Рефераты. Нансен Фритьоф






море, в котором глубины превышают 3000 метров. Промежуточные слои этого

моря, на глубине 200-800 метров, оказались заполненными относительно

теплой водой, приходящей из Атлантического океана. Поверх этого слоя

атлантической воды располагаются холодные полярные воды, двигающиеся в

обратном направлении, т. е. с востока на запад.

Популярное описание экспедиции на "Фраме" дано Нансеном в его

классической книге "«Фрам» в полярном море". Эта книга, в которой Нансен

проявил себя как замечательный литератор, оказала очень большое влияние

на последующее поколение полярных исследователей. Она сделалась в полном

смысле слова настольной книгой полярных путешественников, на ней учились

такие полярники, как Амундсен, X. Свердруп и другие. Сколько юношей,

читая эту книгу, мечтало совершить подвиги, подобные тем, которые

выполнил Нансен! И скольких она действительно заразила энтузиазмом и

мужеством, побудив вступить в борьбу с Арктикой!

Амундсен Руал (1872-1928) - выдающийся норвежский полярный исследователь.

Первым совершил плавание по Северо-западному проходу вдоль северных

берегов Америки (1903-1906), достиг Южного полюса (14 декабря 1911 г.),

пересек Арктику на дирижабле "Норвегия" (1926). Погиб на самолете "Латам"

при попытке разыскать и оказать помощь итальянской экспедиции на

дирижабле "Италия", потерпевшей катастрофу во льдах Полярного бассейна.

Свердруп Харальд (род. 1888 г.) - норвежский полярный исследователь и

метеоролог. Участвовал в известной экспедиции Р. Амундсена на "Мод" (1920-

1925), осуществившей сквозное плавание по Северо-восточному проходу и

исследования в Восточно-Сибирском и Чукотском морях. В течение долгого

времени профессор Бергенского геофизического института. С 1948 г. -

директор Норвежского полярного института.

Популярные очерки об экспедиции на "Фраме" были написаны также капитаном

корабля Отто Свердрупом ("Отчет о плавании "Фрама" после 14 марта 1895

года") '", механиком Б. Нурдалом ("Фрамовцы") и Я. Иохансеном ("Сам-друг

под 86°14') (Переведено на русский язык А. и П. Ганзен, СПб., 1898).

Отчет о плавании "Фрама" после 14 марта 1895 года", написанный капитаном

судна О. Свердрупом, во всех русских изданиях печатается в виде

приложения к книге Нансена.

"Фрам" - первый корабль, проникший в глубоководную часть Северного

Ледовитого океана, - совершил после Нансена еще два замечательных

плавания. В 1898-1902 годах на "Фраме" работала экспедиция Отто Свердрупа

в Канадском арктическом архипелаге, а в 1910-1912 годах на этом же судне

Руал Амундсен совершил плавание в Антарктику. Этот один из самых

удивительных кораблей в мире был, между прочим, первым судном, прошедшим

через Панамский канал. В 1935 году "Фрам" установили на берегу в

Бюгденесе и над кораблем выстроили дом. Таким образом, этот исторический

корабль в настоящее время является музеем, отображающим экспедицию,

сделавшую эпоху в истории полярных исследований.

Вернувшись из Арктики, Нансен был назначен профессором зоологии в

университете в Христианин, причем был освобожден от чтения лекций до

окончания обработки научных материалов, собранных во время плавания

"Фрама". Эта обработка, прерывавшаяся поездками Нансена в Европу и

Америку для чтения лекций об экспедиции, потребовала много времени. Все

издание научных результатов экспедиции, в виде шести объемистых томов,

было закончено только в 1906 году. Среди этих томов особое внимание

обращает на себя третий, написанный самим Нансеном и посвященный

океанографии Полярного бассейна (издан в 1902 году). В то время когда

Нансен работал над этим капитальным трудом, он совершенно отошел от

биологии. Уже с 1900 года он читал в университете лекции не по зоологии,

а по океанографии, в 1908 году он был официально назначен профессором

океанографии.

Обработка гидрологических наблюдений, произведенных на "Фраме", доставила

Нансену вместе с большим удовлетворением (наблюдения охватывали ведь еще

совершенно не тронутую исследованиями область) также немалое огорчение.

