Рефераты. Учет операций с ценными бумагами






p> 2.5.3. Отчетность перед клиентами.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны предоставлять клиентам периодическую отчетность по операциям, произведенным для данного клиента в соответствии с настоящими стандартами. Возможно предоставление дополнительной отчетности и сокращения отчетного периода, если это предусмотрено договором с клиентом.

2.5.4. Отчетность перед регулирующими органами.

Отчетность регулирующим органам предоставляется согласно действующим нормативным документам НАУФОР, ФКЦБ России и Банка России.

2.6. Периодические сверки.

2.6.1 Сверка наличия ценных бумаг.

Каждому профессиональному участнику рынка ценных бумаг рекомендуется ежемесячно, но не менее 1 раза в квартал проводить сверку наличия ценных бумаг на счетах внутреннего учета с данными бухгалтерского учета и с данными по остаткам ценных бумаг в местах их учета и/или хранения.
Компанией может быть установлена разная периодичность проведения сверок для разных ценных бумаг и вложений в зависимости от уровня их «существенности» для компании.

2.6.2. Сверка наличия денежных средств.

Все профессиональные участники рынка ценных бумаг должны не реже одного раза в месяц сверять записи по внутренним счетам учета денежных средств с соответствующими счетами бухгалтерского учета.

2.6.3. Ответственность за организацию и проведение сверок.

Ответственность за организацию и проведение сверок несут руководитель компании и штатный контролер компании.

2.7. Доступность журналов и книг учета регулирующим органам.

Все компании, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, выданную ФКЦБ России или Банком России, должны предоставлять для проверок уполномоченным лицам НАУФОР по их требованию Правила ведения внутреннего учета, учетные регистры и отчетность в соответствии с настоящими Стандартами и другими нормативными документами, регулирующими деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг.

2.8. Ответственность за нарушение требований, устанавливаемых настоящими стандартами.

Ответственность за нарушение требований, установленных настоящими стандартами, устанавливается Кодексом мер дисциплинарного воздействия
НАУФОР.


3 Описание существующих программно-технологи-ческих комплексов

В настоящее время рынок систем, в том числе специализированных для всевозможных аспектов фондовой деятельности, достаточно обширен. Лидерами в производстве качественных программных продуктов для финансовых компаний являются московские и новосибирские фирмы. Многие из них являются фирмами одного продукта, расширяя лишь функциональные возможности и сферы приложения.

Однако при выборе продукта необходимо пользоваться принципом разумной целесообразности. Каждая система соответствует конкретному финансовому уровню потенциального покупателя и объему сделок, им осуществляемом. Если крупная компания может позволить себе покупку Signator/2000, то для средней больше подойдет продукт типа Diasoft DEALING/SECURITIES, а для мелкой достаточно будет адаптированной 1С:бухгалтерии или электронных таблиц. В каждой из групп возможны также варианты выбора в зависимости от конкретных особенностей систем, требований к аппаратным средствам и уровню подготовки персонала.

3.1 Signator/2000 (СервоКомп)


Возможности системы Signator/2000

Сегодня на рынке предлагается большое количество систем для фондовой деятельности, однако далеко не все из них основаны на современных технологиях хранения и обработки информации. Одной из немногих, предлагаемых сегодня новых интегрированных информационных систем является
Signator/2000. Прототипом этой системы послужила система для автоматизации инвестиционных фондов SIGNATOR, разработанная в Западной Германии. Она была создана фирмой ServoComp GmbH - известным немецким разработчиком прикладных программных пакетов около пяти лет назад. В России систему Signator/2000 поставляет компьютерная компания СервоКомп, представляющая интересы
ServoComp GmbH на Российском рынке и занимающаяся адаптацией подобных немецких прикладных систем к Российским условиям с использованием современных технологий компании ORACLE. Компания СервоКомп выполнила доработки системы Signator/2000 с учетом особенностей Российского фондового рынка и банковского законодательства и обеспечивает ее внедрение и техническую поддержку. Система также распространяется через дистрибьюторов
СервоКомп - известные Российские компании Открытые Технологии, Когнитив
Текнолоджи и Стинс Коман.

