Рефераты. Институт президентства и его влияние на мировую политику






Американская модель президентства не допускает и возникновения двоевластия в политической системе США, когда президент проводит свою политику, а Конгресс осу­ществляет свой курс. Система разделения и баланса властей даже в условиях, когда президент представляет одну пар­тию, а большинство в Конгрессе принадлежит оппозицион­ной партии, обеспечивает единство государственной поли­тики. Результатом любого, даже самого острого, полити­ческого противоборства в этой стране является принятие того или иного закона, который иногда вступает в силу против воли президента или многих парламентариев, но с этого момента его исполнение становится обязательным для всех - от президента и его министров до законодателей и рядовых граждан. При этом и должностные лица, и американское общество в целом признают и соблюдают кон­ституционные и иные правовые нормы, определяющие объем и пределы полномочий президентства и других поли­тических институтов в этой стране. Наконец, специфика политической культуры в США такова, что американцы привыкли рассматривать своего президента не как всемогу­щего "отца нации", единолично правящего страной и отве­чающего за все, что в ней происходит. В то же время прези­дент воспринимается в Соединенных Штатах как глава фе­деральной исполнительной власти, который должен быть ведущим общенациональным политическим лидером, про­являть инициативность в осуществлении государственной политики и обеспечивать эффективное руководство прави­тельством.

Президентская модель, сформировавшаяся в США, по многим своим атрибутам была внедрена и в ряде стран Ла­тинской Америки. Там так же конституционно утверждена республиканская форма правления, президент совмещает функции главы государства и главы правительства, законо­дательная власть представлена Конгрессом, а судебная -Верховным судом. В то же время латиноамериканская мо­дель президентства существенно отличается от модели президентского правления в США.

Прежде всего, в латиноамериканских странах институт президентства явно доминирует над всеми остальными, а парламенты этих стран не имеют того контроля над испол­нительной властью, каким располагает Конгресс США. В отличие от президента США латиноамериканские главы государств по собственному усмотрению формируют свои правительственные кабинеты, и утверждение парламентом президентских назначений на правительственные посты в конституциях этих стран не предусмотрено. Несмотря на то, что несколько латиноамериканских стран по форме сво­его государственного устройства провозгласили себя феде­рациями, президенты в этих странах имеют узаконенную возможность осуществлять так называемые федеральные интервенции в дела субъектов федерации, вплоть до смеще­ния губернаторов штатов, чего не вправе делать президент США. Значительно больше власти у президентов латино­американских стран и в сфере экономической политики го­сударства. Это обусловлено тем, что для многих латиноаме­риканских стран характерно наличие большого количества государственных компаний, находящихся под прямым кон­тролем правительств, возглавляемых президентами.

Несмотря на то, что в большинстве стран Латинской Америки еще в XIX веке установилась президентская сис­тема правления, легитимность и статус президентской влас­ти неоднократно нарушались в результате многочисленных военных переворотов. В политической истории практичес­ки всех стран этого континента более-менее продолжитель­ные периоды президентского правления прерывались воен­ными переворотами, в результате которых армейская верхушка свергала законно избранных президентов, пере­давала власть военной хунте, один из членов которой про­возглашался президентом. И в прошлом, и в настоящем Ла­тинской Америки бывали такие случаи, когда президенты сами становились во главе государственного переворота, разгоняли парламенты и устанавливали режим личной дик­татуры. В целом для политических систем стран Латинской Америки до сих пор характерна большая зависимость всех политических институтов, и в том числе института прези­дентства, от армии и генералитета.

Вместе с тем в современной латиноамериканской модели президентства есть несколько важных демократических эле­ментов. Во-первых, в ряде стран этого континента президент избирается на один срок и лишен права на переизбрание, что сужает возможности для установления режима личной влас­ти. Во-вторых, во многих латиноамериканских странах издавна действуют многопартийные системы, что создает условия для возникновения парламентской и внепарламен­тской оппозиции президентской власти. В-третьих, судебная власть явно усиливает свою независимость, и убедительным свидетельством тому стало недавнее отстранение от власти по решению парламентов и судебных властей президентов Бразилии и Венесуэлы. Импичмент этих президентов на ос­нове соответствующей правовой процедуры создает новый важный прецедент в Латинской Америке, где президентов обычно смещали лишь путем военных переворотов[26].

