грамоте. Однажды отец послал отрока искать жеребят, и это было по
предначертанию Премудрого Бога, как говорит Первая книга Царств о Сауле26,
который был послан отцом своим Кисом отыскать ослиц: Саул пошел и встретил
святого пророка Самуила, которым был помазан на царство, и таким образом
обрел жребий, высший по сравнению с обыденными делами. Так и блаженный
отрок получил дар, превосходящий обычные дары: будучи послан отцом своим
Кириллом искать скот, он встретил некоего черноризца, незнакомого ему
старца, святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного
ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно со слезами молился-
Увидев его, отрок сначала смиренно поклонился, затем подошел и стал вблизи,
ожидая, когда тот кончит молитву.
Помолившись, старец взглянул на отрока, прозревая в нем духовными очами
избранный сосуд Святого Духа. Он с любовью подозвал Варфоломея к себе,
благословил его, поцеловал по христианскому обычаю и спросил: «Что ты ищешь
и чего хочешь, чадо?» Отрок сказал: «Душа моя желает более всего знать
грамоту, для этого я отдан был учиться. Сейчас душа моя печалится о том,
что я учусь грамоте, но не могу ее одолеть. Ты, святой отче, помолись за
меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте».
Старец воздел руки, возвел очи к небу, вздохнув пред Богом, усердно
помолился и после молитвы сказал: «Аминь». Бережно достав из кармана, он,
как некое сокровище, тремя пальцами подал Варфоломею нечто похожее на
анафору 27, с виду маленький кусок белого пшеничного хлеба — святой
просфоры, и сказал ему: «Открой уста свои, чадо, возьми это и съешь — это
тебе дается в знамение благодати Бо-жией и понимания Священного Писания.
Хотя и маленькой кажется частица, которую я даю тебе, но велика сладость
вкушения от нее». Отрок открыл уста и съел то, что ему было дано, и была
сладость во рту его. как от сладчайшего меда. И он произнес: «Не об этом ли
сказано: Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим [Пс.
118. 103], и душа моя весьма возлюбила их». Старец ответил ему: «Если
веруешь, больше этого увидишь. А о грамоте, чадо, не скорби: знай, что
отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих
братьев и сверстников» — и поучил его на пользу души.
Отрок поклонился старцу, и, как земля плодовитая и плодоносная,
принявшая семена в сердце свое. он радовался душой и сердцем встрече со
святым старцем. Старец хотел пойти своей дорогой, но отрок пал на землю
лицом к ногам старца и со слезами умолял его поселиться в доме родителей
его, говоря: «Мои родители очень любят таких, как ты, отче». Старец,
удивившись вере отрока, не мешкая отправился в дом его родителей.
Увидев старца, они вышли ему навстречу и поклонились. Старец
благословил их, и в доме приготовили трапезу для него. Но гость не сразу
отведал пищи, но сначала вошел в моленную, то есть в часовню, взяв с собой
освященного в утробе отрока, и начал петь часы2а, а отроку велел читать
псалом. Отрок же сказал: «Я не умею этого, отче». Старец ответил: «Я сказал
тебе, что с сего дня Господь дарует тебе знание грамоты. Читай слово Божие
без сомнения». И случилось тогда нечтс удивительное: отрок, получив
благословение от старца, начал стихо-словить29 Псалтирь очень внятно и
стройно, и с того часа он хорошс знал грамоту. Над ним сбылось пророчество
премудрого пророке Иеремии, сказавшего: «Так говорит Господь: Вот, Я дал
слова Moi. в уста твои [Ис. 51. 16]». Родители же и братья отрока, увидев
этс и услышав, удивились неожиданному его искусству и мудрости и прославили
Бога, давшего ему такую благодать.
Выйдя из часовни, хозяева предложили старцу трапезу. Старец от. ведал
пищи, благословил родителей отрока и хотел уйти, но бояре умо. ляли старца
остаться у них, спрашивая его и говоря: «Отче господине Побудь еще. чтобы
мы могли расспросить тебя и ты бы успокоил и уте шил наше скудоумие и нашу
печаль. Вот смиренный отрок наш, кото рого ты благословляешь и хвалишь и
которому предсказываешь многим блага, он удивляет нас, и печаль о нем
сильно уязвляет нас, потому что с ним случилось нечто страшное,
удивительное и непонятное: когда он был в утробе матери, незадолго до
своего рождения, его мать была в церкви и он трижды прокричал в утробе при
народе, в то время когда пели святую литургию. Нигде не слыхано и не видано
ничего подобного, и мы этого боимся, не понимая, чем все кончится и что
случится в будущем».
