Рефераты. Астральные культы Причерноморья






Наряду с государственными культами существовали домашние культы особо почитаемых богов

Алтари VI—V вв. до н.э., открытые в городах Северного Причерноморья,  были просты,  как, например, монументальный алтарь в Ольвии — четырехугольный в плане с более или менее высокими вертикальными стенками, на широком основании. Этот же тип алтаря сохранился и позднее: таков алтарь IV в. до н.э., открытый в Большой Близнице. Этот алтарь был вместе с тем и жертвенником (алтарь-эсхара). На верхней его поверхности видно отверстие, через которое кровь жертвенных животных стекала внутрь алтаря. Углы алтарей уже в VI в. до н. э. иногда завершались акротериями: в Пантикапее было найдено такое завершение алтаря в виде завитка волюты[28] в Фанагории — тонко исполненная волюта IV в. до н. э. со следами розовой краски на глазке.

На Боспоре и в Горгиппии, вплоть до 3 в. н.э. поддерживался культ царей, который носил династический характер. Цель его распространения – придать легитимный характер правящей династии была в духе эллинистических монархий.


Постоянные войны эллинистической эпохи, падение старых полисов, нестабильность мира способствовала распространению и популярности культа богини Тюхэ – богини судьбы и случая. Тюхэ, в это время была покровительницей как частных лиц и царей, так и городов и акрополей. Её имя впервые упоминается в гомеровском гимне о Деметре, где она названа спутницей Коры. В классический период Тюхэ ещё не была известна как богиня, а считалась лишь самой могущественной из Мойр и лишь в новой эллинистической комедии (в связи с военно-политическими событиями), ей присваиваются божественные атрибуты. Тюхэ Менандра всем управляет и всё изменяет. В античном мире Тюхэ была довольно популярна. Культовые места богини были распространены по всей Элладе. В периоды социальной стабилизации богиня приобретала статус Фереполис « городу счастье и помощь несущей»[29] и появился  даже совместный храм Тюхэ и Доброго демона. Игральные кости  в прорицалище Тюхэ являлись символом   игры судьбы жизнями людей.

Культ Тюхэ сохранил и черты хтонизма соответствующих Артемиде – Гекате, Деметре, Коре, связанных с Плутоном, дарующим произрастание плодов и возобновление жизни.

В Северном Причерноморье – районе постоянной экономической, социальной и политической активности образ Тюхэ, как и образы других божеств терпел постоянные изменения. В 1 в. до н.э. – 1в.н.э. Тюхэ изображается с атрибутом Великой матери – с фиалой и в калафе.

В Горгиппии почитался Зевс как бог, олицетворяющий небо, источник дождя и света. При Рескупориде 2 (68-91г.) на Боспоре существовал фиас Зевса и Геи Спасителей (т.е. неба и земли). Находками в Горгиппии подтверждены как сотерические, так и хтонические черты бога.

Официальным в Горгиппии культом был и культ Гелиоса. Его солярные символы: шестилучевая звезда – солнце и полумесяц определяются иногда как символы Гелиоса – Нерона, иногда как обожествлённого Аспурга в образе Митры-Гелиоса. Отличие Гелиоса Северного Причерноморья в символике - (шестилучевая звезда и полумесяц) – солярных символах сарматской династии на Боспоре с иранскими истоками. Иранский солярный символ – шестилепестковая розетта, в другом исполнении – круг с вписанным в него крестом. Солярные символы связаны с культами Гелиоса, Аполлона, Адониса, Пана, Мена, Озириса, Бала, Митры, Сабазия.

В ипостаси солнечного бога почитался в Горгиппии  бог Мен, изображавшийся верхом на петухе. Петух, как известно является астрологическим знаком некоторых гороскопов. Лунарные божества – силены и Пан нашли своё место в верованиях горгиппийцев, как и Бог высочайший, несший идею монотеизма. Локальные эпитеты Бога отражают особенности местных культов верховного божества. Интересно, что будучи одним из главных культов на Боспоре, монотеистический культ Бога высочайшего не изменил «представления о генеалогии царствующей на Боспоре династии, которая по прежнему считала себя происходящей от Посейдона и Геракла. Но, приобщение богу в виде всадника даровало власть, как и приобщение Великой богине-матери.

