Рефераты. Сергий Радонежский






уже на земле. И это в настоящей жизни, а в будущей Бог дарует наслаждение

благами не тленными, но вечными, не земными, но небесными, как сказал

апостол: Того глаз не видел, и ухо не слышало, и на сердце человеку не

приходило то, что приготовил Бог любящим Его и хранящим заповеди Его [1

Кор. 2. 9]. Не только Сергия, но и всякого, возлюбившего Бога, творящего

Его волю и хранящего Его заповеди, ждет великая награда.

За трапезой преподобный спросил: «Где тот брат, который роптал на

заплесневевшие хлебы? Пусть увидит, что ныне мы едим не заплесневевшие, но

сладкие и мягкие хлебы. Как не вспомнить, братие, слова пророка Давида: Я

пепел, как хлеб, ел и питие мое слезами растворял [Пс. 101. 10]», Потом

начали узнавать, чей это хлеб, кто его привез и кто послал. Братия смотрели

друг на друга, расспрашивали и допытывались между собой, но никто до конца

так и не смог понять случившегося, наконец преподобный спросил: «Разве я не

повелел вам позвать к столу тех, кто привез хлебы; где же они? Почему они

не пришли к началу трапезы?» Братия ответили: «По твоему слову мы их звали

отче, и спрашивали о хлебах: от кого они присланы. Но они только сказали

нам, что один христолюбец, человек богатый, прислал их издалека L/ергию и

живущей с ним братии». По повелению Сергия иноки вновь позвали приезжих на

обед, но те отказались, спеша отправиться в дорогу в другое место, и вскоре

исчезли из глаз. Удивительно было. что иноки и после расспросов не поняли и

не узнали, кто привез хлебы или кто послал их; придя к игумену, они с

изумлением говорили: «Отче! 'VBK хлебы, испеченные с пряностями и маслом,

могут быть теплыми. ведь они привезены издалека?» На следующий день в

монастырь вновь оыло привезено много снеди — еды и напитков. И на третий

день из других мест таким же образом, как мы описали, прибыли съестные

припасы.

Видя все это, игумен Сергий со всей братией прославил Бога: «Братия!

Уразумели ли вы, что Господь Промыслитель не оставит этого места и Своих

рабов, здесь живущих и соиночествующих, работающих Ему день и ночь и

терпящих все с верой и благодарением?» Старец напомнил инокам слова

апостола Павла: Имея пищу и одежду, тем довольны будем [1 Тим. 6. 8] и

продолжал: «Не будем заботиться ни о чем бесполезном, но будем уповать и

надеяться на Господа, Который может накормить и одеть нас и позаботиться

обо всем, потребном для нас, от Него будем ожидать всего нужного и

полезного для душ и тел наших. Будем молиться Богу, чтобы Он заботился о

нас, а более укрепимся в своей надежде на Него, ибо Он в древности накормил

в пустыне многие тысячи израильтян, ожесточенных и непокорных, и

впоследствии не раз насыщал многих: Одождил на них манну в пищу и хлеб

небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек, пищу послал Бог им в изобилии,

и они ели и насытились весьма [Пс. 77. 24—25]. Они попросили — и налетели

перепелы. и Бог одождил на них, как пыль, мясо и, как песок морской, птиц

пернатых: они ели и насытились весьма [Пс. 77. 24—25, 27, 29]. Сам Господь

отныне будет заботиться о нас. Разве истощилась Его сила или уменьшилась

Его забота о Своих созданиях? Нет, как в древние времена, так и теперь

Господь готов послать нам пропитание».

С того времени монахи положили больше не роптать в бедах и лишениях, и,

если случались скорби и недостаток самого насущного, они все терпели с

верой и надеждой на Господа Бога, имея залогом обетования преподобного отца

нашего Сергия.

