Второй принцип организации расчетов – осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика – необходимая предпосылка таких расчетов. Согласно основам гражданского законодательства, безналичные расчеты производятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета. Клиенты вправе открывать необходимое количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено законом.
Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств.
Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж, реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования-поручения, платежного требования, переводного векселя).
Принцип срочности платежа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Этот принцип означает осуществление расчетов, строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РК, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Срочный платеж может совершаться: до начала торговой операции, т.е. до отгрузки товаров поставщиком или оказания им услуг (авансовый платеж); немедленно после завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика; через определенный срок после завершения торговой операции – на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя.
На практике могут встречаться как досрочные, так и отсроченные и просроченные платежи. Досрочный платеж – это выполнение денежного обязательства до истечения, оговоренного срока. Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, т.е. продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получением средств.
Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.
С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан принцип их имущественной ответственности за соблюдением договорных условий.Таким образом, необходимо отметить следующее: все принципы организации безналичных расчётов тесно взаимосвязаны друг с другом. Нарушение работы одного из них приводит к общему сбою в функционировании всего платёжного оборота и несоблюдению платёжной дисциплины. Указанные последствия, как известно, имеют весьма негативное влияние в целом на всю систему хозяйственных расчётов, а также финансовую и банковскую систему любой страны. В связи с этим, весьма важным является вопрос рассмотрения эволюции системы безналичных расчётов.
Как уже отмечалось, основной из важнейших задач банков является мобилизация ими денежных средств юридических и физических лиц в объемах, необходимых для обеспечения кредитования экономики республики.
С начала 1993 года в Казахстане усложнилось прохождение платежей со всеми бывшими республиками СССР, особенно с Россией. С апреля 1993 года они вообще были приостановлены в связи с образованием крупного дебетового сальдо на корреспондентском счете Казахстана в Центральном Банке Российской Федерации. Платежи стали осуществляться в пределах причитавшихся Казахстану средств по поставкам в Россию.
Проводилась работа по ускорению расчетов и внутри республики. Особенно активно стали внедряться электронные платежи между расчетно-кассовыми центрами. Была взята на контроль доставка почтовой корреспонденции, Были разработаны и внедрены Правила расчетов между учреждениями банков внутри одной системы.
Большая работа проводилась центральным аппаратом по разработке нового Плана счет баланса Национального Банка и его учреждений по рекомендации и содействии международных организаций. Была начата работа по разработке нового плана счетов для коммерческих банков.
1993 год характеризовался определенные сдвигами в области развития автоматизации банковской системы. В апреле 1993 г. Национальным Советом по экономическим преобразованиям была одобрена представленная национальным Банком программа информации банковской системы.
Этой программой задача информатизации банковской системы была разбита на 2 этапа: первый — укрепление действующей и осуществление подготовительных работ по созданию технической базы платежной системы; второй — реализация новой модели платежной системы.
В течение 1995 года успешно формировался рынок государственных ценных бумаг. Выступая в качестве финансового агента Правительства, Национальный Банк Казахстана размещал и обслуживал выпуск в обращение государственных ценных бумаг на аукционной основе. Преимущество аукционного метода заключается в том, что доходность и объемы выпуска ценных бумаг определяются на базе конкурирующих между собой заявок потенциальных инвесторов на их покупку. В целях организации и проведения аукционов казначейских векселей Национальным Банком совместно с Министерством финансов были разработаны и утверждены Временные правила, постоянно проводилась методологическая работа с первичными дилерами, оказывалась практическая помощь в их деятельности на рынке государственных ценных бумаг.
Проводимые мероприятия позволили в 1995 году разместить на 15 аукционах 3 671 тыс. векселей на общую сумму 233,7 млн. тенге, что в 4,7 раза выше предусмотренного Законом Республики Казахстан «О Республиканском бюджете на 1995 год» объема продаж. Объем находящихся в обращении векселей по состоянию на 1 января 1995 года составил 209,7 млн. тенге.[5]
В 1998 г. доходность по казначейским векселям и нотам Национального Банка была ниже доходности по межбанковским кредитам и аукционным кредитам Национального Банка.