Signator/2000 является универсальной фондовой системой и может использоваться для ведения реестра клиентов, учета торговых, регистраторских и депозитарных операций, организации внутреннего документооборота и подготовки отчетности. При ее проектировании были учтены все перечисленные в начале статьи требования. Она позволяет получать, хранить и обрабатывать информацию в единой интегрированной базе данных, контролировать выполнение операций, гибко настраиваться на технологию работы организации, получать необходимую управленческую информацию и в целом повысить производительность труда. Возможен учет любых видов ценных бумаг: акций, облигаций, векселей, сертификатов, фьючерсов, ГКО.

Основу системы составляет учет операций. Операции с ценными бумагами в системе делятся на:
Трансфертные - связанные с переходом прав собственности, переводами со счета на счет или из депозитария в депозитарий;
Глобальные - консолидация, конвертация, погашение, расчеты купонов и дивидендов.
Учет места и режима хранения ценных бумаг. Блокировки.

Выполнение операций в системе разбивается на несколько шагов (рисунке
3.1.1). Не все шаги обязательны, их необходимость определяется при настройке системы под конкретную технологию работы.

[pic]

рисунок. 3.1.1. Пример последовательности выполнения операций.

На каждом шаге выполняются следующие действия:
Ввод распоряжений - регистрация в системе входящего документа или торгового приказа.
Ввод операции - заполнение деталей операции: в интересах кого проводится, с какой ценной бумагой, на каком торговом рынке и т.д. Комиссии и сборы рассчитываются автоматически. Операции могут вводится по частям на нескольких рабочих местах. Например, часть данных вводится в торговом отделе, а часть в бэк-офисе.
Утверждение - поэтапный процесс подготовки сделки. Первое утверждение делается после внесения всех данных, окончательное утверждение - после получения всех документов. В зависимости от настройки у сделки может быть от нуля до двух утверждений.
Выпуск документов и отчетов - автоматический или полуавтоматический процесс выпуска необходимых документов: подтверждения о сделке клиенту и брокеру, сообщение в депозитарий и регистратору и т.д.
Проводки в бухгалтерию - в конце дня формируется файл проводок для загрузки в бухгалтерскую систему.

Для учета результатов операций с собственными ценными бумагами и бумагами клиентов используются лицевые счета ценных бумаг (или портфели ценных бумаг). В системе хранится информация о прошлом, настоящем, будущем, реальном и запланированном состоянии счетов, что позволяет автоматически контролировать допустимость операций. Например, система запрещает продавать бумаги, которых нет в портфеле (кроме разрешенных коротких позиций) или предупреждает, что продаваемые бумаги уже запланированы к продаже.

В системе так же хранится информация о том в каких депозитариях хранятся собственные и клиентские бумаги.

Пользователь сам может определять новые ценные бумаги, задавая их свойства. Данные по ценным бумагам, кроме свойств, включают в себя историю и прогноз цен, расписание выплат купонов и дивидендов. Эти данные могут браться из внешних информационных систем, таких, как REUTERS, DOW JONES
TELERATE или PocБизнесКонсалтинг и представляют собой основу для проведения анализа прибылей-убытков и технического анализа.

Система является мультивалютной, что позволяет учитывать сделки на разных торговых рынках, а затем оценивать портфели в одной валюте.

Система гибко настраивается на существующую технологию работы: рабочие места, документы, отчеты и затем может быть перестроена "на ходу".


Структура системы Signator/2000

Одна из идей, положенных в основу системы, заключается в том, что инвестиционная, регистраторская и депозитарная деятельность базируется в основном на одной и той же информации и состоит из аналогичных операций.
Было выделено ядро системы, содержащее общую статическую информацию и процедуры и три прикладных модуля: торговых операций, регистраторских операций и депозитарных операций (рисунке 3.1.2). При внедрении пользователь сам выбирает, какой набор модулей ему нужен. Если он в дальнейшем решает заняться новыми видами деятельности, то к системе легко могут быть добавлены остальные модули.

