Рефераты. Задачи, особенности, основные направления современной теоретической лингвистики






-повторяемость

-значимость(корень-лекс.значение)

-неделимость

полифункц-ть (неск значений: род, лицо, число, время - видел)

25. Проблема варьирования морфем и понятие         алломорфа;   задачи

морфонологии.

Алломорф - чередующийся вариант морфемы. Морфологические чередования могут быть регулярными (повторяются врезных формах и частях речи - бегу-бежишь) и нерегулярными (встречаются в считанных случаях берегу-беречь).Нерегулярные явления не входят в фонетику и не определяются грамматикой, а образуют особую область языка -морфонологию (раздел языкознания, изучающий фонему как элемент построения морфемы). Задачами морфонологии является изучение фонемной структуры морфем, поведение фонем в тождественных морфемах (их варьирование, правила сочетаемости на стыках морфем и др.) Друг-друзья-дружить- представители одной морфемы, находящиеся в отношении чередования между собой (алломорфы), друг/ж/з –морфонема (морфологическая обусловленность), advise-advice (историческая)

26. Фонетика и фонология: задачи и основные единицы.

Изучают звуки в разных аспектах., 2 разных науки.

Фонетика изучает звуки речи, артикуляционные характеристики звука, взаимное влияние звуков. Фонетика изучает свойства звуков как физических, акустических единиц, которые обладают физической природой. Они произносятся с помощью работы речевого аппарата. Единицы изучения: слог, слово, фраза(изучение не со стороны значения, а со стороны звучания). Единицы изучения фонетики бывают 2 типов: 1.сегментные (звуки, фраза) 2,супрасегментные (ударение, интонация).

Разделы фонетики:

1.    артикуляционная (устройство речевого аппарата, устройство звуков).

Изучает гласные (характеризуются по ряду, длительности, лабиализации, напряженности),  согласные  (хар-ся по месту образования,     способу, твердости/мягкости, глухости/звонкости, придыхательности). Звук образуется в3 стадии:  1. экскурсия (приготовление) 2. произнесение 3. рекурсия (расслабление). Изучаются явления: редукция (количественная, качественная), аккомодация (взаимное приспособление гл и согл - малый-мяло), ассимиляция, ударение.

2.       акустическая(изучает акустические  свойства звуков: частота, амплитуда).

Фонология изучает звуковые единицы с точки зрения их функционального значения, звуки языка, а не речи (как в фонетике). Фонология изучает систему отношений звуковых единиц между собой. Цель - создать и описать фонетическую систему языка(важны        противопоставления).

Описываются позиции звуков языка, окружение. Также изучаются супрасегментные единицы языка (интонация, контуры, модели). Основная единица изучения - фонема, (фонема и звук - разные понятия. Ф. -психическое явление, звук - акустико-физиологическое)

27. Фонема как основная единица звукового уровня языка. Проблема определения фонемы. Фонема и аллофон.

а)       Фонема - основная единица изучения фонологии. Фонема - целиком психичное явление.

фонема - полифункциональная единица языка: 1. различает звуковые оболочки слов и морфем 2. доводит звуки речи до восприятия 3. смыслоразличительная. Одной фонеме могут соответствовать несколько различных ее реализаций или аллофонов. Аллофон - группа звуков, в которых реализуется данная фонема. В зависимости от характера выполняемой ими функции, места в слове и соседства с другими звуками, ударности и безударности, выделяют следующие типы аллофонов: 1. вариации (появляющиеся в сильной позиции фонемы, т.е. в позиции ее различения) 2. варианты (появляющиеся в слабой позиции).

б)       Понятие фонемы сложилось во второй половине 19 века. С этого периода различные фонетические школы занимались ее изучением и предлагали свои определения этой единицы. Основные   фонетические школы: Московская (фонема - цепочка аллофонов, фонема рассматривается в составе морфемы). Пражская (фонема -набор дифференциальных признаков, смыслоразличительных и функциональных, в составе слова, важнее дифференциальные признаки), Ленинградская (фонема - класс исходных звуков, в составе словоформы).

28.Фонологическая  система  языка: организация и принципы описания.

Фонологическая система языка - это внутренне организованная совокупность его фонем, связанных определенными отношениями. Каждый элемент фонологической системы существует не изолированно, а в тесной связи с другими элементами, противопоставляясь или объединяясь с ними по тем или иным признакам. ф/с языка строится как система фонемных оппозиций. Сравнение фонем в оппозициях основано на сопоставлении их признаков - дифференциальных (различия) и интегральных (сходства). Фонемные оппозиции делятся на 2 основных типа:

1.  дизъюнкция  (противопоставление   по нескольким признакам - д-н).

