Рефераты. Институт уполномоченного по правам человека в России






Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат. Рабочий аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

 Финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата осуществляется из средств федерального бюджета.  Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет свою смету расходов. Надлежащее финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является одной из гарантий обеспечения независимости формируемого государственного органа. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата.

Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Имущество, необходимое Уполномоченному и его рабочему аппарату для осуществления их деятельности, находится в их оперативном управлении и является государственной собственностью. Уполномоченный обеспечивается документами, принятыми палатами Федерального Собрания Российской Федерации, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, иными государственными органами, общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами. Информационное, документационное и справочное обеспечение деятельности Уполномоченного по осуществлению им своих полномочий производится государственными органами безвозмездно путем включения его в список обязательной рассылки распространяемых ими документов.

В своей деятельности Уполномоченный и федеральные гражданские служащие возглавляемого им федерального государственного органа используют также информационные, аналитические и справочные издания, распространяемые неправительственными правозащитными организациями, нормативные документы и источники правовой информации, предоставляемые Информационными центрами ООН и Совета Европы в Российской Федерации, электронные справочно-поисковые программы. На начальном этапе в распоряжении Уполномоченного не было ни помещения, ни служащих, ни необходимых документов, ни финансовых средств. Работа с жалобами велась силами добровольных помощников. Первые три месяца местом работы Уполномоченного был кабинет депутата в здании Государственной Думы.

Уполномоченный утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой. Организационно она включает в себя Секретариат Уполномоченного, управления и отделы в управлениях, функциональные обязанности которых должны обеспечивать полноценную реализацию Уполномоченным предоставленных ему полномочий, а их количество быть рациональным и оптимальным, исключающим дублирование в их деятельности.

Структурные подразделения рабочего аппарата в соответствии со своей компетенцией обеспечивают, в частности:

- рассмотрение жалоб и прием заявителей, в том числе с выездом в субъекты Российской Федерации; анализ обращений в динамике (структурный статистический, региональный, социальный); подготовку предложений по методам выявления нарушений прав человека; реализацию мероприятий по проведению проверок их соблюдения, оказанию содействия в совершенствовании административных процедур; анализ эффективности форм и методов государственной защиты прав человека; взаимодействие с органами прокуратуры в выявлении и отмене решений (нормативных правовых актов) и действий (бездействия), нарушающих права человека, возмещении их жертвам причиненного им ущерба, привлечении виновных к ответственности, соблюдении законности и гарантий безопасности личности, устранении причин нарушений прав человека и условий, им способствующих;

- сравнительный анализ федерального законодательства о правах человека на его соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права; мониторинг и анализ практики его реализации в правоприменительной деятельности и отправлении правосудия; правовую экспертизу законопроектов, внесенных в Государственную Думу и принятых палатой в первом чтении; подготовку предложений по совершенствованию законодательства и подзаконных нормативных правовых актов в целях их приведения в соответствие с международными обязательствами Российской Федерации; разработку законопроектов для их внесения субъектам права законодательной инициативы; подготовку жалоб в Конституционный Суд Российской Федерации о нарушениях конституционных прав человека законом, примененным в конкретном деле;

- организацию международных визитов и встреч Уполномоченного с должностными лицами международных организаций, межгосударственных органов по защите прав человека, омбудсменами иностранных государств по развитию сотрудничества в защите прав человека, изучению и обмену опытом работы; подготовку и реализацию двухсторонних соглашений о взаимной помощи по защите прав человека;

- проведение мероприятий по правовому просвещению в области прав человека, формированию правовой культуры населения, укреплению мира и толерантности в межнациональных и религиозных отношениях; организацию конкурсов студенческих и журналистских работ; издание литературы, сборников документов и нормативных правовых актов, специализированных буклетов по правам человека; подготовку рекомендаций в сфере развития и совершенствования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования; пропаганду правовых и этических правил поведения личности в демократическом правовом государстве;

- взаимодействие с общественными объединениями, в том числе с неправительственными правозащитными, профсоюзными и религиозными организациями, средствами массовой информации и иными институтами гражданского общества в проведении мероприятий, направленных на защиту прав человека, обеспечение социальной справедливости и благополучия людей;

- материально-техническое, социальное, финансовое, информационно-технологическое, документационное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного и федеральных государственных служащих возглавляемого им федерального государственного органа; планирование их деятельности; кадровое обеспечение прохождения федеральной гражданской службы.

