в) фразеологические
г) исторические (история слов языка)
д) этимологические (наиболее древние значения слов+их первичная форма)
е) словари синонимов, антонимов, омонимов, терминологические словари.
ж) частотные (степень употребительности слов в речи)
з) обратные(алфавитный порядок конечных букв)
и) ассоциативные
к) идеографические (тезаурусы) распределение слов по классам понятий
л) общие (общеупотребительная лексика)/специальные (лексика по определенному признаку - диалектная, профессиональная, грамматическая).
39. Грамматика, се единицы, разделы; виды грамматик.
Грамматика - это раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, то есть систему морфологических и синтаксических форм и категорий языка. Двумя составными частями грамматики являются -морфология (исследует формы слова и выражаемые ими значения), -синтаксис (формы словосочетания, предложения и их значения). Основной единицей морфологического строя языка, как и лексического, является слово, синтаксического - слово, словосочетание и предложение. Виды грамматик:
1. общая (универсальные свойства всех языков)/частная (грамматический строй конкретного языка)
2. формальная (от формы к значению)/функциональная (от значения к формам)
3. историческая (диахроническая - строй языка в развитии)/описательная(синхроническая - состояние языка в определенный период). Описательная: -сопоставительная (сходства и различия в строе различных языков)
40. Лексическое и грамматическое значение.
Для определения специфики грамматического значения его обычно противопоставляют лексическому. Грамматика изучает значение. Оно всегда системно.
1.Грам. зн. характерно большой группе слов, а не одному. Грамматическое значение объединяет группы слов в определенные грамматические классы, напр, грам.класс им.сущ. объединяет значительную часть лексики русского языка.
2.ГЗ выступает по отношению к ЛЗ дополнительным, сопутствующим. При этом ГЗ отличаются регулярностью своего выражения. ЛЗ необязательно, случайно, ГЗ обязательно.
3. Лексическое значение конкретно, грамматическое абстрактно.
4. отношение к мышлению и строю языка. Слова с ЛЗ служат номинативным средством языка - выражают мысли, знания, а ГЗ служит для организации мысли, ее оформления.
При этом явления ГЗ и ЛЗ не противопоставлены в языке. Между ними есть участки взаимопроникновения(живое-неживое - одушевленное- неодушевленное).
41. Грамматическое значение, грамматическая форма, грамматический способ. Способы выражения грамматических значений.
ГЗ, способы выражения ГЗ (то, как грамматическое значение соединяется с грамматической формой)ГЗ - обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций находящее в языке свое регулярное выражение. Системно. Обязательно. Повторяемо. Абстрактно.
Грамматическая единица - носитель ГЗ (линейные - морфемы, слова и нелинейные - классы, разряды). Способы:
1. аффиксация (прибавление аффикса)
2. чередование звуков в корне(историческое явление - пень-пня)
3. ударение (срезать-срезать)
4. супплетивизм (непродуктивный, дополняет, пополняет - я-меня).
5.повторы (китайский, малайский языки: повторы для обозначения множ.ч. - жень-человек, жень-жень - люди)
6.интонация
7. служебные слова - вспомогательные глаголы, предлоги, частицы (буду жить)
8. порядок слов
Способы: 1. аналитические (вне слова -порядок слов, интонация) 2. синтетические (аффиксация, ударение). -> аналитический язык - русский, франц., синтетический - англ. Грамматическая форма Любое грамматическое значение имеет свое внешнее выражение -грамматическую форму. ГФ -материальная форма выражения значения. Никогда не бывает изолирована. Всегда повторяется в других словах, она регулярна. Грамматическая форма тесно связана с понятием парадигмы. Парадигма -совокупность грамматических форм слова или класса слов.
42. Грамматические категории и общие принципы их организации; виды грамматических категории.
ГК - система однородных и противопоставленных друг другу грамматических значений вместе с системой средств их выражения (грамматических форм). В этой системе отношений определяющим является категориальный признак, например, обобщенное значение рода, числа, падежа. Выявляются же эти категории через грамматические значения и формы. Не могло бы быть той или иной грамматической категории, если бы не было соотносительных ГЗ, воплощенных в грамматическую форму, В ГК противопоставляются одновременно значение и форма. Виды.
1. морфологическая (реализуется в слове):
а) классифицирующая (объединяет слова в разряды и классы - пр.: сущ.-род)
б) словоизменительная (как изменяется слово, включая словоформы)
2. синтаксическая (реализуется в синтаксической конструкции -словосочетаниях, предложениях)
43. Части речи и проблема их классификации.
