Рефераты. Институт президентства и его влияние на мировую политику






Исследователи отмечают, что задачами, стоящими перед националь­ным лидером в транзитный период, являются: интеграция общества и объ­единение масс; нахождение и принятие оптимальных политических реше­ний; защита граждан от беззакония и самоуправства бюрократии; поддер­жание порядка и борьба с преступностью; предотвращение отчуждения граждан от власти; инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии; мобилизация масс на реализацию реформ переход­ного периода[18].

Консолидировать общество, вывести его из кризиса возможно только на основе всесторонне обоснованной и системной реформаторской кон­цепции. Такая концепция должна соответствовать задачам исторического периода, раскрывать его смысл и содержание, прогнозировать социальные последствия изменений в обществе, определять приоритеты и критерии проводимых реформ. Только такой системный, последовательный подход обусловливает успешность преобразований социума.

Безусловно, особенности и характер политического лидерства зависят от личности лидера и условий, в которых оно реализуется. Однако, несо­мненно важным аспектом в этом ключе выступают механизмы, посредст­вом которых осуществляется лидерство, инструменты политического ли­дерства.

Таким образом, под инструментами лидерства понимаются структуры, с помощью которых лидер реализует свои властные полномочия с целью сбалансированного представления интересов группы, партии (движения), страны.

Понятно, что президент как политический лидер, имеет в своем арсена­ле средства влияния, теснейшим образом связанные с его формальным положением главы государства. Как мы уже говорили это — легитимная власть, возможность распределения материальных, финансовых и других ресурсов, государственный аппарат, средства поощрения и принуждения и, конечно же, закон. Помимо этого, глава государства располагает средства­ми личностного влияния. Одним из основных понятий здесь является имидж лидера. При этом, наиболее влиятельными личностными характе­ристиками предстают: представления политического лидера о себе самом, потребности и мотивы, влияющие на политическое поведение, система важнейших политических убеждений, стиль принятия политических реше­ний, стиль межличностных отношений, устойчивость к стрессу[19]. Зачас­тую те или иные политические процессы, явления, события персонифици­руются с личностью лидера.

Следует еще раз отметить, что личностное влияние главы государства -уникальный инструмент в руках президента. Оно дает возможность эффек­тивно его использовать как в отношении государственных политических лидеров (глав и членов правительства, парламента, региональных лидеров и т.д.), так и в отношении партийных и общественных деятелей.

Средства и механизмы влияния, используемые и избираемые политиче­ским лидером, во многом обусловлены конкретными политическими зада­чами и располагаемыми ресурсами.

Разработчики ранних теорий модернизации, отождествляя ее с вестернизациеи, делали акцент на смене традиционных политических институтов западными структурами. Убежденность в правильности калькирования и механического переноса западного опыта исчезла, после того как раз за ра­зом в восточных государствах стали рушиться режимы, принявшие на себя роль модернизаторов и начавшие с коренного изменения институциональ­ных основ. Дело в том, что первые государства, которые начали предпри­нимать модернизаторские усилия, совершенно правильно определив одной из стратегических целей замену институтов, оказались в плену теоретиче­ского положения, что это и есть главная мишень политической модерниза­ции, достигнув которой можно говорить о закреплении западных стандар­тов. Только череда неудач в процессе модернизации показала, что параллельно с модернизацией институтов необходимо обновлять и обществен­ное сознание, особенно, в части восприятия политической системы.

Одним из главных направлений политической модернизации является демократизация политической системы. Однако процесс демократизации сталкивается с серьезной проблемой преодоления природы реформируемо­го общества. В традиционных, авторитарных и тоталитарных обществах за­частую очень мала степень структурно-функционального разделения ин­ститутов. Функциональная неразделенность в традиционных обществах проистекала из того, что политические, социальные, экономические и рели­гиозные функции сосредотачивались в руках одного человека - лидера об­щины. Собственно, этот момент и был основной отличительной чертой тра­диционной политической системы.

К.Л. Сыроежкин, Исследуя особенности государственности, подчеркивает, что «... Ка­захстан не явился исключением из общего правила, наследуя те общие за­кономерности, которые присущи переходным обществам стран Востока»[20].

Вопрос о необходимости внедрения западных политических институтов в процессе модернизации восточных стран до сих пор вызывает много спо­ров. Как показала практика, большинство стран, вставших на путь «дого­няющей модернизации», во главу угла которой был поставлен приоритет достижения демократических стандартов, в своем конституционном уст­ройстве закрепили президентскую форму правления.