О ряде культов Горгиппии представления в настоящее время отрывочны. Есть подтверждения того, что в Горгиппии был известен Сфинкс и на протяжении большого промежутка времени почиталась Афина в ипостаси Промахос, а также знаменитая Афина Парфёнос Фидия. Часто Афина изображалась с фигуркой Ники на вытянутой ладони левой руки. Находит подтверждение в археологических раскопках и миф о Персее, обезглавившем Медузу горгону.Культ Сераписа, созданный при Птолемеях объединял культы греческого Зевса и египетского Озириса, был связан с культом Изиды и Гора-Гарпократа. На территорию Северного Причерноморья и Малую Азию культ Сераписа проник в 3 в. до н.э. «Таким образом, в Горгиппии были распространены все основные  культы эллинского мира, их почитали здесь в различных ипостасях.

     Чем религия выше, тем уверовать в нее труднее. Религиозные представления жителей сельской общины Малой Азии были непосредственны и наивны, о чём свидетельствуют такие посвящения как «богу и кометам»[30]или непосредственные обращения к богу, например: «такой-то -  Зевсу».

В некоторых областях Малой Азии и Фригии поклонялись Плутону в ипостаси подземного божества.

Сельские жители считали, что боги помогают им в сельскохозяйственных и военных делах. Обожествлялись силы природы. Так в честь бога Солнца воздвигались храмы, создавались религиозные общества, фиасы. Ставились надписи в честь Гелиоса, иногда изображая его рядом с греческими богами Зевсом или Аполлоном. Известны обращения к богу Солнца как к хранителю могилы. До наших дней дошли свидетельства поклонения богу Солнца в эпиграфике многочисленных клятв и проклятий. Например, жители Пафлагонии верили в богов, олицетворявших силы природы- Земли и Солнца.

Помимо культа Солнца, существовал и культ Луны, Селены, связанный с культом бога Мена.

Обожествлявшие силы природы сельские жители поклонялись и речному божеству, что было естественно и важно в засушливой Фригии. Жители верили, что божество – покровитель деревни разделяет их интересы, поэтому каждая община имела своего бога-покровителя. Боги с местными этниконами имели карийские, лидийские, фригийские корни.

Наиболее древним и распространённым в Малой Азии был культ Матери богов. Во Фригии – в ипостаси Ангдистис. Страбон называет Великой Фракийской богиней. Известна четырёхликая матерь богов во Фригии и Галатии; в ипостаси Анаит, с ярко выраженными восточными чертами, культ богини Кибелы. Этот культ являлся как общегосударственным, так и локальным с многочисленными местными этниконами. Символом матери богов был лев – знак зодиакального созвездия августа – месяца сбора урожая.

Символом Зевса Спасителя был орёл. Возможно, орёл был священной птицей в верованиях сельских общин. Религиозные представления тесно переплелись и неплохо друг с другом уживались.

        Зевсу Величайшему, Зевсу Сотеру, Зевсу Бронтонту, Зевсу Ктесию, Зевсу Эпикарпию, Зевсу Эвридамену, Зевсу Фатнию, Зевсу Оркаманейту, Зевсу Исиндию, Зевсу Паппию возносили свои молитвы о лучшей жизни деревенские жители. Давая божеству этрь6тникон по названию поселения или по какой-то одной цели , сельские жители делали далёкое и холодное божество близким и понятным, заинтересованным в их непосредственных нуждах. Так звёзды сходили с небес и становились ближе.

Местные этниконы имели также и бог Мен, и матерь богов и др. Так в представлениях сельских жителей Малой Азии греческие и римские боги приобретали не свойственные им ранее черты.