2.  корреляция   (противопоставление   по одному признаку - д-т)

(Московская и Пражская школа выделили виды оппозиций: 1. пропорциональные д-т, к-г 2. эквивалентные (по равноценным, равноправным признакам -нижний/средний подъем, передний/задний ряд) 3. градуальные (фонемы противопоставлены по одному признаку, но имеют разные степени проявления) 4. привативная оппозиция (наличие/отсутствие признака) 5. бинарная + интегральные (признаки, не участвующие в аппозиции, присущие определенной фонеме).

29. Реализация фонемы в речи. Виды позиций. Фонема и аллофон.

Фонема является смыслоразличительной единицей. При этом фонема - целиком психичное явление, равно как и аллофон, реализацией их в речи является звук. Одной фонеме могут соответствовать несколько различных ее реализаций или аллофонов. Аллофон - группа звуков, в которых реализуется данная фонема. В зависимости от характера выполняемой ими функции, места в слове и соседства с другими звуками, ударности и безударности,, выделяют следующие типы аллофонов: 1. вариации (появляющиеся в сильной позиции фонемы., т.е. в позиции ее различения) 2. варианты (появляющиеся в слабой позиции).

Чтобы определить фонему, надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всего фонем. Позиция - это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. В зависимости от того, «сохраняет» или «утрачивает» фонема свое «лицо», различают сильную и слабую позиции.

- сильная позиция - это позиция различения   фонем, т.е. позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Для гласных - под ударением, для глухих/звонких согласных - позиция перед всеми гласными, для твердых/мягких -позиция конца слова.

- слабая позиция - это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается  меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц. В этой позиции происходит совпадение двух или более фонем в одном звуке. Здесь фонологическое противовопоставление фонем нейтрализуется.

30. Основные принципы фонологического анализа. (Аллофон. Виды дистрибуций).

Одной фонеме могут соответствовать несколько различных ее реализаций или аллофонов. Аллофон - группа звуков, в которых реализуется данная фонема. Чтобы узнать, принадлежат ли конкретные звуки к разным фонемам или же являются аллофонами (разновидностями одной фонемы) нужно поставить их в определенные произносительные условия. Распределение фонем по этим условиям называют дистрибуцией. Существует 3 основных типа дистрибуций:

1.  контрастная.Фонемы  находятся водном и том же звуковом окружении и при этом самостоятельно  различают слова.   В этом случае все фонемы в словах совпадают, кроме сравниваемых: тень-день-пень-лень.

2.  дополнительный вид дистрибуции. Фонемы не встречаются в одной и той же позиции, напр, в испанском языке.  Здесь качество звуков зависит от позиции.

3. отношения свободного варьирования. Фонемы находятся в одинаковом окружении заменяют одна другую  без  изменения смысла слов, что свидетельствует о разных параметрах говорящего   (местоположение, особенности речи).

31. Фонетические процессы в речи.

Так как звуки речи произносятся неизолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во-первых, влиять друг на друга, когда рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего, и, во-вторых, испытывать влияние общих условий произношения. В результате появляются следующие фонетические процессы:

1.  редукция (изменение длительности звуков в безударных словах: количественная/качественная). Она тесно связана с ударением: -силовое -количественное(ударный звук произносится более долго) -тоновое(изменение  высотытона).

2.      аккомодация - взаимное приспособление гласных и согласных(малый-мяло), качество согласного влияет на качество гласного и наоборот.

3.    ассимиляция - качественное уподобление смежных звуков. Бывает -прогрессивной (когда предыдущий звук влияет  на последующий) -регрессивной(когда последующий звук влияет на предыдущий).

4. диссимиляция - расподобление, когда из 2 одинаковых или подобных звуков получается  2 различных  звука. Процесс, противоположный ассимиляции(транвай, вместо трамвай).

32. слово, как основная единица языка.