Еще одним существенным признаком демократизации президентской власти и усиления ее правового статуса в Южной Америке является повышение ее контроля над во­енными. Со своей стороны, военная верхушка, оставаясь до сих пор одной из ведущих политических сил в латиноамери­канских странах, демонстрирует в последнее время боль­шую лояльность по отношению к законно избранным президентам. В целом в Южной Америке прочно утвердилась президентская система правления в ее латиноамериканском варианте.

Во многих государствах Азии и Африки также сложи­лась не парламентарная, а президентская модель правления. Афро-азиатская модель (за редким исключе­нием) отличается еще большим авторитаризмом, нередко принимающим формы откровенно тоталитарного режима. Президенты в большинстве этих стран не только объединя­ют в своих руках функции главы государства и главы пра­вительства, но и являются лидерами правящих партий. Са­ми эти партии во многих африканских и азиатских странах являются или единственными, или господствующими в по­литической жизни этих стран, что позволяет президентам формировать из числа своих сторонников не только прави­тельство и местные органы власти, но и парламенты. Сами-парламенты во многих афро-азиатских странах по существу не играют самостоятельной роли и фактически не облада­ют реальными законодательными полномочиями. Вследст­вие этого они не только не являются противовесом прези­дентской власти, но и безропотно поддерживают все его ре­шения, оформляя их в виде законов. Конституционно пар­ламенты не защищены от произвола правящего президента и могут быть распущены по его указанию.

Правительство при афро-азиатской модели президент­ства также не обладает самостоятельностью в своих дейст­виях, хотя во многих странах Азии и Африки наряду с по­стом президента существует и пост премьер-министра. Пре­мьер назначается президентом из особо доверенных ему лиц и подотчетен только ему, а не парламенту. И премьер, и любой другой член правительства, как и каждый государ­ственный чиновник, может быть в любой момент уволен президентом.

Судебная власть, так же как и законодательная, сильно зависит от президента, который лично назначает судей и контролирует их деятельность. Кроме того, для афро-ази­атской модели президентства характерен суперцентрализм исполнительной власти, при котором президент ставит во главе местных администраций своих наместников, при­званных проводить президентскую политику. Автономия же местных властей от всемогущего центра крайне незна­чительна.

Политическая система многих новообразовавшихся государств находится в процессе становления.

Президентская власть во многих странах Азии и Афри­ки не терпит никакой, даже легальной, оппозиции. Для этих стран обычным делом является ситуация, когда президент объявляет чрезвычайное положение на территории всей страны или в отдельных ее регионах, распускает парламент и правит посредством не законов, а собственных указов. Вообще ставка на неприкрытую силу и подавление любых форм протеста является одним из главных инструментов многих президентов в Азии и Африке, которые опираются, прежде всего, на репрессивный аппарат в проведении своей политики[27].

В результате афро-азиатская модель президентства в большинстве случаев становится режимом личной власти. Президенты-диктаторы, благодаря их заслугам в нацио­нально-освободительной борьбе за независимость своих стран или под воздействием массированной официальной пропаганды, приобретают статус "отцов нации" с полномо­чиями, которые можно сравнить с полномочиями неограни­ченного монарха. При этом президенты нередко стремятся превратить собственные семьи в правящие династии, назна­чая на многие ключевые правительственные посты своих родственников. К тому же они всеми силами пытаются до­биться принципа несменяемости своей власти, и многие из них правят своими странами не одно десятилетие, до тех пор, пока они имеют поддержку правящих элит. В условиях господства режима личной власти перевыборы президента нередко превращаются в плохо прикрытый фарс, а в неко­торых африканских странах до недавнего времени стояв­шие у власти президенты были объявлены пожизненными президентами.

Сами президенты-диктаторы обосновывают установ­ленные ими режимы личной и неограниченной власти низ­ким уровнем общественного, экономического и социально-политического развития их стран, острейшими конфликта­ми на этнической и региональной почве между различными народностями. Они утверждают, что если государственная власть в их странах будет выстроена по образцу западных демократий, то эти страны неминуемо будут низвергнуты в пучину анархии и гражданской войны. С этих позиций пре­зидентское правление в форме режима личной власти объявляется единственной панацеей от хаоса и безвластия.

