30. ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС
Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хоз-ва, производящие разнообразные услуги. Услуги — это особый вид продукции, которая потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности. Инфраструктурный комплекс включает в себя коммуникационные услуги (услуги транспорта и связи) и сферу услуг (бытовые услуги, здравоохранение, учреждения культуры, жилищно-коммунальные услуги, услуги банков, страховых агентств, юридических организаций, сфера спорта и курортно-оздоровительный комплекс). Услуги можно подразделить на материальные (торговля, жил-ком, бытовое обслуживание, транспорт и связь и т.д.) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение, гос. управление, оборона, охрана правопорядка и т.д.).
Инфраструктурный комплекс обеспечивает взаимодействие различных частей нар. хоз-ва и отдельных территорий страны. С его помощью осуществляются и межгосударственные связи. Входящие в нее отрасли подготавливают квалифицированные кадры, обеспечивают полноценный отдых, сокращают потери времени от болезней и тем самым повышают производительность труда в произ- ной сфере. Соц. влияние комплекса еще более значительно, т.к. он формирует духовный мир человека.
Услуги предназначены для людей и должны оказываться там, где они живут. Поэтому при организации системы обслуживания учитывается терр-ное размещение населения.
Коммуникационная система РФ включает транспорт и связь, основная задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и веществ.
Транспорт выполняет задачи: обеспечения устойчивых связей между отдельными отраслями и р-нами страны, своевременное и полное удовлетворение потребностей нар. хоз-ва и населения в перевозках. С помощью одного вида транспорта эту задачу выполнить трудно, поэтому все виды транспорта взаимодействуют, дополняя друг друга и образуя транспортную систему.
Важная роль в сфере обслуживания принадлежит рекреационному хоз-ву, включающему сеть специализированных оздоровительных учреждений, баз отдыха, туристические базы. Развитию этой отрасли способствует разнообразие зон отдыха в РФ, здесь насчитывается 7,5тыс. учреждений отдыха, десятки тыс. культурно-исторических памятников, тысячи источников минеральных вод и т.д. Большая часть учреждений расположена в европейской части страны. Выделяют р- ны, образованные: . на основе природных ресурсов и условий (климат, благоприятные условия, живописный ландшафт) (Минеральные Воды, Сочи) . вокруг крупных городов и культурных центров (Москва, С-Петербург) . вокруг ценных культурно-исторических объектов (Золотое Кольцо, Загорск). Но в условиях кризиса новые зоны отдыха практически не создаются, старые ветшают и сильно перегружены, некоторые закрыты из-за межнациональных конфликтов.
31. ЭГП КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ ЭГ
Одним из основных категорий курса является экон.-геогр. положение (ЭГП) — это отношение данного объекта (страны, города, предприятия) к объектам, находящимся вне него (т.е. отношение к др. странам, городам, крупным пром-ным центрам, транспортным путям и т.д.). ЭГП — это вид геогр. положения, которое является внешним условием существования и развития исследуемого объекта, отношением данного объекта к каким-либо геогр. объектам вне него. Отличительная черта ЭГП — его историческая изменчивость. Мордовия была отсталой аграрной территорией, а сейчас это индустриально- аграрная республика, располагающаяся вблизи крупных пром-ных центров и крупных транспортных путей. Еще одна черта ЭПГ — потенциальный характер, т.е. оно дает шанс на преимущество, но это преимущество может быть реализовано или нет. Расположение рассматриваемого объекта на морских путях ведущих через проливы выгодно, но выгодно только в том случае, если пролив соединяет экономически мощные страны. Иногда сам объект создает свое положение. Возможно превращение Москвы, а не Коломны в столицу было исторически случайным. Но став столицей Москва сама сформировала свое выдающееся положение в узле сухопутных дорог.
