Рефераты. Разработка коллекции мужской одежды на весну – лето 2002 г. под девизом «Закон соответствия»






числе собственно модных, значениях и ценностях представляемых стилей. Об

этих значениях и ценностях мы можем узнать из исследований, посвященных

связи тех или иных стилей с более широкими аспектами развития общества и

культуры.

Существует множество исследований истории искусства, изображающих его

развитие как последовательную смену отдельных стилей. Возможно ли было бы

создание истории искусства как истории «мод» или же хотя бы просто истории

«мод» в той или иной области искусства? Вероятно, такое предприятие в

принципе возможно. Но эта история была бы историей не столько образцов и

объектов в определенной сфере искусства, сколько находящихся вне ее

значений и ценностей. Иными словами, это была бы история не определенного

вида профессионального творчества, а чего-то, что выходит за рамки

профессии, хотя и влияет на нее весьма существенно.

При сопоставлении моды и стиля подразумевается именно сфера образцов

(стандартов), воплощенных в объектах и получивших более или менее широкое

распространение внутри определенной сферы культуры, одни — на

продолжительные (стили), другие — на короткие («моды») промежутки времени.

Но не существует изначально, «по природе» модных образцов и объектов,

которые были бы модными в силу внутренне присущих им свойств; при

определенных обстоятельствах любые образцы и объекты в принципе могут

обозначать специфические ценности моды, т.е. становиться модными. Отсюда и

существование такого явления, как мода на определенные стили. Ошибочно

полагать, что в данном случае стиль «превратился» в моду. В

действительности он остался самим собой, но приобрел новые, модные

значения. Соответственно представляется сомнительной обоснованность

утверждения об обратных «превращениях» моды в стиль. Творения Шекспира,

Гете, Байрона, Пушкина были «в моде» при жизни их авторов, но значит ли

это, что вначале им были присущи специфические характеристики моды, которые

затем трансформировались в стилевые?

Очевидно, различные культурные образцы и объекты могут существовать

одновременно или последовательно в обоих измерениях: стилевом и модном. В

дихотомических сопоставлениях «стиль-мода» становится соблазнительным

относить все то, что не относится к устойчивым культурным формам, к моде.

Однако помимо указанной пары в истории культуры существует множество иных

явлений, не относящихся ни к стилю, ни к моде.

Таким образом, сопоставление стиля и моды в профессионализированных

областях художественной культуры (дизайн, изобразительное искусство,

архитектура, художественная литература и т.д.) скрывает в себе сравнение

внутрипрофессиональных и внепрофессиональных (с точки зрения данной области

культурной деятельности) аспектов. Например, в дизайне, их

функционирование, развитие и смена воплощают в себе специфические черты

профессионального творчества, поэтому они изучаются главным образом

историей и теорией дизайна. Мода же представляет собой особую форму

социальной регуляции и саморегуляции массового поведения, а потому является

преимущественно объектом социологического и социально-психологического

изучения, причем даже в том случае, когда она непосредственно внедряется в

профессиональную деятельность. Таким образом, стиль и мода — явления хотя и

пересекающиеся, но лежащие в разных плоскостях реальности. Отсюда

неуместность их сравнения, что, конечно, не отрицает существенного

воздействия моды на процесс создания, распространения и усвоения стилей, с

одной стороны, и важного значения стилевых признаков в моде — с другой. Но

сравнение и изучение взаимодействия — разные исследовательские процедуры.

Что касается категории стиля при описании «непрофессионализированных»

областей («стиль поведения», «стиль жизни», «стиль цивилизации» и т.д.), то

в этих случаях «стиль» обладает большой степенью многозначности и

метафоричности, а попытки дать его эмпирические интерпретации вряд ли могут

считаться удачными. Более плодотворным представляется анализ

соответствующих явлений, в том числе их взаимодействий с модой, в понятиях

«основных культурных образцов», «традиции», «обычая», «социальных норм»,

«культурных норм» и т.д.

