Рефераты. Анализ действующей системы безналичных расчётов в ОАО Дочерний Банк "Альфа-Банк" в Казахст...






Размер остатка средств в банках-корреспондентах зависит от характера и объема услуг, которые предоставляет корреспондент. Оплачивается пользование корреспондентским счетом в основном поддержанием минимального остатка средств на счет, а частично – посредством выплаты комиссионного вознаграждения. При этом кредитные ресурсы на корреспондентских счетах предоставляют собой депозиты до востребования. Поэтому остатки средств по указанным счетам обычно поддерживаются на минимальном уровне, который необходим для совершения расчетных операций.

При осуществлении платежей банки-корреспонденты в процессе корреспондентских отношений уведомляют о расчетных операциях друг друга посредством авизо.

Авизо представляет собой официальное извещение, уведомление, направляемое банком другому, преимущественно о выполнении расчетных операций. Авизо о дебетовых и кредитовых записях по счетам, об остатках средств, о таких расчетных операциях, как открытие аккредитива, выставление чека и т.д., высылаются банками своим корреспондентам и клиентам. В данном банковском документе, оформляемом на специальном бланке, указывается его номер; дата операции, ее характер; номер счета; наименование плательщика и получателя средств; сумма авизо. Кроме того, копии расчетных документов (мемориальный ордер, платежное поручение) могут также быть использованы в качестве авизо. Способ отсылки авизо, обусловленный договором с клиентом или межбанковскими соглашениями, выделяет почтовые и телеграфные авизо. При отправке авизо по телеграфу часто используют переводной шифр. К почтовым авизо прилагаются документы, на основании которых производится данная расчетная операция.

Межбанковские корреспондентские отношения включают в себя несколько видов корреспондентских счетов.

Межбанковские расчеты, основанные посредством корреспондентских отношений между НБ РК и банками второго уровня, базируются на договорных отношениях.  На основе этих отношений НБ обязуется принимать деньги, поступившие в пользу банка, выполнять распоряжения банка о переводе банку или третьему лицу соответствующих сумм денег и оказывать другие услуги, указанные в договоре. Для открытия корреспондентского счета представляется заявление банка на открытие, образцы подписей и оттиска печати,  нотариально заверенный устав банка и лицензию на открытие, а также перечень других документов согласно положению Нацбанка.

По соглашению между банками корреспондентские счета могут вестись непосредственно друг у друга. Режим корреспондентского счета одного банка в другом определяется соглашениями между банками. Корреспондентские отношения между банками оформляются соответствующими договорами. В них предусматриваются круг операций, совершаемых по корреспондентским счетам и субсчетам. Условия проведения операций для клиентуры по месту нахождения того и другого счета. Режим функционирования счетов; контрольные функции учреждений банков и порядок взаимного обмена информацией.

 Клиринг, в самом широком его понимании, - это процесс расчетов между сторонами, построенный на взаимозачете встречных требований и обязательств.

В мировой практике различают межбанковский клиринг, клиринг валютный и клиринг товарный.

Межбанковский клиринг имеет место практически во всякой стране с развитой банковской инфраструктурой и представляет собой систему безналичных расчетов между банками, осуществляемых через единые расчетные центры.

 Взаиморасчеты банки могут осуществлять и без клиринговой системы, открыв корреспондентские счета, друг у друга. На практике это может выглядеть следующим образом: банк “А” открывает в банке “Б” корреспондентский счет и депонирует на нем некоторую сумму. Банк “Б” по поручению банка “А” может производить расчеты в пределах этой суммы. Такая система расчетов между банками пригодна только для тех стран, потребности которых (в силу определенных условий) может удовлетворять небольшое количество банков при незначительных объемах проходящих платежей.

В странах, где существует широкая банковская сеть с большими объемами передвижения капитала между банками, рассмотренная выше схема становится неэффективной. В частности, если банк “А” открывает взаимные корреспондентские счета в десяти, ста банках, то объем средств, которые для этого требуется им мобилизовать, возрастает пропорционально числу банков-партнеров и может оказаться тормозом для всей системы расчетов. Практика открытия взаимных корреспондентских счетов существует в мире, но это, скорее, исключение из правила, действующего в сфере банковских расчетов.