ГЛАВА 8. О БЕДНОСТИ ОДЕЖДЫ СЕРГИЯ И О НЕКОЕМ КРЕСТЬЯНИНЕ

Здешние старцы рассказывали о преподобном Сергии, что новая одежда

никогда не покрывала его тело, он не носил ни одежды из немецкого сукна —

нарядного и разноцветного: голубого, багряного, коричневого или других

ярких цветов, ни одежды белой, мягкой или пышной, ибо сказано: Носящие

мягкие одежды находятся в домах царских [Мф, 11. 8]. Одежда его была из

простого сукна — сермяги, спряденной и вытканной из овечьей шерсти,

простой, некрашеной, небеленой, совсем не нарядной и грубой; эта сермяжная

риза преподобного была ветхой, не раз перешитой, не отстиранной,

испачканной, пропитанной многими его потами, иногда с заплатами.

В связи с нашим рассказом показателен следующий случай: в монастыре

было сукно — плохо вытканное, дурно окрашенное, некрасивое и ни на что не

годное, так что все братия с презрением отворачивались от него, гнушаясь

им. То один инок брал его и, немного подержав у себя, возвращал, потом

другой, третий, так что это сукно побывало у семи человек. Один лишь

преподобный Сергий не побрезговал им, но бережно взял ткань, благословил

ее, раскроил и сшил себе рясу, которую не погнушался носить. Надев эту

рясу, он уже не хотел снимать ее и выбросить, пока в течение года она не

обветшала вконец и не разорвалась. Из этого случая видно, до какой степени

старец возлюбил смиренномудрие, что не возгнушался и нищенского обличья.

Его повседневная одежда была очень бедной, так что если бы человек,

никогда не видевший и не знавший преподобного, встретил его в его обычной

одежде, то не поверил бы, что он тот самый игумен Сергий, но принял бы его

за одного из странствующих монахов, нищего и убогого, или за трудника,

выполняющего черную работу. Попросту говоря, блаженный был одет беднее и

хуже всех иноков своей обители, так что некоторые люди, не знавшие его,

могли обмануться и соблазниться его видом, что и происходило на самом деле;

о случае с одним крестьянином я постараюсь рассказать.

Слух о жизни преподобного прошел по разным землям, и многие люди

приходили издалека в монастырь, чтобы только посмотреть на Сергия, увидев

его, они возвращались восвояси, рассказывая о преподобном и дивясь его

жизни. Один человек — христианин, земледелец, крестьянин-пахарь, живший в

деревне, которая находилась далеко от монастыря, пахавший плугом землю и

этим трудом добывавший себе пропитание, наслышавшись о преподобном Сергии,

возгорелся желанием его увидеть. Управившись с работой, этот крестьянин

пришел в монастырь. В то время преподобный Сергий копал лопатой землю в

огороде для посадки овощей. Поскольку крестьянин никогда не видел Сергия,

то, придя в обитель, он начал усердно разыскивать преподобного,

расспрашивая братию: «Кто из вас Сергий? Где мне найти этого чудного и

славного мужа, о котором столько рассказывают? Как мне его увидеть?» У

каждого встретившегося ему монаха этот крестьянин спрашивал о преподобном и

просил показать его. Ему отвечали: «Старец, уединившись, копает огород.

Подожди немного, пока он не выйдет». Нетерпеливый посетитель не мог

дождаться появления старца и, заглянув в щель забора, увидел блаженного в

разодранной, ушитой заплатами бедной одежде, трудившегося в поте лица.

Крестьянин не мог и подумать, что это был тот, кого он так сильно желал

увидеть, и не верил, что это был тот, о котором он столько слышал. И снова

он досаждал братии своими настойчивыми просьбами, говоря: «Почему вы не

показываете мне его? Я издалека пришел поклониться ему, и у меня есть

важное дело». На это иноки отвечали: «Мы показали тебе игумена, и ты видел

его в щель. Если же не веришь нам, то вскоре снова его увидишь»^ Но

крестьянин упорно отказывался им верить и стоял у огородной калитки, ожидая

Сергия неизвестно откуда.

