и кричал». Женщины сказали ей: «Как может быть дарован голос младенцу до
рождения, еще находящемуся в утробе? » Она же ответила: «Я сама тому
удивляюсь, я вся объята страхом и трепещу, не понимая случившегося».
Женщины, вздыхая и бия себя в грудь, возвращались каждая на свое место,
говоря про себя: «Что это будет за ребенок? Да будет о нем воля Господня».
Мужчины, бывшие в церкви и все это слышавшие и видевшие, в ужасе стояли
молча, пока иерей не закончил святую литургию, снял ризы свои и отпустил
людей. Все разошлись восвояси. и страшно было всем, слышавшим это.
Мария же, мать его, с того дня, когда было это знамение и происшествие,
жила благополучно до родов и носила младенца в утробе как некое бесценное
сокровище, как драгоценный камень, как чудесный жемчуг и как сосуд
избранный. Когда она носила в себе ребенка и была им беременна, она себя
блюла от всякой скверны и от всякой нечистоты, ограждала себя постом,
избегала всякой скоромной пищи, мяса, молоко и рыбы не ела, питаясь лишь
хлебом и овощами; от вина Мария совершенно воздерживалась, а вместо
различных напитков пила одну только воду, и ту понемногу. Она часто тайно,
наедине сама с собой с воздыханиями и слезами молилась Богу, говоря:
«Господи! Спаси и убереги меня, убогую рабу Твою, и младенца, которого я
ношу в утробе моей, спаси и сохрани! Ты, Господи, хранишь младенцев [Пс.
114. 5],— да будет воля Твоя, Господи! И да будет имя Твое благословенно во
веки веков! Аминь!»
Так Мария жила до самого рождения ребенка, особенно прилежала она посту
и молитвам, так что само зачатие и рождение дитяти были исполнены поста и
молитв. Мария была добродетельна и весьма богобоязненна и уже до рождения
младенца поняла и уразумела это чудесное о нем знамение и явление. Она
советовалась с мужем своим, говоря: «Если у нас родится мальчик, давай по
обету принесем его в церковь и отдадим Благодетелю всех Богу», что и
сбылось. О вера славная! О любовь благая! Еще до рождения ребенка родители
обещали принести и отдать его Дарователю благ Богу, как в древности сделала
Анна пророчица, мать пророка Самуила.
Когда пришло время, Мария родила младенца. Радуясь его рождению,
родители позвали к себе родственников, друзей и соседей и веселились, славя
и благодаря Бога, давшего им такое дитя. После рождения его, когда младенец
был завернут в пеленки, нужно было его подносить к груди, но когда
случалось, что мать ела какую-нибудь мясную пищу до сытости, тогда младенец
никак не хотел брать грудь; и так было не один раз, но иногда день, иногда
два дня ребенок не ел. Из-за этого мать младенца и ее родственники были
удручены страхом и печалью, они с трудом поняли, что младенец не хочет пить
молоко, когда кормящая его питается мясом, но согласен пить только если она
не будет разрешаться от поста. С той поры мать воздерживалась в еде и
постилась, а младенец начал питаться ее молоком во все дни, как и подобает.
Пришел день исполнить обет матери его: после шести недель, то есть на
сороковой день после рождения ребенка, родители принесли его в церковь
Божию, отдавая, как и обещали, Богу, Даровавшему его.
Тут же они повелели священнику совершить над ним Божественное крещение.
Священник, огласив младенца и прочтя над ним многие молитвы, с духовной
радостью и со тщанием крестил его во имя Отца, и Сына, и Святого Духа и
нарек во святом крещении Варфоломеем. Священник вынул ребенка, обильно
принявшего от Святого Духа благодать крещения, из купели, и, осененный
Божественным Духом, иерей провидел и предузнал, что этот младенец будет
сосудом избранным.
Отец его и мать хорошо знали Священное Писание и рассказали иерею, как
их сын, еще будучи в утробе матери, три раза прокричал в церкви. «Мы не
знаем, что это означает»,— говорили они. Иерей же по имени Михаил, хорошо
знавший священные книги, поведал им из Божественного Писания, из обоих
Законов, Ветхого и Нового, следующее: «Давид в Псалтири сказал: Зародыш мой
видели очи Твои [Пс. 138. 16]; и Сам Господь святыми Своими устами сказал
Своим ученикам: Потому что вы с начала со Мною [Ин. 15. 27]. Там, в Ветхом
Завете, Иеремия пророк освятился в чреве матери5, а здесь, в Новом Завете,
апостол Павел восклицает: Бог. Отец Господа нашего Иисуса Христа,
воззвавший меня из чрева матери моей, чтобы открыть Сына Своего во мне, да
благовествую о Нем в землях [Гал. 1. 15]». И многое другое иерей поведал
родителям из Писания, о младенце же сказал: «Не скорбите о нем, но,
напротив, радуйтесь и веселитесь, ибо он будет сосудом избранным Бога,
обителью и слугой Святой Троицы», что и сбылось- Благословив дитя и
родителей, священник отпустил их домой.