слово - это основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого, языка. В этих определениях акцентируется внимание на единстве всех трех сторон слова - фонетической (организованную совокупность звуков, образующих звуковую   оболочку,   слова);   морфологической   (совокупность   грамматических   и   словообразовательных морфем); семантической (совокупность значений - лексических и грамматических). Это единство звуковой формы, морфемного строения и значения слова делает его центральной единицей языка. Как единица языка слово обладает своими характерными признаками, а именно: единооформленностью или   цельностью,   выделимостью   и   свободной   воспроизводимостью   в   речи,   семантическая валентность (т.е. семантический потенциал слова, проявляющийся в его способности реализоваться в определенных значениях, вступая в те или иные отношения с другими словами); недвуударность (т.е. невозможность слова иметь более одного основного ударения); непроницаемость (т.е. невозможность вставить в слово другое слово и тем более сочетание слов).

От фонем слово отличается своей двухмерностью, так как представляет собой органическое единство звучания и значения. От морфем оно отличается своей лексико-грамматической отнесенностью. От словосочетаний и фразеологических оборотов слово отличается акцентологически: оно, как правило, недвуударно, от предложно-падежных сочетаний оно отличается своей непроницаемостью.

33. Проблема слова; исторический характер слова.

Слово характеризуется неразрывной связью его внешней и внутренней формы, его звуковой оболочки и образным способом выражения его значения. Мотивированность слова -сохранение в его семантической структуре связи звучания со значением (подоконник). Содержание слова благодаря мотивированности находит отражение в его внутренней форме. Внутренняя форма слова - это его семантическая и структурная мотивация другим словом, на базе которого оно возникло. Мотивирующие признаки могут быть самыми разными, звукоподражательными (кукушка), описательными (дворник). Внутреннюю форму имеют 2 класса слов: производные слова, сохраняющие в своей словообразовательной структуре указание на соотнесенность с другими словами или морфемами, от которых они образованы (молочница); слова, употребленные в переносном значении (дуб о глупом челе).

С течением времени слово может утрачивать свою внутреннюю форму, а иногда и приобретать новую. Причины утраты внутренней формы слов разные, могут быть связаны с: -утратой в языке мотивирующего слова или признака, ранее характерного для предмета (город-городить) -фонетическими изменениями, которые претерпело слово в процессе исторического развития языка -процессами заимствования Однако главная причина утраты -избыточность, ненужность его мотивировки с того момента, как оно стало привычным. Воссозданием утраченной внутренней формы слова занимается этимология - наука, изучающая происхождение слов.

34. лексическое значение слова и понятия.

Содержательная сторона слова, его внутреннее устройство - явление сложное, многогранное, составляющие компоненты

1) предмет, для называния которого служит;

2)звуковая оболочка (Фонетическая оболочка слова (т.е. последовательность его звуков) связана в сознании человека и в системе языка, с одной стороны, с предметом действительности (явлением, процессом, признаком), а с другой - с понятием, с представлением об этом предмете. Понятие является основой формирования значения слова.

3)понятие о называемом предмете, возникающее в сознании человека.

Все три элемента связаны между собой, образуя так называемый семантический треугольник, вершина которого - фонетическая оболочка слова, а два противоположных угла - предмет и понятие.

Значение слова - это отображение в слове представления о предмете (явлении, процессе, признаке). В значении слова закрепляется отношение слова к обозначаемому им. Значение слова - это продукт мыслительной деятельности человека. Значение слова как его содержание связано с понятием как отражением в сознании человека предметов и явлений внешнего мира.  Лексическое значение слова определяется, таким образом, через соотнесенность его, с одной стороны, с соответствующим понятием (составляющим ядро лексического значения слова), а с другой - с остальными словами языка, т.е. через его место в лексической системе языка

Понятие - это категория логики и философии. Оно представляет собой «результат обобщения и выделения предметов (или явлений) некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. Обобщение осуществляется за счет отвлечения от всех особенностей отдельных предметов и групп предметов в пределах данного класса». С точки зрения языкознания, «понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности

35. Лексическая система языка(семантическое поле, синонимия, антонимия, гиперо-гипонимические отношения).

Понятие семантического поля появилось в60 гг. 20 века. Согласно этому понятию, лексика - совокупность систем, внутри которой слова связаны противоположностями и каждое слово обретает смысл как часть поля. В пределах этого поля существует взаимозависимость и взаимоопределяемость единиц. Поля могут пересекаться. Существуют понятийные поля (напр. мышление, речь, зрительное восприятие).

