|
В начале учебного года дефицит массы тела у учащихся 1А класса на 1% выше, чем у учащихся 1Б класса, соответственно на 0,5% разница показателя «избыток массы тела».
Нормальное физическое развитие в начале учебного года в1А классе имели 81,6% учащихся, в 1Б классе 82%. На конец года нормальное физическое развитие имели 98,8% учащихся 1А класса, 97,8% - учащиеся 1Б класса. У 0,4% учащихся (1ученик) 1А класса не отмечено изменений в физическом развитии, т.е. отсутствовала положительная годовая динамика (возможно из – за наличия хронического заболевания желчно – выводящих путей).
Одним из важных критериев физического развития является рост тела в длину.
Анализ данных «рост», «вес», «ОГК» показали, что окружность грудной клетки несколько снижена у учащихся 1Б класса.
Годовой прирост учащихся 1А класса в длине составил 5 – 9см, а 1Б класса – 2 – 5 см. Особенно отмечено увеличение ростовых показателей у девочек 1-х классов.
Изменение антропометрических показателей (M±m) учащихся 7 лет
за 2001-2002 уч. год
возраст
класс
на 15.09.01г.
на 24.05.02г.
рост (см)
вес (кг)
ОКГ (см)
рост (см)
вес (кг)
ОКГ (см)
7 лет
1А
123,7±0,9
25,2±0,6
58,5±0,8
139,7±1,7
30,4±1,6
63,7±1,4
7 лет
1Б
122,7±0,8
23,6±0,8
57,1±0,8
124,9±0,8
25,2±0,6
58,5±0,8
Сопоставление суммарных показателей соматического развития учащихся 1А и 1Б классов не выявило снижения росто-весовых показателей в начале и в конце учебного года.
III.1.2. Двигательная подготовленность учащихся
Проведение тестов для оценки двигательного развития и двигательной подготовленности учащихся позволяет оценить и их возрастную динамику. Необходимо отметить, что в 1А классе уроки физкультуры проходили 3 раза в неделю, а в 1Б классе – 2 раза в неделю.
Таблица 3
Средние значения двигательной активности учащихся 1-х классов
№ п/п
Показатели
Девочки
Мальчики
1 А
1 Б
1 А
1 Б
На 15.09.2001г.
На 24.05.2002г.
На 15.09.2001г.
На 24.05.2002г.
На 15.09.2001г.
На
24.05.2002г.
На
15.09.2001г.
На
24.05.2002г.
1.
Бег 30м/с
11,4
7,3
9,8
11,2
9
7
9,4
9,5
2.
Челночный бег 3х10м
13,9
9
10,9
14,2
10,9
9,3
11
12
3.
Сгибание, разгибание рук в упоре лёжа
12
20
12
20
20
22
13
22
4.
Поднимание туловища из положения лёжа
5
11
6
9
5
8
8
10
5.
Наклон туловища вперёд из седа
10
14
16
27
10
14
28
25
6.
Бросание набивного мяча из-за головы
158
206
195
146
166
195
206
226
Как видно из таблицы, происходят волнообразные изменения высоких и низких результатов выполнения уровня стандартных программ физической культуры в школе. Уровень быстроты девочек и мальчиков 1А класса к концу года увеличился, а девочек и мальчиков 1Б класса – уменьшился. К концу учебного года значительно возросли силовые возможности и силовая выносливость у детей в обоих классах, так же как и скоростно-силовые возможности учащихся обоих классов. Анализ индивидуальной физической подготовленности учащихся показал, что в начале учебного года низкий уровень физической подготовленности имели 33,3% учащихся в 1А классе и 25% учащихся в 1Б классе. К середине года – 29% учащихся 1А класса, 28% учащихся 1Б класса, а к концу учебного года их число понизилось до 16% в 1А классе и 18% - в 1Б классе. Эти данные показывают стабильное увеличение числа детей, имеющих высокие результаты на уроках физической культуры. Более высокие результаты на уроках физической культуры в 1А классе – 84%, против данных 1Б класса – 82%, обусловлены 3 часами физической культуры в неделю, одного урока ритмики, использованием учителем класса активного двигательного режима учащихся, использованием элементов оздоровительной системы профессора В.Ф. Базарного.
Очевидно, что более благоприятный режим учебно-воспитательного процесса в 1А классе способствует повышению уровня физической подготовленности учащихся. Об этом же свидетельствует и значительно более низкое количество пропущенных занятий и «Индекс здоровья». Так, в I полугодии процент неболевших детей в 1А классе составил 62%, а в 1Б классе – 54%, во втором полугодии – в 1А классе – 96%, в 1Б классе – 75%.
Классы
Кол-во учащихся
Пропущено по болезни уроков за
«Индекс здоровья»
(% неболевших детей)
I
полугодие
II
полугодие
I
полугодие
II
полугодие
1А класс
24
120
20
62%
96%
1Б класс
24
200
68
54%
75%
III.1.3.Оценка состояния осанки детей
Состояние осанки у детей представляет собой не только важнейший показатель, отражающий качество физического развития детей, но и качества энергетического и функционального статуса, в том числе уровня общего здоровья в целом (Савельева О.Н., 1971; Хрущёв С.В., 1980; Оладо Э.Я., 1988 и др.). И это не случайно, т.к. осанка, в той либо иной степени, но всегда глубоко затрагивает не только структуру позвоночника, но и функциональное состояние центрального ствола спинного мозга, регулирующего энерго-информационные процессы внутренних органов и систем организма. При этом установлено, что осанка оказалась чрезвычайно чувствительной и подверженной влиянию широкого спектра гигиенических факторов, в том числе комплекса факторов школьной среды.
Нами были проведены грудино-плечевой тест и грудино-лопаточный тест. Анализ показал, что к концу учебного года наблюдается ухудшение состояния осанки у 12,5% учащихся, у значительной части учащихся просматривается начальное проявление нарушения осанки (41,6%). Наиболее заметно эта проблема вырисовывается в 1А классе. Причинами этого, по всей видимости, является качество состояния освещённости, недостаточное чередование в режиме дня детей умственной и физической активности, несоответствие мебели.
III.2. Функциональное состояние кардио-респираторной системы
Важное место в адаптации, особенно к физическим нагрузкам, имеет состояние кардио-респираторной (сердечно-сосудистая и дыхательная системы) системы. Кроме того, от состояния данной системы во многом зависит становление остальных систем организма ребёнка, поскольку, участвуя в процессах развёртывания и реализации генетической программы, система кровообращения определяет развитие других систем растущего организма.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.