Рефераты. Анализ действующей системы безналичных расчётов в ОАО Дочерний Банк "Альфа-Банк" в Казахст...






Национальным Банком Рес­публики Казахстан принята программа перехода банков, ра­ботающих на территории рес­публики к международным стандартам в банковской деятельности. «Альфа-Банк—Казахстан» весьма активно участвует в этой программе

Одним из стратегических направлений банка в настоящее время является расширение ви­дов банковских услуг и продук­тов, укрепление позиций банка в регионах, дальнейшее повы­шение качества обслуживания по всем направлениям работы. При этом в первую очередь  деятельность банка направлена на обслуживание финансовых по­токов, имеющихся между Рос­сией и Казахстаном. Давние по­литические и экономические связи, сложившиеся между  двумя странами обусловлены  их географической близостью, обшей границей, позволяющей поддерживать прямые экономические связи на посто­янной основе.

В связи с вышеизложенным, выбор «Альфа-Банка» для анализа состояния безналичных расчётов в Казахстане в целом обусловлен тем, что у «Альфа-Банка» уже есть 50 подразделений в городах России и 4 в Казахстане, которые широко используют основные формы безналичных расчётов, а именно «Альфа-Банк» имеет возможность осу­ществлять:

1)   ускоренные переводы по Москве и регионам России,

2)   документарные платежи по экс­портно-импортным операциям казахстанских и российских предприятий,

3)   кредитование экс­портно-ориентированных пред­приятий для завершения произ­водственного и торгового цикла,

4)   срочную конвертацию тенге — рубль и рубль — тенге под импортные контракты, 

5)   торговое финансирование,

6)   прием векселей российских эмитентов на оплату от казахстанских компа­ний, отгружающих продукцию в Россию (что как показал опыт, для наших казахстанских парт­неров очень важно).

Одновременно банк ставит задачу расширения перечня предоставляемых услуг за счет разработки и внедрения новых банковских продуктов. При этом, внедряя новые банков­ские продукты, банк не оставляет без внимания традиционные виды услуг, например, кредито­вание. Спрос на кредиты по-прежнему велик и постоянно растет.

В соответствии со  статьёй №23[8] Закона РК от 29 июня 1998г. N 237-1 «О платежах и переводах денег» (с изменениями, внесенными в соответствии с Законами РК от от 28.12.98 г. N 336-1; от 29.03.00 г. N 42-II)   безналичные платежи производятся путем:

1) выдачи платежного документа, содержащего денежное обязательство, либо указание о выплате денег;

2) предъявления платежного документа, содержащего денежное обязательство, либо указание о выплате денег;

3) передачи платежного документа или электронного сообщения, содержащего указание о выплате денег.

 Осуществление безналичных платежей может производиться как с использованием банковского счета клиента, так и без него в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Основным безналичным платежным инструментом, используемым в платежной системе Казахстана нефинансовым сектором, является платежное поручение.

Платежное поручение представляет собой поручение плательщика   банку о перечислении определенной суммы денег со своего счета. Плательщик предоставляет в банк поручение на бланке установленной формы. Платежное поручение действительно в течение десяти дней со дня его выписки, не считая дня его выписки.

Права и обязанности между отправителем и банком – получателем, связанные с использованием платежного поручения, устанавливаются в договоре между ними, а их фактическая реализация возникает с момента предъявления в банк – получатель платежного поручения. Банк- получатель, после получения такого указания должен его акцептовать либо мотивированно отказать в его акцепте. В случае акцепта платежного поручения банком- получателем у отправителя возникает право требования по истечению акцептованного платежного поручения.

 Платежные поручения принимаются от владельца счета только при наличии средств на счете. Если в условиях договора предусмотрен овердрафт, то платежные поручения принимаются в пределах установленного размера дебетового сальдо. В условиях договора может быть предусмотрен технический овердрафт (на несколько часов), размеры которого устанавливаются на основании анализа баланса владельца счета. При отсутствии же  или недостаточности средств на счетах плательщика и невозможности предоставления кредита для их оплаты,  начисляется пеня. Платежные поручения на предварительную оплату и авансовые платежи принимаются к исполнению банком только при наличии средств на счете клиента. Расчеты поручениями по предварительной оплате за товарно-материальные ценности и оказанные услуги (работы) за счет ссуд банка не производится.

 При равномерных и постоянных поставках между поставщиком и покупателем расчеты между ними могут осуществляться в порядке плановых платежей, на основании соглашений с использованием в расчетах платежных поручений.

 Схема документооборота при расчетах платёжными поручениями достаточно проста и представлена на схеме 1. Именно поэтому данная форма в первую очередь подверглась нововведениям, в частности автоматизации. Наряду с переводом по почте, телеграфу все большее распространение получает электронный перевод.

                                                                                                      Схема 1.

Поставщик-получатель

 

Покупатель-плательщик

 
 


1

 
   

 



5

 

3

 

2

 
   



 






 Схема документооборота при расчетах платёжными поручениями.

1.    Отгрузка продукции, оказание услуг, выполнение работ.