Когда преподобный, закончив свое дело, вышел из огорода, монахи сразу

показали его поселянину со словами: «Вот тот, кого ты желал увидеть». Но

крестьянин, отвернувшись от блаженного, презрительно рассмеялся и сказал:

«Я пришел посмотреть на пророка, а вы мне показываете сироту. Я

путешествовал издалека, надеясь получить пользу, но вместо пользы встречаю

только насмешки. Хотя я пришел в честную обитель, но не нашел полезного для

себя: вы глумитесь надо мной. Считая меня за сумасшедшего. Я надеялся

увидеть святого мужа Сергия в великой чести, славе и величии, ибо я так

слышал о нем. Но у того, на кого вы мне указываете, я не вижу ни чести, ни

славы, ни величия, ни красивой и многоценной одежды, ни служителей, которые

бы предстояли ему. ни слуг, которые бы немедленно выполняли его приказы, ни

множества рабов, которые бы прислуживали и воздавали честь своему

господину,— этот человек имеет вид нищего, обездоленного сироты; поэтому я

думаю, что он не тот, кого я ищу» — так говорил этот селянин-земледелец

монахам. Поистине он был селянином-невеждой, ибо не видел внутренними

очами, но смотрел только телесными глазами и не знал Священного Писания, в

котором премудрый Сирах пишет: Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит

на сердце [1 Цар. 16. 7]. Этот крестьянин смотрел на внешнее, а не на

внутреннее, и, увидев бедную одежду блаженного и его труды на огороде, он

надсмеялся над добродетелью и нищетой старца, не веря, что это был тот

человек, о котором он столько слышал. Не доверяя тому, что ему говорили

братия, этот поселянин думал: «Мне рассказывали о величии, чести и славе

Сергия, но почтенный и прославленный человек не может жить в такой нищете и

скудости»,

Братия сказали игумену: «Мы не смеем ничего сказать твоему гостю ради

тебя, потому что боимся тебя, иначе мы давно бы отослали его из обители как

человека негодного и бесчестного: этот селянин-невежа тебе не воздал чести

и не поклонился и нас не слушает и позорит, называя лжецами. Если хочешь,

мы выгоним его». Видя смущение братии, Божий человек Сергий возразил: «Ни в

коем случае не делайте этого, братия, ибо он пришел не к вам, а ко мне. Не

трогайте его, он сделал для меня доброе дело и я не вижу никакого за ним

преступления. Если вы знаете о каком-либо его проступке, то вспомните слова

апостола Павла: Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные,

исправляйте такового в духе кротости [Гал. 6.1], которые заповедуют нам

исправлять людей смирением и кротостью». Сказав это и не дождавшись от

крестьянина поклона, преподобный поспешно подошел первым, чтобы с любовью и

усердием поприветствовать гостя. Сергий с великим смирением поклонился ему

до земли, с любовью по-христиански поцеловал его и, благословив, похвалил

за верное мнение о нем. Из этого поступка преподобного видно, как глубоко

было его внутреннее смирение, ибо он сверх меры возлюбил невежду

поселянина, который с гневом и презрением отвернулся от него,— насколько

гордые радуются почестям и похвалам, настолько же смиренные радуются своему

бесчестью и осуждению. Преподобный не только поцеловал своего гостя, но,

взяв его за руку. посадил справа от себя, угощал едой и напитками и

сотворил ему трапезу с почестями и любовью. Крестьянин рассказал блаженному

о своей печали: «Я пришел сюда издалека ради Сергия, чтобы увидеть его, но

мое желание не исполнилось». Преподобный на это ответил: «Не скорби. Бог

так милостив к этому месту, что отсюда никто не уходит неутешенным. И твою

печаль Он скоро разрешит и покажет того, кого ты ищешь и хочешь увидеть».

И вот, пока они еще продолжали беседу, в монастырь со славой и

почестями прибыл некий князь, окруженный воинами, боярами, приближенными и

слугами. Шедшие впереди телохранители и слуги князя, схватив крестьянина за

плечи, с силой оттолкнули его и от князя и от Сергия. Еще издалека князь

поклонился Сергию до земли, и Сер-гиЙ благословил его; они поцеловались и

вдвоем сели, все остальные стояли рядом. Крестьянин же ходил кругом, чтобы

через народ разглядеть того, кем он пренебрег и кого он презрел; он

безуспешно хотел протиснуться сквозь толпу и посмотреть или дотронуться до

преподобного. Наконец он обратился к одному из стоявших там: «Скажи мне,

кто тот старец, который сидит справа от князя?» Его собеседник посмотрел на

него и сказал: «Ты не здешний? Разве ты не знаешь преподобного отца Сергия?

