Рефераты. Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе






Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Описания их содержания можно найти в рекомендациях физиологов и гигиенистов. С позиций здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений или гимнастики для глаз минимальна, если при этом учитываются три условия.

1.    Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т.д.).

2.    Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной – от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.

3.    Учителю, проводящему физкультминутки, необходимо выработать для каждого класса 2 – 3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Условие и составная часть практической реализации ЗОТ – формирование культуры здоровья учащихся – одна из важных задач школы, которая может быть успешно решена лишь при наличии необходимого уровня культуры в этой сфере у самого учителя. Поэтому такое внимание мы уделяем подготовке, повышению квалификации, непрерывному обучению по этим вопросам педагогов, психологов, директоров школ.

В отличие от предметов «фундаментального» цикла – математики, физики, истории и т.п., вопросы имеют сугубо прикладное значение. Поэтому наряду с тематическими образовательными программами (см. ниже), необходимой составной частью диалога учителя с учеником является способность каждого учителя ответить на задаваемые учащимися и актуальные для них вопросы по проблемам здоровья. По крайней мере, наиболее типичные и не требующие специальных медицинских знаний. С другой стороны, сам учитель, в процессе преподавания своей дисциплины и проведения воспитательной работы, должен уметь и стремиться приводить примеры, отмечать закономерности, связанные с вопросами здоровья, возможностями его сохранения и укрепления. В этом же русле должна строиться одна из сторон работы педагога с родителями учащихся. Соответственно, учитель должен быть подготовлен к такой работе. И не только по популярным брошюрам на тему здоровья или книгам по основам медицинских знаний. Такая подготовка включает участие в тренингах, обсуждение и анализ с коллегами типичных ситуаций, проектную работу, посвящённую построению здоровьесберегающего образовательного пространства школы и другие формы последипломной учебной работы, позволяющие учителю не только использовать ЗОТ на своих уроках, но и помочь другим учителям, администрации превратить школу в место, где грамотно заботятся о здоровье и учащихся, и педагогов.

Некоторые аспекты современного представления о ЗОТ, описанные в этой главе с учётом ситуации неблагополучия со здоровья субъектов образовательного процесса, нерешённости многих организационных вопросов, характерных для сегодняшнего дня, в неполной мере отражают тот круг проблем, к которым имеет прямое или косвенное отношение задача сохранения и укрепления здоровья учащихся. Поэтому необходимо чётко представлять, что гигиенический контроль за соблюдением требований СанПиНов и отслеживание степени утомления на уроке – это наиболее очевидные, но не определяющие направления работы школы по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства.


IV.3. Здоровьесберегающее образовательное пространство школы

Для планирования и проведения работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, превращения используемых в школе педагогических технологий в здоровьесбережение методически полезным представляется введение и конкретизация на отдельных примерах представления о здоровьесберегающем пространстве школы (далее – ЗПШ), объединяющем феномены, сферы, пути и процессы реализации здоровьесберегабщих образовательных технологий, и объединённых в несколько структур по характеру этих феноменов и психолого-педагогических характеристик. Воздействие этого пространства  на учащихся и педагогов  происходит непосредственно в школе, однако, как во всех других случаях, когда мы имеет дело с человековедческими технологиями, первичное воздействие служит лишь запуском  процессов дальнейших изменений как педагогического пространства, так и субъектов в нем действующих.

Наивно было бы ожидать, что  изложенные ниже представления о ЗПШ окажутся для опытных педагогов и руководителей образовательных учреждений тем откровением, которое на подобие чудодейственному бальзаму позволит решить все проблемы системы образования, связаны со здоровьем учащихся. Это лишь попытка на основе определенной систематизации взглянуть на более или менее известные явления  и феномены педагогической деятельности под углом зрения оценки их воздействия на здоровье субъектов образовательного процесса и возможны корректировки этого воздействия.

Изменения, которые происходят в образовательном пространстве, не столь очевидно и быстро проявляются как, например,  результат удачно сделанной операции. Но такова особенность большинства  профилактических и психолого-педагогических (воспитательных, в широком смысле) воздействий: отдельные малозаметные сдвиги в состоянии организма, физиологических и психологических процессах, личностных структурах, накапливаясь, приводят в результате к уже заметным изменениям. То  же в случае патогенных  факторов, характерных для системы образования: их почти незаметное каждодневное воздействия на учащихся и педагогов приводят к постепенному истощению ресурсов здоровья, появлению сначала пограничных, а за тем  клинически выраженных  нарушений здоровья и дефектов, уже трудно поддающихся восстановлению.