Первая причина этого лежит в специфике политических систем модер­низирующихся обществ, которые были свойственны им до начала преобра­зований. Как правило, эти государства имели авторитарные, либо тотали­тарные политические системы. Строго иерархизированная структура поли­тической власти не могла быть изжита за короткий срок. Более того, пере­ход к системе с демократическим устройством зачастую приводил к потря­сениям, которые сводили на нет усилия реформаторов и приводили обще­ство к очередному витку авторитарного развития. Типичные примеры - Иран и Индонезия. Поэтому, вплоть до начала 80 годов XX века существо­вала идейная установка на то, чтобы признать за некоторым усилением ав­торитарных тенденций, в период модернизации, роль необходимого усло­вия для обеспечения стабильности и консолидации общества. Последнее, до сих пор предстает в качестве главенствующей причины в выборе института президентства как системообразующей структуры.

Вторая причина имеет более глубокие основания и лежит в поле поли­тико-культурных предпочтений модернизирующегося общества, и связана с уровнем легитимности новых, внедряющихся структур. В обществах с традиционными политическими ценностями, в большинстве своем более высокий уровень легитимности имеет политический институт, выстроен­ный вокруг личности одного человека. Коллективный институт, хотя бы и избранный всенародным голосованием на прямых выборах, не имеет тако­го уровня легитимности. Очевидно, что это происходит из-за того, что кол­лективные институты политического управления в традиционных общест­вах исполняли роль только лишь законодательных собраний, на которых лежала функция легитимации существующего режима. Это стало сущест­венной причиной для того, чтобы в большинстве модернизировавшихся ст­ран не были установлены республики парламентского типа.

Таким образом, весь комплекс преобразований в институциональной подсистеме в период модернизации направлен на замену устаревших по­литических институтов. В чистом виде структурные реформы в политиче­ской сфере почти всех модернизирующихся обществ на начальном этапе схожи. Соответственно, они несут в это время одинаковые функции с ана­логами в других политических системах. Различия политических структур в разных странах проявляются тогда, когда с течением времени происходит их адаптация к «местным» условиям.

Глава II. Современные модели президентства.

 

2.1. Полномочия президента при президентской, полу президентской и парламентарной республиках


Возникновение тех или иных систем правления в раз­личных странах обусловлено многими факторами. Значи­тельный отпечаток на этот процесс накладывают особен­ности исторического развития страны, специфика ее поли­тической культуры, традиции государственности, соотно­шение различных политических сил в период разработки и принятия конституции. Большую роль в выборе системы правления может сыграть субъективный фактор в лице ве­дущего политического лидера, под которого в значитель­ной степени выстраивается вся конструкция государствен­ной власти и управления. В силу этого в одних странах ут­вердилась парламентарная система правления, при которой функции главы государства исполняет конституционный монарх или президент, но реальная исполнительная власть сосредоточена в руках правительства, подотчетного парла­менту, а в других - возобладала линия на создание сильной президентской власти, уравновешенной другими политичес­кими институтами или превосходящей по своим полномочи­ям законодательную и судебную власти. На современной политической карте мира есть и такие страны, которые во­обще обходятся без поста президента, что еще раз подтвер­ждает все многообразие форм государственности.

Как уже отмечалось, институт президентства зародился в США. Введя у себя пост президента, «отцы-основатели" заложили фундамент для формирований модели, которую можно с уверенностью назвать американской моделью пре­зидентства[21]. Как показали последующих два столетия, эта модель в законченном виде осталась явно специфической и в своем полном объеме она воплотилась только в США, хо­тя многие ее элементы были заимствованы политическими системами других стран.

Творцы Конституции США создали не просто сильную, но единоличную президентскую власть, совместив в одном лице полномочия и главы государства, и главы правитель­ства. Одновременно для того, чтобы воспрепятствовать превращению единой исполнительной власти в режим лич­ной власти, чреватой диктатурой и произволом, "отцы-ос­нователи" закрепили принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, дополнив его системой взаимных "сдержек" и "противовесов"[22] этих властей в отно­шении друг друга. На практике американская модель прези­дентства по своим основным параметрам выглядит следую­щим образом:

1. Президент, избираемый на всеобщих выборах, не за­висит от Конгресса США, члены которого избираются от штатов и избирательных округов. Таким образом, прези­дент получает мандат на осуществление своих полномочий от всех граждан, а не от парламента. Конгресс не вправе пу­тем вотума недоверия отправить администрацию (прави­тельство) президента в отставку, но и президент не имеет права распустить Конгресс США и назначить внеочередные парламентские выборы.

