Рефераты. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ в период с 1987 по 1996 год






p> Валютный контроль в России нацелен не только на то, чтобы с помощью эффективной системы единого валютно-таможенного контроля приостановить утечку экспортной выручки и сделать обоснованными платежи в иностранной валюте за импортируемые товары, но и защитить экономику от вливания в нее
"грязных" денег из других стран, в которых определенные слои предпринимателей стремятся использовать финансовую систему России для отмывания доходов, полученных преступным путем. В то же время факты торговли наркотиками в нашей стране и совершение других корыстных преступлений трудно отрицать, а значит, существуют доходы, которые их владельцы хотели бы легализовать, то есть налицо проблема отмывания
"грязных" денег. В российском законодательстве пока нет специальных законодательных актов, непосредственно направленных на борьбу с отмыванием денег, поэтому большой интерес в данной области может представить опыт стран, давно столкнувшихся с этим явлением.


III.3. Что касается нововведений, появившихся в валютном законодательстве
России в 1995 - 1996 годах, то хотелось бы отметить в этой связи следующее.

В общем контексте реализации подходов к либерализации текущих валютных операций важное значение отводится принятому решению Президента
Российской Федерации о введении с 1 июня до конца 1996 года "скользящего" обменного курса рубля, вместо ранее действовавшего валютного коридора. В соответствии с данным решением совместным заявлением Правительства и
Центрального банка Российской Федерации от 16 мая 1996 года на период с 1 июля по 31 декабря 1996 года была установлена граница изменений официального обменного курса рубля на межбанковском и биржевом валютных рынках. Эта граница предусматривала интервал изменения от 5000 и 5600 рублей за доллар США на 1 июня до 5500 и 6100 рублей за доллар на 31 декабря 1996 года.

Так называемый "скользящий", или "наклонный", обменный курс привязывается к уровню текущей инфляции. В основу привязки положен прогноз валютного курса, сделанный Центробанком России до конца 1996 года. На базе данного прогноза ежедневно составляется таблица расчетов центрального значения обменного курса.

В целях исключения спекулятивных операций с иностранной валютой в связи с принятым курсовым механизмом Центральный банк России ужесточил позицию по отношению к ведущим банкам при проведении ими операций по купле- продаже иностранной валюты на межбанковском валютном рынке. В соответствии с принятой им Инструкцией ( май 1996 года ) "О порядке отчетности по конверсионным операциям уполномоченных банков Российской Федерации, являющихся ведущими операторами межбанковского валютного рынка" эти банки обязаны ежедневно представлять отчет об объемах операций с иностранными валютами по всем видам сделок.

Положительным применительно к банкам в новой ситуации следует признать автоматическое получение последними разрешения на открытие валютной позиции, которое они приобретают одновременно с получением валютной лицензии.*

В связи с переходом к установлению официального обменного курса рубля и с целью правильного исчисления таможенных платежей Государственный таможенный комитет Российской Федерации издал Указания от 21 мая 1996 года
№ 01-14/525 "О порядке доведения курсов иностранных валют к рублю". В них приведены меры, необходимые для обеспечения своевременного доведения котировок до таможенных органов.

Обобщение опыта организации порядка проведения валютных операций в переходный период к рыночной экономике вызвало необходимость корректировки некоторых из этих видов операций. В соответствии с решением Совета директоров Банка России ( протокол от 1 марта 1996 года № 11 ) было принято
"Положение об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" (утверждено приказом Центрального банка России от
24 апреля 1996 года № 02-94 ).

Данное "Положение..." разработано на основании пункта 2 статьи 6, пункта 2 статьи 9 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", пункта 10 статьи 14 Федерального Закона "О центральном банке Российской
Федерации (Банке России)" и распространяется на некоторые виды валютных операций, по которым не требуется разрешения Банка России.

----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------

* Инструкция Банка России "Об установлении лимитов открытой валютной позициии и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской
Федерации" от 22 мая 1996 года № 41.

В перечень таких валютных операций включены переводы иностранной валюты федеральными органами исполнительной власти и другими резидентами с их валютных счетов, открытых в уполномоченных банках России, в оплату вступительных и членских взносов Российской Федерации в пользу международных организаций, членами которых она является, в счет оплаты страховых взносов страховщикам-нерезидентам независимо от страхуемого интереса.

Принципиально новым в регулировнии валютных операций является пункт
1.10 Положения, предусматривающий "возможность приобретения резидентами от нерезидентов платежных документов, выраженных в иностранной валюте при экспорте, импорте товаров ( работ, услуг ) в случае отсутствия отсрочки ( рассрочки ) платежа на срок свыше 180 дней".*

Препятствием к введению в действие указанных норм является отсутствие четкого порядка по пресечению незаконной утечки валюты за границу при проведении экспортно-импортных операций. Имеет место и несогласованность в действующей нормативной базе, в соответствии с которой данные операции рассматриваются как валютные операции, относящиеся к движению капитала, а следовательно, и нуждаются в получении лицензии Банка России.