[pic]

рисунок 3.1.2. Структура системы Signator/2000


Отчетность

Система выпускает отчетность в формате MS Excel и Word. Сегодня это наиболее популярные инструменты для финансовых работников и их использование обычно не вызывает проблем. Готовые документы помещаются в архив. Для их поиска в архиве можно использовать внутреннюю систему поиска, встроенную в Excel и Word. После обучения администратор системы может самостоятельно разрабатывать и изменять отчеты.

Интерфейсы к другим системам

Signator/2000 включает в себя функции учета и документооборота, а так же частично функции анализа. Однако, организации - участники фондового рынка могут использовать ряд других систем. Прежде всего это системы бухгалтерского учета, а так же торговые, информационные и аналитические системы. Интерфейс с бухгалтерией предполагает ежедневное создание файла проводок. Интерфейс с торговыми системами служит для загрузки в систему отчетов о сделках. Интерфейс с информационными системами нужен для загрузки цен и аналитических показателей по ценным бумагам. Если организация использует аналитические системы, то в них может быть перенесена любая информация из базы данных Signator/2000.


Внедрение системы

Все банки и компании имеют разную организационную структуру, различную технологию работы. Поэтому система Signator/2000 поставляется вместе с настройкой. В настройку входят: конфигурирование рабочих мест и прав доступа, доработка отчетности, настройка системы генерации документов и настройка интерфейсов. Проводится обучение администратора и пользователей системы.

База данных

Система Signator/2000 имеет архитектуру клиент-сервер и работает под управлением СУБД Oracle7. Система подразумевает наличие выделенного сервера под Windows NT, Netware, OS/2 или UNIX. Рабочие места работают под управление Windows'95.

СУБД Oracle работает практически на всех типах компьютеров, что снимает проблемы развития организации. Первоначально в качестве сервера может использоваться персональный компьютер, который при росте объемов информации может быть легко заменен на мощный RISC-сервер.

В настоящее время совместно с компанией IBM проводятся работы по переносу системы Signator/2000 на СУБД DB2/400 для работы на серверах IBM
AS/400.

Система проходит сертификацию в НАУФОР.

3.2 DiasoftDEALING/SECURITIES ( Диасофт, Москва)

Система предназначена для автоматизации в инвестиционных компаниях и банках внутреннего учета операций, совершаемых на фондовом рынке. Средства системы обеспечивают поддержку всех стадий оформления сделок с ценными бумагами и предоставляют на каждом этапе технологической цепочки их обработки инструменты, делающие работу пользователей быстрой и эффективной.
Система позволяет автоматизировать все учетные задачи, обусловленные спецификой торговли ценными бумагами, в частности, осуществляет ведение клиентских портфелей ценных бумаг и учет прибыльности по дилерским операциям.

В числе основных задач, решаемых системой:
1. ведение электронного журнала заключенных сделок - тикетов;
2. учет по методу средневзвешенной цены ценных бумаг, находящихся на балансе организации, и реализованных прибылей;
3. переоценка портфелей и учет нереализованных прибылей;
4. учет дебиторской и кредиторской задолженностей, контроль за соблюдением лимитов;
5. автоматизированная подготовка и ведение журналов заключенных договоров; взаимозачет сделок при составлении договора;
6. учет ценных бумаг, находящихся в наличии, в разрезе мест их хранения, а также учет выполненных перерегистраций;
7. учет движений денежных средств, доходов и расходов от курсовых разниц;
8. учет брокерских операций;
9. предоставление пользователям аналитической информации;
10. автоматическое отражение операций в бухгалтерском учете.

Различные наборы функций системы ориентированы на автоматизированную поддержку действий, входящих в круг обязанностей трейдеров, сотрудников бэк- офиса, сотрудников аналитических подразделений компании.

Система позволяет вести учет как брокерских сделок, так и дилерских сделок. В качестве контрагента по дилерской сделке может выступать любая внешняя организация независимо от того, находятся ее ценные бумаги в номинальном держании организации, учитывающей сделку или нет.