Культ Геракла являлся общегосударственным и локальным. Посвящения Гераклу имели его символ – быка, иногда даже отсутствовало изображение самого бога. Как известно бык - зодиакальный знак  созвездия Тельца. Солнце проходит созвездие Тельца в мае – месяце весеннего потепления, посадки растений, победы над зимой и холодом. Так и Геракл, побеждая зло этого мира, освобождает дорогу для добра и процветания.

В некоторых надписях найденных в  Малой Азии Культ Диониса, олицетворявшего осень, сочетался с культом императора. Культ императоров в сельских местностях проявлялся в отождествлении императора с богом Солнца. Царь, как и Солнце обладает функциями наделения дарами, плодами осени, результатами труда. Иногда статуи императоров около храма ставили  разбогатевшие общинники желавшие, очевидно, выслужиться перед магистратами, или перед римлянами. Интересный момент: община, видимо считавшая для получения урожая бога-императора недостаточной гарантией, добавила рядом в декрет богиню Деметру. Интересен культ двенадцати богов в Ликии: « Ясон на обратном пути из Колхиды впервые принёс жертву 12 божествам».

       В Малой Азии известны посвящения Артемиде «олененесущей», [31] Аполлону Лермену, Лето с её атрибутами – голубями. Аполлон иногда изображается во фригийском колпаке. Следует отметить, что для Фригии характерен местный головной убор, в который они и наряжали пришлых богов, тем самым, делая их более близкими и понятными.

Пантеон местных божеств Малой Азии включал в себя: Матерь богов, в различных модификациях, Аттиса, Тиоса, Мена. Это ясно отражает характер жизни сельской общины  с её заботами и проблемами. В засушливых районах Малой Азии имело большое значение количество осадков. Жители просили у богов хорошего урожая, отражая свои надежды на него в надписях-молитвах. Религия общины была демократична. В ряде районов Малой Азии, в которых было развито коневодство, Зевс и Аполлон изображались в образе бога-всадника.Отправляли культы местных богов и богов античного пантеона одни и те же жрецы.

Изучение процесса проникновения богов античного пантеона и их ассимиляции в общине показывает, каким именно путём шёл процесс эллинизации местного населения, какие черты приобретали мировоззрение и религия в сельских районах Малой Азии.

 Найденные на территории Причерноморья культовые скульптуры начала нашей эры подтверждают копирование и подражание памятникам греческой классики. Рассмотрим подробнее некоторые из культов, а именно: - культ Аполлона; - культ Афродиты; - культ бога Мена; - культ Митры; - культ богини Ма.

          

                           § 1  Культ Аполлона.

 Аполлон – бог Солнца и света, покровитель поэтов и музыкантов, выдвинулся из официального пантеона богов, под своим прежним именем, с которым прибыл извне.

Для жителей Малой Азии 4- 3 тыс. до н.э., Аполлон северянин. Он явно не равнодушен к гипербореям. «И эта его любовь к обитателям севера, память о них, как о лучшем, справедливейшем народе, конечно же не память самого Аполлона, а выраженная в аллегорической форме памяти народа – носителя его культа».[32]

          Многовековая литературная обработка образа привели к тому, что Аполлон воспринимается исключительно как классический образ юного красавца, светоносного бога – покровителя изящных искусств. Прояснить первоначальный облик божества, можно только отделяя один за другим поздние пласты мифотворчества. Поскольку данные греческого языка не позволяют раскрыть этимологии имени Аполлон можно предположить, что сам образ имеет догреческое, малоазийское, а возможно и вовсе не индоевропейское происхождение. Немецкий исследователь Х. Коте считает, что культ Аполлона возник в районе Среднего Дуная. Академик Б.А.Рыбаков пишет: « Первое, на что следует обратить внимание при ознакомлении с мифами, - это прочная связь всего цикла лето – артемидо – аполлоновских мифов с севером, с гиперборейцами, жившими где-то на севере от Греции». Для архаического Аполлона характерны наличие растительных функций, близость к пастушеству и земледелию, а в представлении «микенских греков»  Аполлон выглядит внешне варваром: «не стригущий власов», «длиннокудрый» (по словам Гомера).

