Рефераты. Характеристика деятельности Министерства экономического развития и торговли Саратовской области






3.                 Оказание содействия развитию информационной, консультационной и кадровой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Саратовской области;

4.                 Проведение согласований прогнозных показателей развития экономики Саратовской области в сфере малого предпринимательства, представляемых администрациями муниципальных образований Саратовской области;

5.                 Разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на развитие предпринимательства, совершенствование форм государственной поддержки малого предпринимательства;

6.                 Разработка предложений по созданию условий для обеспечения доступа предпринимателей к финансовым и  имущественным ресурсам Саратовской области;

7.                 Разработка предложений по регулированию инвестиционной и инновационной деятельности малого предпринимательства;

8.                 Принятие участия в осуществлении контроля за целевым и эффективным использованием средств, направляемых на государственную поддержку малого предпринимательства Саратовской области;

9.                 Организация проведения совещаний, заседаний по вопросам развития малого бизнеса, конференций, семинаров, круглых столов;

10.             Оказание помощи в организации и обеспечении деятельности союзов, ассоциаций и других объединений субъектов предпринимательства;

11.             Подготовка статистических материалов, справок, информаций о развитии предпринимательства, планов работы отдела и отчётов о проделанной работе за соответствующие периоды;

12.             Осуществление информационной поддержки предпринимательства в Саратовской области, поддержание положительного имиджа предпринимательства;

13.             Осуществление функционирования «горячей линии» для предпринимателей;

14.             Осуществление контроля над организациями и проведение региональных, муниципальных и стимулирующих лотерей;

15.             Разработка и проведение образовательных мероприятий для малого бизнеса;

16.             Использование инструментов малого предпринимательства для развития приоритетных отраслей экономики;

17.             Взаимодействие с Министерством экономического развития и торговли РФ по вопросам реализации проектов, направленных на развитие малого бизнеса;

18.             Разработка и участие в реализации программ государственной поддержки малого бизнеса;

19.             Организация проведения опросов субъектов предпринимательства в Саратовской области по оценке эффективности мер по развитию малого предпринимательства, выявлению проблем развития предпринимательства в Саратовской области.


2.2 Организационная структура отдела развития малого и среднего бизнеса.


Руководство деятельностью отдела осуществляет заместитель начальника Управления - начальник отдела, назначаемый на должность и освобождаемый от неё приказом министра экономического развития и торговли Саратовской области.

Заместитель начальника Управления – начальник отдела в установленном порядке:

1.                 Представляет министру на утверждение проекты положения об отделе и должностных инструкций работников отдела;

2.                 Распределяет функции между работниками отдела;

3.                 Организует и осуществляет контроль за своевременным и качественным исполнением работниками отдела должностных обязанностей и служебных поручений, исполнением документов;

4.                 Участвует в проводимых министром совещаниях и заседаниях по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Работа отдела организуется во исполнение утверждаемых еженедельных и ежемесячных планов.

Таким образом, организационная структура отдела развития малого и среднего бизнеса представляет собой:

Заместитель начальника Управления - начальник отдела

Консультант

Главный специалист


2.3 Ответственность

 

Заместитель начальника Управления - начальник отдела несёт персональную ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на отдел задач с учётом предоставленных ему прав и обязанностей в соответствии с действующим законодательством.

Работники отдела несут ответственность с учётом предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей в соответствии с действующим законодательством.

3. Состояние и основные показатели развития малого бизнеса в Саратовской области.

В мировой практике считается нормой государственное поощ­рение развития приоритетных направлений  бизнеса в интересах нации. При этом задача не сводится только к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Главное, это создать такой правовой и экономический климат, который позволит бизнесу развиваться, совершенствоваться, повышать конкурентоспособность собственной продукции, расширять рынки сбыта.

Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики. Масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособной продукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить к формированию основы общества  - среднего класса.