Рождение моды так же непредсказуемо, как и ее конец. Моду невозможно

связать с каким-либо определенным периодом, ведь изначально одежда несла в

себе функцию защиты человека от неблагоприятных воздействий природы и как

средство прикрытия обнаженного тела, что можно было объяснить чувством

стыда. С присвоением одежды символического значения, одежда обретает новые

функции.

Теперь одежда говорит о многом; она делит людей на сословия,

разоблачает эстетический вкус и культуру человека.

С момента разделения одежды на мужскую и женскую, происходит

преобладание развития женской одежды. Мужская то в корне отличается от нее,

то, наоборот, приспосабливается к ее тенденциям.

Костюм изменялся, развивался, правда, иногда очень медленно. Изменения

в костюме созвучны с общим развитием общества, появлением новых материалов,

усовершенствованием производства. С развитием международных отношений,

происходит обмен стилями, культурой и манерой одеваться.

Суждения о моде зачастую противоречат друг другу. Оценки этого явления

расходится: по одним оценкам, мода – это зло, по другим – благо. Одни

утверждают, что мода – продукт и источник социального неравенства и

элитарности, другие, напротив, что она – результат и фактор развития

социального равенства и демократии.

Одни доказывают, что мода подавляет индивидуальность, другие – что она

способствует развитию индивидуальности.

Что же такое мода?

Слово «мода» происходит от французского «mode», которое в свою очередь

восходит к латинскому «modus», что означает мера, образ, способ. Есть

разные определения понятия «мода». По В. Далю, мода – это временная,

изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, покрое одежды и в нарядах.

По высказыванию профессора МГТУ им. А. Н. Косыгина Татьяны Васильевны

Козловой: «Мода – непродолжительное господство в определенной общественной

среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, особенно

в костюме». Французский художник-модельер Пьер Карден (Piere Cardin)

сказал: «Мода – это обновление! Принцип, которому извечно следует природа!

Дерево сбрасывает старую листву, человек – наскучившую одежду. Когда вещи

становятся слишком привычными, люди от них быстрее устают. Мода спасает от

утомительного единообразия. Люди хотят нравится друг другу: быть красиво

одетыми, хорошо выглядеть – естественная потребность.»

Модными принято называть явления, вызывающие достаточно массовый

интерес и положительную оценку. Неотъемлемой особенностью модных оценок

является их временный характер. Мода может распространяться на вещи,

созданные в далеком прошлом.

Так, например: в Ассирии и Вавилонии социальный статус читался по длине

одежды: только высшие слои могли носить длинные рубашки и плащи. Так,

знаком отличия приближенных царя была длина и ширина бахромы по краю

одежды, а знаком свободного человека у греков – одежда белого цвета.

В готический период знаком принадлежности стала высота головного убора.

Мужским идеалом был уже не храбрый боец, а изнеженный молодой человек с

длинными завитыми волосами, украшенными цветами и одетый подобно женщине.

В период ренессанса основой в мужском костюме является античная туника,

дополненная различными эксцентричными деталями. В предшествующий период

туника собиралась поясом в складки.

Примером знака является цвет в костюме. В первой половине 18-го века,

период рококо, мужская мода вновь приспосабливается к тенденциям женской

моды. Но уже во второй половине 18-го века мужской костюм пробивает свой

собственный независимый стиль, однако платье еще шьется из тканей нежных

пастельных расцветок, в то время одинаковых с женскими.

На каждом историческом этапе одежда отражает «нравственно-эстетические»

представления своего времени. Изучение костюма, как элемента определенной

исторической эпохи, ее связь с социально-психологическими особенностями

людей определенного вида – предмет исторической психологии. Так, одежда

древних греков, считающих человека «мерой всех вещей», имела пять

особенностей: закономерность, организованность, пропорциональность,

симметричность и целесообразность.

В Древнем Риме о культуре и образованности человека судили по тому, как

именно задрапирована тога.

Мода всегда отражала уровень развития мировоззрения общества.

В 16-19-тых веках в разных языках слова «мода» было связано со словом

«обычай». Старинная французская пословица гласит: «В каждом краю – своя

мода», т.е. в каждом краю существуют свои обычаи. «Мода отличается от

обычая, как вид от рода. Мода – это приходящий обычай» - Пьер Ларусс.