Клиринг валютный применяется при межгосударственных отношениях на основе соглашения правительств этих государств. Отношения сторон строятся на взаимном зачете встречных требований и обязательств, вытекающем из стоимостного равенства товарных поставок и оказываемых услуг. Валютный клиринг включает набор обязательных элементов, таких, как: систему клиринговых счетов, объем клиринга (все платежи по товарообороту или только их часть подлежат учету), валюту клиринга. Объем технического кредита (предельно допустимое сальдо задолженности одной стороны другой, рассчитываемое как процент от оборота или в виде абсолютной величины). Систему выравнивания платежей, схему окончательного выравнивания сальдо по окончании действия межправительственного соглашения.

Под товарным клирингом понимают систему расчетов между участниками биржевого рынка, включающую как организацию зачета их требований и обязательств друг к другу в той или иной форме, так и организацию непосредственно самих расчетов между ними. В данной системе присутствует третья сторона по каждой заключенной сделке, а именно Клиринговая (расчетная) палата, обеспечивающая ее жизнедеятельность.

Определение того, что должны получить и что поставить/выплатить в день исполнения сторонами сделки, является задачей системы клиринга. Клиринг на биржевом рынке имеет специфику, связанную с типом самой биржи, и проводимыми на ней операциями. Наряду с существовавшими товарными и фондовыми биржами появились фьючерсные биржи, на которых ведется торговля финансовыми инструментами. С этой точки зрения подход к организации систем клиринга на рынках реальных товаров и ценных бумаг и рынке фьючерсных операций имеет определенные различия и в то же время одинаковую сущность.

Основная роль в развитии и распространении межбанковского клиринга принадлежит Национальному банку Казахстана. Основную часть действующих на сегодняшний день клиринговых палат составляют клиринговые палаты при филиалах Нацбанка, большинство из которых использует программное обеспечение, в свое время предоставленных КЦМР. В настоящее время в республике функционирует  система розничных платежей (СРП) и система крупных платежей (СКП) КЦМР.

С 1995 года перед Национальным Банком Республики Казахстан (НБК) была поставлена задача модернизировать платежную систему, для того чтобы ускорить расчеты между банками и их клиентами, а также расширить перечень платежных инструментов. Первым этапом реализации этой задачи стала подготовка нормативной базы. В том же году в г. Алматы была организована первая клиринговая палата - Алматинская клиринговая палата, которая работала по методу многостороннего взаимозачета. Недостатком данной системы было то, что банкам-участникам в конце дня приходилось производить обмен первичными документами на бумажных носителях. Это было обусловлено отсутствием опыта и нормативно закрепленного понятия "электронный образ первичного документа".

В 1996 г. был создан Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов (КЦМР), на который были возложены функции по осуществлению межбанковского клиринга и система крупных платежей (СКП). В КЦМР установлено современное оборудование и разработано программное обеспечение, позволяющее работать с электронными платежными документами, не требующими подтверждения на бумажных носителях. Это стало возможным после того, как понятие "электронное платежное поручение" было закреплено нормативными правовыми актами НБК.

В апреле 1998 года было внедрено программное обеспечение бухгалтерской системы для централизации генеральной бухгалтерии и вспомогательного учета, а также для перехода на новую внутрибанковскую платежную систему НБК и интерфейс с СКП КЦМР.

В период с октября по ноябрь 1998 года была произведена централизация корреспондентских счетов банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в центральный аппарат НБК. Данный перевод позволил НБК оперативно осуществлять функции расчетного банка и банка банков, повысить эффективность контрольных функций над банковской системой и платежной системой, осуществить перевод вспомогательного учета корреспондентских счетов на работу в режиме реального времени.

Со всеми банками-участниками клиринга платежей заключены “Договора на проведение клиринговых операций”, составной частью которого является Приложение “Порядок проведения клиринговых операций”. Указанные документы, Инструкция Нацбанка РК “Временный порядок проведения клиринга платежей и клиринга чеков” и Указ Президента РК, имеющий силу закона “О банках и банковской деятельности”, являются основанием для проведения клиринговых операций.[14]

Все операции банки-участники клиринга платежей осуществляют электронным образом, посылая по закрытой электронной почте сети Х.25 файлы-сообщения в зашифрованном виде с электронной подписью для достоверной аутентификации источника. Все сообщения сопровождаются жестко поддерживаемой нумерацией файлов и строк сообщений. Указанные меры предосторожности обеспечивают высокий уровень защищенности платежной системы от несанкционированного доступа как посторонних лиц, так и персонала клиринговой палаты.

Система S.W.I.F.T.  В международном финансовом обороте применяется система S.W.I.F.T.– система электронных переводов. Ее членами могут быть только банки, имеющие право вести международные финансовые операции. Система предлагает стандартизированную, электронную систему обработки информации для международных банковских операций.

