Рефераты. Анализ действующей системы безналичных расчётов в ОАО Дочерний Банк "Альфа-Банк" в Казахст...






Второй принцип организации расчетов – осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и  плательщика – необходимая предпосылка таких расчетов. Согласно  основам гражданского законодательства, безналичные расчеты производятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета. Клиенты вправе открывать необходимое количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено законом.

Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств.

Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж, реализуется применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования-поручения, платежного требования, переводного векселя).

Принцип срочности платежа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Этот принцип означает осуществление расчетов, строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РК, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Срочный платеж может совершаться: до начала торговой операции, т.е. до отгрузки товаров поставщиком или оказания им услуг (авансовый платеж); немедленно после завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика; через определенный срок после завершения торговой операции – на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформлением векселя.

На практике могут встречаться как досрочные, так  и отсроченные и просроченные платежи. Досрочный платеж – это выполнение денежного обязательства до истечения, оговоренного срока. Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, т.е. продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получением средств.

Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

С  принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан принцип их имущественной ответственности за соблюдением договорных условий.Таким образом, необходимо отметить следующее: все принципы организации безналичных расчётов тесно взаимосвязаны друг с другом. Нарушение работы одного из них приводит к общему сбою в функционировании всего платёжного оборота и несоблюдению платёжной дисциплины. Указанные последствия, как известно, имеют весьма негативное влияние в целом на всю систему хозяйственных расчётов, а также финансовую и банковскую систему любой страны. В связи с этим, весьма важным является вопрос рассмотрения эволюции системы безналичных расчётов.

1.3.  Эволюция системы  безналичных расчётов. 


Как уже отмечалось, основной из важнейших задач   банков является мобилизация ими денежных средств юридичес­ких и физических лиц в объемах, необходимых для обеспечения кредитования экономики рес­публики.

С начала 1993 года в Казахстане усложнилось прохожде­ние платежей со всеми бывшими республика­ми СССР, особенно с Россией. С апреля 1993 года они вообще были приостановлены в связи с образованием крупного дебетового сальдо на корреспондентском счете Казахстана в Центральном Банке Российской Федерации. Платежи стали осуществляться в пределах причитавшихся Казахстану средств по постав­кам в Россию.

Проводилась работа по ускорению расчетов и внутри республики. Особенно активно стали внедряться электронные платежи между расчетно-кассовыми центрами. Была взята на контроль доставка почтовой корреспонденции, Были разработаны и внедрены Правила рас­четов между учреждениями банков внутри одной системы.

Большая работа проводилась центральным аппаратом по разработке нового Плана счет баланса Национального Банка и его учреждений по рекомендации и содействии международных организаций. Была начата работа по разработке нового плана счетов для коммерческих банков.

1993 год характеризовался определенные сдвигами в области развития автоматизации банковской системы. В апреле 1993 г. Национальным Советом по экономическим преобразованиям была одобрена представленная национальным Банком программа информации банковской системы.

 Этой программой задача информатизации банковской системы была разбита на 2 этапа: первый — укрепление действующей и осуществление подготовительных работ по созданию технической базы   платежной системы; второй — реализация новой модели платежной системы.

В течение 1995 года успешно формировался рынок государственных ценных бумаг. Высту­пая в качестве финансового агента Правитель­ства, Национальный Банк Казахстана размещал и обслуживал выпуск в обращение государ­ственных ценных бумаг на аукционной основе. Преимущество аукционного метода заключает­ся в том, что доходность и объемы выпуска ценных бумаг определяются на базе конкури­рующих между собой заявок потенциальных инвесторов на их покупку. В целях организа­ции и проведения аукционов казначейских векселей Национальным Банком совместно с Министерством финансов были разработаны и утверждены Временные правила, постоянно проводилась методологическая работа с пер­вичными дилерами, оказывалась практическая помощь в их деятельности на рынке государ­ственных ценных бумаг.

Проводимые мероприятия позволили в 1995 году разместить на 15 аукционах 3 671 тыс. векселей на общую сумму 233,7 млн. тенге, что в 4,7 раза выше предусмотренного Законом Республики Казахстан «О Республи­канском бюджете на 1995 год» объема продаж. Объем находящихся в обращении векселей по состоянию на 1 января 1995 года составил 209,7 млн. тенге.[5]

В 1998 г. доходность по казначейским век­селям и нотам Национального Банка была ниже доходности по межбанковским кредитам и аукционным кредитам Национального Банка.