Малый бизнес является неотъемлемым элементом  инновационно - ориентированной экономики. В этой связи меры по поддержке малого предпринимательства стали одним из главных приоритетов Правительства России и субъектов Российской Федерации на современном этапе.

В Саратовской области практически ежегодно расширяются формы и механизмы поддержки предпринимательской деятельности. Это финансовая, имущественная, налоговая и информационно-консультационная поддержка, сформированы правовые условия для развития инвестиционной деятельности.

В каждом министерстве действуют программы и проекты развития приоритетных направлений развития отрасли.

Девятый год на территории Саратовской области действует программа государственной поддержки предприятий и организаций, реализующих инвестиционные и инновационные проекты - «бюджет развития».

Это пример реально действующего государственно - частного партнерства, реализуемого на территории области. Предприятие и государство совместно финансируют инвестиционные проекты, в реализации которых  заинтересованы.

В период прохождения производственной практики, были проведены подсчёты основных показателей и анализ малого бизнеса в период 2004-2007гг.: вклад малых предприятий в ВРП области увеличился с 6,6% в 2004 году до 13 процентов  в 2007 году;

по итогам 2007 года количество малых предприятий к уровню 2006 года увеличилось на 18 процентов и составило 13,8 тыс. единиц;

в основном малый бизнес сосредоточен в торговле – 44,5 процента от общей отраслевой структуры малых предприятий, 12,2 процентов заняты строительством, 11,8 – обрабатывающим производством.




    






      




отраслевая структура произведенной малыми предприятиями продукции: доля торговли и услуг сократилась с 23,3 процента в 2004 году до 9,6 процента в 2007 году, доля производственного сектора экономики увеличилась с 60,6 до 76,5 процента;

значительно выросла средняя зарплата работников малых предприятий области с 2,4 тыс. рублей в 2004 году до 6,5 тыс. рублей в 2007 году;

инвестиции в основной капитал малого предпринимательства области по сравнению с 2004 годом увеличились в 3,3 раза и составили в 2007 года – 1 741,9 млн. рублей.


Наименование показателей

2004

2005

2006

2007

2007

в % к 2004

Инвестиции в основной капитал  малых предприятий, млн. рублей

область

550,5

620,3

1486,6

1741,9

316,4

Инвестиции в основной капитал, % к каждому предыдущему году

область

-

112,7

239,7

117,2


почти в 2,6 раза по сравнению с 2004 годом увеличилась сумма налоговых платежей по специальным налоговым режимам от субъектов малого предпринимательства области в бюджетную систему области (с 711 849 млн. рублей в 2004 году до 1 626 730 млрд. рублей в 2007 году).


Наименование показателей

2004

2005

2006

2007

2007

в % к 2004

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, тыс. руб.

область

248 842

359 062

491 625

739 142

297,0

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, тыс. руб.

область

463 007

682 465

820 514

887 588

191,7

Всего по специальным налоговым режимам,

тыс. руб.

область

711 849

1 041 527

1 312 139

1 626 730

228,5

Всего по специальным налоговым режимам, в % к предыдущему году

область

-

146,3

125,9

123,9


А также был составлен прогноз развития малого и среднего бизнеса на 2009-20011гг.


Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

Число малых предприятий, ед.

14 000

14 250

14 500

в % к предыдущему году

101,7

101,8

101,8

Доля малого предпринимательства в ВРП области,  в  %

18,0

20,0

22,0

Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве в численности занятых в экономике области,  в %

15,8

16,5

17,0

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

2 400

3 000

3 200

в % к предыдущему году

129,2

125,0

106,7

Расходы  областного бюджета на мероприятия по

поддержке предпринимательства, млн. руб.

73,15

76,90

80,00


Областное Правительство среди приоритетов развития региональной экономики выделяет повышение инвестиционной привлекательности области, переориентация экономики области на инновационный путь развития, стимулирование деловой активности предпринимателей, создание условий для роста жизненного уровня населения.

Объем расходов областного бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малому и среднему бизнесу, увеличился с 39,0 млн. руб. в 2004 году  до 140,6 млн. руб. в 2007 году.