Утверждения, что мода – изменчива, непостоянна, легкомысленна – трюизм,

которым злоупотребляют не только журналисты. Что мода меняется известно

даже детям.

Однако, несмотря на эти очевидные изменения, функционирование самой

моды – процесс постоянный. Какова ценностная основа этого постоянства? Если

модные стандарты время от времени обесцениваются, то за что люди ценят

моду? Вероятно, существует некоторое ценностное «ядро», которое создает

постоянство моды. Это «ядро» – набор основных модных ценностей. Лишь когда

какие-либо стандарты и объекты обозначают весь набор этих внутренних для

моды ценностей, можно говорить, что они обладают модными значениями, т.е.

являются модными. К этим ценностям относятся современность,

универсальность, демонстративность и игра.

Обычай – антипод моды, но это не значит, что сам он не может наделяться

модными значениями, т.е. быть во власти моды.

Даже религия, в принципе противоположная моде, может вовлекаться в

орбиту модного поведения. В наше время мода на религию – не такое уж редкое

явление. Мода способна наделять своими значениями самые различные ценности,

в том числе и религиозные.

В конце 20-го века мода вновь обращается к религии. Не в том ли

парадокс, что она сама стала религией для многих?

Минимализм обретает новые лозунги: аскетизм, духовность, «божественная»

простота. Современный человек привык к комфорту, а потому одежда,

напоминающая рубище отшельника, повторяет каждое движение. Крест – символ

христианской веры – претерпевает изменения, превращаясь в цветок, то в

сложную фантастическую композицию. Наблюдается постоянное присутствие

головного убора, он

[pic] [pic] [pic]

приобретает форму рясы, а образ модели олицетворяет «модных монашек».

Данная коллекция показывает слияние стилей религиозного и японского.

Большая целостность мировосприятия, тесная связь с религиозными и

нравственными идеями, присущая всей культуре, характерна и для японского

искусства.

Японский костюм воспроизводит многоликий и необычайный мир

художественных образов и форм, он прост и графичен по своим линиям. В

каждом костюме заложена определенная символика. В нем символично все:

покрой, качество и рисунок ткани; сочетание цветов, тематика и характер.

Так прозрачно-белый лотос ассоциировался с летом и выражал чистоту и

целомудрие, золотистая хризантема соответствовала осеннему настроению.

Ткани в костюме тщательно подбирались по цвету, приглушенным и нежным

оттенком.

Ценность ощущения давности вещи, сочетается всегда в японской эстетике

с принципом чистоты.

Принцип чистоты, понимаемый как в духовном, так и в физическом смысле,

с самых давних времен утвердился как важный закон жизни.

Японцы с древности обожествляли природу, считали, сто она не умирает,

продолжая жизнь в вещах. Отсюда следует их необыкновенно бережное

стремление не убить ее естественной красоты, а превратить религию в

искусство, а искусство сделать религией. Кроме отражения природы в моде,

большое значение на цветовую гамму в костюме имел чайный культ, к которому

была привержена правящая верхушка Японии.

[pic][pic][pic]

Так сочетание цвета металлических сосудов для кипячения воды,

керамической чаши и вазы белого или зеленовато-желтого цвета, узаконивает

главный окрас в японском костюме: золото, охра, бежевый, белый, зелень.

Культ принес в японское художественное сознание красоту,

ориентированную на реальные человеческие потребности и быт, что оказало

огромное воздействие на эстетические представления самых широких слоев

населения..

В древние времена мужчины носили одежду в виде широкого, сшитого в

нескольких местах полотнища с длинными рукавами, которую подпоясывали

веревкой, штаны и матерчатую повязку вокруг головы. Со временем штаны стали

шире, а куртка свободнее, рукава удлиняются и почти достигают колен.

Нередко одежду шили из тонких полупрозрачных тканей.

В Византийской империи зародилась и развивалась новая своеобразная

культура, впитавшая в себя и эллинистическую и восточную – христианскую. С

принятием и распространением христианства в Византии постепенно формируется

несравненно более сложная система отношения человека к вселенной.