Между тем в целом ряде стран Азии и Африки автори­тарный и даже тоталитарный тип президентства не спасает ни от социальных взрывов, гражданских войн, ни от других тяжелых потрясений. За последние 30 лет более 30 прези­дентов в странах Азии и Африки были насильственно сме­щены со своих постов и многие из них погибли в ходе воен­ных переворотов. Правда/ в ряде афро-азиатских стран инс­титут президентства вполне вписался в политическую сис­тему, приобрел устойчивый легитимный характер и выдер­жал проверку временем. В Азии это - Индия, Израиль, Кипр, Республика Корея, Тайвань, Сирия, Ирак, Индоне­зия. В Африке президентская власть приобрела прочную преемственность в таких странах, как Египет, Тунис, Сене­гал, Заир, Танзания, Замбия, Бенин, и некоторых других.

При характеристике президентской власти в Азии и Африке необходимо отметить, что в ряде стран на этих континентах (Индии, Израиле, Ливане) возникли такие сис­темы президентского правления, которые более соответст­вуют европейской модели президентства.

В Западной Европе возобладал не американский и тем более не афро-азиатский вариант президентской власти. Здесь сформировалась сугубо европейская модель в форме или полупрезидентской, или парламентарной системы правления.

Обе эти системы предполагают более ограниченные прерогативы президента, чем при американской, латино­американской и афро-азиатской моделях президентской власти. При полупрезидентской модели президент - глава государства, но он, как правило, не является главой прави­тельства и не занимает пост премьер-министра. В то же время президент и при полупрезидентской системе распола­гает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздей­ствовать на политику правительства. Прежде всего прези­дент может председательствовать на заседаниях совета ми­нистров, или это заседание может быть созвано по его просьбе для рассмотрения того вопроса, который глава го­сударства считает первоочередным. К тому же президент обладает прерогативой утверждать декреты и постановле­ния, принятые правительством, и у него есть правовая возможность в случае несогласия вернуть эти декреты и поста­новления на повторное рассмотрение правительства. Далее, президент обладает правом вето на законы, принятые пар­ламентом и поддержанные правительством, и в этом каче­стве, он выступает в роли арбитра в отношениях между ве­дущими политическими институтами.

Впервые в истории человечества «президент» как глава государства и «президентство» как форма правления возникли в Соединенных Штатах Америки во второй половине XVIII века. С этого момента президентское правление начинает свое формирование как институт демократической республики. Поэтому классической президентской республикой считаются США. Главный отличительный признак президентской республики состо­ит в совмещении президентом одновременно функций главы государства и главы правительства[28]. В президентской республике глава государства имеет специальные полномочия, получаемые им от народа, а также при четко сформулированном принципе разделения властей он является и председателем исполнительного органа государственной власти. К приме­ру, в США и многих государствах Латинской Америки правительство час­то называют кабинетом президента. И это вполне обосновано, так как пра­вительство в этих странах, по сути, является лишь совещательным органом при президенте.

Весь этот механизм закреплен законодательно конституциями данных стран. Самым главным, и на наш взгляд, определяющим признаком прези­дентской республики, является своеобразие механизма взаимосвязи зако­нодательной и исполнительной власти. Существует правило взаимного не­вмешательства в дела как законодательной, так и исполнительной ветвей власти. При этом четко сохраняется принцип сдержек и противовесов, обе ветви власти на законном основании ограничивают полномочия друг дру­га. Известно, что во всех странах с президентской формой республики гла­ва государства не может распускать парламент даже по формально-оп­ределенным причинам. Вместе с тем, власть президента ограничивается наличием у него только права отлагательного вето и, самое главное, пра­вом парламента на отрешение президента от должности.

В современной политической науке часто упоминается французская модель института президентства, которая также зарекомендовала себя как достаточно устойчивый тип правления.

Полупрезидентская республика - это разновидность демократического государства, форма правления, главный отличительный признак которой состоит в двойной ответственности правительства - перед президентом и перед парламентом[29]. Как обычно, подобная трактовка подразумевает под собой республику с сильной президентской властью при эффективной деятельности представительного органа.