Категория политико-географическое положение родственно ЭГП — это положение страны относительно союзников и врагов при данной международной полит. обстановке. ЭГП представляет собой сложную систему, в которую входят компоненты: . трансп.-геогр. положение — по отношению транспортной сети, с учетом ее мощности, скорости, стоимости, загруженности) особенно выделяется приморское положение, которое является существенным фактором экон. развития; . пром.-геогр. положение — относительно источников энергии, центров обрабатывающей пром-ти и научно-технических баз; . агрогеографическое положение — относительно продовольственных баз и основных центров потребления с/х продукции; . рыночное положение — относительно рынков сбыта; . демографическое положение — относительно нахождения трудовых ресурсов. . рекреационно-географическое — положение объекта относительно мест отдыха. Кроме того рассматривается положение объекта в р-не, области, стране. Выделяются положения относительно центров — рассматривается центральное положение, периферийное и т.д. Различаются макро, микро положения.
Основные подходы к оценке ЭГП начинают обычно с расстояния от него до др. объектов (геодезическое расстояние — по прямой, фактическое —по существующим путям, экономическое — измеряемое затратами, по условным отрезкам — например «через два квартала»). Затем оценивается положение внутри ареала государства, город и т.д.) Центральное положение всегда выгоднее периферийного. Глубинное положение безопаснее, но затрудняет внешние связи, пограничное — опасней, но благоприятствует развитию внешнеэкономических связей. Для объекта очень важно количество соседей. Чем больше соседей первого порядка (непосредственно граничащих с объектом), тем больше у них ресурсный потенциал, тем выгодней положение. У Центрального р- на 5 соседей первого порядка и это дает ему дополнительные преимущества по сравнению с Дальневосточным р-ном. Для оценки ЭГП государств используются термины «континентальное», «мировое положение», для положения объекта внутри страны — макро, мезо, микро положение. Для С-Петербурга макроположение описывается относительно Европейской части РФ, мезоположение — относительно Ленинградской обл., микроположение — относительно дельты Невы. Значение ЭГП хорошо прослеживается на судьбах таких городов как Рига, С-Петербург, Астрахань.
ЭГП экон. р-на можно оценить по плану: . положение относительно Центрального р-на . к государственной границе . к морям мирового океана и внутренним . число сухопутных соседей первого порядка, их совокупный природно- ресурсный, людской и экон. потенциал . положение по отношению к путям сообщения . к основным топливно-энергетическим, ресурсным, металлургическим и продовольственным базам . к основной полосе расселения.
32. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОЙ И АЗИАТСКОЙ РОССИИ
Европейская Россия В России р-ны и их группы входят в состав крупных макрорегионов: Западного (Европейская Россия) и Восточного (Азиатская Россия). Это макрорегионы отличаются историческими особенностями заселения, освоения территорий, экон. развития. Европейская Россия отличается высоким уровнем хоз-го освоения территории, составляющей 25% от площади страны. При снижении доли в населении России (1926г - 86,3%, 93г - 81,1%) ее произ-ный и научный потенциал остается постоянно преобладающим. Здесь производится более 85% пром-ной и с/х продукции, 90% научных исследований. Доля городского населения составляет 75%. Сосредоточение науки и наукоемких пром-ных произ-ств в крупных городах В Европейской России находятся крупнейшие городские агломерации и 12 городов-«миллионеров». Здесь благоприятные природные условия как для жизни людей, так и для развития основных отраслей хоз-ва. Терр-ная структура расселения и хоз-ва имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы. В Западном макрорегионе сформировались крупные межрайонные комплексы, объединяющие группы р-нов. Это связано с их геогр. особенностями, своеобразием ЭГП, историческими особенностями формирования хоз-ва и расселения, современными проблемами. Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва складывались под влиянием ряда факторов: 1. роли ее р-нов как главных научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз страны; 2. старопромышленного характера; 3. наличия высококвалифицированных кадров; 4. выгодного экон.-геогр. положения; 5. благоприятных транспортных связей; 6. использования преимущественно привозного сырья и энергии.
Этот макрорегион является металлургической базой и специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении, в меньшей мере на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы (хим., металлургической, лесной пром-ти), исторически сложившейся здесь легкой (текстильной) пром-ти.
Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием выпускаемой продукции, так и тем, что основная продукция комплекса предназначена для сей страны. Особое значение для коренной технологической перестройки самого машиностроения приобретают станкостроение, электроника, радиоэлектроника, приборостроение, вычислительная. Здесь производят машины и оборудование для многих отраслей пром-ти, машины для населения (автомобили, фотоаппараты, пылесосы, часы). Дополняют машиностроительный комплекс предприятия, производящие конструкционные материалы. Это прежде всего металлургия.
