Рефераты. Здоровье подростков и здоровьесберегающие технологии в школе







II.2.7. Оценка школьной мотивации учащихся младших классов

Для оценки школьной мотивации у учащихся проводилась анкета «Расскажи о школе», которая для учащихся 1 класса заполнялась родителями по ответам ребёнка (анкета).

Максимальная оценка 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

25 – 30 баллов – высокая школьная мотивация;

20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация;

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;

10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация;

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе.

Анализ школьной мотивации проводился трижды в течение года:

1 – с 15 по 25 октября;

2 – с 15 по 25 декабря;

3 – с 10 по 25 мая.

В конце года по результатам всех наблюдений была составлена сводная таблица (таблица 2).


II.2.8. Определение адаптоспособности и биоритмического состояния


Определение длительности индивидуальной минуты

Длительность индивидуальной минуты (ИМ) является одним из критериев эндогенной организации биологических ритмов. У здоровых людей ИМ является относительно стойким показателем, характеризующим эндогенную организацию времени и адаптационные способности организма.

У лиц с высокими способностями к адаптации ИМ превышает минуту физического времени.

У лиц с невысокими способностями к адаптации ИМ равна в среднем 47,0 – 46,2с.

У хорошо адаптирующихся – 62,90 – 69,71с. (Н.И.Моисеева, 1991; Л.И.Губарева, А.А.Колесникова, 1995).

ИМ имеет циркасептальный ритм – её величина максимальна во вторник и среду и минимальна в пятницу и субботу. По величине ИМ можно судить также о наступлении утомления у учащихся.

Длительность ИМ определяется по методу Халберга (1969). Для этого по команде экспериментатора испытуемый начинает счёт секунд про себя (от 1 до 60). Цифру 60 испытуемый произносит в слух. Истинное время фиксируется с помощью секундомера. Для надёжности определяем ИМ 2 – 3 раза и рассчитываем среднюю величину. Если ребёнок не умеет считать до 60, то ему показываем ход секундной стрелки на часах и предлагаем посчитать 10 секунд (соответственно на секундомере также фиксируем 10 сек). Полученный результат умножаем на 6 и заносим в таблицу.


II.2.9. Методы статистической обработки цифрового материала

Для обработки полученных данных использовались формулы вариационной статистики, согласно которой для характеристики вариационных рядов необходимо определить следующие величины:

1. Средняя арифметическая или средняя статистическая величина, М.

, где

М – средняя арифметическая величина;

а – варианты (или x);

n – число вариантов.

2. Среднее квадратичное отклонение (стандартное) или квадратичная ошибка одного измерения. Определяется для того, чтобы знать, насколько далеко рассеяны отдельные варианты вокруг М.

При нормальном распределении реальные величины изучаемых показателей распределяются симметрично вокруг средней арифметической величины.

Степень рассеянности вариант характеризуется средним квадратичным отклонением, обозначающимся сигмой и вычисляющимся по формуле:

, где

Σа2 – сумма квадратов отклонений каждой величины от М,

n – число измерений (вариант).

В большинстве физиологических исследований группа считается биологически однородной, если в пределах М±σ распределяется 68,8% всей выборки, в пределах М±2σ распределяется 94,4% всей выборки.

3. Стандартная ошибка (ошибка средней арифметической величины), m.

Она отвечает на вопрос: можно ли считать, что результаты нашей выборки характерны и для генеральной совокупности?

Стандартную ошибку вычисляют по формуле:

,где

σ – среднее квадратичное отклонение;

n – число измерений.

4. Показатель существенности разности, t.

Помогает определить достоверность различий среднеарифметического значения двух зависимых выборок. Для этого вычисляют t-критерий, являющийся показателем существенности различий по формуле:

,где

М1 – среднеарифметическая величина первой выборки;

М2 – среднеарифметическая величина второй выборки;

m1 и m2 – соответствующие стандартные ошибки.

     На основании величины t и числа наблюдений по таблице распределения Стьюдента находится вероятность различия (или уровень значимости), p. Если значение p для данного числа степеней свободы оказывается равным 0,05 и меньше, то можно говорить о существенных различиях полученных результатов (16, 31).


II.2.10. Коэффициент корреляции

Определяется для обнаружения взаимосвязи между двумя определяемыми (изучаемыми) признаками. Для этого в обоих анализируемых вариационных рядах (коррелируемых) определяют среднюю арифметическую величину (М1, М2) и отклонения от неё каждой варианты (а1 и а2). Затем производят расчёт по формуле:

Величина r колеблется от –1 до +1: r=0 говорит об отсутствии связи. Знак перед величиной r указывает на характер корреляции (« + r» - положительная, прямая корреляция, т.е. возрастание одного признака влечёт увеличение другого; « – r» - отрицательная, обратная корреляция, т.е. увеличение значения одного признака ведёт к уменьшению другого.