Отличительная черта экранных форм системы - информативность. Форма ввода информации о договоре содержит все атрибуты, необходимые для автоматической подготовки его текста и отражения договора во внутреннем учете. Ввод информации облегчают различные справочники: финансовых инструментов, контрагентов, клиентов. В системе имеется возможность оформить единый договор по нескольким сделкам. Список таких сделок автоматически вносится в карточку договора.

План счетов внутреннего учета состоит из двух разделов: «Учет денежных средств» и «Учет ценных бумаг». В разделе «Учет ценных бумаг» открываются, в частности, лицевые счета для учета количества ценных бумаг разных видов, находящихся в собственном и клиентском портфелях.

Каждому договору, зарегистрированному в системе, ставится в соответствие список обязательств контрагентов. Обязательства учитываются на специальных счетах, открываемых в плане счетов внутреннего учета. Факт поступления денежных средств или ценных бумаг регистрируется в таблице выполненных обязательств. В системе можно отразить частичное погашение обязательств.

Использование системы дает следующие преимущества.
11. автоматизация деятельности всех подразделений, участвующих в процессе заключения и оформления сделок - фронт-офиса, бэк-офиса, аналитических служб, бухгалтерии, базируется на единой концепции. Сотрудники названных служб работают в едином информационном пространстве, благодаря чему достигается высокая эффективность, слаженность и удобство работы;
12. в системе реализована современная технология организации внутреннего учета, построенная в соответствии со стандартами НАУФОР;
13. интерфейс программного продукта ориентирован на работу пользователей с такими предметными понятиями, как сделка, договор, клиент. Так, для занесения в систему информации о заключенной сделке достаточно указать основные ее реквизиты: имя контрагента, название ценной бумаги, число и стоимость ценных бумаг. В сравнении с автоматизированными технологиями, базирующимися на работе с бухгалтерскими понятиями - счет, проводка, остаток, предложенное решение обеспечивает более высокую производительность труда сотрудников и надежность оформления операций;
14. мощный механизм получения отчетных форм, позволяющих пользователю формировать все необходимые выходные документы;
15. открытое масштабируемое решение, предполагающее широкий выбор аппаратно- системных платформ - от Intel-серверов и операционной системы Windows NT до мощных многопроцессорных RISC-серверов, работающих под управлением OC
UNIX.

Система сертифицирована в НАУФОР.

3.3 Stock Office v.1.0 (ЦентрИнвестСофт, Москва)

Система предназначена для организации учета операций с корпоративными ценными бумагами. Система удовлетворяет “Стандартам внутреннего учета операций с ценными бумагами для брокерско-дилерских компаний - членов
НАУФОР”.

Принципы организации
16. разделение внутреннего учета от внешней бухгалтерской отчетности
17. принцип двойной записи
18. раздельный учет денежных средств и ценных бумаг клиентов и компании
19. учет в реальном времени

Система позволяет регистрировать дилерские, клиентские и брокерские сделки. Помимо учета реальных платежей система позволяет вести учет ожидаемых платежей и в результате получать информацию о всех обязательствах компании.

Работа в системе поставлена как регистрация этапов прохождения сделки
(учет поручений, заключение сделки трейдером, заключение договоров, прохождения платежей, поставки, перерегистрация бумаг). Система автоматически формирует проводки по аналитическим счетам по принципу двойной записи.

Система позволяет:
20. вводить в систему параметры поручений на сделки клиентов
21. вводить и отображать информацию о совершенных сделках (оформление тикетов), поставках по сделкам, переводах ЦБ
22. формировать договора по стандарту НАУФОР по совершенным операциям
23. формировать подтверждения сделок
24. вводить и отображать информацию о приходах-уходах денежных средств

-платежи по сделкам

-клиентские переводы

-прочие платежи, не относящиеся к операциям с ЦБ (для возможности планирования остатков на расчетном счете)
25. регистрировать договора на брокерское обслуживание
26. вводить и отображать информацию

-о рыночных котировках ЦБ, валют,

-клиентах (контрагентах) и величине комиссии для каждого
27. автоматически ведет счета принадлежности и местонахождения ЦБ денежные счета компании и ее клиентов счета в реестрах и депозитариях протоколы по всем изменениям информации в системе

