Рефераты. Сергий Радонежский






грамоте. Однажды отец послал отрока искать жеребят, и это было по

предначертанию Премудрого Бога, как говорит Первая книга Царств о Сауле26,

который был послан отцом своим Кисом отыскать ослиц: Саул пошел и встретил

святого пророка Самуила, которым был помазан на царство, и таким образом

обрел жребий, высший по сравнению с обыденными делами. Так и блаженный

отрок получил дар, превосходящий обычные дары: будучи послан отцом своим

Кириллом искать скот, он встретил некоего черноризца, незнакомого ему

старца, святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного

ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно со слезами молился-

Увидев его, отрок сначала смиренно поклонился, затем подошел и стал вблизи,

ожидая, когда тот кончит молитву.

Помолившись, старец взглянул на отрока, прозревая в нем духовными очами

избранный сосуд Святого Духа. Он с любовью подозвал Варфоломея к себе,

благословил его, поцеловал по христианскому обычаю и спросил: «Что ты ищешь

и чего хочешь, чадо?» Отрок сказал: «Душа моя желает более всего знать

грамоту, для этого я отдан был учиться. Сейчас душа моя печалится о том,

что я учусь грамоте, но не могу ее одолеть. Ты, святой отче, помолись за

меня Богу, чтобы смог я научиться грамоте».

Старец воздел руки, возвел очи к небу, вздохнув пред Богом, усердно

помолился и после молитвы сказал: «Аминь». Бережно достав из кармана, он,

как некое сокровище, тремя пальцами подал Варфоломею нечто похожее на

анафору 27, с виду маленький кусок белого пшеничного хлеба — святой

просфоры, и сказал ему: «Открой уста свои, чадо, возьми это и съешь — это

тебе дается в знамение благодати Бо-жией и понимания Священного Писания.

Хотя и маленькой кажется частица, которую я даю тебе, но велика сладость

вкушения от нее». Отрок открыл уста и съел то, что ему было дано, и была

сладость во рту его. как от сладчайшего меда. И он произнес: «Не об этом ли

сказано: Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим [Пс.

118. 103], и душа моя весьма возлюбила их». Старец ответил ему: «Если

веруешь, больше этого увидишь. А о грамоте, чадо, не скорби: знай, что

отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих

братьев и сверстников» — и поучил его на пользу души.

Отрок поклонился старцу, и, как земля плодовитая и плодоносная,

принявшая семена в сердце свое. он радовался душой и сердцем встрече со

святым старцем. Старец хотел пойти своей дорогой, но отрок пал на землю

лицом к ногам старца и со слезами умолял его поселиться в доме родителей

его, говоря: «Мои родители очень любят таких, как ты, отче». Старец,

удивившись вере отрока, не мешкая отправился в дом его родителей.

Увидев старца, они вышли ему навстречу и поклонились. Старец

благословил их, и в доме приготовили трапезу для него. Но гость не сразу

отведал пищи, но сначала вошел в моленную, то есть в часовню, взяв с собой

освященного в утробе отрока, и начал петь часы2а, а отроку велел читать

псалом. Отрок же сказал: «Я не умею этого, отче». Старец ответил: «Я сказал

тебе, что с сего дня Господь дарует тебе знание грамоты. Читай слово Божие

без сомнения». И случилось тогда нечтс удивительное: отрок, получив

благословение от старца, начал стихо-словить29 Псалтирь очень внятно и

стройно, и с того часа он хорошс знал грамоту. Над ним сбылось пророчество

премудрого пророке Иеремии, сказавшего: «Так говорит Господь: Вот, Я дал

слова Moi. в уста твои [Ис. 51. 16]». Родители же и братья отрока, увидев

этс и услышав, удивились неожиданному его искусству и мудрости и прославили

Бога, давшего ему такую благодать.

Выйдя из часовни, хозяева предложили старцу трапезу. Старец от. ведал

пищи, благословил родителей отрока и хотел уйти, но бояре умо. ляли старца

остаться у них, спрашивая его и говоря: «Отче господине Побудь еще. чтобы

мы могли расспросить тебя и ты бы успокоил и уте шил наше скудоумие и нашу

печаль. Вот смиренный отрок наш, кото рого ты благословляешь и хвалишь и

которому предсказываешь многим блага, он удивляет нас, и печаль о нем

сильно уязвляет нас, потому что с ним случилось нечто страшное,

удивительное и непонятное: когда он был в утробе матери, незадолго до

своего рождения, его мать была в церкви и он трижды прокричал в утробе при

народе, в то время когда пели святую литургию. Нигде не слыхано и не видано

ничего подобного, и мы этого боимся, не понимая, чем все кончится и что

случится в будущем».