Святой старец, провидя духом будущее, сказал им: «О блаженная чета! О
прекрасные супруги, ставшие родителями такого ребенка! Зачем вы убоялись
страха там, где нет страха? [Пс. 52. б]. Напротив, радуйтесь и веселитесь,
что вы сподобились родить такое дитя, которого Бог предызбрал до рождения
его и отметил еще в материнской утробе. Последнее я скажу вам и потом
умолкну: знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего
ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот
второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми
за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и
напоследок промолвил такие загадочные слова: «Сын ваш будет обителью Святой
Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных
заповедей». Сказав эти слова, старец покинул дом; хозяева провожали его до
ворот, но он внезапно стал невидимым.
Кирилл и Мария, недоумевая, решили, что это был ангел, посланный
даровать отроку знание грамоты. Отец и мать, приняв от старца благословение
и запечатлев его слова в своих сердцах, возвратились домой. После ухода
старца отрок внезапно постиг всю грамоту и чудесным образом изменился:
какую бы книгу он ни раскрыл, он хорошо читал и понимал ее. Этот
благодатный отрок, от самых пеленок познавший и возлюбивший Бога и Богом
спасенный, был достоин духовных дарований. Он жил, во всем покоряясь своим
родителям: старался исполнять их повеления и ни в чем не выходить из их
воли, как повелевает Священное Писание: Чти отца своего и мать свою и
будешь долголетен на земле [Исх. 20. 12].
ГЛАВА 3. ОБ ОТРОЧЕСТВЕ
Расскажем еще об одном деянии этого блаженного отрока: как он, будучи
молод телом, проявил разум старца. Прошло несколько лет, и он начал строго
поститься и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в
прочие дни питался хлебом и водой; по ночам святой часто бодрствовал и
молился. Так вселилась в него благодать Святого Духа.
Мать же, любя, уговаривала его: «Дитя мое! Не погуби свою плоть
излишним воздержанием, чтобы тебе не заболеть, ведь ты еще мал, тело твое
растет и расцветает. Никто, будучи молодым, в таком юном возрасте не
соблюдает столь жестокого поста, как ты; никто из твоих братьев и
сверстников так строго не воздерживается от еды, как ты. Ведь есть такие,
которые семь раз на дню поедят — с утра пораньше начнут и поздно ночью
кончат и пьют без меры. Ты же когда один раз днем поешь, когда и ни одного
раза, но через день питаешься. Прекрати, чадо, такое длительное
воздержание, ты не достиг еще зрелости, время для этого еще не настало. Все
ведь хорошо, но в свое время». Блаженный отрок отвечал, упрашивая свою
мать: «Не уговаривай меня, мать моя, чтобы не пришлось мне невольно
ослушаться тебя, разреши мне делать так, как я делаю. Не вы ли говорили
мне: «Когда ты был в пеленках и вколыбели, тогда каждую среду и пятницу ты
молока не ел». И это слыша, как я могу в меру своих сил не стремиться к
Богу, чтобы он избавил меня от моих грехов?»
На это мать ответила ему: «Тебе нет еще двенадцати лет, а ты уже
говоришь о своих грехах. Какие же у тебя грехи? Мы не видим на тебе следов
твоих грехов, но видели знамения благодати и благочестия, того, что ты
избрал благую часть, которая не отнимется у тебя». Отрок отвечал:
«Перестань, мать моя, что ты говоришь? Ты говоришь как чадолюбивая мать,
которая радуется за своих детей, движимая естественной любовью. Но
послушай, что говорит Священное Писание: «Никто да не похвалится из людей;
никто не чист пред Богом, если хотя бы один день проживет на земле [Иов.
14. 45]; никто не безгрешен, только един Бог». Не слышала ли ты, что
Божественный Давид, думаю, о нашем убожестве говорил: Вот, я в беззаконии
зачат, и в грехах родила меня мать моя [Пс- 50. 7]».
Сказав так, он еще больше прилепился к своему первоначальному благому
обычаю, и Бог помогал ему в добром намерении. Этот совершенный и
добродетельный отрок еще некоторое время жил в доме родителей своих,
возрастая и укрепляясь в страхе Божием: к играющим детям он не ходил и не
участвовал в их забавах, бездельникам и суетным людям не внимал, со
сквернословами и насмешниками не имел общения- Он на всякое время
упражнялся в славословии Бога и тем наслаждался, прилежно стоял в церкви
Божией, не пропускал заутреню, литургию и вечерню и часто читал священные
книги.