На севере и северо-востоке ЦР получила развитие лесная, деревоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-ть, Электроэнергетика включает ТЭС, ГЭС и АЭС (Нововоронежская, Тверская, Курская, Смоленская) и ГАЭС.
АПК можно географически подразделить на три р-на. Первый р-н связан с черноземными почвами на юге, где производится 10% зерна и картофеля, 20% подсолнечника, половина сахарной свеклы, 8-9% животноводческой продукции (мяса, молока, яиц). На базе с/х создана мощная пищевая пром-ть: мукомольная, маслобойная, свеклосахарная, табачная, мясная. Второй р-н АПК — в междуречье Оки и Волги, где много городов, преобладает пригородное с/х и мощная пищевая пром-ть. Третий р-н занимает север и запад , где занимаются льноводством и молочным животноводством.
Для обеспечения экономики и ее городов сырьем и топливом создан мощный транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть, отходящая от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени напоминает конфигурацию ж/д. Главные водные перевозки Западной зоны осуществляются по Волго-балтийской системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая в стране система авиалиний расходится от Москвы.
При структурной перестройке экономики резко повысится роль наукоемких произ-ств (верхних этажей), которые приобретут также и экспортную направленность, при сокращении удельного потребления и экспорта энергии и сырья — в этом перспектива этого региона. Развитие экономики в европейских р-нах будет происходить преимущественно за счет технического перевооружения действующих предприятий, закрытия произ-ств с устаревшими технологиями, конверсии военной пром-ти при сокращении численности занятых в сфере материального произ-ва.
Азиатская Россия
Восточный макрорегион занимает площадь 12,8млн.км2. Это более половины (75%) страны и в то же время значительно больше территории любой страны мира. Здесь проживает 32млн. человек (всего 22% населения России).
Огромная территория Восточного региона концентрирует основные топливно- энергетические и сырьевые ресурсы страны, стала осваиваться последовательно с запада на восток.
В отличие от радиально-кольцевого характера хоз-ва европейской части, азиатская структура определяется главными транспортными осями — Транссибом, БАМом и Северным морским путем.
Разнообразие ЭГП, природных условий и ресурсов отдельных частей Восточного макрорегиона в значительной мере определяет его экон.-геогр. своеобразие, проблемы и перспективы развития. ЭГП частей Восточного макрорегиона существенно различается. Разнообразные ресурсы Западной Сибири (газ, нефть, уголь) активно используются в западных р-нах. Дальний Восток в силу его чрезвычайной удаленности (от Москвы до Владивостока 9,5тыс.км) может отправлять на межрайонный обмен лишь наиболее ценные или остродефицитные для страны ресурсы (цв. и редкие металлы, рыбопродукты). В то же время массовая продукция лесной, угольной и др. отраслей пром-ти Дальнего Востока имеет большое значение для внешней торговли страны.
Резко различаются северные и южные р-ны. Обширные территории Севера с суровыми условиями природы слабо заселены и освоены. Зона Севера занимает более 1/2 территории Западной Сибири, 2/3 Восточной Сибири и более 3/4 Дальнего Востока. Зона Севера нормативна. Это значит, что все затраты (нормативы) оцениваются здесь в зависимости от суровости природы и удаленности территории от освоенных р-нов. Удорожание всех работ на Севере в 2-5 раз.
Северные территории макрорегиона чрезвычайно богаты природными ресурсами, но здесь легкоранима природа. На азиатском Севере концентрируется более 3/4 энергетических ресурсов страны, запасов спелой древесины, водных (и гидроэнергетических) ресурсов, преобладающая доля цв. и редких металлов, запасы хим. сырья.
Население. За последнее столетие население Восточной зоны быстро росло как абсолютно, так и относительно (т.е. в сравнении с населением страны): в 1897г. - менее 6млн. человек, в 1926г. - 12,3млн. человек, в 1990г. - 32,3млн. человек. Средняя плотность населения крайне низка. Население концентрируется на юге — вдоль трассы Транссибирской ж/д магистрали. В то же время темпы заселения были высоки, особенно в зоне Севера. Например, если в 1925г. в Ханты-Мансийском а.о. проживало около 40тыс. человек, то в 1990г. — более 1,3млн. человек.
