o пособия по безработице;
o уменьшения налоговых поступлений.
Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею /15, с. 90/.
Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают:
o зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;
o скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся “лишними”. Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, отправлены в административные отпуска.
Исходя из продолжительности существования безработицы, различают:
o краткосрочную безработицу (до 3-х месяцев и от 3-х до 8-ми месяцев);
o длительную безработицу (от 8-ми до 18-ти месяцев), которая сопровождается общей деквалификацией безработного, потерей трудовых навыков и способности интенсивно работать в течение необходимого времени;
o застойную безработицу (свыше 18-ти месяцев). Этот вид безработицы ведет безработного к полной профессиональной деградации в силу продолжительного отсутствия условий для повторения основных технологических трудовых приемов и процессов. Профессиональная деградация человека часто обусловливает его социальную деградацию, влечет изменение внутренней силы человека, а иногда к скатыванию его в группу люмпенов, бомжей, пьяниц. Реабилитация и возвращение таких людей к полноценной профессиональной деятельности возможна крайне редко и лишь в результате длительной, индивидуальной кропотливой работы /23, с. 76/.
А.И.Рофе в книге “Экономика труда” выделяет еще и так называемую институциональную безработицу - безработица, обусловленная правовыми нормами, состоянием рынка труда, факторами, влияющими на его спрос и предложение. Примером институциональной безработицы может служить наличие чрезмерных социальных выплат, которые вызывают снижение предложения труда, а также способствуют увеличению масштабов безработицы. Практика свидетельствует, что чем больше размер пособия по безработице, тем длительнее поиск нового рабочего места и продолжительность безработицы.
Институциональная безработица может быть вызвана и введением гарантированного минимума заработной платы. Причиной институциональной безработицы может быть и несовершенная налоговая система. Слишком высокие ставки подоходного налога, сокращая доходы и приближая их к суммам выплат по социальным программам, ограничивают предложение труда, так как нет смысла работать, и удлиняют сроки безработицы.
Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.
Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.
Глава 3. Особенности безработицы в РБ и за рубежом
БЕЛАРУСЬ - СТРАНА, В КОТОРОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИ НЕТ БЕЗРАБОТИЦЫ. Это тот случай, когда теория не совпадает с практикой.
Проблема безработицы, несомненно, затрагивает каждого без исключения жителя страны. Даже те, кто сегодня имеют хорошее высокооплачиваемое место, завтра, как это и не печально, могут оказаться в "свободном полете" на рынке труда. Согласно официальным данным, безработица в РБ составляет чуть больше 3 %. При условии, что этот показатель, будет, вероятнее всего, одним из самых низких в мире, мнение о том, что мы практически решили проблему безработицы, вполне обоснованно. /25/
Естественно, благополучие на рынке труда определяется макроэкономическими показателями развития народного хозяйства. Вполне реально предполагать что в условиях, когда инфляция практически уничтожена, а ВВП Беларуси за 5 лет увеличился более чем на 30%, рынок труда находится в благоприятных для развития условиях. Не смотря на эти официальные факты, на самом деле, так ли благополучен рынок труда Беларуси, как нам это представляют. /25/
Официальная безработица.
Итак, попытаемся разобраться, каков процент трудоспособных граждан Беларуси, находится сегодня в состоянии активного поиска работы. По данным министерства статистики и анализа, на конец сентября 2003 в стране было зарегистрировано 139,4 тысячи безработных. Это на 12,3 тыс. больше, чем в сентябре прошлого года. И из общего числа безработных получают пособие по безработице всего 62,7 тыс. человек. Следует понимать, что эти цифры касаются только тех, кто зарегистрирован в службе занятости. При пособии в 3,5$ основным мотивом регистрации является не столько надежда на получение нормального, адекватно оплачиваемого рабочего места, сколько возможность бесплатной переквалификации./25/ (Официальные данные см. ПРИЛОЖЕНИЕ, таблица№1)
Какова реальная безработица в республике?
Как уже говорилось выше, по причине мизерных размеров пособий по безработице, до центров занятости доходят далеко не все безработные. В основном туда обращаются бывшие государственные чиновники, так как размеры их пособий по безработице привязаны к размерам последней заработной платы. Процент людей, которые не дошли до центров занятости опередить трудно, или практически не представляется возможным. Возникает закономерный вопрос: а где же они есть? Достаточно обратится к показателю количества занятых в реальном секторе экономики. Если в 1999 году - это было порядка 5 млн, то в 2000 - уже порядка 4 млн. Куда пропал миллион человек? Разумно предположить, что часть людей находятся в состоянии поиска работы, оставшиеся - заняты в теневой экономике. Так какова же цифра реальной безработицы? Сложно сказать. Некоторые эксперты называют 40-50%. Можно усомниться, что эти данные получены в результате серьезных современных социологических исследований. Однако этот процент выглядит более реально, нежели 23,2%. Что касается обобщенного социологического портрета белорусского безработного, то это женщина в возрасте 31 года со средним специальным образованием. /25/
В ходе реализации мероприятий Государственной программы занятости населения Республики Беларусь на 2004 год в январе-апреле было трудоустроено 55,5 тыс. человек, в том числе 51 тыс. безработных (109,9% и 118,6% к аналогичному периоду 2003 года), сообщили в пресс-службе Минэкономики.