Нансен убедился в том, что применявшаяся в то время методика

гидрологических исследований была весьма несовершенна, вследствие чего на

многие вопросы океанографии Полярного бассейна добытые на "Фраме"

наблюдения не могли дать ответа. Тогда Нансен сам берется за создание

новых методов океанографических исследований, привлекая к этому делу

выдающихся ученых.

По мысли Нансена и при самом деятельном его участии был учрежден

Международный совет по изучению морей, объединявший четырнадцать стран, а

в 1902 году в Христианин была основана Центральная океанографическая

лаборатория, возглавлявшаяся самим Нансеном. Задачей этой лаборатории

была выработка новых методов исследования моря и новых приборов.

Физическая океанография стала точной наукой, и творцом ее был Фритьоф

Нансен.

Выработанная Международным советом и в значительной мере самим Нансеном

новая методика океанографических исследований была впервые применена в

Норвежском море. На построенном в Норвегии научно-исследовательском

корабле "Michael Sars" в 1900 году вышла в море первая современная

океанографическая экспедиция. Во главе ее стоял норвежский гидробиолог

профессор Иорт, а гидрологическими работами экспедиции ведал Нансен.

Отчет о первом плавании "Michael Sars" был написан самим Нансеном и

опубликован в 1901 году ("Some Oceanographical Results of the Expedition

with the "M. Sars"). С этого времени "Michael Sars" ежегодно посещал воды

северной Атлантики и своими работами внес ценнейший вклад в познание

океана.

Со времени первой экспедиции на "Michael Sars" Нансен вел свои работы в

области физической океанографии в тесном сотрудничестве с другим

известным норвежским океанографом - профессором Хелланд-Хансеном ^. Это

сотрудничество, продолжавшееся тридцать лет, оказалось чрезвычайно

плодотворным, и в значительной мере благодаря ему период с 1900 до 1910

года получил название "золотого века" океанографии.

Хелланд-Хансен Бьорн - известный норвежский океанограф, один из

теоретиков в области изучения динамики моря. Предложил динамический метод

обработки величин плотности морской воды для изучения ее циркуляции. В

результате работ, проведенных совместно с Нансеном, выявил влияние

подводного рельефа Северной Атлантики на направление океанических

течений.

Первым трудом, написанным Нансеном совместно с Хелланд-Хансеном, явилась

классическая монография Норвежского моря ("The Norwegian Sea", 1909). Из-

под пера этих же авторов позже вышел в свет ряд не менее выдающихся

исследований ("Temperaturschwankungen des Nordatlantischen Ozeans und in

der Atmosphare", 1917; "The Eastern North Atlantic", 1924, и др.). Нансен

произвел также обработку гидрологических наблюдений некоторых других

экспедиций, как то: экспедиции Амундсена в Гренландское и Баренцово моря

в 1901 году, экспедиции Исаксена в шпицбергенские воды в 1910 году и

антарктической экспедиции на "Фраме" в 1910-1911 годах.

В то время когда Нансен с головой ушел в научную работу, он не покидал

мысли еще раз побывать в полярных странах. Теперь взоры его приковала

Антарктика, и еще в 1898 году Нансен прочел в Географическом обществе в

Лондоне доклад о проекте норвежской антарктической экспедиции. Вместе с

тем он стал деятельно подготавливать эту экспедицию, которую предполагал

совершить на "Фраме". В начале 1907 года Нансен имел свидание с Р.

Амундсеном, тогда уже стяжавшим себе славу выдающегося полярного

путешественника после плавания Северо-западным проходом. Амундсен изложил

Нансену свой план новой экспедиции в Полярный бассейн на дрейфующем

судне. В отличие от экспедиции Нансена Амундсен предполагал начать дрейф

в Чукотском море. Для этой экспедиции Амундсен хотели получить "Фрам".

Нансен не мог ему пообещать этого, так как сам собирался итти на этом

корабле в Антарктику. Вопрос остался временно открытым.

Помимо научных работ, Нансен в те годы отдавал значительную часть своего

времени политической и общественной деятельности. Повидимому, именно это

и заставило Нансена в конце концов отказаться от своей антарктической

экспедиции в пользу плана Амундсена. В сентябре Амундсен пришел за

окончательным ответом. Когда Нансен выходил к нему, его остановила жена.