Главные особенности ЗПШ, отличающие его, в том числе, и от  общеизвестных гигиенических норм и рекомендаций, соответствуют принципам здоровьесберегающих образовательных технологий и кратко могут быть представлены тремя положениями.

Если гигиенические факторы, перечисленные СанПиНах, по определению несут явный или потенциальный вред для здоровья, то сутью ЗПШ является его позитивная основа, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют  не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся. Вытеснение негативных воздействий и производимых ими эффектов, позитивные, переориентациями, благодаря этому, суммарного вектора направленности внешних воздействий  системы образования, в отношении здоровья учащихся, с негативного на позитивный, и составляет важную отличительную особенность ЗПШ.

Другой особенностью ЗПШ является инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Наконец, третья особенность - направленность на вовлечение самих учащихся в  деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных  для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения, с совершенно другим  чувством ответственности, наделенных  собственными правилами и обязанностями. В их числе - необходимость обретения багажа знаний, обязательного для грамотной заботы о своем здоровье и здоровье своих близких.

В структуре ЗПШ можно выделить несколько феноменологически близких явлений, которые в совокупности его  и составляют. Образно это можно представить как шар, или сферу, динамично переливающуюся несколькими разными цветами, каждый из которых определяет какую-либо совокупность феноменов, как составную часть всей сферы (образная модель предложена М.В. Аносовой). Эти совокупности однородных феноменов, эти "подпространства" мы будем для удобства называть соответствующими пространствами - экологическим, эмоционально-поведенческим, вербальны, культурологическим и др. Кратко опишем основные из них.

Экологическое пространство связано с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся  и педагогов. Номинально некоторые из них совпадают с гигиеническими факторами, характеристики и степени воздействия которых регламентированы в СанПиНах. То есть три отличия, позволяющих представить это пространство не просто как новое обозначение хорошо известных факторов. Во-первых, в СанПиНах представлен набор отдельных  позиций с количественными рамками, которых необходимо придерживаться. Анализ же педагогического пространства ориентирован преимущественно на качественную оценку воздействия всей совокупности однородных факторов, тем более, что на самом деле их воздействие всегда сочетанное и взаимосвязанное. Во-вторых, в отличие от гигиенического подхода, центрированного на самих патогенных факторах, центром внимания  в педагогическом пространстве оказываются субъекты педагогического процесса и сами эти процессы. Наконец, в-третьих, в педагогическом пространстве существует не мало элементов, которые или  пока не регламентированы, или не могут быть регламентированы и каталогизированы в принципе. Так, весящая на стене картина может смещать фокус внимания человека в целостном восприятии всего помещения, в зависимости от того впечатления, который именно  на него производит именно эта картина (как по модальности отношения, так и по силе его  выраженности). Например, в одном из  опросов учащихся после урока о том, что привлекало или  отвлекало их внимание, больше половины указали на большую скрепку, которая лежала на полу на видном месте. Понятно, что никакие гигиенические перечни такого учесть не могут.

Одним из элементов экологического пространства является воздушная среда. Ее воздействие на учащихся и педагогов не ограничивается теми сторонами, которые регламентированы СанПиНами - они известны и приводятся в соответствии с требованиями путем поддержания комфортной температуры и регулярного проветривания  помещения класса. Но кроме этого, влияние на здоровье и настроение учащихся оказывают, например, запахи, регламентация которых, кроме самой общей фразы, в СанПиНах отсутствует. В последние годы представление о воздействии запахов на человека оформились в новую науку - ароматологию и ее прикладную ветвь - ароматотерапию. Лучший источник полезных и гармоничных запахов - растения. Выращивание в классах комнатных растений, в соответствии с рекомендациями  ученых и обобщениями практического опыта, безусловно, целесообразно, но должно быть связано не с задачами лечения, а только  сохранения и укрепления здоровья.

Растения наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Они дарят людям ничем не заменимый  кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие городского шума. В помещении растения создают необходимый психоэмоциональный  комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя. Свое здоровье действие растения  проявляют путем выделения  эфирных масел, которые действуют подобно гормонам, проникая в системы организма, влияя на эмоции и физические реакции, регулируя их, активизируя защитные силы организма в борьбе против инфекционных заболеваний, стимулируя образование лейкоцитов крови. Определенные эфирные масла  имеют связь с конкретными органами тела. Например, гераниевое масло активизирует кору надпочечников и снимает напряжение, вызванное стрессов, апельсиновое используют для борьбы с тревогой, страхом.