Проблема сущности частей речи и принципов их выделения в различных языках мира - одна из наиболее сложных и дискуссионных в языкознании.
Древнеиндийские языковеды: имя, глагол,, предлог, частицы. Александрийские грамматисты выделили 8 чр: имя, глагол, причастие, наречие, местоимение, член, предлог, союз. Современная европейская i лингвистика во многом опирается на античную традицию.
В современном яз-ии наиболее принятым является комплексный подход к выделению и описанию частей речи, при котором части речи рассматриваются как лексико-грамматические классы слов, отличающиеся друг от друга универсальными семантическими признаками,
морфологическими особенностями и синтаксическими функциями. Часть речи как наиболее общий лексико-грамматический класс слов при таком подходе характеризуется 3 основными категориальными признаками:
1.семантический. Общее, категориальное значение, (глагол - категор. значение действия или состояния, прилаг. качества или признака)
2.синтаксический. Обычная, первичная синтаксическая функция. По степени характерности бывают первичные синтаксические ф-ии и вторичные. Первичная СФсущ. - подлежащее и дополнение, гл - сказуемое.
3. морфологический. Система морфологических категорий и разрядов. Сущ род, число, падеж; собственное/нарицательное, собирательное/вещественное.
+словообразовательный признак в языках с богатой морфемикой набор словообразовательных моделей и средств)
По функционально грамматическому основанию в р/я выделяют:
1. знаменательные ч/р: сущ, гл, прил, наречие, числительное, местоимение
2. служебные: союз, предлог, частицы
44 Аналитический и синтетический строй языка. Агглютинация и фузия.
1. аналитический (русс, яз., франц.яз.), синтетический (английский).
Синтетические языки - это языки, для структуры которых характерно объединение в пределах одного слова морфем различного типа - лексических, словообразовательных, словоизменительных, т.е. ГЗ, соединяясь с лексическим и словообразовательным, как бы синтезируется в пределах слова. 6 языках синтетического типа преобладают синтетические формы, для них характерна большая длина слова.
Аналитические языки - это языки, для структуры которых характерно раздельное выражение основного (лексического) и сопутствующих (словообразовательного и грамматического) значений слова, т.е.грамматическое и словообразовательное значения слова находятся за его пределами, отдельно от него. Эти языки характеризуются наличием сложных конструкций, служебных слов. В аналитических языках ГЗ или словообразовательное значение выражается расчлененными аналитическими формами слова, а иногда и порядком слов. Наиболее аналитическими языками считаются агглютинативные языки, в меньшей степени флективные,
2. Флективные языки (языки гибкого типа) - это языки, для которых характерна полифункцнональность аффиксальных морфем, наличие явления фузии (взаимопроникновения морфем), при котором проведение границы между корнем и аффиксом становится невозможным (смородина), внутренняя флексия, указывающая на грамматическую форму слова, большое число фонетически и семантически не мотивированных типов склонения и спряжения. Сюда относят все индоевропейские языки.
Агглютинативные языки (склеивающие) - это языки, являющиеся антиподом флективным, т.к. в них нет внутренней флексии, нет фузии, поэтому в составе слов легко вычленяются морфемы, формативы передают по одному грам. значению. Аффиксы последовательно приклеиваются к корню, они выражают одно грам. значение. Это все тюркские, финно-угорские языки, языки эскимосов, индейцев.
45. Предмет, единицы, разделы синтаксиса. Основные направления исследования в синтаксисе.
Синтаксис изучает содержательную сторону единиц, а не только грамматическое строение. Сама синтаксическая связь имеет смысл, содержание. Синтаксис - не только учение о формальных связях, образцах но и об их значении. С. изучает модели и смысловые структуры языка (с т/з плана содержания). С. изучает соединение сложных единиц с реальностью, соотносит их с намерениями говорящего, рассматривает пр-я как речевые акты. С.стремится отвлечься от формального значения единиц лексики, старается сосредоточиться на абстрактных образцах (схема словосочетания). Также современный с. рассматривает единицы как коммуникативные единицы, а не только строение сложных единиц. Отсюда следует образование бесконечного числа высказываний из данного образца. Изучает типы связей (сочинение, подчинение, бессоюзная) Единицы: фонема, морфема, слово, пр-е.