По прошествии немногих дней случилось еще одно чудесное знамение о
младенце, странное и невиданное: в среду и в пятницу он не брал грудь и не
пил коровьего молока, но отворачивался и не сосал грудь и оставался без еды
в течение всего дня, а в прочие дни. кроме среды и пятницы, питался как
обычно; по средам же и пятницам младенец оставался голодным. Так было не
один раз, не дважды, но многократно, то есть каждую среду и пятницу,
поэтому некоторые думали, что ребенок болен, и об этом мать его сетовала со
скорбью. Она советовалась с другими женщинами — кормящими матерями, считая,
что это происходило с младенцем из-за какой-нибудь болезни- Однако,
осматривая младенца со всех сторон, женщины видели, что он не болен и что
на нем нет явных или скрытых признаков болезни: он не плакал, не стонал, не
был печален, но и лицом, и сердцем, и глазами младенец был весел, всячески
радовался и играл ручками. Видя это, все поняли и уразумели, что младенец
не пил молока по пятницам и средам не из-за болезни, но это знаменовало,
что благодать Божия была на нем. Это был прообраз будущего воздержания,
того, что потом, в грядущие времена и годы, младенец просияет постнической
жизнью; что и сбылось.
В другой раз мать привела к младенцу некую женщину-кормилицу, у которой
было молоко, чтобы она его накормила. Младенец же никак не хотел питаться
от чужой женщины, но только от своей родительницы. Потом приходили к нему и
другие женщины-кормилицы, и с ними было то же самое, что и с первой. Так он
питался молоком одной лишь своей матери, пока не был вскормлен. Некоторые
думают, что и это было знамением того, что от благого корня благой побег
должен быть вскормлен чистым молоком.
Нам же думается так: ребенок этот с детства был почитателем Господа,
уже в материнской утробе и после рождения он навык богомыслию, от самых
пеленок он познал Господа и воистину Его услышал; лежа в пеленках в
колыбели, он привыкал к посту; питаясь материнским молоком, он вместе с
вкушением этого плотского молока учился воздержанию; будучи возрастом
младенец, он выше естества предначинал лощение; с младенчества он был
питомцем чистоты, вскормленный не столько молоком, сколько благочестием; до
своего рождения он был предызбран и предуготован Богу, когда, будучи в
утробе матери, он трижды прокричал в церкви, чему дивятся все, кто слышит
об этом.
Однако более достойно удивления то, что младенец, будучи в утробе, не
вскрикнул где-либо вне церкви, где никого не было, или в каком-нибудь
другом месте, тайно, наедине,— но именно при народе, как бы для того. чтобы
многие его услышали и стали свидетелями этого достоверного события.
Замечательно еще и то, что прокричал он не как-нибудь тихо, но на всю
церковь, как бы давая понять, что по всей земле распространится слава о
нем; не тогда прокричал он, когда мать его была на пиру или спала ночью, но
когда она была в церкви, во время молитвы, как бы указывая на то,, что он
будет крепким молитвенником пред Богом; не прокричал он в какой-нибудь
хижине или нечистом и неизвестном месте, но именно в церкви, стоящей на
месте чистом, святом, где подобает совершать Божественные
священнодействия,— знаменуя тем, что и сам он будет совершенной святыней
Господа в страхе Божием.
Достойно удивления также и то обстоятельство, что он прокричал не один
раз или два, но трижды, являя тем, что он будет учеником Святой Троицы, так
как число три честнее всех других чисел и весьма почитается, потому что
везде число три является источником и началом всего доброго и
спасительного, приведу примеры: трижды Господь воззвал к пророку Самуилу;
тремя камнями из пращи Давид поразил Голиафа; трижды Илия повелел лить воду
на поленья, сказав: Сделайте это трижды [3.Цар. 18. 34], и три раза так
сделали; также трижды Илия дунул на отрока и воскресил его9; три дня и три
ночи пророк Иона находился внутри кита10; три отрока погасили в Вавилоне
печь огненную"; тричисленным было услышанное пророком Исаией, видевшим
Серафимов своими глазами и, на небе пение ангелов, которые возглашали
Трисвятое: Сеят, свят, свят. Господь Саваоф! [Ис. 6. З]. В возрасте трех
лет была введена во храм, в святая святых, Пречистая Дева Мария13; в
тридцать лет Христос был крещен Иоанном в Иордане; трех учеников Христос
возвел на Фавор и преобразился перед ними; через три дня Христос воскрес из
мертвых; трижды Христос после воскресения спросил: Петр. любить литы яеня?
