Рефераты. Парламент и монархия - особенности истории (Великобритания)






Палаты стремились влиять на назначение и отставку высших чиновников

королевства. В XIV веке складывается практика отстранения должностных лиц,

обвиненных в серьезных нарушения законодательства, в злоупотреблениях, в

других неблаговидных поступках. Парламент не имел юридической возможности

увольнять неугодных ему чиновников, но под влиянием выступлений депутатов

король был вынужден смещать со своих постов лиц с подорванной репутацией. В

Палате общин часто раздовалась весьма жесткая критика действий королей.

Судебные функции Парламента также были весьма значительными. Они

входили в компетенцию его Верхней палаты. К концу XIV века она приобрела

полномочия Суда пэров и Верховного суда королевства, рассматривавшего

наиболее тяжкие политические и уголовные преступления, а также апелляции.

Палата общин могла выступать в качестве ходатая сторон и представлять

лордам и королю свои законодательные предложения по улучшению судебной

практики.

Являясь высшей судебной инстанцией и законодательным органом,

парламент принимал многочисленные петиции по самым разным вопросам - как от

частных лиц, так и от городов, графств, торговых и ремесленных корпораций и

т.д. Для их рассмотрения создавались специальные комиссии, но первоначально

петиции поступали в Палату общин. Значение парламентской работы с петициями

чрезвычайно велико: центральная власть, таким образом, постоянно получала

информацию о состоянии дел в государстве.

К концу XIV века членство в Палате общин начало восприниматься не как

обуза (что было характерно в первые десятилетия парламентской истории), а

как привилегия. Избиратели считали Парламент способным реально защищать их

интересы, соответственно и членство в Нижней палате было выгодно и

престижно. В среднем, число членов нижней палаты в середине XIV века

составляло двести человек, а к началу XVIII века представителей общин было

уже более пятисот.

С ростом авторитета парламента большинство городов в XIV веке изменили

свое отношение к участию в парламентской деятельности. Она становилась в

глазах горожан все более привлекательной. Если в конце XIII века в

Парламенте было представлено около 60 городов, то в середине XV века - уже

более ста.

Депутатские места от городов с течением времени все чаще занимали не

горожане, а сельские землевладельцы. Отчасти такое положение объясняется

тем, что сами горожане стремились получить депутата, имеющего влиятельных

покровителей и, следовательно, способного отстаивать интересы своих

избирателей успешнее, чем это сделал бы никому не известный выходец из

купцов или ремесленников. В таких случаях заключались предварительные

договоренности, которые, как правило, соблюдались. Подобная практика

являлась нарушением, так как избирателями не могли быть люди, не входившие

в городскую общину.

Члены Нижней палаты, в значительной части, обладали юридическим

образованием, по причине того, что по протекции короны парламентариями

часто становились чиновники различных ведомств и поэтому они составляли

дееспособную, почти профессиональную организацию.

С ростом значимости Палаты общин росло и внимание к ней знати,

стремившейся добиваться своих целей в Парламенте не столько личным своим

участием, сколько проведением своих ставленников на выборах. Этим во многом

объясняется напряженная ситуация на выборах, беспорядки и злоупотребления.

Развитие Парламента

Парламент XVIII-XIX веков полностью воспринял организацию

исторического английского Парламента, но в деятельности его сложилось много

новых конституционных обычаев - в особенности связанных с законодательством

и взаимоотношениями с короной.

Парламент стал более многочисленным и представительным органом. К

XVIII веку количественный состав нижней палаты был постоянным (в 558 мест,

в том числе, 45 от Шотландии), в XIX веке он вырос до 658 за счет Ирландии.

В состав Палаты лордов к середине XIX века входило 465 светских и духовных

аристократов (в т.ч. 207 епископов).

В XVII веке членство в Палате лордов допускалось для наследственных

аристократов с 16 лет. В XIX веке установился возрастной ценз в 21 год

(тождественный гражданской правоспособности).

Члены Верхней палаты имели значительные государственные привилегии:

судились только в самой палате, не подлежали аресту за долги. Любой билль,

касающийся статуса Палаты лордов и ее прав, обязательно вначале обсуждался

в ней. Несмотря на значительный количественный состав, традиционно для

принятия решения достаточно было присутствия трех лордов.

С 1858 года в Палату общин мог быть избранным любой избиратель старше

21 года и отвечавший избирательным ограничениям. Не могли быть избранными в

палату иностранцы; судьи высших судов; духовенство; находящиеся под

следствием; чиновники графств; лица, получавшие жалование от короны и

пенсии от нее (с 1718 года).

Только в начале XIX века в Парламент получили доступ католики. В

1858 году избран первый еврей - барон Ротшильд.

В XVII-XVIII веках содержание парламентских дискуссий формально

оглашению не подлежало. С 1771 года вошло в практику печатание отчетов о

заседаниях палат.

В XVIII веке (конце XVII века) окончательно складывается верховенство

парламента. Полномочия Парламента к этому времени охватывают практически

любые вопросы. Важнейшие характеристики власти Парламента: суверенность,

неограниченность, неподконтрольность.