Система автоматически формирует следующие отчеты:
Внутренние
28. Cостояние счетов “наших” компаний

Движение ЦБ по счетам “наших” компаний
29. История денег
30. Cashflow
31. Ожидаемое движение денег по валютным счетам
32. Состояние субсчетов клиентов

Движение ЦБ по субсчетам клиентов
33. Состояние денежных счетов клиентов
34. Финансовые результаты операций клиентов
35. История прибыли клиентов
36. Состояние портфелей клиентов

-По завершенным сделкам

-По незавершенным сделкам

-Планируемое изменение портфеля
37. Отчеты для клиентов

По стандарту НАУФОР
38. Книга учета ЦБ
39. Журнал учета ЦБ
40. Книга учета денежных средств
41. Журнал учета денежных средств
42. Журнал учета дилерских операций
43. Журнал сделок
44. Отчеты для клиентов

Система реализована в архитектуре “клиент-сервер”. Количество и функциональные возможности каждого рабочего места устанавливаются при первоначальной настройке системы с учетом специфики работы каждой компании.

Эксплутационные требования серверная часть: hardware PC Pentium 100

Size 512 Mb

RAM не менее 32 Mb software: MS Windows NT Server 4.0

MS SQL Server 6.5

клиентская часть hardware IBM PC AT не ниже i486 DX2/66

Size 50 Mb

RAM не менее 16 Mb software MS Windows'95/ MS Windows NT 4.

Система проходит сертификацию в НАУФОР.

3.4. Система Внутреннего Учета (электронный бэк-офис операций на фондовом рынке) (Центр Финансовых технологий, Новосибирск)

Данный проект предназначен для автоматизации деятельности инвестиционного института в качестве финансового брокера, инвестиционной компании, профессионального участника ценных бумаг (ЦБ). Таковая деятельность условно делится в проекте на следующие разделы:
Раздел Administration. Определение прав доступа к ЦБ и операциям для участников ( например, возможность конкретного трейдера проводить дилерские операции, лимиты для этого трейдера и т.д.), общий контроль за жизнедеятельностью системы, формирование отчетности руководству. Ведение словарей и справочников (сторонних депозитариев, регистраторов, тарифов, комиссий и т.д). Лимиты аналогичны лимитам, выставляемым валютным дилерам по принципу: для каждого трейдера по каждой валюте и ЦБ на каждый день выставлены значения максимального оборота за день ( раздельно по покупке и продаже), максимальная сумма одной сделки ( раздельно по покупке и продаже), начальная сумма дня и максимальная сумма закрытия дня. Для трейдеров предлагается определять вхождение в группу ( только одну из) и для группы определять список эмитентов ( доступность просмотра поручений по данным эмитентам), разрешение на проведение дилерских операций и ( в случае разрешения) выставление лимитов по двум валютам - рублю и доллару. Контроль ведется по валюте сделки. Предупреждение на уровне информационного сообщения о превышении лимитов. Тикет все равно вводится.
Раздел Trading. Работа непосредственно с операторами фондового рынка, заключение сделок с ЦБ. Торговые операции могут осуществляться специалистами этого раздела как по поручениям специалистов других разделов, так и самостоятельно в рамках полученных прав.
Раздел Sales. Работа с клиентами-инвесторами, приобретение / продажа ( через раздел Traiding) ЦБ для клиентов, по заявкам клиентов.
Раздел Asset Management. Формирует и управляет портфелями ЦБ клиентов и их финансовыми средствами по договору. Результатом деятельности данного раздела являются поручения разделу Trading и, кроме того, отчетность перед клиентами.
Раздел Back-office. Осуществление документального оформления сделок, регистрация и исполнение договора с клиентами и учет сделок с ЦБ. Back- office обеспечивает техническую часть исполнения всех операций.
Осуществляет внешние связи, необходимые при исполнении сделки как с собственной расчетной системой (платеж), так и, при необходимости, с регистраторами ( переоформление прав собственности) и сторонними депозитариями, не говоря уже о контрагенте сделки.
Раздел Analitics в части накопления информации о показателях рынка и возможности использования различных аналитических приложений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.