Все цветы выделяют цветы фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Возможности оздоровления воздуха в помещении при помощи комнатных растений просто беспредельны. Летучие выделения некоторых растений в силу своей биологической активности даже в микроскопических дозах (10-6мг/см3) могут обладать бактерицидным, бактериостатическим, фунгицидным действием. От летучих фитонцидов амариллиса, агапантуса, зиферантеса, гипеаструма некоторые бактерии погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока. Для оздоровления воздуха в комнате полезно держать такие растения, как хлорофитум, мирт, розмарин, аглаонему, аспарагусы. Давно известны фитонцидные свойства хвойных. Это криптомерия, можжевельник, сосна. Они также наполняют помещение отрицательно заряженными ионами, которые поглощают излучения телевизоров и компьютеров.

При подборе растений в классе должны быть соблюдены два обязательных условия:

1.                     Запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим;

2.                     присутствие растений в классе не должно вызывать аллергических реакций ни у кого из учащихся.

Важно, чтобы это направление в гармонизации педагогического пространства вместо решения задачи повышения работоспособности и снижения утомляемости учащихся не превратилось в «игру в запахи» на уроках – модное увлечение наподобие фитотерапии. Известно, что создание в середине 90-х годов во многих школах фитобаров, давало как положительные результаты, так, к сожалению, и отрицательные, проявившиеся в случаях аллергических реакций у школьников. Поэтому необходимо соблюсти все необходимые предосторожности, включая проверку закупаемого сырья и проведение в подозрительных случаях аллергических проб у детей. Тогда кстати придётся и опыт педагога-валеолога Ю.Титовой, помогающей старшеклассникам с помощью специально подобранных запахов дифференцированно активизировать работу левого или правого полушария на уроках естественно-математического или гуманитарного профиля, соответственно. Известны также другие интенсивные примеры использования запахов в практике работы школ.

Для ароматизации воздуха можно использовать и искусственные препараты, но экологичнее и дешевле выращивать живые растения. Кроме того, при этом решается и другая, не менее важная задача – воспитательная. Выращивание растений в классе, уход за ними лучше поручать самим школьникам. Привлекаясь к уходу за растениями, дети приучаются бережно относиться к ним, а значит, и ко всему живому, получая, тем самым, основы экологического воспитания.

С помощью комнатных растений удаётся восполнить дефицит общения с природой, который неизбежно возникает в городах среди однообразия стандартных домов, раздражающего шума машин, не гаснущего часами экрана телевизора или компьютера. Специалисты по видеоэкологии также уверены, что в помещении, где люди находятся подолгу, обязательно должны быть комнатные растения.

То повышенное внимание, которое мы уделяем этому элементу экологического пространства школы, связано не только с воздействием воздуха, которым мы дышим, на здоровье, но и с тем, что при выполнении на уроках физических, а, тем более, дыхательных упражнений (в рамках физкультминуток), воздух в классе обязательно должен быть чистым и лёгким – иначе вреда от этих занятий будет больше, чем пользы.

Нельзя не упомянуть и ещё об одном аспекте, актуальном для работы школы по сбережению здоровья учащихся. Известно, что эффективность профилактики табакокурения остаётся пока на крайне низком уровне. Дополнительные возможности, повышающие действенность этой профилактической программы и реализуемые не «в лоб», набившим оскомину повторением, что «курить вредно», могут быть созданы регулярным упоминанием всеми учителями школы в разном контексте о своём внимании к качеству воздуха, которым все мы дышим, приведении ими аргументов о зависимости от этого состояния здоровья, работоспособности и т.п.

То, что описано выше для отдельных классов, относится и к пространству школы в целом. Особое внимание следует уделить спортзалам и рекреациям, где дыхание у учащихся активизируется, приводя к усилию газообмена, а также туалетам, воздушной среде в которых должно быть уделено особое внимание по понятным причинам. Ну, а количество зелёных растений в школе всегда являлась критерием реальной заботы администрации об учащихся.