В Восточном макрорегионе резко преобладает городское население, составляя в целом 74%; при этом на Дальнем Востоке оно достигает наивысшего уровня — 76%.
В настоящее время здесь расположено около 230 городов и более 600 поселков городского типа — одно-функциональных поселений, связанных в основном с добычей природных ресурсов. Это также отражает его специфику.
На Востоке есть города-«миллионеры» (Новосибирск — более 1,4 млн. человек и Омск — более 1,2млн. человек). Роль Восточного макрорегиона в экономике России постоянно возрастает.
Хозяйство. Восточный макрорегион — главная топливно-энергетическая база страны, основной производитель алюминия, поставщик руд цв. металлов, рыбы и лесопродуктов. В перспективе добыча ресурсов не будет возрастать. Она должна сопровождаться их глубокой комплексной переработкой. Здесь в перспективе должны динамично развиваться энергоемкие и малотрудоемкие отрасли машиностроения при глубокой конверсии оборонных предприятий.
Восточный макрорегион при его громадной территории слабо обеспечен транспортом. Поэтому именно здесь осуществлялось крупное транспортное строительство (БАМ, дороги на западносибирский Север, Амуро-Якутская магистраль — АЯМ и др.). Современное геополитическое и экон.-геогр. положение России, усложнение связей через порты Балтийского и Черного морей, ставшие портами независимых государств, увеличивают значение портов Дальнего Востока. Возрастание роли стран Азиатско-Тихоокеанского региона для внешнеэкономических связей России еще более усиливает их значение.
33. РОССИЯ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Формы адм.-терр. устройства. . Унитарное государство — государство с едиными центральными органами власти без самоуправляющихся частей. . Федерация — форма гос. устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные терр-ные единицы, имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. . Конфедерация — экон., полит. или военный союз суверенных государств. Принципы адм.-терр. деления: экон., исторический, соц.-полит., национальный, организационно-управленческий.
На полит. карте мира 230 государств с различным полит. устройством. В настоящем времени полит. карта мира продолжает формироваться. 190 — члены ООН. В мире 190 республик, 29 монархий. Страны делятся по: . величине территории — существуют крупные (Россия, Канада, США, Китай и т.д.), и государства малютки — Ватикан, Люксембург; . численности населению (Китай - 1,2млрд, Индия — 900млн, США —265млн) . географическому положению — приморские страны, полуостровные (Индия), островные (Япония), континентальные (Монголия), архипелаговые (Индонезия). Типология стран мира строится на 3 критериях: величина ВВП, продолжительность жизни, занятость в с/х. . группа экономически высокоразвитых стран: ВВП на душу населения - 20тыс$, продолжительность жизни 75-77лет, в с/х занято 2-10% населения. Сюда относятся страны большой семерки, Голландия, Австралия; . страны со средним уровнем развития капитализма: на душу населения 10- 12тыс$, средняя продолжительность жизни 60-75лет, в с/х 10-15% (Португалия, Турция, Греция); . развивающиеся страны 3 группы: 16. группа - более 1тыс$, 55-66лет, в с/х 30-50% населения. К этой группе относятся 4 азиатские тигра (Гонконг, ) Мексика, Бразилия, Аргентина, Кувейт, Сауд. Аравия; 17. группа (промежуточная) - менее 1тыс$, 40-50лет, до70%. К ней относятся Сирия, Алжир, Тунис, Египет; 18. группа (нижняя группа) - менее 500$, 40-50лет, 90-95%. Индия, Пакистан.
Средняя заработная плата в России составляет всего 5% от мирового уровня. Безработных в РФ - 5млн. В мире безработных - 1млрд человек. Высокий уровень безработицы в Испании, Ирландии, ЮАР. Самый низкий уровень безработицы в Японии, Мексике, Чили, Сингапур. Относительно высокий уровень в США, Канаде. В Мордовии 30-35тыс человек безработных Но кроме того в РФ и Мордовии высокий уровень скрытой безработицы (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя).
Самый высокий уровень образования в точных науках в России. По индексу человеческого развития Россия занимает 26 место.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10