В 1999 г. в среднем 13,5% банков от общего их количества нарушали выполнение резерв­ных требований. К банкам, допустившим нарушения, применялись меры воздействия в виде штрафных санкций. При этом коэффициент ликвидности в целом по банковской системе оставался значительно выше нормативного (в среднем за год 0,56 при нормативе 0,3).

В области кредитных операций в 1999 году были приняты определенные меры по прибли­жению функций Национального Банка к фун­кциям центральных банков стран с развитой рыночной экономикой.

В 1999 году была прекращена выдача директивных кредитов. Всего за 1999 год Национальным Банком предоставлено центра­лизованных кредитов на различные сроки в объеме 30,2 млрд. тенге, в том числе Мини­стерству финансов на покрытие дефицита республиканского бюджета в сумме 8,6 млрд. тенге, банкам второго уровня — 16,5 млрд. тенге, небанковским финансовым учреждени­ям — 4,4 млрд. тенге, клиентуре Националь­ного Банка — 0,7 млрд. тенге.

Аукционные кредиты предоставлялись сро­ком от 1 до 3 месяцев, при этом на долю трехмесячных кредитов приходилось около 73% от всех выданных кредитов.

Открытием нового финансового рынка в 1999 году стали торги межбанковскими креди­тами, организуемые Межбанковской Финансо­вой Палатой. За 1999 год Национальным Банком на межбанковские торги было выстав­лено краткосрочных кредитов в объеме 4,6 млрд. тенге, из них продано 3,4 млрд. тенге.

За 1998 год из кассы банков было выдано денежной наличности в размере 269,8 млрд. тенге. Из них 63,3% выдач приходится на выплату заработной платы и 18,1% на выплату пенсий и пособий.

В результате опережающего темпа роста кассовых поступлений по сравнению с кассо­выми расходами сократился удельный вес эмиссии наличных денег в выдачах из касс банков, который по республике за январь— декабрь 1998 года составил 10,7% против 20% в 1997 году.

Улучшились в 1999 году показатели по возврату наличных денег в кассы банков практически во всех регионах республики. В связи с реализацией Программы рефор­мирования банковской системы, переходом банков на единый корреспондентский счет и выдачей лицензии на инкассацию коммерчес­ким банкам, количество инкассируемых Наци­ональным Банком точек за 1999 год сократи­лось на 2 535 и составило 3 302.

В соответствии с разработанной стратегией построения в Республике Казахстан современ­ной комплексной платежной системы, прово­димые мероприятия по дальнейшему развитию платежной системы были скоординированы с Программой действий Правительства Респуб­лики Казахстан на 1996—1999 годы, учитывали рекомендации международных финансовых организаций и банков второго уровня и обеспечивали повышение эффективности фун­кционирования банковской системы.

В целях ускорения работы по созданию эффективной и безопасной платежной системы была создана специализированная организация — Казахстанский Центр Межбанковских Рас­четов (КЦМР), основной задачей которого является обеспечение функционирования пла­тежной системы страны.

В соответствии с Программой дальнейшего реформирования банковской системы Респуб­лики Казахстан на 1996—1999 годы, были разработаны «Правила проведения расчетов Казахстанским Центром Межбанковских Расче­тов (КЦМР) в системе крупных платежей». Назначение системы крупных платежей заклю­чается в исполнении безотзывных и безуслов­ных платежей в национальной валюте Респуб­лики Казахстан с гарантией расчета в течение одного операционного дня с использованием и в пределах сумм денежных средств, находя­щихся на счетах пользователей системы круп­ных платежей в Национальном Банке Респуб­лики Казахстан.

К концу 1999 года наблюдалось значитель­ное увеличение платежного оборота через Систему крупных переводов КЦМР платежей. Так, если в августе сумма всех платежей, проведенных через СКП КМЦР, составила 51 786 млн. тенге, то к декабрю 1999 г. платежный оборот увеличился до 89 283 млн. тенге. [6]

Объем МЕККАМ, МЕОКАМ (по дисконтиро­ванной цене) и НСО, находящихся в обраще­нии, на конец года составил 22,6 млрд. тенге.

Законом Республики Казахстан «О респуб­ликанском бюджете на 1998 год» от 31.12.99 г. № 59-1 было предусмотрено выпустить в об­ращение государственных ценных бумаг на 68,3 млрд. тенге и направить на покрытие дефицита республиканского бюджета 11,8 млрд. тенге (21,5% финансирования дефицита бюдже­та). Фактически Минфином Республики Казах­стан эмитировано МЕККАМ, МЕОКАМ и НСО на сумму 55 млрд. тенге и нетто-поступления в республиканский бюджет от выпуска госу­дарственных казначейских обязательств соста­вили около 8,5 млрд. тенге.