Другим элементом экологического пространства школы является его видеоэкологическая составляющая. Видеоэкология изучает воздействие на психику, а через неё – на телесную организацию человека и его здоровье – зрительных образов той среды, в которой человек находится. Исследованиями В.А.Филина в 80-х – 90-х годах и др. учёных показано, что однообразные по геометрическим формам, преимущественно прямоугольные, с многократно повторяющимися элементами архитектура интерьера помещений, часто используемые вещи и т.д. оказывают негативное воздействие на человека. Наоборот, разнообразие форм и линий, округлые очертания, комбинации различных геометрических фигур способствует более высокой работоспособности, лучшему настроению, оптимистическим ожиданиям. Сходные закономерности и в отношении цветовой гаммы: бесцветное окружение (бело – серо – коричневое) с ритмично повторяющимися линиями повышает утомляемость человека, понижает эмоциональный настрой.

Эти закономерности пока почти не используются в оформлении интерьеров классов и школы. Однообразное убранство большинства классов, преобладание квадратно – прямоугольных фигур, кроме неизбежных оконных, дверных проёмов и доски, унылая цветовая гамма без праздничных тонов и т.п. является фактором негативного влияния на психику учащихся. Влияние это слабое, но учитывая длительность пребывания школьников в подобных однообразных пространствах, эффект постепенно кумулируется. Редко можно встретить в классе рисунки, картины, которые могли бы нейтрализовать унылость интерьера. В основном – либо учебно-наглядные пособия, либо портреты деятелей науки и искусства.

Уже из этих примеров видно, что возможностей для проявления инициативы (но научно обоснованной!), и использования этого поля деятельности для реализации творческой активности для реализации творческой активности учащихся, у учителей достаточно. Важно обеспечить сочетанное решение воспитательных  задач с задачами здоровьесбережения.

Эмоционально – поведенческое пространство здоровьесбережения школы – также являющееся собственной частью ЗПШ, представлено совокупностью поведенческих паттернов, действий поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в школе. Характеристиками этого пространства могут служить:

· уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;

· характеристики эмоционально – психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также – в педагогическом коллективе школы;

· стиль поведения учащихся и учителя на уроке;

· формы и характер поведения учащихся на переменах;

· забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения (что можно рассматривать в качестве определяющего признака интеллигентности в целом) и т.д.

Усилиями педагогов и психологов изученность этих сторон  работы школы находится на хорошем уровне, чего нельзя сказать о достигнутых результатах, которые устраивали учителей. Отметим здесь лишь несколько моментов, отражающих взаимосвязь этих сторон школьной культуры со здоровьем учащихся и педагогов.

В психофизиологии  уже несколько десятилетий  назад доказаны тесные связи между характером напряжений различных групп мышц  тела человека и его работоспособностью, утомляемостью, эмоциональным состоянием. На этих закономерностях построена кинезиология. По рисунку телодвижений и поз можно достаточно поставить психологический диагноз состояния (см. книгу Аллана Пиза «Язык телодвижений» и др. подобные издания). Скованность движений, стереотипность поз, наличие мышечных «зажимов» и т.п. являются свидетельством и одной из причин эмоционального дискомфорта, дезадаптированности, нерациональной траты организмом энергии. Длительное существование таких проявлений  особенно у растущего организма, приводит к их фиксации и развитию стойких патологических синдромов, как со стороны опорно-двигательного аппарата, так и других систем и органов (нервной, сердечно-сосудистой и др.). Поэтому не только сгорбленная или «скособоченная» поза ученика должна быть объектом внимания учителя, но и более тонкие проявления, о которых упоминалось выше. Например, когда ученик пишет, индикатором  общего напряжения служит напряжение кисти его руки, которое часто  неоправданно сильно. А раз рука устает, устает и сам ребенок. Мы, конечно, не призываем к переходу на перьевые ручки с чернилами, поскольку в распоряжении учителя имеется арсенал педагогических средств для уменьшения воздействия этого патогенного фактора. Научить ребят писать, не напрягая руку - значит помочь им сберечь частичку сил на каждом уроке, что в сумме (за день, месяц, год!) даст заметный  прирост здоровьесбережения. Существуют и специальные  упражнения для кисти, которые можно включать в физминутки. Для воздействия на мышечные группы других частей тела в программах физминуток можно предусмотреть элементы массажа и взаимомассажа (последнее - с разделением по полу!). Фактором снижения напряжения, преодолением утомления, активизации позитивных физиологических процессов в организме  могут служить музыкально-ритмические занятия, эмоционально-голосовые упражнения антистрессовой направленности (Смирнов Н.К., 1996 г.), хоровые упражнения (например, по методу Огороднова) и другие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.