цен на российскую нефть на 1 долл. дает федеральному бюджету страны от 10 до 15 млрд. руб. дополнительных доходов. С учетом 38%-го роста экспортных цен и 14%-го снижения цен на импорт Россия дополнительно получила свыше 30 млрд. долл., что обеспечило увеличение ВВП на 12% (реально на 7,3%, а без учета внешних факторов привело бы к снижению ВВП).
Сырьевая направленность российского экспорта привела к сосредоточению высокой прибыли именно в сырьевых отраслях (в черной и цветной металлургии, в топливной промышленности). В этих отраслях, естественно, выросли оборотные средства, в то же время в обрабатывающей промышленности наблюдался дефицит собственных оборотных средств. Отметим еще одну негативную тенденцию, связанную с ростом российского топливно-сырьевого экспорта: вырос дефицит топлива и сырья на внутреннем рынке страны, а естественные монополии одновременно подняли цены.
Предприятия и организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, сталкиваются с рядом проблем и явлений, преодоление которых могло бы способствовать более успешной работе. Так, законодательные акты по вопросам внешнеэкономической деятельности не носят характера прямого воздействия на эту деятельность. Приходится дополнительно разрабатывать различные инструктивные документы и нормативные акты. Эти так называемые подзаконные акты конкретизируют основные положения законодательных актов и разрабатываются центральными правительственными учреждениями.
Хотя вопросы повышения эффективности внешнеэкономических связей нельзя рассматривать изолированно и отдельно от экономики страны в целом, о чем уже было сказано, можно выделить некоторые важные проблемы внешнеэкономической деятельности, которые необходимо решать в первую очередь. К ним относятся:
1. Завершение создания законодательной базы регулирования внешнеэкономической деятельности.
2. Совершенствование системы управления внешнеэкономической деятельностью как сферой народного хозяйства.
3. Принятие Федеральной программы развития экспорта России, которая должна стимулировать увеличение стоимостного объема экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг.
4. Налаживание системы кредитования и страхование промышленного экспорта.
5. Создание транспортной инфраструктуры, способной обеспечить потребность экспортно-импортных перевозок.
6. Формирование благоприятного правового климата для российского экспорта.
7. Совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей (НДС и акцизов).
Совершенствование системы контроля за безопасностью товаров, поступающих по импорту в Россию.
8. Решение вопросов о пресечении реэкспорта российских товаров через бывшие республики СССР, что приводит к скрытому субсидированию их экономики за счет России и потере для федерального бюджета значительных сумм в валюте.
10. Ускорение разработки программы по оптимальному включению субъектов Российской Федерации во внешнеэкономическую деятельность[4, с.47].
Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная программа развития экспорта, расставляющая приоритеты в экспортной деятельности на период до 2005г. Эту программу следует рассматривать как важнейшее звено создания государственной поддержки экспорта. Была принята новая редакция (10 февраля 1999г.) Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г.
Проблемы в сфере внешнеэкономических отношений не могут рассматриваться в отрыве от промышленного производства в стране и сокращения объема инвестиций. Внутреннее производство играет главную роль в определении объемов и структуры экспорта. В ноябре 1996 г. российское правительство приняло «Основы промышленной политики страны на период до 2010 года». Согласно этой программе для реконструкции Российской промышленности потребуется 2,5—2,8 трлн. руб. Обещана прямая поддержка государства наукоемким отраслям промышленности (аэродинамическая, атомная энергетика, машиностроение для энергетики, биотехнологическая и электронная).
Для того чтобы успешно вступать в контакт с зарубежными партнерами, поддерживать и в дальнейшем укреплять и расширять эти контакты, необходимо вести постоянную работу по развитию договорно-правовой базы торгово-экономических отношений Российской Федерации с зарубежными странами.
Необходимо также постоянно развивать сотрудничество с международными экономическими организациями (Международным валютным фондом, Всемирным банком и др.), которые оказывают влияние на формирование экономической и внешнеэкономической политики России. С учетом защиты государственных интересов необходимо по возможности объективно оценивать последствия их рекомендаций для нашей страны, в том числе и в области внешнеэкономической деятельности.
В отношениях России с международными экономическими организациями важная роль принадлежит вступлению ее в ВТО. Все еще трудно определить сроки этого вступления и предвидеть его возможные последствия на экономику России, так как нормы и правила ВТО распространяются и на внутреннюю экономическую жизнь страны-члена, и это особенно нужно учитывать применительно к России, с учетом сегодняшнего состояния российской экономики в целом и конкурентоспособности ее продукции. Основные цели присоединения России к ВТО состоят в следующем:
1. Устранение дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта и облегчение доступа на мировые рынки конкурентоспособных российских товаров и услуг.
2. Перевод торгово-экономических отношений России с треть ими странами на равноправную, стабильную и долговременную экономико-правовую основу.
3. Использование механизма разрешения споров, существующего в рамках ВТО.
4. Совершенствование законодательной базы России, практики ее применения с целью развития экономических реформ.
