Рефераты. Экономическая безопасность России в период системных преобразований






Криминализация экономики. В последние годы резко ухудшается криминогенная ситуация в экономической сфере, которая уже сегодня представляет реальную опасность. Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни - отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность,  производство,  торговлю и услуги, внешеэкономические отношения.

По официальным данным Госкомстата РФ, за январь-сентябрь 1994г. число экономических и должностных преступлений выросло на 15%, в том числе   выявленные   факты   мошенничества   -   в . 2,9%   раза, фальшивомонетничества - в 3,5% раза, взяточничества - на 17%.

Серьезную угрозу для экономики и прежде всего для становления современных рыночных структур представляют рэкет во всех его формах и террор   по   отношению   к   работникам   банков,   руководителям государственных и коммерческих предприятий.

Все это наносит серьезный экономический ущерб и не может не оказывать крайне негативного влияния на деловую активность и привлечение зарубежных партнеров.

Даже краткий анализ современных угроз позволяет сделать вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Нарастание этих угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики российских реформ и поэтому их отражение предполагает серьезные изменения проводимого курса. Они должны быть осуществлены в рамках Среднесрочной программы реформ и развития российской экономики в 1995-1997 годах. Ее принятие позволит избавиться от примитивного метода "латания дыр", четко  сформулировать  приоритеты  инвестиционной,   структурной, финансово-кредитной    и    налоговой    политики,     определить последовательность и сроки решения накопившихся социальных проблем.

В своих предложениях по разработке программы "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах" Институт экономики РАН не мог, естественно, охватить все проблемы среднесрочной перспективы. Главное внимание было сосредоточено: на обосновании исходных  положений  и  принципов  построения  программы;   на рассмотрении ключевых вопросов социально-экономической политики и институциональных преобразований; на формировании нового типа отношений между центром и регионом.

Еще раз необходимо подчеркнуть, что разработка среднесрочной программы дает шанс остановить начавшийся развал российской экономики, вывести страну из глубочайшего экономического и социально-политического кризиса. Успешное решение этой задачи, помимо качества, взвешенности и реальности самой среднесрочной программы, во многом зависит от изменения общественного климата в стране. Важное значение здесь имеет решение следующих вопросов:

1. Восстановление доверия к руководству страны и к деятельности правительства,  что возможно лишь при Проведении честной и предсказуемой   социально-экономической   политики,    достижении соответствия между словами и делами. В противном случае шансы на вход из кризиса невелики, и страна придет к хаосу.

2. Расширение социальной базы реформ, заинтересованное вовлечение в процесс преобразований широких слоев населения. Если этого не удастся добиться, то дальнейший процесс реформирования российской экономики либо будет вообще приостановлен, либо потребует перехода к сугубо авторитарным методам продолжения курса, уже доказавшего свою несостоятельность.

3.  Восстановление законности и правопорядка в стране, решительная борьба с криминализацией экономики, которая стала главным препятствием на пути активизации сил возрождения и обновления российского общества. В этом сегодня - одна из самых серьезных угроз экономической   безопасности   страны.   Борьба   с   нарастающей криминализацией экономики, охватившей все ее звенья, включая высшие эшелоны власти, должна стать составной частью программы действий на ближайшую и среднесрочную перспективы.

Четкость  целевых  установок  среднесрочной  программы  и создаваемая на этой основе стабильность условий хозяйствования или "правил игры" позволяет резко повысить деловую активность, расширить горизонт мышления предпринимательских кадров.

Проблема экономической безопасности имеет как собственный объект - экономическую систему страны, так и объекты на пересечении с другими возможными сферами: военной, общественной, экологической, информационной и т.д. Поэтому проблему экономической безопасности необходимо рассматривать: в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке; в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами. К ним относятся: военно-экономическая   сфера;   сфера   защиты   научно-технического   и интеллектуального потенциала страны; сфера обеспечения общественной безопасности   (проблемы   теневой   экономики,   организованной преступности  и  коррупции в экономике,  экономических афер, осуществляемых в рамках закона, и т.д.); сфера взаимодействия экономики и природы и т.д. непосредственно в смежных внеэкономических сферах (военной и др.).

Не принижая важности решения проблемы безопасности во всех областях и сферах деятельности, нужно еще раз подчеркнуть базисную роль экономики, так как производство, распределение и потребление материальных благ первичны для каждой из них,  определяют жизнедеятельность и жизнеспособность общества.