В 1999 году межбанковское кредитование осуществлялось, в основном, на неорганизован­ном денежном рынке. Объем кредитов «корот­ких» денег (до 30 дней) в национальной валюте составил 5,9 млрд. тенге, а средневзвешенная ставка вознаграждения (интереса) по ним — 11,3%. На этом сегменте рынка также предос­тавлялись кредиты в иностранной валюте. Короткие кредиты в долларах США за год составили 45,9 млн. долл. США со средневзве­шенной ставкой вознаграждения (интереса) 8,9%.

Вклады физических лиц и депозиты небанков­ских юридических лиц в банках второго уровня достигли 81,5 млрд. тенге, увеличив­шись за год на 12,9%. Депозиты в национальной валюте увеличились на 43,8%, в инвалюте — уменьшились на 31,4%.

Депозиты небанковских юридических лиц составили 52,7 млрд. тенге, из них в тенге до востребования — 37,31 млрд. тенге (рост на 53,1%), срочные — 3,44 млрд. тенге (уменьшение на 28,5%). Депозиты в иностранной валюте небанковских юридических лиц составили 12,0 млрд. тенге (уменьшение на 49,4%), из них до востребования — 9,4 млрд. тенге (уменьше­ние на 39,57о), срочные — 2,6 млрд. тенге (уменьшение на 68,4%).

По состоянию на 1 марта 2000 года в республике действуют 53 банка второго уровня, в том числе, межгосударственный-1, государственный-1, с иностранным участием (включая дочерние банки банков нерезидентов)-22.

По состоянию на 01.03.2000 г. филиальную сеть имеют 27 банков второго уровня, общее количество филиалов-423, в т.ч. ОАО "Народный сберегательный Банк Казастана"-180.[7]

Расчетно-кассовые отделы вне места нахождения банка имеют 10 банков. Общее количество РКО на 01.03.2000 г.-1106, в т.ч. ОАО "Народный Сберегательный Банк Казахстана"-964, ОАО "Банк Туран Алем"-59.

Всего 50 банков второго уровня на 01.003.2000 г. имеют лицензию на проведение банковских операций в тенге и иностранной валюте.

В соответствии с Правилами о порядке перехода банков второго уровня к международном стандартам по состоянию на 01.03.2000 г. в первую группу отнесены 11 банков, во вторую-25.

В республике открыты 17 представительств иностранных банков.

Лицензию национального Банка Республики Казахстан на право проведения аудиторской проверки банковской деятельности по состоянию на 01.03.2000 г. имеют 17 аудиторских организаций, из них 5 международных и 12 казахстанских, и 34 аудитора.

По состоянию на 01.03.2000 г. в республике зарегистрировано 42 ломбарда, 7 кредитных товариществ и 49 других организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

Глава II. Анализ действующей системы безналичных расчётов в ОАО Дочерний Банк «Альфа-Банк» в Казахстане


2.1.  Структура платежного оборота банка. 


Республика Казахстан на сегодняшний день является одной из наиболее динамично развивающихся стран СНГ. Казахстан обладает богатейшими природными ресурсами, многоотраслевым сельским хозяйством, огромным промышленным потенциалом. В республике сложился комплекс предприятий цветной и черной металлургии, тяжелого машиностроения, включающего ряд уникальных предприятий станкостроения, горно-шахтного оборудования и приборостроения. Весьма серьезный потенциал имеют угледобывающая про­мышленность, энергетика, производство минеральных удобрений, легкая и пищевая промышленность. Все это привлекает многие российские и иностранные фирмы к сотрудничеству с партнерами в Казахстане.

Сегодня благодаря усилиям казахстанских властей в           Казахстане сло­жился весьма благоприятный климат для сотрудничества. В этой ситуации большой интерес представляет развитие банковского се­ктора республики. В стране успешно работают не только мест­ные банки, но и некоторые иностранные, в том числе российские, одним из крупнейших среди которых является «Альфа-Банк—Ка­захстан».

На казахстанском рынке этот банк можно считать относительно молодым. Но уже сегодня он достиг репутации надеж­ного и динамично развивающегося. Банк активно проводит по­литику сотрудничества с предприятиями реального сектора экономики. Это позволяет организовать более тесное сотруд­ничество российских и казахстанских производителей, сущест­венно облегчить и упорядочить работу многих предприятий-партнеров.