Создана Межведомственная комиссия, которая проводит комплексный сравнительный анализ соответствия российского законодательства нормам и принципам ВТО, разрабатывает меры по его изменению.
Очень важно обращать внимание на географическую направленность внешнеторговых связей. Здесь в силу геополитических причин приоритеты нужно отдавать странам СНГ, и в настоящее время необходимо усиление мер, направленных на обеспечение большей выгодности экспортно-импортных операций с ними.
Со всеми восточно-европейскими странами были подписаны протоколы о товарообороте. Товарные списки, прилагаемые к протоколам о товарообороте, носят индикативный характер, и государство не отвечает за выполнение хозяйственными организациями контрактных обязательств. С рядом восточно-европейских стран подписаны соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве, о взаимном поощрении и защите инвестиций и избежание двойного налогообложения, что также укрепляет договорно-правовую базу.
В создании договорно-правовой базы как основы экономических связей России с западноевропейскими странами большое внимание уделялось устранению препятствий и ограничений в торговле и созданию условий для продвижения российских товаров на рынки США и Канады. Часть законодательных ограничений на торговлю с Россией, действующих в США, устранена.
В отношениях со странами Балтии главное внимание уделялось вопросам, связанным с положением русскоязычного населения, развитию договорно-правовой базы, экономических связей[4, с.441].
Одно из главных направлений внешнеэкономической деятельности — обеспечение условий для осуществления равноправного торгово-экономического сотрудничества с экономически развитыми странами и использование возможностей международных организаций для равноправного торгово-экономического сотрудничества с экономически развитыми странами, использование возможностей международных организаций для содействия экономическим реформам в России. С Европейским союзом (ЕС) в 1994г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Это соглашение создает условия для поэтапной реализации в отношениях между Россией и ЕС принципов свободы движения товаров, капиталов, услуг, учреждения и деятельности компаний.
При торговле российского партнера с зарубежным важное значение имеют вопросы страхования экспортно-импортных операций, предоставления гарантий зарубежным инвесторам, кредитов для наших экспортеров, развития инфраструктуры, информационного обеспечения ВЭД и др.
3.3. Основные направления государственного регулирования
внешнеэкономических связей
В современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами [3, с.48].
Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационный обмен.
Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости на определенном этапе
перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.
Для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию следующих основных целей:
1. Повышение конкурентоспособности российской экономики.
2. Сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг.
3. Обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений.
4. Проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке.
5. Сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более, благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.
Для достижения поставленных целей и повышения эффективности функционирования внешнеэкономического комплекса потребуется развитие системы и принципов государственного регулирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики, которое будет осуществляться по ряду основных направлений:
Первое направление — выработка и реализация целостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержки экспорта готовых изделий и услуг (как традиционных, так и прогрессивных их видов, в том числе экспорт технологий и ноу-хау).
Одним из приоритетов в этой области должно стать стимулирование, прежде всего на государственном уровне, экспортной деятельности российских производителей, и в первую очередь выпускающих продукцию с высокой долей вновь созданной стоимости. Необходимо продолжить формирование системы кредитования и страхования экспортеров при участии государства с целью продвижения на внешние рынки отечественной высокотехнологичной продукции (авиастроение, космические технологии, судостроение, энергетическое машиностроение, включая оборудование для ядерной энергетики, и другие производства). Большую роль в развитии промышленного экспорта должна сыграть Концепция промышленной политики с экспортной ориентацией на период до 2005 г.
В условиях ограниченности национальных ресурсов на цели развития производства и инфраструктуры привлечение прямых иностранных инвестиций рассматривается как важное условие оздоровления и придания динамизма российской экономике и развития внешнеэкономических связей.
Второе направление — улучшение доступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и в создании более благоприятных условий. Для продвижения российских товаров на внешние рынки.
Созданию более благоприятных условий доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки будут способствовать вступление России во Всемирную торговую организацию, основанное на максимальном соблюдении балансов интересов России и стран — членов ВТО, а также эффективное участие в действующих и формирующихся международных региональных и многосторонних торгово-экономических организациях.
Третье направление — защита внутреннего рынка, опирающаяся на общепринятые международные нормы и правила и использующая весь арсенал предусмотренных российским законодательством инструментов.
При этом, вводя дополнительные меры по упорядочению доступа импортных товаров на российский рынок, следует исходить из того, что они не должны стать орудием необоснованного протекционизма. Они должны быть направлены в первую очередь на защиту конкурентоспособных и перспективных отечественных производств.
Реализация указанных направлений должна сопровождаться усилением контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности.
Четвертое направление — формирование международных региональных приоритетов внешнеэкономической политики.
Торгово-экономические отношения России с государствами СНГ являются приоритетным направлением во внешнеэкономических связях России.
В системе внешнеэкономических связей с дальним зарубежьем приоритетное значение будет иметь сотрудничество с Европейским союзом — основным торговым партнером, на долю которого приходится более трети внешнеторгового оборота Российской Федерации. Это основной рынок сбыта стратегических товаров российского экспорта (прежде всего энергоносителей) и, следовательно, один из важнейших источников валютных поступлений. Особая заинтересованность России в рынке Евросоюза предопределена и тем, что страны ЕС являются основными кредиторами Российской Федерации.