Система передает по каналам спутниковой связи инструкции банков-участников друг другу по осуществлению финансовых переводов, в частности, переводы и чеки клиентов, обмен валюты, займы, вклады, соглашения о курсе по срочным сделкам. Инкассо, кассовые письма, документарные аккредитивы, гарантии. Операции с ценными бумагами, обслуживание дорожных чеков, отчеты по счетам “Лоро” - “Ностро”. Система S.W.I.F.T. несет полную материальную ответственность по совершенным платежам.

Сеть S.W.I.F.T., наиболее надежная, качественная и оперативная сеть международных банковских телекоммуникаций.

Общество S.W.I.F.T. (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications) основано в 1973 г. В настоящее время зарегистрировано 6495 пользователей системы S.W.I.F.T. из 18 стран мира (на сентябрь 1999 года). Членами являются 2949 банков. Членство в обществе S.W.I.F.T. по странам СНГ: Россия – 227 членов, Украина – 27, Грузия – 20, Казахстан – 21, Беларусь – 15, Армения – 9, Узбекистан – 4, Азербайджан – 4, Туркменистан – 3, Кыргызстан – 1.

Главная цель создания системы S.W.I.F.T. и ее основная функция – обеспечение всем ее участникам доступа к круглосуточной высокоскоростной сети передачи банковской информации в стандартной форме при высокой степени контроля и защиты от несанкционированного доступа.

 

2.3. Основные направления развития и пути совершенствования безналичного  платёжного оборота в банках 2-го уровня Республики Казахстан.  


Сегодня, с большинством проблем, наши банки в основном справились. Однако далеко не все проблемы, которые следовало решить, решены. Банки не используют все те возможности, которые имеются по подъему экономики.

За рубежом инкассовые поручения широко применяются банками в процессе управления ими финансами корпораций – сложнейшего комплекса операций  денежной наличностью, ликвидностью, рисками и т.п., подразделяемые на две большие группы – контролерскую и казначейскую. В частности, выполняя казначейскую функцию, банки максимально укоряют инкассацию денег для крупных корпораций, “собирая” их от сотен филиалов, чтобы сосредоточить на едином счете для быстрого и прибыльного инвестирования даже малейших денежных излишков. Банки помогают нейтрализовать риск отказа покупателей от оплаты, поставленной им продукции или несвоевременной оплаты. Выигрыш для банков от подобных операций состоит, во-первых, в мобилизации дополнительных пассивов и расширении депозитной базы, во-вторых, в получении дохода в виде оплаты за услуги, в третьих, в прочном прикреплении, клиентуры на обслуживание благодаря тесным взаимоотношениям с нею. Ряд казахстанских банков весьма активно включается в такую деятельность.

При осуществлении расчётов в аккредитивной форме банки взимают более высокий комиссионный сбор, из-за  сложностей и   больших издержек.

Преимущество аккредитивной формы расчетов состоит в гарантии платежа и возможности получить его в кратчайший срок после отгрузки товаров. Эту форму расчетов предпочитает поставщик, если не уверен в платежеспособности покупателя. Недостаток расчетов аккредитивами – отвлечение из оборота покупателя средств, так как он резервирует их для оплаты счетов поставщика до отгрузки товаров. Аккредитивная форма расчетов занимает незначительный удельный вес в платежном обороте.

Так, использование векселей позволит погасить задолженность предприятий; оно  приведет к новому внутри республиканскому зачету взаимной задолженности предприятий и организаций; необходимости дополнительной эмиссии тенге и росту инфляции.

Тратты должны иметь свободное обращение, включая их продажу на вексельных аукционах, которые могут быть организованы фондовой биржей или коммерческими банками.

Непогашенные в срок предприятиями – векселедателями тратты, если такие окажутся, в установленном порядке будут передаваться векселедержателями в суды на предмет изъятия у векселедателя заложенного под вексель имущества.

Первое в республике Временное соглашение о вексельной системе расчетов было утверждено Нацбанком 27 февраля 1992 года. Но оно осталось нереализованным на практике. Однако так или иначе рыночная экономика потребует применения вексельной системы расчетов. С точки зрения методического обеспечения Нацбанку достаточно, с небольшими коррективами на сегодняшний день, применять закон о переводном и простом векселях (приложение к «Конвенции, устанавливающей закон о переводном и простом векселях», подписанное в Женеве 7 июня 1930 года). Казахстан, как частный правопреемник СССР, является участником указанной Конвенции. Однако без наличия четкого вексельного законодательства, обеспечивающего функционирование этой системы расчетов вводить нельзя.

