1) для дел, по которым фигурируют один или несколько фактов хищения;
2) для дел, и которых рассматривается множество фактов — эпизодов хищения неоприходованнога имущества, значительно отдаленных друг от друга но времени, но все же составляющих одно продолжаемое преступление.
Общее требование конкретизации обвинения обязывает по делам первой группы — установить вид похищенного имущества и его количество; по делам же второй группы допускается исчисление размеров похищенного имущества в суммарном выражении. Но это возможно лишь при определенных обстоятельствах:
1) достоверно установлен род похищенного имущества (наличные деньги, подотчетное имущество готовые изделия, швейные ткацкие, трикотажные, кондитерские, мясопродукты и т. д.);
2) собраны конкретные различные виды доказательств (показания обвиняемых, свидетелей, заключения экспертов, документы, вещественные доказательства);
3) при наличии предпосылки, что исчерпаны все возможности установления вида и размера похищенного имущества в каждом факте — эпизоде продолжаемом хищения.
Такой подход к определению размеров похищенного возможен при наличии следующих условий:
- по делу достоверно установлено, что организованная группа на протяжения определенного времени систематически расхищала конкретное неоприходованное имущество;
- по долу установлены конкретные факты — эпизоды хищения определенного имущества;
- по делу установлены способы хищения, в частности источники хищений и приемы реализации похищенного;
- в основу исчисления общих размеров похищенного кладутся не отвлеченные расчеты, а собранные в установленном порядке доказательства
Состав преступной группы, характеристика ее участников и их роль в хищениях устанавливаются в процессе выяснения события преступления, способов его осуществлении, а также обстоятельств, характеризующих личность расхитителей, о чем уже говорилось. При этом одновременно устанавливаются обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого.
Образ жизни расхитителей и конкретные факты, устанавливаемые в связи с этим обстоятельством, в сочетании с другими доказательствами по делу имеют существенное значение для выяснения и события преступления, и размеров похищенного, и определения роли отдельных участников преступной группы.
Имущество, ценности, нажитые расхитителем преступным путем, могут служить и доказательством виновности обвиняемого, и средством обеспечения ущерба, причиненного хищениями. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством они рассматриваются как вещественные доказательства.
Существенным является выяснение по делу обстоятельств приобретения этого имущества, в частности времени в сопоставлении с временем совершения хищений. В тех случаях, когда ценности, имущество обнаруживаются не у самого расхитителя, а у его родственников или доверенных лиц, необходимо доказать обстоятельства, устанавливающие действительного владельца обнаруженного.
Условия деятельности предприятия (учреждения), связанные с обеспечением сохранности имущества, непосредственно относятся к событию преступления, обстановке, в которой совершались хищения, а следовательно, и к обстоятельствам, устанавливающим виновность обвиняемого, В последнем случае весьма существенное значение имеет выяснение формы вины обвиняемого. Умышленное создание условий, облегчающих хищения, рассматривается как соучастие в этом преступлении. Преступные же действия, объективно способствовавшие хищениям, квалифицируются соответственно конкретным обстоятельствам дела либо как злоупотребление служебным положением, либо как халатность1. Выяснение указанных условий в то же время помогает установить причины и условия, способствовавшие хищениям.
Выяснение рассматриваемых условий связано со следующими обстоятельствами, относящимися к операциям с имуществом того вида, которое расхищалось:
а) организация приемки, хранения и выдачи имущества;
б) состояние учета хозяйственных, денежных и других операций.
При этом важное значение имеет не только бухгалтерский учет, но и оперативный, в частности учет производственных операций; организация контроля за ввозом и вывозом имущества с территории предприятия; организация и осуществление администрацией предприятия (учреждения) контроля за сохранностью государственного (или общественного) имущества, в частности реагирование на факты хищения, разбазаривания его; организация и систематичность проведения инвентаризаций; организация контрольно-ревизионной деятельности как с позиций своевременности проведения ревизии, так и качества их (глубина ревизий, применение необходимых методов анализа данных бухгалтерского и оперативного учета, внезапность и др.); подбор кадров на должности, связанные с материальной ответственностью за имущество, а также с распоряжением имуществом, учетом и контролем за его сохранностью.