Также  существуют  лексико-семантические группы, которые включают:

1.  синонимы. Это слова, близкие по значению и имеющие начальное слово синонимического ряда. Синонимы разделяют на

а) полные (максимально близкие по значению и фактически идентичные: бегемот-гиппопотам) -частичные (различаются оттенками значений: младенец-ребенок)

б)семантические (указывают на различную степень проявления признака: светить-сиять)- стилистические (различаются сферой употребления, относясь к различным стилям речи: лицо-лик).

2.       антонимы. Это слова, противоположные по смыслу. Антонимы бывают:

а) градуальные (допускают наличие ;между ними промежуточного слова: большой-средний-малый)-комплементарные (невозможно существование среднего члена: живой-мертвый)

б) частичные (прохладный-горячий)

в) противоположно направленные действия (одеть-раздеть)

г) конверсивы(участники одной ситуации: продавец-покупатель).

3.       гиперо-гипонимы. Гипонимия - это тип семантических отношений, при котором слова, обозначающие вид или часть, семантически подчиняются словам, соответственно обозначающим род или целое. Слово, включающее в себя семантику другого слова, называют гиперонимом (тюльпаны-цветы).

36. проблема многозначности слова. прямое и производное значение. ЛСВ

Полисемия(многозначность)-способность слова как названия переходить с одной вещи на другую или на какой-л признак этой вещи. Вопрос полисемии это вопрос номинации, т.е. перемены вещей при тождестве слова. Переносное значение любого типа объяснимо(мотивировано)через прямое, но прямое значение непроизводимых слов данного языка, где это слово существует, необъяснимо. (нос лодки объяняется через нос человека, а вот наоборот объяснить нельзя). Часто переносное знач возникают как явления стилистические(ТРОПЫ = образные выражения). Пр. поэт назвал девочку козочкой (подмена одного названия другим, т.к. девочка похожа на грациозную козочку). Вот на этом совпадении и несовпадении и построен троп. В нем главное-средний объединенный член. В языковых словарях переносные значение зарегистрированы(факты языка, обязательные для всех говорящих), а тропы нет.

37. Регулярные механизмы образования производных значений слова (метафора, метонимия).

Есть 2 основных способа смыслового преобразования и развития ЛСВ:

1.   метафора - это перенос названия с одного предмета на другой по сходству тех или иных признаков: по форме, по размерам, количеству, цвету, функциям, по расположению в пространстве, по впечатлению и ощущению. Основным механизмом образования метафоры является сравнение, поэтому не случайно метафору называют скрытым, сокращенным сравнением (нос ~ 1. часть лица человека 2. передняя часть судна).

По степени выразительности, характеру стилистического использования метафоры иногда разделяют на 2 основные группы: - языковые(в словарях, сухие, утратили первоначальную образность), -образные.

2.   метонимия - перенос наименований с одного предмета на другой по смежности. В отличие от метафоры метонимия не предусматривает какого-либо сходства между обозначаемыми предметами и явлениями. Она основана на близкой и легко понимаемой смежности в пространстве или во времени, вовлеченности в одну ситуацию реалий, лиц, действии, процессов(фарфор - 1. минеральная масса 2.посуда)

а) синекдоха - это такой перенос значение, когда название части употребляется в значении целого, меньшего - в значении большего и наоборот (борода, длинноволосый, голова - человек большого ума).Часто синекдоху считают разновидностью метонимии.

Однако ее существенное отличие от метонимии заключается в том, что в основе    синекдохи      лежит количественный признак соотношения прямого и переносного значений.

38. Виды словарей.

Лексикография - это наука о словарях и практике их составления. Она очень тесно связана с лексикологией и семасиологией, являясь их практическим разделом, так как системное описание лексики наиболее ярко воплощается в словарях различного типа. Первые толковые словари - -глоссарии.

1.   энциклопедические словари. Они содержат свод знаний по всем областям жизни и науки или отдельным отраслям знаний. Бывают:

а) универсальными(охватывают все области жизни - Большая Советская Энциклопедия)

б) специальными(отраслевыми) (одна область науки, такие как медицина, техника). Энциклопедии раскрывают научные понятия, дают сведения о предметах и явлениях, событиях и лицах.

2.        лингвистические словари характеризуют слова и только попутно предметы  и явления. В лингвистических словарях описываются слова с их значением, употреблением, грамматическими характеристиками, морфемным составом, стилевой принадлежностью, орфографическими и орфоэпическими нормами. Бывают следующих типов: одноязычные, двуязычные, многоязычные. Одноязычные бывают:

а) толковые

б)  диалектные (специфическая  лексика диалекта - словарь Даля).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.