2.    Предъявление в банк платежного поручения на перечисление суммы со счета плательщика.

3.    Выписка из расчетного счета о списании суммы со счета плательщика.

4.    Направление платежного поручения из банка плательщика в учреждение банка, обслуживающее получателя.

5.    Выписка из расчетного счета поставщика о зачислении суммы.

Платежное поручение представляет собой поручение отправителя денег обслуживающему банку-получателю о переводе его денег в пользу бенефициара в сумме, указанной в поручении.

  Отправитель денег предъявляет в обслуживающий банк-получатель платежное поручение на бланках установленной формы (приложение).

В графе "назначение платежа" отправитель денег обязан указать наименование, номер и дату документа (документов), на основании которого осуществляется перевод денег, а также в графе "код назначения платежа" кодовое обозначение платежа.

  При осуществлении перевода денег в пользу бенефициара-нерезидента отправитель денег, за исключением случаев, когда отправителем денег является банк, предъявляет в обслуживающий банк-получатель заявление на перевод денег на бланках установленной формы (приложение). Такое заявление является платежным поручением отправителя денег обслуживающему банку-получателю о переводе денег.

В заявлении на перевод денег помимо реквизитов, указанных в форме приложения Правил, банк вправе включить дополнительные сведения об отправителе денег, а также сведения необходимые банку для обработки данного заявления.

  Платежное поручение/заявление на перевод денег принимается банком-получателем в течение десяти календарных дней с указанной в нем даты выписки.

Кроме платежного поручения или заявления на перевод денег отправитель денег обязан по требованию банка-получателя в соответствии с законодательством Республики Казахстан предъявить документы, подтверждающие обоснованность платежа.

  По согласованию с обслуживающим банком-получателем отправитель денег может указывать в платежном поручении/заявлении на перевод денег дату валютирования.

 Платежное требование-поручение представляет собой требование бенефициара к отправителю денег об оплате за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, предъявляемое на основании документов, подтверждающих указанное требование.

  Бенефициар предъявляет в банк бенефициара платежные требования-поручения и реестр платежных требований-поручений на бланках установленной формы (приложения).

В графе "назначение платежа" платежного требования-поручения бенефициар обязан указать реквизиты документов, на основании которых предъявляется платежное требование-поручение.

  Платежное требование-поручение вместе с реестром представляется в банк бенефициара, который, проверив полноту заполнения всех реквизитов бенефициара, направляет платежное требование-поручение в банк отправителя денег в порядке, установленном настоящими Правилами.

  В случае обслуживания бенефициара и отправителя денег в одном банке-получателе, а также предъявления платежного требования-поручения в банк отправителя денег, минуя банк бенефициара, приложение реестра не требуется.

  Платежное требование-поручение и приложенный реестр могут быть предъявлены бенефициаром в банк бенефициара в течение тридцати календарных дней с указанной в них даты выписки. При этом дата заполнения платежного требования-поручения и реестра должна совпадать.

При отсутствии либо недостаточности суммы денег у отправителя денег или у банка-получателя, необходимой для исполнения платежного требования-поручения, срок хранения платежных требований-поручений и реестра банком-получателем, предусмотренный законодательными актами Республики Казахстан, прерывает течение срока действия данных документов. При этом банк-получатель принимает на хранение только акцептованные отправителем денег платежные требования-поручения, за исключением платежных требований-поручений не требующих акцепта отравителя денег.

  Платежное требование-поручение подлежит исполнению банком отправителя денег только при наличии акцепта отправителя денег, за исключением платежного требования-поручения по которому не требуется акцепт отправителя денег.

В случае недостаточности места на лицевой стороне бланка платежного требования - поручения для отметки об акцепте отправителя денег, данная запись совершается на оборотной стороне бланка.

  Если отправитель предъявит в банк отправителя денег платежное требование-поручение с приложением к нему документов, содержащих согласие отправителя денег на безакцептное изъятие денег с его банковского счета, такое платежное требование-поручение не требует акцепта отправителя денег.

Переводы через банк платежными поручениями применяются для платежей за товары и услуги: срочных – сразу после отгрузки (путем прямого акцепта товара), а также частичных платежей при крупных сделках; досрочных и отсроченных платежей – в рамках договорных отношений без ущерба  для финансового положения сторон. Все виды нетоварных платежей (платежи в бюджет и органы государственного и социального страхования, перечисление средств органам государственного и социального страхования; погашение банковских ссуд и процентов по ссудам, уплата пени, штрафов и т.д.) практически полностью осуществляются посредством переводов платежными поручениями.

В 1999 году по отношению к другим платежным инструментам   доля переводов платежными поручениями составила более 95% от всех безналичных платежей. В меньшей степени применяются расчеты по инкассо, которые включают в себя расчеты платежными требованиями, платежными требованиями-поручениями и инкассовыми поручениями. Доля расчетов по инкассо в 1999 году составила менее 4% от безналичных платежей.[9]

Письмом Министерства государственных доходов Республики Казахстан ДАП-1-2-9/5951 от 29 июня 2000 года «О предложениях по ЕКНП», направленным налоговым комитетам по областям, городам Алматы и Астана, устанавливалось, что с 1 июля 2000 года введён единый классификатор назначения платежей, новая форма платежного поручения в соответствии с Законом РК "О платежах и переводах" от 29.06.98г., разработанный Национальным банком Республики Казахстан.