Он непрестанно всячески изнурял свое тело и иссушал свою плоть,
соблюдая неоскверненной душевную и телесную чистоту, и часто наедине со
слезами молился Богу, говоря: «Господи! Если верно то, о чем поведали мне
мои родители, если до моего рождения Твоя благодать, Твое избрание и
знамение осенили меня, убогого, да будет воля Твоя, Господи! Да будет,
Господи, милость Твоя на мне! Подай, Господи! С детства, от самой утробы
матери всем сердцем и всей душой моей я прилепился к Тебе, от чрева, от
груди матери моей — Ты Бог мой. Когда я был в утробе матери, Твоя благодать
посетила меня, так не оставь меня и ныне, Господи, ибо отец мой и мать моя
со временем оставят меня. Ты же. Господи, прими меня, приблизь меня к себе
и причисли меня к избранному Твоему стаду, ибо на Тебя оставлен я, нищий. С
детства избавь меня, Господи, от всякой нечистоты и скверны телесной и
душевной. Помоги мне, Господи, совершать святые дела в страхе Твоем. Пусть
сердце мое возвысится к Тебе, Господи, и все прелести этого мира да не
усладят меня, и вся красота житейская да не волнует меня, но пусть
прилепится душа моя к Тебе Единому, и пусть воспринимает меня десница Твоя.
Да не ослабну, услажденный мирскими красотами, и не попусти мне когда-либо
возрадоваться радостью мира сего, но исполни меня, Господи, радостью
духовной, радостью несказанной. сладостью Божественной, а Дух Твой благой
да наставит меня на путь истинный». Старцы и прочие люди, видя жизнь
отрока, удивлялись, говоря: «Кем будет этот юноша, которого уже с детства
Бог сподобил столь великой добродетели?»
До сих пор было рассказано обо всем, что случилось, когда Кирилл
проживал в некоей деревне, находившейся в Ростовском княжестве, вдали от
города Ростова. Следует теперь рассказать и о переезде, поскольку Кирилл
переселился из Ростова в Радонеж. О том, как и почему он переселился, я мог
бы многое рассказать, но мне, однако, нужно об этом написать коротко.
ГЛАВА 4. О ПЕРЕСЕЛЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ СВЯТОГО
Раб Божий Кирилл, о котором шла речь, прежде владел большим имением в
Ростовской области, он был славным и именитым боярином, имел большое
богатство, но к концу жизни, в старости обнищал и впал в бедность. Скажем и
о том, как и почему он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду,
частых набегов татар на Русь, частых татарских посольств, из-за многих
тяжких даней и сборов ордынских, из-за частого недорода хлеба. Но хуже всех
этих бед было великое нашествие татар во главе с Федорчуком Туралыком,
случившееся в то время, после которого в течение года продолжались насилия,
потому что великое княжение досталось великому князю Ивану Даниловичу и
Ростовское княжество также отошло к Москве30. Горе, горе тогда было городу
Ростову, а особенно ростовским князьям, так как у них были отняты власть,
княжество, имения, честь и слава,— все отошло к Москве.
В то время по повелению великого князя из Москвы в Ростов был послан
воеводой один из вельмож, по имени Василий, по прозвищу Ко-чева, и с ним
Мина. Когда они приехали в Ростов, там начались жестокие насилия над
жителями и умножились гонения. Многие из ростовцев поневоле отдавали свое
имущество москвичам, а сами получали взамен побои и оскорбления и уходили с
пустыми руками, являя собой образ крайнего бедствия, так как не только
лишались имущества, но и получали раны и увечья, печально ходили со следами
побоев и все сносили безропотно. Да и к чему много говорить? Москвичи
настолько осмелели в Ростове, что подняли руку даже на самого
градоначальника, старейшего ростовского боярина по имени Аверкий, которого
повесили вниз головой и так оставили, надругавшись. Сильный страх охватил
всех, кто видел и слышал это,— не только в Ростове, но и во всех его
окрестностях.