Это он говорит с князем». Услышав это, крестьянин затрепетал от стыда и

страха.

После того как князь покинул монастырь, поселянин, взяв с собой

нескольких иноков, которых он умолил просить за него, впереди них и с ними

вместе кланялся до земли игумену, говоря: «Отче! Прости меня за все мои

нечестия и прегрешения и помоги моему неверию. Теперь я воистину узнал

тебя, отче, и воочию увидел то, о чем слышал». Преподобный Сергий простил

его, благословил, утешил назидательной, душеполезной беседой и отпустил

восвояси. С той поры и до самой смерти этот крестьянин имел великую веру в

Святую Троицу и в преподобного Сергия. Через несколько лет он пришел из

своей деревни в монастырь к преподобному и постригся в монахи, в монастыре

он прожил еще несколько лет, исповедуя с покаянием свои грехи и подвизаясь,

и потом отошел ко Господу.

ГЛАВА 9. ОБ ИЗВЕДЕНИИ ИСТОЧНИКА

Хочу, возлюбленные, продолжить рассказ о чудесах, которые совершал Бог

через Своего угодника. Выше мы рассказали о пришествии в пустыню этого

великого пастыря и мудрого мужа — как он хотел безмолвствовать в

одиночестве на избранном им месте, около которого поблизости не было воды.

С умножением числа братии недостаток воды стал ощутительным, поскольку

приходилось ее носить издалека; некоторые из монахов роптали на святого и

не один раз, но многократно с досадой говорили ему: «Зачем ты, не подумав,

поселился и основал обитель на этом месте, где нет воды?», на что святой

отвечал: «Я хотел здесь безмолвствовать один, но Богу было угодно

воздвигнуть на этом месте таковую обитель во славу Его пресвятого имени.

Дерзайте в молитве и не унывайте. Если Господь источил из камня воду

непокорному еврейскому народу56, разве Он оставит вас, работающих Ему день

и ночь?» С этими словами преподобный отпустил монахов по их кельям.

Сам он вышел из монастыря, взяв с собою одного инока, и спустился с ним

в лесной овраг под монастырем, где никогда не было источника воды, как о

том достоверно рассказывали старожилы. Святой нашел в канавке немного

дождевой воды и, преклонив колени, начал молиться так : «Боже, Отче Господа

нашего Иисуса Христа, сотворивший небо и землю и все видимое и невидимое,

создавший человека от небытия и не хотящий смерти грешников, но посылающий

жизнь. Молим Тебя мы, грешные и недостойные рабы Твои: услышь нас в этот

час и яви славу Твою. Как в пустыне чудодействовала Твоя крепкая десница

через Моисея, источившего по Твоему повелению из камня воду, так и здесь

яви Твою силу — даруй нам воду на этом месте, да разумеют все, что ты

преклоняешь слух к боящимся Тебя и воздающим славу Твоему имени, Отцу, и

Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь».

Сотворив эту молитву, преподобный осенил крестным знамением место, где

стояла дождевая вода, и вдруг из-под земли забил полноводный источник,

который бьет и поныне и из которого берут воду для всех монастырских нужд,

благодаря Бога и Его угодника Сергия. От воды из этого источника случались

многочисленные исцеленш больных, страдавших разными недугами, если болящие

приходили к источнику с верой. Исцелений сподобляются не только те, кто

приходит к источнику.— многие приезжают из далеких областей, черпают воду

из ключа и увозят домой, чтобы напоить и окропить болящих, которьн также

получают исцеление. Такие случаи бывали не однажды или дважды, но без

счета, бывают они и в наши дни57. С того времени источнш в течение десяти

или пятнадцати лет называли Сергеевым, но мудрьн муж, не терпя славы, на

это сердился и говорил: «Чтобы я никогда н< слышал, как вы называете этот

ключ моим именем, потому что не я да; вам воду, но Господь даровал ее нам,

недостойным».