Письмом от 16 июня 2000 года N ДАП-1-2-9/5505 доводилось разъяснение о порядке заполнения новых форм платежных документов (платежных поручений, платежных требований - поручений, инкассовых распоряжений, инкассовых распоряжений органов налоговой (таможенной) службы, заявление на перевод (платежное поручение на перевод денег в иностранной валюте).

Образцы указанных платежных документов Национального банка РК  были направлены электронной почтой приложением к письму ДАП-1-2-9 от 26.06.00 г. Указанные изменения касаются и взаимоотношений налогоплательщиков с бюджетом, где в разделе 9 указаны соответствующие коды.

В связи с тем, что указанные коды были утверждены в 1999 году, без учета изменений налогового законодательства, Департаментом анализа и прогнозирования по согласованию с другими Департаментами министерства подготовлены и направлены в Национальный банк Республики Казахстан предложения по расширению указанного перечня кодов, в целях использования информации для анализа, прогнозирования и мониторинга налогов и платежей в бюджет на всех уровнях налоговых органов.

Постановлением правления Национального банка РК от 15.11.99 г. N 388 утверждены Правила применения Государственного классификатора РК - единого классификатора назначения платежей с 1 июля 2000 года.

В связи с вводом нового платежного поручения изменены понятия, используемые в действующих платежных документах. Плательщик теперь будет именоваться отправителем денег, получатель денег - бенефициаром.

Указанные Правила и разъяснения к ним опубликованы в издании "Бюллетень бухгалтера" от 3.04.2000 г. N 14 (312).

В связи с тем, что в новое платежное поручение в правом нижнем углу введено поле для кодового (цифрового) назначения платежа, это поле заполняется отправителем денег наряду с текстовым назначением платежа.

Указанные изменения коснулись и платежей в бюджет.

В приложении N 2 к Правилам применения Государственного классификатора РК - единого классификатора назначения платежей приведена "Таблица кодов назначения платежей", где под номером 9 приведены коды по налогам и платежам в бюджет:

9 - платежи в бюджет и прочие выплаты

910 - Налоговые платежи:

911 - декларации,

912 - акты проверки,

913 - расчеты,

914 - прочие.

920 - Платежи за нарушение налогового законодательства:

921 - пени по просроченным налоговым платежам,

922 - штрафы за несвоевременное представление декларации,

923 - штрафы за занижение налогов текущих и авансовых платежей,

924 - прочие.

930 - Ошибочно поступившие платежи в бюджет:

931 - переброска ошибочно зачисленных платежей внутри бюджета,

932 - возврат на расчетный счет плательщика,

933 - прочие.

При подготовке платежного поручения на перечисление платежей в бюджет налогоплательщик должен правильно заполнить это поле.

Так, например, при перечислении в бюджет подоходного налога с юридических лиц (код бюджетной классификации 101101) налогоплательщик должен указать вышеуказанные коды назначения платежа в зависимости от вида по суммам:

ежемесячных авансовых платежей                      - 914

      налога по квартальному расчету                      - 913

      декларации о СГД                                    - 911

      налога по акту проверки                             - 912

      штрафа за несвоевременное представление декларации  - 922

      пени                                                - 921

      По НДС:

      Суммы текущих платежей                              - 913

      По декларации                                       - 911

Аналогично по другим налогам и обязательным платежам в бюджет.

При перечислении в бюджет суммы основного платежа (без пени и штрафных санкций), по которому не предусмотрено представление в налоговые органы расчетов и деклараций, указываются соответствующие коды назначения:

- неналоговых платежей по 2-й категории бюджетной классификации - 914; если суммы по актам проверок, то - 912.

Аналогично и по другим категориям бюджетной классификации:

- доходов от операций с капиталом по 3-й категории бюджетной классификации - коды 914, или 912;

- полученных официальных трансфертов (грантов) по 4-й категории бюджетной классификации - коды 914, или 912;

- погашение кредитов, выданных из бюджета по 5-й категории бюджетной классификации - коды 914, или 912;

- общее финансирование - (по 6-й категории бюджетной классификации) коды 914, или 912.

А при перечислении неналоговых и других платежей в бюджет, по которым предусмотрено представление расчетов в налоговые органы, коды назначения платежей заполняются в соответствии с приведенным перечнем аналогично налоговым платежам.

Так например, при заполнении платежного поручения на перечисление в бюджет суммы платежей за загрязнение окружающей среды (код бюджетной классификации 202112 из категории N 2 "Неналоговые платежи") по расчетам, представленным в налоговый орган, - необходимо указать код 913.

Кроме того, во 2-й категории единой бюджетной классификации "Неналоговые платежи" имеются коды по штрафам в бюджет:

- "Административные штрафы и санкции, взимаемые государственными учреждениями" (код бюджетной классификации 203101);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.