Рефераты. Сущность и функции торговли






Сущность и функции торговли

Содержание

Введение. 3

Глава 1.  Сущность и функции торговли. 9

Глава 2.  Виды и способы торговли в условиях рыночных отношений. 10

§ 1.     Общая характеристика видов торговли_ 10

§ 2.     Оптовая и розничная торговля. Формы предприятий_ 11

Глава 3.  Роль торговли в формировании потребительского рынка, решении социально-экономических задач_ 14

Глава 4.  Показатели развития торговли, характеризующие современное состояние потребительского рынка на федеральном и региональном уровне. 19

Глава 5.  Практическая часть. 27

Заключение. 29

Список используемой литературы. 31

Введение.

Развитие торговли, торговли отношений, обмена материальными и духовными ценностями между отдельными лицами, странами и народами всегда составляло важнейший источник жизнеспособности человеческого общества, роста материального и духовного уровня людей.

Отсутствие торговли, как известно, характеризовало состояние доцивилизованного, первобытного общества. Первые древнейшие цивилизации стали возникать в условиях первоначальных, во многом еще примитивных торговых операций - обменов излишками производимых продуктов. Те цивилизации и страны, которые всячески содействовали развитию торговых отношений, могли укреплять свое могущество, создавали богатство материальной и духовной культуры.

Цель торговли заключается в удовлетворении разнообразных потребностей покупателей.

Торговец является связующим звеном между производителем и потребителем. Его задача состоит в том, чтобы закупать оптом пользующиеся спросом товары в разных местах и у разных поставщиков, а затем продавать их с выгодой для себя.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что со временем розничная торговля попадает под контроль ряда крупных торговых компаний.

Несмотря на то, что в руках этих компаний находится менее половины всех розничных торговых точек, на их долю в то же время приходится более 2/3 совокупного объема розничного товарооборота.

Поэтому в борьбе за покупателей мелким предприятиям розничной торговли приходится прилагать немало усилий.

Главенствующее положение на рынке занимает.

Эффективность работы розничного торговца определяется в конечном итоге тщательным учетом всех деталей торговой деятельности.

В России в настоящее время розничная торговля является для многих россиян главным видом коммерческой деятельности. В условиях товарного дефицита роль розничного торговца предельно упрощается.

Также торговля играет огромную роль в осуществлении процесса расширенного воспроизводства; является активным посредником между производством и потреблением. Воздействует на производство, формирует вкусы и потребности

Торговая отрасль (оптовая, розничная, общественное питание и заготовки) за последние три года (1999—2001) устойчиво занимает около 23% в ВВП России. Согласно данным Госкомстата, на начало 2001 г. в отрасли зарегистрировано 1153 тыс. предприятий или одна треть общего их количества по стране. Из них численность малых предприятий составляет 407,5 тыс. ед.или 35% общего количества.

Как и в предыдущие годы, сложившаяся структура агентов на рынке потребительских товаров базируется на положениях Указа Президента России от 29.01.92 г. «О свободе торговли». Указом устанавливается, что предприятиям независимо от форм собственности, а также гражданам предоставляется право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность{в том числе и за наличный расчет) без специальных разрешений, за исключением товаров, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством.

С 1990 г. доля негосударственных предприятий в объеме розничного товарооборота выросла с 30 до 95,4 %, притом, что почти 82% оборота дают предприятия, основанные на частной форме собственности и 2% потребительская кооперация. Государственные и муниципальные предприятия обеспечивают менее 5% розничного товарооборота. Удельный вес продаж в сельской местности в объеме товарооборота России снизился с 17 до 8%, в том числе и за счет недостаточности мероприятий по финансовой поддержке системы потребкооперации.

Основными составными показателями торговли является розничный товарооборот[1]



Годы

Объем розничного

товарооборота. 100%; млрд. руб.

1 По формам собственности

По месту продажи $

По формам торговли

Государственные и муниципальные

Негосударственные

в городах и поселках городского типа

В сельской местности

. Оборот :

торгующих организаций

Продажа па рынках

1990

253

70

30

83

17

91,7

8,3

1994

195694

14

86

. 92

8

74

26

1998

1020,5

6

94

92

8

74

26

1999

 

 

 

1722,8

в т.ч. частная

потребительской

кооперации

4,9

 

 

 

95,1

81,6

2

 

92

 

 

 

8

 

 

 

73

 

 

 

27

 

 

 

2000

 

 

 

2251,4

в т.ч. частная

потребительской

кооперации

4,6

 

 

 

95,4

81,9

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

73

 

 

 

27

 

 

 

2001

3005,0

 

 

 

 

 

 

Социально-экономическое положение Мурманской области в январе-июне 2003 года

Промышленность

Объем промышленного производства в январе-июне 2003 года по сравнению с январем-июнем 2002 года увеличился на 0,2 процента. На делю отраслей, в которых зафиксирован рост производства, приходилось 59 процентов объема промышленной продукции, среди них: черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка.