Становление Византии тесно связано с развитием новой религии –

христианства. Вопросы религии занимают в жизни общества одно из главных

мест. Вселенная воспринималась византийцами как единая система мироздания.

На этой почве возникает сложная система символов, как бы объединяющая

видимый мир с невидимым божественным миром. Символический смысл, прежде

всего, относился к цвету – голубой цвет неба, зеленый – символ надежды.

Золотой цвет – символ божественной энергии, святого Духа, чистоты. Золото

было «предметом первой необходимости» в этом особом языке священных

символов и в парадных одеждах византийских «базилевсов» и их придворных.

Понятие о реальной земной жизни, как о юдоли скорби и греха, нашло свое

отражение и во внешнем облике людей Византийской империи. Тело должно было

быть закрытым. Античная обнаженность, выявляющие фигуру легкие ткани – все

это воспринималось как соблазн, как порождение дьявола. Создается новый

идеал красоты; прекрасным может быть только лицо, ибо человеческая душа,

духовное начало, смотрит на мир глазами, и ими познается как добро, так и

зло.

Однако новое учение не изменило природы людей, их естественных

потребностей и желаний. Стремление к красоте не только не пропало, но

расцвело с какой-то особенной силой. Люди, отрицавшие ценность видимого

мира, восставшие против роскоши, были создателями такой красоты, такой

ослепительной роскоши, с которыми не многое можно сравнить в мировом

искусстве.

Характерная черта восточного мужского костюма – штаны, закрывавшие

полностью ноги – вошла и в византийский быт. Это были разъемные штаны,

представлявшие собой длинные чулки, которые привязывались к поясу. Сверху

носили тунику с суживающимися к запястью рукавами. Качество ткани, длина

плаща определяли социальное положение – основная часть населения

Византийской империи носила туники выше колен. Туника знатных доходила до

середины икр. Верхней одеждой был плащ из шерстяных и полушерстяных тканей,

скрепленный спереди завязками. Кроме плаща византийцы носили и римскую

пенулу, которая имела несколько вариантов покроя. Таков был основной

византийский мужской костюм в начале существования империи.

Постепенно знаком царского достоинства становится не только плащ, но и

«лорум» - довольно узкий шарф из плотной парчовой ткани.

Торговые отношения с Малой Азией приводят к тому, что восточные влияния

проникают в быт византийцев. Появляется совершенно новый вариант костюма.

Характерной особенностью одежды византийских императоров было то, что она

имела застежки, надевалась через голову. Большинство же восточных одежд

имели застежку или запахивались с полы на полу. И такая одежда, то есть

прямая, неширокая, с узкими длинными рукавами и поясом, появляется в

обиходе византийских императоров.

Представление о византийской придворной моде и начале церковной одежды

нам лучше всего дает красочная мозаика в Равенне. Мозаичное изображение в

церкви Сан-Витале торжественного шествия императора Юстиниана и его жены

Феодоры, в окружении свиты является самой великолепной демонстрацией моды

этих времен. На императоре Юстиниане надета нижняя белая шелковая туника,

подпоясанная золотым поясом и украшенная золотой отделкой. Верхний плащ

пурпурового цвета, ниспадающий до самой земли, украшен эмблемой наивысшей

императорской власти (См. приложение 1). Сословный характер государства

требовал ясных разграничений во внешнем облике подданных.

Византийская мода является наследницей моды античной. Именно здесь

зарождается мода носить сразу по несколько одежд, одна поверх другой.

Широкие туники рубашкообразного покроя приобретают рукава: нижняя одежда –

прилегающие, а верхняя – широкие. Таким образом, для византийской моды тело

человека и природа не представляют интереса, она создает из фигуры как бы

стилизованный абстрактный треугольник. Простота и целесообразность,

устойчивость и жизнеспособность оставались характерными чертами костюма

византийского населения.

В целом византийская культура и костюм оказали большое влияние на

формирование художественной культуры Древней Руси. Византийская одежда

сохранялась в русской моде на протяжении 800 лет почти безо всяких

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.