[Ин.21.15—17]. Как же я говорю о числе три и не вспомню о великой и
страшной тайне Триединого Божества: в трех Святынях, трех Образах, трех
Ипостасях, в трех Лицах — Единое Божество Пресвятой Троицы, Отец, и Сын, и
Святой Дух, Триипостасное Божество, у Которого одна сила, одна власть, одно
владычество? Подобало и этому младенцу трижды прокричать еще в утробе
матери, прежде рождения на свет, в предзнаменование того, что он будет
некогда учеником Троицы, что и сбылось, и многих приведет к разумению и
познанию Бога, уча своих словесных овец веровать во Святую Троицу,
Единосущную во Едином Божестве.
Не явное ли это указание на то, что с ребенком в будущем произойдут
удивительные и досточудные вещи! Не истинное ли это преобразование его
будущей жизни, которое исполнится впоследствии в его чудных деяниях!
Видевшие и слышавшие о первых знамениях должны верить и последующим
событиям. Еще до рождения святого Бог предызбрал его: не без особенной
цели, не вотще было дано на удивление многим это первое знамение, но оно
было предвестником всего, что совершилось впоследствии. Об этом мы
постарались рассказать, потому что повествуем о чудной жизни пречудного
человека.
Следует здесь вспомнить и древних святых, просиявших в Ветхом и Новом
Законе: как зачатие, так и рождение многих из них предваряемо было
особенным откровением от Бога. Мы не от себя это говорим, но заимствуем
примеры из Священного Писания и с нашим рассказом мысленно сравниваем
рассказы о других событиях: так, пророка Иеремию Бог освятил во чреве
матери, и, до рождения его предвидя, что Иеремия будет вместилищем Святого
Духа, все предвидящий Бог исполнил его благодатью с юных лет. Исаия же
пророк сказал: Так говорит Господь, призвавший меня из утробы, и, из чрева
матери избрав меня. Он назвал мое имя [Ис. 49.1]. Святой же великий пророк
Иоанн Предтеча еще в утробе матери познал Господа, носимого во чреве
Пречистой Приснодевы Марии, и взыграл младенец радостно во чреве [Лк. 1.
44] матери своей Елизаветы, и ее устами пророчествовал; она воскликнула
тогда, говоря: Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? [Лк.
1. 43]. О святом и славном пророке Илии Фесвитянине известно, что. когда
мать родила его, родители видели, как прекрасные и светлые лицами мужи
нарекли имя ребенку, повивали его в огненные пелены и питали его огненным
пламенем. Отец, отправившись в Иерусалим, сообщил об этом архиереям, на что
они сказали: «Не бойся, человек! Ибо жизнь этого ребенка будет светом, а
слово его — судом, и он будет судить Израиль оружием и огнем», что и
сбылось 14.
Святой Николай Чудотворец15, когда начали омывать его после рождения,
внезапно встал на ноги и стоял в ночвах16 полтора часа. О святом
преподобном отце нашем Ефреме Сирине 17 рассказывается, что, когда он
родился, родителям его было видение: на языке у младенца был посажен
виноградник, который вырос и наполнил всю землю, и птицы небесные прилетали
и клевали его плоды; виноградник означал разум, который будет дан святому.
О преподобном Алимпии столпнике 18 известно, что перед рождением ребенка
его мать видела такой сон: как будто она носила на руках своих красивого
ягненка, у которого на рогах были свечи; тогда она поняла, что у нее должен
родиться мальчик и он будет добродетельным, что и сбылось. Святой отец наш
преподобный Симеон Столпник, чудотворец19, подвизавшийся на Дивной горе,
был зачат по обетованию Предтечи Крестителя, который возвестил об этом
матери его. Когда ребенок родился и его кормили грудью, он не брал левый
сосок — Бог показал этим, что младенец возлюбит правый путь следования
заповедям Господним. Когда святой Феодор Сикеот20, чудотворец, был еще в
утробе матери, она видела, как звезда сошла с неба и упала ей на чрево. Эта
звезда указывала на многие добродетели младенца. В житии Великого Евфимия21
написано, что до рождения его, в одну из ночей, когда родители молились
вдвоем, им было явление от Бога и было сказано: «Возрадуйтесь и утешьтесь!