Святой старец, провидя духом будущее, сказал им: «О блаженная чета! О

прекрасные супруги, ставшие родителями такого ребенка! Зачем вы убоялись

страха там, где нет страха? [Пс. 52. б]. Напротив, радуйтесь и веселитесь,

что вы сподобились родить такое дитя, которого Бог предызбрал до рождения

его и отметил еще в материнской утробе. Последнее я скажу вам и потом

умолкну: знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего

ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот

второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми

за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и

напоследок промолвил такие загадочные слова: «Сын ваш будет обителью Святой

Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных

заповедей». Сказав эти слова, старец покинул дом; хозяева провожали его до

ворот, но он внезапно стал невидимым.

Кирилл и Мария, недоумевая, решили, что это был ангел, посланный

даровать отроку знание грамоты. Отец и мать, приняв от старца благословение

и запечатлев его слова в своих сердцах, возвратились домой. После ухода

старца отрок внезапно постиг всю грамоту и чудесным образом изменился:

какую бы книгу он ни раскрыл, он хорошо читал и понимал ее. Этот

благодатный отрок, от самых пеленок познавший и возлюбивший Бога и Богом

спасенный, был достоин духовных дарований. Он жил, во всем покоряясь своим

родителям: старался исполнять их повеления и ни в чем не выходить из их

воли, как повелевает Священное Писание: Чти отца своего и мать свою и

будешь долголетен на земле [Исх. 20. 12].

ГЛАВА 3. ОБ ОТРОЧЕСТВЕ

Расскажем еще об одном деянии этого блаженного отрока: как он, будучи

молод телом, проявил разум старца. Прошло несколько лет, и он начал строго

поститься и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в

прочие дни питался хлебом и водой; по ночам святой часто бодрствовал и

молился. Так вселилась в него благодать Святого Духа.

Мать же, любя, уговаривала его: «Дитя мое! Не погуби свою плоть

излишним воздержанием, чтобы тебе не заболеть, ведь ты еще мал, тело твое

растет и расцветает. Никто, будучи молодым, в таком юном возрасте не

соблюдает столь жестокого поста, как ты; никто из твоих братьев и

сверстников так строго не воздерживается от еды, как ты. Ведь есть такие,

которые семь раз на дню поедят — с утра пораньше начнут и поздно ночью

кончат и пьют без меры. Ты же когда один раз днем поешь, когда и ни одного

раза, но через день питаешься. Прекрати, чадо, такое длительное

воздержание, ты не достиг еще зрелости, время для этого еще не настало. Все

ведь хорошо, но в свое время». Блаженный отрок отвечал, упрашивая свою

мать: «Не уговаривай меня, мать моя, чтобы не пришлось мне невольно

ослушаться тебя, разреши мне делать так, как я делаю. Не вы ли говорили

мне: «Когда ты был в пеленках и вколыбели, тогда каждую среду и пятницу ты

молока не ел». И это слыша, как я могу в меру своих сил не стремиться к

Богу, чтобы он избавил меня от моих грехов?»

На это мать ответила ему: «Тебе нет еще двенадцати лет, а ты уже

говоришь о своих грехах. Какие же у тебя грехи? Мы не видим на тебе следов

твоих грехов, но видели знамения благодати и благочестия, того, что ты

избрал благую часть, которая не отнимется у тебя». Отрок отвечал:

«Перестань, мать моя, что ты говоришь? Ты говоришь как чадолюбивая мать,

которая радуется за своих детей, движимая естественной любовью. Но

послушай, что говорит Священное Писание: «Никто да не похвалится из людей;

никто не чист пред Богом, если хотя бы один день проживет на земле [Иов.

14. 45]; никто не безгрешен, только един Бог». Не слышала ли ты, что

Божественный Давид, думаю, о нашем убожестве говорил: Вот, я в беззаконии

зачат, и в грехах родила меня мать моя [Пс- 50. 7]».

Сказав так, он еще больше прилепился к своему первоначальному благому

обычаю, и Бог помогал ему в добром намерении. Этот совершенный и

добродетельный отрок еще некоторое время жил в доме родителей своих,

возрастая и укрепляясь в страхе Божием: к играющим детям он не ходил и не

участвовал в их забавах, бездельникам и суетным людям не внимал, со

сквернословами и насмешниками не имел общения- Он на всякое время

упражнялся в славословии Бога и тем наслаждался, прилежно стоял в церкви

Божией, не пропускал заутреню, литургию и вечерню и часто читал священные

книги.