"Я знаю, что случится, - сказала она, - ты снова намереваешься оставить

меня". Нансен посмотрел на нее и, не говоря ни слова, пошел в комнату,

где ожидал его Амундсен. "Вы получите "Фрам", - объявил ему Нансен свое

решение.

Политическая деятельность Нансена началась в 1905 году. В этом году была

расторгнута шведско-норвежская уния, и Норвегия стала вполне

самостоятельной. Движение за отделение Норвегии возглавлял Нансен,

написавший много политических статей и брошюр, которые печатались как в

Норвегии, так и за границей. Высокий авторитет, которым Нансен тогда уже

пользовался во всем мире, несомненно, способствовал тому, что расторжение

унии прошло без осложнений. Отделившись от Швеции, Норвегия получила свое

собственное дипломатическое представительство за границей. Первым

норвежским послом в Англии был Нансен, занимавший этот пост с 1906 по

1908 год.

Норвегия была передана под власть Швеции в 1814 г. во время раздела

Европы после разгрома Наполеона. До этого, с 1389 г., считалась частью

Дании. Борьба норвежских патриотов за национальную независимость против

шведско-норвежской унии увенчалась успехом только в 1905 г.

Во время своего пребывания в Лондоне в качестве посла Нансен не оставлял

научной работы. Здесь им был начат капитальный труд по истории

исследования Севера с самых ранних времен до 1500 года. Эту книгу,

названную Нансеном "В туманах Севера" и изданную в 1910-1911 годах, можно

рассматривать как фундамент для дальнейших исследований в данной отрасли

истории. Для того чтобы написать эту книгу, Нансену пришлось

предварительно проделать огромную работу по изучению относящегося сюда

материала, большей частью труднодоступного. О размерах этой работы дает

некоторое представление приложенный к книге библиографический список,

обнимающий более 400 названий.

Хотя Нансен, находясь в Лондоне, и имел возможность заниматься научной

работой, дипломатическая деятельность все же сильно тяготила его. Это

видно из записи в его дневнике, сделанной 20 февраля 1907 года: "Я только

и мечтаю о том, как бы скинуть с себя эти цепи. Я стосковался по лесу и

моим вольным горам. Приручить меня нельзя!". Поэтому, как только это

стало возможно, Нансен покинул Лондон и снова занял должность профессора

в Христианийском университете.

Работая в области океанографии, Нансен постоянно наталкивался на ряд

вопросов, которые экспедиции на "Фраме" не удалось разрешить вследствие

несовершенства методов наблюдений в то время. Задуманная Амундсеном

экспедиция в Полярный бассейн на дрейфующем судне, обставленная по

последнему слову науки, могла бы, несомненно, многое выяснить, но, как

известно, Амундсен решил сперва отправиться к Южному полюсу, отложив

дрейф на неопределенное будущее. Это побудило Нансена произвести хотя бы

часть интересовавших его наблюдений на собственной небольшой яхте

"Veslemоy" (32 регистровых тонны брутто). Забираться на этом суденышке в

те широты, где некогда дрейфовал "Фрам", нечего было и думать, но Нансен

надеялся, что ему все же удастся дойти ди больших глубин к северу от

Шпицбергена.

Плавание к Шпицбергену Нансен предпринял летом 1912 года вместе со своим

сыном Коре. Ледовые условия были в ту навигацию крайне неблагоприятными,

но тем не менее Нансену удалось выполнить в водах Шпицбергена

океанографические наблюдения большой ценности. Результаты этих

исследований Нансен опубликовал в работе "Spitsbergens waters"

("Videnskabs-selskabets Skrifter", 1915), общему же описанию плавания на

"Veslemоy" он посвятил отдельную книгу "Шпицберген", богато

иллюстрированную самим автором. В этой книге Нансен сочетает в себе

ученого и художника. Следует отметить, что, помимо гидрологии, Нансен в

этой книге очень обстоятельно разбирает вопросы геоморфологии Шпицбергена

- как ученый он был удивительно разносторонним.

Перевод книги Нансена "Шпицберген" составляет 4-й том Собр. соч. (Л.,

1938).