Функциональные обязанности рабочего аппарата, возлагаемые на него задачи, порядок взаимодействия структурных подразделений, планирования и организации их деятельности регулируются Положением о нем, которое, как и положения о структурных подразделениях, утверждается Уполномоченным.

В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность и штатное расписание своего рабочего аппарата, в котором отражаются наименование и количество должностей федеральной гражданской службы по структурным подразделениям, должностные оклады федеральных гражданских служащих.

По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения, являющихся его организационно-распорядительными документами.

Единоначалие в осуществлении управленческой деятельности позволяет Уполномоченному принимать самостоятельные решения по руководству рабочим аппаратом, но не исключает коллегиального обсуждения им текущих и перспективных организационных вопросов с руководителями структурных подразделений, несущими персональную ответственность за состояние дел на порученных им участках работы.

Уполномоченному, возглавляющему федеральный государственный орган, предоставляются материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для должностных лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации. Должность, замещаемая Уполномоченным, внесена Указом Президента Российской Федерации N 32 от 11.01.95 в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 266 от 02.03.99 она включена в приложение к Указу N 309 от 09.04.97 "О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации" и предусмотрена в Государственном протоколе Российской Федерации.

В целях обеспечения социальных гарантий, предоставляемых указанным должностным лицам (до принятия необходимых федеральных законов), Президентом Российской Федерации издан также Указ N 854 от 16.08.95 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих".

Права, обязанности и ответственность работников рабочего аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе, а также законодательством Российской Федерации о труде. Комплекс и структура должностных прав и обязанностей федеральных гражданских служащих рабочего аппарата сочетают в себе не только требования о порядке и условиях прохождения федеральной гражданской службы, но и обеспечения своевременного и качественного выполнения функциональных задач, стоящих перед Уполномоченным. В соответствии с должностными регламентами, утверждаемыми Уполномоченным, федеральные гражданские служащие рабочего аппарата выполняют свои служебные обязанности, обусловленные его законодательным мандатом по осуществлению независимого контроля за исполнением обязательств государства о соблюдении прав человека и их государственной защиты.

Их профессиональная деятельность должна способствовать не только эффективному осуществлению Уполномоченным своих полномочий, но и повышению его роли и значения в системе органов государственной власти в качестве неотъемлемого института демократического правового государства, укреплению его влияния на соблюдение прав человека и авторитета в гражданском обществе.

Для обеспечения эффективной деятельности федеральных гражданских служащих подбор и расстановка кадров, принятие управленческих решений, контроль исполнения, анализ недостатков и результативности мер по их устранению, совершенствование форм и методов работы осуществляются Уполномоченным на основе организационных технологий, направленных на достижение ими позитивного конечного результата.

 Важное значение придается Уполномоченным характеру и уровню профессиональной подготовки федеральных гражданских служащих рабочего аппарата, наличию у каждого из них необходимых знаний и навыков.

Основой для квалификационных требований, предъявляемых к лицам, поступающим на федеральную гражданскую службу в рабочий аппарат, кроме уровня их профессионального образования, имеющегося стажа (опыта) работы по специальности, является наличие таких деловых и личных качеств, как организаторские и аналитические способности, владение оргтехникой, умение общаться с людьми, бесконфликтность, безупречная репутация, политическая нейтральность, национальная и религиозная терпимость.

Поддержание необходимого уровня профессиональной подготовки и знаний федеральных гражданских служащих обеспечивается проведением образовательных программ внутри рабочего аппарата и обменом опытом их деятельности с работниками аппаратов омбудсменов иностранных государств, изучением форм и методов работы межгосударственных органов по защите прав человека.

Работники рабочего аппарата как федеральные гражданские служащие и должностные лица наделяются в должностных регламентах, утверждаемых Уполномоченным, служебными полномочиями, позволяющими им осуществлять функции, обеспечивающие реализацию его мандата.

В соответствии со своими служебными полномочиями и компетенцией они вправе направлять соответствующим должностным лицам служебные документы, осуществлять личный прием заявителей, направлять им ответы по итогам рассмотрения жалоб, посещать органы государственной власти, принимать участие в качестве экспертов в рабочих группах по разработке законопроектов, реализовывать иные полномочия, которые при необходимости подтверждаются и доверенностью Уполномоченного.

Для консультативной помощи в осуществлении независимого контроля за соблюдением прав человека и их государственной защиты при Уполномоченном может создаваться экспертный совет из, в состав которого входят квалифицированные юристы, признанные специалисты и общественные деятели, обладающие необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина. Экспертный совет является консультативно-совещательным общественным органом, оказывающим научное и практическое содействие Уполномоченному в проведении, в частности, экспертиз законопроектов, внесенных в Государственную Думу; подготовке концепций, программ и иных документов, реализуемых в его деятельности; анализе и выявлении скрытых и перспективных угроз правам человека; в поиске и совершенствовании форм и методов их защиты; оценке эффективности мероприятий по их соблюдению.