Он непрестанно всячески изнурял свое тело и иссушал свою плоть,

соблюдая неоскверненной душевную и телесную чистоту, и часто наедине со

слезами молился Богу, говоря: «Господи! Если верно то, о чем поведали мне

мои родители, если до моего рождения Твоя благодать, Твое избрание и

знамение осенили меня, убогого, да будет воля Твоя, Господи! Да будет,

Господи, милость Твоя на мне! Подай, Господи! С детства, от самой утробы

матери всем сердцем и всей душой моей я прилепился к Тебе, от чрева, от

груди матери моей — Ты Бог мой. Когда я был в утробе матери, Твоя благодать

посетила меня, так не оставь меня и ныне, Господи, ибо отец мой и мать моя

со временем оставят меня. Ты же. Господи, прими меня, приблизь меня к себе

и причисли меня к избранному Твоему стаду, ибо на Тебя оставлен я, нищий. С

детства избавь меня, Господи, от всякой нечистоты и скверны телесной и

душевной. Помоги мне, Господи, совершать святые дела в страхе Твоем. Пусть

сердце мое возвысится к Тебе, Господи, и все прелести этого мира да не

усладят меня, и вся красота житейская да не волнует меня, но пусть

прилепится душа моя к Тебе Единому, и пусть воспринимает меня десница Твоя.

Да не ослабну, услажденный мирскими красотами, и не попусти мне когда-либо

возрадоваться радостью мира сего, но исполни меня, Господи, радостью

духовной, радостью несказанной. сладостью Божественной, а Дух Твой благой

да наставит меня на путь истинный». Старцы и прочие люди, видя жизнь

отрока, удивлялись, говоря: «Кем будет этот юноша, которого уже с детства

Бог сподобил столь великой добродетели?»

До сих пор было рассказано обо всем, что случилось, когда Кирилл

проживал в некоей деревне, находившейся в Ростовском княжестве, вдали от

города Ростова. Следует теперь рассказать и о переезде, поскольку Кирилл

переселился из Ростова в Радонеж. О том, как и почему он переселился, я мог

бы многое рассказать, но мне, однако, нужно об этом написать коротко.

ГЛАВА 4. О ПЕРЕСЕЛЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ СВЯТОГО

Раб Божий Кирилл, о котором шла речь, прежде владел большим имением в

Ростовской области, он был славным и именитым боярином, имел большое

богатство, но к концу жизни, в старости обнищал и впал в бедность. Скажем и

о том, как и почему он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду,

частых набегов татар на Русь, частых татарских посольств, из-за многих

тяжких даней и сборов ордынских, из-за частого недорода хлеба. Но хуже всех

этих бед было великое нашествие татар во главе с Федорчуком Туралыком,

случившееся в то время, после которого в течение года продолжались насилия,

потому что великое княжение досталось великому князю Ивану Даниловичу и

Ростовское княжество также отошло к Москве30. Горе, горе тогда было городу

Ростову, а особенно ростовским князьям, так как у них были отняты власть,

княжество, имения, честь и слава,— все отошло к Москве.

В то время по повелению великого князя из Москвы в Ростов был послан

воеводой один из вельмож, по имени Василий, по прозвищу Ко-чева, и с ним

Мина. Когда они приехали в Ростов, там начались жестокие насилия над

жителями и умножились гонения. Многие из ростовцев поневоле отдавали свое

имущество москвичам, а сами получали взамен побои и оскорбления и уходили с

пустыми руками, являя собой образ крайнего бедствия, так как не только

лишались имущества, но и получали раны и увечья, печально ходили со следами

побоев и все сносили безропотно. Да и к чему много говорить? Москвичи

настолько осмелели в Ростове, что подняли руку даже на самого

градоначальника, старейшего ростовского боярина по имени Аверкий, которого

повесили вниз головой и так оставили, надругавшись. Сильный страх охватил

всех, кто видел и слышал это,— не только в Ростове, но и во всех его

окрестностях.