ГЛАВА 10. О ВОСКРЕШЕНИИ ОТРОКА МОЛИТВОЙ СВЯТОГО

В окрестностях обители жил некий христолюбец, имевший большую веру к

святому Сергию. У него был единственный сын. \1 малютка, который тяжело

заболел. Отец мальчика, зная святую жизнь Сергия, понес ребенка в монастырь

к святому с таким! мыслями: «Только бы мне донести сына живым к человеку

Божию а там ребенок обязательно выздоровеет».

Однако, пока он просил преподобного помолиться о дитяти, маль чик от

жестокого приступа болезни изнемог и испустил дух. Увидев что сын его

мертв, несчастный отец, потеряв всякую надежду, зарыда. и сказал

преподобному: «Горе мне! Ах, Божий человек! Я со сво^ несчастьем и слезами

спешил добраться до тебя, веря и надеясь полу чить утешение, но вместо

утешения приобрел лишь еще болыпун скорбь. Лучше бы мне было, если бы мой

сын умер дома. Горе мне горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше и

страшнее этого?) И он вышел, чтобы приготовить гроб для умершего сына, а

мертвец оставил в келье святого. Святой сжалился над несчастным отцом, пре

клонил колени и начал молиться за умершего. И вдруг неожиданн дитя ожило и

зашевелилось, душа его вернулась в тело.

В келью вошел отец, неся все нужное для погребения, и свято встретил

его словами: «Ты напрасно поспешил сделать гроб. не рас смотрев как

следует,— твой сын не умер, но жив». Тот не поверил потому что видел, как

дитя скончалось; однако, подойдя, он наше своего ребенка живым, как и

сказал святой. Припав к ногам Божьег человека, отец благодарил его, но

святой сказал: «Ты обманываешьс и сам не знаешь, за что благодаришь: когда

ты нес мальчика сюда, от сильной стужи он изнемог, и тебе показалось, что

он умер. В келье он отогрелся, а ты думаешь, что он ожил. Раньше всеобщего

воскресения никто не может воскреснуть». Но отец настаивал, говоря, что

дитя ожило по молитвам святого. Блаженный запретил ему так говорить: «Если

ты будешь рассказывать кому-нибудь, то сильно навредишь себе и вовсе

лишишься сына». Тот обещал молчать и, взяв малютку, уже совершенно

здорового, возвратился домой. Отец мальчика не смел разгласить случившееся

чудо, но не мог и молчать о нем, он про себя дивился, воздавая хвалу Богу,

творящему дивные и неисповедимые чудеса, которые,— как сказано,— видели

глаза наши [Втор. 6- 22]. Это чудо стало известно со слов ученика святого.