Расчеты с помощью платежных требований-поручений, заменившие собой акцептно-инкассовую форму расчетов, мало эффективны и будут работать в полном объеме только с появлением денег на расчетных счетах предприятий-покупателей.

Безналичная форма расчетов чеками развита во всем мире. В Казахстане же в основном платежными поручениями. 

Банки  заинтересован в концепции Нацбанка РК о создании в стране современной платежной системы, которая предусматривает разнообразные виды платежных инструментов. В том числе и чеки. В конце января 1997 года Нацбанк  Республики Казахстан принял положение «О расчетах гарантированными чеками».[15] По проведенному социологическому опросу среди клиентов, результаты показали, что предложение о выпуске чеков их заинтересовало.

Гарантированный чек – это платежное средство для безналичных расчетов в тенге, обеспечивается средствами на счете чековой книжки владельца и гарантией. На этом документе типографическим способом указана сумма, в пределах которой банк обязуется оплатить чек.

Сфера применения чеков расширяется. Так, банки заключают договора с организациями, где есть финансовые потоки. Это Таможенный комитет РК, компании по продажам авиа– и железнодорожных билетов, автотранспортным и железнодорожным перевозкам. Скорость расчетов при оформлении тех же таможенных процедур увеличивается, предприятия не несут затраты, используя чековую систему расчетов. Гарантированный чек – средство мгновенного платежа. На чеки можно приобретать товары, рассчитаться за услуги партнерами. Деньги на счет продавца поступят не сразу, но, получив чек банка, он получает обязательство банка заплатить по чеку вне зависимости от состояния счета клиента. Например,  выдача чековых книжек производится двумя способами:

С депонированием суммы. Однако средства из оборота предприятия не отвлечены бесплатно: на остаток средств на счете ежемесячно начисляются проценты, исходя из ставки - % до востребования, согласно тарифам банка +1% годовых.

Без депонирования суммы для клиентов, имеющих кредитную историю в банке. Это своего рода краткосрочный кредит. За расчеты чеками банком взимаются те же комиссионные проценты, что и за расчеты платежными поручениями. У чеков много преимуществ. Если для пластиковых карточек необходимо специальное оборудование, то сфера применения чековых книжек не ограничена.

Чеки должны заинтересовать предпринимателей малого и среднего бизнеса, где высока интенсивность операций и сделок. Есть еще одно преимущество чеков перед платежными поручениями в том, что схема их заполнения упрощена: для заполнения не требуется подписи руководителей и печать. Чековая книжка более универсальна – ее владельцами могут быть как юридические, так и частные лица.

При расчете чековыми книжками необходимо соблюдать некоторые меры безопасности.

При получении чековой книжки каждый владелец сообщает банку кодовое слово, которое является паролем для авторизации. При потере контроля над чеком клиент сообщает об этом банку, который включает номера этих чеков в стоп - лист. Незаконное пользование чеками исключено, так как перед оплатой чек будет проверяться по стоп – листу. Каждый чек имеет копию, предназначенную для отслеживания владельцами движения выписанных чеков и расходов. По положению Нацбанка РК бланки чеков должны иметь не менее 5 степеней защиты. На гарантированных чеках их семь: водяной знак, микрошрифт, рамки полей чеков состоят из микробукв, составляющих слово, на оборотной стороне рисунок, выполненный по особой технологии, гильожная рамка, нумерация на чеке должна соответствовать нумерации на оборотной стороне обложки чековой книжки, - определенная насыщенность цветов.

К приоритетным направлениям деятельности в коммерческих банках относятся развитие и повсеместное внедрение на территории Казахстана электронных расчетов, способствующих ускорению прохождения платежей и обеспечению качественного и надежного обслуживания всех участников расчетов.

При осуществлении электронных расчетов используются  полноформатные электронные документы, не требующие сопровождения расчетными документами на бумажных носителях. А также и электронные документы сокращенного формата, сопровождаемые расчетными документами на бумажных носителях.

Значительное расширение сферы электронных платежей, позволит проводить расчеты в более короткие сроки. Электронные платежи обеспечивают ограничение прав доступа к системам обработки, идентификацию подписей и целостность платежных документов. Сохранность и конфиденциальность информации, немедленную передачу сообщения о попытке несанкционированного доступа, передачу информации о платежах.

Ценовая политика банков основана на дифференциации тарифов в зависимости от видов платежей, способов и времени передачи платежных документов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.