Мнение экспертного совета учитывается при подготовке документов, направляемых Уполномоченным Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, в Правительство Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в его ежегодных и специальных докладах.

3. Деятельность экспертного совета, секции которого формируются по различным направлениям государственной защиты прав человека, направлена не на подмену, а на дополнение профессиональной деятельности федеральных гражданских служащих рабочего аппарата и предполагает оказание им помощи в решении вопросов, требующих специальных и глубоких познаний и опыта при ее осуществлении.

Предложения и рекомендации экспертного совета являются важным элементом профессиональной деятельности Уполномоченного в процессе реализации своих полномочий по государственной защите прав человека, оказанию содействия в развитии демократии, укреплению законности и правопорядка, обеспечению гарантий безопасности и неприкосновенности личности.

Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.


УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРМСКОМ КРАЕ


В Пермском крае, как в субъекте Российской Федерации учрежден институт Уполномоченного по правам человека.

Должность Уполномоченного по правам человека в Пермском крае (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Уставом Пермского края[1], Законом Пермского края от 05 августа 2007 № 77-ПК «Об уполномоченном по правам человека» в целях обеспечения гарантий государственной защиты конституционных прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Деятельность Уполномоченного является одним из средств защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Введение должности Уполномоченного в систему государственных органов Пермского края не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных и муниципальных органов, обеспечивающих в соответствии с действующим законодательством защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Уполномоченный замещает государственную должность Пермского края, предусмотренную Реестром государственных должностей и государственных должностей государственной гражданской службы Пермского края.

Материальные и социальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются в соответствии с законодательством Пермского края.

Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается аппарат Уполномоченного (далее - аппарат).

Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом с правами юридического лица. Аппарат осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

Уполномоченный утверждает структуру аппарата, положение о нем, утверждает штатное расписание, назначает на должности сотрудников аппарата в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе, руководит работой аппарата и решает иные вопросы его деятельности. По вопросам, связанным с руководством аппаратом, Уполномоченный издает приказы.

Сотрудники аппарата Уполномоченного замещают должности государственной гражданской службы.

Должность Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае является должностью государственной гражданской службы Пермского края, относящейся к высшей группе должностей категории "руководители".

Должности государственной гражданской службы, предусмотренные в штате аппарата Уполномоченного, включаются в Реестр государственных должностей и государственных должностей государственной гражданской службы Пермского края.

Предельная штатная численность аппарата Уполномоченного устанавливается постановлением Законодательного Собрания.

Финансирование деятельности Уполномоченного и его аппарата осуществляется из средств краевого бюджета. В краевом бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его аппарата. Финансирование текущей деятельности Уполномоченного и его аппарата должно обеспечивать возможность независимого осуществления ими своих полномочий в полном объеме.

Уполномоченному устанавливается ежемесячный оклад в размере должностного оклада первого заместителя председателя ЗС ПК и надбавок к нему в соответствии с законодательством Пермского края. Уполномоченному предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 45 календарных дней.

В главе 5 ст. 28 предоставляются следующие социальные гарантии Уполномоченному: он получает компенсацию в размере назначенного ему на момент окончания срока полномочий денежного вознаграждения (содержания) до первого после окончания срока полномочий устройства на новое место работы или достижения пенсионного возраста, но не более одного календарного года со дня ухода с должности, в следующих случаях:

а) неназначения на должность после окончания срока полномочий;

б) упразднения должности;

в) удовлетворения заявления о досрочном прекращении полномочий, если он проработал в должности не менее одного года.

В случае если на новом месте работы Уполномоченный получает заработную плату ниже прежней, то ему производится выплата компенсации до уровня назначенного ему на момент окончания срока полномочий денежного вознаграждения (содержания), но не более одного календарного года со дня ухода с должности. Выплата компенсации производится из средств краевого бюджета с учетом увеличения (индексации) размеров окладов денежного содержания на должностях государственной гражданской службы Пермского края.

Уполномоченный по правам человека самостоятельно утверждает бюджетную смету в пределах выделенных средств. Проект бюджетной сметы на очередной финансовый год направляется Правительству Пермского края и ЗС ПК для ее учета при составлении, рассмотрении и принятии проекта краевого бюджета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.