В 1999 г. в среднем 13,5% банков от общего их количества нарушали выполнение резервных требований. К банкам, допустившим нарушения, применялись меры воздействия в виде штрафных санкций. При этом коэффициент ликвидности в целом по банковской системе оставался значительно выше нормативного (в среднем за год 0,56 при нормативе 0,3).
В области кредитных операций в 1999 году были приняты определенные меры по приближению функций Национального Банка к функциям центральных банков стран с развитой рыночной экономикой.
В 1999 году была прекращена выдача директивных кредитов. Всего за 1999 год Национальным Банком предоставлено централизованных кредитов на различные сроки в объеме 30,2 млрд. тенге, в том числе Министерству финансов на покрытие дефицита республиканского бюджета в сумме 8,6 млрд. тенге, банкам второго уровня — 16,5 млрд. тенге, небанковским финансовым учреждениям — 4,4 млрд. тенге, клиентуре Национального Банка — 0,7 млрд. тенге.
Аукционные кредиты предоставлялись сроком от 1 до 3 месяцев, при этом на долю трехмесячных кредитов приходилось около 73% от всех выданных кредитов.
Открытием нового финансового рынка в 1999 году стали торги межбанковскими кредитами, организуемые Межбанковской Финансовой Палатой. За 1999 год Национальным Банком на межбанковские торги было выставлено краткосрочных кредитов в объеме 4,6 млрд. тенге, из них продано 3,4 млрд. тенге.
За 1998 год из кассы банков было выдано денежной наличности в размере 269,8 млрд. тенге. Из них 63,3% выдач приходится на выплату заработной платы и 18,1% на выплату пенсий и пособий.
В результате опережающего темпа роста кассовых поступлений по сравнению с кассовыми расходами сократился удельный вес эмиссии наличных денег в выдачах из касс банков, который по республике за январь— декабрь 1998 года составил 10,7% против 20% в 1997 году.
Улучшились в 1999 году показатели по возврату наличных денег в кассы банков практически во всех регионах республики. В связи с реализацией Программы реформирования банковской системы, переходом банков на единый корреспондентский счет и выдачей лицензии на инкассацию коммерческим банкам, количество инкассируемых Национальным Банком точек за 1999 год сократилось на 2 535 и составило 3 302.
В соответствии с разработанной стратегией построения в Республике Казахстан современной комплексной платежной системы, проводимые мероприятия по дальнейшему развитию платежной системы были скоординированы с Программой действий Правительства Республики Казахстан на 1996—1999 годы, учитывали рекомендации международных финансовых организаций и банков второго уровня и обеспечивали повышение эффективности функционирования банковской системы.
В целях ускорения работы по созданию эффективной и безопасной платежной системы была создана специализированная организация — Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов (КЦМР), основной задачей которого является обеспечение функционирования платежной системы страны.
В соответствии с Программой дальнейшего реформирования банковской системы Республики Казахстан на 1996—1999 годы, были разработаны «Правила проведения расчетов Казахстанским Центром Межбанковских Расчетов (КЦМР) в системе крупных платежей». Назначение системы крупных платежей заключается в исполнении безотзывных и безусловных платежей в национальной валюте Республики Казахстан с гарантией расчета в течение одного операционного дня с использованием и в пределах сумм денежных средств, находящихся на счетах пользователей системы крупных платежей в Национальном Банке Республики Казахстан.
К концу 1999 года наблюдалось значительное увеличение платежного оборота через Систему крупных переводов КЦМР платежей. Так, если в августе сумма всех платежей, проведенных через СКП КМЦР, составила 51 786 млн. тенге, то к декабрю 1999 г. платежный оборот увеличился до 89 283 млн. тенге. [6]
Объем МЕККАМ, МЕОКАМ (по дисконтированной цене) и НСО, находящихся в обращении, на конец года составил 22,6 млрд. тенге.
Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 1998 год» от 31.12.99 г. № 59-1 было предусмотрено выпустить в обращение государственных ценных бумаг на 68,3 млрд. тенге и направить на покрытие дефицита республиканского бюджета 11,8 млрд. тенге (21,5% финансирования дефицита бюджета). Фактически Минфином Республики Казахстан эмитировано МЕККАМ, МЕОКАМ и НСО на сумму 55 млрд. тенге и нетто-поступления в республиканский бюджет от выпуска государственных казначейских обязательств составили около 8,5 млрд. тенге.
В 1999 году межбанковское кредитование осуществлялось, в основном, на неорганизованном денежном рынке. Объем кредитов «коротких» денег (до 30 дней) в национальной валюте составил 5,9 млрд. тенге, а средневзвешенная ставка вознаграждения (интереса) по ним — 11,3%. На этом сегменте рынка также предоставлялись кредиты в иностранной валюте. Короткие кредиты в долларах США за год составили 45,9 млн. долл. США со средневзвешенной ставкой вознаграждения (интереса) 8,9%.
Вклады физических лиц и депозиты небанковских юридических лиц в банках второго уровня достигли 81,5 млрд. тенге, увеличившись за год на 12,9%. Депозиты в национальной валюте увеличились на 43,8%, в инвалюте — уменьшились на 31,4%.
Депозиты небанковских юридических лиц составили 52,7 млрд. тенге, из них в тенге до востребования — 37,31 млрд. тенге (рост на 53,1%), срочные — 3,44 млрд. тенге (уменьшение на 28,5%). Депозиты в иностранной валюте небанковских юридических лиц составили 12,0 млрд. тенге (уменьшение на 49,4%), из них до востребования — 9,4 млрд. тенге (уменьшение на 39,57о), срочные — 2,6 млрд. тенге (уменьшение на 68,4%).
По состоянию на 1 марта 2000 года в республике действуют 53 банка второго уровня, в том числе, межгосударственный-1, государственный-1, с иностранным участием (включая дочерние банки банков нерезидентов)-22.
По состоянию на 01.03.2000 г. филиальную сеть имеют 27 банков второго уровня, общее количество филиалов-423, в т.ч. ОАО "Народный сберегательный Банк Казастана"-180.[7]
Расчетно-кассовые отделы вне места нахождения банка имеют 10 банков. Общее количество РКО на 01.03.2000 г.-1106, в т.ч. ОАО "Народный Сберегательный Банк Казахстана"-964, ОАО "Банк Туран Алем"-59.
Всего 50 банков второго уровня на 01.003.2000 г. имеют лицензию на проведение банковских операций в тенге и иностранной валюте.
В соответствии с Правилами о порядке перехода банков второго уровня к международном стандартам по состоянию на 01.03.2000 г. в первую группу отнесены 11 банков, во вторую-25.
В республике открыты 17 представительств иностранных банков.
Лицензию национального Банка Республики Казахстан на право проведения аудиторской проверки банковской деятельности по состоянию на 01.03.2000 г. имеют 17 аудиторских организаций, из них 5 международных и 12 казахстанских, и 34 аудитора.
По состоянию на 01.03.2000 г. в республике зарегистрировано 42 ломбарда, 7 кредитных товариществ и 49 других организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.
Республика Казахстан на сегодняшний день является одной из наиболее динамично развивающихся стран СНГ. Казахстан обладает богатейшими природными ресурсами, многоотраслевым сельским хозяйством, огромным промышленным потенциалом. В республике сложился комплекс предприятий цветной и черной металлургии, тяжелого машиностроения, включающего ряд уникальных предприятий станкостроения, горно-шахтного оборудования и приборостроения. Весьма серьезный потенциал имеют угледобывающая промышленность, энергетика, производство минеральных удобрений, легкая и пищевая промышленность. Все это привлекает многие российские и иностранные фирмы к сотрудничеству с партнерами в Казахстане.
Сегодня благодаря усилиям казахстанских властей в Казахстане сложился весьма благоприятный климат для сотрудничества. В этой ситуации большой интерес представляет развитие банковского сектора республики. В стране успешно работают не только местные банки, но и некоторые иностранные, в том числе российские, одним из крупнейших среди которых является «Альфа-Банк—Казахстан».