Разделы:
1. малый синтаксис (словосочетания).Изучает единицу, как она устроена.Иногда включает производное слово.
2. центральный. Предложение -центральная единица всего синтаксиса.
3. синтаксис текста. Более чем 1 пр-е.
Направления:
1. Логическое - наличие отношений предикации (субъект, предикат).Предложение в нем соотносительно с логическим суждением, но в целом нетождественно ему, так как не всякое пр-е выражает суждение. (Рассматривает актуальное членение: в пр-ии 2 части: -известное(тема), -новое (рема).)
2. Психологическое. Потебня. Рассматривали пр-е как психологическое суждение. Предложение - это единица речи, которая служит для словесного выражения единицы мышления.
3. формально-грамматическое. Фортунатов. Он определял пр-е как вид словосочетания, включающего в себя грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое. В своем определении он исходил их формальных признаков: интонации, наличия определенных типов форм подлежащего и сказуемого и др.
4. структурно-семантическое. Виноградов. Пр-е - грамматически оформленная целостная единица, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. Дифференциальный признак -предикативность (отнесение содержания пр-я в действительности) и интонация сообщения.
46. Предложение как центральная единица и предмет синтаксиса,
Предложение - центральная единица синтаксиса, противопоставленная слову и словосочетанию по форме, значениям и функциям, Ф-ции: -номинативная, коммуникативная. Предложение - любое сообщение о чем-либо в устной или письменной форме, обладающее Относительной самостоятельностью.
Современной лингвистике свойственен подход к предложению как к собственно языковой, грамматической категории, обладающей своими формальными и семантическими характеристиками.
1. Одним из главных признаков предложения считают его коммуникативный характер, то есть способность служить главным средством сообщения и выражения мысли. Предложение выступает в роли минимальной коммуникативной единицы.
2. Вторым основным признаком предложения выступает предикативность. В самом общем плане предикативность -отнесенность содержащейся в высказывании информации к действительности. Предикативность соотносительна с модальностью.
3. Модальность - категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания. Говорящий может что-то утверждать или отрицать, желать или требовать, предполагать, побуждать, запрашивать. Модальность выражается формами наклонений, модальными словами, частицами, а также интонацией.
4. Категория времени в синтаксисе трактуется как соотнесенность содержания высказывания с моментом речи.
47. Строение предложения и главные принципы его организации.
Предложение как единица языка представляет собой структурный тип или модель.
1. Вендина. Каждое простое предложение имеет свою структурную схему, т.е.элементарный образец (модель), по которому оно строится. В языках мира существуют различия в структурных схемах простого предложения: индоевропейским языкам напр, свойственны в основном двухкомпонентные структурные схемы, состоящие из сказуемого и подлежащего. Различия наблюдаются и в порядке следования этих членов: русский, иврит, латынь - свободный, а в англ. напр. 1 -подл, 2-сказ 3-дополн, 4-обстоят. В зависимости от структурно-семантической схемы простого пр-я, пр-я делятся на односоставные/двусоставные, полные/неполные.
2. Гируцкий. В языковом сознании пр-е хранится как модель, схема или образец, по которым может быть построено бесконечное многообразие различных высказываний. Общая онтологическая модель пр-я для всех языков - это модель слова, лишь осложненная «этажами», т.е.словарным фондом. Помимо онтологической модели, одинаковой для всех языков, существуют синтаксические модели или так называемые структурные схемы пр-ий, которые могут различаться в разных языках (напр.подлеж+сказ+дополнение).
3.Пр-я можно рассмотреть по смысловой организации. Пр-е состоит из:-дектальной части (фактическое содержание, то положение действительности, которое реально существует), -модальной части (отношения говорящего к тому, что он говорит).Модус+диктум—пр-е. Пр.: В городе начаться беспорядки (начались бы,начались).
4.Пражская школа, актуальное членение. В пр-ии 2 части: -известное (тема), -новое (рема)
48. Типы синтаксических отношений в языке.
Место и функция слова или словосочетания в пр-ии называется синтаксической позицией. В синтаксической позиции слово или словосочетание вступают в синтаксические связи с др. членами пр-я. Под синтаксической связью понимают формально выраженную смысловую связь между лексическими единицами., соединившимися друг с другом высказываниями. 2 типа:
1. сочинение Равноправность элементов, возможность перестановки без существенного изменения смысла. Чаще слова одной части речи, 1 функции в предложении.