Что касается валютного контроля, то хотелось бы отметить,что в конце
1995 года функции валютного и экспортного контроля, помимо Центрального банка, осуществлялись Государственным таможенным комитетом, Министерством финансов, Госналогслужбой, Госкомимуществом, Департаментом налоговой полиции, Министерством иностранных дел Российской Федерации ( в части координации действий по пресечению отмывания преступных денег ), судебными, правоохранительными органами и Министерством Российской Федерации по сотрудничеству со странами-участниками СНГ. Координирующим органом деятельности указанных министерств и ведомств в данной сфере внешнеэкономической деятельности является Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю ( ФСВК ), образованная, как указывалось выше, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 1993 года № 1444.

Множественность различных органов, для большинства из которых данная задача не является определяющей, не могла не сказаться на уровне их решений по реализации мер Правительства России в области пресечения "бегства капитала", хотя в ней и достигнуты некоторые положительные итоги.
Центральный банк России оценивает вывоз валюты из страны за рубеж за последние годы в сумме 50 миллиардов долларов США.** В преобладающей своей основе эта сумма сокрытой выручки относится к операциям по импорту, учитывая, что в этом направлении валютный контроль недостаточно отработан по сравнению с контролем за экспортными операциями.

В системе мер усиления валютного контроля важное значение отводится
Инструкции Центрального банка России от 27 февраля 1995 года № 27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской
Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками". Впервые, пожалуй, в данном документе ответственности банков, а также резидентов и нерезидентов посвящен самостоятельный раздел за нарушения требований настоящей Инструкции.
----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------

* Положение Банка России "Об изменении порядка проведения в
Российской Федерации некоторых видов валютных операций" от 24 апреля 1996 года № 02-94.

** Из интервью с руководителем ФСВК О. Павловым // Экономика и жизнь. 1995. №49.

Со стороны Главных территориальных управлений Банка России при выявлении органами и агентами валютного контроля нарушений банками требований этой Инструкции к ним применяются следующие меры:

- "отказ в регистрации заявленных банками обменных пунктов;

- направление в их адрес предписаний об устранении в определенный срок выявленных впервые нарушений в обменных пунктах;

- аннулирование свидетельства о регистрации обменного пункта;

- постановка перед Банком России вопроса о приостановлении лицензии уполномоченного банка на проведение валютных операций в части предоставленного ему права на совершение валютно-обменных операций, либо вообще лишение права на проведение им валютных операций".*

С выходом Постановления Правительства России № 206 от 28 февраля 1996 года "О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской
Федерации" право принимать решение о предоставлении юридическим лицам
Российской Федерации рассрочки до шести месяцев по уплате ими штрафов за нарушение валютного законодательства предоставлено Федеральной службе по валютному и экспортному контролю.

На укрепление валютной стабилизации положительное влияние оказала также заключенное 20 марта 1996 года между Госналогслужбой России и ФСВК
Соглашение о сотрудничестве в целях осуществления взаимодействия по контролю за соблюдением порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки. Эти Соглашением предусматривается также контроль по выявлению сокрытых доходов в иностранной валюте, предотвращению легализации доходов от незаконной деятельности в России.

Действующее законодательство, вытекающее из содержания Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", определяет полное и своевременное предоставление резидентами и нерезидентами органам валютного контроля всей информации о валютных операциях. Согласно пункту 2 "г" статьи
13 раздела 3 данного Закона, они обязаны "вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет".

----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------

* Инструкция Банка России "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно- обменных операций уполномоченными банками" от 27 февраля 1995 года № 27.

Наиболее распространенными нарушениями в области валютных операций является незачисление или неполное зачисление валютной выручки участниками внешнеэкономической деятельности на счета в уполномоченные банки.

Уголовный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 1997 года, предусматривает ( статья 193 ), что невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством
Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.*

С 1 июля 1996 года в систему валютного контроля введен институт уполномоченных экспертных организаций, решение о котором принято
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 года №
1267 "О введении единой системы обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров" Ее функция - экспертная оценка количества, качества и цены экспортируемых товаров. При недополучении валютной выручки по установленному перечню товаров, прежде всего составляющих основу российского экспорта ( нефть, газ ), данная процедура является обязательной. После ее проведения таможенные органы пропускают товары через границу, не требуя сертификата установленного образца, подтверждающего физические и стоимостные параметры грузы.

Таким образом, меры валютного контроля, предпринятые в последнее время с учетом сбалансированности интересов всех участников валютных операций, будут способствовать упорядочению внешнеэкономической деятельности и более стабильному формированию доходной части государственного бюджета.

В целом же новшества, введенные в валютное законодательство в последнее время лишь дополняют и конкретизируют положения ранее принятых нормативных актов.

----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------

* По данной статье деяние признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 10 000 минимальных размеров оплаты труда.


Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сделать несколько общих выводов.

Во-первых, деятельность в сфере валютных отношений в России осуществляется в целом на правовой основе. С принятием в 1992 году Закона
Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" наше государство пошло по пути большинства развитых стран в области валютного регулирования. Ярким примером этому служит отказ от валютной монополии как основополагающего принципа регулирования внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых, созданная достаточно разветвленная система валютного регулирования и валютного контроля в стране, как показало время, оказалась громоздкой, малоуправляемой и как следствие этого недостаточно эффективной.