За январь-апрель на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено 12,2 тыс. безработных. Оплачиваемые общественные работы организованы для 41,8 тыс. человек, в том числе для 35,2 тыс. безработных (соответственно 115,4% и 111% к соответствующему периоду 2003 году).
По состоянию на 1 мая 2004 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 123,9 тыс. безработных (84,6% к уровню 2003 года). В результате принятых мер уровень регистрируемой безработицы в апреле 2004 года снизился на 0,2 процентных пункта и составил на 1 мая 2004 года 2,8 % к численности экономически активного населения.
Во исполнение поручения главы государства о снижении уровня безработицы до 2% принято постановление Совмина РБ от 26 апреля 2004г. № 475 “О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 февраля 2004г. № 121”. Установлены предельные показатели уровня безработицы на конец 2004 года: в Брестской области - 2,3%, Витебской - 2,4%, Гомельской - 2,2%, Гродненской - 2%, Минской - 2%, Могилевской - 2,2%, г. Минске - 1,2%. /26/
Тенденции в развитии безработицы в РБ.
Успешные меры по снижению безработицы возможно только в условиях реальных, экономически верных реформ народно-хозяйственного комплекса. С точки зрения экономики рынка труда, нас интересуют результаты, которые должны иметь место, для того, что бы можно было результативно заниматься проблемой предвидения и предотвращения безработицы. Как и любой рынок, рынок труда регулируется согласно законам спроса и предложения. Спрос на рабочую силу в РБ сегодня определяется следующими факторами: экстенсивный путь развития экономики; крайне низкая способность предприятий к формированию новых рабочих мест; не эластичность спроса способствует росту безработицы; превышение импорта над экспортом; низкая производительность труда; отсутствие инвестиционного климата; хаотические скачки спроса на рабочую силу, определяемые сезонностью, сектором экономики, регионом. Со стороны предложения: низкий уровень квалификации рабочей силы; низкая мобильность (прежде всего из-за проблем с жильем и личным транспортом); асинхронизация между рынком и системой образования. Становление рынка труда в Республике Беларусь происходит как логический результат объективного развития общества, застрявшего между демократическими преобразованиями (в данном случае - трансформацией экономической системы государства). В настоящее время переходный период белорусской экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при котором безработица носит скрытый характер. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обострятся.
Причины безработицы.
Основной причиной безработицы в РБ, является общий, постоянный спад национального производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких условиях невозможно формирование рабочий мест. Большинство белорусских предприятий на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к промышленности и к сельскому хозяйству. Методы реанемирования убыточных предприятий в своем большинстве основаны на денежных подачках в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход их "долговой ямы" невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолжностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. Яркие выступления руководителя белорусского правительства с резкой критикой тех или иных руководителей "на местах" нередко необоснованны: в большинстве случаев для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых технологий, закупка качественного сырья, изменение менталитета работников и т.д. Все эти реформы невозможны благодаря только желанию руководящего аппарата. Требуются комплексные реформы всего народного хозяйства. С другой стороны, позиция "закрытых дверей" и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит как к финансовому голоду (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала. К примеру, если совсем недавно мы могли гордиться тем, что у нас работают высокопрофессиональные программисты, то уже сегодня эта позиция дефицитна для коммерческого рынка труда (тем более, для государственного). Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу./25/ Низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест. Проблем предостаточно. Все экономические процессы, развивающиеся на рынке труда, тесно взаимосвязаны с ситуацией во внутренней и внешней экономике. Их решение не в компетенции одних служб занятости или даже министерства труда. /25/
Необходимо отметить, что различные группы рабочей силы неодинаково реагируют на изменения спроса на рабочую силу. Что касается гендерной структуры, то в большинстве промышленно развитых стран уровень безработицы среди женщин выше, чем среди мужчин: в 2000 г. в странах ОЭСР в целом 6.9% против 6%, а в странах ЕС - 10.9% против 8.2%. Неблагоприятная ситуация с женской занятостью сложилась в странах Южной Европы, в первую очередь в Италии и Испании, где мужская и женская безработица соотносятся как 1:2.
Что касается женской безработицы в Республике Беларусь, то в структуре состоящих на учете безработных - более 60% женщин. Хотя среди вновь регистрируемых безработных преобладают мужчины, они же в первую очередь покидают ряды безработных, поскольку спрос нанимателей в большой степени ориентирован на применение мужской рабочей силы и показатель трудоустройства мужчин значительно выше, чем женщин. В результате они составляют 80% среди безработных, состоящих на учете более одного года.
В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам (строительные специальности и т. д.) /9, с.262/.