Основной формой деятельности Парламента было законодательство. С

середины XVIII века принималось в среднем по 250 биллей в год. В

законодательной процедуре первое место принадлежало Палате общин. В

частности, только она могла инициировать финансовые билли (связанные с

налогообложением и расходованием государственных средств).

Но со второй половины XIX века Правительство стало оказывать все более

определяющее воздействие на законодательную процедуру. С 1881 года вошло в

обиход «правило спешности», согласно которому премьер-министр был в праве

предложить Палате общин обсудить билль вне установленной очередности в силу

особой государственной важности.

С 1887 года депутаты получили право требовать прекращения прений, и

такая резолюция обязательно должна была голосоваться. До этого ход прений

никак не регламентировался, и их продолжительность была произвольной.

С 1783 года было признано официально право парламентского запроса к

Правительству. Однако за членами кабинета также было признано право,

отвечать или не отвечать на запросы. С начала XVIII века запросы были

формальны и сводились к праву задавать вопросы несодержательного свойства,

то есть, известно ли какое-либо происшествие или явление Правительству.

Только в 1869 году право парламентского запроса стало важным обычаем.

Развитие системы парламентских выборов

Выборами на местах руководили представители королевской администрации:

шерифы - в графствах и бейлифы - в городах.

Выборы проводились перед каждой сессией, примерно за два-три месяца до

ее открытия, и начиналась с писем-приказов, рассылавшихся из королевской

канцелярии. После выборов эти документы надлежало возвратить ведомству

канцлера с вписанными в них именами избранных депутатов.

Выборы в графствах проводились в Собраниях графств. Эти организации,

имевшие более давнюю историю, чем Парламент, входили в структуру местного

самоуправления. Собрания сотен и графств, восходившие к древним народным

собраниям родоплеменного общества, регулярно созывались еще с донорманнских

времен. После завоевания они приняли на себя административные функции -

судебные и фискальные - и были поставлены под контроль центральной власти.

Однако частично их самостоятельность была сохранена. Средневековая Англия,

таким образом, имела прочную систему органов местного управления и

самоуправления (по всей территории, а не только в городах).

Если в собраниях сотен могли участвовать и лично зависимые крестьяне -

вилланы, то в собраниях графств - только свободные. Большинство в собраниях

графств составляли средние слои: средние и мелкие феодалы и зажиточное

крестьянство.

Города пользовались правом посылать депутатов только по мере

пожалования им статуса bourg (местечка) от короны. О том, что город имеет

статус парламентского, говорило соответствующее королевское предписание

бейлифу о выборах депутатов на очередную сессию.

В первые десятилетия существования парламента нередки были и случаи

отказа городов посылать своих представителей - из-за необходимости собирать

деньги на жалованье депутатам. Участие представителей города в парламенте

требовало от муниципальной казны хотя и небольших, но реальных расходов.

За первые столетия существования Парламента система выборов в Палату

общин была унифицирована, хотя и не отлажена во всех деталях. Усилия

парламентских законодателей в этой области были направлены в основном на

борьбу со злоупотреблениями распорядителей выборов в графствах и городах, а

также на то, чтобы не допустить к выборам людей слишком низкого

имущественного и социального положения.

Парламент конституционной монархии унаследовал исторические принципы

избирательного права, сложившиеся еще в период сословной монархии. По

существу, право посылать депутатов в Палату общин принадлежало не

гражданам, а их корпорациям - территориальным (сельским), городам,

университетам. Такое архаичное избирательное право приводило к

значительному неравенству. Такое несоответствие рассматривалось как важный

изъян избирательной системы уже в XVII веке: «Следование обычаю, когда

смысла в нем уже нет… одно лишь название города, от которого ничего не

осталось, кроме руин, где почти что нет никаких строений, кроме овчарни, и

нет жителей, кроме пастуха, а этот город посылает столько же представителей

в великое собрание законодателей, как целое графство, густонаселенное и

обладающее большими богатствами» (Локк Д. Два трактата о правлении).

До начала XIX века избирательное право по-прежнему регулировалось

законом 1414 года. Правом посылать представителя в Палату общин обладали

свободные земельные держатели (рыцари) с определенным доходом и проживающие

в графстве к моменту обнародования указа о выборах. Аналогичные требования

касались и городских избирателей.

На основании архаичного избирательного права в Палату общин избирались

558 депутатов, в том числе 45 - от Шотландии (с 1801 года добавилось еще

100 депутатов от Ирландии). Значительную часть составляли представители

городов (467 депутатов), затем от графств (186); 5 депутатов избирали

университеты Кембриджа и Оксфорда. Однако на деле наиболее экономически и

социально значимое в Британии к XIX веку население обладало ничтожным

представительством. Такие крупные города, как Бирмингем, Манчестер вообще

не посылали депутатов. Значительную часть избирали жители т.н. «местечек»,

которым по тем или иным причинам эти привилегии были предоставлены еще в

средние века.