Кризис общества в наибольшей мере охватил именно экономику, поскольку практически произошло крушение сложившейся экономической системы, и делают попытки построить нечто другое, похожее на капитализм западного образца. Подобная "перестройка" сама по себе является источником неисчислимых потрясений, а следовательно, и угроз безопасности страны.

Изолированное, некомплексное выявление всевозможных угроз безопасности малопродуктивно и вряд ли может быть использовано в качестве основы при разработке государственной стратегии в области экономической безопасности страны.

Экономическая   безопасность   обеспечивается   как   чисто экономическими методами, так и средствами неэкономического характера: политическими, военными и иными, включая защиту секретов. В свою очередь,   следует  подчеркнуть,   что   безопасность   в   смежных внеэкономических сферах обеспечивается не только специфичными для них методами, но в значительной мере и экономическими средствами, в том числе всегда с привлечением денежных и иных ресурсов экономического характера.

При исследовании проблем безопасности, несмотря на отдельные методологические и практические успехи, до сих пор продолжают господствовать бессистемность, выборочный и невзвешенный подход к отдельным аспектам данной проблемы. Нашим сегодняшним подходам к анализу вопросов безопасности явно недостает системности. Это либо импульсивная реакция, нацеленная на "латание дыр", либо ведомственное стягивание на себя ветхого одеяла. В полной мере это относится и к проблеме экономической безопасности. Такая ситуация в большей степени отражает утрату представления об экономике страны как о системе. Главное системное требование экономической безопасности состоит в обеспечении развития экономики страны и как минимум - в создании предпосылок для ее выживания.

В настоящее время современная экономическая ситуация в России приблизилась к тому рубежу, за которым, как в военное время, речь может идти о выживании части населения в условиях возможного голода, холода, угроз среде обитания, вызванных разнообразными причинами, в том числе эпидемиями, нарушением транспортных и информационных коммуникаций, потерей устойчивости энергетических и других технико-экономических систем. Конечно, в подобной постановке проблема выживания касается не всех жителей страны, а наиболее слабых, нетрудоспособных граждан, к тому же материально малообеспеченных.

В определенном смысле проблема выживания затронула и так называемое главное производственное звено - предприятия, большинство из которых оказалось на грани финансовой несостоятельности. На макроэкономическом уровне проблема выживания, конечно, не стоит столь буквально и прямолинейно.

В выживании и развитии экономической системы исключительную роль играет активизация внутренних стимулов, на что в настоящее время и делается ставка. Но здесь не должно быть иллюзий: в достаточно короткие сроки, видимо, возможны лишь расширение экономических связей и определенные положительные сдвиги в использовании отдельных элементов ресурсного потенциала (разумеется, пока в нем не начались необратимые процессы), поскольку создание эффективной экономики немыслимо без коренной структурной перестройки народного хозяйства.

Выживание, поддержание системы как минимум предполагают сохранение ее важнейших структурных элементов и обеспечение взаимодействия между ними, соблюдение определенных экономических и технологических пропорций. К тому же ситуация усугубилась развалом экономического пространства вследствие распада Советского Союза. Во многих случаях речь идет даже не о нарушении экономических пропорций, а о разрыве технологических связей часто на уровне элементарных производственных звеньев и процессов. Все возрастающая открытость экономики России по отношению к странам с развитой экономикой не обеспечивает    компенсирующего    эффекта    внутриэкономических диспропорций, а наоборот, таит в себе угрозу их усиления.

Существование    экономической    системы    характеризуется сохранением на определенном уровне ее важнейших структурообразующих показателей. Развитие системы обычно связывается с их ростом, а их темпы рассматриваются в качестве характеристик этого роста. При спаде показателей правильнее было бы говорить не об отрицательном росте, а о деградации системы.

Сохранить систему в этом случае можно ценой мобилизации (расходования) ее внутренних ресурсов и резервов, в том числе предназначенных для будущего развития. Это характерно для нынешнего состояния российской экономики: изношенное оборудование, сокращение разведанных запасов полезных ископаемых, разрушение системы образования, фундаментальной науки и культуры, подрыв здоровья народа и генофонда нации и т.д. Подобный выход из кризиса чреват существенной деградацией экономики и общества в целом, но не ведет к полному разрушению системы и сохраняет определенные шансы на "выздоровление".