ГЛАВА 11. ОБ ОСНОВАНИИ МОНАСТЫРЯ НА РЕКЕ КИРЖАЧ

Некоторое время спустя в обители вновь случилось смятение. Ненавидящий

добро диавол, не терпя сияния, исходящего от преподобного, видя себя

побеждаемым преподобным, вложил некоторым из братии помысел отвергнуть

игуменство Сергия. В один субботний день служилась вечерня, и игумен Сергий

был в алтаре в священническом облачении. Его брат Стефан стоял на левом

клиросе и вдруг спросил канонарха62: «Кто дал тебе эту книгу?» Канонарх

ответил: «Мне ее дал игумен». «Кто здесь игумен?— с гневом воскликнул

Стефан.— Не я ли первым основал эту обитель?» Сказаны были и другие

неподобающие слова. Находясь в алтаре, святой их слышал, но ничего не

сказал. После окончания вечерни, выйдя из церкви, преподобный не пошел в

келью, но, никем не замеченный, покинул монастырь и один отправился по

дороге, ведущей в Кинелу. В пути его настигла ночь, и преподобный спал в

пустыне; проснувшись, он наутро продолжил свой путь и пришел в монастырь на

Махрище63. Там Сергий попросил у Стефана, игумена того монастыря, одного

инока, который мог бы показать пустынные места. Много пустынных дебрей

обошел преподобный вместе со своим провожатым, пока наконец они не пришли

на красивое место близ реки Киржач, где сейчас стоит монастырь честного

Благовещения Пречистой Владычицы нашей Богородицы64,

Как мы уже сказали, Сергий покинул свою обитель незамеченным, и иноки

нигде не могли найти его. Братия ужаснулись и, не желая разлучиться со

своим пастырем, отправились повсюду искать своего игумена: и в пустынных

местах, и в городах. Один из иноков отправился на Махрище к Стефану, желая

разузнать о Сергии. Услышав, что преподобный ушел в дальнюю пустыню, чтобы

построить монастырь, он возликовал душой и в порыве радости хотел было

последовать за святым, но решил вернуться в монастырь, чтобы утешить

братию, скорбевшую о святом. Узнав о местопребывании своего игумена, иноки

весьма обрадовались и начали приходить к нему по двое и по трое, иногда же

и большими группами-

Отец наш Сергий прежде всего поставил келью, чтобы отдыхать от своих

великих трудов. Потом он послал двух своих учеников к святейшему

митрополиту Алексию, прося благословения на основание церкви. Получив его,

он немедленно приступил к постройке, сотворив такую молитву: «Господи, Боже

сил, в давние времена обративший Израиля к вере многочисленными великими

чудесами, изъявивший Свою волю законоположителю Моисею через многие

разнообразные знамения и руном прообразовавший Гедеону65 победу! Ныне,

Господи Вседержитель, услышь меня, грешного Своего раба, молящегося Тебе.

Прими мою молитву и благослови это место, устроившееся по Твоему благоиз-

волению во славу Твою, в похвалу и честь Пречистой Твоей Матери, честного

Ее Благовещения, дабы здесь всегда прославлялось имя Твое, Отца и Сына и

Святого Духа». Окончив молитву, святой приступил к постройке, и благодатью

Христовой работа пошла успешно. Множество людей — иноков и мирян — помогали

ему в этом: одни ставили кельи, другие строили монастырские службы.

Случалось, что к преподобному приезжали князья и бояре, щедро жертвовавшие

серебро на построение монастыря. Вскоре благодатью Божией была поставлена

церковь и собралась многочисленная братия.

Некоторые из иноков монастыря Святой Троицы, горевшие любовью к своему

духовному учителю и страдавшие от долгой разлуки с ним, пришли в город к

митрополиту и сказали: «Святой владыко! Твое святое владычество знает о

нашей разлуке с духовным отцом. Ныне мы живем как овцы без пастыря;

священномонахи, старцы и святая, Богом собранная, братия расходятся из

монастыря, не вынося разлучения со своим отцом. Да и мы сами не можем

дольше жить, если не будем иметь утешение — видеть святого. Если

соизволишь, наш Богом данный наставник, то повели ему вернуться в свой

монастырь, чтобы мы не изнемогли вконец от скорби о нем».

Услышав это от прибывших братии, митрополит не мешкая спешно послал к

блаженному двух архимандритов — Герасима и Павла с посланием, содержавшем

поучения из Божественного писания: как отец он поучал Сергия и наставлял

как сына. Добравшись до Киржача. посланцы по обычаю поприветствовали Сергия

и сказали: «Отец твой, митрополит Алексий, благословляет тебя и повелел

передать тебе следующее; "Я весьма обрадовался, узнав о твоей жизни в

дальней пустыни, что и там имя Божие прославляется многими благодаря тебе.

Довольно с тебя того, что ты построил здесь церковь и собрал братию. Выбери

из твоих учеников наиболее преуспевшего в добродетели и поставь его вместо

себя строителем святого монастыря, а сам возвращайся в монастырь Святой

Троицы, чтобы братия этого монастыря не покидала его надолго, скорбя в

разлуке с твоим святым преподобием. Тех, кто противится тебе, я изгоню из

монастыря, чтобы там не осталось ни одного твоего недоброжелателя, только

не ослушайся нас. Милость Божия и наше благословение да будут всегда с

тобою"». На это святой отец отвечал им: «Скажите господину митрополиту:

все, исходящее из твоих уст, приму с радостью как исходящее из уст

Христовых и ни в чем не ослушаюсь тебя».

Вернувшись в город, архимандриты передали митрополиту сказанное святым

Сергием, святитель был весьма обрадован совершенным послушанием Сергия и

немедленно послал священников, чтобы они освятили церковь в честь

Благовещения Пречистой Владычицы нашей Богородицы, эта церковь благодатью

Христовою стоит и поныне. Святой Сергий избрал одного из своих учеников —

Романа и послал его к митрополиту, благословив на принятие священства и

должности строителя нового монастыря, а сам вернулся в монастырь Святой

Троицы.