Часто депутатов просто назначали по принципу личной преданности

земельные магнаты, которым принадлежали эти «местечки» на правах ленд-

лордов (так, 84 магната назначали до 150 депутатов; герцог Норфолк,

обладавший владениями в разных графствах, таким образом, назначал 11

депутатов, прочие герцоги - по 6-7). В местечках Гатон и Олд Сарум один

избиратель посылал двух депутатов.

Правительство объявило о необходимости реформы избирательного права

еще в 1782 году. Однако только спустя 50 лет под давлением обстоятельств и

в интересах более широких слоев имущего населения королевства реформа была

проведена.

Избирательная реформа 1832 года отказалась от представительства

корпораций и перешла к территориальному представительству населения;

депутатские места стали предоставляться в примерной зависимости от

количества населения, приживающего в городах. Общее количество мест в

Палате общин осталось прежним, но было проведено перераспределение.

Вводились новые избирательные цензы: достижение гражданского

совершеннолетия, уплата налога для бедных. Был приведен в соответствие с

финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать

обладали впредь собственники земли или недвижимости в городах с доходом не

менее 10 фунтов в год. Впервые предоставлялось избирательное право и

держателям земли - копигольдерам (арендаторам), но с более высоким

имущественным цензом - в 50 фунтов.

В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все

равно значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а также

рабочего класса (ставшего заметной социальной силой страны после

промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и

влияния на политику.

Более радикальной стала избирательная реформа 1862 года. На ее

проведение значительное влияние оказало чартистское движение 1830-

1840 годов, в программах и хартиях которого важное место занимало

требование всеобщего мужского избирательного права. В ходе реформы еще 38

«местечек» были лишены представительства и, напротив, увеличены квоты для

крупных городов. В графствах вводились избирательные округа, которые

пользовались правом на собственную квоту депутатских мест. Был снижен

имущественный ценз до 5 фунтов для собственников или арендаторов земли, а

также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых

домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества.

Сохранились цензы оседлости (проживание в течение года) и необходимость

уплаты налога для бедных. В целом, количество избирателей было увеличено.

В социальном отношении право представительства получили отныне не только

земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие,

интеллигенция, рабочие, городские торговцы. По университетским округам

избирательное право представлялось имевшим ученые звания.

В итоге избирательной реформы 1884 года было сделано окончательное

продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права.

Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли

или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 фунтов), и

практически всем квартиронанимателям. Реформа уравняла избирательные права

жителей графств и городов.

Уравнение в правах населения городов и графств довершилось

усовершенствованиями избирательной системы в 1885 году. Были сформированы

избирательные округа с представительством строго пропорционально

численности населения: типовой округ - от 15 до 65 тыс. жителей - посылал

двух депутатов, большой - свыше 65 тыс. - трех. Одновременно частично был

ограничен принцип «двойного голосования» (существовавший ранее и весьма

показательный): избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог

голосовать в графствах. Принцип сохранился только для университетов.

Победившие на выборах депутаты от округа определялись теперь по

мажоритарной системе: мандаты доставались кандидатам, набравшим

относительное большинство голосов.

В 1872 году в связи с утверждением принципа обязательного начального

образования в стране сложилась возможность для перехода к системе тайной

подачи голосов (бюллетенями), что, конечно же, в большей степени отвечало

идее свободной демократии. До этого голосование было открытым. С другой

стороны, применение бюллетеней и закрытость голосования одновременно

открывали дорогу большим фальсификациям, пришедшим на место открытого

давления на избирателей.

Реформы существенно подняли авторитет парламента и повысили его

значимость в государстве. Народ в парламенте видел власть, которая, что-то

может решить.

Современный Британский парламент

Длительный эволюционный путь обусловил характерную для высшего

представительного органа страны преемственность. Британский парламент —

удивительный пример сочетания старых и новых форм, их напластований,

сосуществования. Эта особенность находит отражение во многих сторонах его

организации и деятельности.

Своеобразие Британского парламента проявляется и в той роли, которую в

организации его деятельности играют различного рода церемонии. Пышно и

торжественно, с соблюдением старинных ритуалов проходит ежегодное открытие

парламентских сессий. Специальное должностное лицо Палаты лордов -

герольдмейстер, приглашает членов Палаты общин в Палату лордов, чтобы

заслушать тронную речь королевы. Должностные лица палат проводят заседания,

облаченные в судейские парики и мантии. Обе палаты имеют свои символы —

черный жезл и булаву. С глубокими историческими традициями связано и само

место, где палаты проводят свои заседания - Вестминстерский дворец,

возведенный еще до норманнского завоевания, в течение длительного времени

служил главной резиденцией королей. Во Вторую мировую войну помещение, где

заседала Палата общин, было разрушено. Позднее его восстановили в прежних

размерах. Количество мест на депутатских скамьях увеличивать не стали - их

также не хватает для всех членов палаты.

«Праотец» парламентов изучал и осваивал новый опыт других стран и

часто заимствовал ту практику, которую считал для себя выгодной и полезной

(американская система комитетов по расследованию деятельности министерств,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.