Рефераты. Функционально-направленное обучение грамматике АЯ как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции






2) Did Albert finish reading all of Plant news?

3) Did Bert finish reading all of the journal?

4) When did their research begin?

5) Is their research continuing?

6) Is their research complete?

Ex.2 a) Imagine you are a scientist at the Loch Ness Research

Centre. You are going to interview someone who says that they have been

watching the monster for several years. Prepare for the interview.

Write questions you would like to ask this person, like this:

- How many times have you seen the monster?

- Have you taken any photographs of it?

b) Work with the partner and act out an

interview

Ex.3 In pairs, imagine that one of you is a

chef of a computer firm , you are going to interview a person, who is

eager to work for you. Try to find out as much information about this

person ( biography, experience etc.) as possible.

Третья подгруппа упражнений, ориентированных на значение.

Существует направление, в рамках которого под функциональной (

коммуникативной ) грамматикой понимается прежде всего рассмотрение

разноуровневых , принадлежащих к различным категориям единиц для

выражения определённых коммуникативных интенций. Однако для подобного

описания грамматики английского языка ( а системность составляет одно

из основных требований к учебной грамматике) в настоящее время не

всегда имеется реальная основа в виде хорошо изученного с этих позиций

лингвистического материала. Поэтому данный материал представляет собой,

скорее резервный,. потенциальный раздел учебной грамматики. В то же

время не следует полностью сбрасывать со счетов уже имеющиеся

разработки по соотнесению коммуникативных намерений с языковыми

средствами их выражения. В учебном материале можно отразить отдельные

темы ( например, « Средства выражения разрешения» или « Способы

выражения сомнения») и предложить обучаемым соответствующие упражнения.

В основе этих упражнений лежит опять таки выбор языкового средства, но

на этот раз языкового средства, которое может принадлежать не только к

грамматическому уровню. Данные упражнения ( большей частью типа

«Представь…», « Вырази…», « Скажи…» и т.п. ) не отличаются существенно

от упражнений предыдущей подгруппы. Они составляются таким образом,

чтобы учащийся правильно употреблял в зависимости от коммуникативной

задачи разнообразный языковой материал , например средства для

выражения совета : модальные глаголы ( You should stay in bed. You

ought to be more polite)формы сослагательного наклонения ( I’d advise

you to see a doctor. If I were you I’d write him a letter); эти

языковые средства используются для воздействия на других людей и , хотя

по сути своей не так уж далеки от прямых распоряжений и требований,

звучат значительно мягче , чем предложения типа Stay here! You are to

stay here till I come back.

Таким образом, основную часть упражнений при функциональном

подходе составляют так называемые ситуативные упражнения.

«Суть ситуативных упражнений заключается в свободной, конкретно-

ненаправляемой с языковой точки зрения речевой реакции учащихся на

комплекс воображаемых или условно-реальных обстоятельств, содержащих

некоторую трудность, проблему или конфликт и вовлекающих в

необходимость их разрешения самих учеников.» [20]

Основу ситуативного упражнения составляет микротекст ( 2-7

предложений) , сжато описывающий модель естественной коммуникации.

Ситуативное упражнение состоит из трёх основных компонентов:

задание, описание ситуации и речевая реакция.

Задание. В зависимости от конкретной цели и вида ситуативного

упражнения задание к нему может иметь самую разнообразную

направленность, общий смысл которой в том, чтобы ученики отреагировали

на ситуацию. Например: “ Role play an interview”, “ Write a reply to a

letter”, “ Tell your partner about the following”, “ In pairs imagine,

that…”

Описание ситуации: Оно включает информацию о деталях обстановки,

собеседниках, а также содержит речевой стимул, выраженный словесно или

вытекающий из смысла ситуации. Например:

In pairs, imagine that one of you is a mother/ father of three

children, who is looking for a baby-sitter, and you are going to

interview a person by phone , who calls you and is eager to work for

you. Try to find out by asking him different questions if he is

suitable for this position.

Обстановка: мать/ отец детей у себя дома говорит по телефону. На

другом конце провода- потенциальная няня для её / его детей.

Участники разговора: мать/ отец детей и потенциальная няня

Речевой стимул: желание матери/отца найти подходящую няню для

своих детей.

Речевая реакция: Это тот речевой продукт, который, согласно

ожиданиям учителя, должны выдать учащиеся , реагируя на описание и

следуя заданию.

Конечно в процессе формирования грамматического навыка нельзя

отказываться от использования других видов упражнений , в частности

имитативных и подстановочных упражнений. Так как имитация закладывает

основы связи слухового и речедвигательного образов грамматической

формы. Таким образом, на основе предъявленного на слух грамматического

явления и закрепления его зрительного образа в речевом образце

происходит дальнейшее укрепление осознания функции грамматического

явления. Что же касается подстановки, то на основе подстановочных

упражнений формируется операция оформления и способность к репродукции.