Позже Нансен посвятил вопросам строения земной коры две специальные

работы ("The strandflat and isostasy", 1920; "The earth's crust, its

surface form, and isostatic adjustment", 1928).

После возвращения из шпицбергенской экспедиции Нансен получил приглашение

от одного английского акционерного общества, ставившего себе целью

эксплуатацию естественных ресурсов Сибири, совершить плавание на грузовом

пароходе из Норвегии в устье Енисея, подняться по этой реке и проехать

дальше по железной дороге до Владивостока. Нансен охотно принял это

предложение, так как всегда интересовался Северным морским путем.

Плавание состоялось в 1913 году на пароходе "Correct". Вместе с путевыми

впечатлениями во время поездки по Сибири оно описано Нансеном в книге

"Через Сибирь" ("В страну будущего"). В этой книге Нансен останавливается

на мероприятиях, которые, по его мнению, должны обеспечить регулярность и

безопасность грузовых рейсов через Карское море к устью Енисея. Интересно

отметить, что все эти мероприятия, притом в значительно большем масштабе,

были проведены в жизнь при советской власти, когда морской путь к устьям

западносибирских рек был окончательно освоен. В частности, Нансен

придавал очень большое значение ледовым прогнозам, и на этом вопросе он

останавливается как в своей книге о Шпицбергене, так и в описании

плавания на "Correct". Высказанные им в этом направлении идеи были

впоследствии развиты и дополнены советскими учеными.

На обратном пути из Владивостока в Норвегию Нансен посетил Петербург, где

прочел лекцию в Географическом обществе и консультировал по вопросу об

оказании помощи экспедиции Г.Я. Седова.

Империалистическая война и последовавшие за ней тяжелые годы оторвали

Нансена от его научной работы. Почти все свои силы он отдает в это время

служению своей стране и страждущему человечеству.

В 1917 году, когда Соединенные Штаты Америки отказались от нейтралитета,

они установили эмбарго для нейтральных стран. Во время войны Норвегия

получала 99% необходимого ей импортного зерна из Северной Америки. Таким

образом, вместе с отказом Соединенных Штатов экспортировать в Норвегию

зерно над последней появился призрак голода.

Для урегулирования вопросов по внешней торговле в Норвегии была

образована специальная комиссия, которая во главе с Нансеном выехала в

1917 году в Вашингтон. Переговоры в сложной политической обстановке того

времени длились почти девять месяцев. Вначале Соединенные Штаты

соглашались вывозить в Норвегию зерно и другие продукты питания только

при условии, если Норвегия не будет экспортировать в Германию рыбу.

Благодаря настойчивости Нансена, его высокому авторитету и несомненным

дипломатическим способностям вопрос в конце концов был разрешен в

благоприятном для Норвегии смысле.

Весной 1920 года была учреждена Лига наций, в которую Норвегия в качестве

своего представителя делегировала Нансена. Одной из первых задач, ставших

перед Лигой, было возвращение военнопленных, сотни тысяч которых томились

в то время на чужбине. Организация этого дела была предложена Нансену,

который после некоторых колебаний дал свое согласие. В 1920 году Нансен

посетил Москву, где вел с Советским правительством переговоры об обмене

военнопленными. В результате этих переговоров было выработано соглашение,

по которому каждую неделю к западной границе Союза должно было приходить

не менее двух поездов с военнопленными из СССР, обменивавшихся здесь на

военнопленных, возвращавшихся в СССР.

Благодаря неустанным хлопотам Нансена были, кроме того, возвращены на

родину военнопленные, находившиеся в Греции и Болгарии. Всего в течение

18 месяцев было доставлено на родину 437 000 человек. Репатриация

военнопленных стоила около 400 000 фунтов стерлингов. То, что эта сумма

была предоставлена правительствами разных стран, является также заслугой

Нансена.

В 1921 году, вследствие страшной засухи, на Волге был полный неурожай.

Голод был неизбежен. В печати зарубежных стран Максим Горький писал о

надвигавшемся бедствии и призывал лучшие слои человечества к оказанию

помощи. Одним из первых, кто откликнулся на голос Максима Горького, был

Нансен. Он выступил с предложением образовать "на чисто гуманитарных

основах" комиссию, которая немедленно бы взялась за организацию помощи

голодающим на Волге.