           Геродот в 5 веке до н. э. засвидетельствовал присутствие сколотов в Северном Причерноморье. Академик Рыбаков доказал принадлежность сколотов к праславянам. Наиболее подвижная, молодая, раннедружинная прослойка устремилась в богатые и оживлённые приморские области. Б.А.Рыбаков считает, что исходная точка многообразного облика Аполлона связана со скотоводческой пастушеской средой. Из изложенного выше становится объяснимой гипотеза трансформации праславянского «Кополо – н» в русский – как «Купало», в древнегреческий, а затем в греческий – как «Аполлон». Оба божества молоды и юны, символы плодородия, оба умирают и воскресают, являясь как бы «сезонными богами», связывая миф с развитием растений и семян. В Дельфах, как и на Делосе, Аполлон связывался с Солнцем и огнём. В описании Деодором страны гиперборейцев обычно не замечается одно интересное сообщение: на острове находился великолепный храм Аполлона, достойный похвалы, украшенный многочисленными приношениями, шарообразный по своей форме. А всё сферическое и вообще шарообразное, согласно Порфирию, подобно Космосу и Солнцу. Впрочем, для арийской мифологии характерна двойственность светового божества: Митра и хвар, Вивасват и Сурья.

         «Аполлон известен, в первую очередь как бог солнечного света, красоты, гармонии и покровительства искусствам – однако, таким он становится только в классическое эллинистическое время»[33], сохраняя одновременно при этом «многие свои более ранние, в том числе хтонические черты»[34] хотя его отождествление с Гелиосом – Солнцем произошло поздно – в 5в. до н.э. – главным образом в произведениях Еврипида).

Последние – напрямую связаны с загробным миром, идеей о возрождении. «Геродот связывает их происхождение с Египтом, где Гор – Аполлон являлся, якобы, сыном Осириса – Диониса и Исиды- Деметры»[35]. Аполлон связывался своим рождением и с такими «ультра хтоническими  существами, как Силен, Пан и т. д.

Культ Аполлона на Боспоре засвидетельствован с конца 5 века до н.э. нумезматическим материалом.

 Начиная с конца 4 в. до н.э. наибольшее распространение получил культ Аполлона врачевателя и занял почётное место на Боспоре, находясь под покровительством Левнона  (389\8 – 349\8г. до н. э.). Перисада 1 (344\3 – 311\10 года до н. э.), Спартона 3 (304 \3 – 284\3 г. до н. э.), Левнона 2 (240-220 г. до н.э.). Исходя из того, что культ Аполлона врача в 4-3 веках до н.э. находился под покровительством спартакидов, исследователь Сударев Н.И.  делает следующие выводы:

- это был главный полисный культ Пантикопея с момента его основания.  «В Пантикопее на горе Митридат найдено 2 посвящения Аполлону врачу, одно из них относится к концу 6 началу 5 века до н. э., второе – к нач. 4 века до н. э.». [36] Самое почётное место в Пантикопее занимал, при Спартакидах храм Аполлона Врача. Жрецы в храмах Аполлона Врача были представлены высшей Боспорской знатью и членами семьи спартакидов.

Фролова Н.А. выделяет несколько типов монет с изображением Аполлона или его атрибутов и свидетельствующих об официальном культе этого божества.          Строительство монументального храма Аполлону Врачу подтверждает существование религиозного союза вокруг этого культа в 5 веке до н. э. Чеканка монет с легендой Аполлона связана с вышеупомянутой амфиктионии и с храмовым чеканом.

Существование Амфиктеонии предполагает наличие данного культа в качестве одного из основных, в ряде городов на берегах Боспора, которые собственно и могли вокруг него объединяться. Одним из самых информативных источников о религиозной жизни в античном Северном Причерноморье являются граффити. Однако большая их часть остаётся неопубликованной, кроме того, они являются, весьма сложными для интерпретации. Известно большое количество посвящений Аполлону в Феодосии, Пантикапее, на мысе Зюк. Меньше их в Нимфее, Ките. Весьма немного следов почитания Аполлона и в раннем полисе на месте Анапы (Синдской Гавани).