Эти два вида упражнений являются как бы мостиком между формированием

формальной и функциональной стороной грамматического навыка. А

дальнейшие стадии формирования грамматического навыка (стадия

трансформации, употребления , переключения ( Пассов)) основываются на

использовании ситуативных упражнений.

Выводы:

1. Функциональный подход к обучению грамматики

- учит видеть реальную картину языковой системы, связи и взаимодействия

(взаимоотношения) единиц разных уровней языка, а главное –

согласованную жизнь языковых единиц в речи, их совместное

функционирование в тексте.

- Содействует развитию логического и ассоциативного мышления школьников:

учит видеть одинаковые, сходные значения и функции во внешне

(формально) различных языковых средствах.

- Развивает языковое и речевое чутье, делает более осознанной работу по

выбору языковых средств при формировании высказывания; позволяет

овладеть комплексом средств, выражающих близкие значения; ставит

вопросы о различиях, правилах выбора, функциональных возможностях.

- Стимулирует развитие как рецептивных, так и продуктивных речевых

действий.

- Развивает интерес к языку при работе с текстом и создании собственных

речевых единств: демонстрирует возможность оперировать единицами разных

уровней, искать и находить связи и взаимодействия языковых единиц.

- Отвечает современным требованиям к изучению ИЯ: практическое владение

языком, формирование коммуникативной компетенции.

2.Функциональный подход к обучению при планировании урока ИЯ

требует соблюдения следующих принципов: принцип речевой направленности,

функциональности и ситуативности урока. Неотъемлемой частью урока ИЯ

должны также являться: новизна, личностная ориентация общения и

коллективное взаимодействие.

3.Предъявление грамматического материала при функциональном

подходе осуществляется практическим путём и опирается на основные

положения, связанные с обучением грамматической стороной речи.

4.При функциональном подходе применяются упражнения с

преимущественной ориентацией на значение, которые можно подразделить на

три подгруппы, которые в целом являются упражнениями ситуативными.

Использование ситуативных упражнений соответствует принципам содержания

обучения при функциональном подходе. Это, в первую очередь,

функциональность , речевая направленность и ситуативность. Постоянная

смена речевых ситуаций придаёт уроку ИЯ новизну, а характер упражнений

( диалогическое общение, групповая работа) – обеспечивает коллективное

взаимодействие. В процессе формирования грамматического навыка такие

виды тренировочных упражнений как имитативные и подстановочные играют

немаловажную роль, а именно являются « мостиком» между формированием

формальной и функциональной стороной грамматического навыка.

Глава 3 Опытное обучение и его результаты

3.1.Структура опытного обучения

Опытное обучение проводилось с учётом условий обучения

иностранному языку на старшем этапе средней школы .

Условия –это сложная совокупность факторов, оказывающих прямое

влияние на обучение. Поэтому при организации опытного обучения

грамматической стороне английского языка на старшем этапе учитывались

те факторы , которые наиболее тесно коррелируют с обучением:

1) особенности данного этапа ( возрастные и индивидуальные различия

обучаемых, цели обучения, количество учебных часов)

2) мотивация в учении

3) уровень сформированности лингвистической готовности учащихся к

осуществлению иноязычной деятельности

Опытное обучение включало два этапа: подготовительный и основной

3.1.1. Подготовительный этап

На подготовительном этапе ставились следующие задачи:

. отбор грамматического материала

. организация отобранного материала в учебных целях

Отбор грамматического материала

В качестве языкового материала были избраны две грамматические

темы : “ Second Conditional ” и “ Present Perfect & Present Perfect

Continuous”.

Причины по которым были избраны именно эти темы следующие:

. Первая грамматическая тема являлась для учащихся новым языковым

материалом, ранее не изучавшимся. Таким образом, отсутствовало влияние

какого-либо прошлого языкового опыта, что гарантировало чистоту

проведения опытного обучения. Вторая же тема, напротив, ранее

изучалась, и влияние прошлого языкового опыта было неизбежно. В этом

случае ставилась задача дополнить предыдущий языковой опыт учащихся и

направить его на реализацию поставленных целей и задач.

. Широкое использование данных грамматических явлений в коммуникативных

целях.

Речевой материал составляли, в основном, речевые образцы и

тексты, которые подбирались из различного рода пособий.

Организация отобранного материала

Для проведения опытного обучения было составлено два комплекса

упражнений для учащихся по темам “ Second Conditional ” и “ Present

Perfect & Present Perfect Continuous”, наиболее полно реализующих

принципиальные положения функционального подхода к обучению

грамматической стороне речи.

Конечная цель обучения “ Second Conditional ” и “ Present

Perfect & Present Perfect Continuous” заключалась в формировании

коммуникативной компетенции и, в частности, важнейшего её компонента -

языковой компетенции, достаточной для совершения акта коммуникации на

иностранном языке. В связи с этим каждое пособие включало в себя

условно-речевые и речевые упражнения, имитирующие естественный процесс

коммуникации (по всем видам речевой деятельности).