Из-за этих насилий раб Божий Кирилл выехал из своей ростовской деревни,

о которой уже говорилось; он собрался всем своим домом и со всеми родными

переселился из Ростова в Радонеж. Приехав туда, он поселился около церкви,

названной в честь святого Рождества Христова, которая стоит и поныне. Здесь

он обосновался со всей своей семьей. Не только он один, но и многие другие

люди переселились с ним из Ростова в Радонеж, И были они переселенцами на

чужой земле, в числе их: Георгий, сын протопопа, со своими родными, Иван и

Федор, из рода Тормоса, Дюдень, зять его, со своими родными31, Анисим, дядя

его, который впоследствии стал дьяконом. Говорят, что Анисим с Протасием

тысяцким32 также приехали в эту деревню, называемую Радонеж, которую

великий князь дал своему младшему сыну князю Андрею33, а наместником

поставил в ней Терентия Ртища, пожаловал ее жителям многочисленные льготы и

обещал уменьшить налоги. Из-за этих льгот в Радонеж переселилось много

людей, так как из ростовских земель жители разбегались из-за насилий и

притеснений.

Добродетельный отрок, сын добродетельного отца, о котором мы речь

ведем, приснопоминаемый подвижник, происшедший от благородных и благоверных

родителей, вырос как добрая отрасль доброго корня, став отображением своего

первообраза. С молодых лет он был подобен благородному саду и рос как

изобильный плод, был отроком красивым и благонравным. Хотя с годами он все

больше преуспевал в добродетели. но ставил ни во что красоты жизни и всякую

мирскую суету попирал, как пыль, так что, можно сказать, он хотел само свое

естество презреть, унизить и превозмочь, часто повторяя про себя слова

Давида: Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? [Пс. 29.10]. Ночью

и днем он не переставал молить Бога, Который помогает спастись начинающим

подвижникам. Как я смогу перечислить прочие добродетели его: тихость.

кротость, молчаливость, смирение, негневливость, простоту без ухищрений? Он

одинаково любил всех людей, никогда не впадал в ярость, не препирался, не

обижался, не позволял себе ни слабости, ни смеха; но когда ему хотелось

улыбнуться (ведь и это бывает нужно), он делал это с великим целомудрием и

сдержанностью. Он всегда ходил сокрушаясь, как будто в печали, а еще чаще

плакал, и тогда слезы текли у него из глаз по щекам, выдавая печаль и

скорбь. Псалтирь всегда была у него на устах. Он был украшен воздержанием,

всегда радовался телесным тяготам и любил носить бедную одежду; пива и меда

он никогда не вкушал, никогда не подносил к устам и даже запаха их не

вдыхал,— стремясь к постнической жизни, он вменял в ничто эти потребности

человеческого естества.

Сыновья Кирилла Стефан и Петр женились, третий же сын, блаженный юноша

Варфоломей, не захотел жениться, но всей душой стремился к иноческой жизни-

Об этом он многократно просил отца, говоря: «Господин мой, отпусти меня

теперь, как ты обещал, чтобы с твоим благословением я начал иноческую

жизнь». Но родители ответили ему: «Чадо! Подожди немного и потерпи ради

нас: мы стары, бедны, больны и некому ухаживать за нами. Твои братья Стефан

и Петр женились и думают, как угодить женам; ты же, неженатый, думаешь, как

угодить Богу,— ты избрал благую часть, которая не отнимется у тебя. Только

поухаживай за нами немного, и когда проводишь нас, своих родителей, До

могилы, тогда сможешь осуществить свое намерение. Когда положишь нас в

могилу и засыплешь землей, тогда исполнишь свое желание».

Благодатный юноша с радостью обещал ухаживать за ними до конца их жизни

и с того дня старался каждый день всячески угодить родителям, чтобы

заслужить себе их молитвы и благословение. Так он жил некоторое время,

прислуживая и угождая отцу и матери всей душой и от чистого сердца, пока

Кирилл и Мария не постриглись в монахи и каждый из них в подобающее время

не удалился в свой монастырь. Немного лет прожив в иночестве, они

преставились от этой жизни и отошли к Богу, сына же своего, блаженного

юношу Варфоломея, они многократно благословляли до последнего своего

вздоха. Добродетельный юноша проводил родителей до могилы: он пел над ними

надгробные песнопения, обрядил их тела, поцеловал их, с большими почестями

положил в гроб и засыпал землей со слезами, как некое бесценное сокровище.

Со слезами он почтил умерших отца и мать панихидами и святыми литургиями,

отметил их память молитвами, раздачей милостыни убогим и кормлением нищих.

Так он творил память по своим родителям сорок дней.

Варфоломей вернулся в свой дом, радуясь душой и сердцем, как будто бы

он приобрел некое бесценное сокровище, обильное духовное богатство, ибо

преподобный юноша очень хотел начать монашескую деизнь. Вернувшись домой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.