Консервативная и в особенности белоэмигрантская печать начала поход

против Нансена. Слыханное ли дело, помогать большевикам! Да они разграбят

первый же поезд с продовольствием! Нансен с негодованием разоблачил

клевету белой прессы. Он указывал на то, что по личному опыту во время

репатриации военнопленных хорошо знаком с условиями в Советской стране.

"Я знаю, - писал он, - что в лагеря военнопленных в Сибири было послано

одежды и продовольствия для 600 000 человек, и все, до последней нитки,

дошло в целости. Я знаю, что все свои обязательства по договору об обмене

военнопленными советское правительство выполнило полностью".

Широкое общественное мнение в Европе поддерживало Нансена, и клевета

белоэмигрантов успеха не имела. Было постановлено образовать предложенную

Нансеном комиссию, возглавить которую просили самого Нансена. Когда

Нансену предложили взять на себя организацию репатриации военнопленных,

ему было обещано, что немедленно по окончании этого дела он получит

возможность вернуться к научной работе. Но вот не прошло и года, как на

него возлагают новое дело, еще более тяжелое и сложное.

Как раз в это время Нансен был занят планом экспедиции в Центральную

Азию. "Принять предложение - равносильно тому, что я должен отказаться от

научной работы, от всего того, ради чего живу", - заявил Нансен. Но не

принять этого предложения он не мог. "Нансен был вне себя", - вспоминает

его близкий друг Э. Вереншельд. Это было 12 августа 1921 года, а 17

августа Нансен уже находился на пути в Ригу, где должен был вести

предварительные переговоры с М. М. Литвиновым, полномочным представителем

Советского Союза.

Пробыв в Риге два дня, Нансен выехал в Москву, где обсуждал вопросы

оказания помощи голодающим с Чичериным и Красиным. Было выяснено, что для

ликвидации голода необходимо 4 миллиона тонн зерна, иными словами 8000

поездов по 50 вагонов. Советский Союз мог предоставить только половину

этого количества. В Москве Чичерин и Нансен подписали договор о создании

Международного комитета по оказанию помощи голодающим, во главе которого

должны были стоять представитель Советского Союза и Нансен. Немедленно по

подписании договора Нансен выехал за границу, чтобы испросить через Лигу

наций от правительств различных стран кредит в 250 миллионов франков,

которые были необходимы для закупки хлеба.

9 сентября Нансен выступил в Лиге наций. Свою горячую речь он закончил

словами: "Я уверен, что каждый, кто осознает положение, скажет: Европа не

может оставаться в стороне, она должна спасти эти жизни, и спасти

немедленно". На призыв Нансена Лига наций не дала ясного ответа и

ограничилась созданием комиссии для изучения предложения Нансена. Через

четырнадцать дней последовал ответ: "Комиссия не может согласиться с

доктором Нансеном". Правительства отказали. Глубоко возмущенный, Нансен

опять берет слово в Лиге наций:

"Моим намерением не было обращаться к частной благотворительности. Я

поставил вопрос перед правительствами. Они остались глухи. В этот

самый момент 20-30 миллионам людей угрожает голодная смерть. Если

через два месяца не придет помощь, участь их решена. Но правительства

отказали в кредитах. Я не верю в то, что это правильно. Я не верю в

то, что это мудро. Я могу сказать только одно - это роковая ошибка.

Итак, мы вынуждены обратиться к частной благотворительности. Мы

сделаем все, что только возможно. Но и здесь против нас подняла свою

голову клевета. Вокруг кишат гнусные лживые слухи. Про первый поезд,

отправленный в Россию, говорили, что он разграблен Красной Армией. Это

ложь. И тем не менее ее вновь и вновь повторяют европейские газеты.

Меня обвиняют в том, будто я отправил в Сибирь экспедицию с оружием

для революции. Это ложь. Говорят, что мой друг, капитан Свердруп,

возглавлял эту экспедицию, которая на самом деле доставила в Сибирь

только сельскохозяйственные орудия (Нансен имеет в виду Карскую

экспедицию 1921 года, морской частью которой, по приглашению

Советского правительства, руководил Отто Свердруп). Очевидно, вся эта

мерзкая клевета исходит из какого-то центрального органа. Но откуда?