Вот, Бог даровал вам ребенка, радости одноименного, ибо рождением его Бог
даровал радость Своим Церквам». Кроме того, в житии Феодора Эдесского22
написано, что родители его, Симеон и Мария, в молитве просили себе сына.
Однажды, в первую субботу Великого поста, когда они молились в церкви,
каждому из них в отдельности явилось некое сладостное видение: им казалось,
что они видят великомученика Феодора Тирона вместе с апостолом Павлом,
стоявших и говоривших: «Воистину даром Божиим будет ребенок, который
родится, по имени Феодор» 23; что и сбылось- В житии святого отца нашего
Петра митрополита 24. нового чудотворца на Руси, описано такое знамение. До
рождения его. когда он еще был в утробе матери, однажды ночью, на рассвете,
в воскресный день. его матери было такое видение: ей казалось, что она
держит на руках своих ягненка, а между рогов его растет дерево с
прекрасными листьями, покрытое многими цветами и плодами, и посреди ветвей
его горит множество свечей. Пробудившись, женщина недоумевала о значении
своего видения, на что оно указывает и что предзнаменует. Хотя видения
своего она и не поняла, но последующие события, достойные удивления,
показали, какими дарами Бог украсил Своего угодника.
Зачем еще говорить и длинными речами утомлять внимание слушателей? Ибо
излишество и пространность в рассказе — враг для слуха как изобильная пища
— враг для тела. Но да не осудит никто меня неуча, за то, что я удлинил
рассказ: когда вспоминаются случаи и: житий других святых, приводятся
свидетельства в подтверждение и делаются сравнения, тогда разъясняются
досточудные деяния досто-чудного мужа, описываемые в нашей повести.
Досточудно было это возглашение его в утробе матери, досточудно было
воспитание его от младенческих пеленок. Этому ребенку подобало родиться с
чудесным знамением, благодаря которому прочие люди поняли, что у
удивительного лужа удивительны и зачатие, и рождение, и воспитание. Господь
ода-эил его Своей благодатью больше, чем других новорожденных младенцев, и
всеми этими знамениями предуказал Свой премудрый о нем Промысл.
Хочу также поведать о времени и годе, когда родился преподобный: в годы
правления благочестивого, славного и могущественного царя Андроника,
самодержца греческого, который царствовал в Царьграде, при архиепископе
Константинопольском Каллисте, патриархе Вселенском; преподобный родился в
Русской земле в годы княжения великого князя тверского Димитрия
Михайловича, при архиепископе преосвященном Петре, митрополите всея Руси.
когда приходило войско Ахмыла25.
Младенец, о котором мы продолжаем рассказ, в течение нескольких месяцев
после крещения был вскормлен грудью по закону природы, затем его отняли от
груди матери, развернули из пеленок и вынули из колыбели. Ребенок дальше
рос, как и полагается детям; возрастая душой, телом и духом, он исполнялся
разума и страха Божия, и милость Божия была на нем; так он жил до
семилетнего возраста, когда родители отдали его учиться грамоте.
У раба Божия Кирилла, о котором уже говорилось, было три сына: первый
Стефан, второй Варфоломей, третий Петр; отец воспитывал их, всячески
наставляя в благочестии и чистоте. Стефан и Петр быстро изучили грамоту,
Варфоломей же не сразу овладел чтением, но учился медленно и плохо.
Наставник прилежно обучал Варфоломея, но отрок не понимал его, плохо учился
и отставал от товарищей, занимавшихся вместе с ним. За это его часто
бранили родители и строго наказывал учитель, а товарищи укоряли. Отрок
наедине часто со слезами молился Богу. говоря: «Господи! Дай мне выучить
грамоту, научи и вразуми меня».
ГЛАВА 2. О ТОМ, КАК ВАРФОЛОМЕЮ БЫЛО ДАРОВАНО ПОЗНАНИЕ ГРАМОТЫ ОТ БОГА, А
НЕ ОТ ЛЮДЕЙ
Родители Варфоломея сильно скорбели, а учитель весьма огорчался
тщетности усилий своих. Все печалились, не ведая высшего предначертания
Божественного Промысла, не зная о том, что Бог сотворит с этим отроком, что
Господь не оставит Своего преподобного. По смотрению Божию нужно было,
чтобы книжное знание он получил от Бога, а не от людей, что и сбылось.
Расскажем подробнее о том, как благодаря Божественному явлению он научился
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6