Вопрос3 Инвентаризация в системе обеспечения сохранности средств
и профилактике экономических преступлений
Нарушение установленных правил документооборота, запущенность и неправильная постановка учета, отсутствие надлежащего контроля за материально-ответственными лицами приводят к недостаточно четкому отражению хозяйственных операций.
Одним из видов встречающихся учетных несоответствий на предприятиях и организациях являются расхождения между бухгалтерскими документами и фактическим наличием товарно-материальных ценностей, имущества или денежных средств. Такие расхождения могут возникнуть в результате описок, обмеров или хищений. В связи с этим имеется необходимость периодически сверять данные документального учета с фактическим наличием имущества. С этой целью проводится так называемая инвентаризация и используются другие приемы фактического контроля.
В связи с появлением многообразных форм собственности, и переходом на рыночные отношения документальная база доказывания преступлений на многих хозяйственных объектах сужена, и соответственно возросла роль методов фактического контроля как средств сбора доказательств при расследовании экономических преступлений. Поэтому знание инвентаризации и других методов фактического контроля не менее значимо для юриста, чем знание методов исследования документальных данных.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Инвентаризацией называется установление фактического наличия имущества, средств предприятия, его финансовых обязательств путем пересчета, обмера, взвешивания ценностей, сверки расчетов и последующее сопоставление фактического наличия с учетными данными.
Порядок проведения инвентаризации регламентируется "Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. №49.
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Для целей инвентаризации под имуществом понимают: основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовую продукцию, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.
Под финансовыми обязательствами для целей инвентаризации понимается: кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того инвентаризации подлежат все виды имущества и запасов, не принадлежащие предприятию, но числящиеся в бухгалтерском учете предприятия (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким либо причинам.
Основные цели инвентаризации:
1) выявление фактического наличия имущества;
2) сопоставление фактического наличия с учетными данными;
3) проверка полноты отражения в учете обязательств.
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О бухгалтерском учете", проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально-ответственных лиц;
- при установлении фактов хищения, злоупотребления, а также порчи ценностей;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при ликвидации или реорганизации предприятия перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
В соответствии с задачами, решаемыми посредством процедуры инвентаризации их принято классифицировать по следующим признакам.
1. По полноте охвата средств:
- полная - инвентаризация всего имущества и финансовых обязательств, например, при ликвидации предприятия или ежегодно перед составлением годового баланса;
- неполная - инвентаризация отдельных видов имущества или финансовых обязательств, например, при смене материально-ответственного лица.
2. По характеру проведения инвентаризация бывает:
- плановая - производится в предусмотренные сроки;
- служебная - при смене материально-ответственного лица, в случае стихийных бедствий;
- внеплановая - проводится по требованию оперативно-следственных органов, суда. Главное условие се проведения - внезапность.
По виду средств, подлежащих инвентаризации:
- основных средств;
- нематериальных активов;
- финансовых вложений;
- товарно-материальных ценностей;
- незавершенного производства и расходов будущих периодов;
- животных и молодняка животных;
- денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности;
- расчетов;
- резервов предстоящих расходов и платежей и др.
Порядок назначения и проведения инвентаризации по каждому виду указанных средств отражен в разделе 3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13.06.95 г.
Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев обязательного проведения инвентаризации.
Ответственность за правильность проведения инвентаризации несут руководитель предприятия и главный бухгалтер.
Общие правила проведения инвентаризации регламентируются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств от 13.06.95 г.
Количество плановых инвентаризаций па предприятии, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем и оговаривается в приказе об учетной политике, кроме случаев обязательной инвентаризации, рассмотренных выше.
При проведении инвентаризации по требованию органа дознания, следователя или ревизора при проведении ревизии руководитель предприятия создает комиссию с участием ревизоров, в состав которой включаются:
1) представители администрации предприятия и органа, назначившего инвентаризацию;
2) работники бухгалтерской службы (для осуществления подсчетов при инвентаризации);
3) другие специалисты (инженеры, экономисты, техники);
4) могут быть включены представители внутренней службы аудита предприятия, независимых аудиторских организаций;
5) материально-ответственные и другие заинтересованные лица. Участие материально-ответственного лица обязательно при проверке фактического наличия имущества. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.