При такой системе всенародно избранный президент в некоторых стра­нах лишен законодательных полномочий и вынужден функционировать совместно с главой исполнительной власти, которая зависит от доверия парламента. Но практика отдельных постсоветских республик показывает, что при определенных условиях президент имеет право законодательной инициативы, которая в последующем обсуждается на совместном заседа­нии палат парламента.

В полупрезидентской республике или как часто ее называют, президентско-парламентской системе, президент обладает правом назначать и смещать членов правительства, распускать парламент, что придает макси­мальные полномочия исполнительной власти в целом.

В последнее время ряд исследователей выдвигают тезис о том, что на постсоветском пространстве получила развитие суперпрезидентская форма правления. В частности в России произошло формирование «авторитарно-олигархического режима в виде суперпрези­дентской республики»[30].

Казахстанские политологи вкладывают позитивный смысл в данный те­рмин. Например, что с марта 1995 года в Казах­стане начинается этап суперпрезидентской республики, которую отли­чает то, что при большом сходстве с президентской республикой в ней глава государства, имея закономерно обусловленную тесную связь с ис­полнительной властью, получает дополнительные рычаги влияния на зако­нодательную и судебную власти. Следует отметить, что при этом прези­дент не обладает равностепенной долей стратегических и тактических воз­можностей в отношении последних. Суперпрезидентство следует рассмат­ривать как дополнительный механизм в системе сдержек и противовесов, обеспечивающий устойчивое и поступательное развитие государства в ус­ловиях переходного периода»[31]. Мы согласны с автором в том, что в Ка­захстане мы имеем не «процесс укрепления авторитаризма. Речь, скорее, идет о тактических задачах, связанных с необходимостью преодоления кризиса, и определенной этатизацией системы управления».

В Казахстане можно говорить о фено­мене «сильного президентства» или «сильной президентской республики», но не о «суперпрезидентстве», так как в политической науке данный тип ассоциируется с диктаторскими режимами[32]. В Рес­публике Казахстан существует адаптированная к местным условиям «фран­цузская модель». Это не суперпрезидентская, а смешанная полупрезидент­ская, или президентско-парламентская республика.

Эксцессы прези­дентского правления, которые очевидны для всех, определяются не столько чрезмерностью полномочий, которые Конституция возложила на президен­та, сколько тем, что она не содержит необходимых ограничителей его власти и власти назначаемых им лиц... ограничителей, которые во всех демо­кратических странах связаны в первую очередь с деятельностью парламен­та»[33].

Относительно отечественных реалий аналогичный тезис был высказан О. Сулейменовым еще в 1993 году, когда он отметил, что «...сильная пре­зидентская республика в Казахстане ассоциируется с яркой личностью Нурсултана Назарбаева, недостаточно профессиональным Верховным Со­ветом и незаметностью существующих политических партий»[34].

Известный политолог В.В. Лапкин полагает, что российская «полити­ческая система оказывается ближе всего отнюдь не к классической прези­дентской, а скорее к президентско-парламентской - с ответственностью Кабинета, максимально смещенной в сторону его подотчетности прези­дентской власти (в результате конституционной реформы декабря 1993 г.), а также с неполной реализацией принципа раздельного поддержания вла­стей (в силу права президента при определенных условиях распускать за­конодательное собрание)», эту же характеристику можно применить к казахстанской политической системе.

В прохождении институтом президентства последовательных этапов от своего появления в политиче­ской системе в сосуществовании с другими институтами государственной власти до зрелого состояния немаловажная роль отводится политической культуре. Практика многих стран показывает, что в зависимости от харак­тера сложившихся в обществе традиций и установок президентская систе­ма, как и другие политические институты, приобретает специфические признаки.


2.2.        Специфика функционирования института президентства в странах «первого эшелона» модернизации


Установившаяся типология института президентства включает в себя три основных типа - президент в парламентской, президентской и полупрезидентской республиках, и выделенный сравнительно недавно тип -президент в сверх-  или суперпрезидентской республике[35]. Указанная типология сформировалась в результате изучения непосредственного опыта развития президентской власти в стра­нах «первого эшелона» модернизации.

Проанализируем особенности института президентства в президентской (США), полупрезидентской (Франция) и парламентской (ФРГ) республиках.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.