Однако не исключено и более тяжелое развитие событий, при котором   происходит  скоротечное  ухудшение  всех  показателей, характеризующих систему: катастрофические процессы, разрушение системы, ее необратимые изменения.

Развитие катастрофических процессов в деградационной системе может происходить в результате относительно небольших угроз и воздействий, в том числе и внутреннего характера. Это случается, если система уже исчерпала свои ресурсы и резервы или в ней отсутствуют механизмы противодействия угрозам и негативным воздействиям (система потеряла устойчивость или близка к этому состоянию).

Многие идеи системного подхода представляются плодотворными при организации мониторинга показателей экономики России с целью выявления угроз безопасности и прогнозирования их последствий. Мониторинг в первую очередь предполагает фактическое отслеживание, анализ и прогнозирование важнейших групп экономических показателей (индикаторов), включая показатели:

- общеэкономические (ВВП, объемы производства по отраслям, важнейших видов продукции и т.д.);

- специфические, в наибольшей мере отражающие экономическую ситуацию в стране на данном этапе (уровень инфляции, душевое потребление, безработица, миграция населения, смертность и т.д.);

-частные, которые являются важными для характеристики конкретной ситуации в стране (например, ход сева или уборки урожая, ликвидация стихийного бедствия или крупномасштабной аварии и т.д.).

С позиций задач обеспечения экономической безопасности определяющую роль играет качественный анализ характера изменения показателей в процессе мониторинга.

Хотя    проблемы    экономической    безопасности    должны рассматриваться преимущественно в рамках экономических процессов, глубокие   катастрофические   последствия   проявляются   и   во внеэкономической   сфере.   Наибольшую   опасность   представляют политические потрясения в обществе из-за недовольства масс своим экономическим положением,  а также вызванные экономическими причинами прямые крупномасштабные разрушения производственного потенциала, социальной инфраструктуры и природной среды.

И тем не менее в любом случае одной из важнейших задач государства была и остается реализация определенных общественно-политических и социально-экономических целей. Обеспечение же безопасности является лишь одним из средств достижения этих целей.

При всем разнообразии чрезвычайных ситуаций, которые в силу своей специфики могут быть отнесены или к техногенной безопасности, или к экологической безопасности, или к общественной безопасности и т.д., их экономические последствия качественно достаточно сходны.

Чрезвычайные ситуации в экономической системе могут вызываться и чисто экономическими факторами, например, решениями органов государственного     управления     (указами,     постановлениями, распоряжениями). Своеобразие ситуации заключается в том, что, казалось бы, сравнительно незначительное воздействие способно инициировать цепь глубоких изменений в экономической системе часто с непредсказуемыми   негативными   последствиями,   а   иногда   и катастрофическими. Это требует экспертизы принимаемых решений на предмет их экономической безопасности.

В настоящее время в российской экономике важное место также занимают преобразования отношений собственности. Их возможное воздействие на экономическую систему до конца еще не осознано. Преобладает умозрительный подход к этой проблеме, главным образом с точки зрения тех плюсов, которые может дать экономике переход от общественной собственности к частной. Минусы практически не анализируются и отбрасываются преимущественно на основе политической аргументации. Происходящие и ожидаемые изменения в структуре собственности не воспринимаются в качестве угрозы экономической безопасности страны. Мелкое воровство государственного имущества по-прежнему рассматривается как уголовное преступление, а масштабная афера, связанная с присвоением общенародной собственности в процессе приватизации,  - как проявление предприимчивости в условиях строительства рыночной экономики. В процессе передела собственности могут быть выделены две фазы:

Первая фаза. Передел отношений собственности на прибавочный продукт, заключенный в цене на товар, который реализуется в основном через освобождение цен. Этот процесс проходил и продолжает проходить практически при полном отсутствии реальных элементов рынка. Сохраняющиеся монополия производства и дефицит большинства товаров позволяют производителям и посредникам диктовать потребительские цены, обогащаясь при этом с невиданной "эффективностью" (если ее оценивать как доход на единицу затрат).

Высвобождение цен в значительной мере породило инфляцию, которая съела и съедает накопления как граждан, так и предприятий. Важно то, что отсутствие накоплений, резервов, оборотных средств и т.д. снижает способность граждан и предприятий к сопротивлению при вымогании в процессе вынужденной покупки ими товаров первой необходимости.   Это,   в   свою   очередь,   облегчает   данное перераспределение собственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.