Значение r оценивается следующим образом:

0 – 0,3 – слабая корреляция;

0,3 – 0,5 – заметная корреляция;

0,5 – 0,7 – выраженная корреляция;

0,7 – 0,8 – тесная корреляция;

0,8 – 0,9 – весьма тесная корреляция;

0,9 – 1 – функциональная, корреляция.

Все уровни корреляции, кроме функционального, говорят о том, что между изучаемыми показателями имеется связь, но на каждый из них оказывают влияние и какие – то иные факторы. Для установления достоверности корреляции (её неслучайности) определяют среднюю ошибку коэффициента корреляции, mr.

Если n < 100, то

Критерий значимости t коэффициента корреляции определяется по формуле: , затем устанавливается уровень значимости p по таблице

(n* = n – 2). 


Глава III. Результаты исследования и их обсуждение

Как было сказано выше, в нашем исследовании мы изучали соматическое развитие детей, функциональное состояние кардио-респираторной системы, адаптационные возможности и психическое состояние учащихся 1-х классов (48 человек) в 2001 – 2002 учебном году.

Полученные данные были использованы в анализе МОСК (сектор здоровьесберегающих технологий), СКИПКРО (кафедра педагогики и психологии здоровья), СГУ (кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека).


III.1. Физическое развитие учащихся

Физическая работоспособность является интегральным выражением возможностей человека и входит в понятие здоровье. У разных людей развитие отдельных компонентов физической работоспособности резко отличается. Она зависит от наследственных и внешних условий. На физическую работоспособность оказывают влияние самочувствие и мотивация индивидуума.

Кроме того, анализ физического развития проводится с целью выявления закономерностей роста и развития, индивидуальной оценки достигнутого уровня физического развития и степени его гармоничности, изучения влияния факторов окружающей среды, а также учебной и спортивной деятельности подростков.

Нами были обследованы 48 учащихся, обучающихся по разным учебным программам («Школа – 2100 (1А класс) и программа Л.В.Занкова (1Б класс) и работающих в условиях различного режима дня. Результаты обследования, представленные в таблице 2, свидетельствуют, что показатели роста и массы тела у детей 1А класса и 1Б класса не обнаруживают резких достоверных отличий.

Таблица 2

Оценка физического развития обследованных учащихся

возраст

уч-ся

класс

на 15.09.01г.

на 24. 05.02г.

нормальное

отклонения

нормальное

отклонения

деф-т массы тела

изб-к массы тела

низкий рост (задержка физ. развития)

деф-т массы тела

изб-к массы тела

низкий рост (общая задержка физ. развития)

7 лет

1 А

81,6%

11%

3,5%

0,4%

98,8%

0,4%

0,8%

0,4%

7 лет

1 Б

82%

10%

3%

-

97,8%

1,2%

2%

-


В начале учебного года дефицит массы тела у учащихся 1А класса на 1% выше, чем у учащихся 1Б класса, соответственно на 0,5% разница показателя «избыток массы тела».

Нормальное физическое развитие в начале учебного года в1А классе имели 81,6% учащихся, в 1Б классе 82%. На конец года нормальное физическое развитие имели 98,8% учащихся 1А класса, 97,8%  - учащиеся 1Б класса. У 0,4% учащихся (1ученик)  1А класса не отмечено изменений в физическом развитии, т.е. отсутствовала положительная годовая динамика (возможно из – за наличия хронического заболевания желчно – выводящих путей).

Одним из важных критериев физического развития является рост тела в длину.

Анализ данных «рост», «вес», «ОГК» показали, что окружность грудной клетки несколько снижена у учащихся 1Б класса.

Годовой прирост учащихся 1А класса в длине составил 5 – 9см, а 1Б класса – 2 – 5 см. Особенно отмечено увеличение ростовых показателей у девочек 1-х классов.


Изменение антропометрических показателей (M±m) учащихся 7 лет

за 2001-2002 уч. год

возраст

класс

на 15.09.01г.

на 24.05.02г.

рост (см)

вес (кг)

ОКГ (см)

рост (см)

вес (кг)

ОКГ (см)

7 лет

123,7±0,9

25,2±0,6

58,5±0,8

139,7±1,7

30,4±1,6

63,7±1,4

7 лет

122,7±0,8

23,6±0,8

57,1±0,8

124,9±0,8

25,2±0,6

58,5±0,8


Сопоставление суммарных показателей соматического развития учащихся 1А и 1Б классов не выявило снижения росто-весовых показателей в начале и в конце учебного года.