а) союзная
б) бессоюзная (формальная),содержание этой связи установить достаточно сложно.
2. подчинение. Неравноправность компонентов, один главный, другой зависимый. Главное слово диктует форму зависимого, характерна смысловая неравнопраность.
+ предикативная связь (координация) - особый вид связи, существующий только между подлежащим и сказуемым.
49. Категория предикативности. Предикативный центр предложения.
Одним из основных признаков предложения выступает предикативность. В самом общем плане предикативность - отнесенность содержащейся в высказывании информации к действительности. Предикативность соотносительна с модальностью. Количество предикативных центров пр-я оказывается определяющим фактором для разделений пр-ий по сложности. Самым часто встречаемым предикативным центром пр-я является подлежащее и сказуемое. Между ними существует определенный вид связи - предикативная связь (разные взгляды: главное - подлежащее, главное сказуемое или равноправны).
50. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды связи в словосочетании,
Словосочетание как слово имеет номинативную функцию, как слово расчленено, основано на отношениях предикации. С-е - это такая единица, которая основана на подчинительной синтаксической связи. 1 эл - слово, 2 эл -словоформа.
Синтагма - мин. синтаксическая единица, в кот. осущ-ся синтаксич. связь. Минимальная синтагма - словосочетание. Словосочетание подразумевает подчинительную связь элементов. Оно представляет собой структурное и смысловое целое. Виды:
1. согласование (связь подчинительного типа, где зависимое слово согласуется в роде, числе и падеже с им.сущ.)
2.управление требует, чтобы зависимое слово стояло в одной форме с глаголом.
3.примыкание. Одно слово не изменяемо, смысловая связь.
51. Основные типы предложений.
По структурному признаку:
1. простое (одно предикативное ядро)
а) односоставные/двусоставные.
Односоставные: -глагольные(личные(Люблю наш край),безличные(Светлеет), инфинитивные(Увидеть бы счастливым родной край), -именные (номинативные(Вот и лес), вокативные(Сынок мой, сынок).
б) распространенные/нераспространенные
2. сложные
а) союзные(сложносочиненные/сложноподчиненные)
б) бессоюзные
в) комбинированные
По модальности:
1.повествовательные
2.вопросительные
3.побудительные
Все эти типы могут быть восклицательными/невосклицательными
52. Представление об актуальном членении предложения.
Актуальным членением предложения обычно называют смысловое подчеркивание одного из компонентов предложения., установление между частями предложения новых субъектно-предикатных отношений. Выделенная часть пр-я называется ремой (новая, важная информация), остальная часть -темой (известное., данное). Средствами актуального членения пр-я являются порядок слов, синтагматическое членение, постановка фразового ударения, интонация, усилительно-выделительные частицы. Актуальному членению подвергаются все типы и виды пр-ий, в составе которых больше одного слова.
53. Производное слово как основная единица словообразования.
Словообразование ~ подсистема языка, которая отвечает за образование новых словарных единиц. Основная единица словообразования - производное слово. ПС отражает сложное знание об объекте и имеет сложную структуру. ПС членится на 2 части: отсылочную (производящую основу) и формант. Производное слово -свернутое высказывание, суждение. Напр., слово «учительская» произошло от производящей основы «учитель», а «безгрешный» от словосочетания «без греха». И так как в качестве производящей основы может служить словосочетание, лучше употреблять термин «производящий базис». Свойства производящего базиса+словообразовательные свойства=св-ва производного слова.
54.Словообразовательное значение, словообразовательный тип, словообразовательная цепочка, парадигма; словообразовательное гнездо. Понятие словообразовательной модели. Продуктивные и непродуктивные модели словообразования.
С/значение - новое значение, которое возникает при воздействии словообразовательного средства на словообразовательную основу. Свойства производящего базиса + словообразовательные свойства=св-ва производного слова.
С/тип - схема или формула строения производных слов, которые характеризуются общностью:
1. части речи производящей основы
2.семантических соотношений производного и производящего слова
3.словообразовательного форманта.
С/цепочка - ряд слов, образованных в процессе последовательного словообразования. Учить-учитель-учительская. Каждая предыдущая единица является производящей для последующей.
С/парадигма -параллельное словообразование. Она может попадать на различные блоки сл-я, кот. вкл. Различные ч/р. Снег-снежный (снежок, снежинка). «Снег» не входит в словообразовательную парадигму.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5