А в связи с переориентацией экономики области на инновации, количество и объемы государственной поддержки, оказанный  хозяйствующим субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим инновационные проекты увеличился с 6,4 млн.руб. в 2004  году с. до 33,7 млн.руб. в 2007 году  или  в 5,2 раза.

В Саратовской области заложен базис институтов, которые будут жить долгие годы и приносить положительные дивиденды  качественного роста экономики. Это – запуск первого корпуса областного бизнес-инкубатора для вновь созданных или работающих менее года малых предприятий. В настоящее время десять субъектов малого предпринимательства, отобранные на конкурсной основе, разместились в стенах областного бизнес-инкубатора. Основные приоритеты конкурса – принадлежность претендентов к научно-технической, производственной и инновационной сфере экономики; создание гарантийного и венчурного фондов.

В рамках областной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005-2007 годы» осуществлялись мероприятия по микрофинансированию в части субсидирования 2/3 процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам Саратовской области по займам, полученным в коммерческих банках. Повсеместно осуществлялась информационная, консультационная и правовая поддержка малого предпринимательства с использованием печатных и телекоммуникационных средств массовой информации.

Осуществлялась организация и проведение обучающих семинаров для руководителей и кадрового состава субъектов малого предпринимательства области.

В рамках информационной работы  МЭРТ области с субъектами малого предпринимательства на канале REN TB еженедельно выходит специализированная передача, посвященная вопросам малого и среднего бизнеса.

В 2007 году разработана и принята областная целевая программа «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы», которая является логическим продолжением предыдущей. Будет завершено создание инфраструктурных организаций и предполагается развитие и наполнение этой инфраструктуры  содержанием.

В ходе реализации программы  будет обеспечено:

1) привлечение научного и интеллектуального потенциала региона к решению вопросов развития предпринимательской деятельности;

2) увеличение доли промышленной и наукоемкой продукции в общем объеме продукции, произведенной малыми предприятиями области;

3) увеличение объема инвестиций в экономику наукоемких малых предприятия области.

В этом году МЭРТ выделены федеральные средства в размере 4,6 млрд. руб. на поддержку малого бизнеса. В рамках выделенного лимита мы можем претендовать в 2009 году на порядка 55 млн. руб. федеральных средств.

В целом, нужно сказать, что деятельность МЭРТ и в особенности отдела по развитию малого и среднего бизнеса эффективна. Очень активно работают по внедрению в эту рискованную, но крайне перспективную сферу экономики –  малый и средний бизнес – инновационных основ,  проводят мероприятия по его инвестиционной привлекательности и собственно области, активно работают со СМИ, предоставляя субъектам малого и среднего бизнеса актуальную информацию о ситуации в стране, на рынках и другую ощутимую государственную поддержку предпринимательству. Но в деятельности как министерства, так и отдела имеет место быть и большая бумажная волокита, бюрократия - отсюда часто невыдержанные сроки по выполнению планов. Информация, которая предоставляется субъектам предпринимательства зачастую бывает недоступна основной её массе, что закрывает выход на рынки малодоходным, но перспективным предприятиям.

МЭРТ в своей работе взаимодействует и с другими субъектами управления, в частности, с Министерством инвестиционного развития в части привлечения капиталовложений в инновационные разработки предпринимателей, инвестирования областных целевых программ за счёт всех источников финансирования; с Министерством финансов в части предоставления государственных субсидий малому и среднему бизнесу, затрат на государственные инвестиции в эту сферу, налоговые отчисления и другие. Непосредственно отдел малого и среднего бизнеса работает с субъектами управления внутри самого министерства: с управлением прогнозирования -  предоставляет план, прогноз и оценку развития отдельных отраслей бизнеса так и его состояние на опредёлённый период в целом; управление потребительского рынка -  информация о регулирования, развития и мониторинга торговли и общественного питания, экономического сотрудничества и другие.