Из-за этих насилий раб Божий Кирилл выехал из своей ростовской деревни,
о которой уже говорилось; он собрался всем своим домом и со всеми родными
переселился из Ростова в Радонеж. Приехав туда, он поселился около церкви,
названной в честь святого Рождества Христова, которая стоит и поныне. Здесь
он обосновался со всей своей семьей. Не только он один, но и многие другие
люди переселились с ним из Ростова в Радонеж, И были они переселенцами на
чужой земле, в числе их: Георгий, сын протопопа, со своими родными, Иван и
Федор, из рода Тормоса, Дюдень, зять его, со своими родными31, Анисим, дядя
его, который впоследствии стал дьяконом. Говорят, что Анисим с Протасием
тысяцким32 также приехали в эту деревню, называемую Радонеж, которую
великий князь дал своему младшему сыну князю Андрею33, а наместником
поставил в ней Терентия Ртища, пожаловал ее жителям многочисленные льготы и
обещал уменьшить налоги. Из-за этих льгот в Радонеж переселилось много
людей, так как из ростовских земель жители разбегались из-за насилий и
притеснений.
Добродетельный отрок, сын добродетельного отца, о котором мы речь
ведем, приснопоминаемый подвижник, происшедший от благородных и благоверных
родителей, вырос как добрая отрасль доброго корня, став отображением своего
первообраза. С молодых лет он был подобен благородному саду и рос как
изобильный плод, был отроком красивым и благонравным. Хотя с годами он все
больше преуспевал в добродетели. но ставил ни во что красоты жизни и всякую
мирскую суету попирал, как пыль, так что, можно сказать, он хотел само свое
естество презреть, унизить и превозмочь, часто повторяя про себя слова
Давида: Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? [Пс. 29.10]. Ночью
и днем он не переставал молить Бога, Который помогает спастись начинающим
подвижникам. Как я смогу перечислить прочие добродетели его: тихость.
кротость, молчаливость, смирение, негневливость, простоту без ухищрений? Он
одинаково любил всех людей, никогда не впадал в ярость, не препирался, не
обижался, не позволял себе ни слабости, ни смеха; но когда ему хотелось
улыбнуться (ведь и это бывает нужно), он делал это с великим целомудрием и
сдержанностью. Он всегда ходил сокрушаясь, как будто в печали, а еще чаще
плакал, и тогда слезы текли у него из глаз по щекам, выдавая печаль и
скорбь. Псалтирь всегда была у него на устах. Он был украшен воздержанием,
всегда радовался телесным тяготам и любил носить бедную одежду; пива и меда
он никогда не вкушал, никогда не подносил к устам и даже запаха их не
вдыхал,— стремясь к постнической жизни, он вменял в ничто эти потребности
человеческого естества.
Сыновья Кирилла Стефан и Петр женились, третий же сын, блаженный юноша
Варфоломей, не захотел жениться, но всей душой стремился к иноческой жизни-
Об этом он многократно просил отца, говоря: «Господин мой, отпусти меня
теперь, как ты обещал, чтобы с твоим благословением я начал иноческую
жизнь». Но родители ответили ему: «Чадо! Подожди немного и потерпи ради
нас: мы стары, бедны, больны и некому ухаживать за нами. Твои братья Стефан
и Петр женились и думают, как угодить женам; ты же, неженатый, думаешь, как
угодить Богу,— ты избрал благую часть, которая не отнимется у тебя. Только
поухаживай за нами немного, и когда проводишь нас, своих родителей, До
могилы, тогда сможешь осуществить свое намерение. Когда положишь нас в
могилу и засыплешь землей, тогда исполнишь свое желание».
Благодатный юноша с радостью обещал ухаживать за ними до конца их жизни
и с того дня старался каждый день всячески угодить родителям, чтобы
заслужить себе их молитвы и благословение. Так он жил некоторое время,
прислуживая и угождая отцу и матери всей душой и от чистого сердца, пока
Кирилл и Мария не постриглись в монахи и каждый из них в подобающее время
не удалился в свой монастырь. Немного лет прожив в иночестве, они
преставились от этой жизни и отошли к Богу, сына же своего, блаженного
юношу Варфоломея, они многократно благословляли до последнего своего
вздоха. Добродетельный юноша проводил родителей до могилы: он пел над ними
надгробные песнопения, обрядил их тела, поцеловал их, с большими почестями
положил в гроб и засыпал землей со слезами, как некое бесценное сокровище.
Со слезами он почтил умерших отца и мать панихидами и святыми литургиями,
отметил их память молитвами, раздачей милостыни убогим и кормлением нищих.
Так он творил память по своим родителям сорок дней.
Варфоломей вернулся в свой дом, радуясь душой и сердцем, как будто бы
он приобрел некое бесценное сокровище, обильное духовное богатство, ибо
преподобный юноша очень хотел начать монашескую деизнь. Вернувшись домой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6