На граффито из Мирмения - посвящение Аполлону Врачу на венчике аттического Килика, датируемого 475-469 годами до н.э. Кроме того, там же была обнаружена чрезвычайно редкая для Боспора находка -  «монета стрелка», широко распространённая в Северо-Западном Причерноморье в 6- начале 5 веков до нашей эры и связываемая с вотивными приношениями Аполлону Врачу. Аполлон нередко выступает в качестве божества, умирающего и возрождающегося,[37] снисходящего в Аид[38] и вновь возвращающегося оттуда, но уже очистившимся[39]. «Аполлон – один из самых распространённых и почитаемых божеств древнего мира. Вряд ли следует доказывать его широкую известность и в греческих колониях Причерноморья»[40]. Однако, в различных местностях, он почитался  в разных ипостасях.Аполлону часто сопутствует изображение волка. Причины, по которым то или другое животное считалось особенно излюбленным известным божеством, конечно, не всегда возможно объяснить, но чаще всего они основывались на представлении ближайшего соотношения между качествами божественного существа и природными свойствами животного.  Основное символическое содержание культа Аполлона Петрос в Северо-Западном Причерноморье, хотя и подвергалось с течением времени определённым изменениям, носило в общем одинаковый характер во всех местах его почитания. Понтийские греки следили за развитием культа Аполлона в его панэллинских святилищах  и были знакомы с Религиозной философией оказывавшей значительное влияние на его развитие и популярность.

К культу Аполлона в Ольвии: «В  какой- то степени интерес ольвиополитов к философии Аполлоновской религии раскрывается одним граффито, найденном в несколько испорченном виде на Западном Теменосе. Оно прочерчено по кругу на ободках поддона череполаковой чаши, специально сглаженном после того, как она разбилась»[41]

На одном ободке стоят имена (Наллиник, сын Филонсена, Деметрий, сын Сократа) членов Фиаса боршков;

 на втором, невидимом сверху, размещены также замкнутые в круг отдельные пары слов, которые можно читать и трактовать следующим образом: «Аполлон – Солнце, Солнце – Космос, Космос – Свет, Свет – жизнь, жизнь – Аполлон».

Естественно, эту надпись можно интерпретировать с самых разных позиций в зависимости от того, где начать его чтение. Хотя несомненно, что в ней существуют определённые закономерности сцепления логических заключений своего рода логическая игра понятий, для которых важно ключевое слово. Скорее всего, поскольку оно составлено членами религиозного фиаса, таким ключевым словом должно быть имя Аполлон. Такое изречение подчинено, очевидно, философско – логичному доказательству, что вся жизнь на земле существует благодаря Аполлону, где он уподоблен и Солнцу, и Космосу в его многозначном понимании, и свету, и жизни. Данная надпись доказывает отчётливое проявление культа Аполлона в Ольвии, в который вкладывались космогонические идеи.

Имеются свидетельства, что в ранний период эллины пропагандировали культ Аполлона среди местного населения Причерноморья. На это недвусмысленно намекают мифы о гиперборейских дарах для деллоского святилища и стреле как мирном символе Аполлона, которую несёт Северный пророк Абарис, а также, находка посвящения Петросу и Дельфинию в лесостепной скифии конца 2 века, посвятительная надпись на амфоре второй половине 6 века до н.э. Аполлону Борею.

Фракийские цари, безусловно знали имя Аполлона, царь Котис возводил своё  происхождение к этому богу, называя себя его сыном. Солярная сущность этого бога и его обширные функции, в том числе и лученка, были близки мировоззрению автохтонов. Однако говорить об этом можно только в гипотетическом плане, т.к. основная часть населения во всех местностях, будь то Фракия или Скифия, оставалась, верна своим традиционным культам и верованиям. Если и проявлялся какой-то интерес к греческим божествам, то он был характерен главным образом для отдельных представителей варварской элиты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.