Святой Сергий весьма желал, чтобы игуменом у святого Благовещения стал

Исаакий молчальник, но тот отнюдь не хотел игуменского сана, но, как мы уже

сказали, любя уединение и безмолвие, молил святого благословить его на

полное молчание, такое, чтобы никогда не произнести ни слова. На его

просьбу святой ответил: «Чадо Исаакий! Если ты желаешь подвига молчания, то

приходи завтра после окончания Божественной службы к северным вратам, и я

благословлю тебя безмолвствовать», По слову святого, Исаакий на следующий

день, когда завершилась Божественная служба, пришел к северным вратам.

Святой старец, перекрестив его рукой, сказал: «Господь да исполнит твое

желание». Когда он благословлял Исаакия, внезапно тот увидел, как некое

сильное пламя изошло от рук преподобного, и оно охватило всего Исаакия. С

того времени благодаря молитвам святого Сергия Исаакий пребывал в молчании

бесстрастно: даже если ему хотелось иногда что-либо тихо сказать, молитва

святого останавливала его. Так он провел в безмолвии все оставшиеся дни

своей жизни, по слову Писания Я, как глухой, не слышу, и как немой, который

не открывает yen своих [Пс. 37. 14]. Так он подвизался до конца дней своих

в великол воздержании, удручая свое тело постом, бдением и молчанием и

совер. Щенным послушанием, так же он и умер, предав свою душу Господу

Которого возлюбил с юности своей66.

Когда в монастыре узнали о возвращении святого, все насельник! вышли

ему навстречу. Когда братия увидели Сергия, им показалось будто взошло

второе солнце. Со всех сторон слышалось: «Слава Тебе Боже, о всех

промышляющий!» Чудно и умилительно было видеть, как одни целовали руки

своего святого старца, другие — ноги, третьи же, касаясь его одежды,

лобызали ее, некоторые забегали вперед, чтобы полюбоваться на своего

любимого наставника. Все единодушно ликовали и прославляли Бога за

возвращение своего духовного отца. А что же он сам? И он духовно радовался,

видя своих чад вместе.

-----------------------

Любовь и молитва преподобного старца влечет и тревожит мой ум и принуждает

рассказывать и писать

Младенец внезапно вскрикнул в утробе матери, и многие изумились этому крику

Священник, огласив младенца и прочтя над ним многие молитвы, с духовной

радостью и со тщанием крестил его во имя Отца. и Сына, и Святого Духа и

нарек во святом крещении Варфоломеем

Наставник прилежно обучал Варфоломея, но отрок не понимал его. плохо учился

и отставал от товарищей

Варфоломеи встретил некоего черноризца, незнакомого ему старца, святого и

чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу

Увидев старца, Кирилл и Мария вышли ему навстречу и поклонились

Псалтирь всегда была у Варфоломея на устах. Он был украшен воздержанием,

всегда радовался телесным тяготам и любил носить бедную одежду

Помолившись, братья начали своими руками рубить лес и на своих плечах

приносили бревна на выбранное место

Со слезами Варфоломей молился Богу, дабы ему сподобиться ангельского

образа и приобщения к лику иночествующих

Преподобный наставлял братию не столько словами, сколько подавая пример

своими делами

Монахи пели ночью заутреню без свечей, зажигая березовую или сосновую

лучину

Нетерпеливый посетитель не мог дождаться появления старца и, заглянув б

щель забора, увидел блаженного в разодранной, ушитой заплатами бедной

одежде, трудившегося в поте лица

Святой нашел в канавке немного дождевой воды и. преклонив колени, начал

молиться

Вдруг из-под земли забил полноводный источник, который бьет и поныне и

из которого берут воду для всех монастырских нужд, благодаря Бога и Его

угодника Сергия

Брат преподобного Сергия Стефан стоял на левом клиросе и вдруг спросил

канонарха: «Кто дал тебе эту книгу?» Канонарх ответил: «Мне ее дал игумен»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.