III.1.2. Двигательная подготовленность учащихся

Проведение тестов для оценки двигательного развития и двигательной подготовленности учащихся позволяет оценить и их возрастную динамику. Необходимо отметить, что в 1А классе уроки физкультуры проходили 3 раза в неделю, а в 1Б классе – 2 раза в неделю.

Таблица 3

Средние значения двигательной активности учащихся 1-х классов

№ п/п

Показатели

Девочки

Мальчики

1 А

1 Б

1 А

1 Б

На 15.09.2001г.

На 24.05.2002г.

На 15.09.2001г.

На 24.05.2002г.

На 15.09.2001г.

На

24.05.2002г.

На

15.09.2001г.

На

24.05.2002г.

1.

Бег 30м/с

11,4

7,3

9,8

11,2

9

7

9,4

9,5

2.

Челночный бег 3х10м

13,9

9

10,9

14,2

10,9

9,3

11

12

3.

Сгибание, разгибание рук в упоре лёжа

12

20

12

20

20

22

13

22

4.

Поднимание туловища из положения лёжа

5

11

6

9

5

8

8

10

5.

Наклон туловища вперёд из седа

10

14

16

27

10

14

28

25

6.

Бросание набивного мяча из-за головы

158

206

195

146

166

195

206

226


Как видно из таблицы, происходят волнообразные изменения высоких и низких результатов выполнения уровня стандартных программ физической культуры в школе. Уровень быстроты девочек и мальчиков 1А класса к концу года увеличился, а девочек и мальчиков 1Б класса – уменьшился. К концу учебного года значительно возросли силовые возможности и силовая выносливость у детей в обоих классах, так же как и скоростно-силовые возможности учащихся обоих классов. Анализ индивидуальной физической подготовленности учащихся показал, что в начале учебного года низкий уровень физической подготовленности имели 33,3% учащихся в 1А классе и 25% учащихся в 1Б классе. К середине года – 29% учащихся 1А класса, 28% учащихся 1Б класса, а к концу учебного года их число понизилось до 16% в 1А классе и 18% - в 1Б классе. Эти данные показывают стабильное увеличение числа детей, имеющих высокие результаты на уроках физической культуры. Более высокие результаты на уроках физической культуры в 1А классе – 84%, против данных 1Б класса – 82%, обусловлены 3 часами физической культуры в неделю, одного урока ритмики, использованием учителем класса активного двигательного режима учащихся, использованием элементов оздоровительной системы профессора В.Ф. Базарного.

Очевидно, что более благоприятный режим учебно-воспитательного процесса в 1А классе способствует повышению уровня физической подготовленности учащихся. Об этом же свидетельствует и значительно более низкое количество пропущенных занятий и «Индекс здоровья». Так, в I полугодии процент неболевших детей в 1А классе составил 62%, а в 1Б классе – 54%, во втором полугодии – в 1А классе – 96%, в 1Б классе – 75%.

Классы

Кол-во учащихся

Пропущено по болезни уроков за

«Индекс здоровья»

(% неболевших детей)

I

полугодие

II

полугодие

I

полугодие

II

полугодие

1А класс

24

120

20

62%

96%

1Б класс

24

200

68

54%

75%


III.1.3.Оценка состояния осанки детей

Состояние осанки у детей представляет собой не только важнейший показатель, отражающий качество физического развития детей, но и качества энергетического и функционального статуса, в том числе уровня общего здоровья в целом (Савельева О.Н., 1971; Хрущёв С.В., 1980; Оладо Э.Я., 1988 и др.). И это не случайно, т.к. осанка, в той либо иной степени, но всегда глубоко затрагивает не только структуру позвоночника, но и функциональное состояние центрального ствола спинного мозга, регулирующего энерго-информационные процессы внутренних органов и систем организма. При этом установлено, что осанка оказалась чрезвычайно чувствительной и подверженной влиянию широкого спектра гигиенических факторов, в том числе комплекса факторов школьной среды.

Нами были проведены грудино-плечевой тест и грудино-лопаточный тест. Анализ показал, что к концу учебного года наблюдается ухудшение состояния осанки у 12,5% учащихся, у значительной части учащихся просматривается начальное проявление нарушения осанки (41,6%). Наиболее заметно эта проблема вырисовывается в 1А классе. Причинами этого, по всей видимости, является качество состояния освещённости, недостаточное чередование в режиме дня детей умственной и физической активности, несоответствие мебели.


III.2. Функциональное состояние кардио-респираторной системы

Важное место в адаптации, особенно к физическим нагрузкам, имеет состояние кардио-респираторной (сердечно-сосудистая и дыхательная системы) системы. Кроме того, от состояния данной системы во многом зависит становление остальных систем организма ребёнка, поскольку, участвуя в процессах развёртывания и реализации генетической программы, система кровообращения определяет развитие других систем растущего организма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.