На казахстанском рынке этот банк можно считать относительно молодым. Но уже сегодня он достиг репутации надежного и динамично развивающегося. Банк активно проводит политику сотрудничества с предприятиями реального сектора экономики. Это позволяет организовать более тесное сотрудничество российских и казахстанских производителей, существенно облегчить и упорядочить работу многих предприятий-партнеров.
ОАО ДБ «Альфа-Банк» в Казахстане создан в декабре 1994 года. Идея открытия дочернего банка в Казахстане была обусловлена, с одной стороны, формированием и серьезной положительной динамикой новых финансовых отношений между предпринимательскими структурами Казахстана и России. С другой стороны, на решение об открытии банка в Казахстане повлияла разумная, взвешенная и благоприятная политика в отношении российских предприятий со стороны государственных органов Казахстана и президента республики. Впрочем, это и не удивительно для страны, в которой первое лицо является серьезным экономистом и пользуется огромным авторитетом среди населения.
Первоначально перед банком ставилась задача обеспечить проведение расчетов между казахстанскими и российскими предприятиями, поскольку после распада Советского Союза и образования СНГ практически прекратилось обращение российского рубля, в бывших союзных республиках были введены национальные валюты, и требовалось обеспечить налаживание цивилизованных форм финансовых взаимоотношений. В начальный период даже осуществление сравнительно несложных операций по проведению платежей между двумя странами давалось совсем не просто.
Со временем задачи Банка стали шире и, кроме простых операций по проведению платежей, банк стал выполнять все функции, присущие банку как универсальному финансовому институту. Сейчас банк, предоставляет весь комплекс банковских услуг, начиная от проведения простейших платежных операций и заканчивая полной проработкой схем финансирования, кредитования и консалтинговых услуг, включая в случае необходимости и юридическую поддержку для широкого круга клиентов, обеспечивая при этом высочайший сервис, доходность и формирование капитала для дальнейшего развития банка.
На сегодняшний день тенденция относительной стабилизации экономики в Казахстане сохраняется. Рост объема ВВП в первом квартале 2000 года составил 9,1 процента, промышленного производства в январе—апреле — 16 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1999 года. Немногие страны сейчас могут констатировать такие темпы прироста.
Основным покупателем казахстанской продукции была и остается Россия, доля которой составляет 20,4 процента от общего объема экспорта. Доля России в общем, объеме импорта также велика — 47,6 процента.
«Альфа-Банк» в Казахстане видит свою задачу в помощи казахстанским и российским компаниям в налаживании бизнеса на взаимовыгодной основе, т.к. все чаше предпринимателями Казахстана в качестве партнеров по бизнесу выбираются предприятия и фирмы Российской Федерации.
Позиции «Альфа-Банка» в России укрепились после августовского кризиса 1998 года. Произошло это, в основном за счет качества и уровня менеджмента, то есть своевременно принятые правильные решения помогли не только «удержаться на плаву», но и заложить фундамент для будущего подъема. Именно благодаря этому в настоящее время АБ находится в четверке лучших российских банков, и сдавать своих позиций не намерен.
Апрельская девальвация тенге в 99-м году тоже была для казахстанского банковского рынка своеобразным барометром, показавшим прочность банков Казахстана, как в финансовом отношении, так и в плане эффективности менеджмента. В этот период АБ в Казахстане поддержал свою репутацию одного из стабильных банков республики.
В настоящее время банк входит в список первых пятнадцати банков Казахстана. Сегодня «Альфа-Банк» — это своеобразный «финансовый супермаркет», который обладает всеми инструментами для разностороннего и действительно качественного обслуживания клиентов. Банк обладает прочной базой, которая формируется из таких слагаемых, как достаточный капитал, квалифицированный персонал и грамотный менеджмент
По итогам 1999 финансового года международной компанией Arthur Andersen проведена аудиторская проверка результатов работы «Альфа-Банка». На конец 1999 года банком получено чистой прибыли в сумме 105 437 тыс. тенге, активы банка по состоянию на 31 декабря 1999-го составили 2 449 875 тыс. тенге, (увеличение суммы активов в 1999 году по сравнению с аналогичным периодом 1998 года составило 69 %). Собственный капитал банка на конец 1999 года составил 993 005 тыс. тенге.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7