Несомненно, от людей, которые заинтересованы в том, чтобы

воспрепятствовать всякой помощи голодающим. Мне кажется, я знаю, чем

руководятся эти люди. Это - боязнь, что наша деятельность укрепит

советскую власть. Я убежден, что эта мысль ошибочна. Но допустим даже,

что это на самом деле так. Найдется ли в этом собрании хоть один

человек, который мог бы сказать: пусть погибнет лучше 20 миллионов

людей, чем помогать советскому правительству. Я требую от собрания,

чтобы оно дало мне ответ на этот вопрос!

Правительства заявили, что они не в состоянии раздобыть необходимый 5

миллионов фунтов стерлингов. Все вместе они не могут дать для

голодающих в России половины той суммы, которую стоит современный

дредноут!

Я буду продолжать призывать европейские страны к борьбе с этим

величайшим ужасом в истории. Зима уже близко. Скоро реки в России

станут, а сухопутный транспорт будет затруднен снежными заносами.

Допустим ли мы, чтобы зима навсегда остановила сердца миллионов людей?

Время еще есть. Но его осталось немного.

Если вы знаете, что это значит - бороться с голодом и морозом, тогда

положение в России будет вам ясно. Я убежден - вы не останетесь в

стороне и не скажете равнодушно: нам жаль, но помочь мы не можем.

Именем человечности, именем всего благородного, я призываю вас - вас,

которые сами имеют жен и детей, - подумать о том, какой это ужас -

видеть, как жена и дети идут навстречу голодной смерти. С этой трибуны

я призываю правительства, народы Европы, весь мир оказать помощь.

Спешите, действуйте, пока еще не поздно!"

Присутствовавшая на заседании публика была потрясена речью Нансена. Но

члены Лиги наций не вняли его голосу - они имели определенные директивы

от своих правительств.

30 сентября Лига наций вынесла свое окончательное решение - помощь

голодающим на Волге должна быть делом частных лиц. Правительства не дадут

кредитов, пока советская власть не признает царских долгов. Нансен вносит

от себя крупную сумму. Он отказывает себе в чем только может, разъезжает

только в третьем классе, останавливается в самых недорогих гостиницах.

Уже в сентябре были отправлены первые поезда с продовольствием для

голодающих.

Благодаря неутомимой энергии Нансена было спасено множество жизней.

Осенью 1922 года Комитет по оказанию помощи голодающим мог прекратить

свою деятельность. Моссовет, в признание заслуг Нансена как великого

гуманиста, избрал его своим почетным членом. Т. Джонсон, соратник

Нансена, говорил, что "Нансен был единственный человек за границей,

которому в Советском Союзе доверяли".

О своих поездках в СССР Нансен написал книгу "Russland og ferden"

("Россия и мир"), изданную в 1923 году . В ней Нансен пишет: "Русский

народ имеет большую будущность, и в жизни Европы ему предстоит выполнить

великую задачу". В другом месте он утверждает, что "это будет Россия,

которая в не слишком отдаленном будущем принесет Европе не только

материальное спасение, но и духовное обновление".

Серия статей Нансена, объединенных им в книге "Россия и мир", впервые

была напечатана в 1923 г. во французской газете "L'infomation"

Едва Нансен окончил свою грандиозную работу по оказанию помощи голодающим

на Волге, как ему пришлось взяться за другое дело помощи. В сентябре 1922

года, находясь в Женеве на заседании Лиги наций, Нансен получил от своего

константинопольского представителя телеграмму: "Положение анатолийских

беженцев очень серьезное. Угрожает голод. Предлагаю организовать помощь.

Телеграфируйте ваше согласие". Нансен принял предложение Лиги наций взять

в свои руки организацию помощи греческим беженцам и немедленно выехал на

Балканы.

В декабре 1922 года Нансену была присуждена нобелевская премия мира.

Большую часть полученной суммы, составлявшей 122 000 крон, Нансен

истратил на устройство в СССР двух показательных сельскохозяйственных

станций, остальную часть пожертвовал в пользу греческих беженцев. Вслед

за нобелевской премией Нансен получил такую же сумму от датского издателя

Эриксена. И эти деньги он полностью израсходовал на те же цели.