Таким образом, мы видим, что деятельность нашего субъекта управления высокоэффективна, плодотворно сотрудничающее  со многими другими государственными структурами, занимает весомое место в структуре областного управления; работает на результат, а не на простые «отписки». Конечно, как и в любом работающем с таким потоком дел, проблем и зависимостей учреждении, существуют и минусы, о которых было сказано выше, но в целом, работу МЭРТ нужно оценить как положительную,  ориентированную на перспективу.

Заключение.


пройдя производственную практику в период с 15 июня по 26 июля 2008года  в отделе развития малого и среднего бизнеса Управления развития предпринимательства министерства экономического развития и торговли Саратовской области получила определённый набор практических знаний и навыков. Были изучены организационная структура и основные функции отдела, поставлены задачи и цели для последующего написания отчёта по практике.

   В работе использованы основные показатели развития малого бизнеса Саратовской области, такие как численность малых предприятий, численность работников малых предприятий, средняя заработанная плата работников, количество крестьянских (фермерских) хозяйств, оборот малых предприятий, оборот розничной торговли по малым предприятиям, оборот общественного питания по малым предприятиям, инвестиции в основной капитал, доля малого бизнеса в ВРП, доля занятых в малом бизнесе и многие другие.

   В ходе практики мною выполнен ряд поручений, в том числе составлены: справка о развитии малого бизнеса в Саратовской области во втором квартале 2008года, справки о численности индивидуальных предпринимателей и малых предприятий в муниципальных районах области; и рассчитаны основные показатели развития малого бизнеса Саратовской области за 2004-2007годы , а также изучена нормативно-правовая база отдела развития малого и среднего бизнеса, других структурных подразделений министерства в части аттестации, подбора и расстановки кадров, их подготовки и переподготовки (в частности, не обозначенный в отчёте Федеральный закон № 79 от 27.07.04.«О государственной и гражданской службе», в котором особое внимание на производственной практике уделила ст. 47,48, 60, 62, 63 – должностной регламент, аттестация, квалификационный экзамен, формирование кадрового состава гражданской службы ), программы и проекты областного целевого значения (областные целевые программы «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2005-207 годы» и последующая  «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы») и  другие менее значимые поручения.

Таким образом, все основные цели и задачи, поставленные в начале отчёта по прохождению производственной практики, были достигнуты и выполнены.

Приложение 1


Государственная поддержка, оказанная хозяйствующим субъектам малого и среднего предпринимательства Саратовской области в 2004-2007 гг.


Наименование показателей

2004

год

2005 год

2006 год

2007 год

2007 год к 2004 году, %

Объем государственной поддержки, млн.рублей

39,007

45,558

87,590

140,603

360,5

Объем государственной поддержки, %

_

116,8

192,3

160,5


в том числе:






на инвестиционные проекты, млн.рублей

32,607

36,078

55,262

53,903

165,3

инвестиционные проекты, %

_

110,6

153,2

97,5


на инновационные проекты, млн.рублей

6,400

9,480

14,849

33,700

526,6

инновационные проекты, %

_

148,1

156,6

227,0


на проекты, реализованные за счет собственной прибыли, млн.рублей

0,0

0,0

17,479

53,0


проекты, реализованные за счет собственной прибыли, %

_

_

_

303,2








Приложение 2.

  

Приложение 3

 

Инвестиции в основной капитал предприятий малого и среднего бизнеса, осуществленные в рамках инвестиционных проектов, получивших государственную поддержку в Саратовской области в 2004- 2007гг.


Источник финансирования проекта

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2007 год к 2004 году, %

Привлеченные средства (кредит и (или) лизинг), млн.рублей

735,700

924,600

1 288,700

1 876,200

255,0

Рост к соответствующему периоду прошлого года, %

_

125,7

139,4

145,6


Собственные средства, млн.рублей

_

_

52,370

133,043

_

Рост к соответствующему периоду прошлого года, %

_

_

_

254,0




Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.