ОАО ДБ «Альфа-Банк» в Казахстане создан в декабре 1994 года. Идея открытия дочернего банка в Казахстане была обусловлена, с одной стороны, формированием и серьезной по­ложительной динамикой новых финансовых отношений между предпринимательскими струк­турами Казахстана и России. С другой стороны, на решение об открытии банка в Казахстане повлияла разумная, взвешенная и благоприятная политика в от­ношении российских предпри­ятий со стороны государствен­ных органов Казахстана и пре­зидента республики. Впрочем, это и не удивительно для стра­ны, в которой первое лицо явля­ется серьезным экономистом и пользуется огромным авторите­том среди населения.

Первоначально перед банком ставилась задача обеспечить проведение расчетов между ка­захстанскими и российскими предприятиями, поскольку пос­ле распада Советского Союза и образования СНГ практически прекратилось обращение рос­сийского рубля, в бывших союз­ных республиках были введены национальные валюты, и требо­валось обеспечить налаживание цивилизованных форм финан­совых взаимоотношений. В начальный период даже осуществление сравнительно несложных операций по прове­дению платежей между двумя странами давалось совсем не просто.

Со временем задачи Банка стали шире и, кро­ме простых операций по прове­дению платежей, банк стал вы­полнять все функции, присущие банку как универсальному фи­нансовому институту. Сейчас банк, предоставляет весь комплекс банковских услуг, начиная от проведения простейших пла­тежных операций и заканчивая полной проработкой схем фи­нансирования, кредитования и консалтинговых услуг, включая в случае необходимости и юри­дическую поддержку для широ­кого круга клиентов, обеспечи­вая при этом высочайший сер­вис, доходность и формирова­ние капитала для дальнейшего развития банка.

На сегодняшний день тен­денция относительной стабили­зации экономики в Казахстане сохраняется. Рост объема ВВП в первом квартале 2000 года соста­вил 9,1 процента, промышлен­ного производства в январе—ап­реле — 16 процентов по сравне­нию с аналогичным периодом 1999 года. Немногие страны сей­час могут констатировать такие темпы прироста.

Основным покупателем казахстанской продукции была и остается Россия, доля которой составляет 20,4 процента от об­щего объема экспорта. Доля Рос­сии в общем, объеме импорта также велика — 47,6 процента.

«Альфа-Бан­к»  в Казахста­не видит свою задачу в помощи казахстанским и российским компаниям в налаживании биз­неса на взаимовыгодной  основе, т.к. все чаше предпринимателя­ми Казахстана в качестве парт­неров по бизнесу выбираются предприятия и фирмы Россий­ской Федерации.

Позиции «Альфа-Бан­ка» в России укрепились после августовского кризиса 1998 года. Произошло это, в основном за счет качества и уровня менедж­мента, то есть своевременно принятые правильные решения помогли не только «удержаться на плаву», но и заложить фун­дамент для будущего подъема. Именно благодаря этому в настоящее время АБ находится в четверке лучших российских банков, и сдавать своих позиций не намерен.

Апрельская девальвация тенге в 99-м году тоже была для казахстанского банковского рынка своеобразным барометром, показавшим прочность банков Казахстана, как в финансовом отношении, так и в плане эффективности менеджмента. В этот период АБ в Казахстане поддержал свою репутацию одного из стабильных банков республики.

В настоящее время банк входит в список первых пятнад­цати банков Казахстана. Сегод­ня «Альфа-Банк» — это своеоб­разный «финансовый супермар­кет», который обладает всеми инструментами для разносто­роннего и действительно качест­венного обслуживания клиен­тов. Банк обладает прочной базой, которая форми­руется из таких слагаемых, как достаточный капитал, квалифи­цированный персонал и грамот­ный менеджмент

По итогам 1999 финансово­го года международной компа­нией Arthur Andersen проведена аудиторская проверка результатов работы «Альфа-Банка». На конец 1999 года банком полу­чено чистой прибыли в сумме 105 437 тыс. тенге, активы бан­ка по состоянию на 31 декабря 1999-го составили 2 449 875 тыс. тенге, (увеличение суммы активов в 1999 году по сравне­нию с аналогичным периодом 1998 года составило  69 %). Соб­ственный капитал банка на ко­нец 1999 года составил 993 005 тыс. тенге.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.