Перед началом инвентаризации материально-ответственное лицо должно дать подписку о том, что им сданы в бухгалтерию все документы по операциям с инвентаризуемыми ценностями, для того чтобы исключить составление бестоварных документов задним числом. Во время проведения инвентаризации все операции по приему и отпуску ценностей прекращаются.
По результатам фактической проверки полученные сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Описи должны составляться в момент проведения инвентаризации, при этом составление черновиков с последующей перепиской не допускается. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах, принятых в учете. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки. По каждой странице инвентаризационной описи должен производиться подсчет количества и сумм по указанным ценностям. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам инвентаризационной комиссии каких-либо претензий.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственных лиц обязательно до открытия склада, где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности оформления инвентаризации оформляются актом контрольной проверки и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.
Результатами инвентаризации может быть установлено:
1) совпадение книжных (учетных, документальных) и фактических остатков. Это идеальный результат инвентаризации. Однако такое совпадение может быть вызвано заполнением описей не путем фактической проверки, а на основе книжных остатков или со слов материально-ответственного лица;
2) превышение учетных остатков над фактическими, в результате чего образуется недостача;
3) превышение фактических остатков над учетными, то есть наличие излишков товарно-материальных ценностей.
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О бухгалтерском учете" "выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов);
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества или порчи ценностей списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации на уменьшение финансирования (фондов)".
Часть выявленной недостачи может быть списана в пределах норм естественной убыли (например, усушки, утруски). Следует знать, что естественная убыль не может быть начислена почти по всем промышленным товарам (инструмент, ткани, обувь и др.) и по некоторым, прежде всего штучным, продовольственным товарам (например, консервы). Начисление естественной убыли производится только после инвентаризации при наличии и в пределах недостачи.
Следует также отличать от естественной убыли порчу ценностей, на которую материально-ответственное лицо в присутствии комиссии составляет специальные акты. Испорченные товары после утверждения акта руководителем организации должны быть реализованы (например, на корм скоту) или уничтожены, что также оформляется документально. На товары, списанные в результате порчи, естественная убыль не начисляется.
Если в результате инвентаризации выявлены излишки, необходимо установить истинную причину их образования. Излишки могут возникнуть вследствие ошибок в бухгалтерском учете. Однако зачастую значительные излишки создаются в результате обсчета, обмана потребителей, также путем завоза неоприходованного товара, приписок в инвентаризационных описях. Недостача или излишки могут быть также следствием пересортицы.
Пересортица товарно-материальных ценностей имеет место, если однородные товары окажутся одновременно в недостаче и в излишках, например, куры I категории будут в недостаче, а куры II категории - в излишке. Причинами пересортицы могут быть:
1) ошибки материально-ответственного лица при приемке или отпуске ценностей (случайные, по неопытности);
2) злоупотребления материально-ответственного лица (искусственное создание пересортицы за счет обмана покупателей);
3) ошибочные записи в бухгалтерском учете – в этом случае на виновное лицо накладывается административное взыскание;
4) умышленное внесение неверных записей в первичные документы и документы бухгалтерского учета в целях запутывания сортового учета товаров.
Образующаяся в результате пересортицы суммовая разница (суммовая недостача) должна быть взыскана с виновных лиц. Суммовая разница от продажи товара при пересортице должна быть возвращена покупателю.
К документам, представляемым для оформления списания недостач имущества сверх норм естественной убыли, должны быть приложены решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо заключение внутренней или внешней экспертизы о причинах порчи ценностей.
Выявленные в ходе инвентаризации факты пересортицы, могут быть урегулированы путем взаимного зачета излишков и недостач. Но это допускается в виде исключения только у одного и того же проверяемого лица в отношении имущества одного и того же наименования и в тождественных количествах.
По истечении 10 дней после окончания инвентаризации все данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с данными инвентаризации.
Таким образом, инвентаризация является одним из условий правильности ведения бухгалтерского учета. Она способствует реализации охранительной функции бухгалтерского учета. Нарушение порядка проведения инвентаризации в ряде случаев может рассматриваться как условия, способствовавшие совершению преступления.
Страницы: 1, 2, 3, 4