В 1925 году Лига наций поручила Нансену изучить вопрос о возможности

устройства армянских беженцев, для чего была образована специальная

комиссия с Нансеном во главе. Во время мировой войны гонения на армян в

Турции достигли чудовищных размеров. Из 1 845 450 армян, живших в Турции,

в 1915 и 1916 годах было уничтожено около одного миллиона, остальные

частью бежали за границу, частью укрылись в горах. Нансен поехал в

Армению в 1925 году, главным образом с целью исследовать на месте

возможность искусственного орошения. Работа нансеновской комиссии

протекала в тесном сотрудничестве с находившимся в Эривани [Ереване]

советским комитетом по землеустройству. Вернувшись через Кавказ и Волгу в

Западную Европу, Нансен доложил в Лиге наций о результатах своей поездки.

"Единственное место, - заявил он, - где в настоящее время можно устроить

неимущих армянских беженцев, это Советская Армения. Здесь, где несколько

лет тому назад царили разруха, нищета и голод, теперь, благодаря заботам

советского правительства, установлены мир и порядок и население стало в

известной степени даже зажиточным". Несколько десятков тысяч армянских

беженцев удалось устроить в Сирии.

Свою поездку в Армению Нансен описал в книге "Gjennern Armenia" ("По

Армении"), изданной в 1927 году. Через два года вышла другая его книга,

также относящаяся к поездке 1925 года: "Gjennern Kaukasus til Volga"

("Через Кавказ на Волгу"). Забот об армянском народе Нансен не оставлял

до конца своей жизни. В 1928 году он совершил турне по Америке, во время

которого читал лекции с целью сбора средств в пользу армян.

Короткие перерывы в своей гуманитарной деятельности Нансен использовал

для научной и литературной работы. При этом взоры его вновь и вновь

устремляются на ту ледяную область, где некогда дрейфовал его "Фрам".

Нансен убеждается в необходимости изучить центральную часть Полярного

бассейна, еще вовсе не затронутую исследованиями. В 1924 году было

образовано Международное общество по изучению Арктики с помощью

воздушного корабля (Аэроарктик). Пожизненным президентом этого общества

был избран Нансен, который и определил основную задачу общества -

стационарное изучение центральной части Арктики при помощи зимовок,

устраиваемых на дрейфующих льдах. Нансен сам набросал проект дома-палатки

для такой зимовки. В качестве транспортного средства для устройства

станции на льду был намечен мощный дирижабль.

Пробный полет дирижабля ("цеппелина") в Арктику должен был состояться в

1929 году, причем во главе экспедиции должен был стоять сам Нансен.

Подготовкой этой экспедиции прежде всего и занялось общество Аэроарктик.

Под председательством Нансена общество собиралось в 1926 году в Берлине и

в 1928 году в Ленинграде. Оно издавало свой журнал "Arktis", под

редакцией Нансена. Из-за отсутствия средств пробный полет цеппелина

пришлось отложить. Нансен поехал в Канаду и Соединенные Штаты читать

лекции с целью раздобыть средства на экспедицию. Несколько лекций он

прочел на тему: "Арктический транспорт в 2000 году". Экспедиция на

цеппелине состоялась только в 1931 году. Но Нансену не было суждено

руководить ею - в мае 1930 года его не стало.

В последний год своей жизни Нансен страдал болезнью кровеносных сосудов.

С начала марта 1930 года он почти не покидал постели. 13 мая, в солнечный

весенний день, он сидел в кресле на веранде своего дома "Polhоgda".

Внезапно голова его опустилась на грудь. Находившаяся возле Нансена его

свояченица подняла ему голову, он еще раз открыл глаза, с тихим вздохом

поцеловал склонившийся над ним лоб женщины н ушел из жизни.

Известный норвежский полярный путешественник и геофизик Харальд Свердруп

говорит, что Нансен был велик как полярный исследователь, более велик как

ученый и еще более велик как человек. Один из самых больших гуманистов

современности, Ромэн Роллан, близко знавший Нансена, сказал, что Нансен

был "единственным европейским героем нашего времени". Народы великой

страны социализма всегда будут чтить память великого норвежца,

благороднейшего из благородных.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.