Как показывают данные, в сфере валютного обращения в 1994 году выявлено 9 тысяч 400 незаконных сделок, что на 60% превышает уровень 1993 года, а за 9 месяцев 1995 года - 11 тысяч 300 (55%). Причем, если ежемесячный отток валютных средств за рубеж в этот период оценивался в 0,5
- 1 миллиард долларов США*, то спустя год, по данным МВД России, сумма переводимой за рубеж валюты составляла уже 2 миллиарда долларов**.
Положение на валютном рынке усугубляется наличием в стране общей проблемой неплатежей.

Таким образом, видно, что недостаточно предоставить свободу действий участникам российского валютного рынка, провозгласив либерализацию внешнеэкономической деятельности. Необходимо ввести эту свободу в определенные законодательством рамки. Причем важно, чтобы нормативные акты различных министерств и ведомств дополняли и конкретизировали друг друга, а не были бы противоречивыми, как это у нас "принято".

Валютный рынок всегда находится на перекрестке противоречивых интересов и трудносовместимых целей различных участников экономической деятельности: государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и так далее. Поэтому несложно обратить внимание на то, что политика Центрального банка Российской Федерации постоянно критикуется с позиции то одних, то других экономических интересов.

О недостаточной эффективности и в известном смысле неупорядоченности мер государственных органов по управлению валютно-финансовыми отношениями свидетельствует целый ряд негативных процессов. К числу их можно отнести гипертрофированно высокую степень долларизации денежно-кредитной системы, неэффективное с позиций общеэкономических интересов страны движение капиталов, трудности с поиском оптимальных границ курсообразования.

Объяснение этих явлений кризисом экономики, безусловно, верно. Однако одним указанием на плохое состояние дел в национальном хозяйстве не исчерпываются причины трудностей валютного регулирования в России.

Для выяснения возможностей совершенствования регулирования валютного рынка в России требуется прежде всего определиться с приоритетностью задач воздействия на финансовые рынки, посредством которых государство добивается достижения целей экономической политики. Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и так далее.

----------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------

* Закалюжный В. "Остановить сползание в "тень" // Экономика и жизнь.
1995. №44

** Тенденции экономического развития России (по материалам ЭКО-ТАСС)
// Экономика и жизнь. 1996. № 31.

Каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель. Основные задачи экономической политики находятся в сфере управления уровнями и динамикой инфляции, национального продукта, доходов и занятости. Поэтому показатели валютного рынка необходимо рассматривать как подчиненные данным задачам.

Безусловно, валютный курс способен оказывать определенное влияние на товарные и финансовые потоки. Благодаря целенаправленной экономической политике, которая затрагивает валютный рынок, возможно "нейтрализующее" влияние валютного курса на внешнюю торговлю. В целом в практике используемых странами рыночной экономики систем валютного регулирования можно найти самые разноообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок. Можно выделить несколько характерных принципов построения систем валютного регулирования.

Во-первых, схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами, котрые условно можно назвать контролирующим и дирижистским.

Основная идея контролирующего режима регулирования заключается в проведении политики курсообразования, не допускающей отклонение от заранее выбранных параметров ( вариант - фиксация ), которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц. Для резидентов часто создается более жесткий порядок расходования валютных средств. Такой режим решает две основные задачи: сдерживание инфляции стабильностью курса и аккумулирование валюты для финансового обеспечения государственных приоритетов ( например, инвестиции в экономику, выплата внешнего долга, формирование официальных золото-валютных резервов ).

При дирижистском режиме государство полагается на эффективность рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, снимая прямые ограничения, прежде всего, по текущим операциям. Центральные банки управляют в основном конъюнктурными колебаниями спроса и предложения, полагая, что свобода рыночных отношений выводит курс на оптимальный уровень, а также поддерживают желаемые объемы и структуру золото-валютных резервов. Кроме того, совместно с органами регулирования внешней торговли и движения капиталов создаются валютно-финансовые условия эффективного участия национальных производителей товаров и услуг в международном разделении труда.

Во-вторых, применение конкретной схемы регулирования связано с состоянием внутриэкономического развития. Основной причиной использования контролирующего режима является кризис экономики. Свобода рыночных сил на валютных рынках, связанная с использованием дирижистского режима, оказывает благотворное воздействие на национальное хозяйство, как правило, на фоне сильных конкурентных позиций страны на внешних рынках, выраженных в высокой доле в мировом экспорте и большом разнообразии источников поступления валюты на внутренний рынок.

Либерализация внешнеэкономических связей России, переход к рыночной экономике изменили роль валютного курса в экономической политике. В командно-административной экономике курс использовался в чисто расчетных целях и не оказывал серьезного влияния на хозяйство страны. В условиях перехода к рынку он уже непосредственно воздействует на эффективнойсть экспорта, импорта, уровень цен в стране, ее финансовое положение, уровень жизни населения. Все это повысило роль курсовой политики в хозяйственном развитии страны и осуществляемых в ней реформах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.