2. Правительство формируется президентом, но его персональный состав утверждается одной из палат Кон­гресса – сенатом. Только президент имеет право назначать на высшие должности в аппарате исполнительной власти. Однако ни один из назначенцев президента (за исключени­ем сотрудников его личного аппарата) не может вступить в свою должность без утверждения его кандидатуры сенатом Конгресса США.

3. Вся законодательная власть принадлежит Конгрессу США. Законы, принятые Конгрессов, обязательны для бе­зусловного исполнения всеми должностными лицами, начи­ная с президента. Со своей стороны, президент может стать противовесом законодательной власти в том случае, если он наложит вето на закон, принятый Конгрессом, а Кон­гресс при повторном голосовании не сможет набрать требу­емые Конституцией две трети голосов для отклонения пре­зидентского вето. В свою очередь, Верховный суд США вправе признать неконституционным любой закон, приня­тый Конгрессом и подписанный президентом, и тем самым отменить его.

4. Президент - полномочный глава всей федеральной исполнительной власти. Все государственные служащие обязаны неукоснительно выполнять его решения. Кабинет министров имеет лишь совещательный статус при главе го­сударства и правительства. Со своей стороны, Конгресс по­стоянно, в осуществление своей контрольной функции над деятельностью исполнительной власти, следит за тем, как администрация президента исполняет законы и расходует ассигнованные Конгрессом средства.

5. Президент имеет право издавать исполнительные приказы (указы), которые касаются главным образом сфе­ры деятельности органов федеральной исполнительной власти. Конгресс не вправе отменять указы президента, но Верховный суд США полномочен аннулировать их, если со­чтет, что они не соответствуют Конституции.

6. Важнейший инструмент президентской власти - госу­дарственный бюджет. Только президент имеет право еже­годно представлять проект госбюджета на рассмотрение Конгресса. Однако окончательный вариант госбюджета принимается высшим законодательным органом страны.

7. Президент - верховный главнокомандующий воору­женными силами. Он руководит армией и флотом, но право объявления войны и заключения Мира принадлежит Кон­грессу, который к тому же утверждает все расходы на со­держание вооруженных сил и на все программы вооружений.

8. Президент представляет страну в сфере международ­ных отношений и подписывает международные договоры, но эти договоры утверждаются или отклоняются сенатом Конгресса США[23].

9. Президент может по своему усмотрению использо­вать внутренние войска и вооруженные силы для обеспече­ния общественного порядка, но он имеет право вводить по всей стране чрезвычайное положение только с санкции Конгресса.

10. Верховный суд может признать неконституционным любой закон, принятый Конгрессом, и любой указ, издан­ный президентом, но действует он не по своей инициативе, а только в ответ на апелляцию по поводу решения нижесто­ящей судебной инстанции, уже определившей свое отноше­ние к действиям законодательной или исполнительной власти. Судебная власть, согласно Конституции, независима от законодательной. Президент может повлиять на дея­тельность Верховного суда путем назначений на появивши­еся в нем вакансии сторонников своего политического кур­са. В свою очередь Конгресс может принять закон или предложить поправку к Конституции, изменяющие юрис­дикцию Верховного суда.

11. Президент может уволить в отставку любого члена своей администрации, но он не полномочен увольнять в от­ставку высших лиц исполнительной власти штата или мес­тных органов власти, избранных местными избирателями.

12. Конгресс не может уволить в отставку кого-либо из должностных лиц исполнительных органов власти, но он вправе путём процедуры импичмента отстранить от дол­жности президента и других должностных лиц, включая фе­деральных судей.

13. Срок полномочий президента ограничен 4 годами, и он может переизбираться только один раз. Члены сената Конгресса США избираются на 6 лет, а члены палаты пред­ставителей - на 2 года, и они могут переизбираться на новый срок. Члены Верховного суда назначаются пожиз­ненно. Таким образом, высшие должностные лица всех трех ведущих органов государственной власти имеют раз­личные, не совпадающие между собой сроки полномочий и не зависят друг от друга.