В январе-июне 2003 года по сравнению с январем-июнем 2002 года в основных отраслях промышленности произошли следующее изменения:

в электроэнергетике выработка электроэнергии увеличилась на 0,9 процента, производство теплоэнергии сократилось на 2,5 процента;

в цветной металлургии, на долю которой пришлось 28 процентов общего объема промышленной продукции, реет производства составил 3 процентов;

в черной металлургии производство железной руды (товарной) увеличилось на 12 процентов, объем вторичной обработки черных металлов - на 68 процентов;

в химической промышленности производство апатитового концентрата возросло на 3 процента;

в лесной и деревообрабатывающей промышленности объем вывозки древесины увеличился на 7 процентов, дверных и оконных блоков - соответственно на 23 и 93 процента, производстве пиломатериалов снизилось на 21 процент; . в промышленности строительных материалов производство стеновых материалов увеличилось на 64 процента, производство нерудных строительных материалов снизилось на 7,5 процента, сборных железобетонных конструкций и деталей -на 10 процентов;

в пищевой промышленности выпуск цельномолочной продукции увеличился на 6 процентов, -колбасных изделий - на 1 процент. Производство товарной пищевой рыбной продукции снизилось на 20 процентов, хлеба и хлебобулочных изделий -на 11 процентов, мяса, включая субпродукты I категории, - на 10 процентов. \/ Цены предприятий производителей на промышленную продукцию в июне 2003 года по отношению к декабрю 2002 года выросли на 8,5 процента. Наибольший рост цен зарегистрирован на продукцию мукомелъно-крупяней отрасли (на 31,2 процента) и цветной металлургии (на 14.3 процента]. Из продукции пищевой промышленности, подорожавшей в среднем на 2,2 процента, в большей степени цены поднялись в кондитерской и хлебопекарной отраслях (соответственно на 10 и 4,9 процента).

Строительство

Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, по сравнению с январем-июнем 2002 года снизился на 4 процента, 96 процентов работ выполнено строительными организациями.

В январе-июне 2003 года введено 8 действие общим строительным.: объемом 5^ тысяч кубических метров, что на 17 процентов больше, чем в январе-июне 2002 года. В январе-июне 2003 года построены новые и реконструированы торговые предприятия торговой площадью б:7 тысячи квадратных метров, предприятия общественного питания на 506 посадочных мест. Введено в действие новых и после расширения и технического перевооружения действующих предприятий АТС на 7,4 тысячи номеров.

В социальной сфере введены в действие жилые дома общей площадью 8,8 тысячи квадратных метров, реконструирована гостиница на 11 мест.

Транспорт и связь

В январе-июне 2003 года объем перевозок грузов по сравнению с январем-июнем 2002 года увеличился на 8 процентов, грузооборот - на 3 процента.

Для отправки в районы Крайнего Север?, на станцию Мурманск прибыло грузов на 14 процентов больше, чем в январе-июне 2002 года- Судами морского транспортного флота в эти регионы отправлено грузов на 11 процентов меньше, чем в январе-июне 2002 года

Индекс тарифов на грузовые перевозки в июне 2003 года по сравнению с декабрем 2002 года составил 107,2 процент, в том числе тарифы на перевозку грузовое морским транспортом увеличились на 7,3 процента, автомобильным - на 2,1 процента.

Перевозки пассажиров в январе-июне 2003 года по сравнению с январем-июнем 2002 года воздушным транспортом возросли на 7 процентов, морским - на 3 процента, автобусным и троллейбусным - снизились соответственно на 4 и 2 процента.

По данным ГИБДД Мурманской облает:. на автомобильных дорогах и улицах населенных пунктов в январе-июне 2003 года зарегистрировано 400 дорожно-транспортных происшествий (105,5 процент к январю-июню 2002 года), в них погибло 42 человека, 513 человек получили ранения.

Общий объем услуг связи в I полугодии 2003 года по сравнению с I полугодием 2002 года в действовавших ценах увеличил ;я на 23 процента. Объем услуг, оказанных населению, возрос на 33 процента при повышении тарифов на услуги связи для населения на 16,5 процента.