Страны — участницы Центрально-Европейского соглашения о свободной торговле (ЦЕССТ) — исторически входят в круг интересов России, поэтому укрепление связей со странами ЦЕССТ — важнейшее направление российской торгово-политической деятельности в этом регионе.
На американском континенте важнейшим торговым партнером России являются Соединенные Штаты Америки. При определении основных направлений сотрудничества с этой страной учитываются лидерство США в мировой экономике, огромный научно-технический и финансовый потенциал, а также то, что американский рынок является одним из перспективных с точки зрения продаж передовых российских технологий, связанных с космическими исследованиями, ядерной энергетикой, программным обеспечением [13, с.156].
Значимость Азиатско-Тихоокеанского региона для России определяется уникальными возможностями для облагораживания структуры российского экспорта, широкими перспективными возможностями в области экспорта российской высокотехнологичной продукции, включая вооружения и военную технику, наличием, несмотря на кризисные явления в странах этого региона, значительного инвестиционного потенциала.
Важными внешнеторговыми партнерами России останутся страны Ближнего и Среднего Востока, являющиеся перспективными рынками сбыта для российской машинотехнической продукции, включая вооружение и военную технику. Платежеспособные государства этого региона (Турция, Египет, Израиль, Иран, нефтедобывающие страны Персидского залива) привлекательны также как потенциальные источники инвестиций для подъема реального сектора экономики России.
Перспективность сотрудничества со странами Латинской Америки связана с реальными возможностями в области развития российского
экспорта продукции высоких технологий и военного назначения, а также налаживания взаимного производственного сотрудничества, принимая во внимание заметно возросший производственно-экономический потенциал этого региона.
Дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество на основе преимуществ международного разделения труда с целью реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики является стратегическим направлением внешнеэкономической политики Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовом исследовании изучались формы и виды международной экономической деятельности, ее географическая структура, проблема интеграции России в систему мирохозяйственных связей.
Внешняя торговля оказалась наиболее развитой формой международной экономической деятельности, а научно-технические связи и информационные услуги – перспективные, развивающиеся формы международной экономической деятельности. Совместные предприятия и кредитно-финансовые отношения с развитыми странами способствуют восстановлению российской экономики, что имеет важное значение в условиях ее либерализации.
В настоящее время происходит сдвиг в географической структуре. Происходит сдвиг в пользу стран дальнего зарубежья. Доля же стран СНГ во внешнеторговом обороте снижается, а значит, надежды на экономическую интеграцию пока не оправдываются. Происходит сокращение международной экономической деятельности с Африкой, а с Индией, например, они развиваются за счет преимущественно экспортно-импортных операций.
Актуальная проблема сегодня интеграции России в систему мирохозяйственных связей. На ее основе можно сделать выводы:
1. зарубежные партнеры считают, что торговля с Россией связана с высокой долей риска с позиции стабильности и надежности осуществления принятых обязательств;
2. происходит демократизация международной экономической деятельности;
3. основными направлениями государственного регулирования международной экономической деятельности является выработка и реализация целостной экспортной системы России, улучшение доступа российских товаров на международные экономические рынки.
Список использованных источников
1. Абалкин Л.И. Совместные предприятия в России // Вопросы экономики. – 2004. - №3. – с. 129 – 132
2. Адрианов В.Д. Россия в мировой экономике. Учеб. пособие. – М.:ВЛАДОС, 1998. – 296 с.
3. Внешнеэкономический бизнес в России: Справочник / Под ред. Фаминского. – М.: Республика, 1997. – 591 с.
4. Внешнеэкономическая деятельность предприятия, Л.Е. Стровский, С.А.Казанцев. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 847 с.
5. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика,2000 – 512 с.
6. География мирового хозяйства: Учеб. пособие для студентов – М.: ВЛАДОС, 1998. – 296 с.
7. Кварталов В.А. Проблемы туризма // Управление персоналом. – 2001. - №5 – с. 31 – 50
8. Коротова О.Н. Внешнеэкономические связи // География. – 2002. - №47. – с. 28 – 32
9. Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А. Экономическая география и регионолистика / Курск гос. техн. ун-т. Курск, 2000 – 229 с.
10. Курьеров В.Г. Внешнеэкономические связи России в 2002 году // ЭКО. – 2003. - №9. – с.90 – 113
11. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. Госкомстат Р76 России. М, 2003 – 705с.
12. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е издание – М.:ИНФРА – М, 2000 – 446с.
13. Щебарова Н. Внешнеэкономическая политика России // Вопросы экономики. – 2003. - №1. – 154 – 157
14. Экономика внешних связей России. Под ред. А.С. Булатова. – М.:БЕК, 1995 – 704с.
15. Экономическая география России. Под ред. Т.Г. Морозовой. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 471с.
Страницы: 1, 2, 3