Также особенностью современной безработицы является молодежная безработица, уровень которой в странах ОЭСР значительно превышает долю этой возрастной группы в экономически активном населении. Безработица среди молодежи, к которой по международным стандартам относятся лица 15-24 лет, превышает показатель для основного трудоспособного возраста более чем вдвое.
Анализируя рынок труда за исключением нескольких стран (Бельгии, Дании и Швейцарии) показатель безработицы к 2000 г. среди молодежи падал быстрее, чем у лиц основного трудоспособного возраста. Это наиболее заметно в Испании, где молодежная безработица сократилась по сравнению с 1996 г. на 12 п. п. - с 39.8 до 27.7%. Более чем на 6 п. п. за тот же период снизилась безработица среди молодежи в Ирландии, Швеции и Португалии (соответственно до 8.4, 13.7 и 8.5%). Если в последней группе стран такая динамика объясняется позитивной общеэкономической конъюнктурой, действием государственных программ сокращения безработицы, то в Испании она связана с разрешением заключать временные контракты и значительными налоговыми льготами для предпринимателей, принимающих на работу молодежь.
В Республике Беларусь в связи со вступлением в трудоспособный возраст многочисленного поколения, родившихся в середине 80-х годов, на рынок труда усилился приток молодежи, в том числе не имеющей профессии и опыта работы и как следствие, неконкурентоспособной. Резко возросло количество обращений в органы государственной службы занятости выпускников школ: если в 1997 г. их было зарегистрировано в качестве безработных 8.3 тыс. человек, то за 2001 г.- около 16 тыс. человек.
Следует отметить, что в республике Беларусь наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. На 119 тыс. безработных заявлено только 35 тыс. вакансий, из них более 80% предусмотрены для трудоустройства по рабочим и строительным специальностям, в то время как среди безработных каждый третий - специалист или служащий. Зато сельское хозяйство сегодня испытывает большую потребность в трактористах, операторах машинного доения и животноводах. Дефицит на такие специальности во многом объясняется большими физическими нагрузками и невысоким уровнем заработной платы, которая к тому же выплачивается несвоевременно (задолженность по заработной плате сельскому хозяйству составляет более 31.4 млрд. рублей).
Необходимо также отметить, что за общими цифрами страновой безработицы скрываются значительные внутрирегиональные различия. Для примера приведем северные и южные области Италии, либо западные и восточные земли Германии, где уровни безработицы соотносятся как 1:5. Существенные региональные диспропорции наблюдаются в Испании и Бельгии. В большинстве других стран, в том числе в США, Великобритании, Австралии существуют небольшие по численности населения административные единицы, в которых уровень безработицы значительно превышает общенациональные показатели. Для этих рынков характерны низкий уровень экономической активности населения (за которым нередко стоят скрытые формы безработицы) и более высокий, чем в среднем, уровень длительной безработицы.
Не лучшим образом обстоят дела и в регионах Республики Беларусь. В ряде городов и районов республики уровень безработицы значительно превышает средне республиканский уровень. Лидерами здесь являются Витебская и Могилевская области, где на конец июля 2002 г. уровень безработицы составил соответственно 3.6% и 3.4%. Причина такого положения кроется в преобладании моноструктурной специализации экономик отдельных городов. Одно - два градообразующих предприятия при своей неритмичной работе в последнее время уже не могут обеспечить полную занятость региона или города. Проблема усугубляется и таким фактором, как занятость военнослужащих и их семей в военных городках, где произошел вывод войск.
Обращение к исследованию безработицы в Республике Беларусь продиктовано в первую очередь укоренившимся в течение последних нескольких лет представлением о неактуальности данной проблемы (в 1999-2000 гг. ее уровень составлял 2.1%) /11, с. 5/. Несмотря на множество интересных исследований тенденций, характерных для социально-трудовой сферы Беларуси, в целом практика государственного регулирования социально-трудовых процессов так или иначе отражает это мнение, что выражается в регулировании только официально контролируемой части рынка труда, слабой связи политики занятости с другими направлениями макроэкономической политики, рассмотрении политики регулирования безработицы только в контексте ее социальных последствий.
Такая ситуация объясняется недостаточным теоретико-методологическим обоснованием сущности безработицы в условиях переходной экономики. С началом трансформационных преобразований возникло противоречие между теорией и практикой изучения и управления безработицы в Беларуси. Вопросы сущности, видов, причин и последствий безработицы, способов ее регулирования, разработанные для развитой рыночной экономики в трудах классиков экономической теории, широко известны и распространены в отечественной экономической среде. Однако, как отмечает доктор экономических наук Е. В. Ванкевич в своей статье “Безработица в Беларуси”, использование такой теоретико-методологической основы регулирования безработицы в практике переходной экономики Республики Беларусь оказывается мало результативным, поскольку инструментарий регулирования, разработанный для рыночной экономики в процессе ее эволюции, требует соответствующей рыночной среды для ее реализации. Это объясняет эклектичность применяемых форм и методов регулирования, их противоречивость и, соответственно, непоследовательность экономических преобразований.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5