Сельское хозяйство

Выпуск продукция сельского хозяйства в январе-июне 2003 года по сравнению с январем-июнем 2002 года снизился на 9 проценте. ' •

Производство скота и птицы на убой (в. :ином весе) в январе-июне 2003 года по сравнению с январем-июнем 2002 года снизилось на 11 процентов. Поголовье свиней в хозяйствах всех категорий возросло на 4 процента. Поголовье крупного рогатого скота снизилось на 16 процентов, птицы - на 3 процента.

Производство молока в январе-июне 20 )3 года по сравнению с январем-июнем 2002 года снизилось на 4 процента Надои :-а одну корову в сельскохозяйственных организациях составили 2399 килограмме, что на 5 процентов больше, чем в январе-июне 2002 года.

Потребительским рынок

В январе-июне 2003 года оборот розничной продажи продовольственных и непродовольственных товаров через все пункты реализации в сопоставимых ценах увеличился по сравнению с январем-июнем,. 2002 года на 1,4 процента. В структуре объема продав преобладала доля продовольственных товаров (55 процентов!. На долю вещевых, смешанных и прод. рынков приходилось 24 процента всех покупок населения. Для обесп5чения оборота розничной торговли в торгующих организациях области на конец июня 2003 года имелось товарных эапасов на 31 день торговли (на конец июня 2002 года - на 25 дней).

Объем платных услуг, оказанных населению области через все каналы реализации, е январе-июне 2003 года по сравнению с январем-июнем 2002 года в сопоставимых ценах увеличился на 5 процентов.

Потребительские цены на товары и платные услуги в июне 2003 года по отношению к декабрю 2002 года выросли на 9,2 процента. Наибольшее увеличение потребительских цен с начала 2003 года отмечено в январе (на 2,2 процента по сравнению с предыдущим месяцем). В июне индекс потребительских цен составил 101,5 процента. Опережающими темпами с начала года росли цены на платные услуги. Е июне 2003 года по сравнению с декабрем 2002 года они выросли в среднем на 10,2 процента.

Уровень жизни населения

В январе-июне 2003 года среднедушевые денежные доходы населения составили 6512 рублей в месяц. Реальные располагаемые среднедушевые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились по сравнению с январем-июнем 2С02 года на 0,3 процента. Из общего объема денежных доходов е январе-июне 2003 года население использовало 64,7 процента на покупку товаров и оплату услуг, 7 - на уплату налогов и взносов, 4,2 - на покупку валюты, 4,5 процента - на накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах.

Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работника в январе-мае 2003 года составила 7740 рублей. Ее реальный размер (с учетом индекса потребительских цен) снизился по сравнению с январем-маем предыдущего года на 2 процента. В январе-мае 2003 года средняя заработная плата работников здравоохранения, образования, культуры и искусства была в 1,8-22 раза ниже, чем в промышленности (в январе-мае 2002 года - в 1,6-1,9 раза ниже). Долг по выдаче заработной платы на 1 июля 2003 года имели 114 организации обследуемых отраслей экономики, задолженность по заработной плате составила 142 миллиона рублей и по сравнению с соответствующей датой 2002 года снизилась на 12 процентов. На 1 июля 2003 года не получили в срок заработную плату 21,7 тысячи работников обследуемых организаций области.

Средний размер назначенной месячной пенсии, поданным отделения Пенсионного фонда РФ по Мурманской области, в июне 2003 года составил 1973 рубля что больше, чем в июне 2002 года, на 13 процентов. Ее реальный размер (с учетом индекса потребительских цен) увеличился на 1 процент.

Динамика основных показателей торговли млн. рублей, до 1998 – млрд. рублей.[2]







1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Оборот роз торг

4512,1

6229,1

7167,8

9227,2

15927,

20489,4

25000,3

В торг орг-циях

3505,7

4789,5

5527,7

7212,4

12200,2

15502,1

18687,3

На вещевых смешанных и прод рынках

1006,4

1439,6

1640,1

2014,8

3727,3

4987,3

6313,0

Продовольств товарами

2734,4

3613,0

4084,1

5442,2

8815,0

11322,8

13594,4

Непродовольственн товарами

1777,7

2598,1

3083,7

3785,0

7112,5

9166,6

11405,9

Оборот розничной торговли на душу населения

4266,8

5987,2

6995,7

9150,3

16059,2

20971,8

25901,6

Товарные запасы в розн торг

274,2

380,1

4144

610,3

893,1

1650,1

1998,6

Оборот общественного питания

33

22

19

15

19

26

28

Оборот оптовой торговли

4606,1

5762,2

11420,6

19346,5

24419,5

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.