Уровень сформированности коммуникативной компетенции, и

грамматических навыков в частности, проверялся с помощью письменных

(тесты, сочинения) и устных (диалогические и монологические

высказывания, ролевая игра) заданий.

Каждый из комплексов упражнений явился микромоделью

функционирования исследуемого подхода, что позволяет по результатам

опытного обучения судить об эффективности данного подхода и

разработанной системы упражнений.

3.1.2.Основной этап

На этом этапе решалась основная задача исследования - определение

эффективности исследуемого подхода и разработанного комплекса

упражнений для формирования коммуникативной компетенции на основе

проведения опытного обучения.

Опытное обучение проводилось в лингвистической гимназии № 25 г.

Нижнего Новгорода. В нём принимали участие учащиеся 9 класса.

Структура опытного обучения была следующей:

1) Промежуточный комплекс- 3 урока

Первый срез - на следующий урок после окончания комплекса

Отсроченный срез – через 1 месяц

2) Промежуточный комплекс- 3 урока

Первый срез - на следующий урок после окончания комплекса

Отсроченный срез – через 1 неделю

а) Промежуточный комплекс по теме “ Second Conditional”

1 урок

Задачи:

. Введение и первичная автоматизация нового грамматического материала

. Дальнейшее развитие грамматических навыков (активных и рецептивных)

. Развитие навыков и умений самостоятельного решения коммуникативных

задач на ИЯ

. Развитие памяти, мышления, воображения

. Повышение мотивации изучения ИЯ

Как уже упоминалось выше, грамматический материал по теме “

Second Conditional” являлся новым грамматическим материалом, но

учащиеся были уже знакомы с “ First Conditional”. В задачи урока

входило ознакомить учащихся с одной из двух ведущих функций “ Second

Conditional”: нереальное условие. Учащиеся же уже были знакомы с

функцией “ First Conditional”- выражение возможного условия и

предполагаемого результата. Поэтому во время речевой зарядки на первом

уроке по теме “ Second Conditional” учащимся задавались вопросы типа :

. What is the weather like today?

. What will you do if the weather is sunny/ rainy/snowy tomorrow?

. Will you be upset if the weather is cloudy / rainy/snowy tomorrow?

Затем подводятся итоги с целью выяснить какое грамматическое

явление было использовано , в какой функции. После того, как было

выяснено, что форма “ First Conditional” была использована для

выражения предполагаемого результата и возможного условия, даётся

установка на урок : «We already know what Englishmen usually say, when

they want to express a real condition. Today we’ll learn to express

unreal condition in a way Englishmen do.» Благодаря такой формулировке

в сознании учащихся происходит процесс дифференциации двух форм и , что

более важно , двух функций грамматических явлений. Таким образом в

ситуации коммуникации, находясь перед выбором употребления той или иной

формы Conditional, выбор будет происходить с учётом не формы и как

следствия- функции явления, а наоборот. И далее : « I am a teacher and

I work at school. But if I were a doctor I would work in a hospital. If

I were a taxi-driver I would spend the whole day driving around the

city.” ( при этом форма сослагательного наклонения выделяется голосом).

Заканчивается презентация фразой: “ But that was only my dreams .

Unfortunately, I am not a doctor and I am not a taxi –driver.”

После установки на урок учащимся предлагаются два речевых образца

, отражающих одну из основных функции “ Second Conditional”:

нереальное условие :

На основе представленных речевых образцов, после уточнения

функции использования “ Second Conditional”, выполняется серия

имитативных упражнений в режиме T-C, затем P-P. :

1) Т: What would you do if you were a queen/king?

What would you do if you lived in a palace?

What would you do with the money if you had 1000$?

2) P-P: Discuss the following situations with your partner.

a) Who would you like to be if you woke up tomorrow as a different person?

b) What three things would you take with you if you were shipwrecked on a

desert island?

c) Which single item would you save if your house was on fire?

В процессе таких упражнений функция грамматического явления

усваивается параллельно с формой, а не в отрыве от неё.

Тем не менее, после серии имитативных упражнений необходимо

уточнить форму, преподнося её в виде сравнения с похожим грамматическим

явлением.

На доске записаны два предложения:

If the weather is fine tomorrow I will go for a walk

If the weather were fine today I would go for a walk

На основе вышеуказанных примеров учащиеся делают всевозможные

выводы касающиеся как формы, так и функции явлений.

На этом предъявления материала завершается и начинается этап

первичной автоматизации на основе речевых образцов и условно-речевых

упражнений, имитирующих естественный акт коммуникации. Например, такие

упражнения:

Ex. Here is a list of future possibilities. Which do you think

are :

a) possible

b) possible in theory but probably won’t happen?

. rain at the weekend

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.