Такова в общих чертах американская модель президен­тского правления. Как видно, президент по этой модели на­делен широкими и разнообразными полномочиями, но он действует лишь в пределах федеральной исполнительной власти и в силу конституционного принципа разделения властей не может единолично управлять всем государствен­ным аппаратом. Его полноправными партнерами и проти­вовесами в этой сфере выступают не зависимый от прези­дента Конгресс и не менее независимый Верховный суд. При всей силе своей власти, помноженной на личную ак­тивность, ни один президент США не был в состоянии до­биться сколько-нибудь значительных перемен во внутрен­ней и внешней политике американского государства без поддержки высшего законодательного органа страны. По­литическая система США позволяет сильному президенту сосредоточить в своих руках огромную власть, но только при одном условии: его должно поддерживать большинство членов Конгресса. В этой тесной зависимости президен­тской политики от позиций и действий парламента - одно из важнейших отличий американской модели президент­ства от авторитарных моделей президентской власти.

Можно спорить о степени демократичности американ­ской политической системы в целом, но бесспорно, что и президент, и Конгресс, и Верховный суд постоянно испыты­вают на себе давление со стороны самых разнообразных общественно-политических сил - предпринимателей, фер­меров, профсоюзов, других многочисленных и влиятельных общественных организаций. Кроме того, мощное воздей­ствие на политику американского президента оказывает межпартийное противоборство и наличие эффективной оп­позиции в Конгрессе. В действия президента может неза­медлительно вмешаться Верховный суд. К тому же каждый публичный шаг главы государства находится под присталь­ным вниманием средств массовой информации, чья свобода от правительственной цензуры узаконена Конституцией. В целом над деятельностью президента со стороны различ­ных политических и общественных институтов в США осуществляется весьма серьезный контроль[24].

В силу всех этих достаточно надежных ограничителей и противовесов президентская власть в США, независимо от субъективных желаний того или иного президента, не может превратиться в режим личной власти. Любые стремления на­рушить баланс властей в свою пользу получают эффектив­ный отпор. Наиболее четко этот механизм саморегулирова­ния американской политической системы сработал тогда, когда президент Р. Никсон попытался резко усилить прерога­тивы высшей исполнительной власти и ослабить контроль над правительством со стороны высшей законодательной власти. Такие действия президента, усугубленные грубыми нарушениями законности, допущенными рядом сотрудников его администрации, а также яростная борьба оппозиции про­тив ряда инициатив Никсона во внутренней и внешней поли­тике, сплотили в мощную антиниксоновскую коалицию Кон­гресс, Верховный суд, прессу и различные общественные группы. В результате президент Никсон оказался перед ре­альной угрозой импичмента и в 1974 году был вынужден уйти в отставку.

Будучи единоличным главой исполнительной власти, президент США не располагает какими-то явно силовыми рычагами воздействия на Конгресс, оппозиционную и свою собственную партию, прессу, органы власти в штатах и на местах. Президент Г. Трумэн как-то высказался в том смыс­ле, что у президента США нет никакой иной власти, кроме власти убеждения Конгресса, партий, прессы, широких кру­гов общественности в правильности его политики. Это ут­верждение Трумэна явно упрощает сложную и многогранную модель президентской власти, в арсенале которой име­ется достаточно эффективных средств политического, эко­номического и морального воздействия и на сторонников, и на противников президента. Однако в то же время, очевид­но, что благодаря самой конституционной конструкции по­литической системы США и ее дальнейшей эволюции глава американского государства по существу обречен  искать и находить взаимодействие и с Конгрессом, и с оппозицион­ной партией, и с различными общественно-политическими группировками.

Американская модель президентства также отличается своей рациональностью: в ней отсутствует присущий ряду других стран дуализм исполнительной власти, при котором президент и премьер-министр часто соперничают за преоб­ладающее влияние на правительственную политику. Кроме того, эта модель доказала свою высокую степень устойчи­вости с точки зрения преемственности президентской влас­ти. За всю историю США, несмотря на различные полити­ческие и экономические кризисы, войны и другие потрясе­ния, президентские выборы в этой стране ни разу не были отменены или перенесены и всегда проводились в установ­ленные Конституцией США сроки. В случае внезапной смерти того или иного президента правовой механизм пере­дачи власти также срабатывал неизменно четко. Даже убийство нескольких президентов США не создало в стране политического вакуума, смуты или борьбы за власть. В слу­чае смерти того или иного президента его место незамедли­тельно занимал вице-президент, и его легитимность ни у кого не вызывала сомнений[25].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.